Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"
Правительство России ушло в отставку
Путин официально вступил в должность президента РФ в пятый раз
Россия начинает производство ракетных систем средней и меньшей дальности
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Никсон в Китае
08.02.10 00:02 История: факты и документы

Уоррен И. Коэн

  1. Это во благо, а не во вред другим народам, когда та или иная страна становится стабильной и преуспевающей, способной поддерживать мир в пределах своих собственных границ и достаточно сильной, чтобы не навлекать на себя агрессию извне. Мы искренне надеемся на прогресс Китая, и, насколько можем, миролюбивыми и законными мерами мы внесем свои вклад в содействие этому прогрессу".
  2. Президент США Теодор Рузвельт - китайскому представителю Тан Шаои, декабрь 1908 года

Победа китайских коммунистов в 1949 году в китайской гражданской войне оказала отрицательное воздействие на Соединенные Штаты. В первой половине 20-ого столетия лица, определяющие политический курс США, во главе с президентом Теодором Рузвельтом приветствовали появление сильного и преуспевающего Китая. Они полагали, что Китай будет дружественным по отношению к Соединенным Штатам. Американцы оглядывались на столетие добрых дел, которые они делали в Китае: создание христианских колледжей, которые явились предшественниками современной китайской системы образования, финансирование Фондом Рокфеллера программ сельской реконструкции и Пекинского объединенного медицинского колледжа, где учились ведущие китайские врачи. Многие американцы полагали, что их страна защитила Китай от японских и европейских империалистов, начиная с "Послания открытых дверей", направленного из Вашингтона великим державам, когда в 1899 и 1900 годах само существование Китая как государства было под угрозой, и вплоть до недавних событий, когда Соединенные Штаты возглавляли борьбу за освобождение Китая от японской агрессии во время Второй мировой войны.

Отношения США и Китая рушатся

Но Китайская Народная Республика (КНР), провозглашенная 1 октября 1949 года, не была дружественной по отношению к Соединенным Штатам, и немногие китайцы разделяли мнение американцев относительно их исторической роли в Китае. Их новый лидер, Мао Цзэдун, с подозрением относился к американским намерениям и в июне 1946 года начал проводить антиамериканскую кампанию. Его силы осуществляли нападения на американцев в Китае. Американского дипломата избила полиция в Шанхае. Американский генеральный консул в Мукдене содержался под домашним арестом в течение года. И наконец, худшее из всего, что можно было сделать – вмешательство в октябре 1950 года китайских коммунистических войск в корейскую войну против сил ООН под командованием американцев, пытавшихся отразить вторжение Северной Кореи в Южную Корею. Китайские и американские войска убивали друг друга в бою десятками тысяч, и все мысли об установлении нормальных дипломатических отношений между Пекином и Вашингтоном исчезли.

И далее больше 20 лет Соединенные Штаты и Китай считали друг друга противниками. Хотя их дипломаты иногда встречались на международных конференциях, и от случая к случаю проводили переговоры на уровне послов, ни одна из стран не выражала интереса к достижению примирения. Американцы продолжали признавать Китайскую Республику Чан Кайши, побежденную на материке и продолжавшую существовать на острове Тайвань как законное правительство всего Китая. Мао и его коллеги упорствовали в осуждении американского империализма и отказывались обсуждать любую проблему, кроме прекращения помощи США Чан Кайши и их защиты Тайваня.

Политику Соединенных Штатов определяло сочетание враждебности со стороны Китая, антикоммунизма, усиленного холодной войной, и лоббирования со стороны американских друзей Чан Кайши. Это сочетание помешало американским политикам в 1950-ые и 1960-ые годы попытаться установить отношения с Пекином. Действительно Вашингтон использовал свое влияние, чтобы держать Народную Республику Китай вне Организации Объединенных Наций, несмотря на то, что президент Дуайт Эйзенхауэр утверждал, что изоляция Китая была ошибкой.

В середине 1960-ых годов, однако, осознание китайско-советского раскола и сокращение влияния антикоммунизма в результате разочарования в войне во Вьетнаме привели к изменению американской позиции в отношениях с Китаем. Авторитетные политологи и политические лидеры стали выступать в защиту того, что, с их точки зрения, политически было бы более реалистично, а именно - признать пекинский режим в качестве законного правительства Китая и найти способы работы с ним. Они говорили о "сдерживании без изоляции". Но администрация президента Линдона Джонсона слишком глубоко завязла во Вьетнаме, а китайцы были поглощены своей Культурной революцией. Никакие новые отношения не развивались.

