Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

В секторе Газа впервые объявили состояние катастрофического голода
На саммит ШОС в Китае съедутся лидеры более 20 стран
Трамп: Британия, Германия и Франция хотят разместить войска на Украине
Путин и Трамп провели 40-минутный телефонный разговор
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Вулкан Кудрявый (о.Итуруп) и его долина драгоценных дымов.
21.12.20 21:34 Наука, техника, образование
Если бы потребовалось выбрать на территории России одну точку с уникальными геохимическими характеристиками, сырьевой рог изобилия – то весьма вероятно, что пьедестал возглавил бы сложный стратовулкан Кудрявый, расположенный в северной части острова Итуруп в составе Курильской гряды. Причудливость Кудрявого заключается в том, что это единственный в мире вулкан, чьи фумаролы в промышленных количествах извергают в атмосферу редчайший элемент рений.

Рений (Re) – 75-й элемент таблицы Менделеева. Был открыт в 1925 году Вальтером и Идой Ноддак, является хронологически последним открытым элементом, имеющим стабильные изотопы. Рений является чрезвычайно рассеянным редким металлом, содержится в основном в медно-молибденовых рудах. Практическая ценность и даже незаменимость рения заключается в его крайней жаропрочности. Температура плавления рения составляет 3186 градусов Цельсия, поэтому применение рения для легирования стали имеет принципиальное значение при производстве деталей для реактивных двигателей и для аэрокосмической промышленности в целом. Так, рений добавляют в лопатки турбин реактивных двигателей, что позволяет повысить их рабочую температуру на 50-80 градусов. Сплавы рения с вольфрамом находят применение в электронике, а сплавы рения с платиной — в нефтехимической промышленности, в качестве катализаторов, участвующих в удалении серы. Феноменальная прочность рения сегодня изучается, в частности, в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС; подробнее об этом можно почитать в блоге института на Хабре в замечательной статье "Материал, который выжил".

Основные промышленно разрабатываемые залежи рения находятся в Чили, а также в Казахстане, Узбекистане и Армении. Разведанные запасы металла также имеются в США. Объяснимый интерес США к приобретению рения для развития программы "Шаттл" привел к тесному сотрудничеству США и Казахстана в этой сфере в 1990-е годы. В тот период Российская Федерация, также крайне нуждающаяся в 75 элементе, была вынуждена извлекать его из промышленных отходов. Но еще в 1992 году начались подвижнические исследования Генриха Семеновича Штейнберга и Феликса Исааковича Шадермана, открывших уникальное месторождение рения на фумарольных полях вулкана Кудрявый.

Подробный и очень увлекательный рассказ об этих исследованиях вы найдете в документальном фильме "Эффект рения" (2014), повествующем об очередной экспедиции на Итуруп. Фильм содержит комментарии Генриха Семеновича, а также других специалистов, завораживающие пейзажи российского Дальнего Востока и сцены героической, по-настоящему адовой работы геологов.

История проблемы


Генрих Семенович Штейнберг еще в начале 90-х был осведомлен о необычайно разнообразном минеральном составе фумарол на Южных Курилах. Вулканы выбрасывают в атмосферу дым, насыщенный индием, золотом, германием и другими редкими элементами. В поисках образцов рения Штейнберг обратил внимание на Кудрявый, так как дым в его фумаролах имеет необычно высокую температуру: на Главном поле она достигает 870 градусов Цельсия, а на куполе вулкана — около 750 градусов. Геохимические исследования показали не только высокое содержание рения в фумаролах, но и позволили открыть ранее не известный минерал, сульфид рения ReS2, встречающийся на склонах вулкана и на его фумарольных полях. Минерал был назван рениитом.

Как отмечает сам Штейнберг, вулкан Кудрявый фактически выполняет работу горно-обогатительного комбината, очищая рений из собственных недр, то есть, закрывает значительную часть тех задач, для решения которых разработана целая технологическая цепочка. В данном контексте также чрезвычайно важно, что вулкан Кудрявый является лишь одним из двух известных в мире вулканов, которые поддерживают высокую фумарольную активность без нарастания магматической активности. Иными словами, Кудрявый активно дымит, что, однако, не подталкивает его к скорому извержению. Второй подобный вулкан, Сатсума Иводзима, расположен в Японии.

Остров Итуруп сравнительно невелик, и возведение горно-обогатительного комбината на территории острова, а также утилизация пустой породы в настоящее время не представляются осуществимыми. Кроме того, вулкан Кудрявый отличается значительной геологической активностью. Последнее серьезное извержение зафиксировано в 1883 году, но в 1946 и 1999 годах наблюдались фреатические взрывы. Более того, в середине 2019 года прогнозировалось близкое полноценное извержение Кудрявого, так как открытые минералы на его склонах раскалились до 1600 градусов по Цельсию.

В вышеупомянутом фильме "Эффект рения" констатируется, что в настоящее время стоит сосредоточиться на извлечении минерала из "корки", то есть, из рениита. Наряду с сульфидом рения в районе Кудрявого также встречается соль перринат аммония, содержание рения в которой составляет порядка 70%.  

