МАРИЯ СТРОНГЕРТ, корреспондннт TV4: Сбор урожая на ферме Хокана Свенссона недалеко от Кристианстада идёт полным ходом, и в этом году урожай хороший. Но в то же время он сейчас планирует следующий сезон, и всё выглядит мрачно, когда дело доходит до закупки необходимых удобрений.
 
ХОКАН СВЕНССОН, фермер: На данный момент удобрений нет. Ни у одной из наших сбытовых организации на данный момент нет в наличии удобрений.
 
МАРИЯ СТРОНГЕРТ: Каково вам сейчас?
 
ХОКАН СВЕНССОН: Конечно же, сильно переживаем за будущее.
 
МАРИЯ СТРОНГЕРТ: Для производства искусственных удобрений необходим природный газ, который производители ранее получали из России, кроме того, большая часть удобрений производится на Украине и в России. Неопределённость с поставками является большой проблемой, и, как только удобрения попадают на рынок, стоят они дорого. Цена на них сейчас в три раза выше по сравнению с прошлым годом, и поэтому сложно составлять точные расчёты.
 
ЛАРС-ЭРИК ЛУНДКВИСТ, эксперт по продовольственной политике, Ассоциация шведских фермеров: Удобрения, которые фермеры покупают сейчас, должны быть оплачены, исходя из цен на урожай 2023 года. Однако мы ещё пока не знаем, на каком уровне будет эта цена. Кроме того, в следующем году возможны колебания урожайности. Например, если урожай зерновых снизится на 10-20 процентов по причине плохой погоды, расчёт величины урожайности сразу становится резко хуже.
 
МАРИЯ СТРОНГЕРТ: Как бы Вы охарактеризовали ситуацию, в которой сейчас находятся фермеры?
 
ХОКАН СВЕНССОН: Ситуация критическая, она всё ещё очень тяжёлая. Если ошибёшься при таких колебаниях, вполне может случиться так, что вылетишь из бизнеса.
 
МАРИЯ СТРОНГЕРТ: А без минеральных удобрений урожай заметно портится.
 
ХОКАН СВЕНССОН: Это будет иметь серьёзные последствия. Конечно, урожай не будет полным, если его не удобряли. Мы будем держаться как можно дольше. Будем надеяться, что эта проклятая война закончится как можно скорее.