В Фонде перспективных исследований, при поддержке которого работы в этом направлении действительно ведутся, от громогласных и скоропалительных заявлений дистанцируются. А Ян Чибисов, руководитель Центра авиационно-космических технологий ФПИ, где этим предметно занимаются, в диалоге с "РГ" сразу дал понять, что если и вести разговор, то не об альтернативе "Старлинку" (это отдельная тема для разговора), а об альтернативе космическим системам связи.
Суть: вместо дорогостоящих космических спутников, работающих на тех или иных околоземных орбитах (круговых, в том числе сравнительно низких), предлагается создавать системы связи на базе спутников атмосферных, по-другому — беспилотных летательных аппаратов, не выходящих за стратосферу Земли (до 50 километров).
Ян Чибисов: В чем особенность стратосферной платформы по сравнению с космической? Помимо того, что она гораздо дешевле (примерно в 10 — 20 раз), есть другой, я бы сказал — ключевой момент. Такой спутник может находиться в зоне работы ровно столько, сколько вам надо, в отличие от пролетающего мимо зоны низкоорбитального спутника.
А что из этого следует? С помощью таких атмосферных спутников можно обеспечивать надежную связь, зондирование, да все, что угодно, в конкретной зоне земного шара — будь то Новосибирск, Приморье или другие удаленные и малонаселенные регионы. Чтобы обеспечить это из космоса, туда надо вывести N-ное количество спутников, потому что они двигаются по орбите. Исключением является спутник, который находится на геостационарной орбите — то есть летит со скоростью вращения Земли. Но такие спутники тяжелые и дорогие, могут "смотреть" на Землю только с экваториальных орбит и т.д. и т.п.
С таким сравнением понятно. Тогда позвольте прямой вопрос: а сколько атмосферных аппаратов потребуется, например, для того, чтобы обеспечить бесперебойную связь в зоне СВО — по всей линии боевого соприкосновения?
Ян Чибисов: Тут могут быть разные оценки…
А все-таки: один, десять, сто?
Ян Чибисов: Скажем аккуратно: порядка десяти, но все зависит от возможностей аппаратуры связи.
Понятно. А как защитить такую визуально определяемую систему от боевого воздействия ВСУ?
Ян Чибисов: Совершенно правильный вопрос. Если мы говорим о связи или о зондировании, разрабатываемые нами технологии позволяют находиться стратосферным платформам на расстоянии более 100 километров от средств воздействия.
100 — это не высота, а удаление?
Ян Чибисов: Да, это расстояние по поверхности земли.
А на какой высоте должны работать такие платформы-стратостаты?
Ян Чибисов: От 18 до 20 километров. Естественно, там будут локальные "гуляния", потому что надо уходить от ветровых потоков. И атмосфера, как известно, тоже "дышит". Поэтому рабочие высоты в диапазоне от 16 до 21 километра.
Во что выражается потеря вот одного такого стратостата со всей начинкой-оборудованием? Можно сравнить с потерей боевого самолета?
Ян Чибисов: Нет, он гораздо дешевле. Если мы говорим о том, что разрабатывается в рамках проекта ФПИ, то эти стратосферные платформы легче воздуха. И они относительно дешевые. В частности, тот стратостат-демонстратор, который мы сейчас создаем, имеет грузоподъемность порядка 50 килограммов и летит на тех высотах, которые я назвал. Его оценочная стоимость менее 20 миллионов рублей.
Самого стратостата? Или уже стратосферной платформы со всей "начинкой"?
Ян Чибисов: Самого стратостата, конечно. А дальше вы на него можете повесить хоть бриллианты, и это будет соответственно стоить…
А если случилось: издалека, но все-таки поразил неприятель нашу платформу — связь сразу прервалась? Как быстро "выбитый зуб" удастся заменить?
Ян Чибисов: И такая гипотетическая возможность, конечно, предусмотрена. Предполагается, что где-то рядом, на земле, разворачивается резерв. Если один сбили, рядышком уже готовый комплекс стоит. Его наполнить и запустить — это часы…
И вы недавно заявили, что первый такой аппарат уже в будущем году будет "летать и показывать полезную функцию". А именно — с помощью специальной аппаратуры 5G будет раздавать связь. Скорость передачи будет не 100 мегабит, как в "Старлинке", но уже десятки...
