Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Геополитические фантомы украинской псевдогосударственности - 3
28.01.09 18:24 Наследники СССР сегодня
Окончание. Начало – здесь. Продолжение – здесь.


5. Россия возвращается

На Украине достаточно людей, которые боятся и ненавидят Россию. У «свидомых» данный страх и ненависть нередко перерастают в фобию. Но эти болезненные проявления деформированного параноидальной сверхидеей сознания практически не имеют никакого соприкосновения с действительной реальностью. Украинская русофобия чистый продукт западной индоктринации. Истерия «свидомых» по поводу так называемого российского империализма это не врождённая, а благоприобретённая фобия, некая идейно-психологическая инфекция, введённая в русское сознание сперва поляками, затем германцами, а потом американцами.
 
Но проблема в том, что русофобия и ненависть к России самоубийственны для Малой Руси, называемой сейчас «Украина». И беда для нас не только в том, что «свидоми» способны вдребезги разбить оказавшуюся у них в руках страну о Россию (чем они сейчас, собственно говоря, и занимаются), но и довести её до полного духовного и материального истощения, разорвав соединяющую нас духовно-материальную пуповину.
 
К сожалению, «свидомые» и значительная часть оранжоидов, понять это не способны. Здесь бессильны самые железные и убедительные доводы. Разум перед гипнотическим внушением бессилен, а русофобия несгибаемых украинских «борцов» с русским «шовинизмом» и российским «империализмом» зиждется именно на гипнотическом внушении или самовнушении. Они старательно закрываются от фактов и постоянно апеллируют к привычным для себя идеологемам. Наиболее разумные из них подстраивают факты под эти идеологемы, тем самым усиливая гипнотическое поле украинской русофобии.
 
Именно поэтому, устраивать дискуссии и споры со «свидомыми» и оранжоидами по поводу России – бессмысленно. Ещё более бессмысленно призывать их обратить внимание на реальную действительность. Они страшатся реальной действительности сильнее, чем России. Они бегут от неё. Они тщательно закрывают перед нею двери своих домов и восприятие своего сознания. А посему, лучше всего подождать. Подождать, когда реальная действительность сама вломится в их дома и головы. Тем более что ждать осталось уже недолго.
 
Самое забавное, что для Украины, в плане геополитики, реальная действительность это – Россия. С РФ она начинается, и РФ заканчивается, а всё остальное (США, ЕС и т.п.) это лишь приложения к ней. Именно поэтому для Киева первостепенной задачей является чёткое понимание главной цели и основных задач внешней политики Москвы. Не приписывание российской геополитике псевдомотивов, выуженных из ветхих западных идеологем, а ПОНИМАНИЕ её сути. В противном случае, Украина будет неадекватна, а неадекватность в отношении России для неё равнозначна самоубийству.

А) Внутриполитические предпосылки геополитического ренессанса
 
Для Российской Федерации, как и для любого иного государства, внутренняя политика является главной предпосылкой политики внешней. Именно внутренняя политика прямо или косвенно закладывает основы политики внешней и фактически представляет собой её прелюдию. Именно поэтому внешняя политика России января 2000 года радикальным образом отличается от внешней политики декабря 2008.
 
Россия постсоветского периода, это страна двух эпох. Эпоха Бориса Ельцина (именуемая еще «демократической»), была, прежде всего, эпохой широкомасштабного, всёохватывающего упадка государства и общества. Эпоха Владимира Путина ещё ждёт своей оценки. Хотя уже сейчас, при сравнении с ельцинскими временами, её можно назвать эпохой подъёма российского государства. При всех недостатках и неправдах путинского режима, именно он положил предел российской смуте и остановил стремительный процесс распада России. И дело тут совсем не в высоких ценах на нефть и газ. При Ельцине нефть и газ тоже интенсивно продавались за кордон, но казна, тем не менее, была пуста, а Россия отягощена колоссальным внешним долгом.
 
Для русских либералов и правительств некоторых западных стран, путинский режим очевидное зло. Игнорируя его достижения, они смакуют и абсолютизируют его ошибки, просчёты и неудачи. При этом, по их мнению, историческая вина Путина заключается в разрушении им российской демократии – главного достижения ельцинской эпохи.
 
Было бы глупо с этим спорить. Путин действительно уничтожил ту демократию, которая возникла во время правления Бориса Ельцина. Уничтожил сознательно и целенаправленно. Срубил, так сказать, под корень. Это правда.
 
Но, констатируя данный факт, ни российские либералы, ни западные идеологи не говорят о том, что представляла собой эта демократия 90-х годов. Была ли она действительно великим достижением? Являлась ли она сверхценностью для ВСЕЙ России, а не только для тонкой прослойки либерально настроенной интеллигенции, жившей за счёт этой «демократии»?
 

Чтобы это понять, необходимо дать ответ всего лишь на один вопрос: был ли менее бесправен во времена правления Бориса Ельцина и российских «демократов» простой народ? Была ли у него реальная возможность защищать свои права, влиять на государственную власть и её политику?

Ответ очевиден – НЕБЫЛО.

Именно поэтому, в смысле действительной сути демократии, Россия Ельцина и Россия Путина – идентичны. Их степень демократичности является абсолютно одинаковой. Восемь лет путинского правления ничего не добавили, но ничего и не убавили у такого феномена как «российская демократия». «Власть народа» как была иллюзией в 90-х, так и осталась иллюзией в 2000-х.

Поэтому когда в Киев приезжают «недобитые» российские «демократы» вроде Немцова или Каспарова, и начинают на украинском телевидение пускать крупные, прозрачные слёзы по поводу «другой России» и с умилением любоваться нашим истинно демократическим «хохлосрачем», невольно вспоминается четверостишье Губермана:

Не верю я, хоть удави,
Когда в соплях от сантиментов
Поет мне песни о любви
Хор безголосых импотентов
.

Их «другая Россия» это некий аналог сегодняшней Украины. И если в путинской России чиновники, капиталисты и политики традиционно плюют на простой народ, но при этом до дрожи в коленках боятся Путина, то в ющенковской Украине чиновники, капиталисты и политики не только плюют на простой народ, но и никого не боятся. Для них Ющенко не лидер нации, а нудный, унылый клоун. Народ – тупой электорат, который необходимо периодически «разводить», дабы потом его безнаказанно «иметь». Не в наличии или отсутствии демократии заключена разница между Россией и Украиной, а в том, что в России выше чиновников, капиталистов и политиков стоит даже не формальный президент, а неформальный лидер нации (чьё влияние уже в значительной степени зависит не от должности, а от личного авторитета), а на Украине выше чиновников, капиталистов и политиков никого нет. Если в России Владимир Путин концентрирует и персонифицирует в себе государственную власть, выше которой лишь власть Господа, то на Украине государственная власть развоплощена в чиновниках, олигархах и политиках, а Божьей власти, и уж тем более народной, здесь вообще никогда не было.


Украинская «демократия» это - отсутствие государственной власти и народной поддержки правителей, это власть, проистекающая из частных кабинетов и личных счетов в иностранных банках, это власть, глубоко презирающая государство и народ. Российский авторитаризм, это – государственная власть, сконцентрированная и персонифицированная в личности автократа и его ближайшего окружения, эта власть с одной стороны опирающаяся на жёсткую структуру чиновничьего аппарата управления, а с другой стороны, на реальную поддержку народных масс. При этом автократ это ни сколько главный чиновник, сколько символ государственности, фигура, стоящая над всем, что происходит в стране, могущественный лидер, уравновешивающий своей почти абсолютной властью интересы чиновников, капиталистов и народа.
 
Здесь, конечно же, возникнет закономерный вопрос, а что же тогда уничтожил Путин, если в плане действительной демократии никаких изменений за последние семнадцать лет в России не произошло?
 
Вопрос не сложный. Путин уничтожил то, что российские «демократы» и западные идеологи выдавали за демократию, уничтожил то, что демократией никогда не являлось, он разгромил политическую систему под брэндом «демократия», но не саму демократию, которая в России так и не возникла.

