Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Александр Усс: Сибирь формирует будущее России
03.03.23 18:49 В России
Красноярский край занимает лидирующие позиции в рейтингах инвестиционной привлекательности и входит в первую десятку регионов по объему капиталовложений. Очевидно, что в связи с геополитическими событиями роль одного из опорных регионов будет постоянно расти. О том, что край может дать стране, рассказывает губернатор Александр Усс.

- Развитие Сибири и Дальнего Востока как национальный приоритет XXI века было обозначено главой государства еще в 2013 году в послании Федеральному Собранию. Красноярский экономический форум стал одной из традиционных площадок, где обсуждаются перспективы развития восточного направления. И этот год не исключение. "Время Сибири" - так звучала главная тема КЭФ-2023. Для Вас время Сибири только наступает или уже наступило?

- Во все времена Сибирь была и остается главной кладовой страны - еще с тех пор, как Михаил Ломоносов сказал, что российское могущество будет прирастать зауральскими территориями. Здесь сосредоточены большие запасы полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов. Наш край занимает второе место в России по площади, и значительная доля этих богатств заключена в красноярских недрах. Но одними только природными ресурсами потенциал Сибири не ограничивается. В период Великой Отечественной войны здесь начал формироваться мощный производственный комплекс, который внес неоценимый вклад в укрепление экономики страны. А сегодня в крае работают предприятия таких компаний, как"Роснефть", "Норильский никель", РУСАЛ, "Полюс", СУЭК. Эти и другие бренды известны далеко за пределами России. В крае успешно работают научно-образовательные центры, которые помогают решать технологические задачи и готовят квалифицированные кадры. В одном только СФУ обучаются порядка 30 тысяч студентов, из которых почти одна тысяча иностранных. У нас развитая социальная инфраструктура, на высоком уровне проходят знаковые международные события. Представления о Сибири как о "диком крае"давно ушли в прошлое. Сегодня это территория, где есть все возможности для самореализации.

- Какой ресурс Красноярский край как регион-локомотив в состоянии предложить на сегодняшний день в качестве опоры для развития российской экономики?

- Безусловно, основную динамику социально-экономических преобразований задает комплексный инвестиционный проект "Енисейская Сибирь", который мы воплощаем в жизнь совместно с Хакасией и Тувой. Сейчас в стадии реализации находится большая часть инициатив бизнеса. При этом за пять лет КИП существенно "прибавил в весе". Изначально он включал 32 проекта с объемом инвестиций около 2 трлн рублей. А сегодня - 40 на общую сумму свыше 3 трлн рублей. Среди крупных проектов-освоение Сырадасайского месторождения угля на Таймыре, возведение новой, пятой по счету, золотоизвлекательной фабрики в Северо-Енисейском районе. Продолжается привлечение резидентов в Красноярскую технологическую долину. С опережением графика в этом году должно завершиться строительство самого северного автомобильного моста через Енисей - ввод планируем в августе. На подходе несколько инициатив в области лесохимии и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. Уже сейчас мы видим положительные эффекты: за годы существования КИП создано более 10 тысяч рабочих мест, вложено свыше 200 млрд рублей инвестиций. 

Отдельно стоит сказать о проекте "Восток Ойл", который позволит краю стать одним из важнейших нефтегазовых регионов не только России, но и всего мира, а также внести значительный вклад в увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути. Инвестиции в "Восток Ойл" оцениваются в сумме порядка 11 трлн рублей. Гигантские вложения! Ну и конечно, значимую и всё возрастающую роль играет инфраструктура. Географически Красноярскому краю суждено быть воротами в Азию. Он находится в самом центре страны, на пересечении крупных транспортных артерий - автомобильных, железнодорожных, речных и воздушных. Сейчас важно расширить эти каналы и создать новые, чтобы получить доступ к полноценным логистическим коридорам. Мы последовательно продвигаем эту идею. На протяжении нескольких лет реализуется проект создания хаба на базе красноярского аэропорта. В 2021 году началось возведение морского терминала "Бухта Север" на Таймыре. Новую конфигурацию должна приобрести железнодорожная ветка Курагино - Кызыл: теперь речь идет о планах по ее продлению через Монголию в Китай.

- Бесконечные санкции, уход с рынка зарубежных производителей заставил Россию не просто развернуться на восток, а искать научный, технологический потенциал внутри страны. И как оказалось, у нас есть не просто наработки на бумаге, но и вполне конкретные успешно реализуемые проекты. Каков вклад красноярцев в работу по импортозамещению?

