Также во время своего турне по Ближнему Востоку (13-16 мая) Трамп заедет в ОАЭ и Катар, где ожидаются аналогичные подписания инвестсоглашений. Не скрывается, что цели его поездки исключительно экономические. Но бросается в глаза, что американский президент посещает основные не попавшие под санкции страны — экспортеры нефти и газа, из которых Саудовская Аравия и ОАЭ наряду с Россией являются лидерами сделки ОПЕК+, а Катар — крупнейший игрок на рынке сжиженного природного газа (СПГ). И можно предположить, что такое укрепление экономических связей с Ближним Востоком США могут использовать для давления на нашу страну.
Для Саудовской Аравии ОПЕК+ это важный долгосрочный инструмент, которым просто за деньги жертвовать не будут.
Трамп с начала второго президентского срока активно использует экономику для достижения политических целей — в первую очередь доминирования США в мире во всех сферах.
Сейчас ему очень мешают Россия, Украина, Китай, кризис на Ближнем Востоке и Иран. С последним, впрочем, американскому президенту вроде почти удалось договориться, о чем он сообщил 15 мая, уже находясь в Катаре.
Рычагов давления на Украину или Китай у США достаточно. Украина и так зависит от американской помощи, а с Китаем за США играет отрицательный торговый баланс. Потеря американского рынка для товаров из Поднебесной будет для китайской экономики весьма болезненна и может привести даже к стагнации, а вот США могут отделаться лишь ростом инфляции. Проще говоря, в Америке все подорожает.
Грозит это только недовольством населения и падением рейтинга самого Трампа, что едва ли его пугает. Судя по тому, как он обошелся с поддержавшими его нефтяниками, которые уже "обвыражались" в своем неудовольствии новому президенту, он готов рискнуть. Тем более что знает - это его последний президентский срок.
А вот Россия от США не зависит. Не случайно таможенные тарифы против нас Трамп не вводил. Это было бы бесполезно. Взаимная торговля невелика, США импортируют из РФ только критически важные для себя товары. Мы также почти научились жить без американских "диковинок" или обходимся параллельным импортом. Поэтому единственным приемлемым шагом для Трампа, чтобы увеличить свое влияние на Россию, остается заручиться поддержкой основных партнеров нашей страны на нефтяном рынке. Нефть даже после падения котировок барреля остается главным источником доходов бюджета РФ, а повысить объем поступлений в казну за счет роста добычи у нас быстро не получится. Дефицит нашего бюджета из-за падения нефтяных цен увеличивается, и Трамп, судя по всему, не хочет пока допустить их роста.
Конечно, у него есть еще вариант ввести заградительные пошлины для покупателей российской нефти, то есть фактически запретить ее экспорт. Но это обрушит нефтяной рынок и приведет к кризису, фактически поставив крест на всех амбициозных планах Трампа "сделать Америку снова великой". Ведь сколько бы много нефти ни добывалось в США, они остаются ее импортерами.
Другой вопрос, что сделка ОПЕК+, по-видимому, все же нужна США как инструмент регулирования нефтяного рынка, поэтому Трамп не хочет ее разваливать. По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, США нужно сохранение формата ОПЕК+, поскольку этот альянс де-факто расчищает нишу на мировом рынке для американской нефти. Сегодня потенциал этой организации исчерпан, она не может и далее сокращать добычу, а вынуждена, наоборот, даже несколько увеличивать производство, чтобы снизить недовольство в своих рядах. А такие действия, конечно же, уменьшают интерес Вашингтона к ОПЕК+.
К тому же страны, которые посетил Трамп, достаточно независимы и имеют хорошие связи с Россией. Едва ли они слепо поверят американским обещаниям и будут без вопросов плясать под американскую "дудку". Хотя сумма инвестиционных соглашений только с Саудовской Аравией не может оставить их совсем равнодушными.
По мнению старшего аналитика "Эйлер Аналитические Технологии" Андрея Полищука, для Саудовской Аравии ОПЕК+ — это важный долгосрочный инструмент, которым просто за деньги жертвовать не будут.
Впрочем, Андрианов считает, что альянс ОПЕК+ уже никак не контролирует ценовую ситуацию на рынке, котировки нацеливаются на коридор в 50-60 долларов за баррель. Снижение цен на нефть — объективный процесс. И к этому, безусловно, надо готовиться. В частности — путем поиска дополнительных источников пополнения бюджета, помимо нефтегазовых доходов.
То есть мощного инструмента давления на Россию в результате поездки Трампа на Ближний Восток США не получат. Но не замечать, как растет американское влияние среди важных экономических партнеров России, было бы тоже наивно.