Десять лет назад состоялся первый полет нового Ту-214СР (регистрационный номер RA-64527, серийный номер 027), построенного на КАЗ им. С.П. Горбунова — филиале ПАО "Туполев". Испытывал самолет летчик-испытатель I класса Алексей Рябов. Кстати, всего он испытал 24 Ту-214, а еще 22 — Ил-62М, 10 - Ту-22М3 и 15 - Ту-160. "Машина 027" изготовлена по контракту, который был подписан в октябре 2012 года на постройку трех Ту-214СР. Это был уже второй самолет. Третий находился тогда в постройке. Но самый-самый первый полет Ту-214СР с бортовым номером RA-64515 состоялся 27 апреля 2008 года, а 10 декабря того же года взлетел второй борт — RA-64516. Самолет-ретранслятор Ту-214СР разрабатывался для администрации российского президента. Основное его предназначение — обеспечение главы РФ бесперебойной связью. Сейчас в авиапарке Специального летного отряда "Россия" эксплуатируются пять Ту-214СР. Как говорят эксперты, изюминка машины в том, что она способна выполнять функции огромного движущегося Wi-Fi-роутера. Новые Ту-214СР пришли на смену устаревшим ретрансляторам на базе Ил-18, которые эксплуатировались спецотрядом более 40 лет. Ту-214СР представляет собой модификацию дальнемагистрального Ту-214. Базовая машина была выбрана не случайно: в пассажирском варианте она по основным экономическим и летно-техническим характеристикам соответствует Boeing 757 и Airbus А-320. В отличие от "базы", Ту-214СР оснащен дополнительными топливными баками, которые увеличивают дальность полета с 7 до 10 тысяч километров, а также радиотехническим комплексом и системами энергоснабжения. Такая деталь: пилотируется не тремя, как на "классике", а четырьмя летчиками. Внешне Ту-214СР выделяется наличием обтекателя антенн в верхней части фюзеляжа. Самолет может брать на борт 72 человека. Правда, в первых было только 61 место. В чем преимущество крылатых ретрансляторов? Пожалуй, среди главных такие. В отличие от спутников, оборудование на самолетах можно постоянно обновлять. Они могут применяться в северных районах, где проблематично использовать спутники связи над экватором. И они позволяют создать временную или постоянную сеть передачи данных там, где традиционная инфраструктура связи просто отсутствует или недостаточна. Летающие ретрансляторы можно подготовить к работе в нужное время и в нужном месте. Например, во время экстренных задач или оперативно-тактических учений. Кроме того, подчеркивают спецы, это высокая защищенность: зашифрованная информация идет короткими импульсами, на разных частотах и с высоким качеством. Ее сложно и перехватить, и установить точки отправления и приема. Понятно, что подобная система стоит недешево, зато, как пишут, обеспечивает максимально высокие требования секретности. И еще ключевой момент: на Ту-214 для Специального летного отряда никогда не было ни одной импортной детали. Авионика, инерциальные системы, системы слежения, навигации — все чисто российское. Справка "РГ" Летно-технические характеристики Ту-214
— Размах крыла 42 м — Длина самолета 46 м — Высота самолета 14 м — Площадь крыла 182 м2 — Крейсерская скорость 850 км/ч — Практический потолок 12 100 м — Макс. дальность полета 10 000 км — Двигатели х тяга два ПС-90А х 16 140 кгс |