В последнее время очень много споров в сети относительно законности ограничительных мер введенных для предотвращения распространения нового вируса Ковид-19. Очень много публикаций анализирующих новые статьи КоАП РФ, УК РФ предусматривающие административную и уголовную ответственность за нарушение "режима повышенной готовности" (термин взят из ст. 10 ч.а.1 и ч. а.2 68-ФЗ) и "режима самоизоляции" (термин взят из Ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы).
Я не юрист. Цель написания данной статьи всего лишь попытка разобраться, что все-таки происходит.
Основной закон: Конституция Российской ФедерацииСтатья 17. ч. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В плане рассматриваемой ситуации с Ковид-19, я понимаю это следующим образом: право на свободу согласно ст. 27 КРФ (см. формулировку статьи ниже) отдельного индивида с подтвержденным диагнозом Ковид-19 не должно нарушать мое право не быть зараженным. Т.е. государство может ограничить права этого индивида согласно ст. 55 ч. 3 КРФ (см. формулировку статьи ниже).
Статья 21.1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
В плане рассматриваемой ситуации с Ковид-19, я понимаю это следующим образом: никто не в праве налагать на меня административную ответственность или иные наказания без особой (чрезвычайной) на то необходимости (ситуации), ибо в противном случае это унижает мое человеческое достоинство.
Тем более это относится к моему праву согласно Статье 27 КРФ: Статья 271. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В плане рассматриваемой ситуации с Ковид-19 я понимаю это следующим образом: ограничить мое право на свободное перемещение и выбор места пребывания может только очень неординарная, т.е чрезвычайная ситуация любого характера.
Статья 55 ч. 3 .Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В плане рассматриваемой ситуации с Ковид-19 я понимаю это следующим образом: мои конституционные права как индивида могут быть ограничены федеральным законом только в той мере насколько я, как индивид представляю угрозу для здоровья других лиц.
Т.е. если я имею подтвержденный Ковид-19 меня могут изолировать насильно и это будет реализацией ст. 17 КРФ (см. формулировку статьи выше) с целью реализации прав всех других окружающих лиц.
Теперь предлагаю рассмотреть терминологию, а именно понятие "режим повышенной готовности" в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ.
В Законе такого понятия не существует. По крайней мере в главе 1 "Основные понятия" мне этого понятия найти не удалось. Формулировка "режим повышенной готовности" появилась 01.04.2020 в ст. 10. ч. а.1. в ред. 98-ФЗ. Формулировка в Законе есть, а что она означает - этого в Законе нет.
Т.е каждый может понимать "режим повышенной готовности" как ему вздумается со всеми вытекающими? Это есть большой вопрос. Почему понятие "режим повышенной готовности" не ввели в главу 1 закона "Основные понятия" я не знаю. Вопрос к тем кто готовил эту поправку к ФЗ. И может ли не сформулированное в Федеральном законе понятие "режим повышенной готовности" служить отправной точкой для целого ряда подзаконных актов на основании которых нас с вами могут оштрафовать за выход из дома или поездку на своем автомобиле, т.е. за реализацию нашего Конституционного права на передвижение согласно ст. 27 КРФ. Это есть большой вопрос.
С термином "режим самоизоляции" такая же ситуация. Его в законодательстве просто не существует. Т.е. трактовать "самоизоляцию" может кто угодно и как угодно. Но согласно Ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы нас вполне можно подвергать административной ответственности в виде штрафа за нарушение этого непонятно чего. Это есть большой вопрос.
Но ситуация-то не смешная и требует детального анализа. А без "Указа Президента РФ" о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции ковид-19 картина была бы не полной.
Указ выпущен согласно ст. 80 КРФ, и дает полномочия руководителям высших исполнительных органов государственной власти ... в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий...
Статья 80 КРФ:
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Каким образом на основании Указа Президента, на основании отсутствующих в законодательстве понятий могли появиться на свет дополнения в законодательство, да хотя бы в тот же КоАП, в соответствии с которыми нас, в нарушение ст. 27 КРФ, штрафуют за выход из дома и за поездку на личном автомобиле, без объявления режима чрезвычайной ситуации (см. данные по ФКЗ-3 ниже). Это есть большой вопрос.
Кроме того, существует еще ФКЗ-3. Федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении. Согласно которому:
Глава II. Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения. Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения:
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
К таким обстоятельствам относятся: ...б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В плане рассматриваемой ситуации с Ковид-19 я понимаю это следующим образом: если непредвзято оценивать ограничительные меры, фактически введенные на территории РФ, то по идее, согласно ФКЗ-3 необходимо введение чрезвычайного положения. Так почему до сих пор оно не объявлено? Это есть большой вопрос.
Кроме того, согласно ФКЗ-3, ст. 11:
Глава III. МЕРЫ И ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕВ УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положенияУказом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
....б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства; ....г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; ...з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра.
В плане рассматриваемой ситуации с Ковид-19 я понимаю это следующим образом: любые ограничения передвижения, ограничения на осуществление любой коммерческой деятельности возможны лишь исключительно при объявлении режима чрезвычайной ситуации Указом Президента. Чрезвычайного положения нет, а ограничения есть. Это есть большой вопрос.
Таким образом, в состоянии добровольного домашнего ареста, возникают вопросы, простых ответов на которые видимо в ближайшее время не предвидится. Можно предположить, что мы в законодательном плане оказались не готовы к сложившейся ситуации. В любом случае адекватность принятых мер подтвердит или опровергнет в ближайшем будущем сама жизнь.
|