Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

CNN: Пентагон дал Белому дому разрешение на передачу Киеву "Томагавков"
Трамп распорядился начать испытания ядерного оружия
"В мире ничего подобного нет". Путин рассказал раненным бойцам о новейшем оружии и провалах ВСУ
Франция готовится ввести на Украину около двух тысяч военных, сообщила СВР
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Денис Мантуров: во главе угла стоит технологическая независимость автопрома
31.10.25 14:21 В России

У российских властей нет цели закрыть авторынок для иностранных производителей – нужно обеспечить в нашей стране производство современных легковых автомобилей, защищенное от влияния любых внешних факторов, говорит первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. В интервью РИА Новости он рассказал, почему было принято решение изменить правила утильсбора на автомобили, какими мерами государство поддерживает отечественных автопроизводителей, как зарубежные концерны увеличивают локализацию, и почему возврат к "отверточной" сборке иномарок на российских заводах уже невозможен.

– Денис Валентинович, новые правила взимания утилизационного сбора на автомобили вызвали много дискуссий. В результате предполагаемый срок их вступления в силу перенесли на декабрь, но концептуально заявленные ранее Минпромторгом параметры не поменялись. Почему этот шаг все-таки важен?

– Чтобы ответить на ваш вопрос, давайте вернемся немного назад, в 2022 год. В результате введенных против нашей страны санкций автопром стал одним из наиболее пострадавших направлений. В моменте даже не было компонентов, которые позволили бы обеспечить стабильную работу конвейеров. Пришлось нелегко: свыше десятка заводов, которые принадлежали иностранным компаниям, у нас просто встали. Не говоря уже о трудностях, с которыми столкнулся наш самый массовый производитель "АвтоВАЗ" после ухода Renault – ключевого партнера, максимально интегрированного во все процессы производства и менеджмента.

Последствия безответственности иностранных собственников не ограничивались временным дефицитом предложения на рынке. На всех этих предприятиях остались люди – многотысячные трудовые коллективы, которых уходящие "партнеры" тоже бросили. Принципиально для нас было сохранить кадры, их компетенции, создать все условия для того, чтобы снизить потери от вынужденных простоев.

Мы изначально понимали, что эту критически важную задачу необходимо было решить, чтобы впоследствии площадки перезапускались уже с новой продукцией. Параллельно с этим пришлось помогать восстанавливать работу отечественных заводов.

– Сейчас уже можно обобщить, сколько за три года государство потратило на поддержку автопрома, и какой это дало эффект?

– Свою эффективность показал целый комплекс финансируемых бюджетом мер – субсидирование НИОКР, гранты на реинжиниринг, программы Фонда развития промышленности, программы поддержки спроса. С 2022 года только по программе ФРП "Автокомпоненты" профинансирован 91 проект на сумму порядка 111 миллиардов рублей, свыше 50 проектов НИОКР на сумму 11 миллиардов рублей, около 40 проектов по реинжинирингу на сумму почти два миллиарда рублей.

Результат – почти половина из 740 критических позиций, которые мы выделили для себя в 2022 году, уже закрыты отечественным производством. То есть, примерно по 330 новым видам комплектующих и материалов появились собственные компетенции, технологическая база, действующие индустриальные проекты. Это, например, различные кузовные детали, элементы интерьера, антиблокировочные системы и системы курсовой устойчивости, новые модификации дизельных двигателей.

Фактически, нам удалось возродить отрасль автокомпонентов и гарантировать стабильность их поставок нашим автопроизводителям. На льготное автокредитование и лизинг в период с 2022 года было выделено почти 140 миллиардов рублей – это позволило нам поддержать продажи почти 400 тысяч произведенных в России автомобилей на более выгодных для покупателей условиях. Только на эти ключевые меры, которые я перечислил, за последние три года из федерального бюджета мы направили свыше 260 миллиардов рублей. Большая часть (почти три четверти) как раз профинансирована за счет поступлений от утилизационного сбора.