Как можно добывать фумарольный рений


Пока не существует промышленной технологии изготовления "ловушек", которые позволили бы стабильно собирать фумарольный дым и извлекать из него рений. Основные сложности связаны с быстрой изнашиваемостью конструкций во время эксплуатации при таких температурах (возможно, конечно, помогло бы легирование рением). Тем не менее, опытный образец ловушки для рения был сконструирован под руководством Штейнберга еще в 2015 году и  запатентован. В ходе испытаний устройство позволило собрать 17 килограммов концентрата рения. Но лишь в апреле 2020 года появилась новость о том, что ВНИИ химической технологии (ВНИИХТ) и Институт вулканологии и геодинамики (ИВиГ) разработали оборудование по улавливанию рения из вулканических газовых испарений. Конструкция представляет собой систему куполов, которые предполагается развернуть прямо в кратере вулкана и при помощи катализаторов извлекать из паров рений.

При этом еще в 1999 году началось развитие технологий, связанных с пропусканием рения через фильтрующий слой. Требуется вещество, которое могло бы впитывать рениевые пары как губка. В таком качестве могут использоваться, в частности, минеральная вата, активированный уголь и, в особенности, алюминиесодержащие минералы из группы цеолитов. Необходимо отметить, что крупное месторождение цеолитов (Лютогорское) имеется на Сахалине.  При использовании такой технологии целесообразно охлаждать обрабатываемый газ до температуры около 150 градусов путем разбрызгивания воды в дымососе. В таком случае из газа выделяется элементная сера, которая служит дополнительным уловителем рения.

Наряду с абсорбционными технологиями улавливания рения разрабатываются электрохимические; правда, пока электрохимические технологии далеки от практического применения ввиду дороговизны оборудования. Тем не менее, активное исследование абсорбционных и электрохимических технологий на Кудрявом продолжается и в 2020 году. Специализированная экспедиция была организована силами Томского государственного университета и специалистов РАН.   

В любом случае, после 2014 года в описанном проекте достигнуты серьезные успехи, а сам проект промышленной добычи рения, индия и германия на Кудрявом решается на государственном уровне. Согласно государственной программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы", строительство инфраструктуры для проекта предполагается провести в 2020-2023 годах. Правда, из-за труднодоступности Кудрявого работа предприятия в настоящее время возможна только в летний период.

Кудрявый продолжает покуривать свою драгоценную магму и никуда не спешит. В том числе, не спешит делиться с нами своими сокровищами. Но перспективы этого уникального российского месторождения кажутся оптимистичными.
 

