текстовая версия

Переходный период
"Радиоастрон" показал выдающиеся результаты
03.04.13 14:50 Наука, техника, образование
Российский радиотелескоп выдал неожиданные результаты сразу двум международным группам астрономов, изучающим далекие галактики и пульсары, опроверг теорию поведения межзвездной среды в нашей галактике.

Теперь ученые вынуждены переосмыслить те решения, которые принимали еще полтора года назад, до появления на орбите космической обсерватории. "Радиоастрон" пришел, увидел, поразил - перефразирует Цезаря руководитель ранней научной программы проекта Юрий Ковалев:

"В основе теории межзвездной среды были заложены результаты астрономических измерений, которые до сегодняшнего дня состоят только в наблюдениях космических объектов с планеты Земля.

Мы впервые на длинных волнах 92 и 18 см с помощью наземно-космического интерферометра смогли провести эксперименты и получили новую научную информацию, которой раньше не было. Оказалось, что она не вписывается, не может объясняться этой теорией".

Чисто теоретически представлялось, что радиоволны, идущие к нам от далеких объектов Вселенной, искривляются межзвездной плазмой, и даже чувствительный "Радиоастрон" с разрешением 7 микросекунд не сможет сфокусировать изображение. Считалось, максимум, на что он способен, - увидеть "друзей космических" размытые черты. Что уж говорить о столь слабых источниках как пульсары - маленькие мертвые звезды размером с Садовое кольцо, - теперь все-таки говорит о них заведующий отделом астрокосмического центра Физического института имени Лебедева РАН Михаил Попов:

"Сама нейтронная звезда - всего 10 километров в диаметре, ее можно разместить в пределах кольцевой дороги Москвы, а весит она больше Солнца. Ее очень сильное магнитное поле производит полярные сияния, только более грандиозные, чем на Земле.

Эти сияния генерируют радиоволны. Объем, из которого эти радиоволны исходят, составляет меньше километра. Такой объект - самый компактный в космосе. Поэтому мы были уверены, что они представляют собой точку, никакого их изображения нет и быть не может никогда".

Однако "Радиоастрон" своей дальнозоркостью поразил даже своих создателей. Вместе с сетью наземных радиотелескопов он образовал единый измерительный прибор - интерферометр. Его мощность в тысячи раз превышает работающий в оптическом диапазоне американский "Хаббл". С таким разрешением и удалось разглядеть то, что теоретики не видели даже в своих самых смелых предположениях. На практике ученые неожиданно получили положительные результаты, продолжает Михаил Попов:

"Следуя этой теории, мы пульсар с таких расстояний видеть не должны, он превратится в лепешку. Мы думали, что изучим структуру этой лепешечки, а оказалось, что все не так. Вместо ожидавшегося равномерного кружка рассеяния, почти не различимого с нашей чувствительностью, мы увидели яркие звездочки, которые живут какое-то время, а потом исчезают, и на их месте появляются другие. Мы удивлены: думали, что будет блин, а вышли какие-то горошины".

В общем, блин не получился. Но не получился и ком. Теперь наука - на горошинах, а это значит, что ей не усидеть на месте. После этого открытия изучение пульсаров обретает смысл, за них возьмутся предметно. Тем более, что они позволяют, исправив теорию распространения радиоволн в межзвездной среде, предсказать поведение других космических объектов и добраться до центра нашей галактики. А это уже выход на совсем другой уровень сенсационности, делится секретом Юрий Ковалев:

"Открою маленькую тайну. Может быть, имея лучшее понимание, как работает межзвездная среда, нам удастся с помощью определенных хитрых методов подойти и к черной дыре в центре нашей Галактики".

Разрешения "Радиоастрона" должно хватить ему для того, чтобы увидеть горизонт событий этой черной дыры. А это уже претензия на самое яркое открытие в современной астрономии. Так что способность отечественного радиотелескопа может позволить ему разглядеть Нобелевскую премию. Правда, для начала все же он попытается измерить пульсары Вселенной.

Система Orphus: Если вы замeтили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Mofack03.04.13 15:04
повод начать проектировать ему замену. срок службы у него 5 лет. всё из-за тяжёлых условий работы в радиационных поясах. может повесят следующий в точке Лагранжа на орбите Земли. тогда разрешение можно ещё увеличить.
Last03.04.13 15:38
Фотки то где? Не умеют они финансирование выбивать...
acprog03.04.13 15:49
Нда, красиво поданых фоток не хватает..
Karabass03.04.13 15:57
Там фоток нет, есть графически обработанные результаты измерений. Ссылка Не так эффектно.
ДнК03.04.13 16:02
Важны не фотки, а осознание перспективы дальнейших ярких открытий и приближение к раскрытию загадок чёрной дыры российскими учёными ( Ссылка )! Яркие фото + фотошоп - это непревзойдённый конёк NASA :)
Karabass03.04.13 16:35
Кстати, завтра с 10 до 11.30 Поповкин отвечает на вопросы в программе "Деловой Завтрак" в РГ Ссылка
kragl03.04.13 17:04
Интересно, а почему до сих пор не сделали парочку кораблей и не обследовали систему, хотя-бы вскладчину.
Мне как то один чел говорил, что, типа, реакторы есть, двигатели ионные - есть, можно пакетами собрать и тяги хватит, а для разгона и экстренного торможения можно химические поставить, т.е. обычные, от Энергии или Протона.

