Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
"Хребет" для Ту-160: как в Казани заново учатся варить титановые плиты
12.11.16 20:30 Армия, ВПК, спецслужбы
На КАЗе начали восстанавливать уникальное оборудование, которое, по легенде, включали только ночью, чтобы не обесточить полгорода.

Восстановление ключевых технологий для производства Ту-160 начали на Казанском авиазаводе. Как узнал "БИЗНЕС Online", подписан график изготовления важнейшей части будущего ракетоносца (по всей видимости, речь идет о первой опытной машине) — титановой центральной балки. Эксперты указывают на важность момента и напоминают, что после развала СССР "титановый" цех попросту "разбомбили". На заводе признают, что многое "в запущенном состоянии", даже документов не сохранилось.

С ТОЧНОСТЬЮ ДО ДОЛИ МИЛЛИМЕТРА

Уникальную технологию начали восстанавливать на Казанском авиационном заводе им. Горбунова — филиале ПАО "Туполев" (КАЗ). Речь идет о вакуумном отжиге и сварке узлов из титана, для чего некогда использовались установки электронно-лучевой сварки (ЭЛУ-24) и отжига (УВН-45). На фоне новостного затишья по теме возобновления производства Ту-160 об этом сообщает заводская газета "Вперед!".

Напомним, в марте КАЗ заключил два контракта на восстановление оборудования для производства Ту-160, оба должны быть выполнены до 30 марта 2017 года. ПАО "Электромеханика" (Ржев) обязалось за 948 млн. рублей привести в порядок УВН-45. А вот подрядчика для восстановления ЭЛУ-24 тогда не определили. Как пишет заводская газета, им стало ижевское ОАО "НИТИ "Прогресс". Ему заплатят 710 млн. рублей. А всего, получается, 1,7 млрд. — сумма немаленькая всего лишь для ремонта двух установок. Что в них такого важного?

Во второй половине 70-х подготовка к строительству Ту-160 потребовала тотальной реконструкции КАЗа. Среди прочего был построен новый корпус с цехом механической сборки титановых узлов и упомянутыми выше установками. Появилось уникальное оборудование для работы с 20-метровыми монолитными плитами переменной толщины из титановых сплавов, ведь из них сделано 38% конструкции Ту-160.

"Хребтом" бомбардировщика можно назвать центральную титановую балку длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные элементы планера. Например, на ее шарнирные узлы навешивались крылья. Для изготовления балки был разработан технологический процесс электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. "Титан, как известно, не варится на воздухе — начинает гореть, и ничем его не затушишь, поэтому это делают либо в вакууме, либо в нейтральной среде, — рассказал „БИЗНЕС Online“ советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — При сварке все должно идти очень точно — все исчисляется буквально долями миллиметра".

Балка фрезеровалась из двух половин и сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и флюсами. В научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться национальным приоритетом страны. "Такая сварка тогда была только на Казанском авиазаводе, и появилась она только в связи с Ту-160, — напомнил Киреев. — Ни у какого другого изделия не было центроплана из титана".

Встречаются утверждения, что работу на ЭЛУ-45 приходилось проводить ночью — из-за большого потребления энергии только так можно было избежать обесточивания половины Казани.

"ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО В ЭТОМ ЦЕХЕ БЫЛ РАЗГРОМ..."

Насколько важен этап восстановления двух установок с точки зрения перезапуска производства Ту-160, а если быть точным, строительства нового "стратега" — Ту-160М2? "На ЭЛУ делают сварку центроплана. Если вновь не научимся делать эту балку — не будет никакого нового Ту-160, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в авиастроительной отрасли. — Как известно, деньги на восстановление установок выделили большие. Успеют ли к сроку? Сложно сказать: установки давно и основательно в нерабочем состоянии, ведь после 90-х годов в этом цехе все буквально разбомбили". "Если бы только в этом цехе был разгром..." — невесело отмечает Киреев.