- Палитра такой продукции достаточно широка, начиная от шахтного и лифтового оборудования, заканчивая бытовой химией и лакокрасочными изделиями.У наших крупных предприятий есть свои инженерно-технические центры, которые заточены на решение подобных задач. Одним из удачных примеров является разработка оборудования, необходимого для производства алюминия. Ранее оно приобреталось в США. Также наши предприятия изготавливают комплексы термической резки металлов, изделия из огнеупорных материалов, фронтальные погрузчики и многое другое.Некоторые компании имеют заказ на узлы вертолетов от Улан-Удэнского авиационного завода. Благодаря обратному инжинирингу решена проблема запасных частей и комплектующих для импортного оборудования, которое используется в металлургии и лесозаготовке. В прошлом году мы создали государственный фонд развития промышленности края. Были одобрены займы по одиннадцати проектам, восемь из которых касаются импортозамещения. Эта работа будет продолжена.

- Чтобы что-то развивать, необходим человеческий ресурс. Но в Сибирь и на Дальний Восток калачом не заманишь высококлассных специалистов. Регионы за Уральскими горами пустеют. Люди стремятся не просто к более выгодным условиям самореализации, но и более комфортным условиям проживания. Конечно, можно попробовать решить проблему, как это сделал Татарстан, построив город с нуля -Иннополис. Но Красноярский край нашел свой путь: уже несколько городов с историей были успешно "перезапущены". Красноярск, Енисейск, на подходе Минусинск и Норильск. Есть планы на Железногорск, у которого огромный научно-технический потенциал?

- Что касается Норильска, то там действительно идет масштабная реновация. Планы по развитию нашей заполярной столицы амбициозные и комплексные: будет модернизирован жилищный фонд, коммунальная инфраструктура, объекты социальной сферы. Железногорск, где находятся ключевые предприятия Росатома и Роскосмоса, тоже является перспективным городом. Стоит отметить, что две трети спутников орбитальной группировки России произведены на ИСС им. академика М. Ф. Решетнева. Здесь есть кадровый потенциал, создана уникальная инфраструктура. Всё это позволяет организовать вспомогательные и смежные производства, которые работают в тесной связке с базовыми предприятиями. Показательным примером в этом плане является Железногорский промпарк.Его резиденты изготавливают различные металлоконструкции, вентиляционные системы, контейнеры для спутников и многое другое. Это важная точка роста экономики. Но, безусловно, не хлебом единым жив человек. В городе атомщиков работает сеть образовательных, культурных и спортивных учреждений. В прошлом году проведено благоустройство озера, появился новый парк. Это касается не только Железногорска - во всех городах и крупных поселках края мы создаём комфортную среду. Достойная зарплата, хорошие возможности для образования и досуга-базовые потребности людей. Только обеспечив их в полной мере, можно будет говорить о наращивании человеческого капитала, который как воздух необходим для нового освоения Сибири.

Справка

В Красноярском крае находится более 90 процентов запасов российских платиноидов, а также значительные запасы кобальта, марганца и меди. По добыче золота край уверенно лидирует в России. Сибирский регион занимает ведущее место по общим геологическим запасам угля (34 процента). Более половины территории края покрывают леса - здесь сосредоточено 14 прцоентов общероссийских объемов древесины. Красноярский край входит в лидирующую группу регионов России по инвестиционной активности и объему капиталовложений. По итогам 2022 года рост промышленного производства здесь составил 3 процента. По отдельным направлениям он достиг рекордных значений: в угледобыче- 25 процентов, в строительстве - 37 процентов, а в машиностроении - почти 40 процентов. В минувшем году предприятия АПК региона получили максимальный в истории урожай - свыше 3,2 миллионов тонн зерна. Также установлен рекорд по урожайности - 34 центнера с гектара. Это лучший результат за Уралом.

