Авторы: Дмитрий ВЕРХОТУРОВ Рамазан ДАУРОВ   Об авторах: Дмитрий Николаевич Верхотуров,  эксперт Центра изучения современного Афганистана; Рамазан Джагафарович  Дауров, научный сотрудник Института востоковедения РАН, к.и.н.  В 2013 году в Афганистане произойдут большие перемены, связанные с  выводом иностранного контингента МССБ и с выборами президента страны, на  которых Хамид Карзай не будет выставлять свою кандидатуру. В стране,  буквально в течение нескольких месяцев изменится очень многое:  правительство, общественные настроения, политические условия,  военно-политическая обстановка. Эти изменения вызывают определенные  опасения, поскольку речь идет о стране, в которой еще далеко не  полностью укрепился режим безопасности и стабильность.  В принципе, в общих чертах свою позицию по Афганистану после  президентских выборов и вывода иностранных войск высказали почти все  основные партнеры этой страны, суть которой сводится к тому, что помощь в  укреплении безопасности будет оказываться и после вывода войск. Совсем  недавно, через группу экспертов, свою позицию высказал Китай, в типичной  для него форме тихого, но весьма веского слова.  Китайское определение  Китайский подход значительно отличается от распространенных оценок  ситуации в Афганистане и мнение группы китайских экспертов это в полной  мере подтверждает. Если в западных странах военная операция в  Афганистане считается борьбой с терроризмом, то в Китае ее называют  войной, причем развязанной США. Эта война успеха не принесла и в  политическом отношении полностью провалилась. Коалиционные силы не могут  одержать победу в войне, но и не могут оставаться в стране дальше, и  только поэтому они вынуждены уходить в 2014 году, считают в Китае.  Китайские эксперты не видят перспектив дальнейшего пребывания  иностранных войск в Афганистане. Если США попробуют остаться в  Афганистане на длительный срок, то это приведет к "неразберихе", что в  специфической китайской трактовке означает: политическая нестабильность,  резкое падение темпов экономического развития, усиление производства  наркотиков, падение авторитета центральной власти и создание "анклавов"  местной власти, а также усиление талибов.  Китайские товарищи, конечно, имеют собственное мнение и, выдвигая  подобное определение, ясно показывают, что не намерены присоединяться к  американской позиции. Но при этом они не прибегают к осуждению  американской политики в Афганистане и демонстрируют, как будет видно  дальше, прагматичный подход. Ситуация в Афганистане в определенной  степени затрагивает и китайские приграничные интересы, в особенности  связанные с СУАР, и в Пекине, безусловно, заинтересованы в прекращении  войны, для чего Китай выражает готовность задействовать и свои немалые  возможности.  Китай говорит от лица ШОС  Китайские эксперты, без сомнения, понимают настороженное отношение в  мире к китайским внешнеполитическим инициативам, и потому предлагают  целый план урегулирования в Афганистане от лица крупной региональной  организации — ШОС, то есть в известной степени и от лица России.  Основные черты предлагаемого плана урегулирования состоят в следующем:  -  участие в политике национального примирения, что признается им в качестве основного условия будущего Афганистана;
 - соблюдение ШОС принципа уважения независимости и суверенитета  Афганистана, территориальной целостности и признания той политической  системы, которую он выберет сам, пусть бы это будет даже недемократичная  политическая система (китайские эксперты считают, что демократические  ценности не отвечают национальным интересам Афганистана);
 -  вовлечение международного сообщества по линии двухсторонних  отношений (например, Афганистан — КНР, Афганистан — Россия и т.д.), по  линии ООН и по линии ШОС;
 -  привлечение в качестве партнеров в урегулировании ситуации в  Афганистане Турции и Ирана, а также привлечение Пакистана в качестве  партнера, в силу чего Китай поддерживает принятие Пакистана в ШОС в  качестве наблюдателя;
 -  Китай предлагает наладить координацию действий между НАТО и ШОС, но  выдвигает требование, что не должно оставаться в регионе баз НАТО, а  страны ШОС должны продолжать оказывать поддержку Афганской национальной  армии и полиции, избегая при этом прямого военного вмешательства;
 -  поддержание стабильности в Пакистане тесно связано с поддержанием стабильности в Афганистане;
 -  вовлечение во вновь избранное правительство Афганистана всех  политических сил, представителей национальностей и даже представителей  влиятельных племен;
 -  в рамках политики урегулирования должно быть снисходительное  отношение к умеренным талибам, что должно отдалить их от Аль-Каеды и  сузить политическую почву для террористических организаций (по мнению  китайских экспертов, большинство афганских талибов — умеренные);
 -  в политике национального примирения должна быть опора на умеренный  ислам "афганского толка", и ШОС должен влиять на  процесс примирения  через своих умеренных исламских деятелей;
 -  в процессе урегулирования ситуации в Афганистане большую роль играет Россия.
