Регистрация / Вход
текстовая версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

“Газпром” нашел свой способ нейтрализовать Газовую директиву
В Германии решили смягчить газовую директиву ЕС для "Северного потока 2"
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
34 года назад мы были в одном шаге от Луны
17.02.09 13:26 История: факты и документы
34 года назад мы были в одном шаге от Луны

В июне 1974 г. 34 года назад была неофициально закрыта советская пилотируемая программа полетов на Луну и расформирован отряд космонавтов. Готовые к запуску ракеты в июле месяце были разрезаны, а весь технологический задел бесследно уничтожен, что вызвало 15-летнее отставание в развитии советской космонавтики.

Почему мы не оказались на Луне? Чаще всего можно слышать о несовершенстве технологической базы советской промышленности, которая была неспособна создать ракету и космические аппараты для лунного проекта. Сообщалось, что в лунной гонке Советский Союз был обречен на проигрыш перед США. Но это не совсем так. Основной причиной провала наиболее дорогостоящего космического проекта (4 млр. рублей в ценах 1974 года), стала несогласованность действий различных ведомств, и амбиции ряда руководителей того периода.

Зачем нам нужна была Луна?

В действительности советская лунная программа была симметричным ответом на американскую лунную программу. Луна абсолютно не интересовала руководителей ОКБ-1 Королева и ракетный проект Н-1, являлся модернизированной версией более раннего королевского проекта. Предназначавшегося для доставки водородной супер-бомбы и для вывода крупногабаритных орбитальных комплексов, размеры которых должны были в несколько раз превосходить появившиеся позже "Союзы" и "Мир". Реализовывать лунную программу было экономически абсолютно нецелесообразно.

Но ЦК КПСС решило принять вызов американцев. В 1960 году выходит постановление Постановлением Правительства от 23 июня 1960 г. "О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг." предусматривалось проведение в 1960гг. проектно-конструкторской проработки и необходимого объёма исследований в целях создания в ближайшие годы новой космической ракетной системы со стартовой массой 1000-2000 т, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжёлого межпланетного космического корабля массой 60-80 т, мощных жидкостных ракетных двигателей с высокими характеристиками, ЖРД на жидком водороде, ядерных и электрореактивных двигателей, высокоточных систем автономного и радиотехнического управления, систем космической радиосвязи и т.п.. Но уже в 1964 г. ЦК КПСС ставит новую цель - осуществить пилотируемую экспедицию к Луне до того, как США доставят на Луну своего астронавта.

Удары судьбы

Первым тяжелым испытанием для проекта стал личный конфликт между Королевым и Глушко и отказ последнего от разработки двигателей для лунной ракеты. В срочном порядке было принято решение возложить разработку двигателей на конструкторское бюро под руководством Кузнецова.

По мнению Глушко, создание двигателя необходимой размерности на кислороде могло затянуться, натолкнувшись на проблемы пульсационного горения и защиты стенок камеры и сопла от перегрева. В свою очередь, применение долгохранимых компонентов, дающих в камере ЖРД устойчивое горение с температурой на 280 - 580 град. С ниже, чем кислородное топливо, позволит ускорить отработку двигателя. Кроме того, ЖРД получался конструктивно проще.

Оценивая доводы Глушко, Королев писал в докладной записке на имя руководителя экспертной комиссии следующее: "Вся аргументация о трудностях отработки кислородного двигателя основана на опыте ОКБ В. Глушко по работе с ЖРД открытой схемы. Следует особо подчеркнуть, что эти трудности не имеют никакого отношения к двигателям принятой для ракеты Н-1 замкнутой схемы, в которых окислитель поступает в камеру сгорания в горячем и газообразном состоянии, а не в холодном и жидком, как при обычной, незамкнутой схеме. Действительно, при запуске двигателей замкнутой схемы имеет место тепловое воспламенение компонентов в камере сгорания за счет тепла горячего газообразного окислителя - кислорода или АТ. Такой метод запуска кислородно-керосинового двигателя замкнутой схемы экспериментально отработан в двигателях ОКБ-1 и принят для последней ступени РН "Молния", а также в ОКБ Н. Кузнецова при разработке кислородно-керосиновых двигателей НК-9В и НК-15В для ракеты Н-1". Экспертная комиссия приняла сторону Королева. Глушко этого Королеву не простил. Он поддерживает генерального конструктора Челомея, в его проекте гигантской ракеты УР-700, альтернативы Н-1 на двигателях собственной разработки. Но научная комиссия под руководством академика Келдыша отдала предпочтение проекту Н-1 ОКБ-1, поскольку проектные работы к тому времени по Н-1 уже практически были завершены.

В Постановлении от 3 августа 1964 г. впервые было определено, что важнейшей задачей в исследовании космического пространства с помощью ракеты-носителя Н1 является освоение Луны с высадкой экспедиций на её поверхность и последующим возвращением их на Землю.

Основными разработчиками лунной системы Л3 были:

- ОКБ-1 - головная организация по системе в целом, разработке ракетных блоков Г и Д, двигателей для блока Д и разработке лунного (ЛК) и лунного орбитального (ЛОК) кораблей;

- ОКБ-276 (Н.Д.Кузнецов) - по разработке двигателя блока Г;

- ОКБ-586 (М.К.Янгель) - по разработке ракетного блока Е лунного корабля и двигателя этого блока;

- ОКБ-2 (А.М.Исаев) - по разработке двигательной установки (баки, ПГ системы и двигатель) блока И лунного орбитального корабля;

- НИИ-944 (В.И.Кузнецов) - по разработке системы управления системы Л3;

- НИИ-885 (М.С.Рязанский) - по радиоизмерительному комплексу;

- ГСКБ Спецмаш (В.П.Бармин) - по комплексу наземного оборудования системы Л3.

