Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Ответы на вопросы журналиста Павла Зарубина (по интервью Т. Карлсону)
Интервью Такеру Карлсону
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Профессор КФУ сравнил минобрнауки с похоронным бюро, а университеты - с хосписами
12.09.19 13:54 Наука, техника, образование

Чиновники от образования разваливают фундаментальную науку и университетское образование, а профессорско-преподавательский состав лишают последних академических свобод, превращая в крепостных, - такое громкое заявление сделал 64-летний профессор института физики КФУ, лауреат Госпремии РТ Наиль Фаткуллин. Ученый разослал своим коллегам, работающим в Казанском университете и других ведущих российских вузах, обращение, в котором призывает их инициировать подлинную реформу высшего образования в России, как минимум - начать общественную дискуссию на эту тему. О том, что предлагает сам Фаткуллин, он рассказал в интервью "Вечерней Казани".

- Наиль Фидаиевич, что побудило вас написать открытое обращение, в котором вы сравниваете федеральное минобрнауки, или, как оно теперь называется, Министерство науки и высшего образования РФ, с похоронным бюро?

- Я считаю, что минобр отравляет университетскую жизнь бюрократизацией, достигшей сегодня гротескно-чудовищных размеров. Научная жизнь в стенах вузов парализована. Я вижу, как под звон громко заявленных космизмов, суть которых сводится к обещаниям чудес в ближайшем будущем, происходит деинтеллектуализация страны. Поэтому так ли удивительно, что в России прекратился экономический рост и увеличивается число техногенных аварий? На мой взгляд, это результат политики, проводимой на протяжении многих лет.

- Вы сказали "деинтеллектуализация страны"...

- Ее первейшим признаком является вытеснение фундаментальной науки и образования из всех сфер университетской жизни. Студентам в полтора раза сократили количество часов на изучение фундаментальных предметов, заполнив время новомодными дисциплинами. И если еще десять лет назад сильный казанский студент-физик мог с легкостью поступить в аспирантуру на Западе, а защитивший кандидатскую степень - найти позицию постдока, то сейчас нашим сложно выдержать там конкуренцию.

Огромные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджета на развитие высшего образования и науки, тратятся на сопутствующие вещи, а не на главное. Финансируются в основном технические аспекты, связанные с инфраструктурой: ускоренная закупка дорогостоящего оборудования, переустройство/строительство новых корпусов, создание всевозможных сколково, иннополисов и прочих "точек роста".

Помимо этого, значительная часть финансов ушла на псевдонаучные и псевдопедагогические направления, например на бесчисленные переделки учебных программ, чиновничьи требования к которым странным образом меняются каждый год. Вместо того, чтобы заниматься наукой и реальным продумыванием преподаваемых предметов, преподаватель должен бесконечно составлять различные УМК, ФОС, РПД, являющиеся многостраничной, никому не нужной макулатурой. Более того, по договору он должен строго по графику выдавать определенное количество научных статей в год и его должны процитировать не менее энного количество раз. Это дикость! Нигде в мире таких нормативов нет. Научная статья - дело творческое. А у нас вся эта обязаловка к чему ведет? Сотрудники вузов просто объединяются и публикуют коллективные статьи - так дешевле.

Для оправдания своей важности и нужности управленческий аппарат регулярно изрыгает разнообразные почины, судьбоносные инициативы, проверки, грозит аттестацией и увольнениями... Достаточно вспомнить унизительную процедуру тестирования профессорско-преподавательского состава, устроенную нам в КФУ с целью "провести независимую оценку качества образования" (напомним, Наиль Фаткуллин призвал коллег бойкотировать "профессорский ЕГЭ", часть преподавателей отказалась участвовать в "унизительном шоу". - "ВК"). 

- В своем обращении вы также говорите о кадровой катастрофе в университетах. В чем она?

- Сегодня подавляющее большинство университетских профессоров, работающих на мировом уровне, - люди пенсионного возраста. Наши университеты - все равно что хосписы.

