Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

На Украине запустили процедуру отставки правительства
Первый грузовой поезд из России прибыл в сухой порт под Тегераном
Еврокомиссия провалила переговоры с Бельгией по российским активам
Путин поручил проработать подготовку ядерных тестов в ответ на учения США
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Как до Луны: в России создана модель нового космического буксира
23.10.22 05:45 Космос

Российские ученые разработали модель буксира для дальнего космоса, с помощью которого можно будет доставлять до 10 т топлива или другой полезной нагрузки на орбиту Луны за несколько дней. Особенность буксира в том, что в основе его конструкции использованы проверенные временем технические решения, то есть построить его можно относительно быстро и легко. Кроме того, было принято решение упростить систему стыковки — она будет происходить только за счет оборудования корабля. Эксперты считают, что преимущество такого буксира в его высокой скорости, однако предупредили: он может оказаться невостребованным в ближайшее десятилетие.

Развернуться на орбите

Для освоения других планет, их спутников и самого космического пространства нужно много аппаратуры и других ресурсов, например, строительных материалов. Для перевозки таких грузов необходимы новые космические корабли. В Московском авиационном институте (МАИ) разработали свою модель буксира для дальнего космоса, которому дали название «Марафон».

По задумке разработчиков, его основным назначением будет обеспечение 20 тоннами топлива орбитальных станций в лунных пилотируемых миссиях. Но «Марафон» сможет перевозить в космическом пространстве и технические грузы, то есть аппаратуру. Перевозить людей он не будет. Одно из преимуществ нового буксира — то, что в нем используются уже проверенные технологии, поэтому много времени его разработка не займет.

— Аппарат состоит из двух частей: корабля многоразового пользования и одноразового танкера, — рассказал «Известиям» магистрант направления «Ракетные комплексы и космонавтика» кафедры «Стартовые комплексы» МАИ Герман Соловьев. — Первый из них как раз и называется «Марафон» — это непосредственно буксир, который один раз выводится на ракете на орбиту и остается там многие годы. Танкер, то есть фактически бочка с топливом, после выполнения своей функции будет утилизирован.

Правила стыковки

Предполагается, что буксир будет оснащен подвижным механизмом, внутри которого можно разместить грузы. Причем механизм рассчитывают вывести на орбиту в сложенном виде и развернуть уже на ней. Затем на буксир нужно будет доставить груз, который должен транспортировать «Марафон».

Еще одна особенность разработки — упрощение и удешевление процесса стыковки буксира с танкером и полезной нагрузкой. Обычно стыковка происходит по так называемому принципу взаимных измерений. Например, корабль «Союз» при стыковке с Международной космической станцией считывают параметры друг друга вплоть до момента контакта. Однако для этого нужны серьезные радиотехнические средства, ставить же их на одноразовый танкер неразумно. Поэтому «Марафон» будет производить стыковку с помощью только собственных односторонних измерений. Он будет сам приближаться к «бочке» и соединяться с ней.

— Данная система уже предложена NASA в рамках миссии по возврату марсианского грунта, однако там она строится исключительно на оптических и лазерных средствах, — пояснил Герман Соловьев. — Мы же ориентируемся на радиолокационную систему поиска на самом дальнем участке. На танкере достаточно установить несложный передатчик. На ближнем этапе предусмотрены измерения движения лазером и различными камерами.

До Луны и обратно

По словам разработчиков, «Марафон» можно будет применять для заправки лунного автоматического многоразового аппарата для доставки грузов с орбиты на поверхность Луны. Его программа полета подразумевает дозаправку от станции на орбите.

Сейчас инженеры уже рассчитали траекторию полета, массу буксира, сколько ему понадобится энергии и топлива. На основе этих данных ученые рассмотрели требования к возможной научной аппаратуре на борту — манипуляторам, захватным и стыковочным устройствам, размерам солнечных батарей для питания. В частности, изучена возможность установки радиолокационного комплекса для изучения Луны с ее орбиты.

— Масса топлива в 10 т является достаточной для доставки небольшого груза (например, образцов реголита) с орбиты Луны до Земли, но предельной, — сообщил ведущий научный сотрудник отдела космической динамики и математической обработки информации Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. — При таком расстоянии две трети массы космического аппарата занимает именно топливо, то есть сам корабль должен весить не более 5 т.

Плюсы и минусы

Сейчас один из самых известных в России и мире проектов ядерных буксиров — «Зевс». По сравнению с ним у «Марафона» есть свои преимущества и недостатки. Например, для передвижения «Зевсу» требуется в несколько раз меньше топлива, чем «Марафону», который «съедает» за один полет к орбите Луны и обратно около 22 т горючего. Зато и доставлять груз на расстояние в 400 тыс. км (путь до Луны) «Зевс» будет 200 суток, а «Марафон» справится всего за пять.

По словам Натана Эйсмонта, при создании космических аппаратов для дальнего космоса у инженеров всегда стоит дилемма: сделать их более быстрыми, но требующими больше топлива, или более медленными, но менее энергозатратными. Кроме того, есть траектории, следуя по которым, можно добраться от Земли до Луны со значительно меньшими ресурсами благодаря гравитации, но они требуют много времени. Как показывает история развития космоса, люди предпочитают всё же более быстрый путь, хотя он обходится значительно дороже.

