Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Президент Южной Кореи ввёл в стране военное положение
"Орешник" — лишь начало. Путин представил ракетное "меню" для Киева
"Орешник" сможет доставлять ядерные заряды до 900 килотонн
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Стратегический саботаж в отношении Ирана
12.08.14 20:35 Иран
5 августа в Москве министр энергетики России Александр Новак и министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане подписали меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран на пять лет. Однако есть серьезные основания полагать, что дальше деклараций о "взаимопонимании" между Москвой и Тегераном дело не пойдет. Меморандум декларирует расширение торгово-экономического сотрудничества по ряду направлений, в частности, процитируем, "в сферах строительства и реконструкции генерирующих мощностей, развития электросетевой инфраструктуры, в нефтегазовом комплексе, а также в области поставок машин, оборудования, товаров народного потребления и сельхозпродукции". Кроме того, отмечается в официальном сообщении, "конкретные соглашения могут быть подписаны 9-10 сентября в Тегеране в рамках очередного заседания постоянной российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству".
 
На бумаге все гладко, но вот аплодировать по поводу этой "гладкости" совершенно не хочется. Поскольку реальность выглядит далеко не так радужно и создается впечатление, что перед нами своеобразная "отписка" российского чиновничества на конкретное поручение Президента. Напомним, что на ежегодной пресс-конференции в декабре прошлого года Владимир Путин сказал буквально следующее: "Иран − наш приоритетный партнер в регионе, это наш принципиальный выбор, и мы нацелены развивать отношения. Иранскому государству должна быть обеспечена возможность развивать высокие технологии, в том числе ядерного характера". Слова российского Президента вполне можно расценивать как поручение правительству, которое и должно было разработать стратегию развития двусторонних отношений и направления партнерства с Ираном. А вот дальше начались странности, которые вполне укладываются в определение "стратегический саботаж"…
 
Персидский ковер, расстеленный перед Россией
 
В начале этого года российский посол в Иране господин Леван Джагарян дал интервью изданию "Коммерсант", в котором, в частности, отметил: "На самом деле только ленивый еще не побывал в Иране. Он постепенно превращается в "политико-экономический Куршевель". Кто только не приезжает, даже крупные бизнесмены из стран, которые ввели односторонние санкции в отношении Ирана и критикуют его за те или иные моменты. Мне коллеги, которые прилетают сюда, говорят, что в самолетах очень много предпринимателей из западноевропейских стран". Но, при этом российский посол как-то очень тактично умолчал, что аналогичного по интенсивности потока предпринимателей российских почему-то пока не наблюдается. А между тем осыпаемый западными посулами Иран достаточно четко определил свою позицию – в стратегических отраслях приоритет для партнерства принадлежит Москве.
 
На декабрьской пресс-конференции Владимир Путин говорил не просто о перспективах, он исходил из пакета проектов, договоренность о которых была достигнута, во-первых, в ходе встречи президентов Владимира Путина и Хасана Роухани в сентябре 2013 года в Бишкеке, а, во-вторых, была подтверждена в рамках последовавших за этой встречей интенсивных двухсторонних контактов российских и иранских чиновников. Собственно, "совместный пакет" Москвы и Тегерана включает в себя сегодня три основных проекта.
 
Первый – "Большой нефтяной контракт", объем которого оценивается в $20 миллиардов долларов и пятьсот тысяч баррелей иранской нефти в день, оплата которой будет производиться российской промышленной продукцией и инжиниринговыми услугами.
 
Второй – "Энергетический мост" стоимостью от $8 до $10 миллиардов, который предусматривает экспорт 500 МВт российской электроэнергии в Иран, строительство новых генерирующих мощностей и практически полную модернизацию иранских распределительных электросетей.
 
Третий – "железнодорожный" стоимостью в один миллиард евро, предусматривающий модернизацию железнодорожных путей Ирана, в том числе электрификацию части этих путей, что позволит Ирану снизить себестоимость движения и увеличить скорость на данных участках. Кстати, в рамках этого проекта в феврале нынешнего года прошли и переговоры о приобретении иранцами российской рельсовой продукции.
 