Вова22.12.20 16:17
А яппы именно Итуруп хотят.
Ёпрст22.12.20 17:32
> Остров Итуруп сравнительно невелик, и возведение горно-обогатительного комбината на территории острова, а также утилизация пустой породы в настоящее время не представляются осуществимыми.
Остров вытянут с северо-востока на юго-запад на 200 км, ширина составляет от 7 до 27 км. Площадь — 3174,71 км - что правда нет места для ГОКА ??
Аббе23.12.20 05:22
Времечко то идёт, катится, просто летит. Какие двигатели были хорошими вчера - сегодня и на металлолом не годятся.
И тут у лития с рением одна судьба. Это КРАЙНИЕ материалы.
Литий имеет минимальную плотность и наивысшее напряжение для аккумулятора. Зато рений лучший для жаропрочности и жаростойкости.
То и другое - весьма редкая штука.
Остался пустяк. Добыть то и другое. И создавать предельные конструкции.
В нашем случае - предельные по параметрам авиатурбины. добавить 80 градусов для горячей части двигателя? Какая там она? Смотрим на мартен? Сталь плавить не могли без подогрева воздуха. Это - 1500-1600 градусов. Не давала этоо сделать плотность энергии в газовом пламени. Только подогрев воздуха протолкнул технолгию.
Значит? Навряд ли выше 1500-1800 по цельсию. Условно - 2000 Кельвинов.
Добавить 80 градусов? А это целых 4% от существующих температур. Аккуратно снять их в механическую мощность при сохранении выхлопной температуры в 800 градусов цельсия, 1100 кельвинов.
Эээээ.. Подбираемся к 50% КПД? Выше уже физически будет некуда.
Снижаем раход топлива на 2-3%. И далее снижать уже нечем. Дальше только встречное вращение винтов. как у Ту-95, работа в обтекателе. Степень двухконтурности далеко за 10 единиц.
ВСЁ.
Вопрос только в том, кто первым ухватится за это "последнее золотое яблочко термодинамики".
Alanv23.12.20 06:18
> Ёпрст
> Остров Итуруп сравнительно невелик, и возведение горно-обогатительного комбината на территории острова, а также утилизация пустой породы в настоящее время не представляются осуществимыми.
Остров вытянут с северо-востока на юго-запад на 200 км, ширина составляет от 7 до 27 км. Площадь — 3174,71 км - что правда нет места для ГОКА ??
Всего 6 тыс населения - откуда персонал для ГОКа возьмёте? А для неизбежных сопутствующих производств? Проблемы снабжения и вообще жизни налицо. Уж проще ресурс вывозить (тем более, что он там вовсе не в мегакубах объёма), а перерабатывать на материке...
Alexfishka23.12.20 07:52
> Alanv
> Ёпрст
> Остров Итуруп сравнительно невелик, и возведение горно-обогатительного комбината на территории острова, а также утилизация пустой породы в настоящее время не представляются осуществимыми.
Остров вытянут с северо-востока на юго-запад на 200 км, ширина составляет от 7 до 27 км. Площадь — 3174,71 км - что правда нет места для ГОКА ??
Всего 6 тыс населения - откуда персонал для ГОКа возьмёте? А для неизбежных сопутствующих производств? Проблемы снабжения и вообще жизни налицо. Уж проще ресурс вывозить (тем более, что он там вовсе не в мегакубах объёма), а перерабатывать на материке...
хммм....возить руду в которой самого рения ноль целых фиг знает сколько тысячных процента? строить порт под баржи? терминалы? двойная перегрузка? комбинат на материке? боюсь что там ценник такой будет, что дешевле вахтовый городок построить на несколько тысяч рабочих и привозить их туда вертолетами....
Alanv23.12.20 09:50
> Alexfishka
> Alanv
> Ёпрст
> Остров Итуруп сравнительно невелик, и возведение горно-обогатительного комбината на территории острова, а также утилизация пустой породы в настоящее время не представляются осуществимыми.
Остров вытянут с северо-востока на юго-запад на 200 км, ширина составляет от 7 до 27 км. Площадь — 3174,71 км - что правда нет места для ГОКА ??
Всего 6 тыс населения - откуда персонал для ГОКа возьмёте? А для неизбежных сопутствующих производств? Проблемы снабжения и вообще жизни налицо. Уж проще ресурс вывозить (тем более, что он там вовсе не в мегакубах объёма), а перерабатывать на материке...
хммм....возить руду в которой самого рения ноль целых фиг знает сколько тысячных процента? строить порт под баржи? терминалы? двойная перегрузка? комбинат на материке? боюсь что там ценник такой будет, что дешевле вахтовый городок построить на несколько тысяч рабочих и привозить их туда вертолетами....
Я уверен, что как раз это всё просчитано, нет идиотов бабло вбухивать за просто так. Возможно, какую-то первичную концентрацию на острове оставят.
Скорее, если бы там стали строить полноценный ГОК - вопящих было бы страшенно - типа "тырят, потому что у чёрта на куличиках". Типа как сейчас с "Восточным".
Кстати, нефтепереработку тоже никто прямо к скважинам не везёт...
Alexfishka23.12.20 11:41
> Alanv
> Alexfishka
> Alanv
> Ёпрст
> Остров Итуруп сравнительно невелик, и возведение горно-обогатительного комбината на территории острова, а также утилизация пустой породы в настоящее время не представляются осуществимыми.
Остров вытянут с северо-востока на юго-запад на 200 км, ширина составляет от 7 до 27 км. Площадь — 3174,71 км - что правда нет места для ГОКА ??
Всего 6 тыс населения - откуда персонал для ГОКа возьмёте? А для неизбежных сопутствующих производств? Проблемы снабжения и вообще жизни налицо. Уж проще ресурс вывозить (тем более, что он там вовсе не в мегакубах объёма), а перерабатывать на материке...
хммм....возить руду в которой самого рения ноль целых фиг знает сколько тысячных процента? строить порт под баржи? терминалы? двойная перегрузка? комбинат на материке? боюсь что там ценник такой будет, что дешевле вахтовый городок построить на несколько тысяч рабочих и привозить их туда вертолетами....
Я уверен, что как раз это всё просчитано, нет идиотов бабло вбухивать за просто так. Возможно, какую-то первичную концентрацию на острове оставят.
Скорее, если бы там стали строить полноценный ГОК - вопящих было бы страшенно - типа "тырят, потому что у чёрта на куличиках". Типа как сейчас с "Восточным".
Кстати, нефтепереработку тоже никто прямо к скважинам не везёт...
Рений это клева, но тут все как обычно. Рынку нужно меньше 100 тонн в год, цена на него ВЫСОКАЯ, но тут есть проблема, добыть его тоже очень дорого. Да, цена в 10 миллион баксов за тонну впечатляет, однако чтобы эту тонну добыть нужно много сили и денег, настолько много, что 80% мировых запасов рения...неликвидны. В основном его получают попутно с молибденом и медью. Поэтому влезать на рынок смысла нет вообще, как только появится производитель с большими обьемами, цена рухнет, производитель обонкротиться, а те кто получает его попутно....ну просто некоторое время они его перестанут выделять и оставят в отвалах пока цена не вернется обратно.