Размер пенсий у наших профессоров - 12 - 16 тысяч рублей. Трудовые контракты с ними заключаются ровно на год. Отказ в контракте - фактически обречение на нищую и убогую старость. Уехать и найти работу в западных университетах или лабораториях им в силу возраста и здоровья уже сложно. Итог - люди попадают в полную зависимость от администрации университетов. Преподаватель становится современной разновидностью крепостного, раба. Шантажируя увольнениями, администрация их руками способна осуществлять любое безумие. Талантливая молодежь из числа студентов или аспирантов прекрасно видит и понимает реальное положение своих учителей. И, естественно, у нее возникает вопрос: "А хочу ли я для себя такого "прекрасного будущего"? Во имя чего мне здесь оставаться? Пока я молод, полон сил и не боюсь конкуренции на мировом уровне, может, мне при первой возможности уезжать из России?" Процесс распада, таким образом, самоускоряется.

- Вы предлагаете вузам заключать с преподавателями долгосрочные контракты?

- Как минимум на пять лет, а лучше бессрочные. Кроме того, я предлагаю пересмотреть аудиторную нагрузку профессорско-преподавательского состава. Во всех западных университетах в зависимости от общих объемов и способов финансирования (частного или государственного) аудиторная нагрузка профессоров (в западных университетах все штатные преподаватели считаются профессорами, либо associated professor, либо full professor) варьируется в пределах 4 - 10 учебных часов в неделю, то есть 2 - 5 аудиторных занятий по 90 минут в неделю. Это где-то в пределах 110 - 300 учебных часов в год. Причем такая аудиторная нагрузка считается на Западе огромной. Как правило, ее имеют профессора, практически не занимающиеся научной работой, чья деятельность сводится в основном к обучению студентов. В этом нет ничего случайного. Лишь в таких условиях возможно качественное и глубокое обучение сложным дисциплинам и полноценная научная деятельность. У нас нагрузка на преподавателей выше в два-три раза, исключение - МГУ и, возможно, еще несколько элитных вузов.

- Цель вашего обращения к университетскому сообществу?

- Я призываю коллег к открытой дискуссии. Что бы там ни говорил минобр и подведомственные ему структуры, настоящая реформа высшего образования в России не проводилась. Социальная значимость постоянно исходящих из ведомства инициатив и указаний, компетентность их авторов никогда научно-педагогической общественностью не обсуждались.

- Как думаете, коллеги вас поддержат?

- Не знаю. Против системы трудно идти.

Что предлагает профессор КФУ Наиль Фаткуллин для развития университетского образования и науки?

1. Учебная аудиторная нагрузка должна быть в пределах 4 - 10 учебных часов (два - пять аудиторных занятий по 90 минут) в неделю.
2. Пенсия преподавателей, достигших пенсионного возраста, как и в западных университетах, должна составлять порядка 80% их прежней ставки. При этом сохраняется (при соответствующем желании) право ушедших на пенсию профессоров читать учебные курсы, проводить исследования, оставаться консультантом, но утрачивается право быть руководителем. 
3. Соотношение студент/преподаватель, а соответственно, и финансирование университетов должно проводиться в соответствии с числом поступающих на первый курс студентов. Оно не должно зависеть от дальнейшего возможного отсева неуспевающих.
4.Вместо существующих ныне институтов повышения квалификации и стажировок, являющихся профанацией, предусмотреть оплачиваемые творческие отпуска по 3 - 5 месяцев через каждые 5 лет. Профессор должен иметь возможность самостоятельно выбирать себе форму и место повышения квалификации или самообразования. 
5. До максимума уменьшить полномочия Минобрнауки РФ, оставив за ним общие рекомендательные функции.
6. До максимума сократить управленческий аппарат университетов, усилив роль ученых советов. В частности, должность ректоров должна быть регулярно переизбираемой, а оклады ректоров и проректоров и прочего университетского начальства не должны превышать в 1,5 - 2 раза средние оклады профессоров.
7. Предоставить ученым советам университетов право самостоятельного формирования и утверждения учебных программ.

