Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
США просчитались с российским проектом МС-21
18.05.21 07:28 В России

Попытка США с помощью санкций помешать созданию лайнера МС-21, превосходящего американских и европейских конкурентов, потерпела крах. За два года Россия сумела заместить композитные материалы из США и Японии, которые попали под запрет. Теперь у России есть не только запатентованные технологии создания «черного» крыла, но и отечественные материалы для его изготовления. Как США невольно помогли России?

«Российское композитное крыло для МС-21 прибыло на Иркутский авиационный завод. После его установки и монтажа всех систем самолет будет готов к началу летных испытаний. Мы ожидаем, что МС-21 с российским крылом поднимется в небо до конца этого года», – рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.

Это значит, что Россия сумела обойти препятствия, которые чинили США. Два года назад американские санкции лишили Россию композитных материалов из США и Японии, которые использовались для создания крыла самолета МС-21. Это первый в России новейший лайнер «с нуля», а не советский задел, который по основным характеристикам превзойдет в своем классе конкурентов Boeing и Airbus. Санкционная история ставила под угрозу этот амбициозный проект.

Зачем вообще нужно именно композитное, или «черное» крыло? Дело в том, что оно дает МС-21 лучшие летные характеристики – больше скорость и меньше расходы топлива – по сравнению с конкурентами A320neo и Boеing 737 MAX.

«Применение прочных и легких композиционных материалов дало возможность разработать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета одновременно с увеличением диаметра фюзеляжа. Широкий пассажирский салон обеспечивает повышенный комфорт экипажу и пассажирам, сокращает время оборота самолета в аэропорту за счет ускоренной посадки и высадки», – говорит представитель «Иркута».

«Единственный минус в том, что композитное крыло сложнее технически и дороже в изготовлении. Но плюсы, которые получает самолет, перевешивают», – говорит глава Авиа.ру Роман Гусаров.

Уникальность композитного крыла для МС-21 в том, что Россия создала и запатентовала новую технологию его производства. Подобной технологии нет нигде в мире. Это чисто российское ноу-хау. «Для изготовления кессона (силовой основы крыла) была применена инновационная технология вакуумной инфузии, запатентованная в России», – отмечает представитель «Иркута».

«Мы впервые решили использовать менее энергозатратную технологию. Традиционное крыло выпекается из отдельных элементов при высоких температурах. Россия же создала инфузионную технологию, по которой производятся панели сразу на длину всего крыла и без высоких температур. Это создает немалое преимущество в себестоимости производства», – поясняет Гусаров. В итоге российский МС-21 стоит меньше, чем западные конкуренты. 

Технология – российская, но материалы изначально были зарубежными. Этим американцы и воспользовались.

«Думаю, какое-то время американцы просто не верили, что у нас получится решить столь амбициозную задачу, как создание МС-21. А когда поверили, то наложили санкции. Они увидели в нас растущего конкурента», – уверен Гусаров.

Почему изначально Россия использовала композитные материалы из США и Японии? В России на тот момент уже производили композиты, однако для самолета крайне важны качество материала и стабильность его характеристик. Российские производители таким похвастаться не могли, а за границей были найдены подходящие материалы.

Введение санкций явно говорит о том, что США действительно испугались, что у России получается собственный суперлайнер с новейшими технологиями, которыми американцы не обладают. Однако их попытка навредить проекту лишь пошла ему на пользу. За два года Россия создала собственные качественные композитные материалы без отклонений от стандартов.

«В разработке и производстве отечественных композитов принимают участие ведущие химики и технологи России. В их числе – ученые и специалисты Московского государственного университета и предприятий Росатома (в частности, Umatex – прим. ВЗГЛЯД)», – указывает представитель «Иркута».

Таким образом, теперь Россия не только обладает технологиями производства композитного крыла, но и отечественными материалами для его изготовления. Осталось решить еще одну задачу – наладить крупносерийное производство этих материалов (углеволокно и связующее звено – эпоксидная смола), говорит Гусаров.

Первый полет МС-21 с композитным крылом из отечественных композитов уже не так важен, потому что это крыло ничем не отличается от предыдущего из зарубежных материалов. В его конструкцию заложены ровно те же характеристики, которые содержатся в техзадании, говорит Гусаров. И самолету не потребуется заново проходить сертификацию (одновременно и в России, и в Европе), сертифицировать надо будет лишь новый композитный материал, сделанный в России. Ровно так же Россия сертифицирует собственный двигатель ПД-14 для МС-21 взамен американского двигателя, а не весь самолет с нуля.