В общем, замечательно что есть такой вулкан, замечательно что его исследуют, замечательно что продвигают и развивают технологии...но экономического смысла в этом очень и очень мало.....ну разве что новые ноу-хау+вулкан не дадут супер низкую цену получения металла....например миллион баксов за тонну....тогда да....резон есть.
Аббе23.12.20 11:50
> Alexfishka
> Alanv
> Ёпрст
> Остров Итуруп сравнительно невелик, и возведение горно-обогатительного комбината на территории острова, а также утилизация пустой породы в настоящее время не представляются осуществимыми.
Остров вытянут с северо-востока на юго-запад на 200 км, ширина составляет от 7 до 27 км. Площадь — 3174,71 км - что правда нет места для ГОКА ??
Всего 6 тыс населения - откуда персонал для ГОКа возьмёте? А для неизбежных сопутствующих производств? Проблемы снабжения и вообще жизни налицо. Уж проще ресурс вывозить (тем более, что он там вовсе не в мегакубах объёма), а перерабатывать на материке...
хммм....возить руду в которой самого рения ноль целых фиг знает сколько тысячных процента? строить порт под баржи? терминалы? двойная перегрузка? комбинат на материке? боюсь что там ценник такой будет, что дешевле вахтовый городок построить на несколько тысяч рабочих и привозить их туда вертолетами....
Вы хорошо поняли, о чём идёт речь? Заканчивается эпоха дешёвых углеводородов. Рений - возможность повысить КПД авиационных турбин на проценты. Не думаю, что на 10%, но на единицы процентов - факт. Может даже на 5%.
И эти проценты - ПОСЛЕДНИЕ. Дальше идти особо и некуда. С введением рения в оборот двигатели самолётов разделятся на два уровня. В одних рений будет, а в других его не будет. И никакие усилия конструкторов безрениевых турбин никогда не исправят этой ситуации. Потому, что любые усовершениствования, которые они создадут могут быть повторены, только уже с температурой на 50-80 градусов выше.
Теперь задумайтесь. Эпоха углеводородов мелькнула и заканчивается. В 1900 году самолётов ещё не существовало. А в 2000 году в США уже шли работы по заказу Пентагона. Как сделать замену авиационного керосина из водорослей.
Других источников рения в природе "почти нет". Для промышленной разработки - нет.
***************************************
Вот на этом фоне вы действительно думаете, что порт, причалы, рудовозы - вообще имеют какое то значение?
Весь, решительно весь рений, в любом составе пород - нужно вывозить на переработку и добычу со степенью вытаскивания из руды не менее, как 90-95%.
Не так давно в разработку старателям отдали месторождения золота на Желтуге. А оно, знаете ли, техногенное. Старатели его раскопали, золотишко то, ничитожные 120-140 лет назад.
Да и ХАПНУЛИ.
Им то - отходы. А сегодня это - золотосодержащие отвалы. Оно намнадо повторять такие глупости?
Вот поэтому - выгребать решительно всё, в чём рений накапливался тысячелетиями. Бетонировать на этом месте лотки под силикагель. Ставить пароулавливатели градиренного типа с направлением потока, отмывшего вулканические пары на слой поглотителя.
И год за годом вывозить поглотитель на материк.
Простите, но что будет в 2120 году нам неведомо. Вулкан взорвётся. Цунами накроет этотгорнообогатительный комбинат. Японцы сойдут с ума и кинутсяразрушать/захватывать. Американцы решат хлопнуть дверью по случаю развала из империи.
Не важно. Удар по острову и одновременное заражение источника рения с разрушением ГОКа, с уничтожением самой ценной части ГОКа - людей с навыками работы на этой технологии с десяилетия?
Потеря с ними ещё и отвалов ГОК, где останутся от 5 до 20% недовыщелоченного металла? Простите, а зачем всё это?
И даже примитивное землетрясение в ничтожные 6 баллов - нам то зачем такая радость на реально опасном химическом производстве?
Серная кислота в количестве десятков тонн, выброшенная из реакторов, сломанных ударной волной землетрясения - совсем не то, что радует сердце.
Напротив. Всё то же самое, кроме ядерной бомбардировки, но пришедшееся на бетонные лотки с десятками тысяч тонн силикагеля - вообще "почти ни об чём". За два-три года это восстанавливается без самоубийственного надрыва и трудового героизма.
Если силикагель не сильно разнесёт по округе - его можно будет собрать промышленными пылесосами. Бетонные лотки - восстановить. Работу системы восстановить за исторически ничтожное время.
С учётом того, что лопатки турбин придётся легировать на полную глубину массы, - они уже сами по себе станут источником вторичного рения.
Жаростойкость то - одно дело. Не обгорает лопатка и хорошо. А вот жаропрочность - дело совсем даже другое. И тут уже поверхностным напылением и плазменным внедрением рения в тонкие внешние слои обойтись не получится. Извольте вклачивать оный рений в количестве 5-8% в массив металла.
Отработала горячая часть турбины свои законные ... Не знаю, сколько тысяч часов? Извольте её заменить в соответствии с регламентом. А это значит, что страна, имеющая "в составе лопаток авиатурбин" эти самые проценты - их почти не теряет. Были у страны 1000 двигателей в 2040 году? Если их не украли, то через 10 лет ничто не мешает воспроизвести (условно, весьма условно) такие же двигатели в количестве 950 штук.
И никакие политические/геологические проблемы не отменят факта этой возможности. Вредь рений будет только прибывать, пока работает вулкан.
Кчему я про восстановление новых лопаток со старым рением? Так просто же всё!
Иметь в стране ДВА комбината по работе со столь странным и сложным материалом - вообще то дорогое и вовсе даже не удовольствие.
И лопатки турбин будут перерабатывать на вторичный рений там де, где из силикагеля достают рений же, но уже первичный.
Вы укажете, что это сильно разные процессы?
Ага.
Только вот цех по улавливанию следовых количеств драгоценного металла из отходов производства - окажется одним на ДВА производства сразу.
Как думаете, зачем всё это счастье на вулкане?
Цивилизация начинается там, куда можно приехать автобусом/железной дорогой.
И сильно напрягающий вариант цивилизации там, где людей можно привезти только самолётом, а любые грузы - только "Северным Завозом"..
Alexfishka23.12.20 13:36
Смотрю я на рынки...тенденции...и мне вот кажется что эпоха ДОРОГИХ водородов того...кончилась, там где тепло,а это 80% населения земли, лет через 10-15 не будет ни одного авто с внутренним сгоранием, и дай бог нефть будет стоить как сейчас, 50 баксов за бочку. Поэтому производители лопаток турбин будут очень долго ржать над теми, кто будет им предлагать лопатки из хрендостаниума по цене как 10 обычных но зато типа керосина ест на 5% меньше :)