 

veldinc`12.09.19 14:54
Основная мысль - дайте денег, а все остальное мы будем решать сами. А контролировать кто будет? А кто будет определять, какие профессии, в каком количестве нужны? Обычно, даже на западе, это делает заказчик, тот кто финансирует заведение. То, что нужно избавляться от чиновников - это да. Но основные стнадарты образования в стране все же должны быть государственными...
P.S. Хорошо бы еще избавиться от тех "вузов", которые просто штампуют дипломы. Университетов должно быть ограниченное количество, с реальными конкурсами. Чтобы образование вновь стало престижным, и соответственно специалисты с образованием были обеспечены реально соответствующей зарплатой...
Размышлизм12.09.19 16:01
Основная мысль проходит красной нитью - "Где молодёжь в науке?". Не старики академики их недопускают к знаниям и проявлению талантов, а управленцы наукой, которые распихивают по своим карманам выделенные бюджетом деньги.
baban12.09.19 16:18
veldinc - P.S. Хорошо бы еще избавиться от тех "вузов", которые просто штампуют дипломы. Университетов должно быть ограниченное количество, с реальными конкурсами. Чтобы образование вновь стало престижным, и соответственно специалисты с образованием были обеспечены реально соответствующей зарплатой...

К вашему высказыванию я бы добавил: Необходимо (крайне) ввести уголовную ответственность для руководящего состава принимающих на работу (на хорошо оплачиваеьую должность) уголовное а не административное наказание.
ale1954779712.09.19 16:23
> veldinc`
P.S. Хорошо бы еще избавиться от тех "вузов", которые просто штампуют дипломы. Университетов должно быть ограниченное количество, с реальными конкурсами. Чтобы образование вновь стало престижным, и соответственно специалисты с образованием были обеспечены реально соответствующей зарплатой...
Нельзя отделять одно от другого. Как человек, преподающий в ВУЗе подтверждаю его правоту (опять же за исключением отдельных Институтов). Да, сплошь пенсионеры, немного аспирантов и кандидатов и дикая бумажная работа. Плюс постепенное снижение нагрузки на студентов, естественно с попутным ухудшением спроса с них же. Ибо к самостоятельной работе они малоприучены. И да - полно вузов тупо штампующих дипломы...
Решать надо оба вопроса одновременно, а не зацикливаться на чем-то одном.
delta12.09.19 16:55
...Огромные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджета на развитие высшего образования и науки, тратятся на сопутствующие вещи, а не на главное. Финансируются в основном технические аспекты, связанные с инфраструктурой: ускоренная закупка дорогостоящего оборудования, переустройство/строительство новых корпусов...

А Президент РАН утверждает, ссылка что, именно, десятикратное отставание нашей науки от западной в части технического оснащения, важнейшая угроза для неё.
И кому верить?
GAF12.09.19 16:57
В параллельной ветке по обсуждению ЕГЭ ответил по ссылке Странника, которую он опубликовал сейчас. Может быть кого-то заинтересует и здесь.
Абсолютно во всём солидарен с автором. Обозначены все ключевые язвы, инфицированные МинбезОбр сверху и культивируемые снизу руководством вузов, готовым лоб расшибить в усердии в гонке рейтингов за места в т.н. Топ-списке. По ходу гонки теряем качество образования, а науку, поставив её буквально на конвейер, превратили в псевдонауку, тем самым развращая учащуюся молодежь вынужденным фальсификатом в своих магистерских диссертациях.
Имея опыт преподования в зарубежном университете и опыт работы в МетодСовете (тогда ещё Политеха), за три года до окончания трудового договора уволился из, чтобы не участвовать в цирковом представлении. Руководством вуза уход пенсионеров (опыт их не нужен) даже инициируется запретом работать на часть ставки. На освободившуюся ставку можно взять 5-х по 0,2 ставки кого-нибудь из НИИ или академичеких институтов и они плоды своей работу там, принесут потоком в научные публикации ВУЗа, повысив его рейтинг, "панимаашь".
Методичесая работа, студенты для таких работников - дело второстепенное. К тому же и сама методическая работа преподавателя перестала фигурировать в его Индивидуальном плане. Осталась учебная почасовая нагрузка и научная работа в часах. Их должно быть 1500 часов в учебный год.
veldinc`12.09.19 17:02
Ну в науке вообщем то всегда были люди довольно зрелые. Ибо пока все изучишь, пока проанализируешь, пока свое предложишь - десятилетия. Моему научному руководителю - 82. И еще весьма в форме. Другое дело, что он, как академик, доктор, профессор и т.д. живет не за зарплату, а на выйгранные гранты, и еще обеспечивает работой довольно многочисленную группу сотрудников. Ну и учреждение московское, довольно престижное. Там хоть еще есть возможность студентов отбирать. А в провинции да, сложно...
Спрос во многом зависит от необходимости. У нас к сожалению серьезно девальвировалось образование вообще, и высшее в частности. А образование не должно быть халявой. Лучше иметь 10 специалистов, чем 1000 с бумажками. Но специалистам надо платить, они не позволят на себя орать всяким дуракам-чинушам и начальникам. По-этому со времен "социализма" считается, что количество заменяет качество. А это абсолютно не так...
alex-sotkin12.09.19 19:45
to Veldic
Судя по вашим постам вы в этой системе не работаете, так как представления не имеете сколько сейчас требуется заполнить документов все эти УМКД, РУПы, ТУПы и прочие. Причем их приходится постоянно обновлять так как министерство ежегодно изобретает новые формы. Это полный идиотизм. По сравнинию с советской системой объем документов увеличился на порядок а уровень студентов скоро будет ниже плинтуса.