Были определены и сроки начала ЛКИ - 1966 г. и осуществления экспедиции 1967-1968 гг.

В этот момент вносится важная корректировка в разработку ракеты. Для того чтобы обеспечить доставку космонавта одним запуском Королев адаптирует Н-1 под новые условия практически "с колена". Проект Л3 принимает тот вид, который не изменяется до закрытия лунной программы. От предыдущей схемы (с прямой посадкой без разделения на орбитальный и посадочные модули) новый вариант выгодно отличался своей массой. Теперь было достаточно одного запуска Н1, правда для этого нужно было поднять её грузоподъёмность на 25 тонн. На промежуточную околоземную орбиту высотой 220 км и наклонением 51.8 о выводился бы 91.5-тонный комплекс Л3. Здесь аппарат мог находиться до 1 суток, за которые проводились последние приготовления. Постепенно приходило понимание сложности поставленной задачи.

Следующий удар – ограничение финансирования. Королев не смог добиться финансирования ряда важных элементов проекта, одним из которых был наземный стенд для испытания блока двигателей первой ступени – руководство страны посчитало это лишним, в то время как в проекте "Апполон" это стенд был. Начальник отдела испытаний проекта "Сатурн-5" - "Аполлон" К. Мюллер смог доказать, что для успешного решения задачи существует только один путь: полная наземная отработка всей системы во всех возможных штатных и нештатных ситуациях. Он костьми лег за то, чтобы 2/3 отпущенных на проект средств вложить в создание стендов для отработки и добился положительного результата: фактически все пуски "Сатурна-5" оказались успешными. Двигатели первой ступени Н-1 (а их было 30!) отрабатывались по отдельности и никогда в едином блоке на испытательном стенде. Отработка двигателей "по - живому" непременно затянула бы реализацию проекта.

Немедленно вносятся коррективы в работу двигателей, чтобы сократить число проблем во время испытательных полетов. Была разработала автоматическая система коррекции тяги двигателей, что позволяло, если один или несколько из двигателей выходят из строя, переносить сбалансировано нагрузку на другие. Впоследствии были также применены решетчатые аэродинамические рули (эта технология нашла применение на 10 лет позже в ракетах для истребителей-перехватчиков). Отличительной чертой Н-1 стала уникальная для наших РН того времени массовая отдача по полезному грузу. На это работали несущая схема (баки и каркас не образовали единого целого), сравнительно малая плотность компоновки из-за огромных сферических баков вели к уменьшению полезного груза. С другой стороны, исключительно малая удельная масса баков, чрезвычайно высокие характеристики двигателей и конструктивные решения позволяли увеличить ее.

В 1966 году на операционном столе умирает Королев – ОКБ-1 возглавляет его бессменный заместитель – Мишин. Всем уже ясно, что в 1968 году не удастся попасть на луну и в 1969 по всей видимости тоже. Расчеты делались уже на 1970 год.

На первой ступени было установлено 30 двигателей вдоль двух концентрических окружностей. Хотя на стендовых испытаниях двигатель показал себя достаточно надёжным, большинство проблем было вызвано вибрациями и другими неучтёнными эффектами, связанными с одновременной работой такого количества двигателей (сказалось отсутствие комплексного испытательного стенда, на который не дали денег).

Академик Василий Мишин (часть интервью):

– Василий Павлович, говорят, что в свое время Королев обещал: "В год пятидесятилетия Советской власти советский человек будет на Луне!" Не помните, при каких обстоятельствах это произошло?

– Да ничего подобного Королев никогда не говорил про Луну. Мы никогда бы не смогли высадиться туда раньше американцев. Кишка у нас была тонка, и денег не было. Мы были в состоянии только выводить аппараты на орбиту. А полет к Луне – это же на порядок больше затрат! Да мы и на орбите-то первыми оказались случайно. Это пропаганда все... Дело в том, что Америка – богатая страна, американцы могли нас переплюнуть давным-давно. Но им нужно было вернуть потерянный престиж – после первых спутников и Гагарина. И Кеннеди выступил в 1961 году перед конгрессом и запросил на это мероприятие 40 миллиардов долларов с тем, чтобы высадить американцев на Луну и вернуть их на Землю до 70-го года. США в то время могли пойти на такие огромные затраты, а наша страна, обессиленная после войны, таких средств в такие сроки выделать не могла. Вот и все.

– То есть они специально выбрали цель и сроки так, чтобы нас обязательно опередить?

– Ну да... И более того, именно программа "Сатурн-5–Аполлон" нас подтолкнула. Мы до этого занимались ракетой Н-1 совсем для других целей, не для Луны. Планировали выводить на орбиту тяжелую орбитальную станцию на 75 тонн. А потом, когда стала известна американская однопусковая схема (проект "Сатурн-5–Аполлон"), руководство нашей страны поручило разработать проект такой экспедиции на Луну с возвращением на Землю трем ведущим ОКБ, возглавляемым Королевым, Янгелем и Челомеем. В результате рассмотрения этих проектов выбрали проект Н1-ЛЗ, разработанный ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. В частности, и потому, что ракета Н-1 была уже разработана и запущена в производство, ее пришлось только несколько "подрастить" – стартовую массу увеличили с 2200 тонн до 3000 да поставили 30 двигателей вместо 24 на первую ступень.

Параллельно велась работа по доводке космического корабля. Наиболее проработанным был проект КБ Королева Л1, по которому был выполнен ряд беспилотных испытательных полетов. Этот корабль был похож на предназначенный для полетов по околоземной орбите корабль "Союз-7К-ОК" ("орбитальный корабль"), известным широкой публике просто как "Союз". Главные отличия корабля "Союз-7К-Л1" от "Союз-7К-ОК" - отсутствие орбитального отсека и усиленная теплозащита спускаемого аппарата для входа в атмосферу со второй космической скоростью. Для запуска корабля использовалась РН "Протон".