Про золото вообще как говориться, без комментариев. То что 30 лет назад оно стоило 300 баксов и отвалы даром никому не нужны были это одно....сейчас золото стоит в 6 раз больше и отвалы стали выгодны.
А вот рений, боюсь что если он подорожает в 6 раз, коммерческие запасы станут многократно больше ну прям сразу.
И еще, лопатки двигателя это сколько по весу? сто кг? двести? ну пускай 10% рения туда засунем, это 20кг. По нынешним космическим ценам это 180 тысяч долларов. Как вы считаете, при цене движка влямы баксов кто то бы обратил внимание на такой малый рост цены если бы он давал такие преимущества? думаю нет....значит дело не такое простое,и раз разработчики такое не внедряют, значит оно невыгодно, либо имеет неизвестные нам технологические последствия негативно влияющие на лопатки.
Dmitriy42723.12.20 14:05
Вы не в курсе, господин Алексфишка, почему китайцы покупают в России авиадвигатели даже для своей аутентичной военной техники? Тогда я Вам подскажу: ресурс у турбовального вертолетного или турбореактивного самолётного двигателя у них ниже получается в разы, это не говоря о соотношении вес-тяга. Из рения не делают лопатки турбин, его сплав на них напыляют.
Alexfishka23.12.20 14:16
> Dmitriy427
Вы не в курсе, господин Алексфишка, почему китайцы покупают в России авиадвигатели даже для своей аутентичной военной техники? Тогда я Вам подскажу: ресурс у турбовального вертолетного или турбореактивного самолётного двигателя у них ниже получается в разы, это не говоря о соотношении вес-тяга. Из рения не делают лопатки турбин, его сплав на них напыляют.
Из за рения? да ну!!! а я то думал что технологий нету просто, а оказывается дело в рении.
Боюсь, что в технологии напыления металлов РФ уже далеко не в лидерах даже в сравнении с китаем...к сожалению.
РФ добывает тонну рения в год, это полностью обеспечивает ее потребности. Добывать его ещебольше нужно только на продажу, но для этого нужно считать себестоимость и возможную прибыль. Раз из вулкана его не достают еще, значит с этим проблемы.
Dmitriy42723.12.20 14:24
Не из-за рения, как такового, естественно, а из-за технологии в которой он применяется, в том числе. Уникальных сплавов и, собственно, техпроцесса напыления. Бойтесь дальше, на здоровье, на практику (которая - мерило истины) закупок двигателей Ваш "страх" никак не влияет.
Аббе23.12.20 16:07
> Alexfishka
Смотрю я на рынки...тенденции...и мне вот кажется что эпоха ДОРОГИХ водородов того...кончилась, там где тепло,а это 80% населения земли, лет через 10-15 не будет ни одного авто с внутренним сгоранием, и дай бог нефть будет стоить как сейчас, 50 баксов за бочку. Поэтому производители лопаток турбин будут очень долго ржать над теми, кто будет им предлагать лопатки из хрендостаниума по цене как 10 обычных но зато типа керосина ест на 5% меньше :)

