Еврокомиссия продолжает экспериментировать с санкциями против России. Последнее предложение — запретить импорт нефтепродуктов из российской нефти. Его обеспечивают Индия и Турция. Индийские НПЗ при этом являются крупнейшими поставщиками ЕС. «Наконец, вводится запрет на ввоз продуктов нефтепереработки на основе российской нефти. Таким образом, мы хотим предотвратить попадание части российской сырой нефти на рынок ЕС через черный ход», — заявила вчера на презентации 18-го пакета санкций против России президент Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен. Предложение ЕК еще должно быть согласовано, но уже угрожает поставкам из Турции и Индии. Последняя стала за последние годы одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов в ЕС и самым крупным — по дизельному топливу. По данным министерства торговли и промышленности Индии, в январе-марте 2025 года индийские НПЗ поставили на крупнейший хаб в Нидерландах нефтепродуктов на $ 2,32 млрд. Основные виды — авиакеросин и дизельное топливо. Всего — около 24 млн баррелей. Это более чем на треть больше, чем все поставки нефтепродуктов из США в Нидерланды. По данным EIA, они составили в первом квартале 17,6 млн тонн. Для индийских НПЗ такой бизнес выгоден, так как они покупают российскую нефть со скидкой. «Рост экспорта нефтепродуктов в значительной степени объясняется снижением цен на российскую нефть, которая стала доступной благодаря потолку цены „Большой семерки“ и прямому отказу блока от экспорта нефти из России. По иронии судьбы, в то время как европейские страны избегают закупок сырой нефти напрямую из России, они продолжают полагаться на нефтепродукты, не имея четких указаний относительно сырой нефти, которая используется для производства этих продуктов», — говорил Platts управляющий директор по нефти и газу в Synergy Consulting Раджат Капур. В то же время и для стран ЕС импорт нефтепродуктов из Индии выгоден. С 2022—2023 годов, когда Европа отказалась от нефти и нефтепродуктов из России, Индия стала главным альтернативным источником для стран ЕС по авиакеросину и, особенно, дизельному топливу. С 2023 года доля российской нефти в импорте Индии выросла до трети всех поставок и в Европу поставляют нефтепродукты частные НПЗ — основные закупщики сырья из России. Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков отмечает, что Турция также является одним из крупнейших поставщиков дизельного топлива в Евросоюз за счет реэкспорта или высвободившихся собственных объемов. «Турция для нас сейчас — это крупнейший рынок сбыта дизеля. Они существенно нарастили закупки с 2022 года, когда европейцы стали от него отказываться. И Турция, конечно, говорит, что это не реэкспорт, что они покупают дизель из России для своего внутреннего рынка и таким образом высвобождают объемы, которые производят сами», — говорит эксперт. По его мнению, Евросоюз может спровоцировать дефицит на собственном топливном рынке. «На один НПЗ в Индии может приходить как российская, так и иракская или саудовская нефть, и как разделить полученные продукты, совершенно непонятно. В любом случае, таким образом европейцы могут получить дефицит топлива на своем рынке, и от этого нефтепродукты в Европе подорожают. Таким образом они ударят по собственной экономике. Ну, а Россия за счет поднявшихся цен на нефть может заработать столько же», — замечает Игорь Юшков. Очевидно, что потенциальный запрет ЕС заставит рынок перестраиваться, и поставки просто сменят потребителя. Однако на это уйдут месяцы, в течение которых Евросоюз может ждать новый дизельный кризис. Если сейчас дизельное топливо торгуется на Франкфуртской бирже по $622 за тонну, то в июне 2022 года его цена была вдвое выше — $1299 за тонну. Показательно, что в день объявления новых санкций президент ЕК встречалась с министром иностранных дел Индии Субраманьямом Джайшанкаром и обсуждала укрепление сотрудничества и предстоящий саммит с премьер-министром Нарендрой Моди. Но, очевидно, ничего не сказала, какой «подарок» готовит Брюссель. |