Планировался вход в атмосферу над южным полушарием Земли, при этом за счет аэродинамических сил спускаемый аппарат вновь поднимался в космос, а его скорость уменьшалась со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Корабли "Союз-7К-Л1" совершили пять беспилотных испытательных полетов под названиями "Зонд-4 – 8". При этом корабли "Зонд-5 – 8" выполнили облет Луны. Еще четыре корабля не удалось вывести в космос вследствие аварий ракеты-носителя "Протон" на этапе выведения. (Запускались также прототипы корабля "Союз-7К-Л1", а также несколько его исследовательских модификаций, не связанных с программой пилотируемого облета Луны.) В трех полетах "Зондов" из пяти имели место происшествия, которые привели бы к гибели членов экипажа или получению ими увечий в том случае, если бы эти полеты были пилотируемыми. На корабле "Зонд-5" находились черепахи. Они стали первыми живыми существами в истории, возвратившимися на Землю после облета Луны - за три месяца до полета "Аполлона-8".

В СССР существовал ряд разнообразных проектов высадки на Луну: несколько запусков и сборка лунного корабля на околоземной орбите, прямой полет на Луну и т.д., но до стадии испытательных запусков был доведен лишь проект КБ Королева Н1-Л3. Проект Н1-Л3 в своей основе повторял американский проект "Аполлон". Даже компоновка системы на этапе выведения была аналогична американской: лунный корабль находился в переходнике ниже основного корабля, как и лунный модуль "Аполлона".

Основными частями ракетно-космической системы для высадки на Луну по проекту Н1-Л3 были лунный орбитальный корабль "Союз-7К-ЛОК", лунный корабль ЛК и мощная ракета-носитель Н1.

Лунный орбитальный корабль "Союз-7К-ЛОК": 1 - спускаемый аппарат, 2 - бытовой отсек, 3 - стыковочный узел, 4 - отсек двигателей ориентации и причаливания, 5 - двигатели причаливания, 6 - агрегатный отсек, 7 - энергетический отсек, 8 - двигатели ориентации, 9 - ракетный блок "И", 10 - приборный отсек.

Экипаж корабля "Союз-7К-ЛОК" состоял из двух человек. Один из них должен был перейти через открытый космос в лунный корабль и совершить посадку на Луну, а второй - дожидаться возвращения своего товарища на окололунной орбите.

Корабль "Союз-7К-ЛОК" был установлен для летных испытаний на носитель Н1 в четвертом (и последнем) его запуске, но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос.

Лунный корабль "ЛК": 1 - лунный посадочный агрегат, 2 - ракетный блок "Е", 3 - кабина космонавта, 4 - блоки системы жизнедеятельности, 5 - прибор наблюдения при посадке, 6 - блок двигателей ориентации, 7 - радиатор системы терморегулирования, 8 - стыковочный узел, 9 - датчик прицеливания, 10 - юстировочные датчики, 11 - приборный отсек, 12 - телевизионная камера, 13 - всенаправленные антенны, 14 - источники питания, 15 - опорная стойка с амортизатором, 16 - подкос с амортизатором, 17 - посадочный радиолокатор, 18 - навесной приборный отсек, 19 - слабонаправленные антенны, 20 - антенны системы сближения, 21 - телевизионные антенны, 22 - двигатель прижатия, 23 - основной двигатель, 24 - отражатель, 25 - резервный двигатель.

Система управления строилась на базе БЦВМ и имела ручную систему управления, позволяющую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунное посадочное устройство было четырехопорной оригинальной конструкцией с сотовыми поглотителями остаточной вертикальной скорости посадки.

Лунный корабль трижды успешно испытывался на околоземной орбите в беспилотном режиме под названиями "Космос-379", "Космос-398" и "Космос-434".

К сожалению, по многим причинам сроки испытаний постоянно сдвигались "вправо", а время реализации лунной программы – "влево". Это, естественно, сказывалось на работах, которые в последней четверти 1960 годов приняли совершенно ненормальный темп. Тем не менее, предполагалось, проводя по пуску ракеты каждые три-четыре месяца, закончить летные испытания и перейти к плановой эксплуатации комплекса в 1972 - 1973 годах.

Первый пуск ракетно-космического комплекса Н1-Л3 произошел 21 февраля 1969. В результате пожара в хвостовом отсеке и нарушения в работе системы контроля двигателя, которая на 68,7 с выдала ложную команду на выключение двигателей ракета погибла. Второй пуск комплекса Н1-Л3 был проведен спустя четыре месяца и также закончился аварийно из-за ненормальной работы двигателя № 8 блока А. В результате взрыва был практически полностью разрушен стартовый комплекс. И хотя опять зазвучали голоса в пользу ненадежности двигателей Кузнецова и самой конструкции ракеты, причина катастроф была в спешке с подготовкой летных испытаний.

Комиссия выяснила следующее: еще при стендовой отработке зарегистрирована восприимчивость НК -15 к попаданию крупных (десятки мм) металлических предметов в насос окислителя, которые приводили к повреждению крыльчатки, возгоранию и взрыву насоса; мелкие металлические предметы (стружка, опилки и т.п.), сгорающие в газогенераторе, приводили к разрушению лопаток турбины. Неметаллические предметы (резина, ветошь и пр.), попавшие на вход ТНА, остановки двигателя не вызывали. Такого результата надежности не было достигнуто даже намного позже! Экземпляр 5л относился к первой партии летных изделий, в которой не предусматривалась установка фильтров на входе в насосы. Их должны были поставить на двигатели всех ракет, начиная с носителя 8л, который предполагалось использовать при пятом пуске.

