Космическая сфера, которая долгое время была в ведении государственных структур, в последнее время испытывает настоящее нашествие частных компаний. Все больше частных фирм борются за кусок “космического пирога”, не понимая, что приближают мировой “мусорный” кризис.
После 60 лет освоения космоса человечество оставило там очень много мусора. Уже сотни тысяч фрагментов космических кораблей и выведенных из эксплуатации спутников летают по орбитам вокруг Земли. Это ужасающая реальность, особенно учитывая, что даже крошечный миллиметровый объект может нанести серьезные повреждения космическому аппарату. “Уже сегодня мы теряем спутники из-за мусора, и это только вопрос времени, когда столкновения начнут множиться. Если мы продолжим в том же духе, через 10 лет некоторые сектора пространства будут слишком рискованными для полетов”, – говорит глава отдела космического мусора ЕКА Хольгер Крэг. В следующие несколько лет такие компании, как SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic планируют начать коммерческие космические полеты. Еще больше фирм стремятся вывести на орбиту множество новых спутников. Риск наращивания объемов космического мусора никогда не был выше. Все больше частных компаний выходят в космос Только в прошлом году космические компании привлекли более 5,8 млрд долларов, а Virgin Galactic организовала IPO. Генеральный директор Space Angels Чед Андерсон считает, что в 2020 году объемы вложений вырастут еще больше. “Все компании, которые вышли в космос за последние 10 лет, являются новыми”, – отмечает Андерсон. Но лишь немногие из них готовы заняться очисткой околоземного пространства. Так что пока инициативу по сбору космического мусора возглавили правительственные организации. ВВС США, НАСА и Европейское космическое агентство выделяют значительные средства на эту работу. Компании-новаторы берутся очистить космос от мусора Что же касается частных фирм, то достойны упоминания два проекта. Первый реализует японская Astroscale. Компания в настоящее время ведет строительства комплекса по сбору космического мусора, который называется ELSA-d. И надеется запустить к середине 2020 года. ELSA-d будет состоять из двух отдельных космических кораблей. Первый – 180-килограммовый аппарат, названный “Сервисным” (Servicer), второй – 20-килограммовый, получивший название “клиентский” (Client). Servicer оборудован технологиями бесконтактного сближения и магнитного захвата, а на корпусе Client имеется зарядная ферромагнитная пластина. Servicer будет периодически выпускать Client, чтобы с помощью магнитной системы собирать мелкий космический мусор. “Очистка пространства имеет решающее значение. Люди знают о глобальном потеплении. Люди знают об очистке океана. Но они ничего не знают о проблеме космического мусора”, – поясняет основатель и исполнительный директор Astroscale Нобу Окада. Другая частная компания, которая хочет решить эту проблему, – итальянский стартап D-Orbit. Хотя фирма еще не собрала средства, которые есть у Astroscale, она уже ведет разработку собственных систем. Флагманским продуктом D-Orbit является D3, “независимый интеллектуальный двигатель, оптимизированный для маневров при выводе спутника из эксплуатации”. По идее компании, этот двигатель будет пристыковываться к космическим аппаратам с истекшим сроком службы и сводить их с орбиты, чтобы они сгорели в атмосфере. В настоящее время космос все еще остается своеобразным “Диким западом”. Но вскоре проблема космического мусора превратится в полномасштабный кризис. И тогда эти компании-новаторы, раньше других занявшиеся проблемой, станут лидерами индустрии. |