Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Афганский МИД заявил о согласии Москвы признать Исламский Эмират Афганистан
Путин поговорил с Трампом по телефону
Суд в Баку арестовал главу редакции Sputnik Азербайджан и шеф-редактора
Российские военные полностью освободили территорию ЛНР
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Россия возвращает утраченную после развала СССР «транзитную премию» — историк
06.09.21 07:15 Экономика и Финансы

«России удалось создать необходимую инфраструктуру, позволяющую вернуть „транзитную премию“, утраченную после развала СССР», — пишет российский историк Олег Сапожников в статье «Фрахтовая премия, навигационный акт и „Северный поток“», опубликованной на его станице в сети Facebook.

Русская экономика с 862 г., т. е. с самого основания государства, была экспортно-ориентированной. На внешнем рынке Россия продавала товаров и услуг больше, чем потребляла сама.

Не только экономическое, но и политическое выживание зависели от способности государства поддерживать позитивный торговый, а в идеале и платёжный, баланс. Периоды, когда страна сталкивалась с отрицательным платёжным балансом, отличались экономическими кризисами, дезорганизацией финансовой системы, дефицитом бюджета и, как следствие, неспособностью государства покрывать свои расходы на поддержание безопасности и политической стабильности.

Например, события Смуты к.16 — н.17 вв. своей фундаментальной основой имели потерю Балтийского экспорта. А неуверенное восстановление в 17 в. при первых Романовых было связано с развитием Архангельска — единственного русского морского порта, бывшего вплоть до Петра I главным экспортным окном в мировую торговлю.

С прочным выходом к Балтике при Петре I, а затем и на берега Чёрного моря при Екатерине II, русская внешняя торговля, а значит, и экономическое выживание, были обеспечены.

При подсчётах стоимости русского экспорта исследователи почти всегда сталкиваются с несовпадением цифр, сообщаемых российскими и заграничными таможнями. Часто это объясняют несовершенством учёта.

Несомненно, учёт на русских и заграничных таможнях был несовершенен, но главная причина кроется в другом — разница в цене товара определялась стоимостью его транспортировки, т. е. ценой фрахта. Поэтому вполне естественно, что груз, отправляемый из Петербурга или Одессы по одной цене, в Лондоне стоил на 10−25% дороже. И чем «дешевле» был груз, тем «дороже» обходилась его транспортировка (а русский экспорт в большинстве своём был дешёвым — сырьё и полуфабрикаты).

Проблема, которую так и не сумело решить Российская империя, заключалась в том, что эту «фрахтовую премию» получала не Россия, а иностранные перевозчики. В 1912 году, например, 90% всего вывоза из русских портов и более 90% ввоза осуществлялись на иностранных судах. С учётом того, что в статистику вывоза и ввоза включались и каботажные (между российскими портами) перевозки, на которые русским судам принадлежала исключительная монополия, вряд ли будет преувеличением считать, что почти вся российская морская торговля осуществлялась иностранными судами.

Главным получателем русской «фрахтовой премии» была Британия. Ещё в 1651 г. Британия приняла Навигационный Акт, предусматривавший монополию английских судов на грузоперевозки из Америки, Азии, Африки, России, запрет на перевозку в Англию на всех иностранных судах целого ряда товаров (лён, хлеб, лес, поташ, сахар и др), запрет на транзитные перевозки в Англию для всех иностранных судов и др.

Всё это обеспечило Британии бурное развитие флота (не только торгового, но и военного) и фактически приносило Англии ~10−20% оборота ВСЕЙ мировой торговли. Навигационный Акт (вернее, его выгоды для торговли, судоходства и судостроения, в конечном итоге — для всей английской промышленности) стал источником ускоренного обогащения страны как за счёт гигантской «фрахтовой премии», так и за счёт формирования колониальной Британской Империи, поддерживаемой морской мощью, в основе которой лежал тот же Навигационный Акт, действовавший до 1854 г.