Надежность ЖРД показалась самому Кузнецову недостаточной. С июля 1970-го в ОКБ начали создаваться качественно новые двигатели фактически в многоразовом исполнении и со значительно увеличенным ресурсом. Однако они были готовы только к концу 1972-го, а летные испытания предполагалось до этого времени продолжать на ракетах со старыми ЖРД, контроль над которыми повысили.

Из-за повреждения стартового комплекса и замедления темпов работ подготовка третьего летного испытания затянулась на два года. Только в воскресенье 27 июня 1971 г. ракета 6л стартовала в 2 ч 15 мин 7 с по московскому времени со второго, недавно построенного, стартового сооружения площадки 110 космодрома Байконур. Все двигатели работали устойчиво. С момента отрыва телеметрия зафиксировала ненормальную работу системы управления по крену.

Начиная с 39-й секунды система управления была не в состоянии стабилизировать носитель по осям. На 48-й секунде из-за выхода на закритические углы атаки началось разрушение РН в области стыка блока "В" и головного обтекателя. Головной блок отделился от ракеты и, разрушаясь, упал невдалеке от старта. "Обезглавленный" носитель продолжал неуправляемый полет. На 51-й секунде, когда угол поворота по крену достиг 200 град., по команде от концевых контактов гироплатформы выключились все двигатели блока "А". Продолжая разрушаться в воздухе, ракета летела еще некоторое время и упала в 20 км от старта, оставив на земле воронку диаметром 30 м и глубиной 15 м.

23 ноября 1972 г., через 17 месяцев после неудачной третьей попытки состоялась четвертая. Экземпляр 7л стартовал с позиции №2 в 9 ч 11 мин 52 с по московскому времени. Для сторонних наблюдателей вплоть до 107-й секунды полет проходил успешно. Двигатели работали устойчиво, все параметры ракеты были в пределах нормы. Но некоторые причины для беспокойства появились на 104-й секунде. Им даже не успели придать значение: через 3 с в хвостовом отсеке блока "А" сильный взрыв разметал всю периферийную двигательную установку и уничтожил нижнюю часть сферического бака окислителя. Ракета взорвалась и рассыпалась в воздухе на куски. Но сами исполнители программы не унывали. Они понимали: все закономерно, ракета учится летать, аварии неизбежны. В носителе 8л разработчики постарались учесть все полученные ранее результаты летных испытаний. Ракета значительно потяжелела, но у ее создателей не было никаких сомнений в том, что взрывов и пожаров блока "А" уже не будет и пятая попытка решит задачу полета беспилотной экспедиции Л-3 по упрощенной схеме без посадки на лунную поверхность.

К началу 1974-го ракета 8л была собрана. На всех ее ступенях начался монтаж новых, многоразовых ЖРД. Так, двигатель НК-33 блока "А" представлял собой модернизированный вариант НК-15 с существенно повышенной надежностью и работоспособностью. Безаварийная наземная отработка всех ЖРД давала уверенность в успешном пятом пуске ракеты, намеченном на IV квартал 1974 г. На ракете установили рабочую версию лунного корабля со всей необходимой автоматикой. Планировалось провести облет луны и уже в следующем полете возможно отправить экспедицию.

Печальный конец

Снятие академика В.Мишина с поста руководителя ОКБ-1 и назначение в мае 1974 г. В.Глушко на его место оказалось неожиданным для всего коллектива. Работы по Н-1 во вновь образованном НПО "Энергия" в кратчайший срок полностью свернули, официально поводом закрытия проекта стало "отсутствие тяжелых полезных нагрузок, соответствующих грузоподъемности носителя". Производственный задел ракетных блоков, практически все оборудование технического, стартового и измерительных комплексов было уничтожено. При этом списаны затраты в сумме 6 млрд. руб. ( в ценах 70-х годов), затраченных на тему.

Сам Глушко предложил на тот момент альтернативный проект "Энергия" на новых, еще не созданных двигателях. Поэтому он опасался успешного запуска ракеты Н-1 с лунным кораблем на борту – это могло перечеркнуть все планы его команды. Позднее, на создание подобной по мощности ракеты ушло еще 13 лет и было затрачено 14,5 млрд. руб.

Комплекс "Энергия" был создан уже много позже – 1987 году и запущен после смерти главного конструктора. К тому моменту ракета оказалась ненужной и дорогостоящей в связи с распадом СССР, а по техническому решению связки "Энергия" - "Буран" устаревшей, ведь американцы запустили аналогичный комплекс на 8 лет раньше. Задач для ее применения уже не оказалось. Затратность и сроки реализации проекта значительно превысили таковые по сравнению с "лунным" проектом Королева. "Энергия" после нескольких пусков, из которых два было частично удачных, прекратила свое существование.

РН "Энергия" на старте

Кузнецов не смирился с отстранением его от работ по ЖРД и продолжил стендовые испытания своих двигателей. Наземные испытания велись в 1974-1976 годах вплоть до января 1977 г. по новой программе, требующей подтверждения работоспособности каждого ЖРД в течение 600 с. Однако обычно огневые испытания одиночных двигателей в ОКБ продолжались 1200 с. Сорок ЖРД проработали от 7000 до 14 000 с, а один НК-33 - 20 360 секунд. На складах НПП "Труд" до 1995 года хранились 94 двигателя блоков "А", "Б", "В" и "Г" ракеты Н-1. Удивительным оказалось что двигатели Кузнецова для ракеты Н-1 существуют до сих пор и до сих пор готовы к работе как и в то далекое время.

Разгонный блок "Д", разработанный ОКБ Королева для ракеты Н-1 до сих пор используется при запуске аппаратов ракетой "Протон".

Впоследствии Глушко также предложил проект экспедиции на Луну, включая создание долговременной обитаемой базы, но время амбициозных мечтаний уже прошло. Полное отсутствие экономического эффекта от программы сказалось на мнении руководства страны – на Луну в Советском Союзе уже никто не собирался лететь. Хотя мог бы – в июле 1974 года.

