Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Афганский МИД заявил о согласии Москвы признать Исламский Эмират Афганистан
Путин поговорил с Трампом по телефону
Суд в Баку арестовал главу редакции Sputnik Азербайджан и шеф-редактора
Российские военные полностью освободили территорию ЛНР
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Русские купили у Франции по дешевке Ван Гога и Гогена
23.09.21 03:39 История: факты и документы

Две сотни шедевров, собранных братьями Морозовыми, выставленные в основанном самым богатым французом фонде Луи Виттона, позволяют оценить подвиг потомков русских крепостных, сумевших благодаря уму, таланту и, что скрывать, колоссальной щедрости создать рынок европейского искусства в том его виде, который мы знаем сегодня.

Империя семьи Морозовых началась с пяти рублей золотом, которые основатель династии Савва Васильевич, конюх, а потом и ткач-кустарь, обратил трудом и верой в состояние, выкупив и себя, и свою семью из крепостных.
История становления фамилии Морозовых — это история России, в которой яркое, сильное и свободное третье сословие дало старт процветанию российского государства и создало условия для восхождения русского искусства.

"И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…"

Получив отменное образование и отточив вкус, как и умение разбираться в искусстве, братья, уже составившие для себя коллекцию полотен русских мастеров, решают отправиться в Париж.

Друзья Морозовых художники Серов и Коровин их в этом начинании поддерживают.

Оказавшись в столице Франции, русские купцы направились, вопреки расхожему тогда представлению, не в театр и не в ресторан, а прямиком к галеристам.
Те им показали искусство, которое, как думали местные арт-дилеры, соответствует русскому духу.

Однако Морозовы, и Михаил (старший), и Иван (младший), назвали продавцам совершенно другие имена. Тех, чьи полотна тогда никто и не думал покупать.

Первым был Ван Гог. Вторым — Гоген.

Сами французы легко отвергли и того, и другого: жестокий мир ярости и несправедливости, практически сочившийся кровью в тех же "Красных виноградниках в Арле", жизнь без неба и почти без воздуха в "Прогулке заключенных" предсказывали совершенно иную будущую реальность.

Но об этой новой реальности во Франции слышать никто не хотел. И поэтому революция, которая совершилась в искусстве, для самих французов, привыкших к галантной и гладкой живописи, прошла абсолютно в тот момент незамеченной.

Но эту боль, это страдание, это бесконечное желание вырваться на волю почувствовали потомки русского крепостного крестьянина.

Морозовы сумели это ощутить потому, что воспитаны были в русской культуре, а она — в противоположность и французской, и, если шире, европейской культуре — предполагает жертвенность и страдания: без них смысл жизни постичь невозможно.

Как из кровавого ада сопротивления ордынскому нашествию родилась "Троица" Рублева, так, пусть и с меньшими жертвами, грядущий слом прежнего порядка и Ван Гог, и Гоген, и Сезанн, и Матисс, и Пикассо ощутили и показали раньше других.

Собрание составлялось по-купечески основательно, когда нужное полотно выбиралось часами, а оплачивалось по-купечески же щедро.

"Русский, который не торгуется" — так Ивана Морозова прозвали в Париже.

Именно он, Иван Абрамович, подхватив эстафету от скоропостижно скончавшегося брата Михаила, создал рынок, где цена на полотна Ван Гога взлетела от нескольких десятков франков до многих десятков тысяч франков, где Сезанн стал знаменитым (и покупаемым) художником благодаря тому, что Морозов, не скупясь, приобретал его пейзажи и натюрморты.

Семнадцать тысяч рублей — траты только одного дня, который Морозов как-то провел в парижской галерее.

Ни один богатый европеец на такой размах способен не был, и речь шла не столько о размере состояния, сколько об умении разглядеть будущее искусства и, что еще важнее, оценить щедро — и по-русски, и по-купечески — мощь таланта.

Реакция на открывающуюся экспозицию во Франции была истинно французской. Описывая масштабы подвижничества Морозовых, пресса подробнейшим образом смакует детали экспроприации собрания после революции, изгнания и эмиграции коллекционера. С видимым удовольствием рассказывает о "разделе коллекции, хранившейся десятилетия под спудом цензуры и диктатуры" и о том, естественно, что "Бернар Арно сумел организовать выставку исключительно благодаря знакомству и личной встрече с Владимиром Путиным".

