Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
НАТО проведет операцию по усилению обороны восточного фланга
Центробанк снизил ключевую ставку до 17 процентов годовых
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Высшие учебные замещения
26.02.24 07:30 Наука, техника, образование
Вскоре после того, как в 2022 году стало ясно, что «коллективный Запад» выстраивает вокруг России непроницаемую стену, вопрос поиска новых рынков встал ребром не только для российской промышленности, но и для гуманитарных отраслей. Впрочем, эти рынки быстро нашлись, точнее, вернулись из прошлого — времен СССР.

Двусторонняя непроводимость

О том, насколько значимой для двусторонних отношений с другими государствами является образовательная сфера, говорит тот факт, что уже 13 апреля 2022 года правительство РФ выпустило постановление № 645 о новых правилах сотрудничества российских учреждений среднего, среднего профессионального и высшего образования с аналогичными зарубежными образовательными учреждениями.

Правила, рассчитанные на шесть лет, указывают, что в заключении договоров с такими учреждениями может быть отказано, если те находятся в «недружественных» государствах либо в списке организаций, объявленных властями РФ нежелательными, либо деятельность такого учреждения представляет угрозу для национальной безопасности РФ (каким образом — в документе не указывается).

Помимо ограничений на сотрудничество с образовательными учреждениями, постановление № 645 ограничивает и сотрудничество российских ученых с иностранными коллегами примерно по тем же основаниям.

По сути, постановление № 645 формализовало фактически сложившиеся на тот момент реалии. Столкнувшись с визовым бойкотом, отказом европейских и американских учреждений продолжать контакты с российскими коллегами, у научных институтов и заведений высшего образования России не осталось иного выбора, кроме как сворачивать программы исследований и обмена с западными институтами, наработанные десятилетиями, и искать новые направления (слово «рынки» применительно к научной и образовательной деятельности несколько режет слух, но, по сути, поиск партнеров для вузов мало отличается от поиска таковых для, скажем, производителей станков).

Межвузовский обмен

Свободу межвузовских обменов в РФ начали поджимать еще до начала СВО. В июне 2021 года вступили в силу поправки к закону «Об образовании в РФ», которые переводили порядок заключения договоров о международном сотрудничестве из уведомительного в разрешительный. Согласно им, для того, чтобы заключить договор о сотрудничестве с иностранным вузом, российскому вузу необходимо получать разрешение от Минобрнауки, Минпросвещения или ведомства, к которому относится данное образовательное учреждение, направив туда соответствующий запрос. У профильных ведомств появилось право такой запрос отклонить.

Закон расширения вещества

Для российской вузовской системы работа в условиях жестких ограничений не в новинку. Именно так работали советские учреждения высшего образования, и это никак не мешало ряду из них (в первую очередь, конечно, Московскому университету имени Ломоносова) занимать высшие строчки в мировых рейтингах. В годы холодной войны студенты из стран третьего мира приезжали в СССР тысячами, и до сих пор эти контакты у ряда российских вузов сохранялись. Теперь же они в отсутствие выбора в точности по законам физики стали стремительно расширяться, занимая освободившиеся «объемы».

Осенью 2022 года 12 российских университетов создали Российско-Африканский сетевой университет (РАСУ). Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков тогда говорил, что создание РАСУ — «это своего рода мост дружбы для студентов России и Африки».

В апреле 2023 года было заключено соглашение о налаживании межвузовского взаимодействия между Государственным институтом русского языка имени Пушкина и Лаосским национальным университетом. В мае того же года президент Владимир Путин призвал к координации национальных образовательных и научных программ стран ЕАЭС, выработке общих учебных и профессиональных стандартов, выпуску единых учебников.

По данным Минобрнауки РФ, в 2023 году число иностранных студентов в России выросло по сравнению с предыдущим годом на 8,4% (до 351 тыс. человек, но сюда не включены студенты, обучающиеся по коммерческим договорам). Это преимущественно студенты из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, для которых не существует языкового барьера, но есть и учащиеся из Азии и Африки. Из названного количества почти 10% составляют китайские студенты. Иностранцы едут в Россию в основном для того, чтобы изучать медицину, русский язык и физику.