Что именно уничтожил Путин? Ответ очевиден – олигархическую квазигосударственную систему, которая рядилась в одежды демократии. Путинский авторитаризм это не альтернатива российской демократии, а лютый враг российской олигархии. Не демократию уничтожил Путин, а олигархию, прикрывавшую свою абсолютную власть идеологической ширмой демократии. В итоге Россия получила сильного и умного автократа, воздвигшего свою личную власть на жёсткой авторитарной системе.
 
Плохо это или хорошо? Вопрос неуместный. Авторитаризм естественно присущ России и русскому архетипу. Выход за его рамки всегда вёл к хаосу и анархии. Да и политическая борьба в России традиционно велась между авторитаризмом и олигархизмом, как чередующимися фазами её политической истории (советский тоталитаризм заимствован у Запада).
 
Что характерно, усиление авторитаризма в России всегда приводило к усилению её государственной мощи и активизации её внешней политики. Именно поэтому Запад так боится российского авторитаризма. Не за российскую демократию он переживает, а страшится тех геополитических проблем, которые ему создаст энергичная и независимая внешняя политика России. Поэтому западные страны всегда стремились привести Россию к состоянию непрерывных социальных потрясений, псевдодемократических реформ и олигархического правления. Это позволяло до предела истощать и ослаблять Россию, лишать её государственной самостоятельности, гасить её внешнеполитическую активность.

Здесь мы как раз и подошли к сути проблемы. Разгром современной российской олигархии был завершён в мае 2005 года вынесением судебного приговора Михаилу Ходорковскому. Это было знаковое и веховое событие. Это был символ того, что российское государство во главе с автократом сломало олигархическую систему и обрело субъектность в вопросах внутренней политики. Можно как угодно оценивать Путина и всё, что он сделал за годы своего правления, но ему нельзя отказать в главном – он был сувереном на посту главы российского государства. В Путине персонифицировалась действительная национальная независимость России.

Конфликт президента России с главой ЮКОСа был конфликтом ни сколько двух сильных и умных людей, сколько двух мировоззрений, двух несовместимых философий, двух разных судеб России. Ходорковский был не просто одним из наиболее богатых и могущественных российских олигархов, он был последним крупным бастионом западного влияния внутри России. В рамках ельцинского режима, благодаря своей встроенности в западную правящую элиту, Ходорковский фактически стоял над российским государством, он представлял внешние могущественные силы, от которых долгие годы зависела вся российская власть. Он обладал личной неприкосновенностью, которой могли бы позавидовать дипломаты многих стран. Ходорковский знал об этом и этим пользовался. Он был абсолютно уверен, что незаменим для некоторых очень влиятельных нью-йоркских евреев и американского правительства. Он был убежден, что они – его сверхнадёжная страховка. Он был опьянён иллюзией собственной неприкосновенности. Он недооценил Владимира Путина, которого откровенно презирал. И в этом заключалась его стратегическая ошибка, ставшая в последствии для него роковой.
 
Умный, образованный, богатый, холёный еврей с замашками аристократа не мог себе и представить, что для влиятельных нью-йоркских евреев он может оказаться менее ценным, чем какой-то безродный российский чиновник, когда-то кем-то усаженный в президентское кресло, да ещё и русский по происхождению. Он не мог и предположить, что его просто «сдадут». А это как раз и произошло. Путин и его ближайшее окружение смогли выстроить комбинацию, при которой Ходорковский стал разменной пешкой в большой игре. Вашингтон, дабы сохранить лицо, пару раз что-то невнятно «пискнул» по поводу ареста главы ЮКОСа, но как только за ним закрылась дверь камеры, о нём забыл. Ходорковский даже не был превращен западными СМИ в «узника совести». Всё прошло достаточно тихо, и без скандала. Также тихо был уничтожен и ЮКОС. Многие на этом хорошо заработали. В том числе и влиятельные нью-йоркские евреи. В общем, все остались довольны.
 
Но с этого момента уже никто не мог вмешиваться во внутренние дела России, где всё отныне решал российский президент и его ближайшее окружение. Россия вновь стала суверенной, независимой и непроницаемой для внешнего влияния державой. Для того чтобы добиться этого результата, Владимиру Путину понадобилось почти пять лет. Если учитывать, что в начале 2000 года российской власти практически не существовало, а страна пребывала в нарастающем хаосе, это - фантастический результат. В 2005 очень многие, как в самой России, так и за её пределами, поняли, что вместе с русским авторитаризмом вернулся и порядок. Всерьёз и, судя по всему, надолго.
 
Таким образом, весь свой первый президентский срок Владимир Путин посвятил уничтожению разнообразных центров силы и влияния внутри страны, созданию в России жёсткой авторитарной системы управления и установлению государственного контроля над основными материальными и финансовыми ресурсами. Уничтожив российскую олигархию, он тем самым возродил действительную национальную независимость России. Фактически ему удалось сконцентрировать в своих руках всю мощь страны и использовать её в геополитической борьбе с внешними противниками и конкурентами России. Этому, он посвятил свой второй президентский срок.

Б) Цель и задачи
 
Очень часто Путина обвиняют в том, что он так и не сформировал чёткую концепцию внешней политики России. Что её якобы вообще нет. Это не так. Он не оформил её в писаную доктрину. Это - да. Но её явные контуры проступают во всём, что он делал в последние годы на международной арене. Их просто надо увидеть.
 
Его опыт работы в разведке наложил определённый отпечаток на те методы, которые он применил и применяет при осуществлении внешней политики России, а так же на её тактику и стратегию. Не являясь кадровым дипломатом, Путин, тем не менее, еще во время работы в советской разведке получил представление о дипломатической работе за границей. Однако этого опыта было крайне недостаточно для проведения эффективного внешнеполитического курса на посту главы государства. Однако у Путина есть одна очень важная и редкая для политиков черта – он удивительно обучаем. Это одно из обязательных качеств офицеров КГБ. Их отбирали, в том числе, с учётом способности самостоятельно доходить до сути вещей и находить оптимальные решения проблем. Без этого разведчик немыслим. Путин использует экспертов и советников не как шпаргалки, в которые надо иногда заглядывать, чтобы иметь умный вид на пресс-конференциях, а как инструменты, при помощи которых он сам находит ответы на нужные вопросы. Этим он превосходит многих своих иностранных коллег. Путин реальный, а не номинальный правитель.
 
Первый год его активной внешнеполитической деятельности отличался своеобразным романтизмом. Судя по всему, тогда он ещё верил в политику, которую мы видим по телевизору. Очевидно, тогда он ещё думал, что по любому вопросу можно договориться, что в международных отношениях все равны, а общее благо – главная задача мирового сообщества. Тогда он шёл на уступки и был готов к компромиссам. Он наивно рассчитывал, что западная правящая элита примет его если ни как родного, то как равного. Однако реальная действительность международных отношений очень быстро привела его в чувство. На определённом этапе своей внешнеполитической деятельности он осознал, что для тех, кто правит миром, он и Россия – ничто, пустое место и для того, чтобы считались с тобой и твоим народом, для того чтобы просто выжить, необходимо делать ставку на деньги, выгоду и силу.
 
Путина обвиняют в том, что он - умный, расчётливый, решительный, коварный, целеустремлённый, властный, агрессивный, жёсткий, безжалостный…
 
А каким должен быть правитель такого государства как Россия? Точнее, каким МОЖЕТ быть правитель такого государства? Тупым, слабохарактерным, бесцельным, безвольным мямлей, способным лишь красть и лгать? Таких российских правителей тихо душили в спальнях шелковыми подушками собственные гвардейцы. Душили их до тех, пор, пока не приходил тот, кто решительно рубил головы дворцовым интриганам, а потом «окна» в Европу. И тогда начиналась эра национального подъёма.
 
В том-то и дело, что Россией может править лишь умный, сильный, жёсткий и амбициозный человек, знающий, что необходимо ему, народу и государству. Другие правители в России не приживаются.