to ale19547797
Полностью с Вами согласен. Скоро мы будем читать лекции на уровне- а теперь деточки возьмите ручку и запишите ... И не дай бог на экзамене хоть на пол шага отклонится от темы вопроса. Полный ноль у подавляющего числа студентов. Они вообще не могут мыслить самостоятельно.
ale1954779712.09.19 20:46
> veldinc`

Ну в науке вообщем то всегда были люди довольно зрелые. Ибо пока все изучишь, пока проанализируешь, пока свое предложишь - десятилетия. Моему научному руководителю - 82. И еще весьма в форме.
Несомненно так. Но самый работоспособный возраст у человека - 30-45 лет и именно в эти годы ученый наиболее работоспособен и фонтанирует идеями. Потом он уже в основном живет и развивает накопленный багаж. Исключения есть, но их все-таки мало. Из ВУЗов и отделений РАН сильно вымыт именно этот возрастной ценз - уходят зарабатывать деньги. Нельзя сказать что катастрофа, но и ничего хорошего нет.

Спрос во многом зависит от необходимости. У нас к сожалению серьезно девальвировалось образование вообще, и высшее в частности. А образование не должно быть халявой. Лучше иметь 10 специалистов, чем 1000 с бумажками. Но специалистам надо платить, они не позволят на себя орать всяким дуракам-чинушам и начальникам.

Полностью согласен. Именно поэтому сейчас грамотные спецы (особенно инженеры) ценятся иногда на вес золота. Но их мало и самое печальное (по студентам вижу), что современная молодежь в массе своей не понимает, что надо учиться и тогда через какое-то время, получив практический опыт, она будет хорошо жить. Радует только то, что 10-15 % студентов нацелены именно на активную работу и учебу и с ними приятно работать, толк точно выйдет.
Главный Злодей12.09.19 23:52
Основная мысль проходит красной нитью - "Где молодёжь в науке?". Не старики академики их недопускают к знаниям и проявлению талантов, а управленцы наукой, которые распихивают по своим карманам выделенные бюджетом деньги.
Сильно ли вы удивитесь, узнав, что "управленцы наукой, которые распихивают по своим карманам выделенные бюджетом деньги" - это и есть "старики академики"?
veldinc`13.09.19 11:13
to alex-sotkin

Я не преподаватель, но знаю ситуацию, правда не по гражданским, а по военным вузам. Там ситуация немного лучше за счет более серьезного отбора. Но есть свои нюансы...

to ale19547797

К сожалению, многие начальники считают, что хорошо платить специалисту инженерной квалификации не зачем. Тезис ИВС - незаменимых у нас нет - врос в начальником намертво. Но это можно сказать об управленцах и всяких чиновниках. А реальных специалистов, инженеров, техников, даже некоторые рабочие специальности заменить крайне сложно. Вот здесь надо ментять отношение. И тогда в вузы пойдут те, кто будет четко понимать: получаешь более высокую квалификацию - получаешь более высокую оплату. Иначе заставляьб учиться бесмыссленно...

