С 2026 по 2028 год на осуществление федеральной программы, направленной на поддержку и развитие туристической сферы в России, планируется направить из государственного бюджета около 220 млрд рублей, сообщил министр экономического развития РФ Максим Решетников на заседании комитета по бюджету и налогам Госдумы. Каков ожидаемый вклад от реализации программы в ВВП страны и занятость в туристической отрасли, а также какие ключевые направления станут приоритетными в рамках выделенного финансирования, разбирались «Известия». Многопрофильное развитиеВ рамках трехлетнего бюджетного цикла на реализацию государственной программы, направленной на развитие туристической отрасли в России, запланировано финансирование в объеме 220,3 млрд рублей, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэка. На 2026 год предусмотрено 60,8 млрд, на 2027-й — 75,9 млрд, а в 2028 году сумма составит 83,6 млрд рублей. При этом, по данным ведомства, сохраняются и продолжают действовать механизмы льготного кредитования: в их рамках реализуется 388 проектов, рассчитанных примерно на 75 тыс. гостиничных номеров, из которых уже введено 6,2 тыс. Также регионы продолжают получать прямые субсидии — в частности, на строительство модульных гостиниц общей вместимостью около 10,7 тыс. номеров. Дополнительно действует единая субсидия, благодаря которой к 2024 году увеличилось количество туристических поездок еще на 15 млн. «По поручению президента продолжаем реализацию федпроекта «5 морей и озеро Байкал» (12 круглогодичных морских курортов запланированы в 10 регионах страны). Большинство регионов утвердили документы по планировке территории (они утверждены в Республике Крым, Калининградской области, в Санкт-Петербурге, Бурятии, Иркутской области, Дагестане)», — рассказали в министерстве. В Минэке также подчеркнули, что развитие въездного туризма рассматривается как одно из ключевых направлений, способствующих увеличению экспорта услуг. Поэтому реализуется комплекс мер: в частности, совершенствуется визовая политика, упрощаются процедуры въезда, а также расширяется сеть прямых авиарейсов — в частности, добавлены направления в Бахрейн, Катар, Оман, Вьетнам и Индонезию. Кроме того, регионам оказывают поддержку в создании туристических продуктов, ориентированных на зарубежных путешественников. Эти предложения продвигаются на приоритетных международных рынках дружественных государств под объединенным брендом «Россия». Поддержка бизнесаМалый и средний бизнес активно участвует в развитии туризма, создавая глэмпинги, отели, автотуристическую инфраструктуру и комплексные маршруты, рассказал «Известиям» генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич. К 2030 году около 2,5 тыс. МСП в гостиничной сфере смогут привлечь более 85 млрд рублей через инструменты Национальной гарантийной системы, включая «зонтичные» поручительства на 20 млрд рублей для доступа к заемному финансированию. На платформе МСП.РФ предприниматели могут выбирать из 260 региональных туристических проектов и 439 инвестплощадок, при этом уже сопровождаются 89 заявок на 29,5 млрд рублей в 39 регионах. Одним из ключевых приоритетов развития туризма в России считается повышение доступности малоосвоенных природных и культурных территорий, сказала «Известиям» старший научный сотрудник ИМЭиФ Всероссийской академии внешней торговли Антонина Левашенко. В этой связи рассматривается возможность субсидирования проектов в сфере модульных гостиниц. Такая мера одновременно способствует развитию транспортной инфраструктуры, продвижению экотуризма и снижению нагрузки на популярные направления в высокий сезон. — Тут важно упростить унификацию использования сельскохозяйственных земель и порядок перевода по регионам России их из одной категории в другую, что позволяет строить фермы, гостиницы, рестораны и пр. Кроме того, приоритетно развитие регионального туризма. Туристические потоки в существенной мере завязаны на доступности транспортной инфраструктуры, — отметила она. По всей стране, по ее словам, ведется активное строительство и модернизация аэропортов, включая новые терминалы в Нижнем Новгороде, Новосибирске и Самаре. Одновременно необходимо повышать доступность авиаперелетов, чтобы поддержать развитие туризма в удаленных регионах, особенно на Дальнем Востоке. Туристические услуги являются комплексными, поэтому поддержку следует оказывать не только компаниям в самой отрасли, но и смежным направлениям, особенно креативным индустриям — мастерским сувениров, исполнительскому искусству, ярмаркам, заметила Антонина Левашенко. Международная практика показывает, что рост туристического потока тесно связан с поддержкой креативных индустрий, поэтому ОЭСР рекомендует стимулировать их для укрепления туризма в посткризисный период. При продвижении российского туризма за рубеж важно учитывать новые подходы, включая повышение языковых компетенций персонала и адаптацию информации на китайский, арабский и другие языки целевых стран. Это обеспечивает доверие и интерес зарубежных туристов и должно учитываться при формировании расходов компаний на поддержку туристических продуктов. — Фокус на данных направлениях позволит туристической отрасли достичь цели в 5% доли в ВВП страны к 2030 году. Напомним, что в 2024 году вклад туристической отрасли составлял 2,5% ВВП, а за первое полугодие 2025 года он вырос до 2,9%, — считает эксперт. Контроль за эффективностью использования бюджетных средств, по ее мнению, должен исключать переложение отчетных издержек на бизнес. Оптимальным решением может стать применение автоматизированного анализа больших данных о туристической активности из открытых источников. Приоритетными направлениями остаются развитие туристических кластеров и круглогодичных курортов на побережьях пяти морей и Байкале в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», включая инфраструктурные проекты и модернизацию гостиниц, парков и сервисных объектов, что создает основу для роста внутреннего туризма, подтвердил в беседе с «Известиями» программный директор факультета гостеприимства и индустрии спорта Президентской академии Кирилл Яковлев. Цель России — увеличить долю туризма в ВВП до 5% к 2030 году, принимая до 10 млн человек ежегодно в новых курортах и используя цифровые платформы и государственно-частное партнерство для эффективного контроля и привлечения инвестиций. — Трансформация туристической отрасли происходит в последние годы высокими темпами, показывая системный рост. Это одна из отраслей — лидеров экономического развития. Комплекс мер и механизмов новой поддержки отрасли позволит в ближайшие два года превысить 3%-ную долю сектора в общем объеме ВВП страны, — добавила в беседе с «Известиями» Инна Лола, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. |