Соседи Афганистана готовятся к худшему после вывода оттуда войск НАТО и международных сил ISAF. На пути вероятной экспансии исламского экстремизма с территории Афганистана в первую очередь окажется Таджикистан. Эксперты расходятся в оценках его возможностей противостоять угрозе с юга.
Тот факт, что после 2014 года Афганистан, а точнее действующие там группировки экстремистов начнут представлять угрозу стабильности всему региону Центральной Азии, в очередной раз подтвердил генсек Организации договора по коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа.
В ходе состоявшейся 7 ноября пресс-конференции по итогам встречи глав ОДКБ и ОБСЕ на вопрос нашего корреспондента по поводу обстановки вокруг Афганистана Николай Бордюжа ответил, что именно в четырнадцатом году участники ОДКБ катастрофы в регионе не ждут. Как не ждут и ничего хорошего.
"Тем не менее мы понимаем, что стабильности больше не будет, чем сейчас. И в этой связи, конечно, мы ожидаем определенное негативное влияние ситуации, которая будет в Афганистане, на государства-члены ОДКБ. Исходя из этого, многие превентивные решения на уровне глав государств уже приняты, и одно из них – оказание помощи пограничникам Таджикистана по укреплению охраны государственной границы с Афганистаном".
Таджикистан, бывшая советская республика, после распада СССР пережила гражданскую войну и серию мятежей. Периоды внутренней нестабильности, этнический состав населения, территориальное положение и ряд других факторов превратили Таджикистан в излюбленное место для "паломничества" исламистских группировок, банд наркоторговцев, а часто и тех и других вместе.
Однако сейчас Таджикистан – член ОДКБ, а бессменный с 1994 года лидер Эмомали Рахмон на минувшей неделе в четвертый раз избран президентом страны. Нынешняя политическая система Таджикистана довольно стабильна, поэтому на ее статус-кво вряд ли повлияют вероятные межплеменные и межконфессиональные раздоры в соседнем Афганистане, предполагает эксперт Российского института стратегических исследований Дмитрий Александров:
"Я думаю, что в ближайшее время афганские политические силы, в том числе и экстремистской направленности, будут заняты своими внутренними делами. Единственная проблема, которую придется парировать не только таджикскому политическому руководству, но и руководству других стран Центральной Азии – это интернациональные экстремистские группировки. Они, конечно, могут доставить определенные неприятности, но я не думаю, что они могут в самое ближайшее время ввергнуть Таджикистан в пучину гражданской войны".
Кроме того, по словам Дмитрия Александрова, официальный Душанбе обладает достаточным силовым потенциалом, чтобы парировать локальные угрозы. Ну и, конечно, на территории страны располагаются российская 201-я база (бывшая 201-я мотострелковая дивизия), а в соседней Киргизии - соединение штурмовой авиации на авиабазе в Канте. Этот российский контингент, безусловно, будет задействован в случае какой-либо внешней агрессии, например, со стороны Афганистана. К тому же сомнительно, что талибы вдруг соберутся и целыми дивизиями начнут форсировать пограничную реку Пяндж. В любом случае, предполагает Александров, на ближайший год никаких серьезных осложнений на афганском направлении не предвидится.
Формально обстановка в Таджикистане стабильная, хотя далеко не во всех районах страны ощущается центральная власть, считает, в свою очередь, эксперт из Высшей школы экономики Андрей Суздальцев. По его мнению, нельзя исключать, что в случае какой-то угрозы со стороны Афганистана у режима Эмомали Рахмона возникнут серьезные коллизии с внутренней оппозицией. Также следует учитывать, что, например, на юге Таджикистана активно растет число переселенцев с афганского севера, местные вожди которых уже рисуют некие политические перспективы. Противоборствующим силам в самом Афганистане, действительно, в ближайший год-два будет не до соседей, но затем надо быть готовым ко всему, уверен Суздальцев.
"Нужно понимать, что сам по себе Таджикистан, конечно, реальные какие-то силы приложить к тому, чтобы стабилизировать ситуацию, не в силах. Это слабое государство, с небольшой слабой армией, и с массой внутренних социально-экономических проблем. Так что здесь нам, по-видимому, придется справляться самим. Нет, мы не должны на них рассчитывать, потому что если мы будем рассчитывать, мы обманемся в своих надеждах . То есть афганская проблема целиком ложится на ОДКБ и на нас".
Но и российский военный потенциал в Таджикистане, по мнению Андрея Суздальцева, в настоящее время небольшой. И в случае серьезного обострения ситуации на границе с Афганистаном наше военное присутствие в регионе неизбежно придется наращивать, согласовывая эти действия с Душанбе.