Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Изменение подходов китайской внешней политики. Начало процесса нормализации.
29.10.12 12:34 История: факты и документы

Содержание:

Начало и развитие пограничной конфронтации между СССР-КНР в 1949-1969гг.

Пограничные переговоры 1969-1978 гг.


Пограничный вопрос в условиях нормализации двусторонних отношений.

Дэн Сяопин

Дэн Сяопин

После смерти Мао прагматическое крыло китайских коммунистов во главе с Дэн Сяопином по новому подошли к решению внутриэкономических проблем и значительно скорректировали свою внешнюю политику. В рамках курса "четырех модернизаций", принятого на 3-м пленуме Х1 съезде КПК, внешней политике отводилась вспомогательная роль, а именно – обеспечение безопасности и стабильности необходимых для реализации внутриэкономических задач и, частично, как средству расширения внешнеэкономических и научно-технических связей.

Что касается СССР, то решения 3-го пленума ХI съезда не привели к улучшению двусторонних отношений. Напротив, конец 70-х оставался по-прежнему периодом возрастающей напряженности в отношениях с СССР.

В начале 1979г. советско-китайские отношения осложнились вьетнамским фактором, когда Китай, решив "наказать" СРВ за Кампучию, в феврале 1979г. начал военные действия против Вьетнама. 3 апреля китайский МИД заявил, что не собирается продлять "Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи" от 1950 г.

СССР был назван "врагом №1" и даже появилась доктрина "единого международного фронта борьбы против советского гегемонизма". Концепция единого фронта предполагала, что "США, Китай, Япония, Западная Европа и другие страны должны объединиться, чтобы дать отпор советскому гегемонизму".

В этих условиях СССР и КНР вновь условились сесть за стол переговоров, на этот раз по проблеме урегулирования межгосударственных отношений. В ходе этих переговоров советско-китайские противоречия предстали уже не в виде идеологических расхождений, а оформились как претензии к внешнеполитическому курсу Советского Союза, получившие название "трех препятствий".

Суть этих претензий состояла в том, чтобы СССР потребовал от Вьетнама вывода войск из Кампучии, убрал из Монголии свои вооруженные силы и сократил советские войска на границе с Китаем до уровня 1964 г. Закономерно, что советская сторона эти требования отклонила.

Эти переговоры не были продолжены из-за очередного обострения советско-китайских отношений в связи с вводом советских войск в Афганистан. На тот момент в КНР всерьез рассматривали теорию о том, что СССР стремится окружить Китай.

Тем не менее, после очередного ухудшения двусторонних отношений наблюдалось своего рода затишье. В этот период дальневосточный отдел МИДа СССР предпринимает попытки развивать отношения с КНР по неформальным каналам. Это направление деятельности МИД получило название "политики малых шагов". С данной целью с неофициальным визитом в 1980 г. в Китай, по согласованию с руководством страны, отправляется заведующий отделом ДВО МИД Капица. Он проводит беседы с представителями МИД КНР. Поездки подобного рода были повторены им в 1981-1982 гг. Целями таких визитов были, во-первых, зондирование ситуации и настроения китайской стороны, во-вторых, установление неофициального канала информации для обсуждения инициатив развития двусторонних отношений. Эту тактику взяли на вооружение и сотрудники китайского МИД. Параллельно с этим, велась работа по развитию отношений с персоналом посольства КНР.

Одновременно ДВО МИДа был подготовлен и передан китайской стороне проект предложений об укреплении мер доверия в районе границы и, в частности, по вопросу о взаимных уведомлении о военных учениях в районе границы. Данное предложение было изложено китайской стороне 7 марта 1981 г. К сентябрю 1981 г. СССР предложил возобновить переговоры по пограничным вопросам. Китайская сторона не отказалась от данного предложения, но заявила, что к переговорам следует тщательно подготовиться. Сроки Китаем определены не были, но советский МИД заявил, что ожидает реакции китайской стороны по мере ее готовности. Наряду с пограничными переговорами советское руководство намеревалось продолжить и диалог о нормализации, однако, китайский МИД жестко увязывал политическое урегулирование с устранением "трех препятствий".

Несмотря на натянутость отношений СССР и Китая, в начале 80-х гг. стало все сильнее проявляться стремление сторон урегулировать отношения.

