– Алексей Борисович, в лидерах ВИЭ в нашей стране по-прежнему солнце и ветер? Могут ли их потеснить гидроэлектростанции?
Алексей Жихарев: Пока доминирует солнечная и ветровая генерация, их доля в рамках программ поддержки оптового и розничного рынка превышает 95%. Но в этом году случилось знаковое событие – впервые за три года был отобран проект малой гидрогенерации на конкурсной основе, мощностью чуть более 5 мегаватт. Это результат нашей совместной работы с Минэнерго: нам удалось пусть и не по всему спектру вопросов, но оптимизировать нормативную базу, чтобы сделать сектор более привлекательным для инвесторов. Раньше интереса не было совсем, теперь он появился, и я надеюсь, что в следующем году участие в отборе станет еще активнее. Хотя по объемам малые гидроэлектростанции (мГЭС) едва ли догонят солнечные (СЭС) и ветровые электростанции (ВЭС). По этому сектору изначально меньше выделенный лимит поддержки. Но если активность инвесторов продолжит расти, я уверен, что Минэнерго и Правительство готовы будут пересмотреть целевые показатели в сторону увеличения.
- А как обстоят дела с биоэнергетикой и геотермальной генерацией?
Алексей Жихарев: Шансы у них есть, и движение в этих направлениях заметно. В Московской области, например, развиваются проекты на основе свалочного газа. Пока объемы невелики – речь идет о десятках мегаватт. Для сравнения: солнечные и ветровые объекты уже дают тысячи мегаватт. Но биоэнергетика постепенно занимает свою нишу, и, по нашим прогнозам, через 10 лет этот сегмент может вырасти до сотен мегаватт.
Что касается геотермальной генерации – здесь безусловный лидер Камчатский край. Там сейчас рассматривается проект строительства новой геоэлектростанции (ГеоЭС). Его совместную реализацию планируют "Зарубежнефть" и "РусГидро". Инвестиционное решение находится на продвинутой стадии, и мы рассчитываем, что в ближайшие год-два оно будет принято.
– Нужны ли, на ваш взгляд, дополнительные меры поддержки ВИЭ? Или уже достаточно существующих программ?
Алексей Жихарев: Вопрос дискуссионный. Долгое время считалось, что развитие ВИЭ требует поддержки в виде надбавок к рыночной цене – чтобы инвесторы получали возможность окупать более высокие капитальные вложения, так как проекты ВИЭ-генерации были дороже. Но сегодня ситуация меняется. Уже второй год мы наблюдаем, что стоимость электричества от ВИЭ, особенно ветра и солнца, стала значительно ниже, чем от новых газовых или угольных электростанций. Это меняет саму суть "поддержки".
Возьмите пример Дальнего Востока. Когда Системный оператор и Минэнерго выполнили все расчеты в целях формирования генсхемы и определили прогнозируемый дефицит электроэнергии в размере 8 млрд кВт·ч, моделирование показало: самое экономически выгодное решение – строить ветровую и солнечную генерацию. Почему? Потому что она строится быстрее (12-24 месяца) и значительно дешевле – киловатт-час в 2-2,5 раза дешевле, чем от отдельных проектов тепловой генерации. Плюс к этому – с газом на Дальнем Востоке сейчас тоже непросто, дополнительных объемов нет. Так что сейчас речь уже не о субсидиях, а о чистой экономике. Это не только экологично, но и экономически выгодно.
– Недавно были подведены итоги регионального рейтинга по возобновляемой энергетике. Скажите, какие регионы показали наилучшие результаты в 2024 году? Есть ли новые лидеры?
Алексей Жихарев: Хочу уточнить: итоги нашего рейтинга мы подводим раз в два года. До недавнего времени мы делили регионы на те, которые находятся в ценовых зонах оптового рынка, и на те, что вне этих зон – в так называемых неценовых и изолированных территориях. Но с прошлого года большинство неценовых зон, включая отдельные территории Дальнего Востока, а также Коми и Архангельскую область, вошли в ценовые зоны. Теперь мы будем пересматривать саму методику рейтинга – регионы уравнялись в правовом поле.
Если говорить об итогах текущего цикла, то мы рассмотрели 67 регионов. В комплексном рейтинге лидеры остались прежними: Ростовская область, Ставропольский край и Волгоградская область. Это устойчивые позиции, сформированные по совокупности показателей. Однако в отдельных номинациях ситуация интереснее – там появляются новые сильные игроки.