Поэтому нет ничего более глупого в либерально-демократических оценках, чем обвинение Путина в переизбытке ума, воли, силы, агрессии и волюнтаризма. Ведь это главные, из ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ качеств российского правителя. Пришёл бы вдруг к власти в России в 2000 году человек а-ля Ющенко, с букетом противоположных качеств, и уже в 2005 году РФ представляла бы собой конгломерат маленьких, потрясаемых от внутренних политических конфликтов и экономических кризисов «укрАин», непрерывно воюющих друг с другом из-за материальных ресурсов. Но для Руси и одной «укрАины» слишком много.
 
И дело тут, в общем-то, не в Путине. Дело в том, что это не он выбрал своё место (он его вообще не выбирал), а место выбрало его. Это место рассчитано на таких людей как он. Когда Березовский и Абрамович усаживали Путина в президентское кресло, они мечтали о своём, российском Ющенко, а получился Путин. Для них Владимир Владимирович стал печальным результатом хитроумных комбинаций. Это - русская мистика, в которой 2×2≠4 потому, что при определённых условиях математические законы в России не действуют. Отсюда и знаменитое: «умом Россию не понять, аршином общим не измерить…». И не исключено, что если бы тогда, в конце 90-х, Березовский и Абрамович обратили своё внимание не на Путина, а на какого ни будь Иванова, Петрова или Сидорова, то всё равно в итоге получился бы «Путин», со всеми вытекающими из этого последствиями. Русская мистика…

Не сложно заметить, что утвердив себя в качестве суверенного правителя России, Путин принялся активно и последовательно наращивать геополитический вес страны, постепенно двигаясь к главной внешнеполитической цели – возрождению России в качестве одной из наиболее сильных и влиятельных держав мира.  

Осознавая в полной мере, что сил для жесткого, конфронтационного отстаивания своих интересов у предельно ослабленного и нищего российского государства нет, Путин ставит перед собой ряд важных тактических задач: во-первых, накопить достаточно сил и ресурсов для самостоятельной геополитической игры, во-вторых, как можно глубже войти своими людьми (используя совместный бизнес и деньги) в правящую элиту Запада, в-третьих, усилить российское влияние в международных организациях, в-четвёртых, внести раскол в ряды своих основных геополитических противников и в-пятых, установить экономический и политический контроль над значимыми для национальных интересов России, регионами.

В) Финансовая концентрация и инвестиционное расширение
 
Фактически, к концу своего второго президентского срока Владимира Путина четыре первые задачи были выполнены, а пятая выполнена частично.
 
Прежде всего, Россия не только расплатилась со всеми долгами «демократической» эпохи, но и накопила колоссальные финансовые ресурсы. В 2008 году золотовалютные резервы России достигли более 500 миллиардов долларов США (это третье место в мире после Китая и Японии). Кроме того, по совокупному объему своих средств, нынешние российские суверенные фонды сопоставимы с сингапурским TemasekHoldings (6 место в мире) и следуют сразу за ChinaInvestmentCorporation.
 
Используя полученные от продажи нефти и газа деньги, РФ принялась активно скупать энергетические, транспортные, финансовые и промышленные компании Европы, Соединенных Штатов и стран СНГ. В 2008 году она стала третьим крупнейшим экспортером прямых зарубежных инвестиций в мире. Если раньше российские инвесторы стремились в энергетический сектор и тяжелую промышленность иностранных государств, то сейчас их интересы переместились в сторону предприятий, производящих потребительские товары.
 
На данный момент, двадцать пять крупнейших российских предприятий владеют иностранными активами, стоимостью в 59 миллиардов долларов США.
 
Фактически не встречая какого-то серьезного сопротивления, российские компании просто купили (непосредственно или через посредников) большую часть финансово-экономических систем стран постсоветского пространства. И хотя официальной статистики не существует, можно предположить, что финансово-экономическое поглощение Россией своих ближайших соседей достигло своего возможного пика. При этом надо учитывать, что для стран СНГ, российские энергетические, финансовые и промышленные компании, это - авангард мягкого, незаметного вторжения, за которым движется российское государство. Поэтому кричать «русские идут»! уже поздно. Русские пришли. Россия вернулась.
 
Размах финансово-экономической экспансии россиян в дальнем зарубежье принял такие масштабы, что правительства европейских стран начали создавать специальные контрольные органы, чтобы как-то ограничить инвестиции из России и не дать крупным российским компаниям купить стратегически важные европейские предприятия. США же просто ввели жесточайшие требования к инвесторам и эмитентам из России, практически полностью блокировав их доступ на свой рынок. Американцы и европейцы уверены, что российское правительство (и российские суверенные фонды) осуществляют инвестиции не только в коммерческих целях.
 
Однако это не останавливает россиян. Сейчас им на руку играет мировой финансовый кризис, стремительно удешевляющий экономические объекты по всему миру, и снимающий всякие ограничения для поглощений. Золотовалютные резервы России позволяют Кремлю, в непростых условиях мирового кризиса, планировать и осуществлять серьезные покупки. Даже министр финансов США Генри Полсон в ходе визита в Москву в июне 2008 года, подтвердил интерес США к российским инвестициям. Соединенные Штаты в последнее время всё острее ощущают потребность в российских деньгах. Об этом свидетельствует и то, что в 2008 году Россия заняла восьмую строчку в рейтинге держателей государственного долга США. Как это не звучит парадоксально, но родина денежного станка Федеральной Резервной Системы на данный момент существенно зависит от финансовых накоплений России.
 

Всё вышеизложенное позволяет кремлёвским эмиссарам устанавливать непосредственные контакты с могущественными представителями западного бизнеса, политики и СМИ, налаживая с ними тесные, взаимовыгодные, партнерские отношения. Российские агенты влияния проникают в крупнейшие международные финансовые структуры, ведущие западные фонды и мозговые центры, где вырабатывается внутренняя и внешняя политика стран Европы и США. Всё это в целом, сделало невозможным возведение нового «железного занавеса» и изоляцию РФ, о чём ещё недавно подумывали американские стратеги. Россия вошла в кровь и плоть западного мира, надежно привязывая его к себе деньгами, бизнесом и выгодой. Именно поэтому, сейчас Запад крайне ограничен в своих возможностях наносить серьезные экономические и политические удары по России.

Г) Энергетические предпосылки геополитического доминирования

Параллельно этому, Россия ведёт активную работу по созданию масштабных международных проектов, способных превратить её естественные преимущества в фактор геополитического доминирования.
 
Так в 2006 году эксперты НАТО выступили с предупреждением о подготовке Россией международного картельного сговора производителей газа. Данные выводы содержались в конфиденциальном аналитическом докладе экономического комитета НАТО, представленном 26 членам Альянса. Под картельным сговором в докладе имелось ввиду стремление России, обеспечивающей четверть потребностей Европы в газе, создать газовый аналог ОПЕК, куда бы вошли Алжир, Катар, Ливия, страны Центральной Азии и Иран. В докладе говорилось о «возможности того, что крупные страны–поставщики газа будут координировать свои инвестиции и планы по выработке с целью не предотвращения перепроизводства и удержания цены на газ на высоком уровне».
 
При этом в НАТОвском докладе утверждалось, что целью «газового ОПЕК» «будет использование энергетической политики для достижения политических целей». Кроме того, о том, что Россия желает превратить свои энергоресурсы в «эффективное политическое оружие», предупредила и международная консалтинговая фирма Control Risks.

Идея создания «газового ОПЕК» была впервые высказана в 2005 году на встрече министров стран-экспортеров газа в Порт‑оф‑Спейне. Тогда участники форума пытались выработать механизмы, позволяющие установить более справедливые цены на газ. В связи с этим, была выдвинута идея о создании специальной организации с координационным центром в Дохе. Однако идея не была реализована из-за разногласий участников, а также давления со стороны США и Евросоюза.

28 января 2007 года о создании газового картеля вновь заговорил духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. На встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым он официально предложил России создать газовый картель по типу ОПЕК. После этого, Путин, во время своей встречи в феврале 2007 года с эмиром Катара, назвал инициативу создания газового картеля интересной. Его оценку поддержали и эмир. После этого началась реальная работа по созданию вышеозначенной международной структуры.