Шаги в сторону нормализации предпринимались на уровне высшего политического руководства обеих стран. После того как в Китае состоялся VI пленум ЦК КПК, давший весьма взвешенную оценку "культурной революции" и "маоцзедунидей", ХХVI съезд КПСС в 1981 г. дал сдержано положительный отклик на это событие. Впервые за период конфронтации было выражено согласие с китайскими оценками внутриполитичиской ситуации в КНР. В докладе Брежнева Л.И. говорилось: "Сами нынешние руководители Китая называют порядки в своей стране периода так называемой культурной революции "жесточайшей феодально-фашистской диктатурой". Нам нечего добавить к этой оценке". Естественно, что критика китайской внешней политики сохранялась. В частности, отмечалось, что "… о каких-либо переменах к лучшему во внешней политике Пекина, к сожалению, пока говорить не приходится. Она, по-прежнему, нацелена на обострение международной обстановки, смыкается с политикой империализма". Однако тональность высказываний в адрес КНР стала значительно мягче, чем на ХХIV и на XXV съездах. Подчеркивалось, желание "строить связи с ней (КНР) на добрососедской основе", а также что "остаются в силе … предложения, направленные на нормализацию".

Важным сигналом для КНР стало ташкентское выступление Брежнева Л.И. 24 марта 1982 г., где он заявил следующее: "Мы никогда не считали состояние враждебности и отчуждения между нашими странами нормальным явлением. Мы готовы договариваться без всяких предварительных условий о приемлемых для обеих сторон мерах по улучшению советско-китайских отношений на основе взаимного уважения интересов друг друга, невмешательства в дела друг друга и обоюдной пользы и, разумеется, не в ущерб третьим странам". Подчеркивалось, что СССР не имеет территориальных претензий к Китаю и готов возобновить пограничные переговоры в любое время, а также обсудить вопрос о мерах взаимного доверия в районе советско-китайской границы. Здесь же отмечалась советская позиция по тайваньскому вопросу, как по исконной территории Китая и о том, что СССР не поддерживает концепцию "двух Китаев". В том, что касается политической сферы, отмечалось, что Советский Союз никогда не вмешивался во внутренние дела КНР и не отрицал наличие социалистического строя в КНР. Естественно, что в данном выступлении имела место и критика, которая, в основном, касалась внешней политики КНР.

Реакция официального Пекина на эти заявления была сдержанной и, по сути, сводилась к тому, что если Советский Союз хочет серьезного улучшения отношений с КНР, то должен добиваться этого делами, а не словами. Как отмечал бывший сотрудник МИД Верещагин Б.Н., в некоторых китайских СМИ говорилось о пропагандистском характере Ташкентского выступления. Под "делами" китайское руководство подразумевало решение вопроса "трех препятствий". Однако в предложении СССР развивать отношения не в ущерб третьим странам отсекалась такая постановка вопроса.

На ХII съезде КПК оценки в отношении Советского Союза были сильно смягчены. Естественно, что критика по направлению внешней политики сохранялась, однако, не подвергается нападкам руководство КПСС, перестали использоваться обличительные формулировки – ревизионизм и социал-империализм.

Смягчение позиций китайского руководства в отношении СССР не может рассматриваться как исключение. Стремление сбалансировать свою внешнюю политику, избавить ее от явных перекосов укладывалось в рамки установок ХI съезда. Еще до ХII съезда КНР стремилась ликвидировать непопулярные в "третьем мире" направления своей внешней политики, такие как поддержка антиправительственных повстанческих группировок в Анголе, а также курс на Ближнем Востоке и в отношении Кубы. Нигилизм в отношениях с СССР мог также рассматриваться как пережиток периода "культурной революции".

Ко второй половине 1982 г. стало очевидно, что СССР и КНР имели намерение нормализовать свои отношения, несмотря, на не урегулированный пограничный вопрос и проблему устранения "трех препятствий". После ХII съезда отношения Советского Союза и Китая стали развиваться поступательно. Брежнев Л.И. во время выступления в Баку отмечал постепенное оздоровление отношений с КНР и называл это "хорошим вкладом в укрепление основ мира и стабильности в Азии, да и во всем мире". Участились дипломатические контакты на различных уровнях. Стали расширяться экономические и культурные связи. Наблюдалось общее потепление в советско-китайских отношениях.