 

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
Главный Злодей18.02.09 13:18
Что тут и сказать. Слава позднесоветским академикам - дармоедам и алкашам! Слава позднесоветской науке! Благодаря ей, сначала слили Луну, затем - Союз, а сейчас, стараниями недодавленных злобных гинзбургов, и Россию пытаются сливать. Хорошо хоть при демократии к этому гадюшнику относятся без лишнего пиетета. И правильно, что, несмотря на визжащих от ярости атеистов, внедряют-таки в школьную программу основы православной культуры. Те, кто участвовал в сочинении школьных программ с 70-х, создали систему образования для пораженцев. Что блестяще аукнулось впоследствии. Поэтому теперь не прислушиваться к академикам надо, а наоборот, гнать от школы поганым веником. Давно пора отделять официальное образование от официальной науки, как судебную власть от законодательной.
ihtio18.02.09 14:48
Я считаю себя здравомыслящим человеком и не верю что американцы были на Луне. Не были. Это моё твёрдое убеждение.

Так что по поводу "плача Ярославны" что мы слили лунную программу, хм... Имел место сговор правительств, на каких условиях и причины, нам этого никогда не узнать... Хотя, вполне возможно когда энтузиасты опустят что-нибудь на место предполагаемой высадки янки на Луне, вопрос "А был ли мальчик" будет муссироваться активнее.

Думаю, советско-российское руководство держит США за их "лунные" яйца.

Artem18.02.09 15:28
Мне кажется, что в полете на луну необходимости не было, потому и не полетели, всю информацию о луне собрал луноход, который там оказался раньше американцев. А вообще программа полета на луну это как гонки воорущений, тогда поступили мудно не стали мерятся пиписками.
Главный Злодей18.02.09 15:53
То, что америкосия не была на луне, никоим образом не отменяет и не может служить оправданием факту слива советской лунной программы по вине ряда ответственных лиц.
Епифан18.02.09 16:08
Ну слетали амеры на Луну и что? Какой эффект для науки, экономики, обороны их страны(нападения), культуры, и пр. это имело? Никакого. Выброшенные на ветер деньги. Престиж страны- да, кулаком в грудь : "Мы были первые" - да...А сейчас , как оказалось, у них нет даже ракеты(ракетоносителя), могущей долететь с людьми до Луны и обратно, а будет, как они утверждают, не ранее 2015 года...А наша программа автоматических систем,летавших на Луну, дала нам не менее ценный опыт по "лунной программе".

shumer18.02.09 16:11
Черток в своих мемуарах не разделяет уверенность автора статьи, что ракета была фактически готова. Наоборот, пишет, что главная проблема - стабилизация ракеты, так и не была решена. Ну и, конечно, отсутствие обкатки двигателей сыграло роль. Двигателей в первой ступени очень много, все одноразовые. У американцев были многоразовые движки, которые обкатывались на стенде и только после этого ставились на ракету, что давало большую гарантию.

Ну а версия, что американцы не летали, это детский лепет. Летали. Великое было время. Не то что сейчас.

Фыва18.02.09 16:28
мдя... полет американцев на Луну - оффтоп для этой ветки. Буду удалять холивар на тему "летали - не летали"
Karabass18.02.09 18:16
Ссылка -> Ссылка

kernel_panic18.02.09 19:13
мы не могли тогда полететь на Луну и пока не можем сейчас, я имею ввиду пилотируемый полет. Этого также не могли сделать и америкосы. Авторам статьи следовало бы знать про пояса Ван Аллена. Этих поясов 2 (внутренний 1300 км и внешний 17000км) и при прохождении через них, на космический аппарат начинает действовать излучение альфа-частиц, протонов и электронов с кинетической энергией от десятков Кэв до сотен Мэв. Причем если для электроники этот вопрос удалось решить, то фактически для людей, находящихся в КА и не защищенных от него, это получение чрезмерной дозы радиации . А для того, чтобы этого не происходило, нужны приемлемые материалы экранировки КА, которых не было тогда и пока нет сейчас. На сегодняшний момент доступен свинец, но его слой должен быть около 2 м, что абсолютно неприемлемо. Только сейчас появляются технологии по созданию электромагнитного щита от альфа частиц.

Именно по причине отсутствия необходимых материалов и технологий для безопасного полета на Луну, в СССР была свернута лунная программа. А те проблемы, которые возникли попутно в связи с этим, не являлись решающими. Американцы же устроили шоу, на чем отмыли кучу денег, так как они также как и мы не имели никакой экранировки не только КА, но также и скафандров.

um18.02.09 19:33
"ЦК КПСС решило принять вызов американцев..." - Вот ведь недоумки, купили их на "а не слабО". Причем, на эти грабли ЦК КПСС наступало с завидной регулярностью (см. "звезные войны" Рейгана). Хотя лечение и реалии жизни привели-таки к кратковременному прояснению в мозгах - "время амбициозных мечтаний уже прошло. Полное отсутствие экономического эффекта от программы сказалось на мнении руководства страны – на Луну..."
Karabass18.02.09 19:39
Зато мы теперь имеем лучшие в мире ракетные двигатели, а американцы - полный крах всех космических программ. :)

ПС фон Браун, насмотревшись роликов про то, как его ракеты летают на Луну и будучи в самый разгар этих "полётов" отчего-то отстранён от проекта, заявил, что готов в короткий срок отправить на Марс экспедицию из семи кораблей с тридцатью астронавтами на борту... Тогда его мало кто понял...

shumer18.02.09 20:08
Ребята, перестаньте фантазировать. Почитайте мемуары Чертока, они есть в инете, легко находятся гуглом. Там подробнейшим образом рассказывается как развивалась и почему сорвалась лунная программа. Также можно сходить на сайт НАСА, там потрясающие фотки всей их лунной эпопеи.
Redrover18.02.09 20:14
> Фыва мдя... полет американцев на Луну - оффтоп для этой ветки. Буду удалять холивар на тему "летали - не летали"

Простите, а как тогда, неопределившись с самим "фактом прилунения", ответить на вопрос Епифана ("Ну слетали амеры на Луну и что?") ?