 

Аббе03.03.23 20:05
Статья то вроде и не малая? А только одно предложение относительно преодоления континетального проклятия. Железная дорога на Монголию.
Молчание про нужду в выходе на Тихий океан.
Сырьё, сырьё глубокой переработки.
Но, где тезисы про уменьшение ценника на транспорт к Ледовитому океану? Положим, что это сказки да фантастика. Идти по Енисею только в один конец за сезон откровенно разорительное дело. Нужег круглогодичный транспорт, это ЖД, это автотрассы, а значит и Тихий океан.
Молчит. Сказать то нечего. Это усилия МинТранса и тех, кто связан с этой темой. А Красноярскому краю туда вложиться нечем.
При всех навалившихся бедствияз санкционной войны с Европой, а скоро и НЕ санкционной, увы, увы, туда дорог то побольше проложено..
Вот это то и есть настоящая проблема.
Леонид Ильич Брежнев дорогой.03.03.23 23:11
4,5% скандия в алюминий увеличивает прочность на 65% и свариваемость на воздухе, цена увеличится в 10 раз. Это как у нас не 9, а 90 заводов первичного алюминия. Бывший вице-премьер Игорь Шувалов предлагал в 2018г. построить новые металлургические заводы на Урале и Поволжье, Дерипаска отказался, типа я все решу с США и передал все управление СД британцам.
Единственно его заслуга по жизни, не разгромил ГАЗ, оставил ПАЗик и Газель.
Аббе04.03.23 08:52
> Леонид Ильич Брежнев дорогой.
4,5% скандия в алюминий увеличивает прочность на 65% и свариваемость на воздухе, цена увеличится в 10 раз. Это как у нас не 9, а 90 заводов первичного алюминия. Бывший вице-премьер Игорь Шувалов предлагал в 2018г. построить новые металлургические заводы на Урале и Поволжье, Дерипаска отказался, типа я все решу с США и передал все управление СД британцам.
Единственно его заслуга по жизни, не разгромил ГАЗ, оставил ПАЗик и Газель.
Скандий - высокие технологии обработки очень бнжного на скандий сырья. Вроде как он есть в "красных шламах" и этих красных шламов - много.
Печаль же в том, что наваливаться на эти миллионы тонн надобно сразу с готовой технологией. С высасываением всего полезного, что там есть. Абсолютно ВСЕГО.
Что бы получить сложную, дорогостоящую, но прибыльную отрасль.
Иначе получим очень дорогой скандий в малой только доле от того, что есть в сырье. И разорение.
Условно сто тысяч тонн скандия и десять миллионов тонн цемента. И ещё Бог весть чего.В таком раскладе получим десятилетия прибылей. Небольших, это правда. Но тут же и возможность достичь абсолютного предела в алминиевом самолётостроении.
Затраты в переработке скандийсодержащего сырья, ну а прибытки в авиации.
Извините, но это уже требует увязок на уровне повыше Дерипаски.
*************************************************
В идеале и вовсе довести технологии до уровня возможности разместить всё на большом судне. Пригнать его к берегам страны (АФРИКА), где этих самых шламов более, чем много.
Переработка на судне.
И никаких выносов ключевых технологий на берег.
Как только завод окажется под угрозой захвата аборигенами - поднимается якорь и судно идёт дальше.
Хотите иметь такое же? Нет проблем. Оплачивайте полномасштабный завод и пытайтесь запустить его "технологически правильно".

Нам же - своё судно, свой источник энергии - два реактора от ледоколов, свой комплекс переработки на уровне "почти без отходов".
И никаких повторений ошибок уровня "мы поднимем Вас до уровня СССР и бесплатно".
Цемент местным потребителям, скандий - НАМ.
Нечем платить за цемент? Значит поделятся рыбой, которую ловят по своим квотам.
Красноярский край? Литий в водах от добычи нефти и газа? Значит там нужны ядерные реакторы на АЭС соотвествтующей мощности. АЭС для электричества, сбросное тепло реакторов - для выпаривания лития.
Что там оно с Боливией - дело тёмное.
Китай прикупит. США поднажмут? И вылетит российская фирма из этого проекта.
И тут то и есть ключевой вопрос. Если в Боливии мы будем иметь (грубо и условно) 99% лития для наших нужд - вынос наших добытчков оттуда становится катастрофой.
Вот если мы дома дорого, но добываем (грубо и условно) всего то 20% от нужного нам ресурса......
Да, потеря (условно) 80% ресурса в Боливии (или ещё где то вне наших границ) становится тяжким ударом, но не полным обывлом всего и вся.
Минеральная вода с мизерным содержанием того, что нам надо - этого мало, этого очень мало. Но, не полный обвал литиевоприменяющих отраслей.
И это наш шанс.
Вне зависимости от меры враждебности к нам в США - совсем дураков в управлении там не много. И расчёт рентабельности наносимых ударов там тоже ведут со всем усердием.
Одно дело совершенно обрушить в России важную отрасль и потом пользоваться этим успехом и другое дело погнать Россию строить ещё десяток таких реакторов для дорогостоящего, но возврата к масштабам потребления лития.
СВОЯ промышленность, СВОЁ сырьё, СВОЁ мышление.