"Все оказалось в запущенном состоянии", — не стали скрывать положение дел с двумя установками корреспонденты газеты "Вперед!". По их сведениям, даже документов никаких не осталось. Вместе с тем авторы статьи весьма оптимистичны: "В последнее время коллектив цеха №45 у всех на слуху. Ведь именно на базе этого коллектива создается новое механосварочное производство... После выхода в свет распоряжения директора завода о создании механосборочного производства и цехов №45, 40 прошло совсем немного времени, а результаты работы уже налицо... ГАП (Казанский Гипронииавиапром — прим. авт.) утвердил новую планировку цеха... В настоящее время каждый этап работы подробно расписан... К 30 марта 2017 года необходимо отработать и принять установки ЭЛУ-24, УВН-45, начать изготавливать подсборки центральной балки и поворотного узла".

Судя по словам начальника цеха №45 Алексея Потапова, уже подписан график поэтапного изготовления новой центральной балки и поворотного узла Ту-160. Кроме того, в цехе ведутся ремонт кровли, строительно-монтажные работы под установку нового оборудования для вакуумной системы, систем управления, охлаждения, электроавтоматики.

Интересно, что в 70-е эту тему вел киевский институт им. Патона. "Когда установку в Казани окончательно довели до ума, оттуда приехала целая делегация — так они просто восхитились!" — вспомнил былое в разговоре с корреспондентом "БИЗНЕС Online" главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк.

Сумеем ли сегодня обойтись без украинских специалистов? "Да, во главе работы стоял патоновский институт, — говорит Киреев, — он располагался на Украине, но это, конечно, не означает, что он был только украинским. И напомню, что помимо него электронно-лучевую установку делали 25 институтов! А сейчас... будут привлекать всех, кто способен хоть что-то в этом плане сделать".
 

Клаузевиц12.11.16 21:26
Я на днях одно интервью Дональда Трампа видел. В нём он говорил о том, что в России, в отличие от США, вводится очень много военных новинок.
И действительно - США расползлись базами по всему миру, тратят на их содержание кучи денег, воюют в Афгане, Ираке, Сирии, а на обновление армии остаётся не так много как хотелось бы.
В то же время я читаю, что происходит в армии России. Вот такую новость, как эта о восстановлении производства Ту-160 на новом технологическом уровне, о Армате, о С-500 "Прометей", о детонационных двигателях, о гиперзвуковом оружии, и понимаю, что, несмотря на обилие баз США - мы можем им крепко ввалить.
Конечно, можно много поспорить. Что, дескать, США уже внедрили самолёты 5 поколения, а у нас ПАК ФА только апробируется, что систему ИДЖИС внедряют и т.п. Но! Навалять мы им по-прежнему можем, а значит нас будут уважать! И судя по всему, Россия действительно по новинкам военной техники вырывается вперёд. Было бы интересно услышать мнение коллег по данному вопросу.
WalterPPK12.11.16 21:47
Ту - 160 здесь не причём. Это подготовка площадки под ПАК ДА.
kragl13.11.16 00:17
Ну отчего-же, для обкатки технологий все равно сделают десяток или чуть больше.
Меня просто удивляют планы строительства авианосцев - когда все строили, мы не строили, а когда они даже англии не нужны, задумали строить, хотя десяток тяжелых самолетов сделают ту-же работу лучше за те-же деньги, а для поддержки технологий самолеты и вообще авиаракетное производство тоже лучше.
Ril13.11.16 00:23
Ну люди то, которые в 80-х работали и эту сварку делали, явно еще не старые. Может уже на пенсии, но дернуть то можно.
gronk13.11.16 05:24
> Ril
Ну люди то, которые в 80-х работали и эту сварку делали, явно еще не старые. Может уже на пенсии, но дернуть то можно.
Те, что остались, сейчас живут и работают в сша, канаде и израиле. Чтобы их дернуть, надо предложить порядка $10к в месяц и то, забоятся крепких объятий бывшей родины.
Mofack13.11.16 05:33
добрые люди раскопали чертёж Ту-160 и обвели этот узел

ссылка

чтоб понятно было про что речь.