Про золото вообще как говориться, без комментариев. То что 30 лет назад оно стоило 300 баксов и отвалы даром никому не нужны были это одно....сейчас золото стоит в 6 раз больше и отвалы стали выгодны.
А вот рений, боюсь что если он подорожает в 6 раз, коммерческие запасы станут многократно больше ну прям сразу.
И еще, лопатки двигателя это сколько по весу? сто кг? двести? ну пускай 10% рения туда засунем, это 20кг. По нынешним космическим ценам это 180 тысяч долларов. Как вы считаете, при цене движка влямы баксов кто то бы обратил внимание на такой малый рост цены если бы он давал такие преимущества? думаю нет....значит дело не такое простое,и раз разработчики такое не внедряют, значит оно невыгодно, либо имеет неизвестные нам технологические последствия негативно влияющие на лопатки.
Когда кажется - креститься нужно от сатанинского соблазна.
При всех достоинствах водорода - он пока что никто и звать его никак.
Что с ним делать в той же авиации? Рискнёте лепить авиационные турбины с сожжением водорода? Точно рикснёте? А турбину то, горячую её часть не расплавите? Температура сгорания водорода - она забавнее керосина получается.
Второе дело. Пока водородом "балуются" по мелочам - мало ли какую ерунду можно себе позволить?
Вот когда на него перейдут полностью - могут выясниться особенности
, о которых мало кто хочет думать.
Что бы иметь КПД электрогенераторов и двигателей, при замечательной плотности мощности - требуются магниты с высокой плотностью магнитного поля. Неодимовые и им подобные. Самарий-кобальтовые и прочее. Желаете ли ? Платина с кобальтом - тоже годится.
И где взять эти вещества "на всю планету" - вопрос довольно таки интересный.
Аккумулятры с литием? Его нужно где то взять.
Электрохимические источники тока на водороде? Что там с нужными веществами? Упоминался скандий? И куда же он идёт сегодня? Рамки револьверов, особо изощрённые бейсбольные биты - это алюминиевые сплавы. Кто то делает броню БМП из алюминия со скандием? К стати, ходят слухи, что такие сплавы прекрасно свариваются.
Как оно? Прочность как у низколегированной стали, плотность с литием - от 2,2 кг на литр.
Кто то продаёт ТАКИЕ вот БМП? Нет? А почему нет? Неужто нет технологии получения скандия за приемлемые деньги?
И так далее. ПОКА что убедительных примеров именно массового перехода на водородную энергетику нет. Когда они появятся? И уже тем более не за 10 лет это всё произойдёь.
А пока что вспоминаем Ходжу Насреддина. Через 10-20 лет кто то да помрёт. Или ишак этой технологии, или эмир, которого раскрутили на финансирование технологии, или же разработчики.
Упаси Бог, я ничуть не отрицаю достоинств водорода. Но, растянуть всё это на мировую экономику - задача сложнее, чем получить красивые лабораторные результаты.
А чем могут закончиться экономические подвиги "о приказу партии" - в России уже видели. Какое то время эта система работает. Но, может случиться, что ресурсы закончатся в непредсказуемый момент.
Закон Мэрфи.
Если бедствие может произойти - оно обязательно произойдёт.
Dmitriy42723.12.20 16:57
Он, видимо, про "дорогие" углеводороды, господин Аббе. Водород же неизбежно будет массово использоваться, пусть не как топливо, а как аккумулятор энергии, какой-то период времени. Пока не найдем менее затратные и/или более эффективные (компактные, безопасные, ёмкие) технологии хранения энергии. ИМХО.
_STRANNIK23.12.20 17:19
Да успокойтесь ужо... Все нормально с Итурупом...И с рением...
Причем достаточно давно этот вопрос закрыт по факту. Раз и навсегда. Без особого выхлопа в паблик...
Аббе23.12.20 17:38
> Dmitriy427
Он, видимо, про "дорогие" углеводороды, господин Аббе. Водород же неизбежно будет массово использоваться, пусть не как топливо, а как аккумулятор энергии, какой-то период времени. Пока не найдем менее затратные и/или более эффективные технологии хранения энергии. ИМХО.
На какое то время сделать углеводороды дешёвыми - задача решаемая. Финансами поиграться - там и не такое получится.
Вот сделать массовым источником/аккумулятором энергии водород - тут уже финансами не обойтись. Тут вопрос на проблеме и загадкой погоняет. Если его делать ИСТОЧНИКОМ энергии, тогда нужно грабить метан и куда то девать углерод. Отдельная и не простая технология.
Вот если его делать аккумулятором энергии - тут ещё интереснее.
У кого то есть технологии абсорбции водорода при низких давлениях и не дефицитными материалами?
Извините, платину не предлагайте.
Какая плотность энергии в абсорбере на литр и на килограмм? Этим толпивом можно равноценно заменить бензин?
Вообще, что это за термин "водород неизбежно станет"???
В 1978 году мне объясняли, что асферическая оптика даст интересные возможности в борьбе с аберрациями.
Ну да. Сегодня 2020 год и на приборостроительном заводе в Новосибирске работает один станок с асферикой. Прошло всего то 40 лет. Массовой эта технология так и не стала.
Пока в водородной энергетике не заработают с высочайшей эффеективностью ВСЕ звенья - она никак не заменит углеводородную энергетику.
КПД ветрогенераторов?
Сроки службы ветрогенераторов?
Цена суммы киловаттчасов, которые выработает ветрогенератор за весь свой срок службы разделённая на количество киловатт часов, затраченных на производство этой системы ветрогенераторов?
Мера воздействия ветряков на природу "в целом".
Цена утилизации ветряков.
/////////
То же самое насчёт фотовольтаики. Только сюда нужнодобавить экологию уремния. Как в его производстве, так и в его утилизации.
///////////////
Аккумуляторы на литии. Тот же список. Где взять нужное количество лития, кобальта и прочего.
***********
Генераторы и двигатели - вопросы те же, плюс ресурсы редкоземельных веществ. Экология их добычи. Влияние тех, кто захватит ресурсы ниобия на экоомику всей планеты. Это светлую нефть Техаса можно заменить на синтетический бензин по Троппу-Фишеру. Плохо, но заменить.
Чем заменить ниобий и самарий?
И так дальше, дальше, дальше.
*************************************
Занете, куда нас принесёт процесс? А к тому, что замалчивается. "Скрижали Джорджии". И к первому пункту - "на земле никогда не должнобыть более 500 000 000 человек.
Кто будет буивать лишние 7 миллиардов? И какие последствия убийства 14 человек на планете из каждых 15 человек?
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Простите, но тут вопросов намного болье, чем ответов.
Пока что я вижу вот что:
Мыши, что бы вас не жрали кто ни попадя - станьте ежиками с иголками.
Почтенная сова, а КАК же нам стать ёжиками?
Дурачьё. Не морочьте мне голову деталями. Я же не тактик, я СТРАТЕГ.
****************************************
Извините, насчёт зелёной энергетики тратегию то я вроде вижу. Вот насчёт практической реализации - всё немножко хуже.
_STRANNIK23.12.20 18:15
Аббе, RU
...................
"Какая плотность энергии в абсорбере на литр и на килограмм? Этим толпивом можно равноценно заменить бензин?"
...............................................
Нельзя. И что из того? Вы понимаете , что сегодня масса решений принимается по "политическим" соображениям...
Alexfishka23.12.20 20:11
> Аббе
> Alexfishka
Смотрю я на рынки...тенденции...и мне вот кажется что эпоха ДОРОГИХ водородов того...кончилась, там где тепло,а это 80% населения земли, лет через 10-15 не будет ни одного авто с внутренним сгоранием, и дай бог нефть будет стоить как сейчас, 50 баксов за бочку. Поэтому производители лопаток турбин будут очень долго ржать над теми, кто будет им предлагать лопатки из хрендостаниума по цене как 10 обычных но зато типа керосина ест на 5% меньше :)