России нужно уходить в технологический отрыв от планеты. Иных ресурсов у нас вообще то не так то и много.
АЭС в роли технологического спасителя России?
Кому то может и смешно, а только придётся обсчитывать и эти варианты.
RML04.03.23 12:30
Среднегодовая температура в Норильске минус 9 градусов, в Питере плюс 4, Москве плюс 7.
Вопрос - что надо человеку, что бы человек хотел в Норильск?
Реновация итд это все чудесно, только она должна быть в любом случае, а не для заманухи)

Главное зарплата, что бы человек мог летать греться куда захочет пару раз в год т.е выше чем в Москве разика на полтора минимум и цены на продукты были как в Москве плюс-минус.
Тогда может быть результат.
GAF04.03.23 12:49
> Аббе
.....
Но, где тезисы про уменьшение ценника на транспорт к Ледовитому океану? Положим, что это сказки да фантастика. Идти по Енисею только в один конец за сезон откровенно разорительное дело. Нужег круглогодичный транспорт, это ЖД, это автотрассы, а значит и Тихий океан....
Молчит. Сказать то нечего. Это усилия МинТранса и тех, кто связан с этой темой. А Красноярскому краю туда вложиться нечем.....

Зачем ж/д к Ледовитому океану вдоль Енисея?. И что по ней возить, если по Енисею нечего отправлять на юга. На территории края уложится вся Зап.Европа с потрохами, а население 1 чел/кв.км. Больше пользы от расширения Трансиба. В РИ за 14 лет достигли Тихого океана. Сейчас, другая техника, и БАМ в наличии, и строится на нём вторая коллея. До начала БАМа рельеф не сложный, в РИ построили Запсиб за 4 года - 1418 км....
Леонид Ильич Брежнев дорогой.04.03.23 14:26
Ценность сплава скандия не санки и велики делать, а 3D печать проволокой, без французсктих порошков по цене золота в кожаном кисете , технология наша Питерская, корабелки и станки у Ростеха готовы в серию, которых надо 10 тыс. для всех предприятий оак/одк в виду дефицита обычных станков и к ним кадров.
Аббе04.03.23 17:28
> GAF
> Аббе
.....
Но, где тезисы про уменьшение ценника на транспорт к Ледовитому океану? Положим, что это сказки да фантастика. Идти по Енисею только в один конец за сезон откровенно разорительное дело. Нужег круглогодичный транспорт, это ЖД, это автотрассы, а значит и Тихий океан....
Молчит. Сказать то нечего. Это усилия МинТранса и тех, кто связан с этой темой. А Красноярскому краю туда вложиться нечем.....

Зачем ж/д к Ледовитому океану вдоль Енисея?. И что по ней возить, если по Енисею нечего отправлять на юга. На территории края уложится вся Зап.Европа с потрохами, а население 1 чел/кв.км. Больше пользы от расширения Трансиба. В РИ за 14 лет достигли Тихого океана. Сейчас, другая техника, и БАМ в наличии, и строится на нём вторая коллея. До начала БАМа рельеф не сложный, в РИ построили Запсиб за 4 года - 1418 км....
Если и гнать ЖД на Ледовитый океан, то от Омска. Для обеспечения трубопроводов и ЛЭП от Сабетты до Омска.
Вдоль Енисея, если что и делать, так подумать о надёжном сквозном судоходстве до устья Енисея.
И да, Транссиб "немножко перегружен. И да, он вообще то единственный. То, что проложено через Южную Сибирь.....
Ненадёжно. Самая жуткая взрывчатка делается из нескольких компонентов.
1) Похвала самым глупым и энергичным, неимеющим никаких квалификаций.
2) Создание этим бездельникам имитации идеологии.
3) Проплатить вооружённую часть этих бездельников.
4) Послать бездельникам инструкторов.
5) Пообещать всем остальным чего ни будь светлого и неопределённого.