Мы намеренно оставили за рамками списка совместные проекты по ядерной энергетике и военно-техническому сотрудничеству, поскольку как раз они весьма чувствительны к нынешней мировой политической конъюнктуре. Те же, что перечислены – это, что называется, "чистая экономика", тот самый "ковер", который иранская сторона стелет перед Москвой, приглашая к вхождению в ключевые отрасли своей экономики. Но даже эти, чисто экономические проекты рассматриваются в Москве с чиновничьей неторопливостью. Впрочем, с неторопливостью ли?
 
Двойная игра с элементами саботажа
 
Упомянув о западных обещаниях в адрес Ирана, необходимо прямо и открыто сказать об их сути. Если отбросить словесные кружева, то Тегерану предлагалось в обмен на снятие санкций принять участие в "замещении" российских нефти и газа на мировых рынках. Основная проблема санкционного оружия, которое активно применяют сегодня США, заключается как раз в том, что для наибольшей его эффективности необходимо согласованное "удушение" России не только Западом, но и Югом (в том числе Ираном) и Востоком (Китай и Юго-Восточная Азия). И вот здесь для Вашингтона возникает самая серьезная трудность. "Газовая сделка" с Пекином и цепь контрактов со странами Юго-Восточной Азии разрушают блокаду с Востока. Уж на что Сингапур и Южная Корея включены в американскую внешнеполитическую орбиту, но даже они от участия в санкциях против России всячески уклоняются (заметим, что они вели себя точно также и в отношении антииранских санкций), заявив, что США, разумеется, поддержат, но только чуть позже – после введения санкций Советом Безопасности ООН, что является достаточно фантастическим сценарием.
 
Но то, что у Белого дома не получается с лидерами в Азии, вполне может получиться с прозападной политической элитой в Москве. И после сентябрьской встречи Путина с Роухани, и после выступления российского Президента прозападный российский истеблишмент совершенно не собирался форсировать сотрудничество с Ираном. Расчет был на то, что любые договоренности с ним можно будет использовать как козырную карту в переговорах с Западом: "вы, мол, снижаете уровень напряженности и ослабите давление на нас из-за Крыма, ну а мы, соответственно, всячески тормозим развитие российско-иранского сотрудничества".
 
В опубликованном Меморандуме, в частности, упоминается постоянная российско-иранская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. О ее "эффективности" свидетельствует всего лишь один незатейливый факт − практически 95% всех совместных проектов, обсуждаемых ежегодно по линии этого "органа", на протяжении более десяти лет из года в год в повестке повторяются. Это означает, что, во-первых, они попросту не выполняются. А во-вторых, это означает отсутствие контроля над процессом выполнения принятых решений и механизма оценки работы ответственных лиц в министерствах и ведомствах.
 
О том, каким ударом для Запада и, в первую очередь, для Вашингтона может стать российско-иранский нефтяной контракт, свидетельствует оставшаяся незамеченной информация – сразу же после объявления о подписании меморандума (который многие, собственно, и сочли сначала за известие о том, что контракт подписан) рынок нервно вздрогнул: индекс Dow Jones упал на 139 пунктов, а акции крупнейших нефтяных компаний "подвинулись вниз", пусть и незначительно, но вполне заметно. Впрочем, вскоре все вернулось "на круги своя", поскольку на биржах появилась инсайдерская информация о том, что никакого соглашения в ближайшее время не планируется. Интересно было бы узнать, от кого она пришла, кто это в среде брокеров так осведомлен о "нюансах" российской политики в отношении Ирана?
 