Ожидалось, что о возникновении «газового ОПЕК» будет объявлено в апреле 2007 года на конференции стран‑экспортеров газа в столице Катара Дохе, однако такая перспектива вызвала резко негативную реакцию США и Евросоюза. Американский Конгресс даже принял специальную резолюцию, в которой создание «газового ОПЕК» квалифицировалось как «угрозу национальной безопасности США».

Однако в октябре 2008 года Россия, Иран и Катар пришли к единогласию в вопросе о создании Организации стран–производителей и экспортеров газа – «газового ОПЕК». После этого, в декабре 2008 года в Москве, 11 газодобывающих держав подписали соглашение о создании постоянно действующей международной организации - Форума стран-экспортёров газа (ФСЭГ). Тогда же, к членам Форума - России, Катару, Алжиру, Египту, Ирану, Ливии, Тринидаду и Тобаго, Венесуэле, Боливии и Нигерии примкнула Экваториальная Гвинея, которая ранее имела статус наблюдателя.

Пока ФСЭГ представляет собой лишь некую площадку для обсуждения тех проблем, которые возникают перед странами-экспортёрами газа, но не исключено, что со временем, она может трансформироваться в некий аналог ОПЕК. Если это произойдёт, то Москва получит мощный геоэкономический инструмент, значительно упрощающее ей решение важных внешнеполитических задач. И возможности противодействовать ему, у российских оппонентов практически не будет.

В январе 2009 года, государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила следующее: «Россия пытается создать газовый эквивалент ОПЕК, который в дополнение к двухсторонней мощи, которая у нее уже есть, даст, как ожидается, ей гораздо больше многосторонний международный охват в сфере газа». Добавив, что в связи с этим «вопрос энергетической безопасности имеет огромные последствия для нашей страны, для Европы и, конечно же, для всего мира».
 
Необходимо отметить, что параллельно Россия разрабатывает и планы создания регионального «газового ОПЕК» в рамках постсоветского пространства. В конце октября 2006 года в Госдуме прозвучало предложение реализовать старую идею Владимира Путина, создать «Международный альянс национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих газ» (МАННГО).
 
Согласно предложенной концепции, МАННГО должен опираться на структуру ЕврАзЭС (куда входят Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан). Роль главного интегратора объединения, естественно, отводится России. В дальнейшем в МАННГО предполагается вступление Ирана, что обеспечит картелю контроль над половиной мировых запасов газа. Данная международная организация должна в дальнейшем играть решающую роль в вопросах унификации цен на газ и транспортных тарифов, координации владения активами в добывающих, транспортных и перерабатывающих предприятиях.
 
Учитывая всё вышеизложенное, не трудно понять, что если Россия сможет создать газовый альянс на базе ЕврАзЭС, её доминирующее положение на постсоветском пространстве станет очевидным и безусловным, а страны, не вошедшие полноправными членами в ЕврАзЭС, автоматически станут изгоями постсоветского пространства со всеми вытекающими из этого катастрофическими для них последствиями. Необходимо помнить, что без доступных энергоносителей не может существовать ни одна экономика и гражданская инфраструктура.

Д)Военно-политическое продвижение
 
Параллельно масштабным энергетическим проектам, Москва стремится существенным образом усилить экономическую и политическую мощь России, расширяя своё влияние в жизненно важных для Европы и США регионах.
 
Прежде всего, Путин прилагает максимум усилий для того, чтобы расширить разлом между ведущими странами Европы и США. Этому в значительной степени способствовала плоская и брутальная имперская политика американских неоконсерваторов. Постепенно, нелюбовь к Соединенным Штатам пересилила у Германии и Франции хронический страх перед Россией. К тому же российские деньги, газ, нефть и личные отношения, существенным образом помогли россиянам преодолеть застарелую европейскую русофобию. Самое забавное, что политики и чиновники из Европы очень легко продаются и покупаются. При должном подходе, российские эмиссары, располагающие достаточными средствами, без труда решают практически любую проблему.
 
Кроме того европейских лидеров заставляют благосклонно относится к России здравый рассудок и их любимая выгода. Очень выгодно сейчас Европе иметь хорошие, партнёрские отношения с Москвой. Выгодно сейчас Европе не замечать резкие, и даже жёсткие действия России на постсоветском пространстве. Тем более, если они не противоречат европейским интересам. А что касается идеологии, принципов и всяких «западных ценностей», то вторичными они стали для европейцев по сравнению с целесообразностью и выгодой. И в Москве это прекрасно знают.  

В итоге, на данный момент в Европе сформировался негласный политический альянс, состоящий из России, Германии и Франции, активно противостоящий геополитике Соединенных Штатов и их сателлитов.

Одновременно с этим, Кремль прилагает значительные усилия для создания антизападных союзов и условий своего экономического и военно-политического присутствия во всех стратегически важных регионах мира.

Так в июне 2001 в Шанхае состоялась встреча глав шести государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61% всей территории Евразии, её совокупный демографический потенциал – четвертая часть населения Земли. К данной международной организации проявляют интерес и другие страны региона. Так в ноябре 2007 года на заседание Совета глав правительств государств–участников ШОС прибыли и представители государств-наблюдателей – Индии, Ирана, Монголии и Пакистана. В качестве гостей к работе были допущены делегации Афганистана и Туркменистана.

Иран уже подал заявку на полноправное членство в ШОС, что вызвало истеричную реакцию официальных представителей Госдепартамента США. Также в данную организацию хотят попасть Индия и Пакистан.

Не вызывает никакого сомнения, что после того, как Соединенным Штатам было отказано в статусе наблюдателя при ШОС, Шанхайскую организацию сотрудничества необходимо рассматривать как масштабный проект, способный стать не только серьезным противовесом американскому военно-политическому влиянию в Средней Азии, но и заложить предпосылки постепенного «выдавливания» США из этого региона.

Несмотря на то, что Россия и Китай заявляют о том, что ШОС не будет трансформироваться в военно-политический союз, в 2007 году членами этой организации были проведены совместные военные учения «Мирная миссия-2007». При этом иранским наблюдателям было разрешено присутствовать на данном мероприятии, а американским было демонстративно отказано.

Кроме вопросов региональной безопасности, ШОС строит планы сотрудничества в экономической сфере.

Так в июне 2006 года В.Путин выступил с идеей создания Энергетического клуба Шанхайской организации сотрудничества. Предполагается, что Энергетический клуб станет неправительственным, совещательным органом для выработки предложений по более эффективному использованию энергетических ресурсов, а так же объединит и скоординирует работу информационно-аналитических, научно-исследовательских центров в сфере ТЭКа. В частности, в рамках ШОС могут обсуждаться вопросы, связанные с развитием энергетической инфраструктуры и строительством линий электропередачи. Так же формат этого клуба предполагает распределение сфер влияния, чтобы минимизировать риски столкновения интересов национальных компаний, конкурирующих друг с другом на общем рынке. Конечной целью координации политики государств ШОС в энергетике должно стать формирование единого рынка энергоресурсов.
 
Очевидно, что данная международная организация сейчас крайне молода и практически совершенно не дееспособна, однако это не значит, что с течением времени, она не сможет превратиться во влиятельную, реально действующую региональную структуру. Всё требует времени.

В последние годы, РФ активно наращивает своё присутствие и влияние в Латинской Америке. На Западе недавние визиты Дмитрия Медведева в этот регион вызвали серьезный резонанс. Прежде всего, они заставили забеспокоиться Соединенные Штаты. И это не случайно. На данный момент их позиции в латиноамериканском мире значительно пошатнулись. Если после развала СССР, единственной неподконтрольной Соединенным Штатам страной в Латинской Америке была Куба, то начиная с конца прошлого века, к власти в Венесуэле, Аргентине, Бразилии, Боливии, Чили, Уругвае, Эквадоре и Никарагуа пришли левые силы, в той или иной мере настроенные антиамерикански.

В регионе исключительно американского геополитического и финансово-экономического влияния на данный момент интенсивно формируется региональная группировка стран, пытающихся всеми доступными средствами ограничить гегемонию США. Причём их усилия в достаточной мере скоординированы и направлены к общей стратегической цели – созданию мощного военно-политического и финансово-экономического латиноамериканского союза. В контексте этой задачи, Венесуэла, Бразилия, Боливия, Никарагуа, Куба, Эквадор и Аргентина недавно договорились о создании общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также введении единой валюты.