Эта тенденция относится не только к столичным вузам. Например, в Волгограде иностранных студентов местных институтов и университетов, говорящих на французском, арабском, португальском, амхарском языках, можно встретить на каждом шагу. В текущем учебном году здесь их насчитывается около 5 тыс., причем почти половина учится в Медицинском университете. Это не исключительно волгоградская особенность: по данным Минобрнауки, чаще всего иностранцы приезжают в Россию, чтобы учиться именно по специальности «лечебное дело» — в 2023–2024 учебном году в российских медвузах обучается в общей сложности почти 50 тыс. студентов из-за рубежа.

Важным конкурентным преимуществом российских вузов является возможность поступления на бюджетные места (в рамках ежегодных квот). Еще одна причина заинтересованности иностранцев в российском дипломе — возможность после его получения остаться работать в РФ, причем в сегменте высококвалифицированного труда. На 2023 год Россия занимала шестое место в мире по числу принятых иностранных студентов после США, Великобритании, Канады, Франции и Австралии. При этом в РФ до сих пор обучается более 2,1 тыс. граждан стран Евросоюза — это свидетельствует о том, что российские дипломы котируются не только в странах третьего мира.

Привлекательность российского образования нисколько не пострадала от того, что Запад закрыл двери. Пострадали скорее европейские студенты, которые в немалых количествах приезжали в наши вузы. В целом мнение, что азиатско-африканское направление является для российских ученых «игрой в одни ворота», глубоко ошибочно, сказал «Эксперту» заместитель министра науки и образования РФ Андрей Омельчук. «Не надо воспринимать Африку как научно-образовательную пустыню. Там на подъеме работа не только по прикладным, но и по фундаментальным исследованиям. Лучший пример — сотрудничество Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне с Ядерным центром в Кейптауне, ЮАР. Два года назад к этому сотрудничеству присоединился Египет. Можно вспомнить и про Российско-Вьетнамский тропический центр, и про участие Вьетнама в работе упомянутого ОИЯИ», — заявил он.

Тем самым российские вузы в каком-то смысле даже выигрывают от возникновения вакуума на западном направлении. До 2022 года им приходилось конкурировать с европейскими и американскими тяжеловесами. Ректорат МГУ долгое время ставил перед собой не то чтобы очень амбициозную задачу — вернуть главный вуз страны всего лишь в топ-50 вузов мира хотя бы в одной из многочисленных систем оценок. В 2023–2024 году в рейтинге World University Rankings МГУ занимает лишь 95-е место из 1906 возможных, в рейтинге QS — 87-е из 1500, в рейтинге ARWU ― 150-е из 1000, в рейтинге CWUR — 202-е (до этого МГУ никогда не опускался в мировых вузовских рейтингах ниже 200-го места).

Сами по себе это не такие уж и плохие показатели. Но зная, что до 1985 года МГУ стабильно входил в первую десятку вузов мира по числу опубликованных научных работ, качеству образования, востребованности выпускников и прочим критериям, нахождение даже в первой сотне не выглядит чем-то таким, чем можно гордиться. В 2023–2024 году даже Пекинский университет находится в мировых рейтингах выше, чем МГУ имени Ломоносова, не говоря про остальные вузы России.

После 2022 года, пожалуй, только китайские и индийские вузы остались достойными конкурентами российских в борьбе за иностранных студентов, которые не могут обучаться на Западе по финансовым либо политическим причинам.

Но китайские университеты одновременно превращаются и в основных партнеров российских высших учебных заведений. Те российские вузы, у которых до западных санкций действовали программы студенческого обмена и получения двойных дипломов с вузами КНР, сохранили их без изменений.

Преодолеть пространственный барьер

Для «трансграничной» учебы после введения западных санкций появились барьеры не только политические, но и технологические. В первую очередь речь идет о сложностях при проведении финансовых трансакций: внесении платы за обучение и т. д. Порой это превращается в настоящий квест, что не укрепляет желание иностранцев заморачиваться поступлением в российский вуз и наоборот.