Любые иные интенции в заранее заученном списке у узколобых камердинеров от журналистики просто отсутствуют, как они отсутствовали у тех, кто полагал живопись Матисса, Гогена или Ван Гога "яркой и пятнистой мазней".

Посредственность видит посредственность издалека — в трех километрах от залов, где развешивали полотна гениев французского искусства, собранных русскими купцами, — рабочие заматывали Триумфальную арку в тряпки линялого сизого цвета.

И это событие ровно та же пресса назвала "экспрессией свободы в эпоху постмодерна".

Заматывали не для реставрации, а для перформанса, как принято у прикормленных арт-критиков называть этот тренд: усопший не так давно автор прославился тем, что тратил много чужих денег, а еще больше — ткани из полиэстера, чтобы задрапировать известные здания или монументы.

Не создать свое, а прикрыть кем-то другим созданное, при этом громко сказав: "Я так вижу!"

Более яркую антитезу неудержимому русскому коллекционеру, оказавшемуся способным предъявить городу и миру таланты французских художников, чем стыдливо закутанный в ношеное символ славы Франции, придумать невозможно.

В Париже Россия вновь утвердила величие истинных и неоспоримых вершин европейской живописи, ну а Триумфальная арка и жители столицы Франции, ходящие мимо, сдались, как обычно, на милость крикливых дельцов от псевдоискусства.

Елена Караева
 

wiscola23.09.21 09:49
Мавзолей в драпировке - это тоже из серии "я так вижу".
Аяврик23.09.21 09:52
Чисто формально - как редакторская правка, а не историческая справка - из текста вовсе не следует, что русские купили Ван Гога и Гогена (с Сезанном и Матиссом) "по дешёвке".
Из текста следует, что русские по купечески размашисто и по нуворишески не торгуясь скупили их по бешеной цене, переплачивая их "каталожные" ценники в тысячу раз:
"....цена на полотна Ван Гога взлетела от нескольких десятков франков до многих десятков тысяч франков...."

Поэтому - пардон - заголовок вводит в заблуждение.

По сути - и факту - надо было бы как-то "Как русские создали спрос и рынок сбыта импрессионизьма и авангардизьма"
;-)

А купить по дешёвке можно было бы Ван Гога за копейки им - но тогда, без скандала и обсуждения этого в прессе и в салонах, он так бы и продолжал стоить до сих пор. Никто бы не обратил внимания - если б они не часами каждую и за десятки тысяч франков, а за полчаса все одним чохом - со скидкой! - взяли и загрузили в телегу, на пути из ресторана в Мулен Руж.
;-))
Главный Злодей24.09.21 00:01
Мавзолей в драпировке - это тоже из серии "я так вижу".
А вынести из мавзолея Генералиссимуса Победы и замазать его фамилию - это из какой серии?

из текста вовсе не следует, что русские купили Ван Гога и Гогена (с Сезанном и Матиссом) "по дешёвке".
Так это общечеловеки ртами хохлов-заголовкопридумывателей стенают, что продешевили тогда.
USSR224.09.21 19:54
Я может чего-то не понимаю, но как раз в те стародавние времена картинки этих Гогенов-Могенов считались мазнёй несостоявшихся. И на их ценообразование морозовская движуха оказала необоснованно большое позитивное влияние. Моя рука и ныне тянется к нагану, когда я слышу что это называют искусством
RML24.09.21 20:53
> Главный Злодей
Мавзолей в драпировке - это тоже из серии "я так вижу".
А вынести из мавзолея Генералиссимуса Победы и замазать его фамилию - это из какой серии?