Вовремя уловив стремительно изменяющуюся ситуацию в Латинской Америке, туда энергично пытается вернуться Россия, налаживая тесное финансово-экономическое и военно-политическое сотрудничество с «антиамериканским альянсом девяти».

Прежде всего, Россия запускает программы сотрудничества с такими «нефтяными» латиноамериканскими странами как Венесуэла, Боливия и Эквадор, что позволяет им сообща контролировать почти четвертью мировых нефтяных запасов.

Не менее значимым направлением сотрудничества является сфера ВТС. Объемы экспорта российских вооружений и военной техники в страны Латинской Америки неуклонно растут. При этом Россия ещё занимается строительством там военных заводов и техническим обслуживанием техники. Регион просто нашпиговывается российскими вооружениями.

В связи с этим, в докладе, обнародованном в марте 2007 года «Советом по вопросам Западного полушария» (Bureau of Western hemisphere Affairs), действующем при Госдепартаменте США, отмечалось, что российский экспорт привёл к «выталкиванию США с рынков, на которых они ранее доминировали».

Усиление обороноспособности латиноамериканских стран антиамериканской девятки непосредственно ведет к укреплению их политической самостоятельности и усилению коллективного противодействия США. Кроме того, их политический союз и взаимная поддержка активно скрепляются совместными экономическими проектами.
Например, на данный момент разрабатывается план строительства континентального газопровода протяженностью 10 тысяч километров, который пройдёт по территории Венесуэлы, Бразилии и Аргентины. В перспективе к нему могут присоединиться Уругвай, Чили, Парагвай,  Боливия и Перу. Впечатляет размах сооружения. Длина его превысит 9 тысяч километров, а мощность подачи газа составит 150 млн. кубометров в сутки. Безусловно, что он послужит мощным катализатором интеграционных процессов между упомянутыми латиноамериканскими странами, связав их примерно так же, как связала советская газотранспортная система постсоветское пространство.

Что характерно, принять участие в данном масштабном проекте уже пригласили российский Газпром.

Кстати, Россия активно поддерживает идею объединения латиноамериканских стран в прочный региональный союз. Это полностью соответствует её геополитическим интересам в данном регионе. Ведь подобный союз станет мощным противовесом влиянию США в Южном полушарии.

Что интересно, идею такого союза, за несколько дней до своей кончины, предложил послу Аргентины в СССР Иосиф Сталин. Потом ситуация изменилась, и под мощным давлением США проект создания «общелатиноамериканского» союза был похоронен. Однако, судя по всему, пришло время для его возрождения. Чему Россия будет, несомненно, активно содействовать.

Кроме того РФ явно желает себя утвердить в бассейне Индийского океана и Средиземного моря, планируя разместить свои военные базы на путях транспортировки нефти из Персидского залива. Так в январе 2009 года, Генеральный штаб ВМФ РФ официально заявил, что Россия через несколько лет будет иметь пункты базирования своего ВМФ в Йемене, Сирии и Ливии. Речь идет об острове Сокотра и портах Тартус и Триполи.
 
В случае если Россия разместит в Йемене свои военно-морские базы и дополнит их, как это планируется, такими же военно-морскими базами в Сирии (где в настоящее время в распоряжении ВМФ России находятся сирийские порты), она фактически возьмёт под свой контроль районы стратегически важных путей транспортировки нефти из Персидского залива.
 
Возможность реализации Россией подобного плана косвенно подтверждает вот уже не первый год муссируемая в прессе информация о том, что Москва планирует сформировать из боевых кораблей во главе с флагманом ЧФ ракетным крейсером «Москва» эскадру, которая будет действовать в Средиземном море на постоянной основе.
 
Если российские базы все-таки появятся на выходах из Персидского залива, Россия при помощи своего военно-морского флота возьмёт в клещи коммуникации, по которым в Европу и США идут танкеры с нефтью. Это, в свою очередь, позволит ей, в случае крайнего обострения отношений с Западом, без труда блокировать проливы и соответственно вызвать острый энергетический кризис в США и Европе. Даже если такого радикального обострения и не произойдёт, военное присутствие России в стратегически важном регионе планеты лишь усилит её геополитические позиции и политический вес.
 
Необходимо отметить, что Москва достаточно активно возвращает утраченные когда-то СССР позиции на Ближнем Востоке. После захвата американцами Афганистана и Ирака, а так же резкого обострения отношений США с другими ведущими ближневосточными странами, Россия методично и целенаправленно расширяет там своё политическое и финансово-экономическое присутствие. Она активно заполняет собой образовавшийся там вакуум влияния, стремясь не оставить в регионе места для США и Европы.
 
В феврале 2007 года Путин совершает целое ближневосточное турне. Он посетил Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию, в которых не был ни разу  ни один из российских или советских лидеров.
 
После этого визита, в Москву зачастили главы влиятельных ближневосточных стран. Так в феврале 2008 года Москву посетил король Иордании Абдалла II. Договорившись о поставках российских вооружений, он заявил о заинтересованности своей страны в возвращении России на Ближний Восток в качестве дополнительного гаранта стабильности на фоне ослабления американского влияния в регионе.
 
В декабре 2008 года в Москве побывал (впервые за 17 лет) король Бахрейна Хамад бен Иса Аль Халиф. Визит не был безрезультатным. Бахрейн, как один из крупнейших финансовых центров Ближнего Востока, предложил России сотрудничество в банковской сфере. Было высказано предложение о создании совместного российско-бахрейнского банка, а также о налаживании сотрудничества между Внешэкономбанком России и Банком развития Бахрейна. Бахрейнская сторона также предложила установить сотрудничество в области алюминиевой промышленности, которая является одной из основных отраслей индустрии Бахрейна и атомной энергетики. Кроме того, стороны подписали соглашение о намерениях относительно установления тесных контактов между Национальной корпорацией нефти и газа Бахрейна и Газпромом.
 
В феврале 2008 года в столице России на встрече с Дмитрием Медведевым побывал президент Сирии Башар Асад. Прежде всего, его интересовали российские вооружения. Перед лицом возможного американского вторжения, начался процесс постепенно российско-сирийского сближения, который был ускорен списанием РФ старого десятимиллиардного долга Сирии и значительным расширением военно-технического сотрудничества между двумя странами. По некоторым сведениям, Москва и Дамаск вообще заключили между собой некий секретный договор о сотрудничестве и взаимопомощи с учётом значительной вероятности американского военного удара по Сирии.
 
Возможно ещё более тесные отношения у России с Ираном. В октябре 2007 года, впервые со времён Сталина, лидер России посетил с государственным визитом Иран. Подобное событие не является случайным. Не первый год Москва оказывает Тегерану широкомасштабную помощь и поддержку как на военно-техническом уровне, та и на политико-дипломатическом. По сути, РФ энергично укрепляет оборонный потенциал Ирана и старается прикрыть это государство в международных организациях от американо-европейского давления. С другой стороны, Россия впервые за всю свою историю присутствия на Ближнем Востоке может положиться на действительно влиятельного союзника в данном регионе.
 
При анализе российских интересов, необходимо учитывать и то, что сейчас Иран это главный фактор, обеспечивающий удержание вооруженных сил США в Ираке. Пока существует независимый Иран, уход американской армии из региона будет автоматически означать его потерю для США, со всеми вытекающими из этого последствиями.
 
Как писал аналитик «Stratfor» Питер Зейхан, «американский исход из Ирака позволит Ирану склонить своих союзников на шиитском юге этой страны к действиям по постепенному установлению контроля над большей частью иракской территории. Свое влияние Иран распространяет и на значительную часть шиитского сообщества на богатом нефтью западном побережье Персидского залива. Если американские войска перестанут блокировать иранцев, они воспримут военную некомпетентность Саудовской Аравии, Кувейта и Катара как приглашение к захвату этого побережья. В результате Тегеран получит контроль над примерно четвертью общемировой добычи нефти в объеме приблизительно 20 миллионов баррелей в день. Если отбросить в сторону всю риторику, становится ясно, что подобный результат заставит любого американского президента начать масштабную региональную войну, дабы лишить враждебную державу возможности влиять на самочувствие глобальной экономики. Поэтому Соединенным Штатам придется оставаться в Ираке всерьез и надолго» [10].

