Согласно данным Центробанка, весной 2025 года доля рубля впервые превысила 50% в российском экспорте: в апреле она составила 52%, в мае – 52,4%. При этом в мае превышение 50-процентного порога впервые отмечалось по всем географическим зонам международной торговли.
Так, лидерами в экспортных расчетах за рубли стали страны Океании (94,2%), Карибского бассейна (92,1%) и Африки (84,6%). Доля рубля в расчетах с Европой составила 59,8%, с Северной Америкой – 51,9%, с Азией – 50,7%.
"Такая доля международных расчетов в российских рублях даже пару лет назад могла нам только сниться", – подчеркнула доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ имени Плеханова Татьяна Белянчикова.
По ее оценке, усилению позиций рубля способствуют прежде всего антироссийские санкции, которые свели к минимуму возможность для отечественных операторов внешней торговли рассчитываться в валютах недружественных стран.
"Показательно и то, что одновременно с ростом доли рублевых расчетов снижается доля расчетов в валютах дружественных стран. Оно и понятно: для расчетов с Россией, если не брать основные мировые валюты, вроде доллара США или евро, удобнее использовать ее валюту, чтобы не терять на конвертации и попытаться договориться о более интересных для себя ценах", – добавила Белянчикова.
В свою очередь доцент Финансового университета при правительстве РФ Игорь Балынин уверен, что введенные против РФ санкции снижают доверие к валютам недружественных стран и тем самым еще более способствуют увеличению доли расчетов в рублях.
"Более того, осуществление операций в российском рубле способствует дополнительной защите информации о параметрах сделок и противодействует влиянию санкций на наши отношения с ключевыми партнерами. Экономическим агентам из России и дружественных стран проще, надежнее и удобнее осуществлять расчеты в рублях и, соответственно, валютах дружественных стран", – пояснил эксперт.
Балынин считает увеличение расчетов в рублях большим плюсом для российской экономики. Во-первых, отметил он, это снижает зависимость от колебаний валютных курсов и способствует росту конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Кроме того, увеличение доли расчетов в рублях гарантирует надежность долгосрочных контрактов и усиливает защиту от хаотичного изменения цен вследствие колебаний курсов валют. Наконец, рост доли внешнеторговых операций в рублях выступает фактором стабилизации курса, поскольку при росте расчетов в рублях спрос на зарубежную валюту снижается.
По мнению Белянчиковой, для сохранения роста доли рубля в международных расчетах во всем мире в перспективе потребуются дополнительные экономические факторы.
"Помимо устойчивости валюты, низкой инфляции в стране, большей конвертируемости (отмены со временем существующих на сегодня вынужденных валютных ограничений) нужно также предусмотреть повышение ее востребованности не только во внешнеторговых расчетах. Например, расширить возможности использования российской валюты в международных инвестициях – как прямых, в форме вложений в российские проекты, так и портфельных, в виде расширения перечня финансовых инструментов, номинированных в российских рублях", – считает экономист.
По мнению Балынина, расчеты в рублях и валютах ключевых торговых партнеров России так или иначе будут увеличиваться и дальше, поскольку переход на торговлю в национальных валютах и дедолларизация – это мировая тенденция. Дополнительным фактором ее усиления эксперт считает экономические решения США в части торговых пошлин.
Кстати
Укрепление рубля продолжается с середины февраля 2025 года. Например, в июле официальный курс пока не превышал 80 руб. за долл. Мнения о причинах расходились. Одни аналитики считали, что на курс больше влияли ожидания улучшения геополитической ситуации. Другие полагали, что укрепление рубля связано преимущественно с жесткой денежно-кредитной политикой, то есть высокой ключевой ставкой. Как результат спрос на импорт снижался, а интерес к российским активам рос в условиях, когда процентные ставки в России выше, чем ставки в других странах. Поддержку рублю с начала года оказывало стабильное предложение валюты экспортерами при умеренном спросе на нее со стороны импортеров, отмечали весной аналитики Банка России. Кроме того, высокие ставки по рублевым кредитам могли стимулировать компании, имеющие запасы валютной ликвидности, активнее продавать ее для финансирования текущих расходов в рублях. Такая продажа валюты могла быть связана и с желанием получить дополнительный доход от размещения средств по высоким рублевым ставкам.