Про золото вообще как говориться, без комментариев. То что 30 лет назад оно стоило 300 баксов и отвалы даром никому не нужны были это одно....сейчас золото стоит в 6 раз больше и отвалы стали выгодны.
А вот рений, боюсь что если он подорожает в 6 раз, коммерческие запасы станут многократно больше ну прям сразу.
И еще, лопатки двигателя это сколько по весу? сто кг? двести? ну пускай 10% рения туда засунем, это 20кг. По нынешним космическим ценам это 180 тысяч долларов. Как вы считаете, при цене движка влямы баксов кто то бы обратил внимание на такой малый рост цены если бы он давал такие преимущества? думаю нет....значит дело не такое простое,и раз разработчики такое не внедряют, значит оно невыгодно, либо имеет неизвестные нам технологические последствия негативно влияющие на лопатки.
Когда кажется - креститься нужно от сатанинского соблазна.
При всех достоинствах водорода - он пока что никто и звать его никак.
Что с ним делать в той же авиации? Рискнёте лепить авиационные турбины с сожжением водорода? Точно рикснёте? А турбину то, горячую её часть не расплавите? Температура сгорания водорода - она забавнее керосина получается.
Второе дело. Пока водородом "балуются" по мелочам - мало ли какую ерунду можно себе позволить?
Вот когда на него перейдут полностью - могут выясниться особенности
, о которых мало кто хочет думать.
Что бы иметь КПД электрогенераторов и двигателей, при замечательной плотности мощности - требуются магниты с высокой плотностью магнитного поля. Неодимовые и им подобные. Самарий-кобальтовые и прочее. Желаете ли ? Платина с кобальтом - тоже годится.
И где взять эти вещества "на всю планету" - вопрос довольно таки интересный.
Аккумулятры с литием? Его нужно где то взять.
Электрохимические источники тока на водороде? Что там с нужными веществами? Упоминался скандий? И куда же он идёт сегодня? Рамки револьверов, особо изощрённые бейсбольные биты - это алюминиевые сплавы. Кто то делает броню БМП из алюминия со скандием? К стати, ходят слухи, что такие сплавы прекрасно свариваются.
Как оно? Прочность как у низколегированной стали, плотность с литием - от 2,2 кг на литр.
Кто то продаёт ТАКИЕ вот БМП? Нет? А почему нет? Неужто нет технологии получения скандия за приемлемые деньги?
И так далее. ПОКА что убедительных примеров именно массового перехода на водородную энергетику нет. Когда они появятся? И уже тем более не за 10 лет это всё произойдёь.
А пока что вспоминаем Ходжу Насреддина. Через 10-20 лет кто то да помрёт. Или ишак этой технологии, или эмир, которого раскрутили на финансирование технологии, или же разработчики.
Упаси Бог, я ничуть не отрицаю достоинств водорода. Но, растянуть всё это на мировую экономику - задача сложнее, чем получить красивые лабораторные результаты.
А чем могут закончиться экономические подвиги "о приказу партии" - в России уже видели. Какое то время эта система работает. Но, может случиться, что ресурсы закончатся в непредсказуемый момент.
Закон Мэрфи.
Если бедствие может произойти - оно обязательно произойдёт.
При всем уважении.
Во первых, я про водород ничего не говорил, вы сами о нем сначала что то сказали и сами потом начали делать выводы....я если честно не понимаю при чем тут Я, если вы разговариваете сами с собой, просьба в дальнейшем, если вы собираетесь общаться в такой манере, не делать вид что вы отвечаете на мой пост....постите без цитирования, в пустой ЭФИР так сказать.