из текста вовсе не следует, что русские купили Ван Гога и Гогена (с Сезанном и Матиссом) "по дешёвке".
Так это общечеловеки ртами хохлов-заголовкопридумывателей стенают, что продешевили тогда.
Из чисто коммунистической и социалистической. Каждый коммунист должен уметь делиться на разных там меньшевиков и большевиков, на правильных коммунистов и плохих (применяя изделия для альпинизма) и конечно же уметь обличать и развенчать, перестраивать)
RML24.09.21 21:05
> Аяврик
Чисто формально - как редакторская правка, а не историческая справка - из текста вовсе не следует, что русские купили Ван Гога и Гогена (с Сезанном и Матиссом) "по дешёвке".
Из текста следует, что русские по купечески размашисто и по нуворишески не торгуясь скупили их по бешеной цене, переплачивая их "каталожные" ценники в тысячу раз:
"....цена на полотна Ван Гога взлетела от нескольких десятков франков до многих десятков тысяч франков...."

Поэтому - пардон - заголовок вводит в заблуждение.

По сути - и факту - надо было бы как-то "Как русские создали спрос и рынок сбыта импрессионизьма и авангардизьма"
;-)

А купить по дешёвке можно было бы Ван Гога за копейки им - но тогда, без скандала и обсуждения этого в прессе и в салонах, он так бы и продолжал стоить до сих пор. Никто бы не обратил внимания - если б они не часами каждую и за десятки тысяч франков, а за полчаса все одним чохом - со скидкой! - взяли и загрузили в телегу, на пути из ресторана в Мулен Руж.
;-))


Ван Гог получил популярность в середине 20го века, а тогда его картины стоили намного дешевле... как картины известного, но "ничего особенного" художника. Поэтому они "физически" стоили дешево)
Это называется коммерческий талант, который у русского человека есть... оценить, так сказать, перспективное направление.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех
» О советских предателях и немецкой бюрократии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!

 Новостивсе статьи rss

» Европарламент призвал к срочной экспроприации замороженных активов России
» Иран качает: столько нефти добывали еще при шахе
» Посол «полностью исключил» восстановление отношений России и Дании
» Российские ученые создали новый материал для гибкой электроники
» Трамп высказал недовольство положением дел в урегулировании на Украине
» Китай не может позволить России проиграть на Украине — South China Morning Post
» Грузовой космический корабль "Прогресс МС-31" вывели на орбиту
» Скандал в Европе: Еврокомиссия потратила миллионы на поддержку экоактивистов

 Репортаживсе статьи rss

» Разработчик рассказал о возможностях лазерного "лучемета"
» Лукашенко раскрыл шокирующие планы белорусской оппозиции
» "Товарищ" Мамдани, кандидат в мэры Нью-Йорка от социалистов, обещает "покончить с частной собственностью", объявляя конечной целью "захват средств производства"
» Николай Корчунов: Норвегия хорошо заработала на энергокризисе Европы
» В прошлом самая дорогая генерация стала экономически выгодна. Глава АРВЭ Жихарев - о перспективах возобновляемой энергетики
» Короткие с очередями: новые автоматы «Калашников» испытывают в зоне СВО
» Спецпредставитель президента Никарагуа рассказал об укреплении стратегического сотрудничества с РФ
» О чем говорил Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ-2025. Видео и стенограмма

 Комментариивсе статьи rss

» Запад в шоке: нашелся миллион человек, готовых с улыбкой умереть за Россию
» После разгрома Германии японцы «искали дружбу» с СССР
» Дания будет способствовать усилению ограничений против РФ
» Морской толк: как в ирано-израильском конфликте проявили себя ВМС сторон
» Суверенное золото: зачем Германия требует свои запасы металла из США
» Францию ждет тотальная водная экономия
» МТК «Север – Юг»: реализуем ли альтернативный маршрут через Чёрное море и Турцию?
» «Воскрешение» генерала Каани. Какой ущерб на самом деле Израиль нанес Ирану

 Аналитикавсе статьи rss

» Одиссея мировой экономики: Сечин представил ключевой доклад на ПМЭФ-2025
» О расстройствах Мастера Сделок
» ПМЭФ-2025: Лето великого перелома
» Ничего уже не исправить: началась гонка за атомной бомбой
» Трансформация Америки: упущенные возможности и сохраняющиеся альтернативы
»  Америка грозит миру самым страшным
» Режим экономии в США закончился?
» Тарифная война Трампа: всё, что вы хотели узнать о ней, но боялись спросить у рынка облигаций
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"