Если Российская империя не смогла сохранить за собой свою «фрахтовую премию», то во времена СССР ситуация серьёзно улучшилась. На пике (в 70-е гг.) советский торговый флот обеспечивал 65−70% внешнеторгового оборота. Но следует учесть, что и тогда судостроение СССР не обеспечивало производство необходимого тоннажа для торгового флота, и значительная часть заказов на постройку отдавалась за рубеж — в страны СЭВ, Италию, Финляндию (судостроение которой и было создано на советских заказах) и др. Тем не менее, в 70-е гг. советский торговый флот ежегодно приносил в казну 2,5 млрд. долларов.

Нынешняя ситуация с торговым флотом более чем плачевная. По состоянию на 2014 г. все суда под российским контролем (как под российским флагом, так и под «удобными» флагами) перевозит лишь 1,5 (полтора!) % внешнеторгового оборота страны. (Ист.: Морские вести России № 13 (2014))

Следует, однако, учесть, что часть экспорта ещё в советское время отошла к трубопроводной транспортировке, которая стала занимать всё более значительное место в поставке углеводородов. Это касается прямых поставок нефти (нефтепровод «Дружба») и газа (трубопровод «Уренгой-Помары-Ужгород»). Но после 1991 г. эти «прямые» поставки оказались не такими уж и прямыми, поскольку России после развала СССР приходилось оплачивать «транзитную» премию государственным новообразованиям — Белоруссии и Украине.

Особую проблему с самого начала представлял украинский транзит по причине своей дороговизны. И, кроме того, Украина была недисциплинированным плательщиком за потребляемый газ — на протяжении 90-х гг. постоянно задерживала платежи, а иногда просто отказывалась от них, порой платила не деньгами, а малоликвидными ценными бумагами и т. п. В итоге, с 1997 по 2006 г. расчёты между Украиной и Газпромом за транзит фактически приняли бартерную форму — в качестве оплаты за транзит Украина получала 1/6 часть прокачиваемого через её территорию газа.

Это была сумасшедшая «транзитная премия», которую вынуждена была платить Россия, не имевшая тогда других маршрутов экспорта газа. Поэтому уже с конца 90-х, т. е. задолго до всех Майданов, Россия начала строительство обходных маршрутов с целью снизить транзитные издержки. «Голубой поток», «Ямал-Европа», «Северный поток» были введены в строй ещё до 2014 года. Потом к ним добавился «Турецкий поток», а через пару недель, будем надеяться, завершится строительство «Северного потока — 2».

Все эти экспортные маршруты объединяет то, что они полностью контролируются Россией, товар напрямую доставляется покупателю, и, значит, «транзитная премия» не уходит на сторону, а остаётся в экономике страны (это относится в т. ч. к сухопутному газопроводу «Ямал-Европа» — после того, как Газпром стал 100-процентным собственником «Белтрансгаза»).

Кроме того, Газпром вошёл в капиталы и стал полным или частичным собственником некоторых ключевых компаний газовой инфраструктуры ЕС, тем самым ещё больше снизив уплачиваемую «транзитную премию».

Таким образом, в области трубопроводного экспорта России удалось создать необходимую инфраструктуру, позволяющую вернуть «транзитную премию», утраченную после развала СССР.

Попытки блокировать новые экспортные возможности России, снизить прибыльность её внешней торговли, ослабив тем самым её экономический потенциал, и, более того, заставить Россию содержать паразитарные транзитные режимы — ни что иное как форма экономической войны. И воспринимать это необходимо именно так, не прячась за эвфемизмы про «санкции» и «рестрикции».

И теперь от того, сумеет ли руководство страны не спасовать, не поддаться давлению, проявит ли необходимую твёрдость и политическую волю в отстаивании права российских компаний (в данном случае Газпрома) распоряжаться своей собственностью или пойдёт на очередные хлипкие компромиссные «договорняки», результатом которых будет уплата унизительной «транзитной дани», зависит — были ли огромные инвестиции и многолетние усилия и труд десятков тысяч людей по созданию экспортной инфраструктуры не напрасными.

Но если с трубопроводами всё более или менее понятно (по крайней мере, они есть), то с морской торговлей перспективы выглядят туманно.

И тут руководству страны следует принять долгосрочную программу (реальную, а не декларативную) по ускоренному развитию всей внешнеторговой инфраструктуры (и в первую очередь судостроения) с тем, чтобы «фрахтовая премия» оставалась в своей экономике и способствовала её развитию, а не кормила иностранцев и разного рода оффшорных патриотов.