Испытания в лабораториях одинаковы для крыла из зарубежных или отечественных композитов. «Я был в этих лабораториях. Сначала испытывается углеволокно по множеству характеристик: на разрыв, растягивание и так далее. Потом полет МС-21 с композитным крылом из отечественных композитов – эпоксидная смола. Далее выпекаются небольшие пластины, которые также проходят испытания на излом, пробои, растяжение, деформацию. Когда этот опытный образец соответствует необходимым параметрам, переходят к созданию полноценного большого крыла», – рассказывает глава Авиа.ру. И на этом испытания все равно не останавливаются – в ЦАГИ проводят комплекс тестирований, чтобы понять ресурс работы крыла.

Создание Россией сначала собственного двигателя ПД-14, а теперь и композитного крыла по собственной технологии из отечественных материалов – это огромное дело. По сути, Россия импортозаместила две главные части новейшего лайнера МС-21, без которых проект не может существовать.

«Этот самолет обречен на то, чтобы летать. Новые американские санкции в принципе могут быть. Но теперь они смогут лишь отсрочить, но не остановить начало поставок этих самолетов», – заключает Гусаров.

«В плане электроники мы достаточно технологически развиты. При желании и необходимости можно будет решить вопрос полного импортозамещения элементной базы, да и навигационных систем тоже. Боевая авиация же летает со своей навигацией», – подчеркнул отраслевой эксперт.

Скорее всего, США будут пытаться новыми санкциями оттянуть старт поставок МС-21. Ведь каждый год задержки его выхода означают прибавку к продажам американской авиакорпорации. Масштабы производства у России и Boeing несопоставимы: мы собирается выпускать 70 таких самолетов в год против производства США более 600 лайнеров. Однако если вместе 70 «Боингов» авиакомпании купят 70 российских МС-21, американцы потеряют как минимум 7 млрд долларов, говорит Гусаров. Если раньше за новыми самолетами выстраивались очереди, то пандемия изменила ситуацию. Спрос на новые лайнеры резко упал, что означает усиление конкуренции на рынке. Когда же США проигрывают соперничество по экономическим причинам, в игру часто вступают иные методы удержания превосходства.

 

baban18.05.21 09:58
Когда же США проигрывают соперничество по экономическим причинам, в игру часто вступают иные методы удержания превосходства.

Тогда подключаются Лившиц, Гайдар, Чубайс, маршал Шапошников и прочие поклонники американского. Список до неприличия длинный.
RedFox18.05.21 14:04
Слишком оптимистично чтобы быть правдой. Хотя.. если государство и дальше будет спонсировать ниокр, шансы есть. Все таки научно промышленный комплекс превосходит возможности частного сектора.
stet18.05.21 14:10
Как композитное крыло защищено от удара молнии?
Alanv18.05.21 14:14
> baban
Когда же США проигрывают соперничество по экономическим причинам, в игру часто вступают иные методы удержания превосходства.