Ладно, тогда компромис - не офтоплю, а выкладываю ссылку с ответом: Ссылка

Karabass18.02.09 20:23
>shumer Ссылка

А у нас, надо сказать, и поинтересней проекты были: Ссылка

Епифан18.02.09 20:43
> Redrover


> Фыва мдя... полет американцев на Луну - оффтоп для этой ветки. Буду удалять холивар на тему "летали - не летали"

Простите, а как тогда, неопределившись с самим "фактом прилунения", ответить на вопрос Епифана ("Ну слетали амеры на Луну и что?") ?

Ладно, тогда компромис - не офтоплю, а выкладываю ссылку с ответом: Ссылка

Меня убеждать в том кто слетал туда или не слетал не надо - я не об этом. А в том, что если это и было, то никакой практической пользы от этого полета, кроме идеологических понтов не было. Как написано в этом реакционере- "торжество капиталистической науки"...Как их не было бы, если на Луну полетел бы гражданин СССР первым. Выборошенные в космос миллиарды денех. Все эти разговоры о прилунении-отлунении, стыковках-нестыковках - фигня, мы это сделали более изящно - в автоматическом режиме...Вопрос не о том, побывали ли там амеры- это вопрос десятый, а о том, что в реальности получил бы СССР, первым высадив на Луну космонавтов. Гагарин - это да, реальное первенство и лидерство в космонавтике, а вот Луна - довольно сомнительное и очень неоправданно дорогое мероприятие, направленное только на меряние знаете чего в идеологическом плане.

zorran18.02.09 22:14
Фыва, я понимаю что следующие пункты оффтоп совершеннейший но всеже слезно прошу не удалять.

1. Епифану: дорогой я не знаю какое у тебя образование (техн. или гум.) но запомни раз и навсегда что такие саморазумеющиеся сейчас вещи как тефлон, современные микропроцессоры и многое другое - это прямой результат лунной программы - то есть экономический эффект налицо.

2. Амеры на луне были. Можно снять любой фильм, сделать любой фотомонтаж, но вот радиопереговоры, точенее радиопередачи с луны иметировать не возможно, а они были и наши тоже их фиксировали и записывали (с помощью трех синхронизированых по времени приемников можно точно отследить источник сигнала).

3. Более сложный вопрос почему программа была свернута, на данный вопрос существует две версии:

а) Совершенно фантастическая - нас (то есть человечество) с луны недвухсмысленно попросили убраться.

б) Более реальная - произошла серия страшных катастров в космосе, может и на самой луне. С человечискими жертвами которые, потом пришлось покрывать враньем и недомоловками.

Фыва18.02.09 23:25
Вот вам пример того, что может произойти с этой темой в каментсах :

раз: Ссылка

два: Ссылка

Так что я не просто так злобствую :)

Zmey18.02.09 23:42
Как там дети говорят, когда им не достается то, чего хочется? "А мне и не надо!Бебебе!".... Некоторые комментаторы тут навеяли.

--> Artem

Наш луноход оказался там в 17 ноября 70 года. В настоящее время даже не принадлежит России - продан Ричарду Гэриоту, гражданину сша.

zorran19.02.09 00:28
Ладно Фыва, намек понял, для желающих обсудить лунную программу САШ создал ветку на форуме.

По теме статьи: нужно было монтировать по частям на орбите, заправлять топливом и лететь на луну с орбиты, создание специальной большой ракеты мы экономически не потянули.

Artem19.02.09 00:43
> Zmey


Как там дети говорят, когда им не достается то, чего хочется? "А мне и не надо!Бебебе!".... Некоторые комментаторы тут навеяли.

--> Artem

Наш луноход оказался там в 17 ноября 70 года. В настоящее время даже не принадлежит России - продан Ричарду Гэриоту, гражданину сша.

ну и что? Пусть лежит у Господина Гэриота, пусть он о нем заботится и деньги на нем зарабатывает. Я ведь не буду переживать если продам свой старый телефон или телевизор. Свою задачу он уже выполнил, отработал мисиию, теперь он вряд ли пригодится. Мысль другая мы в это время строили БАМ осваивали Север, поднимали целину, строили КамАЗ и днепроГЭС. Это гораздо полезнее имиджевых проектов. Правильно человек в статье говорит, американцы могли себе позволить имиджевый проект и они его реализовали, а нам деньги на другое были нужны.

Согласитесь нелогично вертеть новым VERTU когда ж..па голая.

Теранив19.02.09 07:23
Уважаемая Фыва

Спасибо что удалили мой коммент , был не прав , вспылил:)

Что касается "имиджевости" лунной программы американцев... Дело в том , что технологии которые так или иначе пришлось создавать для этого проекта в конечном счёте попали в американское народное хозяйство:) Этого у них не отнять. Подсчитать эффект от такого проникновения практически невозможно. Тут всё: от значков изготовленных методом штамповки не применявшимся прежде , телевидения и т.д. до технологий обработки поверхностей , применения высокоскоростного электрического инструмента в авиастроении (чего нам не удалось до сих пор к слову) и т.п.

Spectre19.02.09 09:52
> zorran

Ладно Фыва, намек понял, для желающих обсудить лунную программу САШ создал ветку на форуме.

По теме статьи: нужно было монтировать по частям на орбите, заправлять топливом и лететь на луну с орбиты, создание специальной большой ракеты мы экономически не потянули.