На сайте Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого (СПбПУ) выложены специальные «инструкции по выживанию» для обучающихся там нероссиян. Советы, прямо скажем, не вдохновляют. Будущим инженерам предлагают открыть валютный счет в российском банке, не находящемся под санкциями, направить реквизиты своего банковского счета родственникам, которые находятся за границей и смогут осуществить перевод денежных средств по этим реквизитам, получать переводы от родителей через систему «Золотая корона» и прочие рекомендации, которые скорее обескураживают, чем вдохновляют.

Аналогичные сложности приходится преодолевать и россиянам, поступающим в зарубежные вузы — это касается в том числе учреждений на дружественном геополитическом пространстве, в том числе в Китае, так как многие из них опасаются вторичных санкций. Рекомендации абитуриентам на сайте Univibes схожи с теми, которые предлагает СПбПУ: открыть карту в банках Казахстана или Кыргызстана через фирмы-посредники; договориться с родственниками, друзьями или знакомыми, проживающими за рубежом, об оплате суммы с их карты. Хороший повод завести родственников в России...

Проректор по научной работе СПбПУ Виталий Сергеев не скрывает, что поддерживать прежний уровень сотрудничества с западными университетами стало затруднительно. «Число проектов с европейскими партнерами, конечно, уменьшилось, потому что мы потеряли доступ к европейским грантам, также свернуты программы приграничного сотрудничества с Финляндией и Эстонией и совместные проекты с европейскими университетами, включая студенческие обмены. Хотя взаимодействие с коллегами на личном уровне сохраняется, им стало тяжело разрабатывать с нами официальные совместные программы, потому что изменились регламенты, причем с обеих сторон. Дело даже не в каких-то запретах — добавились две-три дополнительные бумаги, но эти процедуры понятные и их возможно пройти. Я не ощущаю какого-то принципиального желания российской стороны сворачивать контакты с западными университетами. Но просто чтобы посетить европейскую страну или приехать оттуда в Россию, надо преодолеть многочисленные трудности: от покупки билетов до визовых вопросов. Также любые командировки сильно подорожали», — сказал он «Эксперту».

Болезненно российское вузовское и научное сообщество переживает и сужение возможности для публикаций в западных научных журналах. Опять же формально никаких палок в колеса российским ученым не вставляют: британские, американские, швейцарские журналы в 90% случаев наши работы принимают. Но возникают сложности с оплатой статей и тому подобные моменты, связанные с решениями международных банковских систем, на которые ученые повлиять не в состоянии.

В силу ряда причин у СПбПУ и других российских вузов произошла вынужденная переориентация на Азиатский регион и Африку. Выросло число студентов из Китая, Вьетнама, стран Африки. Политех стал сооснователем РАСУ и его интегратором. То есть в количественном отношении международное сотрудничество Политехнического университета не пострадало, просто появилась другая специфика.

Трудности при такой трансформации тоже возникают, но одновременно это и новые возможности, подчеркивает Виталий Сергеев. «Качество сотрудничества с китайскими университетами было и остается на высоте. Это высокорейтинговые учреждения с прекрасной научно-технической базой, включая космические и передовые энергетические технологии. С африканскими университетами, конечно, так однозначно утверждать не получается. С ними мы выступаем в основном как более продвинутые партнеры», — говорит он.

Даже если не брать в расчет Китай, вузовские и научные программы которого находятся на высшем мировом уровне, сотрудничество со странами Африки и Азии выгодно для России не меньше, чем для этих стран, подтверждает Андрей Омельчук. «Там есть свои уникальные компетенции, нам там тоже есть чему поучиться. Кроме того, обучение наших студентов в этих странах — это прицел на дальнейшую совместную работу, на интеграцию наших экономик. Российские студенты, отучившиеся в этих странах, понимают тамошний менталитет, они становятся проводниками русского влияния там, потому что местные коллеги воспринимают их как своих», — подчеркивает замглавы Минобрнауки РФ.

