"Российская газета" приводит основные цитаты министра.
Отношения с СШАВсе законы, которые Байден напринимал для "наказания" России после начала специальной военной операции, она (администрация президента США Дональда Трампа - прим. "РГ") не оспаривает.
Мы находимся в ситуации, когда на этом пути сами американцы создают искусственные препоны.
(США) пытаются поставить под контроль нашу торговлю, инвестиционное сотрудничество, военно-технические связи с крупнейшими стратегическими партнерами России, такими как Индия и другими членами БРИКС.
В Анкоридже мы приняли предложение Соединенных Штатов… Помимо того, что они вроде бы предложили насчет Украины и мы были готовы (теперь они не готовы), мы еще и в сфере экономики не видим никакого радужного будущего.
Противостояние с ЗападомИдет битва за сохранение старого миропорядка, державшегося на роли доллара и на тех правилах, которые Запад придумал и воплотил в Международном валютном фонде, во Всемирном банке, во Всемирной торговой организации. Когда новые центры роста стали на основе этих самых правил получать гораздо более весомые результаты экономического развития и существенно более высокие темпы развития (повсеместно наблюдаем это в странах БРИКС), то Запад стал искать пути недопущения такого перехода.
Мы не выступаем за то, чтобы МВФ, Всемирный банк, ВТО прекратили свое существование.
Все эти организации: и НАТО, с его невыполненными обещаниями не расширяться на восток, данными еще Советскому Союзу, и Евросоюз, разрушивший всю насыщенную инфраструктуру сотрудничества с нашей страной, и тем более ОБСЕ, полностью подчинившаяся односторонним действиям Запада и забыла про основополагающий принцип консенсуса – согласия всех ее участниц, они отживают свой век.
Запад не хочет отдавать свои некогда доминирующие позиции. Причем с приходом администрации Дональда Трампа эта борьба за подавление конкурентов стала особенно явной и открытой. Собственно говоря, администрация в Вашингтоне при Трампе и не скрывает этих своих амбиций.
Запад теряет свою гегемонию, но продолжает цепляться за институты, созданные для обеспечения этой гегемонии, которые по определению уже не могут отражать реальное положение дел.
Президент России Владимир Путин не раз говорил, что не мы отказываемся от использования доллара. США при президенте Джо Байдене сделали все, чтобы доллар стал оружием против тех, кто неугоден.
Против нас используются совершенно недобросовестные методы. Запрещают работу российских нефтяных компаний, таких как "Лукойл", "Роснефть".
Все эти геополитические столкновения, попытки помешать объективному ходу истории, конечно, сказываются на двусторонних делах. Не буду перечислять – тут и санкции, и придуманный Западом "теневой флот", и попытки в грубейшее нарушение Конвенции ООН по морскому праву задерживать суда с помощью военной силы в открытом море, и многое другое. Тарифы за то, что кто-то у кого-то покупает нефть или газ. Это сейчас повсеместно распространено.
Американцы хотят забрать под себя все маршруты обеспечения всех ведущих стран, всех континентов энергоносителями. На европейском континенте они смотрят на взорванные три года назад "Северные потоки", на украинскую газотранспортную систему и на "Турецкий поток".
Понятно, что в условиях развязанной против нас глобальной войны, лихорадочных попыток Запада "наказывать" всех наших партнеров, требуя, чтобы они прекратили с нами торговать и сотрудничать в военно-технической сфере.
Мир переформатируется. Это происходит в конкурентной борьбе.
УкраинаНам говорят, что надо решить украинскую проблему. В Анкоридже мы приняли предложение Соединенных Штатов. Если подходить по-мужски, то они предложили - мы согласились, значит, проблема должна быть решена.
Обеспечим, нисколько в этом не сомневаюсь, интересы своей безопасности, не допустив размещения на украинской территории каких-либо видов угрожающего нам оружия и, во-вторых, гарантировав надежную и полноценную защиту прав русских, русскоязычных людей, столетиями живших и живущих на землях Крыма, Донбасса, Новороссии, которых пришедший к власти после госпереворота киевский режим объявил "существами", "террористами", и против них развязал гражданскую войну.
Президент России Владимир Путин не раз говорил, что для России неважно, что будут говорить на Украине, в Европе – мы прекрасно видим пещерную русофобию большинства режимов в Европейском союзе, за редчайшими исключениями. Нам важна была позиция США.
Безопасность в ЕвразииИнициатива, которую президент России Владимир Путин сформулировал в 2024 году, о создании архитектуры евразийской и общеконтинентальной безопасности набирает силу. К ней проявляют все больше интереса.
Весьма важно, что эта идея обеспечения безопасности с участием всех стран континента опирается на материальную основу, базу (Большого Евразийского партнерства – прим. "РГ").
БРИКСОни (США – прим. "РГ") уже объективно утрачивают свое экономическое влияние, свой вес в мировом хозяйстве. Параллельно поднимаются такие страны, как Китайская Народная Республика, Индия, Бразилия.
Мы вынуждены искать дополнительные защищенные пути развития наших финансовых, экономических, интеграционных, логистических и прочих проектов со странами БРИКС.
Не отказываясь от контактов с ними (США – прим. "РГ"), в той степени, в которой они будут готовы делать это на взаимовыгодной основе, мы заинтересованы вместе с нашими партнерами по БРИКС создавать архитектуру, которая не будет подвержена неправомерным действиям того или иного "игрока" с западного фланга.
БРИКС предоставляет такую рамку, "зонтик", если хотите, для развития интеграционных процессов на отдельных континентах. В перспективе это объединение вполне может быть местом, где планы развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры и Евразии, и Африки, и Латинской Америки будут гармонизироваться.
Тот факт, что в БРИКС входят такие евразийские гиганты, как Китай, Индия, Россия, а теперь еще Индонезия, конечно же, делает объединение потенциально эффективным, способствующим процессам формирования Большого Евразийского партнерства.
У индийского председательства актуальная, современная, отвечающая задачам сегодняшнего дня и нацеленная в завтрашний день программа. Будем активнее его поддерживать.
В программе ее председательства присутствуют вопросы продовольственной и энергетической безопасности. Будет интересно рассматривать энергобезопасность в контексте действий, которые предпринимает администрация Дональда Трампа в сфере мировой энергетики.
Искусственный интеллектНормы взаимодействия в сфере искусственного интеллекта между государствами и нормы использования технологии искусственного интеллекта каждым государством только формируются. Это достаточно серьезная дипломатическая борьба.
Есть попытки некоторых стран подчинить, создать какую-то структуру под своим началом и подчинить ей все, что делают, могут делать и имеют право делать государства с искусственным интеллектом в военной сфере. Понятно, что такие страны, как члены БРИКС, не пойдут на такое ущемление своего суверенитета, но транспарентность в этой сфере все равно весьма важна.