Еще один из важных результатов – по статусу на сегодняшний день практически все ранее "брошенные" иностранцами площадки перезапущены, обеспечивают рабочие места. Автомобили, которые они выпускают, планомерно занимают освободившиеся с уходом западных брендов ниши. В общей сложности возобновлена полноценная работа 11 из 13 площадок, построенных под выпуск легковых автомобилей. Оставшиеся две должны быть запущены в следующем году. Например, в Калуге на бывшей площадке Volkswagen налажено производство автомобилей российского бренда Tenet по полному циклу, включая сварку и окраску, Sollers оперативно адаптировал освободившиеся мощности под продукцию собственного бренда.

Постепенно появляются предложения и в более высоком сегменте: это, например, локализация производства последовательных гибридов Voyah в Липецкой области, сборка кроссоверов Exeed в Подмосковье. Это тоже стало возможным за счет государственных мер поддержки, в том числе благодаря донастройке механизма утилизационного сбора.

Кроме того, переформатировали и работу бывшего завода General Motors в Санкт-Петербурге – он был оставлен еще в 2015 году, фактически переоборудовали эту площадку с нуля, а со следующего года там также будет запущено производство автомобилей по полному циклу.

Компания "Автомобильные технологии", помимо выпуска автомобилей Citroen на площадке в Калужской области, активно участвует в отраслевой кооперации – мощности сейчас дозагружены производством одной из моделей бренда Haval. Эта компания тоже перешла на мелкоузловую сборку, самостоятельную сварку и окраску. Калининградский "Автотор" стабильно работает с несколькими технологическими партнерами. На завершающей стадии находятся переговоры с инвесторами по площадкам в Шушарах, Нижнем Новгороде.

Важно, что на протяжении всего этого периода исправно работает завод Haval в Тульской области. С учетом этого, решения о перезапуске остальных площадок помогли нам сохранить работу примерно 30 тысячам сотрудников – высококвалифицированным отраслевым специалистам.

– Остались ли еще на внутреннем рынке ниши, которые полностью закрываются импортом?

– Сейчас у нас реализовано производство автомобилей практически во всех наиболее популярных сегментах. Линейка легковых автомобилей российской сборки постоянно расширяется, в том числе за счет моделей, которые ранее импортировались, а теперь локализуются на территории нашей страны.

– Насколько утверждение, что такая локализация, в лучшем случае – просто переклеивание шильдиков, соответствует действительности?

– Момент, который важно понимать: государство осуществляет перезапуск площадок с новыми партнерами на условиях, которые не ограничиваются так называемой "отверточной сборкой". В рамках специнвестконтрактов прописываются четкие обязательства и сроки по углублению уровня локализации. И мы следим за их выполнением. Объем вложений пришедших на площадки инвесторов в воссоздание этих мощностей с 2022 года уже превысил 114 миллиардов рублей, а к моменту окончания срока действия этих СПИКов в 2033 году сумма увеличится втрое.

– Это оптимистичный прогноз. А если предположить, что новые партнеры снова преподнесут неприятный сюрприз в какой-то момент?

– Мы пересмотрели принципиальный подход к работе с зарубежными партнерами. Во главу угла поставлена собственная технологическая независимость. Для всех площадок мы нашли российских инвесторов, у которых сейчас находится контроль над совместными предприятиями. В возможных форс-мажорных ситуациях права на технологии, созданные или развитые здесь, на конструкторскую документацию останутся у нас. Мы также донастроили параметры инвестрежима – пришли к сбалансированным решениям, которые, с одной стороны, оптимизируют процессы локализации продукции для новых игроков. С другой стороны, не создают для них искусственных конкурентных преимуществ, позволяя нашим традиционным автопроизводителям продолжать развитие собственного модельного ряда.

И, что очень важно, мы сформировали для партнеров понятные и прозрачные инвестиционные условия. После того, как всеми доступными средствами была решена первоочередная острая задача по насыщению рынка предложением, мы провели индексацию утильсбора в 2023 году, чем как раз стимулировали пришедших к нам технологических партнеров более предметно рассмотреть возможности локализации в России.

Следом мы сформировали условия для долгосрочного планирования инвестиционной активности: утвердили шкалу индексации до 2030 года. Изменения в механику расчета утильсбора, о которых мы объявили заранее в сентябре, уже дали ощутимый импульс для активизации переговорных процессов со стороны наших новых зарубежных партнеров. Знаем, что за прошедший с момента публикации проекта акта период одну из производственных площадок посетили представители сразу трех брендов – "присматривались" к возможности дозагрузить мощности производством собственных моделей.