Что это сотрудничество с дальним прицелом, подтверждает и проректор СПбПУ. «Мы ожидаем, что через образование сформируем в африканских странах слой научной, деловой и административной элиты, которая будет настроена на сотрудничество с Россией в будущем. Мы поэтому приглашаем на учебу самых талантливых африканских ребят, у которых видим наибольшие перспективы в этом плане. Сфера образования представляет собой „мягкую силу“, которая способствует формированию эффективных партнерств и контрактации. Именно с таким геополитическим расчетом, кстати, мы работали с Африкой и в советское время», — заключает Виталий Сергеев.

Как смотрят на эту проблему ректор МГИМО Станислав Суровцев и ректор Дальневосточного федерального университета Борис Коробец

Места в западных рейтингах утратили значимость

Станислав Суровцев - ректор МГИМО 

Главный международный вуз страны вслед за всей экономикой совершил разворот на Восток и к 2024 году по некоторым направлениям работы уже достиг показателей, превышающих те, что были до начала пандемии.

— Как изменилась после 2022 года география международных связей МГИМО?

— География сотрудничества расширилась. Можно вспомнить карту, опубликованную МИД КНР, на которой изображены страны так называемого цивилизованного большинства в виде маленькой Европы и США и «нецивилизованное меньшинство» — собственно, весь остальной мир. В случае с международными связями по линии вузов ситуация такая же: для нас открыт (после введения западных санкций — «Эксперт») весь остальной мир, и МГИМО активно развивает сотрудничество по южноазиатскому, ближневосточному, африканскому, латиноамериканскому трекам. За последний год мы заключили более 40 соглашений с новыми партнерами со всего мира и полностью заместили те цифры, которые выпали из-за приостановки сотрудничества по инициативе западных коллег. В результате мы сейчас даже превосходим те показатели, которые были пару лет назад, как географически, так и количественно.

— Какое направление оказалось сильнее всего затронуто санкциями: студенческий обмен, научная работа, что-то еще?

— В равной степени были затронуты все сферы сотрудничества. Но нам удалось восстановить объемы студенческого обмена не только двухлетней давности, но и допандемийного периода. Направления студобменов сменились на более перспективные — это африканские, азиатские страны, арабский мир, Латинская Америка, Китай, Турция.

В МГИМО изучают более 50 иностранных языков, это наша сильная сторона — университет входит в Книгу рекордов Гиннесса. Среди этих языков много редких, и все их необходимо практиковать. Именно сейчас у ребят появилась возможность делать это в странах, с которыми ранее у нас не было академического обмена, — это язык суахили в Танзании, амхарский в Эфиопии, бирманский в Мьянме.

Буквально за один год мы наладили эту работу, и наши студенты могут практиковать эти языки во время академических стажировок в этих странах.

— Есть ли в мире вузы, сравнимые с точки зрения качества научного сотрудничества с Оксфордом, MIT и другими из топ-10?

— Качество научного сотрудничества вряд ли можно измерять какими-либо рейтингами, будь то топ-10, 20 или 100. Наш университет сконцентрирован на исследованиях в сферах международных отношений, экономики, геополитики, международного права, энергетики, устойчивого развития. И если у нас различные стартовые взгляды на основополагающие вещи в этих сферах с названными вами так называемыми топами, если наука в этих сферах имеет ярко выраженную политическую окраску и наши западные коллеги не готовы рассматривать мир иначе, чем через призму унификации и однородности, то о каком качественном научном сотрудничестве может идти речь? В МГИМО мы исходим из того, что мир разный, признаем цивилизационные различия и на этой основе открыты к полноценному научному сотрудничеству со всеми, кто готов признать нашу точку зрения, наше право на независимое цивилизационное развитие на равных основаниях. В мире много научных центров, университетов, способных к такому сотрудничеству.

Среди таких университетов ведущий вуз КНР Цинхуа. Также среди наших партнеров, с которым идет в том числе и научное сотрудничество,— Университет Дж. Неру в Индии — один из ведущих в стране.