Напряжение спадает

Ричард Никсон, вице-президент Эйзенхауэра и неудачливый кандидат в президенты на выборах 1960 года, был американским лидером, антикоммунизм которого и враждебность к Китаю были хорошо известны. В 1968 году он был избран президентом Соединенных Штатов, и возможность ослабления напряжения в отношениях с Китаем казалась более отдаленной, чем когда-либо. Но Никсон согласился с оценками высоких должностных лиц Государственного департамента, что Китай мог бы помочь Соединенным Штатам закончить войну во Вьетнаме и способствовать американским усилиям в противостоянии растущей советской мощи. Он признал, что изменившееся настроение американской публики, плюс его собственный антикоммунистический мандат могут позволить ему искать примирения с Китаем. Медленно, осторожно, без всякого риска для безопасности Соединенных Штатов администрация Никсона стала сигнализировать о своем желании улучшить отношения с Китаем.

Чжоу Эньлай, верховный авторитет в китайской дипломатии, работал в том же направлении, о чем свидетельствовали его приглашение американской команде по пинг-понгу посетить Китай и контакты через лидера Пакистана. Постепенно он убедил скептически настроенного Mao, что Соединенные Штаты больше не представляют угрозы Китаю и могли бы быть полезны для усилий Пекина противостоять советскому давлению. В 1971 году произошел большой прорыв.

В своем послании Конгрессу о положении страны в феврале 1971 года Никсон говорил о необходимости установить диалог с КНР. Он призвал к нахождению места для пекинского правительства в Организации Объединенных Наций - не жертвуя положением Китайской Республики на Тайване. До этого американское признание и поддержка режиму Чан Кайши были главным препятствием для восстановления отношений между Китаем Мао и Соединенными Штатами. И Мао и Чан Кайши настаивали, что может быть всего лишь один Китай и ни один не согласится на усилия Вашингтона иметь два—один на материке и один на Тайване. Однако в 1971 году Никсон и Мао стремились использовать друг друга и согласились на компромиссную формулу "один Китай, но не теперь". Фактически, учитывая то, как Никсон и его советник по национальной безопасности Генри Киссинджер оценивали стратегическую ценность улучшенных отношений с Пекином, они были готовы пойти навстречу Мао. Найти партнера в борьбе против Советского Союза было гораздо важней.

В июле 1971 года мир узнал, что Киссинджер только что возвратился из своей секретной миссии в Китай. И Никсон объявил, что он, президент Соединенных Штатов, принял приглашение посетить Китай. В августе и сентябре Соединенные Штаты впервые поддержали включение представителя Пекина в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, оказывая номинальную поддержку усилиям Тайбэя сохранить место для себя. Американская инициатива включить обе делегации не дала результатов, потому что Киссинджер выбрал это время, чтобы лететь в Пекин. Албанское предложение заменить представителя Тайбэя представителем Пекина с легкостью победило. Это было одно из наименее болезненных дипломатических поражений, которые Соединенные Штаты когда-либо переносили. Вашингтон сделал шаг навстречу политике одного Китая.

Президентский визит

В феврале 1972 года Никсон полетел в Китай, где удостоился личной аудиенции Мао Цзэдуна. Удивленная международная телевизионная аудитория наблюдала, как Никсон, высидев до конца представления, тепло аплодировал китайскому балету, сильно загруженному коммунистической пропагандой. Это был действительно новый Никсон и новые отношения с Китаем.

Из китайско-американского совместного коммюнике по окончанию недельного визита Никсона в Китае, стало ясно, что совместное сопротивление Советскому Союзу было тем, что свело вместе эти две стороны. Их оппозиция "гегемонии" в Азии и на Тихом океане была чуть завуалированным выражением уменьшения влияния Москвы в регионе. С другой стороны, Тайвань оставался основным препятствием для регулярных дипломатических отношений, для "нормализации". Американцы признали китайское заявление, что Тайвань—это часть Китая, но вновь заявили о своей заинтересованности в мирном урегулировании проблемы. Никсон реагировал на китайские требования об удалении американских войск с Тайваня тем, что принимал от лица Соединенных Штатов обязательства по окончательному выводу войск и обещал сделать это постепенно, по мере того, как напряженность в регионе (Вьетнам) будет уменьшаться. В то же самое время он и Киссинджер стремились смягчить опасения Пекина, что японское могущество сменит на острове могущество американцев. Он продолжал уверять китайских лидеров, что Соединенные Штаты не будут поддерживать независимость Тайваня и обещал предпринять желаемые китайцами шаги после его ожидаемого переизбрания в 1972 году.