Впрочем, конкретные фамилии здесь вряд ли интересны. Поскольку сегодня в России вполне можно заниматься саботажем и чувствовать себя в полной безопасности. Страна – под санкциями, но как это ускорило работу чиновников? На днях против наших нефтяных компаний были введены санкции, которые, по замыслу их инициаторов, должны обернуться дефицитом высокотехнологичного оборудования для добычи и нехваткой инвестиций в разведку новых месторождений. Но в ответ – скудный меморандум с Ираном, который, по уму, должен был появиться минимум еще полгода назад. И – новые увязки, согласования, перенесение сроков. Словно речь идет не о возможности получить сильного и авторитетного партнера, новые рынки и средства для отечественной промышленности, а о чем-то второстепенном, мешающем прозападному российскому истеблишменту сливаться с Западом в экстатических объятиях…
 
Антииранский чиновничий интернационал
 
Но будем справедливы – ориентированные на Запад российские чиновники в своей антииранской позиции совсем не одиноки. В Евразийском союзе они нашли коллег, мыслящих такими же, антииранскими, категориями. В начале месяца в Душанбе прошло заседание министров иностранных дел стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Мероприятие проводилось в рамках подготовки саммита организации 11 сентября, на котором должны быть приняты два важных документа: "Типовой меморандум об обязательствах в целях получения статуса государства-члена ШОС" и "Порядок предоставления статуса государства-члена ШОС". Так вот, первоочередные кандидаты на вступление – Индия и Пакистан. А заявка Ирана вновь отклонена. С потрясающей формулировкой – в связи с тем, что "Иран находится под санкциями"! Логически рассуждая, тогда и Россия членом ШОС быть не может, поскольку и в отношении нее действуют санкции "международного сообщества".
 
Как обтекаемо сообщают источники в российском МИДе, противником приема Ирана "выступает одна центральноазиатская страна". Та самая, которая на этом же совещании выступила против преобразования расположенной в Ташкенте Региональной антитеррористической структуры в Центр по борьбе с новыми вызовами и угрозами по причине того, что "это уменьшит значение расположенного в Алма-Ате Центрально-Азиатского регионального центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств". Антииранская позиция этой анонимной "центральноазиатской страны" общеизвестна. Как общеизвестно и то, что она ведет свою игру, в основе которой – пресловутая "многовекторность", то есть отчаянное лавирование между Москвой и Вашингтоном. Но тогда возникает вопрос – а почему Россия, прекрасно осознавая цель этих внешнеполитических кульбитов своего союзника, а теперь уже и партнера по ЕвразЭС, не займет более жесткую линию на переговорах? Те же источники в МИДе говорят, что "уступчивость" Москвы в отношении амбициозных игр "одной центральноазиатской страны" связана с тем, что та страна – стратегический партнер и союзник, что существует установка на "сглаживание" с ней всех противоречий.
 
Политика "сглаживания" уже потерпела фиаско. Достаточно вспомнить, как долго Россия закрывала глаза на "художества" украинских властей, на их антироссийскую политику, как боялась обидеть и огорчить "излишней требовательностью" даже тогда, когда "стратегические братья" воровали газ и сбили российский пассажирский лайнер, не только не выплатив компенсации, но даже не принеся извинений (Израилю, кстати, с оговорками, но выплатили). Так что – наступаем на те же грабли? Или все же прозападный российский истеблишмент нашел партнеров по стратегическому саботажу российско-иранского партнерства в ближнем зарубежье?
 
*******
 
У общества накопилась масса вопросов, которые хотелось бы публично и вдумчиво задать прозападному и произраильскому российскому лобби. И о том, когда же российская внешняя политика освободиться от влияния секретных статей сделки "Гор-Черномырдин". И о том, когда же будет положен конец стратегическому саботажу российско-иранского партнерства.
 

Alanv12.08.14 21:08

Собственно говоря, можно было бы автору и поверить. Сильно мешает только то, что нет никаких КОНКРЕТНЫХ ссылок, а есть лишь невнятные упоминания о неких "странностях", "неторопливости", "возвращении Доу-Джонса", "обтекаемых источниках в МИДе".

Ну и, как обычно, стандартно на закуску о всесильном "прозападном и произраильским российском лобби."...

Напомню, что международные "тяжёлые" проекты - дело часто неспешное, а соглашение по газу с Китаем с десяток лет готовилось...

tirl13.08.14 01:57
Версия ммеет право на существование. Странносей в отношениях с Ираном много. Особенно теперь, когда Россия и Иран стоят по одну сторону откровенно антизападных баррикад, Иран бы должен стать стратегическим союзником, но этого не происходит. Почему интересно...
GAF13.08.14 15:33
> tirl
... , но этого не происходит. Почему интересно...
Как известно, "хорошему" танцору кое-что мешает. В данном случае, Яйценюки-с.
no-i-am13.08.14 17:19
> Alanv

Собственно говоря, можно было бы автору и поверить. Сильно мешает только то, что нет никаких КОНКРЕТНЫХ ссылок, а есть лишь невнятные упоминания о неких "странностях", "неторопливости", ...