Если Вы хотите знать моё мнение про водород, то оно такое ---- водород это бред, слишком опасно, слишком много требований к хранению и транспортировке.
Dmitriy42723.12.20 20:30
Коли на память не жалуетесь, то решили постебаться, очевидно, господин Алексфишка? Тогда примите к сведению предупреждение по п.п. 1.4, 1.5. ссылка
Dmitriy42723.12.20 20:42

Alexfishka
Выпилен по собственному желанию.
Аббе23.12.20 22:47
> _STRANNIK
Аббе, RU
...................
"Какая плотность энергии в абсорбере на литр и на килограмм? Этим толпивом можно равноценно заменить бензин?"
...............................................
Нельзя. И что из того? Вы понимаете , что сегодня масса решений принимается по "политическим" соображениям...
У меня фантазии не хватит представить себе авиацию на аккумуляторах.
АлексФишка на мне оттоптался, дескать "он про это не писал"? Дескать, всё, что написано им "автомашины не на углеводородом топливе".
Осатанеть!
Чем же тогда питать крупные транспортные единицы там, где нельзя протянуть медные провода?
Контейнеровоз "Шанхай-Амстердам" на литиевых батарейках?
Тягач-контейнеровоз с дальностью рейса в 1000 километров на аккумуляторах?
Пассажирский/грузовой самолёт на 350 человек, на 50-80 тонн груза - снова литий?
Простите, я уважаю участников форума.
Но никакого моего уважения не хватит, что бы я смог заставить себя представить вот ТАКОЕ.
*****************************************
Возвращаемся к легковому автотранспорту на электроэнергии. Кому хватит ресурсов в виде ниобия/самария/кобальта/лития - те смогут поиграться в эти игрушки. Кому не хватит - те пожмут плечами и пошлют эти глупости ко всем ////.
Как могла бы выглядеть экономика без металлов - понять затрудняюсь. Как получить сталь из руды без применения углерода? Извините, но сталь, пресыщенная водородом - это водородная хрупкость. ссылка
Если кто то решил все эти проблемы - на такое достижение следует взглянуть со всем возможным уважением.
Если эти и ещё тысячи пролем НЕ решены - тогда я не понимаю, что происходит.
Призрак Хрущёва с обещанием создать коммунизм в 1980 году? ссылка
Октябрь 1961 года. Обещание "примерно через 20 лет будет построен"???
Вы меня извините, но книга Ходжа Насреддин написана в 1940 году. Вторая книга "Очарованный принц" - в 1950 году. Написана и ОПУБЛИКОВАНА.
Если Хрущёв эту книгу не читал - это его проблема. Но, пример с ишаком, эмиром и умником Насреддином расписан ЗАДОЛГО до того, как ишак Хрущёв пообещал и коммунизм и ДАТУ. Ровно те же 20 лет.
***************************************************
Знаете, в больших технических системах есть умная методология решения сложных проблем. В самые сложные изделия страются внести не более 20% реально новых, не проверенных решений.
Английские дредноуты оснащались орудиями и башнями, которые были отработаны на предыдущих кораблях.
Советская технология судостроения из титана проверена на подложке "Золотая Рыбка".
Её построили, проверили все её возможности, потом отступили по сложности, стали делать похожее, но попроще.
Фантастический танкт Т-64 так и остался "затянувшимся экспериментом". На его основе, упрощением 64 - сделали реально самый массовый танк современности - Т-72. И уже его допиливали, дорабатывали, доделывали. Довели до уровня Т-90.
***********************************
Есть политическое решение на неуглеродную экономику?
Ну так сделайте ЭКСПЕРИМЕНТ на стране, которую не жалко. покажите, что этовообще реально.
Всё же остальное не более, как безобразие.
Пройдёт время - чем ответят народам преемники обещаторов?
Мороз24.12.20 02:11
Там есть нюанс, с этим островом, рением и редкоземами.
Невзирая на трудности с ГОКом, и прочее - остров уникален тем, что из-за вулканической активности - источник считается неисчерпаемым.
Именно поэтому джаппы готовы хоть на 1000 лет сексуального рабства, лишь бы остров был их.
Колбаска на пару28.12.20 07:57
Читал про эти богатства пять лет назад, читаю сейчас, есть предположение, что буду читать и ещё через пять. Тему будут поднимать сколько нужно, чтобы формировать весточку патриотизма м за неотдачу островов. А будь это действительно рентабельно, уже давно бы добывали
Alanv28.12.20 12:41
Там как раз на грани "сегодня - нерентабельно, а завтра - рентабельно". Так что если будет необходимо - быстро начнут, а пока такой необходимости нет, и, пока её не будет - можете и ещё лет 20 "читать и удивляться"...
IrkEnIA (бывш LeadHead28.12.20 15:01
Аббе, RU23.12.20 22:47
Тягач-контейнеровоз с дальностью рейса в 1000 километров на аккумуляторах?

Нет. Накопитель жидкого водорода 40 кг и ХИТ - топливный элемент.
https: //news.ati.su/news/2020/09/16/daimler-trucks-predstavila-vodorodnyy-gruzovik-mercedes-benz-genh2-201400/

Это оригинал презентации прототипа с английским дублированием. 76 минут, но интересно.
https: //www.youtube.com/watch?v=J6Y1yg_WYQI

С наступающим!

ПС Впереди нас ждут не менее 30-120 лет конкурентных войн за рынки технологий и трансформации энергетической инфраструктуры во всём мире, при прочих неизменных параметрах.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех

 Новостивсе статьи rss

» Безгречный год: в России ждут резкого падения урожая гречихи
» Украинские власти намерены эвакуировать около 237 тысяч человек
» Отношения с Россией будут строиться заново после окончания войны на Украине — Стубб
» СМИ: ЕС перевел Украине 10,1 миллиарда евро из замороженных средств ЦБ
» США потратят 3,5 миллиарда долларов для снижения угроз для партнеров
» Зеленский заявил, что готов к любому формату встречи с Путиным
» В НАТО заверили, что альянс не планирует отправку контингента на Украину
» Главы Японии и Южной Кореи выступили за возобновление взаимных визитов

 Репортаживсе статьи rss

» В сетях микропластика: озеру Байкал угрожает экологическая катастрофа
» Станет ли жилье более доступным и что будет с ключевой ставкой дальше? Интервью с директором департамента ЦБ Андреем Ганганом
» Сирия снова в огне. За бушующей стихией просматривается злая воля
» Как Россия вернула себе Курилы
» Волга и разум: вернется ли рыба в главную русскую реку
» Выступление Владимира Путина на пресс-конференции по итогам российско-американских переговоров
» Кремниевая долина одержима идеей рожать более умных детей
» Освободить Херсон и Одессу: классика десантных операций

 Комментариивсе статьи rss

» Арест офицера СБУ похож на продолжение операции против «Северного потока»
» Крылатые ракеты «Фламинго» нацелены на глубокий тыл России. У ВКС есть контрмеры
» «Жертва быстрых кредитов». Латвия вышла на рекордные темпы вымирания
» Что же будет с золотом
» Федор Лукьянов об итогах саммита на Аляске: Слышен треск ломающихся льдин
» Подо льдом: как российско-американский диалог может помочь в освоении северных территорий
» Конский топ, лебяжий клик и госпожа Ачотакова: о культуре русской речи
» Геополитика искусственного интеллекта

 Аналитикавсе статьи rss

» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
» Одиссея мировой экономики: Сечин представил ключевой доклад на ПМЭФ-2025
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"