Это-то как раз и надо России. Пока все силы США прикованы к Ближнему Востоку, Россия спокойно может решать свои вопросы вплоть до применения военной силы, не опасаясь американского вмешательства. Как писал тот же Питер Зейхан, «сегодня Россия во многих отношениях переживает самый благоприятный момент: ее главный противник по «холодной войне» занят тем, что конфликтует с одним из региональных конкурентов Москвы. […] США бросили все свои наземные силы на решение проблем в Ираке, не оставив себе при этом никакого пространства для маневра на случай возникновения нового кризиса в другой точке планеты. Если Россия создаст такой кризис, Америке нечем будет его останавливать.  

Поэтому создание кризисов может стать для России новой сферой деятельности, заниматься которой она будет с большим энтузиазмом».
 
В стратфортском списке кризисов, которые способна создать Россия, пока США прочно привязаны к Ближнему Востоку, фигурирует: Украина, Азербайджан, Прибалтика и Грузия, которую, по мнению американских экспертов, Москва в состоянии территориально расчленить (используя все доступные ей средства, «от диверсионных групп до бронетанковых дивизий»).
 
«Подобные действия расширят сферу влияния России на всю территорию бывшего Советского Союза. Они также опровергнут уверенность союзников США по НАТО в том, что американцы - надежные парни, готовые в любой момент ринуться на помощь своим друзьям в любую точку земного шара. Такая уверенность лежала в основе стратегии сдерживания США во времена «холодной войны». Пошатнись эта вера - и общая картина глобальной безопасности претерпит кардинальные изменения. Помешать достижению российско-американской договоренности по соглашениям и нанести удар по этой уверенности - именно такую масштабную цель вновь преследует Кремль. Единственный вопрос заключается в том, как долго внимание американцев будет приковано к Ираку, и хватит ли русским этого времени, чтобы сделать то, что они считают нужным» [10].

Необходимо отметить, что русские уже начали делать то, что считают нужным. Российско-грузинский вооружённый конфликт открыл новую эру внешней политики России на постсоветском пространстве и стал знаковым событием, свидетельствующим о том, что РФ сконцентрировала достаточно ресурсов, а так же набрала необходимую силу для того, чтобы добиваться своих геополитических целей любым способом, фактически игнорируя мнение Запада. Можно констатировать, что к концу 2008 года Россия полностью восстановила свою субъектность в вопросах осуществления собственной внешней политики.

Владимир Путин не один год, сознательно шёл к этой цели. Военный разгром Грузии осенью этого года и признание независимости Абхазии и Южной Осетии свидетельствуют о том, что отныне Москва не станет больше считаться с мёртвыми, неработающими нормами международного права рухнувшего двуполярного мира, и будет руководствоваться лишь собственными национальными интересами, используя для их защиты все доступные ей средства.

В Москве исходят из того, что если США открыто игнорируют общие для всех правила международных отношений, основываясь лишь на собственной силе, то это развязывает руки, набравшей силу России, и позволяет ей действовать так, как будто никаких правил нет вообще. Мировая однополярность мира для Кремля категорически неприемлема.
 
В своей знаменитой мюнхенской речи в феврале 2007 года, воспринятой Западом как вызов, Владимир Путин высказался по этому поводу весьма откровенно.  

«…Что же такое однополярный мир? Как бы не украшали этот термин, он в конечном итоге означает на практике только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения. 

Это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри».

«Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна».
 
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что Москва в ближайшее время попытается радикальным образом решить свои стратегические вопросы в «ближнем зарубежье» с использованием всех доступных ей средств и методов, не особо прислушиваясь к мнению США и уж тем более Европы.
 
Как уже было показано выше, в военном плане американцы надёжно увязли на Ближнем Востоке и не способны реально противодействовать России. Европа вообще несостоятельна в военном плане, да и не готова психологически к какой либо войне с неопределённым результатом. К тому же постепенно разворачивающийся мировой кризис не только отбирает у Запада все возможные ресурсы, но и не позволяет делать «резкие движения» относительно России, от которой он с каждым годом всё больше зависит.

Фактически на данный момент, Москва готова финансово-экономически, военно-политически и психологически к радикальному переформатированию постсоветского пространства в сферу своего исключительного влияния. На любые её действия в этом направлении США и Европа будут реагировать вяло и без особого энтузиазма, не предпринимая каких либо реальных попыток остановить Россию.

Для Москвы настал час провозглашения своей «доктрины Монро». У неё сейчас вполне достаточно сил и воли вернуть под свой непосредственный контроль бывшие территории СССР, провозгласив их зоной своих исключительных интересов и рассматривать любую попытку вторжения туда извне, как акт агрессии.

В связи с этим, Грузия и Украина, в том государственно-территориальном формате, в котором они находятся в данный момент, просуществуют крайне недолго. Можно предположить, что развал этих квазигосударств начнётся в течение ближайшего года. И если ещё в 2004-ом российское руководство психологически не было готово к их разрушению и поглощению, то сейчас оно вполне для этого созрело. Если ещё четыре года назад Кремль был настроен на достижение компромисса с Киевом и Тбилиси, то сейчас, правящая российская элита придерживается одной единственной установки – «Карфаген должен быть разрушен»! И очень сомнительно, что грузинский «галстукоед» и украинский «мазурик» смогут этому как-то противодействовать.
 
В данной ситуации, Киеву не стоит надеяться на помощь и поддержку США. Для Вашингтона Москва фактически стала вторым Пекином. Чтобы понять это, необходимо просто обратить внимание на официальную риторику Белого дома и Госдепа в адрес Кремля. В ответ на порой весьма жёсткие высказывания российских официальных лиц относительно США, американцы отвечают на это крайне обтекаемо и расплывчато, старательно «фильтруя базар». Даже военный удар по Грузии не вызвал у единственной «сверхдержавы» мира пароксизмов негодования и активных действий по «обузданию агрессора». Всё это непосредственно связано с очень большой зависимостью США от РФ по целому ряду важных для американских национальных интересов вопросов.
 
Очень похоже на то, что в ближайшее время, Запад будет вынужден постепенно, по частям «сдать» России её «ближайшее зарубежье» в обмен на преференции по вопросам, являющимся для западных стран на данный момент ключевыми. Исчезновение с политической карты целостной Грузии и Украины станет спусковым механизмом необратимости поглощения Россией постсоветского пространства.

Можно предположить. Что после завершения этого процесса, Россия попытается поставить перед всеми ведущими странами мира, вопрос о необходимости создания новой архитектуры посткризисного мироустройства на принципах многополярности. Перекройка всей международной инфраструктуры в сфере безопасности и финансов на российских условиях является на данный момент одной из главных целей внешнеполитической доктрины Дмитрия Медведева. Для этого, как было сказано ранее, он планирует полностью свести на нет влияние США и Европы на постсоветском пространстве; преобразовать Шанхайскую организацию сотрудничества из зыбкого объединения азиатских государств, в военно-политический блок; превратить Москву в один из мировых финансовых центров и создать газовый картель по типу ОПЕК, в котором РФ, как мировой лидер по добыче газа, займёт ключевую позицию.
 

***

Сможет ли Россия добиться поставленных целей? Время покажет. Шансы у неё достаточно велики. Этому способствуют сама наша эпоха, ставшая эпохой великих перемен, когда сдвинулись целые пласты реальности и мир стал зыбким, готовым к трансформации. Сейчас возможно практически всё, потому что существующее мироустройство доживает свои последние исторические мгновения.

Андрей Ваджра

http://andreyvadjra.livejournal.com/736.html

 
_______________
 

[1] Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Международные отношения, 1998.
 
[2] Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство – М.: Международные отношения, 2004.
 
[3] Бжезинский З. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. – М.: Международные отношения, 2007.
 
[4] Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. – М.: Международные отношения, 2004.
 