– Ряд экспертов называют нововведения в части утильсбора, о которых вы упомянули, "заградительной мерой". Согласны?

– Мы уже не раз говорили о том, что у нас нет цели "закрыть" рынок, чтобы наши производители жили в условиях отсутствия конкуренции – понятно, что это затормозит их собственное развитие. Но нам важно создать условия для того, чтобы локальное производство было выгоднее, чем прямой импорт, и это нормальная мировая практика. Иностранные инвесторы при принятии решений важным для себя условием видят ликвидацию каналов "серого" импорта.

Для нас ключевой момент – контроль за технологическим процессом. И, как видно на примере успешно перезапущенных площадок, комплексный подход, учитывающий интересы всех сторон, дает свой эффект. При этом мы сохраняем льготный коэффициент расчета утильсбора на ввоз иномарок для собственных нужд. Напомню, что такой подход мы реализуем уже много лет, обеспечивая доступ к самым массовым и востребованным у граждан зарубежным моделям. В том числе и после вступления в силу готовящихся изменений льготный коэффициент сохранится для автомобилей мощностью двигателя до 160 лошадиных сил – это более 80% всего российского автопарка на текущий момент.

– Что будет с ценами – основной предмет дискуссии среди автовладельцев в последнее время. Между изменением условий оплаты утилизационного сбора и ростом цен, а значит, снижением доступности, часто ставится знак "равно". Насколько действительно крепка эта связь?

– Мы внимательно анализируем влияние наших решений в части индексаций утильсбора на доступность автомобилей для граждан. Из многолетнего мониторинга уже четко видим, что в основном на колебания стоимости оказывает влияние целый ряд условий: волатильность курсов валют, затраты на логистику и изменения в денежно-кредитной политике. К этим факторам авторынок действительно относится наиболее чутко.

Исходя из динамики цен у официальных дилеров, спустя два этапа индексации утильсбора, прошедших в октябре прошлого года и в январе текущего года, драматичного роста цен, который прогнозировали отраслевые эксперты, не произошло. Есть обратные примеры: у крупнейших игроков – "Рольфа" и "Авилона" – среднее снижение цен за период 2024-2025 годов составило 4-4,7%. Это дилеры с достаточно разнообразными портфелями брендов, реализующие модели в различных сегментах.

Объявленные нововведения могут сказаться на стоимости частного ввоза так называемых "санкционных" иномарок. То есть, автомобилей тех брендов, которые три года назад в одностороннем порядке ушли с рынка, переложив даже ответственность по обслуживанию уже находящейся в эксплуатации техники на российских преемников. По таким схемам ввозятся и китайские автомобили тех брендов, чьи официальные представительства и дилерские центры уже есть в России. Существование такой лазейки может снижать привлекательность российского рынка для производителей, которые вкладывают средства в развитие сервисных сетей, выполнение гарантийных обязательств, развитие выгодных финансовых продуктов и создание интересных условий для приобретения автомобиля.

В целом, не ожидаем резких ценовых скачков с учетом уже объявленного переноса сроков вступления новых правил в силу до декабря и возможности ввезти автомобили для частного пользования и пополнить складские запасы, которые он дал.

– То есть задача государства – сделать выгодными условия приобретения именно производимых локально автомобилей? Такая логика?

– Да. В части доступности отечественных автомобилей мы всегда обращаем внимание, что корректировка утильсбора не оказывает существенного влияния на их стоимость, поскольку мы предоставляем нашим производителям комплекс промышленных субсидий. За год, с учетом расширения ассортимента российских моделей, мы существенно нарастили долю новых отечественных автомобилей на рынке – по итогам девяти месяцев 2025 года она составила порядка 55% – то есть, более половины от всех объемов реализации. В аналогичном периоде прошлого года эта доля составляла 44%.

Также мы продолжаем реализацию наших программ льготного автокредитования и льготного лизинга – они создают еще более выгодные условия для приобретения автомобилей российского производства. За январь-сентябрь 2025 года с помощью этих мер реализовано свыше 130 тысяч автомобилей, объем предоставленных скидок составил 45 миллиарда рублей.