В общем, «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». 

Олег Сапожников

 

veldinc`06.09.21 11:34
"Ещё в 1651 г. Британия приняла Навигационный Акт, предусматривавший монополию английских судов на грузоперевозки из Америки, Азии, Африки, России.." - как это может быть? Монополию на превозки из колоний - это да. А монополия на перевозки из других стран, это как? И все это наглядный пример того, что исторически в мире Запада ничего не меняется, принципы развития англосаксов и их цели остаются веками. А у нас только за прошлый век два раза уничтожалось государство, менялась идеология, экономика, мораль и прочее. И каждый раз "весь мир ... мы разрушим, до основанья, а затем...". А вот на Западе понимают, что ничего разрушать нельзя, можно только изменять...
delta06.09.21 12:08
> veldinc`
"Ещё в 1651 г. Британия приняла Навигационный Акт, предусматривавший монополию английских судов на грузоперевозки из Америки, Азии, Африки, России.." - как это может быть? Монополию на превозки из колоний - это да. А монополия на перевозки из других стран, это как? И все это наглядный пример того, что исторически в мире Запада ничего не меняется, принципы развития англосаксов и их цели остаются веками....
И Третий энергопакет - лучшая иллюстрация к Вашему выводу.
veldinc`06.09.21 14:23
> delta
> veldinc`
"Ещё в 1651 г. Британия приняла Навигационный Акт, предусматривавший монополию английских судов на грузоперевозки из Америки, Азии, Африки, России.." - как это может быть? Монополию на превозки из колоний - это да. А монополия на перевозки из других стран, это как? И все это наглядный пример того, что исторически в мире Запада ничего не меняется, принципы развития англосаксов и их цели остаются веками....
И Третий энергопакет - лучшая иллюстрация к Вашему выводу.
Хорошо бы и нам наконец сделать выводы из истории мира. И поступать соответственно...
Главный Злодей06.09.21 15:35
Хорошо бы и нам наконец сделать выводы из истории мира. И поступать соответственно...
Делайте и поступайте. Почему ваша жопа всё ещё на диване?