Ян Чибисов: Да. Именно такая платформа грузоподъемностью порядка 50 килограммов в 2026 году будет летать. Это не просто стратостат. Это современный беспилотный летательный аппарат легче воздуха, имеющий систему балластировки для управления высотой. Аппарат перемещается по высоте вверх-вниз в зависимости от прогноза погоды для того, чтобы оставаться в заданной зоне или, наоборот, перемещаться в заданном направлении.
Иными словами, это не просто воздушный шар за 20 миллионов…
Ян Чибисов: Разумеется. Там есть своя энергосистема, причем не только на солнечных батареях - для наших средних и северных широт только фотоэлементы в качестве источника энергии не годятся. Не буду раскрывать всех деталей, скажу только, что основа гибридной силовой установки нашей платформы — это турбогенератор. Есть и солнечные батареи, и своя аккумуляторная история, и автоматическая система управления силовой установкой.
Исходный проект ФПИ по системе связи 5G через месяц заканчивается. И сейчас мы рассматриваем возможность постановки нового проекта — в том числе для проведения серии испытаний космической системы связи 5G на стратосферном демонстраторе. На том самом объекте, который в следующем году должен летать.
Помимо СВО в каких зонах, в каких целях, для каких надобностей может быть использована такого рода система связи?
Ян Чибисов: В гражданском секторе рынок весьма широкий — оттуда наши разработки 5G и начинались. Стратосферная связь востребована там, где наземную сотовую связь развернуть сложно, а связь спутниковая — очень дорогая. Или, по каким-то причинам, ограничена. Если говорить про нашу страну, это прежде всего Сибирь и Дальний Восток, где предполагается строительство, освоение месторождений, прокладка магистралей. А еще так называемые зимники — там вопрос связи в высшей степени актуален. Напомню, что проект по связи 5G мы ставили для решения отдельной и очень важной задачи обеспечения контроля и управления беспилотниками в тех самых удаленных и малонаселенных регионах.
Если такой аппарат повесить над Северным полюсом — его графической точкой, оттуда можно будет звонить домой по обычному мобильному телефону — не спутниковому?
Ян Чибисов: В принципе — да. Но аппарат потребуется не один, а несколько — в том числе с ф
А на локальный объект — например, для малой АЭС, что сейчас строится в Якутии, — одного стратостата достаточно?
Ян Чибисов: Все зависит от грузоподъемности платформы и возможностей аппаратуры связи. Если мы говорим о том аппарате, который будет у нас в будущем создан, то его мощность и его грузоподъемность в весомую часть тонны позволяют разместить там достаточно мощное оборудование. А если речь о том, что полетит в 2026 году, у него возможности меньше — ведь это, как я уже сказал, демонстратор.
Если посмотреть в корень, что такое атмосферный спутник? По сути — та же стационарная вышка, только с возможностью быть поднятой на высоту до 20 километров. Условная вышка, без опоры на землю.
А срок службы, долговечность вашей атмосферной платформы? Вышку из металла поставили — она определенное время служит. Ни угля, ни дров, ни газа ей не нужно…
Ян Чибисов: В нашем случае не все так лучезарно. Срок работы прямо связан с запасом топлива и ресурсом конструкции. Но вышек высотой в 20 километров человеком еще не создано.
Две недели стратостат поработал — и нужно приземлять для заправки?
Ян Чибисов: Примерно так. Поэтому планируется "карусель" из двух-трех аппаратов. То есть один в стратосфере — второй ждет на земле. Первый спускается, второй уже занял высоту и принял вахту на себя. Даже при всех неизбежных сложностях это работает. И это не такая сложная и масштабная задача, как развертывание спутниковой группировки.
Атмосферные и космические спутники не отменяют и не исключают друг друга. У них разные ниши. Атмосферные спутники — для решения локальных задач. Спутниковая группировка — это глобальное решение.
Справка "РГ"
Чибисов Ян Николаевич начинал инженером на одном из ведущих предприятий авиакосмической промышленности, сейчас — руководитель Центра авиационно-космических технологий Фонда перспективных исследований. Под его руководством подготовлено и реализовано шесть научно-технических проектов в области специального программного обеспечения по математическому моделированию и созданию демонстраторов перспективной беспилотной и ракетной техники, свыше десяти аванпроектов по обоснованию технических обликов перспективных образцов и демонстраторов.