После обсуждения, которое проходило за закрытыми дверями, с участием руководителей кораблестроительной промышленности и командования ВМФ на базе центра морской робототехники ЦКБ "Рубин", Патрушев прокомментировал обозревателю "РГ" некоторые его подробности.
"В девяностые годы прошлого столетия в результате разрыва хозяйственных связей, кризиса финансирования и взаиморасчетов кратно сократились масштабы и серийность строительства кораблей, что привело к деградации производственных и испытательных мощностей, оттоку квалифицированных кадров", – напомнил председатель Морской коллегии.
Так, по данным помощника президента, отток кадров, который произошел в кризисные девяностые годы, не удается компенсировать до настоящего времени.
Еще одна проблема, по словам Патрушева, в том, что обеспечение предприятий судостроения необходимыми узлами и агрегатами в основном осуществлялось за счет зарубежных поставок. При этом комплектующее оборудование в России производилось ограниченными партиями. Как следствие – цена на него значительно выросла, конкурентоспособность снизилась, а значительная часть соответствующих отечественных компетенций была утрачена.
"В условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию наработанные каналы закупки судового комплектующего оборудования из недружественных государств были перекрыты", – отметил в беседе с корреспондентом "РГ" председатель Морской коллегии.
В итоге не все российские предприятия смогли своевременно поставлять целый ряд судового комплектующего оборудования. Это касалось в том числе дизельных двигателей и паротурбинных установок, рулевых машин, систем навигации, связи, радиолокации и многого другого.
Как подчеркнул Николай Патрушев, для преодоления возникших негативных тенденций в строительстве Военно-морского флота по инициативе Морской коллегии была разработана Стратегия развития Военно-морского флота на период до 2050 года. Этот важный стратегический документ был утвержден 30 мая указом Владимира Путина. Параллельно со Стратегией развития ВМФ был разработан проект уточненной Программы кораблестроения Военно-морского флота до 2050 года, который, по словам Патрушева, в сентябре также должен быть внесен на утверждение главе государства.
Главной особенностью программы, как отметил председатель Морской коллегии, должны стать планирование полного цикла жизнедеятельности каждого корабля, обеспечение импортонезависимости и технологического суверенитета отечественного кораблестроения. "Кроме того, проект данной программы предусматривает оснащение строящихся кораблей дополнительными видами оружия и вооружения и повышение за счет этого спектра их боевого применения", – констатировал Николай Патрушев.
Также в среду помощник президента посетил два ведущих конструкторских бюро надводного и подводного кораблестроения – "Алмаз" и "Рубин". Коллективу Центрального морского конструкторского бюро ОСК "Алмаз" он вручил почетный знак "За успехи в труде", которым бюро наградил глава государства.
"По вашим проектам построено уже свыше 26 тысяч кораблей и судов для Военно-морского флота и водного транспорта. Среди них – корветы и ракетные катера, противоминные, десантные и патрульные корабли и катера, в том числе на воздушной подушке, научно-исследовательские и спасательные суда, транспортные и пассажирские суда, суда специального назначения и плавучие доки", – сказал глава Морской коллегии.
Он отметил, что многие из этих судов несут службу в составе Военно-морского флота России, а также составляют основу военно-морских сил 40 стран. По его словам, бюро продолжает трудиться над формированием нового облика Военно-морского флота, демонстрируя инновационный подход к решению сложных инженерных задач.
А вот в центре морской робототехники Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" Патрушеву показали подводные аппараты различного класса: легкого, сверхлегкого, а также тяжелого.
Все аппараты предназначены для обзорных, поисковых и исследовательских миссий и отличаются навесным оборудованием, а также автономностью работы и емкостью батареи. Кроме того, гендиректор Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" Игорь Вильнит представил Патрушеву тяжелые научно-исследовательские аппараты для проведения океанографических, геолого-разведывательных и обзорно-поисковых работ в Мировом океане.
Еще одна очень интересная разработка "Рубина" – модель необитаемой подводной станции "Октавис", которая обеспечивает длительную работу автономных необитаемых подводных аппаратов: подзаряжает их и снимает с них информацию.