принципы развития англосаксов и их цели
довели их до положения маленького и злобного островка с парой оставшихся зубов, да и то уже шатающихся. Нужно ли считать примером для подражания их умение громко шипеть?
veldinc`06.09.21 16:11
При всем моем негативном отношении к англосаксам, необходимо признать, что Британия, в отличие от Российской империи и СССР, смогла сохранить свою империю, хотя и трансформировала ее в Содружество. Как и то, что позиция англосаксов относительно своего места в мире не меняется уже сотни лет...
P.s. А учиться необходимо даже у врагов...
Аббе06.09.21 16:43
Нужно попробовать перекупить Иран. Транзит от океанских портов Ирана до Усть Луги по ЖД мог бы стать интересным способом обойти Суэцкий канал.
Понятно, что с транзитом в Южную Европу конкурировать не получится. Там сразу из Суэца и в любой порт Турции, Греции, Италии, Франции. То есть - без вариантов.
Но! Есть ещё Северная Европа. Балтика. Может берега Северного моря.
А это уже интереснее. "Суэцкому" контейнеровозу нужно идти вдоль всего средиземного моря, огибать Испению и только потом дойдёт до Гамбурга, Антверпена и так далее. А уже лезть в Балтику - вовсе весело.
Опять же, грузы, идущие из Индийского океана в Россию.
То есть - в идеале то принциально новая ЖД линия. С принципиально новым ЖД габаритом. платформы с опорной поверхностью, заниженной "почти до уровня головок рельсов". И габарит сверху "что бы влезли два слоя контейнеров". Это должны быть тяжёлые контейнеровозы. А значит и намного более прочные рельсы и верхнее строение пути, шпалы и насыпь.
Выгоды Ирана? Они получат транзитную линию и технологии строитльства тоннелей в горах. Поезда тяжёлые, уклоны ЖД полотна должны быть минимальными.
Тоннели и техника строительства тоннелей им пригодятся прятать от средств воздухного нападения всё, что захотят.
То есть выгод три. Экономическая с прибылями. Оборонная - прятать в горных массивах всё, что захотят. И военная. Возможность выкатить из горного массива "ракетный поезд на 12 ракет с дальностью до ТельАвива".
Выгоды России? Экономическая. Небольшая, но прибыль.
Политическая. Немножко перекупить Иран. Немножко переупить Азербайджан.
Геополитическая. Выйти ЖД линией большой грузоподъёмности в Инийский океан.
Технологическая. Пощупать - что получается из такого решения. Линия от БендерАббаса до УстьЛуги. Ведь это всего то 4200 километров по прямой. Ну... Со всеми изгибами и до 5000 километров.
А это как раз существенная часть расстояния от УстьЛуги до Владивостока "по прямой". Там - 6600 километров. Со всеми изгибами? Не знаю.Пусть будет 9000 километров.
Согласитесь, отрабатывать новые технические решения лучше за чужие деньги? И в благоприятных климатических условиях.
Стратегически идеальным было бы протянуть линию до портов Пакистна и даже до Индии. Дальность как до Владивостока, но поток грузов намного больше.
mcf06.09.21 23:27
> Главный Злодей
принципы развития англосаксов и их цели
довели их до положения маленького и злобного островка с парой оставшихся зубов, да и то уже шатающихся. Нужно ли считать примером для подражания их умение громко шипеть?
А вот и нет. Есть такое маленькое государство Тувалу. "Бывшая" британская колония. Они признали Абхазию на свою беду. А потом у них случился переворот и признание отозвали. Вот и думай насколько они беззубые.
novl200007.09.21 08:55
Не будет РФ никакой транзитной премии. Автор в розовых соплях.
Хотя, это смотря что вкладывать в понятие РФ.
РФ не является исключительным субъектом торговли российским газом в европе.
По возне, которую все наблюдали, но не все правильно понимали, с северным потоком 2, понятно, что интересантов много.
Даже вот США привлекли, в лице их первых лиц, для "санкций" против СП2, которые по сути были направлены только на одно - экономию денег при строительстве. Это также показывает, насколько США заинтересованы своими 25% акций ГП в более дешовом строительстве. Денег сэкономили под миллиард зелени.
**
Так что пирог потребления газа делить будет далеко не только РФ.
Хотя безусловно и нам(РФ) что-то перепадет в виде налоговых поступлений.
RML07.09.21 09:52
Хорошо помогала СССР эта транзитная премия?)
А уж руководство не за "транзитную дань" переживает, а за то, что бы выкачать в ближайшие десятилетия максимально много т.к потом уже покупать не будут в таких объемах. Поэтому такие большие ресурсы бросили на все возможные трубопроводы.

А уж торговый флот, еще смешнее... почему Российские же торговые компании и суда работают под оффшорными флагами? Налоги там меньше, вот и все. Ну и другие риски тоже отсутствуют с такой работой, от политических и до внутренних.
veldinc`07.09.21 10:53
> novl2000
Не будет РФ никакой транзитной премии. Автор в розовых соплях.
Хотя, это смотря что вкладывать в понятие РФ.
РФ не является исключительным субъектом торговли российским газом в европе.
По возне, которую все наблюдали, но не все правильно понимали, с северным потоком 2, понятно, что интересантов много.
Даже вот США привлекли, в лице их первых лиц, для "санкций" против СП2, которые по сути были направлены только на одно - экономию денег при строительстве. Это также показывает, насколько США заинтересованы своими 25% акций ГП в более дешовом строительстве. Денег сэкономили под миллиард зелени.
**
Так что пирог потребления газа делить будет далеко не только РФ.
Хотя безусловно и нам(РФ) что-то перепадет в виде налоговых поступлений.
В принципе, никаких иностранных "инвесторов" в стратегических отраслях быть не должно. Проблема в том, что это противоречит "европейскому вектору" многих "бизнесменов"...
P.S. А вообще, хорошо бы вернуться к нескольким контурам экономики, чтобы внутренний и внешний существовали отдельно (как различные финансовые контуры при ИВС, это было действительно одно из правильных решений того времени)...
novl200007.09.21 13:48
> RML
Хорошо помогала СССР эта транзитная премия?)
А уж руководство не за "транзитную дань" переживает, а за то, что бы выкачать в ближайшие десятилетия максимально много т.к потом уже покупать не будут в таких объемах. Поэтому такие большие ресурсы бросили на все возможные трубопроводы.