   Таким образом, позиция Китая существенно отличается от современного  подхода к урегулированию ситуации в Афганистане. Эти отличия сводятся к  тому, что Китай отвергает "конструкционный подход" к афганской  государственности, который был реализован на Боннской конференции,  вместо этого выдвигается приоритет афганской государственности и  политической системы в том виде, в каком они сложатся в ходе внутреннего  политического процесса. Китай отвергает приоритет западных стран в  афганской политике и выдвигает приоритет соседних стран, как  объединенных в ШОС, так и находящихся вне этой организации. Таким  образом, Китай придерживается позиции, что афганское урегулирование —  это региональный процесс.  Экономика как инструмент урегулирования  Со стороны ШОС также должна быть оказана большая экономическая  поддержка Афганистану, и экономику китайские эксперты рассматривают как  неотъемлемую часть плана урегулирования, исходя из своего опыта в СУАР.  Основные черты экономического содействия сводятся к следующему:  -  поддержка нового афганского правительства в улучшении жизни  простого народа путем экспорта товаров народного потребления, что важно  для ликвидации почвы для терроризма, экстремизма и сепаратизма;
 -  строительство объектов для трудоустройства афганцев (с возможным участием Пакистана в качестве младшего партнера-оператора),
 -  оказание экономической поддержки через ШОС, причем ШОС должен  оказывать поддержку без оговорок ("ШОС должна сделать все возможное для  того, чтобы мировое сообщество действительно выполнило свое обещание  перед Афганистаном и предоставило бы этой стране – Афганистану –  необходимую поддержку и помощь без всяких оговорок", — заявил один из  китайских экспертов по Афганистану);
 -  передача Афганистану китайского опыта ведения малого и среднего бизнеса, как альтернативы наркопроизводству.
   Хотя сейчас экономические аспекты еще слабо проработаны, все же к  этой части программы стоит отнестись серьезно, поскольку в экономическом  развитии Афганистана могут принимать участие Китай, Россия, Казахстан,  Пакистан, то есть основные торговые партнеры. Для реализации  экономических программ есть немалые возможности по линии ШОС,  Таможенного Союза, а также по линии весьма влиятельной региональной  экономической организации CAREC, поддерживаемой АБР, Всемирным банком и  ПРООН, которая в октябре 2012 года приняла масштабный план развития  транспортных коммуникаций в Центральной Азии.  Китайские предложения весьма интересны и заслуживают большого  внимания, поскольку предлагается долгосрочный план урегулирования  ситуации силами региональных организаций с учетом интересов всех сторон,  в первую очередь Афганистана (многие варианты подобных планов имели  серьезный недостаток в том, что фактически исключали Афганистан из  процесса выработки политики), с применением политических и экономических  мер, а не силовых, которые уже показали весьма низкую эффективность в  афганских условиях. Этот план привлекает своим масштабом, основательным  подходом к разрешению сложной политической задачи, и вполне вероятно,  что разработки китайских экспертов могут быть положены в основу новой  политики урегулирования ситуации в Афганистане.  |