[5] Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
 
[6] Барма Н., Ратнер Э.Мир без Запада,«The National Interest», июль 2007.

 
[7] Хана П. Вот вам и второй мир, «PROSPECT», май 2008.
 
[8] Ваджра А. Ложь украинской евроинтеграции, «Полярная звезда», июль 2006.
http://www.ruska-pravda.com/index.php/2008082093/stat-i/arhivy-andreja-vadzhry/2008-08-20-09-10-21.html
 
[9] Ваджра А. Украинская евроимитация, «Полярная звезда», март 2007.
http://www.ruska-pravda.com/index.php/2008082092/stat-i/arhivy-andreja-vadzhry/2008-08-20-08-46-42.html
[10] Зейхан П. Проблема под названием «Россия», «Stratfor», октябрь 2007.

 

alex-sotkin29.01.09 08:32
Время империй в их традиционном понимании прошло. И каким будет мироустройство в новом дивном мире который рождается у нас на глазах никто по большому счету не знает. Но то что он кардинально не будет похож на нынешний это точно.
Karabass29.01.09 11:32
"Время империй в их традиционном понимании прошло" - Это почему это ? ;)
Аяврик29.01.09 12:12

н-да....

сильное впечатление оставляет этот взгляд НА РОССИЮ со стороны (про фантомы украинской псевдогосударственности речь не зашла, в общем-то, как о не стоящем уже глубокого разговора)

особо "внушает" отсутствие какого-либо местного "уря-патриотизма" - автор констатирует факты и делает выводы без какой-либо эмоциональной окраски

пытаться выделить ключевые фразы бессмысленно - статья ими нашпигована, спорные моменты есть - но без этого и быть не может!

спасибо за публикацию

Человекъ29.01.09 12:42
Самое забавное, что для Украины, в плане геополитики, реальная действительность это – Россия. С РФ она начинается, и РФ заканчивается, а всё остальное (США, ЕС и т.п.) это лишь приложения к ней.

- Ну его к черту! - с неожиданной злостью сказал Остап.
- Все это выдумка, нет никакого Рио-де-Жанейро, и Америки нет, и Европы нет, ничего нет. И вообще последний город - это Шепетовка, о которую разбиваются волны Атлантического океана.
- Ну и дела! - вздохнул Балаганов.
- Мне один доктор все объяснил, - продолжал Остап, - заграница - это миф о загробной жизни. Кто туда попадает, тот не возвращается.
И. Ильф, Е. Петров "Золотой теленок".
Человекъ29.01.09 12:45
2 alex-sotkin

Время империй в их традиционном понимании прошло.

Присоединяюсь к вопросу. Что такое "империя" в "традиционном понимании" и почему их время прошло?
Zmey29.01.09 12:57
Раньше империи захватывали другие страны и народы, вели политику прямого доминирования в покоренных странах. Бились за территории. Осуществляли верховную власть на территориях. Сейчас империям нафиг не нужн лишние территории, за исключением мелких дебилов. Сейчас империям нужны ресурсы, а для этого не обязяательно контролировать страну в полном смысле, не обязательно присоединять территории и объявлять доминионы. Достаточно, чтобы правительство нужной страны было лояльно к размещению военных баз и к деятельности имперских бизнесменов.
Karabass29.01.09 13:43
"Сейчас империям нужны ресурсы" - а раньше что, не нужны были?
"не обязательно присоединять территории" - я бы сказал, что "размещение военных баз" и является основной имперской формой "присоединения территории".
Римская Иудея, например, или Ахайя тоже считались во многом самостоятельными, сохраняли местную специфику и даже во многом самоуправление.
Важно, что по вхождении в состав империи страна теряет 1) право на самостоятельность во внешней политике и 2) право распоряжаться интересующими империю ресурсами.
Так было и раньше - и по сей день ничего не поменялось, да и с чего бы?

Да, забыл! (а это очень важный момент) 3) Языковая экспансия.

Так что
- видим имперскую базу
- видим деятельность имперских ТНК
- видим надписи на имперском (ещё лучше - знание имперского населением)
Делаем вывод: колония.
Аяврик29.01.09 14:10
Сейчас империям нафиг не нужны лишние территории...

похоже, что СЕЙЧАС "империи" видят больше смысла не в приросте собственных территорий, а в расчленении территорий своих соперников....
: ))

лицемерная позиция - не претендуя на присоединение нафиг не нужных "лишних" территорий себе, способствовать выявлению и ОТДЕЛЕНИЮ якобы "лишних" территорий У ДРУГИХ.....
Zmey29.01.09 14:25
Так раньше как - официально страна объявлялась либо входящей в состав империи, либо доминионом. Глава государства был однозначно император, неважно при каком уровне самостоятельности. Ну, типа Канада. Хотя у них и сейчас номинально числится главой государства Королева Великобритании. При этом империя не стеснялась заявлять о том, что это, вот это, и вот это наши подконтрольные территории. Или как Гитлер, вообще менять названия - Острейх, и т.д. При этом какую-никакую ответсвенность за территорию брала на себя империя. Ну там, занималась их развитием, устройством или переустройством, населением, вообще внутренней политикой.
Сейчас подконтрольная страна является типа, суверенной. У нее типа своя власть, империя не претендует на звание империи и на право объявлять по миру свою верховную власть над территориями и народами.
да и внутренняя политика интересует мало. Что там будет с народом, с населением, какая будет проводиться политика - все равно. Главное, чтобы, как уже писал - чтоб военные базы беспрепятсвенно, и бизнесу преференции. Остальное - до фонарной лампы.
neuch29.01.09 16:05
А если перевернуть вопрос, что есть ИМПЕРИЯ? Я вот сайт знаю. А еще что? Царь-батюшка? Габсбург? Романов? А вот например Британская Империя? Там ведь от Императора и Империатрицы шиш остался. Название. Бабло там правит с 17 века. А императоры - фикция на службе у финансовых мешков. О чем говорим? ИМПЕРИЯ для меня это определенная идея, которая связывает людей ради общей жизнедеятельности.
Zmey29.01.09 16:30
ссылка
не будем ничего придумывать
open29.01.09 20:16
информации маловато будет про Украину, однако!!! Сплош "Слава КПСС". А когда закончится Газ???, готовим средеземноморские проливы к блокаде, Ну точно как у Ивана Васильевича закончились баксы и рванул царь батюшка на в году 6979 на Великий Новгород, ЭТО историки КПСС нам говорят - русь собирали, - имущество вольного града присвоить. Россия сейчас живет тем, что накоплено ввиде знаний, имущества, недров - и продолжает их не рачительно тратить как и при предыдущих демократах. Ну Взять хотя бы факт, почем купили Сибнефть? Конечно нельзя всех Евреев банкиров и нефтяником в тюрьму посадить, но за 8 лет даже попытки не сделано, что бы приодолеть беспедел уездных чиновников (В Китае есть практика за преступление чиновника, страляют бизнесмена садят), В России ни какой практики, ни при Путине ни в ближайшем будующем. На Украине выберут другого президента, другой парламент, научимся выбырать через лет 20-50, -"Москва не сразу строилась"- мы люди в нашем понимании свободные-да слегка туповатые, слегка наивные, слегка хитрожопые, но если завтра Ливия скупит у нас землю (если завтра Война), то послезавтра - будут гореть ливийские хутора как Умань когда то - а не хотелось бы. Вот так. Империи не будет. Сложно вернуться назад тем более повернуть историю. Слушайте вождя вашего. Помните как Путин сказал про расспад Союза. Сидите спокойно, пока газ есть и тратьте его на себя , лес тратьте на себя, кровати широкие делайте для себя - чтобы папа с мамой по краям на поцентру пятеропомещалось. Дерегите себя, а то если РОСИИЯ рухнет, нас тоже смоет.
Епифан29.01.09 22:06
опен
Классно сказал,с надрывом...Если убрать обиженно- обреченные нотки, то получится, что вы - "слегка туповатые, слегка наивные, слегка хитрожопые", а в купе получается несчастные...Вот надо быть хотя бы слегка умными, слегка понимающими и слегка работающими...Россия- империя по умолчанию, ибо , в отличие от великобританской, австро-венгерской, нынешней амерской - мы объединяем этносы, обучаем, образовываем, кормим,приобщаем к культуре, защищаем и оберегаем(это - про народы России, не подумайте , что про вас) и пр.,пр..., а не колонизируем их и не выжимаем из них последние соки, доводя их до скотского состояния. Укрия никогда не будет империей, даже в эротических ваших снах, ваш этнос не только не способен объединить на одной земле разные народности, нации и нацменьшинства, так еще и наоборот - гнобите их, как минимум - лишаете их законных прав на свой родной язык и самобытность...Статья про Укрию, а не про Россию и Путина, не оффтопьте. Мнение лучше про Укрию какое-нить умное толкните, озадачьте меня разумностью, а не обидой и завистью- это уже не модно и привычно.
miro29.01.09 23:56
мне интересно автор историю территории, именуемой Украиной, читал??
сомневаюсь...
и знает ли автор, что в украинском языке нет такой национальности, как русский? есть россиянин и украинец, белорусс и т.д...нет такой национальности!!!
kouroush30.01.09 01:07
2 miro
автор знает историю территории. вот можете почитать, ознакомиться :
ссылка
Timmer30.01.09 01:24
Хочу присоединиться к Епифану. И вообще, почему империя это плохо?Где,кто, доказал это научно, действительно холодно и беспристрастно?Национальные государства-вот,я считаю, бред собачий;открытый курятник для "лисиц".Во всех новых национальных государствах-лимитрофах правят приезжие супернационалисты, давно потерявшие связь с реальной Родиной. Этакие "легендарные чудесники", или откровенные ставленники ЦРУ. Прокатило все это под негласным лозунгом "Запад нам поможет!",разговоры про национальное самоопределение-дымовая завеса для очистки совести.Становится ясно, что Запад тащить всех, как это делала Россия ,не собирается, да и не собирался!Вот сейчас все и встанет на свои места.Автору статьи респект!
zub30.01.09 03:14