А можно поподробнее с этого места про орбитальный монтаж? У СССР существовали наработки и технологии сборки и перестыковки аппаратов на орбите? У СССР были долговременные орбитальные станции для этого? И это было бы более экономически выгодно?

wwsokolov19.02.09 09:55
Навеяло комментариями: действительно, нахрена нам нужна была лунная программа, "Буран", ракеты там разные и т.д. и т.п. - долбанное все Советское тоталитаризм …

вот сейчас класс!!!! Форды там, разная электроника, все буржуйское made in и полная демократия!!!

Только практически все, чем мы гордимся (ракеты, самолеты, танки …) все создавалось Советскими Инженерами, причем ОНИ нам задел сделали на десятилетия вперед. И это не мы запустили человека в космос и многое другое, чем сейчас хвалимся, а ОНИ наши ДЕДЫ и ОТЦЫ.

А мы пока в целом доедаем, то, что было ими найдено (природные ресурсы) и сделано (заводы и др.)

И не говорю уж об образовании, сейчас ну такие умницы приходят после институтов - просто вундеркинды!!!! и с каждым годом все умнее и умнее…

(простите накипело)

Baca6u19.02.09 10:51
Про то, что американцы дураки - на луну слетали, а мы умные - луноходами обошлись - детский лепет.

Амеры привезли килограмм 400 лунного грунта, а наши - грамм 400. Не знаю, нашли бы в наших 400 граммах гелий-3 или нет, а это серьезно, говорят. И они научились тяжелые объекты выводить на орбиту. Не знаю можем ли мы сейчас столько за раз вывести. Это - тоже серьезно.

То, что мы в это время БАМ построили - это несерьезно. Во первых БАМ начали (повторно) строить кажется в 74 году, во вторых, где сейчас этот БАМ? Примерно там же, где и ракета Н-1.

Smallrat19.02.09 11:23
> Artem


ну и что? Пусть лежит у Господина Гэриота, пусть он о нем заботится и деньги на нем зарабатывает. Я ведь не буду переживать если продам свой старый телефон или телевизор. Свою задачу он уже выполнил, отработал мисиию, теперь он вряд ли пригодится.


Не согласен. Каждый такой проект, каждый подвиг русского/советского/российского народа должен быть детально разложен, расписан, разложен по полочкам и увековечен в музеях, памятниках, книгах и т.д. Луноход должен находится там где он обязан находится - в России, в музее космонавтики.

Потому что каждый такой памятник это точка связки народа, источник вдохновения и гордости за страну, где родился и живешь. Страна которая не заботится о своей истории не заслуживает того чтобы о ней заботились.

shumer19.02.09 11:37
Спокойно! Луноход тот находится на Луне в давно нерабочем состоянии и вернуть его оттуда на Землю невозможно. Так что владеть луноходом, это то же самое что владеть делянкой на обратной стороне Луны. Прикольно, но смысла мало.
Smallrat19.02.09 11:52
> shumer

Спокойно! Луноход тот находится на Луне в давно нерабочем состоянии и вернуть его оттуда на Землю невозможно. Так что владеть луноходом, это то же самое что владеть делянкой на обратной стороне Луны. Прикольно, но смысла мало.


А, я то уж было подумал что ему сплавили тот луноход что в ВВЦ стоял, так же как и Буран. Сейчас посмотрел и вспомнил что ему права продали на наш луноход на Луне. В любом случае - это не то, на чем стоит делать деньги, это же память, пусть и не та, которую можно потрогать. Это все равно что американцы продали бы права на свой пластмассовый флаг на Луне (есть он там или нет). Есть какое-то ощущение неуважения во всем этом, продавать памятники, пусть и на Луне.

Artem19.02.09 12:29
> Baca6u

Про то, что американцы дураки - на луну слетали, а мы умные - луноходами обошлись - детский лепет.

Амеры привезли килограмм 400 лунного грунта, а наши - грамм 400. Не знаю, нашли бы в наших 400 граммах гелий-3 или нет, а это серьезно, говорят. И они научились тяжелые объекты выводить на орбиту. Не знаю можем ли мы сейчас столько за раз вывести. Это - тоже серьезно.

То, что мы в это время БАМ построили - это несерьезно. Во первых БАМ начали (повторно) строить кажется в 74 году, во вторых, где сейчас этот БАМ? Примерно там же, где и ракета Н-1.

БАМ создавался в ответ на Китайскую угрозу, в случае захвата китайцами Транссиба технику и армию можно было подвести, через БАМ (про автомобильный транспорт не надо мне говорить, потому что от красноярска до Хабаровска нормальной автомобильной дороги нет). И вы после этого будете говорить, что БАМ это не Серьезно.По-поводу гелия-3 его сначала обнаружили на Солнце (оттуда американцы ничего не привезли кстати), а потом на луне, с помощью спектрального анализа. С остальными проектами вы не спорите занчит согласны. Ну и последнее, как вы думаете, если слетали на Луну, был бы БАМ или бы денег не хватило?

Artem19.02.09 12:54
> wwsokolov

Навеяло комментариями: действительно, нахрена нам нужна была лунная программа, "Буран", ракеты там разные и т.д. и т.п. - долбанное все Советское тоталитаризм …

вот сейчас класс!!!! Форды там, разная электроника, все буржуйское made in и полная демократия!!!

Только практически все, чем мы гордимся (ракеты, самолеты, танки …) все создавалось Советскими Инженерами, причем ОНИ нам задел сделали на десятилетия вперед. И это не мы запустили человека в космос и многое другое, чем сейчас хвалимся, а ОНИ наши ДЕДЫ и ОТЦЫ.

А мы пока в целом доедаем, то, что было ими найдено (природные ресурсы) и сделано (заводы и др.)