В новой ситуации было решено продолжить политические консультации между СССР и КНР. Они начались с октября 1982 г. На переговорах предварительным условием нормализации было требование китайской стороны устранить "три препятствия". Эти переговоры не принесли практических результатов, однако, существенной их особенностью было в том, что они проходили в период, когда климат советско-китайских отношений значительно потеплел. Из двусторонних отношений исчезла напряженность. Это просматривается и в материалах центральных печатных изданий, и в заявлениях руководства обеих держав.

Советской стороной был поставлен вопрос о создании договорно-правовой базы под двусторонними отношениями. Согласно китайскому подходу путь к нормализации лежал через устранение "трех препятствий". Необходимо отметить, что китайская позиция в отношении проблемы "трех препятствий" претерпела большие изменения в 80-е гг. Если вначале китайцы настаивали на том, что без решения этой проблемы не может идти и речи о значительном развитии двусторонних отношений, то впоследствии они согласились на углубление межгосударственных связей параллельно решению этого вопроса. Так с 1985 г. в ходе переговоров китайская сторона склоняется к параллельному проведению процесса нормализации и устранения "трех препятствий".

Немаловажен и тот факт, что советское высшее руководство сохранило преемственность в своей внешнеполитической линии в отношении КНР. После смерти Брежнева Л.И, в ноябре 1982 г. новый генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов Ю.В. на ноябрьском пленуме отметил, что СССР желает развития и улучшения отношений со всеми социалистическими странами, в том числе, "великим соседом – Китайской Народной Республикой".

Можно констатировать, что в 80-х годах по мере перехода Китая к прагматическим принципам ведения внешней политики и ее деидеологизации в обеих странах, нормализация отношений стала более реальной целью.

Фактически, еще не объявляя о том, что нормализация состоялась, стороны столкнулись с ее многочисленными проявлениями в сфере экономики, науки, культуры.

Параллельно переговорному процессу шло весьма оживленное развитие двусторонних отношений в экономической сфере. По сравнению с 1981г. советско-китайский товарооборот к 1985 г. вырос более чем 9 раз и составил 1604.9 млн. руб., а к 1989 г. вырос до 2412 млн. руб. Советские предприятия и организации принимали участие в выставках на территории КНР и получали заказы на реконструкцию и модернизацию промышленных объектов построенных при содействии СССР еще в 50-е годы.

Процесс нормализации затронул и приграничные территории СССР и КНР. В 1983 г. возобновилась приграничная торговля между провинциями КНР Хэйлунцзян, Автономным Районом Внутренняя Монголия (АРВМ) с одной стороны и Хабаровским и Приморским краями, а также Амурской и Читинской областями с другой. Позднее к режиму приграничной торговли присоединились и другие области СССР и провинции КНР. Также, в 1986 г. приграничная торговля возобновилась между среднеазиатскими республиками СССР и некоторыми субъектами РСФСР и СУАР КНР. Приграничные торгово-экономические связи развивались весьма существенными темпами. С 1983 г. по 1985 г. товарооборот в приграничной торговле вырос с 6,5 до 24,2 млн. руб. соответственно. В 1987 г. объем пограничной торговли превысил 50 млн. руб., а в 1988 г. ожидался его рост до 100 млн. руб. Приграничная торговля способствовала не только росту валютных поступлений, но, также, удовлетворению спроса в продуктах питания и дефицитных товарах народного потребления и позволяла сократить дорогостоящий завоз из европейской части страны. Развитие двусторонних торгово-экономических связей стало значительным проявлением нормализации отношений.

Процесс нормализации проявлялся в углублении двусторонних контактов в области науки и техники, культуры, образования и спорта. Были восстановлены связи между профсоюзными организациями, возобновился обмен студентами.

К середине 80-х гг. в Пекине отношение к СССР стало намного лояльнее, чем несколькими годами ранее. Так, в газете "China Daily" отмечалось, что "Советский союз проводит линию на улучшение отношений с Китаем, а это отвечает общим чаяниям и интересам китайского и советского народов, весьма важно для обеспечения мира и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском Регионе". СССР в официальной печати (Жэньминь Жибао) вновь стали именовать "великой социалистической страной".