ale1954779713.09.19 11:18
> Главный Злодей
Сильно ли вы удивитесь, узнав, что "управленцы наукой, которые распихивают по своим карманам выделенные бюджетом деньги" - это и есть "старики академики"?
Не только. Разумеется, хватает и таких, кто ж спорит. Но полно и тех самых эффективных манагеров, которых относительно недавно поставили рулить имуществом РАН, организовав ФАНО. В результате ФАНО разогнали, как не справившуюся и проворовавшуюся на корню. А ведь именно для отсечения академиков от "воровства бюджетов" все это и создавалось)
Я ведь не говорю, что какая-то одна сторона вся в белом, но при этом продолжающиеся реформы почему-то ситуацию только ухудшают, хотя опять же, есть и плюсы, не зря же некоторые ВУЗы выбиваются в лидеры или команды студентов занимают призовые места на разных мировых соревнованиях.
svt913.09.19 12:26
Но прискорбно то, что в последние два десятилетия было столько много демаршей, протестов, митингов, открытых писем, дискуссий ученых и общественности, что и не счесть. А правительство и президент, все это просто похе....ли. Проигнориловали и решили ломать "через колено". О чем свидетельствует и "реформа" РАН, организация все новых и новых названий учереждения для контроля и "управления" наукой и образованием. Высшее руководство никак не осознает, что наука России необходима для выживания, и науку необходимо хорошо финансировать. Да, структуры и формы ее организации необходимо модернизировать. Но делая декларации (майские указы), необходимо их дополнять конкретными финансовами решениями. А то бюджетные средства не выделяются ("Денег нет, но вы держитесь!"), но средний доход ученого должен быть (для отчета "на верх"), в два раза выше средней по региону. И все это под персональную ответственность руководителя учреждения. В реале, это приводит к целенаправленой лжи о доходах научных работноков ( в МГУ, например) и подтасовывании средних показателей (в один из месяцев проводятся доплаты (но не ежемесячно), вычисляется среднее, и оно указывается в годовых отчетах). Годовой доход лишь в незначительной степени, 10-15%, зависит от вашей научной результативности.
Если ранее, подготовив статью для публикации, прямо отправлял ее в профильный журнал (отечественный), то теперь приходится долго выбирать журналы (зарубежные) с наивысшим рейтингом, а про отечественные "забыть" (очень низкие индексы цитирования). Тем самым, политика правительства, министерства и вуза гробит отечественные научные научные издания.
svt913.09.19 13:01
> veldinc`
Основная мысль - дайте денег, ..
А как иначе, коль я "ученым уродился". Пример жизненной ситуации. У мой семьи случился переезд на другую квартиру. С расселением детей и родителей. В каждой из квартир требуется приличный ремонт . Средств нанимать профессионалов у научного работника нет. Все особенности ремесла ремонтника постигаются благодаря интеллекту и умению учиться. Но на науку времени остается минимум, главная задача на это период (почти три года) - создать приемлемые условия для жизни всей семье (усилия прикладывали все). Произошло "проседание" научной результативности.
Но если б МГУ мне платил "по майским указам", а не 30% от них, то я б нанял профессиональных ремонтников (создал рабочие места), сам занимался научными проектами, успел завершить несколько из них (с публикацией результатов) и начал новые проекты (идей, благо, достаточно).
Главный Злодей13.09.19 14:35
Не только. Разумеется, хватает и таких, кто ж спорит. Но полно и тех самых эффективных манагеров, которых относительно недавно поставили рулить имуществом РАН, организовав ФАНО. В результате ФАНО разогнали, как не справившуюся и проворовавшуюся на корню.
ФАНО рулило недвижимостью, землёй, особо ценным имуществом, и вот этим вот всем. (И его, кстати, не разогнали, а влили в министерство.) А распределением научного бабла по статьям (или по карманам) как занимались, так и занимаются господа академики. "Академия является главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для финансового обеспечения деятельности региональных отделений Академии." (цитата из устава)

но при этом продолжающиеся реформы почему-то ситуацию только ухудшают,
Они ситуацию не ухудшают, а усиливают визг академиков за каждый миллиметр, на которых их отодвигают от кормушки. А господа академики имеют достаточный ресурс, чтобы быть очень визгливыми.