Например, Дагестан впервые вышел в лидеры в номинации "нормативно-правовое регулирование". В регионе принят специальный закон по развитию ВИЭ-генерации, а также сформирован специальный проектный офис, который способствует привлечению новых инвестиций. Ранее победителем в этой номинации была Ульяновская область. "Самым активным ВИЭ-регионом", то есть лидером по объему ввода мощностей, стал Ставропольский край: плюс 200 мегаватт за два года – это серьезный рывок. В прошлый раз в этой номинации отличилась Астраханская область. Теперь Астраханская область лидирует в номинации "выбор инвестора", там было дополнительно запланировано около 200 мегаватт новых проектов. От Волгоградской к Ростовской области перешло лидерство в номинации "лидер ветроэнергетики", там заявлены к реализации еще 374 мегаватта новых ветропарков. Также изменения есть в номинации "лидер гидроэнергетики", здесь на первом месте Республика Карелия, которая обогнала Кабардино-Балкарию, обеспечив ввод 50 мегаватт Белопорожских ГЭС. Изменения по отдельным номинациям происходят быстрее, поскольку каждая номинация – это узкий набор показателей, в отличие от комплексного рейтинга, где более комплексно учитывается природный потенциал, инфраструктура, наличие земельных участков, региональных мер поддержки и прочего.
- Есть ли регионы, где ВИЭ развивается недостаточно активно? Почему так происходит?
Алексей Жихарев: Наша страна огромна, и на всей территории не может быть равномерного развития. На сегодня ВИЭ-генерация представлена в 56 субъектах РФ, в 29 из них – реализованы или запланированы проекты строительства в рамках программ поддержки на оптовом или розничных рынках. Это уже треть страны, и это хороший результат. Мы ожидаем дальнейшее увеличение числа регионов с активной позицией в развитии возобновляемой энергетики, опять-таки, в том числе за счет Дальнего Востока, где скоро стартует конкурсный отбор на 1450 мегаватт. Это почти треть от всех мощностей, построенных до 2024 года – очень серьезный объем.
В рамках программы поддержки, реализуемой на розничных рынках, регионы сами решают, объявлять конкурсы или нет. Отсутствие обязательств сдерживает развитие, но мы проводим просветительскую работу, объясняем региональным органам власти, что даже при незначительном росте регионального тарифа, выигрыш локальной экономики в виде налогов, рабочих мест, снижения углеродного следа и технологического развития перекрывает издержки.
В конечном счете мы видим тренд: электричество от ВИЭ дешевеет, на горизонте после 2030 года такая генерация будет самым дешевым источником энергии в стране, это уже сейчас так, если сравнивать с проектами нового строительства тепловой генерации.
– Электротранспорт – это часть энергоперехода? Что, на ваш взгляд, нужно в первую очередь развивать: зарядную инфраструктуру для электрокаров или стимулировать рост их парка?
Алексей Жихарев: Электротранспорт – это уже не просто тренд, а реальность. Мы рассматриваем его как технологию энергоперехода. Электрификация транспорта увеличивает спрос на электроэнергию, а этот спрос может и должен быть покрыт именно ВИЭ, которые не формируют дополнительных выбросов и строятся быстро.
В Китае это уже работает: увеличение парка электротранспорта вызвало рост спроса, и это в том числе стало драйвером для ускорения строительства новой генерации СЭС и ВЭС. В России сектор пока только формируется, но уже прогнозируется, что к 2030 году электромобили будут потреблять около 5 млрд кВт·ч. Это половина всей выработки возобновляемой энергетики в стране.
Важно, чтобы этот спрос покрывался не за счет дополнительной загрузки неэффективной тепловой генерации, иначе смысла в таком переходе нет. Плюс, электротранспорт может стать частью энергосистемы – например, по модели V2G (Vehicle-to-Grid), когда машина становится накопителем и отдает энергию в сеть. Это уже работает за рубежом, у нас пока нет, но это вопрос времени.
Что касается инфраструктуры – она должна развиваться опережающими темпами. Без достаточного количества зарядок готовность перехода на электромобили будет ниже. Я недавно ездил из Москвы в Питер на обычном авто и столкнулся с часовыми очередями на заправках. Я с ужасом представил, сколько бы времени мне пришлось потратить на зарядку электромобиля. Поэтому мы ввели в рейтинг регионов новую номинацию – "Лидер в сфере электротранспорта", в рамках которой оцениваем развитость электрозарядной инфраструктуры". Пока лидирует Москва – около 1200 зарядных станций. Это хороший уровень, но и этого мало. Развитие должно быть опережающим.