Непосредственно к работе над вопросом о линии границы стороны смогли перейти, когда стало очевидным, что внешнеполитический курс обоих государств не претерпит существенных изменений, а нормализация советско-китайских отношений является лишь вопросом времени. В связи с новыми приоритетами советской внешней политики проблема "трех препятствий" постепенно теряла актуальность.

Во Владивостоке 28 июля 1986 г. Горбачев М.С. произнес речь, где говорил о возможности обсуждения конкретных мер по соразмерному снижению уровня сухопутных сил на Дальнем Востоке. Были сделаны и другие важные заявления, которые напрямую затрагивали вопрос о "трех препятствиях". Так, было объявлено о намерении вывести значительную часть войск из МНР и Афганистана, и заинтересованности СССР в нормализации отношений между СРВ и КНР. Важным заявлением стала фраза Горбачева М.С. о том, что граница между СССР и Китаем в ее восточной части могла бы проходить по главному фарватеру Амура. Уже на следующий (1987) год было запланировано возобновить пограничные переговоры. Произошло и существенное сокращение войск вдоль границ с Китаем. Вместе с устранением напряженности отпадала необходимость содержать воинский контингент в Монголии. В 1987 г. СССР вывел из МНР одну мотострелковую дивизию и несколько отдельных частей. Позже Монголию покинуло до 75% советской воинской группировки, в том числе, 3 дивизии в полном составе, 2 танковые и авиационная группировка, а также ряд отдельных частей численностью до 50 тыс. человек. В 1989 г. состоялось советско-монгольское соглашение о выводе советских войск с территории МНР, а в 1991 году советские войска полностью покинули Монголию.

Существенные сдвиги имели место в вопросе о численности советских войск за Уралом. В декабре 1988 г. СССР принял решение об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 0,5 млн. человек, среди которых было 200 тыс. военнослужащих из азиатской части страны. Таким образом, вооруженные силы на Дальнем Востоке сокращались на 12 дивизий, были расформированы 11 авиаполков, из состава Тихоокеанского флота выводилось 16 боевых кораблей, 9 крупных надводных и 7 подводных лодок. Оставшимся вдоль границы войскам придавался выраженный оборонительный профиль. Нужно сказать, что китайские вооруженные силы в 80-е годы были сокращены на 1 млн. человек. В 1990 г. стороны заключили межправительственное Соглашение о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы.

Начавшиеся в 1987 г. переговоры о линии советско-китайской границы существенно отличались от тех, что проводились в 1964 г. или в период с 1969-1978 гг. Помимо того, что стороны с самого начала не ударялись в бесплодную полемику, на этих переговорах практически отсутствовал классово-идеологический аспект. Очевидно, что сам факт возобновления пограничных переговоров и их относительно успешный ход состоялись благодаря потеплению в двусторонних отношениях и росту взаимного доверия. В свою очередь, улучшение двусторонних отношений оказалось возможным в связи с переменами во внешнеполитическом курсе КНР. Такое явление как "новое мышление", принятое советским руководством, при всей неоднозначности его роли в истории СССР, также объективно способствовало урегулированию отношений с Китаем. Уже в ходе визита Горбачева в Китай в мае 1989 г., который ознаменовал нормализацию, сами принципы решения пограничного вопроса были в основном согласованы.

Что касается вопроса о территориальных претензиях КНР к СССР, так называемого "большого реестра", о котором говорил еще Мао в 1964 г., Дэн Сяопин подвел под этим вопросом черту. В беседе с Горбачевым М.С. он не обошел острые вопросы территориальных претензий Китая к Царской России и Советскому Союзу. Он повторил, что считает, что в период слабости Китая Царская Россия отторгла от Китая территорию в 1,5 млн. кв. км. и подчеркнул неравноправный характер договоров, по которым эти земли отошли к России. В тоже время, высказав свои мысли, он сформулировал тезис "закрыть прошлое – открыть будущее" и сказал "Пусть ветер сдует то, что было, давайте смотреть вперед". В дальнейшем, даже задолго до окончательного решения пограничного вопроса в 2004 г., советская/российская и китайская стороны не раз подчеркивали отсутствие каких бы то ни было территориальных претензий друг к другу.