— Я пока не вижу четких целей, для которых мог бы понадобиться «Марафон», — поделился руководитель проекта малых космических аппаратов ГК «Геоскан» (компания-участник рынка НТИ «Аэронет») Александр Хохлов. — Учитывая приоритет на включение в Федеральную космическую программу на 2026–2035 годы по пилотируемой космонавтике низкоорбитальной высокоширотной Российской орбитальной станции, очевидно, что планов по доставке грузов и дозаправке лунных комплексов у России до конца 2030-х годов нет.

По словам эксперта, остается открытым и вопрос, как разработчики рассчитывают доставить на орбиту 22 т топлива — ведь Россия не планирует в ближайшее десятилетие разрабатывать сверхтяжелую ракету-носитель, способную вывести на орбиту и буксир, и такой объем.

 

USSR224.10.22 19:28
Информационные вбросы от Роскосмоса традиционно напоминают какой-то анекдот: "Полетите на солнце! Но не бойтесь, потому что полетите ночью!"... Сделали буксир, но он пока не нужен...
delta25.10.22 09:15
>>USSR2
Это не информационный вброс, и не от Роскосмоса, а от МАИ.
А, так как институт - организация не коммерческая, а, сугубо, бюджетная, то их предложение и выглядит соответствующим образом: " Если нам дадут на это денег, то, мы можем сделать, вот, такое". Хорошо, уже, что они, хоть, что - то смогли проработать в инициативном порядке.
Хотя, я Вас понимаю! Это Маск своим полетом фантазии и бульдозерным продвижением к их осуществлению настроил нас на критический лад. Но, он, каждый раз, рискует собственными деньгами, которых ни у Роскосмоса, ни у МАИ нет.

Отсутствие людей коммерческой хватки - это тяжелейшее наследие 75 лет советской власти. В течение трёх поколений людей с предпринимательской жилкой кнутом и пряником превращали в совков - наемных работников, пока не вывели окончательно. На заре советской власти, пока, были живы купцы царской эпохи, НЭП привел к быстрому развороту хозяйственной деятельности. Но, в конце ее, уже, была кадровая предпринимательская пустыня, где не осталось людей, способных задумать и быстро произвести коммерческую продукцию. Где копошились, лишь, проходимцы, типа Березовского.
Мы не отдаем себе отчёта в том, насколько успехам реформ Дэн Сяопина способствовал тот факт, что своих предпринимателей в Китае за период с 1949 года по 1963 (всего - то, 14 лет!) не успели вывести под корень.
А нам предстоит долгий и мучительный процесс возрождения класса предпринимателей.
И инициативная работа МАИ - обнадёживающий знак.
USSR225.10.22 13:31
delta Ну я бы не стал так уж расстраиваться по поводу отсутствия людей с коммерческой хваткой. Особенно в космической отрасли. Скорее наоборот их там слишком много, озабоченных сугубо собственным карманом. Вон в Китае сколько коммерсантов. А на Марс они что, шмотками торговать собираются?
garik28.10.22 01:33
Как они заколебали прожектами... Пусть хоть "Зевс" до конца доведут!
alexyu03.11.22 09:36
Пока в космосе нет ничего интересного, полезного и приносящего прибыль и власть. Поэтому в ближайшие десятилетия, а может столетия без источника неограниченной дешёвой энергии, будет происходить только военное освоение ближнего над воздушного пространства.
Все эти проекты, задел на будущее, которого может не быть. Так как в Солнечной системе только одна пригодная для жизни планета с площадью суши 170 млн кв. км.
А все Человечество можно уместить на площади 8000 (восемь тысяч) кв. км.
Простая математика.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» "Хезболла" не сдаст свое оружие, заявил лидер движения
» США заказали обновленные версии бомбардировщиков B2, заявил Трамп
» В ЦБ напомнили о новой возможности сообщить о похищенных деньгах
» Foreign Affairs предсказал Украине самую суровую зиму
» Подрядчик строительства космодрома "Восточный" начал гасить долги
» Искажая цифры: Как ЕС собирается обмануть США в сделке по покупке американских энергоносителей
» Грузия откажется от грантов ЕС в новом бюджете
» "Они знают, что есть у нас": Лавров - об Украине и ядерных испытаниях

 Репортаживсе статьи rss

» Антон Алиханов - о новых форматах торговли, винной карте ресторанов и "русской полке"
» Андрей Черновол: создание базы ВМС России в Судане поставлено на паузу
» Боевой подсчет: математическая модель предскажет сценарий развития военного конфликта
» "Посейдон" и "Буревестник" с ядерными двигателями: Что у них общего и как это работает
» В РФ готовится масштабное обновление портов
» Джеймс Хикман (Schiff Sovereign LLC): Великобритания нашла еще один способ самоуничтожения
» Урок Смуты: как Россия потеряла и вернула свои «украины»
» Света в конце туннеля не видно. Как рекордный шатдаун влияет на жизнь американцев

 Комментариивсе статьи rss

» Ради чего Венгрия пошла на атомную сделку с США
» Опередить Израиль: Пентагон задумался над передачей Саудовской Аравии самолетов F-35
» В Брюсселе заявили о приостановке евроинтеграции республики
» США пытаются вытеснить РФ из Центральной Азии
» Вместе против порознь. Что изменилось в поведении США за год после избрания Трампа
» Ставка на прорыв: в каких технологиях Китай хочет установить гегемонию
» Исторические напёрстки:«Царь Бомба» поля боя…
» Внутрисоюзный договор: Словакия поддержит идею антиукраинского блока с Венгрией и Чехией

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"