veldinc`13.09.19 14:56
> svt9
> veldinc`
Основная мысль - дайте денег, ..
А как иначе, коль я "ученым уродился". Пример жизненной ситуации. У мой семьи случился переезд на другую квартиру. С расселением детей и родителей. В каждой из квартир требуется приличный ремонт . Средств нанимать профессионалов у научного работника нет. Все особенности ремесла ремонтника постигаются благодаря интеллекту и умению учиться. Но на науку времени остается минимум, главная задача на это период (почти три года) - создать приемлемые условия для жизни всей семье (усилия прикладывали все). Произошло "проседание" научной результативности.
Но если б МГУ мне платил "по майским указам", а не 30% от них, то я б нанял профессиональных ремонтников (создал рабочие места), сам занимался научными проектами, успел завершить несколько из них (с публикацией результатов) и начал новые проекты (идей, благо, достаточно).
Я где-то слышал высказывание, что наука - это удовлетворение собственного любопытства за общественный счет...
Если человек на свои средства решил заниматься наукой - это его личное дело и никто ему указывать не должен. Но если он работает, а особенно в государственном учреждении, то должен решать те вопросы, которые ему ставит заказчик. И соответственно отчитываться за результаты. Конечно уровень оплаты должен быть соответствующим, но и контроль за результатами тоже...
P.S. Мой знакомый на истфаке МГУ говорил что сейчас получает 120 тыс. Даже для Москвы зарплата вполне приличная...
GAF13.09.19 16:26
ale19547797 "Радует только то, что 10-15 % студентов нацелены именно на активную работу и учебу и с ними приятно работать, толк точно выйдет".
" .....но при этом продолжающиеся реформы почему-то ситуацию только ухудшают, хотя опять же, есть и плюсы, не зря же некоторые ВУЗы выбиваются в лидеры или команды студентов занимают призовые места на разных мировых соревнованиях".
Если есть божья искра у человека, то пробьётся независимо от системы образования как росток через асфальт. Кроме того, кое-где традиции (при "халатном" попустительстве руководства вуза) ещё держат на кафедрах авторитетные "старички-разбойнички", настолько кровожадные в требованиях к студентам, что на экзаменах "выкручивают студента наизнанку", а порой могут его и пригласить к себе домой на чай для очередной попытки сдачи зачёта, чтобы самому не "тащиться" в вуз. Внуку вот повезло с кафедрой, Тяжеловато было с учёбой на первых курсах (как на галерах), но финал оказался блестящим.
GAF13.09.19 16:53
veldinc: P.S. Мой знакомый на истфаке МГУ говорил что сейчас получает 120 тыс. Даже для Москвы зарплата вполне приличная.
Из любопытства, как естественника интересует, что в истории можно накопать такого, чтобы урожай булочек на деревьях стал больше и насколько они подешевели. К тому же и в РАН историков полно, типа пожарника Пивоварова, и они тоже влияют на погоду в ней.
svt914.09.19 03:29
> veldinc`
Конечно уровень оплаты должен быть соответствующим, но и контроль за результатами тоже...
Ну с контролем у нас полный порядок: с конца августа по конец декабря длятся годовые отчеты. А вот с оплатой ...
veldinc`15.09.19 23:34
> GAF
veldinc: P.S. Мой знакомый на истфаке МГУ говорил что сейчас получает 120 тыс. Даже для Москвы зарплата вполне приличная.
Из любопытства, как естественника интересует, что в истории можно накопать такого, чтобы урожай булочек на деревьях стал больше и насколько они подешевели. К тому же и в РАН историков полно, типа пожарника Пивоварова, и они тоже влияют на погоду в ней.

По его словам, это вместе с грантами. Он участвует в исследованиях в Московском Кремле, в Новгороде и еще в нескольким местах...
GAF15.09.19 23:40
> veldinc`
> GAF
veldinc: P.S. Мой знакомый на истфаке МГУ говорил что сейчас получает 120 тыс. Даже для Москвы зарплата вполне приличная.
Из любопытства, как естественника интересует, что в истории можно накопать такого, чтобы урожай булочек на деревьях стал больше и насколько они подешевели. К тому же и в РАН историков полно, типа пожарника Пивоварова, и они тоже влияют на погоду в ней.

По его словам, это вместе с грантами. Он участвует в исследованиях в Московском Кремле, в Новгороде и еще в нескольким местах...
Если "откопают" пропавшую библиотеку Ивана Грозного, зарплату можно утысячерить.
laa16.09.19 07:54
> Главный Злодей
... А господа академики ...