Состоявшийся в мае 1989 г. визит генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева М.С. в Пекин завершил процесс нормализации двусторонних отношений. Очевидно, что возобновившийся с 1987 г. процесс пограничного урегулирования имел тесную взаимосвязь с процессом нормализации. Немало говорит уже тот факт, что он начался на следующий год после речи Горбачева М.С. во Владивостоке, где тот сделал важное заявление по сдвигам в вопросе "трех препятствий" и принципу пограничного размежевания на Дальнем Востоке.

Начало переговорного процесса по пограничным вопросам и его ход без каких-либо предварительных условий, на основе принципов международного права и заключенных ранее договоров, вряд ли, было возможным в условиях предшествующей конфронтации и порожденного ей недоверия. К тому же пограничные проблемы не стоит сводить лишь к уточнению линии прохождения границы. Тут следует рассмотреть вопрос о количестве войск, дислоцированных вдоль границы, режиме границы, отношениям региональных властей в районе границы. Напомним, что в ходе процесса нормализации количество советских войск на Дальнем Востоке ощутимо сократилось. Более того, в первой половине 1990 г. СССР и КНР подписывают межправительственное соглашение о руководящих принципах сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы. Результатом нормализации обстановки на границе стало то, что в конце 80-х, начале 90-х гг. пассажиро-поток в обе стороны границы исчислялся сотнями тысяч туристов и предпринимателей. Развивалась приграничная торговля и другие формы межрегионального взаимодействия.

 

Аяврик01.11.12 12:38
Я на что хотел обратить внимание: с позиций "уря!"-патриотизма считается существенным предъявлять обвинение Горби & Co в капитуляции Штатам, в сдаче добытых пролитой кровью, потом и слёз советского народа Рубежей нашим потенциальным противникам - НАТОвцам...

и в то же всремя никто, почему-то, не вменяет в вину "прорабам Перестройки" аналогичную сдачу достигнутых рубежей Китаю

эта неувязочка в гражданской позиции разоблачителей Горби меня удивляет - и я ей не могу найти внятного объяснения...

на поводу у США пошли - истерия про геополитическое поражение и капитуляция
на поводу у Китая пошли - молчок.....

....

между тем, даже мои подростковые воспоминания не дадуд соврать, что Настоящим Врагом Номер Один для нас, для Советских Людей последние лет 20-25-30(?) была не Америка и НАТО, а был КИТАЙ

с американцами мы, в общем-то, можно сказать, приятельствовали - взаимноуважительно (играли в хоккей... снимали фильмы... летали в космос... переписывались... ПОНИМАЛИ ДРУГ ДРУГА)

а Китай - это была конкретно АнтиМатерия для нас - никаких точек цивилизационного или культурного соприкосновения, глубокое отторжение и непреходящее чувство ИСХОДЯЩЕЙ УГРОЗЫ

Мы Готовились К Вероятной Войне Не С ЗАПАДОМ - А С КИТАЕМ

Понятие "РАЗРЯДКА" подразумевала компромис взаимный с ЗАПАДОМ, но никак не с Китаем...

.................................

Почему же те уступки, на которые Горби пошел перед Америкой счичаются "предательством", а те уступки, на которые он же пошел перед Китаем (БОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ ПРОТИВНИКОМ, ПОВТОРЮ) - никого не огорчают, никого не возмущают и никого не колышат вообще???

и - совсем странно - "уря"-патриотически считается усугублять вину "предателя Горби", что он не перенёс китайские реалии на нашу почву!!!!

то, что Россия переняла систему управления одного "вероятного противника" СССР (Запада) - это Преступление
а то, что Россия не переняла систему управления другого - и более и смертельно опасного - "вероятного противника" СССР (Китая) - это тоже по понятиям "уря"-патриотизьма трактуется Преступлением

и Предательством

вот это мне странно

т.е. если бы СССР безоговорочно сдался Китаю - и установил у себя маоизм-сяопизм - это привело бы Патриотов СССР в Восторг и трактовалось бы ими как Победа (а не как Капитуляция)

..........................................................

Очень странно, что всеми замалчиваются шага, приведшие к нормализации отношений СССР/РФ с КНР, и мазохистски смакуются АНАЛОГИЧНЫЕ шаги, приведшие к нормализации отношений с гораздо менее вероятным противником по "горячей войне" - с США и Зап.Европой

.........................................................