Мы понимаем, как важно сохранить эти инструменты для поддержки рынка в текущих условиях, уже предусмотрели на них бюджет как минимум на ближайшую трехлетку и регулярно донастраиваем параметры их реализации. В этом году, напомню, вернули подпрограмму "Семейный автомобиль" в контур льготного автокредитования – добавили 10% скидку для семей с двумя и более детьми. В регионах ДФО эта подпрограмма еще шире – даже с одним ребенком семья может получить 25% скидку на отечественный автомобиль, подпадающий под необходимые условия. Постепенно к модельному ряду автомобилей, которые набирают необходимое количество баллов локализации для участия в программе, добавляются и модели с новых площадок. Например, со скидкой уже можно приобрести Haval M6 и Tenet T4, произведенные в Калужской области.

В плане покупки российских электромобилей и последовательных гибридов условия еще более выгодные. Скидка при покупке в кредит для таких моделей составляет 35%, ее максимальный объем – 925 тысяч рублей. Причем для всех покупателей – вне зависимости от категории заемщика.

– Если немного отойти от решения конъюнктурных проблем отрасли и посмотреть на среднесрочную перспективу: какую задачу государство видит основной для российского легкового автопрома на ближайшие пять лет?

– Нам необходимо обеспечить в России производство современных легковых автомобилей, защищенное от влияния любых внешних факторов, будь то неблагоприятные условия на мировом рынке или недружественные действия других стран. Гарантировать нашим гражданам наличие автомобилей, их доступность и разнообразие. Сохранить и развивать уже имеющиеся площадки и запускать новые производства. На это работают и все упомянутые мной меры, и отраслевая стратегия, и национальный проект по промышленному обеспечению транспортной мобильности. Это сложный путь, но дорогу осилит идущий. Уверен, что у нас все получится.
 

Аббе, RU31.10.25 21:10
Не помешает подумать про опыт 1941-1945 годов. ПВО страны в целом.
ПОКА что для этой ПВО противник даёт массовые вбросы целей относительно не быстрых. И этим можно воспользоваться.
Двигатели от легковых автомобилей, вероятно доработанные для нужд ПВО. Самолётная часть - забота авиапрома. Турбонаддув для возможности форсирования мощности - а хотя бы и от всё того же автопрома.
Задача - создание истребителя ПВО для защиты городов. Один из первых параметров - цена аппарата и цена полётного часа. Цена программы в целом.
Даже если максимальная скорость будет не более 400 км/час, даже если вооружение будет не героически рекордным.
Важна возможность принять участие в "большой системе".
Получили сигнал на взлёт - через 5 минут уже в воздухе. Получили команду "цель примерно там то" - вышли в квадрат. Здесь уже нужно иметь поле наземных ретрансляторов с выдачей управления в реальном времени - цель левее/правее, выше/ниже, скорость цели такая то, вираж такой то и туда то.
Зачем такие сложности, когда есть зенитно-артиллерийские системы, зенитно-ракетные системы, кобинированные системы?
Затем.
Быстрые и дальнобойные ракеты ПВО - штука дорогая. А собственно цели - ничуть не уровня бронирования штурмовика А-10. Им хватит и боевой части полегче и не факт, что нужно стрелять по ним с расстояния в 100 километров.
Навели некий аналог По-2 в реализации 2025 года на цель (в смысле недорогой носитель оружия), отстреляли по целям недорогими ракетами с недорогой системой управления, снизу проконтролировали, что цель сбита, пролетели над ней, подсветили, опознали сбитость и продолжили выполнение боевой задачи по ценам, которые не разрят Россию.

ГДЕ то в иных местах и обстоятельствах - там и могучие ЗРК и прекрасные истребители да всё по высшему разряду.
Только вот война это в первую очередь снабжение всем, что необходимо и ДОСТАТОЧНО для войны. При том не разоряя саму страну.

Если удастся сработать по правилу 20/80, можно считать, что задача решена.
То есть - сбивать 80% целей оружием, которое стоит менее 20% от стоимости "настоящих ЗРК". Ну а всё несбитое отдавать на доработку реально дорогим системам высшего качества и, увы, высшей же и цены применения.