А уж торговый флот, еще смешнее... почему Российские же торговые компании и суда работают под оффшорными флагами? Налоги там меньше, вот и все. Ну и другие риски тоже отсутствуют с такой работой, от политических и до внутренних.
Не только из-за того, что не будут покупать. Прежде всего причина в том, что те кто сейчас владеет, в том числе и торговыми судами, получили их на шару. Не строили с нуля, а свалилось с неба. Ну то есть не с неба конечно - от СССР.
Поэтому для них выкачивать, возить грузы - максимально выгодно. Поэтому им проще судно бросить, если что то не так с ним, чем платить в РФ налоги.
СССР это все освоил, построил, вкладывал в это, в том числе и наши с вами ресурсы, а теперь ивиденты получают "инвесторы". Нам всем напели, что если им отдать, то будет лучше. Забыли только сказать что лучше будет им.
Alanv09.09.21 18:50
"Хотя безусловно и нам(РФ) что-то перепадет в виде налоговых поступлений."

Ну у вас как всегда не "розовые сопли", а нескончаемый поток "коричневых". Из второй головы...
Этого "что-то" нам с лихвой хватает на постоянно положительный торговый баланс и огромные вливания Газпрома в российский бюджет и российские стройки... Это ещё не считая тех многомиллиардных магистралок, которые он строит в невероятных количествах от Европы до Китая. Да ещё неслабые дивиденды платит.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех
» О советских предателях и немецкой бюрократии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!

 Новостивсе статьи rss

» Дания призывает ЕС «нанести удар» по Венгрии
»  Маск создал политическую партию
» Эрдоган назвал открытие Зангезурского коридора стратегическим событием
» Съезд КПРФ принял резолюцию о признании доклада Хрущева о Сталине ошибочным
» СМИ узнали, что скрыл Израиль после ударов Ирана
» Армении нужна новая конституция, заявил Пашинян
» В Азербайджане будет размещена крупнейшая в регионе военная база НАТО
» Торгпредство России в Швеции подверглось нападению

 Репортаживсе статьи rss

» Андрей Клепач: рецессии в экономике России не будет
» В Англию ни ногой: корпорации массово покидают Британию
» Разработчик рассказал о возможностях лазерного "лучемета"
» Лукашенко раскрыл шокирующие планы белорусской оппозиции
» "Товарищ" Мамдани, кандидат в мэры Нью-Йорка от социалистов, обещает "покончить с частной собственностью", объявляя конечной целью "захват средств производства"
» Николай Корчунов: Норвегия хорошо заработала на энергокризисе Европы
» В прошлом самая дорогая генерация стала экономически выгодна. Глава АРВЭ Жихарев - о перспективах возобновляемой энергетики
» Короткие с очередями: новые автоматы «Калашников» испытывают в зоне СВО

 Комментариивсе статьи rss

» Страны Запада стремятся получить доступ к Каспию
» Запад в шоке: нашелся миллион человек, готовых с улыбкой умереть за Россию
» После разгрома Германии японцы «искали дружбу» с СССР
» Дания будет способствовать усилению ограничений против РФ
» Морской толк: как в ирано-израильском конфликте проявили себя ВМС сторон
» Суверенное золото: зачем Германия требует свои запасы металла из США
» Францию ждет тотальная водная экономия
» МТК «Север – Юг»: реализуем ли альтернативный маршрут через Чёрное море и Турцию?

 Аналитикавсе статьи rss

» Одиссея мировой экономики: Сечин представил ключевой доклад на ПМЭФ-2025
» О расстройствах Мастера Сделок
» ПМЭФ-2025: Лето великого перелома
» Ничего уже не исправить: началась гонка за атомной бомбой
» Трансформация Америки: упущенные возможности и сохраняющиеся альтернативы
»  Америка грозит миру самым страшным
» Режим экономии в США закончился?
» Тарифная война Трампа: всё, что вы хотели узнать о ней, но боялись спросить у рынка облигаций
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"