В Судан прибыли еще два военных морских корабля из Ирана. Эсминец и вертолетоносец пришвартованы в порту Судана, сообщает BBC. Это уже второй визит иранских военных судов в Судан за последнее время. Первые два иранских корабля бросили якорь в Судане в октябре, после того как Судан обвинил Израиль в бомбардировке оружейного завода в суданской столице Хартуме. Власти Израиля утверждают, что Судан поставлял оружие в сектор Газа, контролируемый противостоящей Израилю палестинской группировкой ХАМАС.
В прошлом году от Судана отделилась его южная часть, в результате чего образовалось новое государство Южный Судан. Несмотря на это Судан продолжает оставаться одной из важнейших стран африканского континента. По территории он занимает второе место после Алжира, граничит с семью африканскими странами, практически ни одна из которых не имеет выхода к морю.
На днях суданская делегация приехала в Москву, где передала послание своего президента Омара Хассана Аль-Башира Владимиру Путину. По словам советника президента Судана Нафи Али Нафи, "накоплен большой опыт плодотворного сотрудничества с Советским Союзом и с Россией. Но сейчас мы хотели бы, чтобы наши отношения развивались и расширялись качественно и количественно. Сейчас мы сотрудничаем с Китаем, с Малайзией, с Индией. Сотрудничество с азиатскими странами является свободным от каких-то колониалистских влияний. Такие отношения нам позволяют строить сотрудничество на основе диалога, учета взглядов друг друга, на основе свободного обсуждения тех или иных вопросов. Это важно для российских инвестиций в Судан. Африка, возможно, остается единственным в мире континентом, в котором еще не все природные ресурсы используются, и Судан естественно готов уделить этому вопросу гораздо большее внимание в интересах развития нашей экономики. Все это будет служить интересам народов Африки".
Говоря о ситуации, складывающейся после отделения Южного Судана, Нафи Али Нафи напомнил, что заявил "первый бунт на юге начался еще в 1955 году – за год до получения Суданом независимости. Причиной этого было то, что во времена английского владычества юг Судана еще не был полностью административно подчинен Судану. Там действовали свои законы. В соответствии с этими законами, юг Судана взаимодействовал с остальной частью Судана с экономической и других точек зрения, но с другой стороны, такое законодательство способствовало углублению колониальной зависимости нашей страны. В 1947 году, когда стало ясно, что независимость не за горами, что она придет через несколько лет, были предприняты попытки со стороны юга Судана и определенных сил сделать так, чтобы эта часть Судана развивалась самостоятельно. Хотя вся страна в то же время боролась против колониализма, она выступала против нашего подчинения. Было принято решение, что юг будет подчиняться северу Судана, но все события, которые происходили дальше, к сожалению, говорили о другом. В эпоху президента Нимейри с 1972 по 1981 год ситуация была относительно нормализована, а затем продолжился бунт. Правительство со второго или третьего месяца своего существования попыталось установить свой национальный диалог по поводу установления мира на юге. Была создана специальная конференция по миру. Было решено, что Судан станет федеративным государством, и будут учтены все пожелания наших южных братьев, что они будут пользоваться большой самостоятельностью, и такое же правило распространялось на все штаты Судана. Такое решение было принято на этом съезде. Были приняты соответствующие решения подготовки мирного соглашения. Диалог, который проходил в течение долгих лет, был адресован всему народу Судана. В 1989 году начались прямые переговоры между правительством Судана и Освободительным движением Юга Судана. Проходили встречи вице-президента тогдашнего Судана с доктором Джоном Гарангом. Этот прямой диалог длился определенное время, затем было заключено мирное соглашение между севером и югом. Оно предусматривало, что юг соблюдает мирное соглашение по границам 1956 года, то есть еще тем границам, которые были начертаны англичанами в предколониальный период. Договор учитывал вопросы безопасности, использования природных ресурсов и так далее. Гарангу был предложен пост первого вице-президента всего Судана. Проблема юга Судана сводилась к трем спорным районам. Было очень трудно Народному движению подписать такое соглашение, где не были бы учтены потребности этих трех регионов, спорных в том числе – Южный Кордофан, Голубой Нил и Абьей. Был подписан протокол по Южному Кордофану и протокол по Абьею. Сейчас мы находимся в шестилетнем переходном периоде. Центральное правительство говорило о том, что это соглашение призвано укрепить доверие между севером и югом. Это соглашение должно было обеспечить единство Судана, но, к сожалению, Народное движение не смогло преодолеть недоверие, не смогло преодолеть влияние внешних сил, которые выступали за смену режима в Судане и за отставку центрального правительства. Хотелось бы, чтобы Народное движение после отделения юга действительно заботилось бы о проблемах юга Судана и уже не поднимало бы вопросы Кордофана и других спорных вопросов. Или же обсуждало бы их с правительством Северного Судана, но этого не получилось. Здесь стал играть посредническую роль Африканский союз. Несколько месяцев назад достигли полного соглашения по решению всех вопросов между нами и южными соседями. Это соглашение было названо соглашением между Севером и Югом. Оно состояло из 9 разделов, там были предусмотрены решения всех спорных вопросов – использование нефти, границы, другие вопросы, которые возникли в результате отделения юга. Должно было быть решено, что это соглашение будет выполняться. Мы, естественно, заинтересованы в выполнении этого соглашения. Мы встречались с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и рассказали ему подробно об этой ситуации. Мы нашли полное понимание с российской стороны и готовность России внести свой вклад в мирное решение этого вопроса". |