Вы не в теме, не отличаете академика от профессора.
Н. Ф. Фаткуллин хорошо выступил, по существу.
marz17.09.19 12:44
Фаткуллин написал как есть. Это порядочный человек которому надоело бояться. Ситуация давно зреет в Казанском университете.

Научных сотрудников превратили в крепостных при потогонной фабрике. Главное чтобы росли рейтинги для финансирования околонаучной бюрократии.
GAF17.09.19 16:07
> marz
Фаткуллин написал как есть. Это порядочный человек которому надоело бояться. Ситуация давно зреет в Казанском университете.

Научных сотрудников превратили в крепостных при потогонной фабрике. Главное чтобы росли рейтинги для финансирования околонаучной бюрократии.
Совершенно верно и не только в Казани. В тоталитарном СССР должности были выборными, начиная с каферы и выше. Кафедра была главным центром учебно-методической и воспитательной работы. Сейчас на всех уровнях назначенцы. Ученый Совет вуза стал бесплатным приложением к разбухшему ректорату (с десятком проректоров), который строит всю вертикаль управления с помощью чиновичьего аппарата, заполонившего Главный корпус вуза и пустившего метастазы в учебные корпуса из-за нехватки мест в ГК. Причём редуктор аппарата перенасыщен паразитными шестеренками, к тому же не имеющими своего лица и функционального назначения. Если ранее у преподавателя были только Индивидуальный план и Рабочая программа по дисциплине, обсужденные и утвержденные на кафедральном заседании, то сейчас аппарат генерирует бумажный поток (в буквальном смысле этого слова) сверху, и требует встречный поток отчётности снизу. Как пример, изготовить "бумагу" с указанием в ней - какие компетенции (тьфу, не к ночи будь сказано) студент приобретает на таком то занятии по такой то теме согласно стандарту ООП по данному направлению подготовки. Сам стандарт - заготовка страниц на 50-60, которую сами же преподаватели должны наполнять конкретным содержанием дисциплин - как в известной фразе: "А верёвки брать с собой", - в ответ на сообщение, что завтра вас товарищи будут вешать.
ale1954779717.09.19 16:30
> GAF
Совершенно верно и не только в Казани.....
Вы забыли добавить еще один крайне малоприятный момент - фактический запрет на отчисление студентов или на любую попытку возложить на них дополнительные занятия. Но это так - дополнительная вишенка на торте))
С другой стороны, я знаю как работают некоторые работодатели. Пример: на 2-м курсе нашего медицинского вуза приходят представители частных клиник и забирают себе всех студентов, кто хорошо учится и имеет положительные характеристики от преподавателей и сразу же берут их себе на подработку и в штат. Надо ли говорить, что потом эти студенты, которые и так тянутся к знаниям, будут неплохими спецами с приличной практикой? А вот середнячки пойдут в гос. клиники на обычные ставки.... И так делают многие крупные или просто денежные конторы, в которых сидят толковые директора, думающие о будущем.
GAF17.09.19 18:20
ale19547797: " Вы забыли добавить еще один крайне малоприятный момент - фактический запрет на отчисление студентов или на любую попытку возложить на них дополнительные занятия".
Ну так теперь студенты - потребители знаний. Имеют права. Вообще-то это явление, как и многое в другом, перетекло из застойно-запойных времен, когда штаты преподавателей поставили в зависимость от числа выпускников. Студенты - народ грамотный...

" ...И так делают многие крупные или просто денежные конторы, в которых сидят толковые директора, думающие о будущем".
Это как спасение. Более того, наиболее наделенные государственной ответственностью, пробивают специалитет в двухступенчатом ералаше и "рекомендуют" вузу в учебный план нужные им дисциплины...