— Имеет ли смысл в нынешних условиях бороться за попадание вузов РФ в рейтинги типа World University Rating?

— Надо понимать, что методология составления всех таких рейтингов адаптирована к западной модели высшего образования. В них учитывается количество публикаций преимущественно в западных изданиях. Сейчас в силу их политической ангажированности публикация в них не всегда возможна, а зачастую просто не имеет смысла. Учитываются также показатели деловой репутации, которую определяют некие «эксперты», чья объективность вызывает сомнения. Инфраструктурные возможности университетов оцениваются исходя из их доходов, но, хотя мы и живем в рыночной экономике, все же основная цель университетов в России выходит далеко за пределы получения дохода — это в первую очередь глобальное просвещение, глобальные исследования. Учитываются показатели так называемой интернациональности вузов (количество иностранцев, международная активность) — этот параметр выглядит вообще лицемерным, потому что западные страны призвали своих студентов покинуть Россию. Хотя не все из них к этим призывам прислушались, но национальные правительства буквально вынудили их уехать. Поэтому западные рейтинги сегодня в большой степени формальность, нежели объективное отражение уровня вузов. Наши коллеги с факультета международных отношений МГИМО говорят нам, что дипломатические образовательные программы на Западе испытывают спад. Регионоведение, история заменяются курсами по менеджменту, мягкой силе и т. д. Специалисты, которых выпускают западные вузы, не погружены в специфику регионов, где они работают. Они, по сути, являются универсальными менеджерами, а не международниками. Тем не менее эти учебные заведения без проблем оказываются в соответствующих рейтингах. У МГИМО и у российских вузов в целом нет опасности оказаться «на острове» — мы не изолированы, мы продолжаем заниматься своим делом: готовим высококлассных международников, которые демонстрируют высокий уровень образования своими компетенциями, а не рейтингами.

Мост в новый мир

Борис Коробец - ректор Дальневосточного федерального университета

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) создавался во многом для того, чтобы обеспечить профильными кадрами «разворачивающуюся на Восток» экономику. После февраля 2022 года, когда из-за введенных санкций сотрудничать с западными вузами стало фактически невозможно, ДВФУ активизировал свою работу по интеграции с учебными и научными учреждениями стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

— Как изменилась география международных связей университета после 2022 года?

— Наш вуз сохраняет статус одного из крупнейших в России центров по изучению Азии, и поэтому география сотрудничества всегда была ориентирована на этот регион, а контакты с западными странами носили точечный характер. Поворот на Восток, обозначенный президентом, состоялся. Дальний Восток стал главным мостом между Россией и новым миром. Мы находим новых партнеров в АТР: среди вузов Филиппин и Таиланда, качественно углубляем взаимодействие с коллегами традиционных страновых направлений, таких как Китай, Вьетнам и Индия, появились новые партнеры и в Латинской Америке, например в Аргентине.

В целом сеть партнеров ДВФУ сегодня состоит более чем из 230 вузов, научных центров и профильных организаций, из которых 160 расположены в странах Азии. У нас работает четыре представительства: в Пекине, Ханое, Токио и Нью-Дели. Кроме того, уже 30 лет в городе Хакодате на острове Хоккайдо филиал ДВФУ готовит русистов из числа подданных Японии. В ближайшие годы мы планируем увеличить количество точек присутствия в регионе, интенсифицировали контакты с Чунцинским университетом почты и телекоммуникаций, запускаем совместный институт в области информационных технологий в одной из крупнейших агломераций Китая, а на базе Университета Цинхуа в городе Гуанчжоу ведем работу над созданием филиала.

Гуанчжоу является для нас воротами в регион Большого залива, на который приходится 10% ВВП всего Китая. Это возможность работать с качественно другим человеческим капиталом, привлекать передовые высокотехнологичные компании и крупнейшие финансово-промышленные группы страны и региона.

Мы расширяем сеть центров русского языка и культуры ДВФУ на территории КНР: в прошлом году мы открыли сразу 3 новых центра, что увеличило их общее количество до 15, и сейчас сеть охватывает всю территорию страны: от северных провинций до самых южных.