"мир-дружба-жвачка с маоистской КНР - это очень хорошо, а с империалистическими США - это очень плохо" - двойная мораль какая-то у красных (и квасных) патриотов

:-/
gronk01.11.12 19:32
Аяврик, а что именно вызывает беспокойство изза Китая? Их 3 требования имеют одну направленность: демилитаризация вдоль их границ. Китай не строил альянсов против СССР, не строил военных баз в сопредельных республиках, не добивался их суверенитета, и так далее. Не лучше ли поддерживать мир с непосредственными соседями, а не с заокеанскими "общечеловеками"? Ведь война с соседом очень надолго дестабилизирует отношения между близко живущими народами.
Jack02.11.12 00:19
> gronk
Их 3 требования имеют одну направленность: демилитаризация вдоль их границ.
Вы сами это написали и спрашиваете, что напрягает в Китае? Демилитаризация Дальнего Востока - это адекватное требование? Может Вы ещё поддержите, что опасения Китая обоснованы, а не высосаны из пальца? Аяврик прав, из всех наших врагов наибольшие опасение вызывает Китай, затем исламистский терроризм, затем Япония, затем Европа. США с нами воевать не будет, для этого есть вышеперечисленное мясо.
И вот ещё ссылка ссылка
Оставьте миф о китайском миролюбии, немцы гораздо в этом отношении лучше. Остановило это их?

gronk02.11.12 01:07
> Jack

Оставьте миф о китайском миролюбии, немцы гораздо в этом отношении лучше. Остановило это их?

Я ни в коем случае не заявляю о чьем либо миролюбии. Любое государство может стать агрессором. Немцы были нашими союзниками, пока наш царь не переметнулся из союза трех императоров во враждебную им антанту. Какой у немцев оставался выбор? Точно так же и сейчас, Россия пытается строить дружеские отношения с Китаем, а вы предлагаете кинуть Китай и переметнуться в НАТО, дружить с США. Если США станут угрожать Китаю, то угадайте с кем начнет воевать Китай? Уж точно не с США, а с ближайшим его союзником, то есть с Россией.
Tumi02.11.12 05:15
> Jack
> gronk
Их 3 требования имеют одну направленность: демилитаризация вдоль их границ.
И вот ещё ссылка ссылка
Оставьте миф о китайском миролюбии, немцы гораздо в этом отношении лучше. Остановило это их?
. Jack, по ссылке находится обычная агитка. В данном случае - индусская агитка. Индо-китайская высокогорная война 1962 года не была внезапной. И уж точно не было так, что на "мирных, ничего не подозревавших индусов, внезапно напали китаёзы". Там было с обеих сторон предварительно наворочено. Вспомните, хотя бы, куда Далай-лама сбежал.

. Вообще у Индии тоже рыло в пушку. Изначально "бомбу" там заложили англичане, проводя границы по странным линиям. А дальше уже сами индусы постарались: под шум Корейской войны отхватывали территории на границе в 1953-55 году. Это вполне понятно с точки зрения государственной, просто не надо выставлять индусов эдакими паиньками и эльфами, которых обижают злобные китайски орки. С обеих сторон уроды.
Tumi02.11.12 05:36
> Аяврик
на поводу у США пошли - истерия про геополитическое поражение и капитуляция
на поводу у Китая пошли - молчок.....
. С Китаем вообще всё интересно. Что у патриотов, что у "непатриотов". Наши либерасты просто пеной брызжют, расписывают какой гад был Председатель Мао, при этом противопоставляют ему "милашку Сяопина". И их не смущает, что Сяопин вёл откровенную политику конфронтации с нашей страной, что именно Сяопин продавил нападение на Вьетнам. Что студенты на ТяньАньМэнь в 1989 году протестовали именно протива Сяопина! Даже маленькие бутылки били - игра слов, маленькая бутылка по-китайски звучит "сяо пин". И что давить студентов танками (и правильно сделал!) приказал именно Сяопин. И т.п.
Аяврик02.11.12 08:38
2 gronk

а что именно вызывает беспокойство изза Китая? Их 3 требования имеют одну направленность: демилитаризация вдоль их границ.