veldinc`18.09.19 15:28
> ale19547797
> GAF
Совершенно верно и не только в Казани.....
Вы забыли добавить еще один крайне малоприятный момент - фактический запрет на отчисление студентов или на любую попытку возложить на них дополнительные занятия. Но это так - дополнительная вишенка на торте))
С другой стороны, я знаю как работают некоторые работодатели. Пример: на 2-м курсе нашего медицинского вуза приходят представители частных клиник и забирают себе всех студентов, кто хорошо учится и имеет положительные характеристики от преподавателей и сразу же берут их себе на подработку и в штат. Надо ли говорить, что потом эти студенты, которые и так тянутся к знаниям, будут неплохими спецами с приличной практикой? А вот середнячки пойдут в гос. клиники на обычные ставки.... И так делают многие крупные или просто денежные конторы, в которых сидят толковые директора, думающие о будущем.
А что делать государственным учреждениям, которые не могут предложить высокую з/плату? Они к сожалению получают самые посредственные кадры. А ведь мы практически все обслуживаемся именно в госучреждениях. Парадокс?...
GAF18.09.19 16:37
veldinc: "А что делать государственным учреждениям, которые не могут предложить высокую з/плату? Они к сожалению получают самые посредственные кадры. А ведь мы практически все обслуживаемся именно в госучреждениях. Парадокс?."
В этом отношении частники не играют первую скрипку. Не так всё плохо с госсектором. Энергетики могут позвоить себе вольности. Атомщикам вообще не нужны ни бакалавры, ни магистры, не говря уже об оборонке. Им нужны инженеры. Не от святого же духа, к примеру, наблюдаемые успехи той же оборонки при вряд ли тотально высокой зарплате.
ale1954779718.09.19 16:47
> veldinc`
А что делать государственным учреждениям, которые не могут предложить высокую з/плату? Они к сожалению получают самые посредственные кадры. А ведь мы практически все обслуживаемся именно в госучреждениях. Парадокс?...
Госучереждения всегда могут заманивать более высоким соцпакетом (к примеру). В науке вообще гораздо больше мотивации имеют вовсе не деньги, а прерасположенность человека (фанатизм к науке) и т.д. Речь то ведь идет о другом - о деградации образования как такового и уверенном старании МинОбразования добить его на корню под благовидными предлогами "реформ"
Sandra18.09.19 23:34
> GAF
Если ранее у преподавателя были только Индивидуальный план и Рабочая программа по дисциплине, обсужденные и утвержденные на кафедральном заседании, то сейчас аппарат генерирует бумажный поток (в буквальном смысле этого слова) сверху, и требует встречный поток отчётности снизу. Как пример, изготовить "бумагу" с указанием в ней - какие компетенции (тьфу, не к ночи будь сказано) студент приобретает на таком то занятии по такой то теме согласно стандарту ООП по данному направлению подготовки. ...
И это ещё не всё! В данной бумаге, которая называется "Фонд оценочных средств", есть такое требование:

"На каждую дисциплину (а лучше – на каждую компетенцию, указанную в дисциплине) должно приходиться не менее одного комплекта заданий, сформированного таким образом, чтобы по нему можно было провести проверку освоения компетенции без участия преподавателя (тесты, задачи с однозначным ответом и т.п.). "

Это касается абсолютно всех предметов, включая сложные курсы по биологии, химии, программированию, математике итп, в том числе для магистратур. Нет слов.
veldinc`19.09.19 10:58
> GAF
veldinc: "А что делать государственным учреждениям, которые не могут предложить высокую з/плату? Они к сожалению получают самые посредственные кадры. А ведь мы практически все обслуживаемся именно в госучреждениях. Парадокс?."
В этом отношении частники не играют первую скрипку. Не так всё плохо с госсектором. Энергетики могут позвоить себе вольности. Атомщикам вообще не нужны ни бакалавры, ни магистры, не говря уже об оборонке. Им нужны инженеры. Не от святого же духа, к примеру, наблюдаемые успехи той же оборонки при вряд ли тотально высокой зарплате.
Это относится только к тем, кто занимается непосредственно созданием прибавочного продукта. А вот бюджетникам - сложно и средств не хватает...
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» NYT раскрыла число ракет ATACMS, которые передали Украине
» ХАМАС готов на 5 лет перемирия с Израилем при условии создания палестинского государства
» Ситуация с продовольственной безопасностью в мире продолжает обостряться
» ВС России создадут над Запорожской областью защитный купол
» Из Литвы планировались удары дронами по Минску — глава КГБ республики
» США обеспокоены военным сотрудничеством Тегерана, Москвы и Пхеньяна
» В МО Польши заявили, что помогут Киеву вернуть призывников на родину
» Квантовые процессоры как будущие универсальные ключи к моментальной разгадке любого шифра

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"