другие добрые люди сфотали стенгазету с описанием причин катастрофы Ту-95МС в прошлом году

ссылка

laa13.11.16 11:03
> gronk
> Ril
Ну люди то, которые в 80-х работали и эту сварку делали, явно еще не старые. Может уже на пенсии, но дернуть то можно.
Те, что остались, сейчас живут и работают в сша, канаде и израиле. Чтобы их дернуть, надо предложить порядка $10к в месяц и то, забоятся крепких объятий бывшей родины.
Таких дергать никто не будет, отдыхайте дальше в своем израиле. Родина, как и мать, бывшей не бывает (если ее не продать).
svt913.11.16 12:22
Любопытно, но этот материал ( с фотками) я сначала встретил на "Сделанно у нас", но в настоящий момент его там сняли (похоже на конфликт интересов с "Бизнес Online").
Metroid200613.11.16 18:27
Поверьте, у нас сейчас и молодых сварщиков высокой квалификации много. Не так как при союзе, но хватит, для наладки производства.
beijing201513.11.16 23:10
Институт Патона украинцы с потрохами продали китайцам. В провинции Шаньдун в зоне новых технологий выстроили корпуса. Все ключевые спецы из Китая не вылезают.
Так что за сваркой придется обращаться к китайцам.
А вообще, ТУ-160 нецелесообразен. РФ просто не доживет до 2020 года когда Ту-160М начнут производиться.
gotirbit14.11.16 07:28
Клаузевиц "Россия действительно по новинкам военной техники вырывается вперёд."
beijing2015А вообще, ТУ-160 нецелесообразен. РФ просто не доживет до 2020 года когда Ту-160М начнут производиться.

Оба не правы.
Первый думает, что новинки военной техники - это исполнение постановления правительства аж " 1967 году , когда ссылка постановил начать работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным самолётом."
Второй думает, что возможная смена режима в 2018 г. означает конец самоорганизации граждан (населения) на определённой территории в простонародье называемом ГОСУДАРСТВОМ РОССИЯ.
А под новинками военной техники я считаю СТЕЛС, "Накидку", "Цифру", то есть всё, что делает бойца и технику "невидимым". Перспективное направление - это "мимикрия" военной техники под гражданскую, например проект"Тайфун ", БРЖК "Баргузин", а также использование стандартных 40 футовых морских контейнеров. И даже отдельных бойцов под гражданских. Кто воевал в Чечне и в Афгане здесь может рассказать лучше. Главное, не обманывать себя - космос не наш, "им сверху видно всё, ты так и знай". Главное - уметь прятаться и делать своё дело.
P.S .Ну, и конечно верх мастерства в военном деле - это умение переводить "внешний конфликт" во "внутренний". Пример - война в Сирии. Об этом я писал на WaP. Так что учитесь у "виртуозов лжи". Ещё есть время!
ale1954779714.11.16 07:37
> beijing2015

Институт Патона украинцы с потрохами продали китайцам. В провинции Шаньдун в зоне новых технологий выстроили корпуса. Все ключевые спецы из Китая не вылезают.
Так что за сваркой придется обращаться к китайцам.
В свое время столько визгу было, когда китайцы купили пару нашел сушек и тупо скопировали их, пстив в серию под собственным именем. Но вот проблема - они даже скопировать толком не смогли, получившиеся самолеты по характеристикам много хуже прототипа. А движки так и закупают в России.
И после этого какое-то кукарекало вылезает с визгами, что Китай сейчас все купит и всех нагнет? Это даже не смешно. Это именно тупой визг из подпола.

А вообще, ТУ-160 нецелесообразен. РФ просто не доживет до 2020 года когда Ту-160М начнут производиться.
Где-то я это уже слышал. И про порванную в клочья и про страну бензоколонку и про развал РФ в 19.. 200.. уже 2020? Хм. Время идет, а методичка не меняется....
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Франция стала главным покупателем российского газа среди европейских стран
» Bloomberg: Россия с помощью двух транспортных коридоров намерена не только ослабить западные санкции, но и стать «сердцем» международной торговли
» Тяжёлые будни санкционных войн США: Венесуэла не пошла на уступки
» Нежелательно: Берлин отказал России в участии в церемониях памяти узников концлагерей
» СМИ: Аббас отверг просьбу отложить голосование о членстве Палестины в ООН
» Военнослужащий ВВС США попросил конгресс помочь в выводе войск из Нигера
» Иран пригрозил ударом по ядерным объектам Израиля в случае агрессии
» Российский суверенитет над Южными Курилами неоспорим — Захарова

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"