А что..., изготовить комплект на Земле, вывести и собрать на орбите, метров 100-120 в длину, с 2-3 реакторами, вынесенными на консолях в корме, что-бы не отсвечивал и при нужде отстрелить его можно было, а уж на 100 метровой то бандуре можно устроиться. 2 таких корабля, что-бы подстраховывать дру-друга. могли бы обшарить окрестности, может обломки транспорта инопланетян найдут, тогда все затраты окупятся новыми технологиями

Вывод на орбиту 1 килограмма груза, стоит около 3 тысяч долларов - это как то писали, ну..., если по 1000 тонн, то 3 миллиарда - не так уж у дорого

Karabass03.04.13 17:34
Интересно, а почему до сих пор не сделали парочку кораблей и не обследовали систему... изготовить комплект на Земле, вывести и собрать на орбите

Потому что деньги на разработку начали выделять совсем недавно. Построить первый реактор должны к 2018 году Ссылка . Сборочный комплекс на базе РС МКС начнём строить после 2020 года, когда наконец отделаемся от американского сегмента Ссылка .
arthur03.04.13 18:04
Сопоставляя эти прекрасные новости и высказывания типа: известный шведский экономист и автор книги Funky Business Кьелль Нордстрем: "Россия никогда не создаст ничего ценного" Ссылка , невольно думаешь ну какие всё таки сволочи и враги даже, казалось бы, "благородные" шведы.
tartar03.04.13 20:32
> arthur

Большинство вещей в современной технической цивилизации изобретены русскими. Ссылка
Остальное славянами - Николай Тесла.

» Переходный период
» "Король умер. Да здравствует король!" ? Проект "Война и Мир" будет продолжен
» Проект «Война и мир» закрыт.
» RAND:Чему нас может научить Рональд Рейган в отношениях с современной Россией
» Anonymous: Освободите Ассанжа!
» Российское послание F-35: "Помни Вьетнам"!
» Украинские пчеловоды сорвали экспортёрам контракты на поставку мёда в ЕС
» Министр обороны Великобритании потерял связь с реальностью

» Американская традиция вмешательства в чужие выборы пополнилась новой главой.
» Дырявый американский Patriot «Триумф» не заменит
» В Польше признают малоэффективность F-35 против России
» ЦБ изучает возможность запуска цифровой валюты
» США надолго отложили запрет на Huawei
» Эрдоган: Поставки С-400 в Турцию начнутся в первой половине июля
» Вернет ли Россия «зерновой должок» Соединенным Штатам?
» Британская морская пехота будет охранять корабли в Персидском заливе

» Украина против России в Международном суде ООН
» Поездка в Аджимушкай
» Россия снова вошла в топ-10 стран, лидирующих по количеству проектов ПИИ в Европе
» Примаковские чтения: "А где европейская солидарность?"
» Марш-бросок в историю
» Обратная сторона бума: американских сланцевиков накрыла волна банкротств
» Спекуляции на недвижимости или конец социализма в Германии
» Как устроена сотовая связь в ДНР и ЛНР

» Форум в Питере показал: альянс России и Китая — реален (EU Reporter Бельгия)
» Михаил Хазин: Арест Голунова — способ «перебить» выступление Путина на Петербургском форуме
» Что стоит за громкой портлендской сделкой на рынке марихуаны: российский миллиардер и консолидация рынка каннабиса
» Основатель ARM считает политику в отношении Huawei разрушительной для всей технологической отрасли
» Обзор книги "Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости", Нассим Николас Талеб
» Новое слово в обезьяньем языке
» Выборы в Казахстане – расшатать страну не удалось
» НАТО может препятствовать автономии Европы

» Плохое шпионское кино про горящие от «торпед» танкеры
» Европейские эксперты оценили подверженность стран ЕС «влиянию России»
» Американский ответ на ядерный ультиматум Ирана
» Агрессия против Ирана – это конец США как мирового гегемона
» ПМЭФ 2019 уже выиграл у Давоса, но пока только по очкам
» Дойдет ли туркменский газ до Индии?
» Стиглиц: пришло время объявить о смерти неолиберализма