И не говорю уж об образовании, сейчас ну такие умницы приходят после институтов - просто вундеркинды!!!! и с каждым годом все умнее и умнее…

(простите накипело)

Началось в колхозе утро в зеркало на себя посмотри, что в молодости другим был? Работал я на оборонном предприятии, надоело, надоело каждый божий день служебки писать, надоело нытье слушать, что недоплачивают, надоело ждать нормальной работы, в которой нужны мозги, надоело ждать когда место освободиться другое, надоело ждать когда начальник 80-летний уйдет на пенсию. Надоело видеть как начальник отдела прячется от генерального конструктора. Потому и ушел.

shumer19.02.09 13:11
Понятно, что пилотируемый полет - это всегда больше понты, чем насущная необходимость. Недавно на Ленте было интервью с одним нашим астрономом. Он вообще против того, чтоб человека на Марс посылать. Очень сложно, дорого, а научной ценности мало. Говорит, за те же деньги можно 100 марсоходов туда послать и реально изучить большой кусок планеты.
Теранив19.02.09 15:32
от красноярска до Хабаровска нормальной автомобильной дороги нет

Да ну?:) Вы расскажите это владельцам японок . 70-80% которых доехали своим ходом по причине дороговизны ж/д доставки.

А БАМ работал и работает. По нему например ещё при совке весь уголь с Нерюнгринского разреза японцы вывезли.

um19.02.09 19:14
wwsokolov

"Навеяло комментариями: действительно, нахрена нам нужна была лунная программа, "Буран", ракеты там разные и т.д. и т.п. - долбанное все Советское тоталитаризм …"

Дык ИМХО), если бы часть денег и ресурсов, да на разработку тракторов и комбайнов, глядишь и о СССР плакать не пришлось бы...

Artem19.02.09 19:25
> Теранив


от красноярска до Хабаровска нормальной автомобильной дороги нет

Да ну?:) Вы расскажите это владельцам японок . 70-80% которых доехали своим ходом по причине дороговизны ж/д доставки.

Если для вас насыпь или укатанный снег это федеральная дорога, то спорить с вами бесполезно. А вот то что фуры от Красноярска до Хабаровска не ходят это факт.

Теранив19.02.09 20:20
На всём участке осталось километров 300 действительно плохой дороги.

А зачем фурам ходить из Красноярска в Хабаровск? До Иркутска , Улан-Удэ ходят из Москвы. Из Владика в Новосибирск ходят , грузовики опять же своим ходом гонят. Где вы сведения черпаете?

Artem19.02.09 20:28
Потому что профили мы отправляем из Екатеринбурга в Братск, те объемы, которые есть лучше фурами. И гарантия есть, что вовремя доедут и переплачивать не надо. Но приходится услугами РЖД пользоваться. А вообще это к теме не относится.
 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Что нужно знать о первичном размещении акций арабо-американской нефтяной компании (IPO Saudi Aramco)
» Почему мотор китайской экономики скоро заглохнет?
» Турция достигла рекордного уровня импорта СПГ за 1 полугодие 2019
» Авторитаризм в Великобритании: попытка Джонсона уничтожить демократию
» Каково же современное лицо армии США?
» Отчёт на 7-е июля 2019 года
» Объявление
» Обрушит ли автомобильный кризис в Китае глобальные финансовые рынки?

 Новостивсе статьи rss

» Запущены 60 спутников Starlink
» Суд Люксембурга запретил платежи "Газпрому" по бондам в иенах по просьбе "Нафтогаза"
» Около 100 российских предприятий ищут коммерческие возможности на импортной ЭКСПО
» Путин и Си Цзиньпин в режиме телемоста запустят поставки газа по "Силе Сибири" в Китай Подробнее:
» Глава МИД Мексики заявил, что Моралес получил политическое убежище
» США скупают мазут из стран СНГ
» Ученые из Новосибирска предложили перерабатывать мусор в топливо
» Экс-сотрудник Ми-6, один из основателей «Белых касок» найден мертвым в Стамбуле

 Репортаживсе статьи rss

» Российские вертолеты покоряют Юго-Восточную Азию
» Ирак – революционная ситуация уже созрела
» Высокоскоростные скрепы страны
» Из воспоминаний Константина Коровина о русской революции
» Олег Царев: Тимошенко готовят в премьеры к Зеленскому
» «Яндекс» представил беспилотного робота-курьера
» Водородные автомобили: энтузиазм в Азии, сомнения в Германии
» Проект строительства столицы Арктики оценили в 60 млрд рублей

 Комментариивсе статьи rss

» Испания: эти выборы сломались, несите новые!
» Новый атлантический беспорядок
» Досрочные выборы в Великобритании: "Брекзит", миграция и оборона
» Фиаско оптимизаторов: залить деньгами образование и медицину не вышло
» Бессмысленность современной политической номенклатуры на примере Португалии
» Террористы «Исламского государства» приблизились к границам России
» «Товары гниют на складах»: Китай переживает устойчивый экономический спад
» Почему немецкий фильм об Одесской Хатыни не пускают на экран

 Аналитикавсе статьи rss

» СПГ меняет рынки сбыта в Азии
» Moodys предупредило о риске снижения кредитного рейтинга Великобритании
» Осталось решить последнюю проблему «Северного потока – 2»
» Эффект Путина: средняя продолжительность жизни в России выросла до 74 лет
» Доктрина Примакова и возвращение России на мировую арену
» Экономический обзор от Awara accounting: в условиях надвигающейся глобальной рецессии российская экономика выглядит прочной
» От Amazon до Apple: зачем техногиганты вкладывают миллиарды в доступное жилье
» Пекин рассчитывает на капитуляцию Анкары
 
текстовая версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2019 Inca Group "War and Peace"