Соединенные Штаты были обязаны по договору 1954 года защищать Тайвань. Американские фирмы имели многомиллиардные инвестиции на острове. Опросы общественного мнения указывали, что американский народ не желал оставить народ Тайваня, друга и союзника, коммунистам. Тем не менее, администрация Никсона была готова аннулировать договор об обороне с Тайванем, делая ставку на то, что вскоре народ острова сможет защитить себя сам и что, в конечном счете, мирное решение могло бы быть найдено.

Нормализация

В 1973 году Китай и Соединенные Штаты открыли "офисы связи" в столицах друг друга, которые во всем, кроме названия, были по сути дела посольствами. Нормализация была отсрочена, однако, Уотергейтским кризисом, который, в конце концов, вынудил Никсона уйти с президентского поста в отставку дискредитированным. Но его преемники продолжили усилия по нормализации отношений с Китаем, которая была достигнута в начале 1979 года. Секретный обмен информацией военной разведки о передислокации советских войск, начатый Киссинджером в 1971 году, никогда не прерывался.

Открытость Никсона по отношению к Китаю вызвала чрезвычайно важное изменение в балансе сил холодной войны. Молчаливый союз между Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой, направленный против явно расцветающей мощи Советского Союза, уменьшил китайские опасения по поводу потенциального советского нападения и позволил американцам сконцентрировать свою военную мощь в Европе, в то время как Советы продолжали противостоять соперникам и на Востоке, и на Западе, которые теперь вместе противостояли Москве. Это был главный поворотный момент в мировой истории, и он в итоге внес свой вклад в разрушение Советского Союза и в завершение холодной войны. И в 1979 году американский вице-президент Уолтер Мондэйл поехал в Пекин, где повторил слова Теодора Рузвельта, сказанные в 1908 году, чтобы вновь выразить убеждение, что сильный и дружественный Китай соответствует американским интересам.

Уоррен И. Коэн - историк, заслуженный профессор Мэрилендского университета, старший научный сотрудник Международного центра ученых Вудро Вильсона в Вашингтоне. Специалист по истории американских международных отношений, отношений США с Восточной Азией, а также по истории Китая и прилегающего региона

 

hABi2aL08.02.10 09:24
Оказывается Соединённые Штаты Америки возглавляли борьбу с Японией за освобождение Китая. А мужики то не знают.
russian_savage08.02.10 11:08
Да, мужики-то незнают про американские эскадрилии в Китае. И про Бирманскую дорогу, по которой в Китай военные грузы шли, мужики не знают. И про то что войну японцы вели в основном против США, тоже мужикам невдомёк.

Мужики наверное думают, что раз Францию освободили "маки" и союзные войска, то СССР внёс в это дело совсем-совсем маленький вклад.
MEK08.02.10 11:58
Да, жентенльмены-то не знают, конечно что была такая Квантунская армия, пока не всретилась с Красной, что можно под шумок устраивать опыты в Нагасаке и Хиросиме, что во Францию американцы высаживались в основном, чтобы спасти рядового Брайена, а когда в Арденах Гитлер огрызнулся, Рузвельт с черчилем сразу же побежали жаловаться деденьке Сталину...
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Индейцы выступили с требованием к властям США из-за решения по России
» Коломойскому* грозит пожизненное лишение свободы
» Самовлюблён и неспособен: словацкий премьер обрушился с критикой на ЕС
» Суд над Трампом отложен на неопределенный срок
» СМИ: Италия предложила Хафтару сделку ради отказа Ливии от работы с Россией
» Замминистра Тимуру Иванову вменяют взятку в миллиард рублей
» Глава Euroclear предостерегла от конфискации российских активов
» AstraZeneca отзывает вакцину от коронавируса из-за судебного иска

 Репортаживсе статьи rss

» Корейские комплексы: каких успехов добилось ракетостроение КНДР
» Алексей Можин: МВФ занимается финансированием терроризма, помогая Украине
» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года

 Комментариивсе статьи rss

» Правительство США помогает проукраинским СМИ распространять пропаганду и затыкает рот критикам
» Что не так с глобальным управлением — и как все исправить
» Недружественные стимулы роста
» «Лучше жить, чем умирать за флаг», — в разговоре с The Guardian украинские мужчины рассказали, почему скрываются от мобилизации
» «Американская ловушка», Фредерик Пьеруччи
» Об интервью российского философа Александра Дугина американскому журналисту Такеру Карлсону
» Армения: России нечего бояться присутствия ЕС на Южном Кавказе
» Генерал Куят: «фатальная ошибка верить, что перспективы Украины улучшатся»

 Аналитикавсе статьи rss

» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"