Еще один важный вектор нашей работы — взаимодействие с технологическими лидерами в области искусственного интеллекта (ИИ) и продвижение российских технологий на рынки стран АТР. Мы ведем совместные исследования в этой области с коллегами из Ханойского государственного университета и российского ПАО «Сбербанк». Флагманский проект на этом направлении — адаптация под вьетнамский рынок разрабатываемого Дальневосточным центром искусственного интеллекта ДВФУ и Сбером решения на основе ИИ для мониторинга движения и возникновения тропических циклонов. Программное обеспечение позволяет на основе спутниковых снимков выявлять зародившиеся циклоны, определять их характеристики и отслеживать их перемещение.

Мы отмечаем в этом году растущий интерес к ДВФУ со стороны абитуриентов со всего мира. По сравнению с прошлым годом мы расширили географию на 10 стран: если в 2022–2023 учебном году география насчитывала 79 стран, то в текущем 2023–2024 учебном году поступить в университет хотели более 4 тыс. человек из 89 государств.

— Как происходит переориентация системы международных связей российских вузов с западных университетов на другие направления?

— Развитие международных связей университетов и научных организаций со странами Азии сейчас активно стимулируется, однако этот процесс пока не стал системным. Взаимодействовать с партнерами из АТР довольно сложно: рынок насыщен предложениями — легко упустить действительно стоящие варианты или стать жертвой монополизма определенных организаций. В этом контексте университетам, как и другим субъектам экономической деятельности, необходим проводник, который поможет разработать планомерную политику взаимодействия с научными организациями и вузами Азии на взаимовыгодных условиях. Дальневосточный федеральный университет благодаря своей географической локализации имеет развитую сеть контактов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и огромный опыт экспертизы в продвижении российского образования за рубежом. Мы готовы оказывать коллегам экспертную поддержку и помогать им ориентироваться в экономике знаний АТР.

— Имеет ли смысл в текущих условиях бороться за попадание вузов РФ в международные рейтинги?

— Международная напряженность последних лет ускорила стремительный откат глобализации в образовании. Западные общемировые рейтинги вузов признаются одним из инструментов неоколониализма из-за своей необъективности, ведь их критерии включают не только независимые показатели, но и параметры отдельных систем, от которых в случае обострения международных отношений в любой момент можно отключить определенное государство. Российские вузы именно так попали под политизированный фильтр и просели в общемировых рейтингах, потеряв возможность напрямую индексировать статьи в научных базах данных Web of Science и Scopus. Подобные примеры заставляют многие страны задуматься о создании альтернативных рейтингов для образовательных организаций, и ряд из них уже идет по этому пути. Например, Китай успешно внедрил собственную систему, которая более адаптивна к специфике стран АТР. Несмотря на тенденцию деглобализации и локализации образования и науки, я бы не стал делать выводы об оторванности российской науки. Практика показывает, что международное академическое сообщество по-прежнему высоко ценит сотрудничество с российскими коллегами — как минимум потому, что по некоторым направлениям развития науки и техники мы опережаем иностранных коллег.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
» Для Белгородской, Брянской и Курской областей создана программа восстановления
» "Прямо сейчас". Сикорский сделал необычное заявление о войне с Россией
» СМИ: выходец из Турции станет главой контрразведки Германии
» DR: Строительство украинского завода в Дании нарушит более 20 законов
» Зеленский заявил, что спецназ СБУ нацеливается на порт Усть-Луга
» ВСУ остались без Starlink по всей линии фронта
» Россия получит свою промзону у Суэцкого канала

 Репортаживсе статьи rss

» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи
» ФСБ опубликовала протоколы допроса командующего Квантунской армией

 Комментариивсе статьи rss

» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией
» Федор Лукьянов: Идея "не против Запада, но без него" обретает смысл и перспективу
» Наши «пропавшие» АПЛ, самолеты «судного дня» E-6B ВС США, и при чем тут Венесуэла?

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"