Тогда подключаются Лившиц, Гайдар, Чубайс, маршал Шапошников и прочие поклонники американского. Список до неприличия длинный.
Да вы можете списки составлять хоть до опупения, "чем бы дитя не тешилось". Однако их "якобы подключение", как видите, ничуть не останавливает в РФ ровным счётом НИЧЕГО. От СП-2 до МС-21, от Крыма до Сирии...
Alanv18.05.21 14:15
> stet
Как композитное крыло защищено от удара молнии?
А в чём вы видите проблему-то?
Тем более, что самолёты с частями из композитов летают уже немало и везде...
stet18.05.21 15:00
> Alanv
> stet
Как композитное крыло защищено от удара молнии?
А в чём вы видите проблему-то?
Тем более, что самолёты с частями из композитов летают уже немало и везде...
Удар молнии разрушает пластик, но не разрушает металл. В случае удара по крыло трещина может привести к отрыву крыла и падению самолёта. Я потому и спрашиваю, есть ли какая-то защита.
stet18.05.21 15:02
Боинг вставляет фаольгу, а у нас интересно это внедрили ?
Аббе18.05.21 15:03
Для начала нужно взглянуть на тему шире, чем МС-21.
Что написано?
Решена проблема своих материалов. А это намного шире, чем просто "для МС-21 могут сделать крыло из своих материалов".
Это означает, что поизводители получили какие то гарантии СПРОСА. И уже под гарантии полезли в процесс доработки технологии.
И первое, что отсюда следует - вслед за МС-21 и могут и должны прийти следующие потребители. Кому сделают двигатель, вот те разработчики и смогут либо переодевать старые советские самолёты в новое исполнение и с новыми обвесами, или уже атаковать разработку совершенно новых самолётов.
Снижение массы аппарата, готовые методики ремонта для "чёрного крыла". Минус 20% массы аппарата за счёт новых материалов это плюс те же килограммы в каждодневной работе в виде полезных грузов.
Или же, снижение затрат топлива за счёт того, что эти килограммы "обстрогали с летательного аппарата" ещё на стадии проектирования.
Дешёвые в добыче углеводороды остались в прошлом. И теперь эта экономия становится нашим спутником уже навсегда.
Какие ещё придётся разрабатывать методы экономии остаётся только догадываться.
Alanv18.05.21 15:08
> stet
Боинг вставляет фаольгу, а у нас интересно это внедрили ?
Наверняка что-нибудь соответствующее есть, МС-21 уже не первый год конструируется. Заложить что-либо любым образом в матрицу - не проблема. А вот ЧТО ИМЕННО И КАК - результат исследований и, скорее всего, технологический секрет.
С чего появились сомнения?? Вроде на эту тему я каких-то особых мнений о сверхтрудностях не встречал.
NRoss18.05.21 16:04
Стоит, конечно надеяться, что налоги мы платим не зря, но с др. стороны...
...возврат инвестиций от чистых покупателей извне будет минимальным. Даже если экономия топлива будет в 2 раза(на деле там 7-10%), памятуя о Суперджете с его французскими проблемами, и об общем фоне т.н. "санкций", придётся прикладывать протекционистские усилия наравне с таким конгломератом, как Росатом.

А вообще, объективно, Ковидла немного даже помогла МС-21, в виде заморозки больших контрактов в 20-21-22гг. от Бройлера и Арбуза со сотроны покупашек.
Если к выходу из Ковида ОАК успеет его сертифицировать, то это будет успех.

А еще всем нормальным ТРДД на пятки наступают гибридные ТРДД. Пока это всё в проектах, но имхо, оно упадёт на мир так же как амерская Тесла.
Alanv18.05.21 16:58
- "памятуя о Суперджете с его французскими проблемами" - Эти проблемы учли и их уже не будет. Двигатель - наш и обслугу здорово подтягивают.
- "имхо, оно упадёт на мир так же как амерская Тесла." - Т.е. как супердорогая, нужная лишь выпендролохам для почёсывания ЧСВ, игрушка из китайского конструктора, а на деле полностью убыточна и в полной заднице? Это вы правильно заметили - "упала и уж много лет как не отжалась":))

Ну и двигатели - это другая пестня, нежели самолёт. Двигатели можно и переставлять... Причём в обозримом будущем я не вижу НИКАКИХ возможностей в электродвижении именно у реактивных магистралок. "Тесла" тоже куда более чисто городская игрулька.
т-кк18.05.21 17:50
> NRoss
Стоит, конечно надеяться, что налоги мы платим не зря, но с др. стороны...
...возврат инвестиций от чистых покупателей извне будет минимальным.

Смотрите ширше. МС - всего лишь один из вариантов наработанных технологий и в перспективе может оказаться не самым крупным куском. ПД-14 - это ведь серия двигателей от 8 до 18 тонн тяги, то бишь ПД-8 - ПД-18. И тут у нас ого-го сколько разного. Суперджет расстанется с французским, тем более, что предполагается ещё и удлинённая версия. Бе-200 завис без движка, а машина уникальная и на неё есть в мире спрос. Пока никак с заменой среднего транспортника Ан-12.
К тому же движки сами по себе товар и товар дорогой, а Эмираты пошли на технологический прорыв и у нас с ними много полезного-совместного, а при движках и новых конструкционных материалах может ещё добавиться. Итд.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Иран пригрозил ударом по ядерным объектам Израиля в случае агрессии
» Российский суверенитет над Южными Курилами неоспорим — Захарова
» В МИД России прокомментировали отказ возмещать ущерб по "Северному потоку"
» Украина получила от Германии три системы ПВО IRIS-T
» В зоне СВО начали применять новый ударно-разведывательный коптер МиС-35
» Страны G7 раскрыли планы на замороженные российские активы
» На сцену выходят евроскептики: лето в Брюсселе обещает быть веселым
» Минтранс сообщил о готовности восстановить Луганский и Мариупольский аэропорты

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"