Марксизм часто выступает как прикрытие для совершенно иных течений,  которые на самом деле являются национально-социалистическими. Причем  такой "имитационный" марксизм наиболее распространен в обществах  патриархальных. Так, якобы марксистский большевизм победил в  крестьянской России. А партии, изначально выступающие как марксистские,  продолжают удерживать власть именно в аграрных странах– Китае, Северной  Корее, Вьетнаме и на Кубе
 Руководство Корейской Народно-Демократической  Республики (КНДР) пересмотрело конституцию страны. Теперь в ней нет  положения о строительстве коммунизма. А еще раньше, в 1992 году из  основного закона были выкинуты все упоминания о марксизме-ленинизме.  Собственно говоря, и до этого все ссылки на учение Маркса и Ленина были  скорее формальными. КНДР не хотела злить идеократический СССР, хотя и  вела себя довольно независимо в отношении Москвы. Ну, а после распада  Союза нужда в марксистской фразеологии полностью исчезла.   Настоящей идеологией Северной Кореи с 1955 года  является т. н. "чучхе". Термин этот весьма специфический и очень труден  для понимания. Дается несколько его трактовок – "самобытность",  "основная часть", "опора на собственные силы", "вещь с точки зрения  субъекта", "человек как хозяин себя и окружающего мира". Здесь смешаны  элементы религии, традиционализма и социализма. А в центр всего  поставлен субъект, решительно преодолевающий окружающую реальность.  Причем, речь идет скорее о коллективном субъекте, который воплощается в  народе, в нации. По сути, чучхе – это национализм, но только крайне  левый и радикально-социалистический. Вот краткая характеристика этого любопытного  учения: "Субъектом общественного движения выступают народные  массы.Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и  революционного достоинства, непобедима. В отличие от капиталистической экономики,  стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной  экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.   Народ каждой страны обязан бороться не только  против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей  самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих  на самостоятельность народов других стран.   Чтобы установить общенародную и всегосударственную  систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в  крепость. Революция – это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности   Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции. Чтобы выработать правильный взгляд на революцию,  требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной  преданности партии и вождю". (А. Александров. "Идеи чучхе") .   Как видим, здесь совсем мало общего с марксизмом.  Вообще, сам марксизм очень часто выступает как прикрытие для совершенно  иных течений, которые на самом деле являются  национально-социалистическими. Причем, что характерно, такой вот  "имитационный" марксизм наиболее распространен в обществах традиционных и  патриархальных. Так, якобы марксистский большевизм победил в  крестьянской России. А партии, изначально выступающие как марксистские,  продолжают удерживать власть именно в аграрных странах – Китае, Северной  Корее, Вьетнаме и на Кубе. При этом реальной идеологией тамошних  режимов является национализм. Очевидно, что политологам, социологам и  философам еще предстоит поломать голову над этим феноменом. Судя по  всему, марксизм привлекал революционеров крестьянских стран своей  железной, схематизированной логикой, убедительно вычерчивающей линию  развитию – из "сегодняшней" отсталости в "завтрашнее" величие. По сути,  он использовался как некая форма, которую можно залить необходимым  содержанием.   Есть у северо-корейского национального социализма и  еще одна, очень важная специфика. Если на Кубе главенствуют  государственные структуры, а в Китае – партийные, то в КНДР господствует  армия – во главе с "вождем" Ким Чен Иром, сыном основателя чучхе – Ким  Ир Сена. По новой конституции, "верховным лидером" КНДР является  председатель Национальной оборонной комиссии, который является  главнокомандующим всех войск и "руководит всей страной". Это логически  вытекает из учения чучхе, требующего всеобщего вооружения всей нации.  Кстати, севернокорейский милитаризм заставляет вспомнить традиционные  общества средневековья, где господствующие позиции занимала военная  знать, предводительствуемая монархом. А если вспомнить, что после смерти  основателя КНДР Ким Ир Сена власть перешла к его сыну, то аналогия  становится совсем уж очевидной. К слову, передача власти по родственному  принципу характерна и для Кубы, где ныне правит брат Фиделя Кастро –  Рауль.   А что же экономика? Тут тоже много любопытного и  не соответствующего распространенному взгляду на КНДР. Считается, что  северно-корейская экономика представляет собой сугубо централизованную,  командно-административную экономику "казарменно-коммунистического" типа.  Длительное время так оно и было. Но в 2002 году в стране началась  масштабная реформа, призванная преодолеть затянувшийся экономический  кризис. Так, в целях подъема сельского хозяйства были отпущены цены на  продукцию, произведенную в аграрном секторе. Более того, в КНДР было  принято решение отказаться от коллективных хозяйств, заменив их  хозяйствами семейными. И это уже очень большой шаг в сторону от  "коммунизма".   Отдельный вопрос – автаркия. КНДР провозглашает  необходимость опоры на собственные силы, стараясь – где это только  возможно, сохранить независимость от других стран. И, что показательно, у  нее это получается. А ведь это маленькая страна, не имеющая каких-то  особых богатств. Можно только представить себе – каких успехов достигла  бы наша Великая Россия, если бы мы сосредоточились на внутреннем  развитии, используя для этого наши гигантские богатства. Конечно,  казарменного социализма нам не надо, но мы-то ведь вполне спокойно можем  обойтись без него – с нашими-то ресурсами!   Тем не менее, в КНДР наблюдается и некоторые  подвижки в области внешнеэкономической. Нынешнее руководство стремится  сделать экономику страны более открытой. "После окруженной завесой  секретности поездки лидера КНДР Ким Чен Ира в Китай власти КНДР, похоже,  приступили к созданию совместных предприятий, которые будут действовать  в условиях мирового рынка, – пишет О. Кирьянов. – Один из таких  комплексов в районе северокорейского города Кэсон, созданный по принципу  "капитал и технологии Южной Кореи плюс земля и трудовая сила КНДР" был  продемонстрирован иностранным журналистам… Признаки все большего  разворота общей линии северокорейского руководства в сторону логики  рынка находит отражение и в кадровой политике КНДР. Так, совсем недавно  после двух лет внезапной опалы и полного забвения на северокорейском  политическом небосклоне неожиданно появилась фигура Чан Сон Тхэка,  женатого на Ким Ген Хи – младшей сестре лидера КНДР. В свое время по  личному указанию Ким Чен Ира, Чан Сон Тхэк занимался изучением  капиталистического пути развития экономики в ходе визита в Южную Корею в  2002 году, а также опыта китайских экономических реформ… Все это дало  повод южнокорейским аналитикам утверждать: Ким Чен Ир в конце концов  постепенно разворачиваемого КНДР в сторону экономических преобразований,  на проведение которых его уже давно и настойчиво подталкивают  "китайские товарищи".   Насколько далеко зайдет КНДР по пути  реформирования – покажет время. Но одно ясно, что прежней страна уже не  будет. Да это и невозможно. Александр Елисеев, 9 октября 2009 г.
  |