Несколько раз работали с фирмами с иранским капиталом и иранским же руководством. На начальной стадии, после длительных переговоров, когда я был уже уверен, что сотрудничество не состоится и про них практически забыл, оказалось, что конкурс победили таки мы. После завершения определенной стадии работ, я было снова поверил, что продолжения не будет, однако оказалось, что Иран напрямую не инвестирует, деньги идут транзитом через череду стран и очень долго, а с другими они этими чисто техническими проблемами не делятся. Еще через несколько месяцев я убедился, что они реально так работают, по восточному неторопливо и нам или нужно это понять и принять или просто не работать с ними. Так что я сомневаюсь, что в задержке виновна российская сторона. Это у них в крови и торопливость они считают дурным тоном.
USSR213.08.14 17:32

Официальная идеология Ирана - антиамериканизм.

По мере того, как идеология России выкристаллизовывается как антизападная и антиамериканская все российско-иранские проблемы утрясаются.

Roksana13.08.14 17:48
первое что мешает бизнес-отношениям Россия-Иран еврейское лобби России.Бизнес сообщество состоит сплош из них.А второе трyдность оплаты ,Иран отключён от Свифта и российскомy бизнесy просто не хочется связываться с оплатой через третьи страны
USSR213.08.14 18:32

Еврейское лобби это кто конкретно? Евреи на Иране могут вполне приятно зарабатывать.

Как только поймут, что им единолично Иран не усвоить, так в очередь встанут.

no-i-am13.08.14 18:42
> Roksana
А второе трyдность оплаты ,Иран отключён от Свифта и российскомy бизнесy просто не хочется связываться с оплатой через третьи страны
Что в РФ, что в РБ они открыли свои ООО и все расчеты ведут через них. Из Ирана они деньги гонят только на них, не светясь и не желая никому навредить.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Россия полностью приостановила финансирование Абхазии
» ВТБ инвестирует более 200 млрд рублей в новую арктическую атомную генерацию России
» Эксперт указал на новые риски для российских военных баз в Сирии
» Путин назначил Хинштейна врио губернатора Курской области
» Интервью Лаврова Карлсону набрало миллион просмотров за час
» Протесты пора прекращать: в Грузии прошли задержания лидеров оппозиции и организаторов беспорядков
» США считают Россию самой острой угрозой в Арктике
» Путин отменил обязательство покупателей российского газа платить только через ГПБ

 Репортаживсе статьи rss

» Сергей Лавров дал 80-минутное интервью Такеру Карлсону
» Степень ухода: в Россию возвращаются иностранные бренды
» Обзор выступления Владимира Путина на форуме "Россия зовет!"
» Китай крушит мировой рынок процессоров. Введен тотальный запрет на отгрузку галлия и германия в США. Без них нельзя делать чипы
» Статья Владимира Путина в газете «Казахстанская правда» «Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращённый в будущее»
» Кризис системы охлаждения F-35: недостатки конструкции порождают для Пентагона дилемму на 2 триллиона долларов
» Так сдержать: новую Стратегию развития ВМФ подготовят в 2025 году
» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»

 Комментариивсе статьи rss

» Что выигрывает Россия от поражения Юн Сок Ёля?
» Telegraph: план ЕС по производству батарей рушится из-за недостатка финансов
» Логика банковского сектора России всё отчётливее противоречит логике государственной
» Железные дороги Германии – между ремонтом и хаосом
» Эксперты перечислили меры, которые помогут нивелировать последствия старения населения
» Лукьянов: Публичная среда, где обмениваются сигналами РФ и НАТО, сужает пространство для договоренностей
» Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
» Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

 Аналитикавсе статьи rss

» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
» Европа очень ждет большую кровь под русским флагом
» С чем Россия может вернуться в Афганистан
» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"