господа! тут на соседнем сайте к этой статье такой офигенный коммент!



ссылка



зайдите, не пожалеете. его (коммент) можно отдельной статьёй публиковать!

Karabass30.01.09 06:50
> Zmey
Не стоит ссылаться ни вики как на последнюю инстанцию. Хотите, завтра вместо этой там будет другая (моя) статья, сильно отличающаяся от этой? Смотрим также на шапку "Внимание! Статья может содержать оригинальное исследование (читай: частное мнение)". Но даже при отсутствии такой шапки не обольщайтесь насчёт вики - всегда проверяйте источники, а если таковые не указаны, то - увы - статья в очереди на похеривание. ;)

Ещё раз.
Если на территории некоторой страны (и неважно какой сверхсамостоятельной она числится на бумажке) - так вот - если на территории некоторой страны присутствует и доминирует:
!) военно-политическая инфраструктура
!!) экономическая инфраструктура
!!!) культурная инфраструктура
некоторой другой страны, то указанная территория реально является имперской провинцией, хотя номинально может числиться очень даже суверенной страной.

Первое выражается в наличии имперских военных баз и отсутствии самостоятельности во внешней политике.
Второе - в наличии имперского капитала и отсутствии права распоряжаться интересующими империю ресурсами.
Третье - в том, что население хорошо знакомо с культурой, историей и языком империи (иногда - лучше, чем со своими собственными).

Кстати, Pax Americana следует рассматривать в общем контексте развития Английской Империи. Пишу "Английской", а не "Британской", чтобы подчеркнуть главенствующее значение языкового (т.е.культурно-исторического) аспекта, который в конечном итоге и идентифицирует империю. Так что либеральную ерундистику насчёт "краха" Британской колониальной системы с негодованием отметаем как пропагандистский штамп.
Zmey30.01.09 08:56
Ув Карабасс! Понятно, что Википедия - не фонтан, ну так обратите ж внимание на конец страницы! Там есть примечания и ссылки. Подвергать соменинию Большой Юридический Словарь не будем? Брокгауз-Ефрон... ну не знаю. Тоже, вроде как авторитеты.
Хотя, вы кое в чем правы. Реально общепризнанного определения понятия "империя" нет. И ваше, и мое изыскание в этом вопросе - такие же спорные и неокончательные.
alex-sotkin30.01.09 10:04

Прошу извинить что сразу не ответил, только сейчас прочитал комменты. Под "традиционным пониманием" империи, я имел в виду процесс формирования империи либо путем присоединения (поглощения) соседних государств, либо их полного подчинения, то есть когда внешне независимое государство фактически управляется другим государством. Именно об этом так недвусмысленно и пишет сам автор "Исчезновение с политической карты целостной Грузии и Украины станет спусковым механизмом необратимости поглощения Россией постсоветского пространства". Но как говорится нельзя войти в одну и ту же воду дважды. История не повторяется, она только притворяется что повторяется. Самое смешное что первый вариант вообще неосуществим так как если бы сейчас какое-нибудь постсоветское государство на полном серьезе обратилось бы к России с просьбой объединится, то первое что сработало бы в головах причем не только у элиты но и у дяди Пети из Гадюкино – “А сколько это будет стоить? N ярдов? Ну нет ребята, такие бабки нужны самому. Живите-ка вы сами”. Ну а второй вариант тоже бесперспективен, так как – “Сегодня мы с вами, так вы сильные и богатые, ну а завтра извиняйте, но есть и посильнее и побогаче вас”.



Замечание: В слово "империя" как всегда втиснули столько разных социально-политических образований как-то Римская, Монгольская, Испанская, Британская, Российская, СССР и несть им числа, что по большому счету от самого понятия уже ничего не осталось. То определение которое приведено в Википедии для настоящего времени вообще ни чем не говорит так как согласно ему можно спокойно считать империей Иран. Так что данный термин применительно к нашему времени себя уже изжил.

zz111z31.01.09 02:48
Внешяя политика в неплоха, но:

1. значительные проблемы в здравоохранении. около 3/4 лекарств из забугра и дорожают всвязи с удорожанием евро.

2. кудрин - "великий" экономист.

3. советское образование хоть и имело недостатки, но тем не менее позволяло соревноваться с лучшими умами того времени. егэ - хотели как лучше, а получилось как всегда... + снижение бесплатных учебных мест и прочие проблемы...

4.агропром в плохом состоянии

5. по прежнему огромный чиновничий аппарат + коррупция
Человекъ31.01.09 12:08
2 alex-sotkin

Империя - слишком сложное понятие, чтобы вот так просто делать выводы. Не раскрыли вопрос континентальных/морских империй, также многонациональных/колониальных, (хотя они практически совпадают).

Как я считаю, государства воспроизводят себя в одних и тех же устойчивых формах в разных исторических условиях, на разных стадиях развития науки и технического прогресса. Потому слабо было развит рынок во времена античности, не было мгновенной связи и коммуникаций, не было океанских кораблей - были такие "империи", как Рим, Карфаген и Золотая Орда. Появились - стали САСШ, Китай и РИ/СССР/Россия. Хотя, какие из них "настоящие империи" - зависит от подхода к классификации.

2 zz111z

Все так. Но это взгляд снаружи, к тому же с Украины, потому все у нас кажется блестящим и выдающимся.

В нашей реальности все висит на волоске и вот-вот оборвется, потому как не опирается на согласие в обществе и народный энтузиазм, а исключительно на временный союз конгломерата кровопийц-мироедов, "уважаемых людей" и государственников-по-инерции.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» WT: США ускоряют разработку новой ядерной боеголовки с оглядкой на Китай и Россию
» Ереван и Баку договорились о демаркации госграницы у четырех сел на северо-востоке Армении
» На Украине процветает государственный рэкет в сфере онлайн-гемблинга — Financial Time
» Молдаване не хотят записываться румынами: перепись населения буксует
» В России разработали турбореактивный дрон-камикадзе с искусственным интеллектом
» Реактивный ответ: новая ракетная бригада защитит Северо-Запад
» Украина остановила закачку газа в хранилища: все топливо уходит на потребление
» В России растет количество осужденных за коррупцию

 Репортаживсе статьи rss

» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"