Идее построить СПГ-завод на Аляске – сто лет в обед, разговоры о нем велись еще в прошлое президентство Трампа (2017-2021 годы), но, если к проекту подключатся Япония, вероятность его реализации сильно возрастет. Во-первых, страна Восходящего солнца – крупнейший инвестор в американскую экономику. В 2024 году объем внешних инвестиций Японии в американский рынок составил 696,6 млрд долларов. С учетом этого сумма 40 млрд долларов, в которую оценивается строительство завода и необходимой инфраструктуры, не кажется запредельной. Во-вторых, Япония занимает второе место в мире по объемам импорта СПГ после Китая. В 2024 году страна купила 66 млн тонн СПГ (около 92 млрд кубометров газа).
Спрос на газ здесь, конечно, растет не так, как в Китае или Индии, но обеспечить себя на будущее стабильными поставками газа и, возможно, на очень выгодных условиях, Япония не откажется.
Для США или трейдеров, которые будут продавать американский СПГ, учитывая предполагаемое месторасположение будущего завода на юге Аляски, – Япония, Китай, Тайвань и Южная Корея станут самыми оптимальными рынками сбыта. Не нужно проходить Панамский канал, возить газ через океан. То есть все плюсы короткого транспортного плеча. И как раз здесь начинаются пересечения с Россией.
Ранее Alaska LNG прямо противопоставлялся двум нашим проектам "Арктик СПГ-2" и "Арктик СПГ-1" на Гыданском полуострове. Сейчас об этом не говорится, но оно и понятно почему. "Арктик СПГ-2" попал под санкции США, из трех линий завода построены и запущены две (мощностью по 6,6 млн тонн в год), но со сбытом товара есть серьезные проблемы. В первую очередь, из-за отсутствия газовозов ледового класса, в том числе самого высокого – Arc7. Что же касается "Арктик СПГ-1", то этот проект пока существует только на бумаге, и поскольку он также попал под санкции США – его будущее совсем туманно.
Если Alaska LNG окажется запущен раньше, чем решатся проблемы "Арктик СПГ-2", а европейский рынок закроется для российского газа, то это сильно затруднит выход продукции нашего арктического СПГ на азиатский рынок. У американского завода есть несколько неоспоримых как преимуществ, так и недостатков, по сравнению с нашими предприятиями. Его главный плюс географический, он будет располагаться на юге Аляски.
Как замечает руководитель практики Kept по работе с компаниями нефтегазового сектора Максим Малков, для экспорта СПГ с южного побережья Аляски танкеры наивысшего ледового класса или ледокольные проводки не потребуются. Залив Аляска, как правило, не замерзает зимой благодаря теплому Северо-Тихоокеанскому течению, поэтому в теории вывоз СПГ из этого региона возможен на конвенциональных СПГ-танкерах.
По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, даже если в самом порту теоретически может возникать ледовая корка, то этот вопрос решается ледоколами. Чтобы избежать проблем с вывозом СПГ через льды, проект предполагает строительство газопровода, протяженностью более 1200 км от месторождений на севере Аляски до полуострова Кенай на юге, где, кстати, работал первый крупнотоннажный СПГ-завод в США, который был выведен из эксплуатации 10 лет назад.
Еще одно преимущество американского проекта – отсутствие санкций. Но вместо них против предприятия прекрасно работают экологические активисты, которые успешно борются против строительства завода. Причем, велика вероятность, что после окончания срока президентских полномочий Дональда Трампа в начале 2029 года, у проекта могут возникнуть серьезные проблемы, даже если он будет уже построен.
Как поясняет Малков, проект, даже если будет реализован, окажется очень дорогим. Там очень высокая себестоимость добычи газа. Кроме добычных объектов и собственно СПГ-завода потребуется построить газопровод протяженностью почти 1300 км через всю территорию полуострова. Тариф транспортировки по газопроводу будет высоким. Также есть проблема коренных народов Аляски, которые будут требовать компенсаций, и так далее. Если даже Япония согласится финансировать Alaska LNG и его оперативно согласует FERC (регулятор межгосударственной передачи и оптовых продаж электроэнергии, природного газа и нефти по трубопроводам), то на строительство и ввод в эксплуатацию всех этих объектов потребуется 6-8 лет. К этому времени на мировой газовый рынок выйдет большое число СПГ-заводов с гораздо более привлекательной экономикой поставок – в первую очередь, в Катаре. Эксперт считает, что с учетом вышесказанного Alaska LNG не станет прямым конкурентом российских заводов в Арктике.
Схожий взгляд у Гривача. Он также отмечает, что проект очень дорогой. Вдвое дороже того же "Арктик СПГ-2". И замечает, что для наших арктических проектов основной рынок – Европа. Это видно по нынешней логистике с завода "Ямал СПГ" (не попал под санкции). Но, если европейский рынок закроется, придется искать варианты переориентации поставок в Азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Впрочем, учитывая высокие темпы роста спроса на газ в Азии (но для этого там должны быть приняты и реализованы программы замещения угля в энергетике), то места на рынке хватит всем, подчеркивает Гривач.
К сказанному необходимо, правда, добавить, что в случае переориентации поставок в Азию, наш СПГ тоже станет дорогим из-за логистики. Если только не откроется круглогодичное судоходство в восточной части Северного морского пути (СМП) и у России будет достаточно газовозов Arc-7 для поставок по этому маршруту. При невыполнении этих условий наш СПГ из Арктики придется везти в западном направлении: в обход всей Европы, через Суэцкий канал, Красное море и Индийский океан. И еще неизвестно, чей СПГ окажется в итоге дешевле, наш или американский.
Не случайно, эксперты сходятся, что развивать СМП и решать логистические вопросы с вывозом СПГ с арктических проектов России необходимо совершенно независимо от того, будет ли реализован СПГ-проект США на Аляске.