Вы возможно, не поняли "пафоса" моего комментария - я исхожу из того, что масштабы пресловутого предательства наших интересов перед Америкой НЕ БОЛЬШЕ, чем масштабы аналогичных "предательств" перед Китаем
и те разоблачители, которые разоблачают нормализацию отношений с империалистическими США, но приветствуют нормализацию отношений с маоистской КНР - это двуличные демагоги

а по существу - не было никакого предательства:
если мы в ладоши хлопаем, что с китайцами теперь друзья навек, то должны аналогично оценивать и дружбу-жвачку с США - потому что нормализовывать отношения нам было возможно ТОЛЬКО С ОБОИМИ АНАЛОГИЧНО -
с кем-то с одним нормализовывать (только с КНР или только с США) было невозможно в принципе - это была бы угроза для третьей стороны, поэтому "моральный человек" не может одновременно клеймить позором предателей перед Вашингтоном и одновременно одобрять союзничество с Пекином - мириться только с обоими сразу и равным образом можно (И НУЖНО, КОНЕЧНО ЖЕ) было

а лить крокодиловы слёзы, что мы не пошли по пути построения у себя маоистского государства, предпочтя либерализацию общества - это сегодня аналогичная позиция, что у диссидентов 70-х была с их крокодиловыми слёзами, что мы не по пути всего цивилизованного человечества (европ) не пошли
.....

Нормализовали одновременно отношения с обоими Вероятными Противниками ударными темпами - это просто Блестящая Операция (по сути, американцы и китайцы глядя на нормализацию отношений СССР с противоположной стороной, включились в заочное соревнование между собой - чтоб не опоздать в этой "сдаче своих позиций" Советами другой стороне - и с какого-то момента никого уговаривать уже не приходилось)


Китай не строил альянсов против СССР

читайте статью:

СССР был назван "врагом №1" и даже появилась доктрина "единого международного фронта борьбы против советского гегемонизма". Концепция единого фронта предполагала, что "США, Китай, Япония, Западная Европа и другие страны должны объединиться, чтобы дать отпор советскому гегемонизму".

и, думаю, в ссылках перед началом текста тоже можно многое для себя почерпнуть...

Hayama02.11.12 16:25
Какой страшный ужасный китай, орды китайцев пересекут границу и хлынут в сибирь, милионная армия развернет наступление на послелок рыбный и через 2 месяца достигнит его! И увидет что все население поселка эвакуировано 2мя вертолетами... После чего орда потеряется на сибирских просторах. Китай пока еще даже с Японией без применения ядерного оружия бодаться не дорос. Так что это конечно не друг и скорее всего враг, но враг на 118 месте. Основня угроза это присоединение его к какимнибуди другим врагам, а пока это не грозит.
главный добродей02.11.12 16:44

Hayama

этот "друг-враг" не боялся нападать на СССР на пике советской мощи - в 1969 году. И не боялся ни атомной бомбы - ничего. С Японией ему делить - три скалистых островка - стоит ли овчинка выделки ? А с вами - побольше...

artyom02.11.12 20:06
> главный добродей этот "друг-враг" не боялся нападать на СССР на пике советской мощи - в 1969 году. И не боялся ни атомной бомбы - ничего. С Японией ему делить - три скалистых островка - стоит ли овчинка выделки ? А с вами - побольше...
Они борзели только до ссылка

После чего притихли и выбрали соперника из своей военно-весовой категории ссылка ссылка ссылка

Tumi02.11.12 23:59
> главный добродей

этот "друг-враг" не боялся нападать на СССР на пике советской мощи - в 1969 году. И не боялся ни атомной бомбы - ничего. С Японией ему делить - три скалистых островка - стоит ли овчинка выделки ? А с вами - побольше...

. Добродеюшка, спасибо за трогательную заботу о нас.
. Про нападение - китайцы попробовали сунуться, получили ответ выше ожидавшегося. Мао потом несколько раз через сторонние делегации пытался доводить до советского руководства мысль, в ключе "ну зачем же сразу было тапками кидаться?". Проблема этих атак была в китайском менталитете. У китайцев даже анекдот есть про народы и войны - кто, как и из-за чего начинает войны. Попробую передать по-русски основные мысли (стран много, ограничусь несколькими):

Если Америка видит, что кто-то имеет нужные ей вещи, то она на него нападает.
Если Англия видит, что кто-то обижает англичанина, то она на него нападает.
Если Россия видит, что кто-то на неё ругается, то она на него нападает.
Если Китай видит, что кто-то нападает на Китай, то он на него гневно ругается.