Если получится создать систему РЛС с разнесённым источником и приёмником - будет интересно. Локатор, который обстукивает пространство сверху. Даже если платформой будет потрясающе некрасивая каракатица с небольшим набором достоинств.
1) Её сделали, сделали быстро и неразорительно.
2) Её радар включен в единую сеть поля РЛС. И командный пункт снизу, на земле, успевает учесть, из какой именно точки пространства стучит этот дятел. И уже по полученным наземными, пассивными приёмниками откликам можно будет судить, что там оно в воздухе.
3)Даже если эту воздушную подсветку собьют - цена ей не велика. Пилот в бронекапсуле и на катапультном кресле. Не убьют поражеющими элементами, если аппарат безнадёжен, то катапультируется и потери откровенно минимальны.

4)Если вообще ввязываться в эту тему, следует принять "острое решение". Максимально возможно перевести расходную, высокорисковую часть этой системы в разряд "эрзац - оружия". Проще, дешевле, только на эту войну, а скорее даже на ближайшее время в этой войне. На год хватит и всё чудесно. Потом нужны будут уже иные образцы оружия.

Быстро, здесь и сейчас, неразорительно. И с максимальным привлечением отраслей, не относящихся к ОборонПрому. Для них сегодня и так много, очень много работы.

И, уже само собой, массовое изготовление беспилотников на подмену легковым автомобилям и, уж ИЗВИНИТЕ но пешим носильщикам. Железо изготовим новое, а людей не изготовим.

И всё это потребует двигателей от (крайне грубо и условно) 30 лошадиных сил до 160-250 лошадей.
Здесь, сейчас, много, очень-очень много и неразорительно.
Простите, но кроме автопрома эти двигатели делать некому. когда их нужны десятки тысяч в год - тут специализированные фирмы не справятся. Они прекрасны, они (по своему) идеальны.
Но?
Кто то поверит, что Россия достаточно богата для содержания именно что специализированных производств, которые точнейшим образом не годятся более ни на что, кроме как на войну?

Автопром будет иметь опыт производства "несколько специфичных" двигателей, изрядного количества деталей, которые выгоднее разместить у них. Ну а специализированные проектировщики/технологи/производственники будут изготавливать некие аппараты со всем усердием.
Хотя собственно от них, специализированных, в аппарат ебудет 25-40% по массе. И до 80% по цене.

Энтузиасты думают о сражениях.
Профессоналы думают о снабжении, да как не разорить Россию.
И эти два подхода.....
Они чуть-чуть разные.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» В США провели первый испытательный полет сверхзвукового самолета X-59
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках

 Новостивсе статьи rss

» CNN: Пентагон дал Белому дому разрешение на передачу Киеву "Томагавков"
» Хегсет считает, что ядерные испытания США будут способствовать ядерному сдерживанию
» Китай готов ввести нулевые пошлины на товары из Африки, заявил Си Цзиньпин
» НАТО уступает России в арктической военной технике, пишет Bloomberg
» Василий Осьмаков назначен замминистра обороны РФ
» ЕС обсуждает лишение Словакии права голоса из-за закона о двух полах
» СМИ: США собираются вывести часть военных из Венгрии и Словакии
» Пентагон предупредил Китай о готовности США отстаивать свои интересы в регионе

 Репортаживсе статьи rss

» Денис Мантуров: во главе угла стоит технологическая независимость автопрома
» Reuters: шатдаун правительства США затормозил работу ФБР
» "Красная команда": Что за бандиты ведут масштабные бои с полицией Бразилии
» Гонка вооружений, деятельность НАТО в Арктике и хартия многообразия: О чем говорили на конференции по евразийской безопасности в Минске
» Умный самолет. Супертехнологии определят, каким будет новое поколение российской гражданской авиации
» Пленум ЦК КПК: эффективный рынок с деятельным правительством и снятие ряда генералов с должностей
» Адвокат Густакова: русские не отступятся от своих целей, пока их не достигнут
» Наука и техника идут в разведку

 Комментариивсе статьи rss

» Гонка за сверхзвуком. Почему до сих пор не приняты международные нормы по звуковому удару?
» Зачем США нужны сделки по редкоземельным металлам с разными странами
» Какой эффект экономике даст субсидирование экспорта угля
» Ползучая миссия
» Ракета «Буревестник» заставит США пересмотреть принципы своей обороны
» Поставки атомных подлодок Австралии подорвут морскую силу Америки
» Сопротивление повсеместно: США рискуют увязнуть в Венесуэле
» Америка поможет: как экономика США мешает их же собственным санкциям

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"