. Это очень характеризует азиатско-китайский менталитет: важно не то, что ты сделаешь, а то как это воспримут другие. Если ты гневно брызжешь слюной, то, наверное, ты крут. Отсюда и действия: там, где у нас уже принято морду бить, китайцы будут гневно друг на друга ругаться. Пределы во взаимоотношениях другие. Китай, видя сдержанную риторику Союза, ожидал что тот не готов к войне на ДВ и тихо утрётся, побоится отвечать военными мерами. Союз ответил серьёзно, выше того, что ожидал Китай. Именно поэтому накал пограничных конфликтов снизился, а для последующих действий КНР сделала разворот на 180 градусов и задружилась (в 1971, кажется) с Америкой.
. Думаю, китайцы усвоили урок (преемственность полит.руководства пока не нарушена) и не будут сами лезть. Опасность будет, если они с кем из наших врагов задружатся. Ну, на то и щука в море...
.
. Про "три скалистых острова": Они находятся на пути из внутрикитайских морей в Тихий океан, выше Тайваня, ниже Японии и замыкают блокадное кольцо, которое отделяет Китай от прямого выхода в океан. Собственно, именно по-этому китайцы так возбуждаются. Ну, не считая наличия нефти/газа и поднятия престижа внутри страны - "Смотрите, мы накостыляли японцам на водяных пистолетаз!". Потому как японцев тут действительно "ненавидят как Ленин буржуазию".
. Сибирь им проще оставить нам, очень уж неудобно её разрабатывать. Им бы свою Хэйлунцзян заселить - никто во внутреннюю Маньчжурию ехать не хочет, а естественный прирост там не так чтоб сильный. Но следить за китайцами надо. Как и за всеми другими "друзьями".

Giotoo07.11.12 18:17
> Аяврик


между тем, даже мои подростковые воспоминания не дадуд соврать, что Настоящим Врагом Номер Один для нас, для Советских Людей последние лет 20-25-30(?) была не Америка и НАТО, а был КИТАЙМы Готовились К Вероятной Войне Не С ЗАПАДОМ - А С КИТАЕМ

Понятие "РАЗРЯДКА" подразумевала компромис взаимный с ЗАПАДОМ, но никак не с Китаем...

Сколько Вам лет ? Ваши подростковые воспоминания даже отдаленно не соответствуют той действительности.

Да, были на границе с Китаем вкопанные по башню танки, задачей которых было выдержать наступление в течении 30 минут, до нанесения ответного удара. Ну и что ? Тот Китай и нынешний это две разные страны. Как и СССР и Россия.

Настоящее противостояние ежедневное, ежеминутное было именно со странами Запада. Противостояние разведок, постоянные инциденты на нейтральной территории и в нейтральных водах между вооруженными силами. А также постоянная "горячая необъявленная война" на территории других стран. Идеологическое противостояние. Информационная война по большей части односторонняя. Постоянная готовность к "взаимному ядерному нападению".

А "РАЗРЯДКА" объявленная М.Горбачевым, уже тогда вызывала много вопросов, закончилась уничтожением государственного образования СССР, ликвидацией КПСС, КГБ, катастрофическим падением уровня жизни, приватизацией государственной собственности и установления фактически внешнего управления, основным координатором и архитектором которого тогда был самолично Дэвид Рокфеллер (он даже неоднократно приезжал в Москву)...

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Байден сообщил о выделении $7 млрд на развитие солнечной энергетики
» Сунак пообещал предоставить Украине крупнейший пакет военной помощи
» Госдеп заявил о нарушении прав человека на Украине
» Дуда сдал назад: Никаких решений о размещении ядерного оружия США в Польше пока нет
» Развитие железнодорожной инфраструктуры в Хабаровском крае идет беспрецедентными темпами
» «Норникель» и КНР создадут СП, нужное для открытия нового завода
» Референдум на севере Косово о смене мэров провалился из-за бойкота местных сербов
» Евростат сообщил о рекордном росте госдолга Финляндии

 Репортаживсе статьи rss

» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут

 Комментариивсе статьи rss

» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"