ВСЁ.
Так что ЖД через НЕ Россию - ненадёжная.
Как именно расширять ЖД на Восток - знают проектировщики и строители ЖД.
Если не сильно врут сплетни, то в Китае решили сложиться в ЖД линию от Северо-Восточных провинций до Якутска и от него уже на Магадан.
Значит надобно и в эту ветку встраиваться с обеих сторон.
Фактически восточнее Байкала надобно и расширять и создавать...
Масштаб того же порядка, что и БАМ, а если подумать, то и сам Транссиб.
NRoss09.03.23 21:13
> Аббе
...А только одно предложение относительно преодоления континетального проклятия. ... Нужег круглогодичный транспорт, это ЖД, это автотрассы, а значит и Тихий океан....
Вы зря со скепсисом относитесь к идее "вдруг" вспомянутого северного направления по Енисею от его сиятельства всемного преуважаемого царевича-олигархо-губернаторствующего милостивого господина Усса.
Если не вдаваться в крайности и не складировать каменный уголь с разрезов СЭУК по берегам той же Дудинки, а подойти более здраво: экспорт негорючего сырья, то в этом может быть зерно коммерческой выгоды, плюс ничтожные 300% прибыли в карман не менее уважаемому Дерибаске.
Вообще довольно странно, что все эти быдло-олигафрены как бараны были упёрты в возможности РЖД - что "угольщики", что "металлурги", и 25 лет не видели очевидного: речной транспорт Сибири. Вот они прям слона вдруг заметили! Норникель, вот работал и в ус не дул - только яхты успевали менять, а эта быдлятина вдруг прозрела в конце пути.
Если честно, тошно и мерзко от этих их заявлений: - а давайте вывозить, выкапывать и менять на бусы теперь по другим маршрутам! Я вообще-то не про вообще, я про квотирование экспорта, оно давно назрело, ибо бартер на технологии был с нехилой такой оплеухой отвергнут ещё в середине 00-х...
Аббе09.03.23 22:24
> NRoss
> Аббе
...А только одно предложение относительно преодоления континетального проклятия. ... Нужег круглогодичный транспорт, это ЖД, это автотрассы, а значит и Тихий океан....
Вы зря со скепсисом относитесь к идее "вдруг" вспомянутого северного направления по Енисею от его сиятельства всемного преуважаемого царевича-олигархо-губернаторствующего милостивого господина Усса.
Если не вдаваться в крайности и не складировать каменный уголь с разрезов СЭУК по берегам той же Дудинки, а подойти более здраво: экспорт негорючего сырья, то в этом может быть зерно коммерческой выгоды, плюс ничтожные 300% прибыли в карман не менее уважаемому Дерибаске.
Вообще довольно странно, что все эти быдло-олигафрены как бараны были упёрты в возможности РЖД - что "угольщики", что "металлурги", и 25 лет не видели очевидного: речной транспорт Сибири. Вот они прям слона вдруг заметили! Норникель, вот работал и в ус не дул - только яхты успевали менять, а эта быдлятина вдруг прозрела в конце пути.
Если честно, тошно и мерзко от этих их заявлений: - а давайте вывозить, выкапывать и менять на бусы теперь по другим маршрутам! Я вообще-то не про вообще, я про квотирование экспорта, оно давно назрело, ибо бартер на технологии был с нехилой такой оплеухой отвергнут ещё в середине 00-х...
Смотрим на расстояние от Красноярска до Норильска. 1500 километров. ссылка
Скорость речных судов-сухогрузов (грубо и приблизительно) ссылка
17-20 км/час. Делим одно на другое. 75 часов непрерывного движения.
Добавим неизбежные остановки на заправку, повороты по реке и так далее.
Грубо? примем 100 часов.
И самое важное то, что это всё только во время навигации. ОЧЕНЬ хорошо, если она будет 6 месяцев. Рейс? 12 часов на погрузку и пошли вниз по реке. Лёд уходит "чуть впереди судна". Дошли за 4 суток, разгрузились за 12 сасов. Всего 5 суток. Потом порожнем верх по реке. Примем, что скорость почти такая же. 10 суток оборотный рейс. Баржа самоходка сделает от 10 до 15 рейсов вниз-вверх. По 1000 тонн. Итого - 10 000 тонн, максимум 15 000 тонн.
На миллион тонн грузопотока нужно 70 барж. Или увеличивать их грузоподъёмность.
А это вообще то два, много, если три поезда. И расход электричества, а не солярки.
Хотим отправить усдовные 10 000 000 тонн и нам нужно гонять вниз-вверх по Енисею 700 барж. Содержать службу на реке, бакены и прочее, проче, прочее.
Летом есть работа и ломовая, зимой её нет.
Вот и будем думать. Что да как.
Из Дудунки гнать через Берингов пролив сухогруз с лесом в Индию? (Хорошо, с пиломатериалами). Или же напрягать Минтранс на третью колею параллельно Транссибу с выходом на Астрахань. И оттуда уже круглогодично на Иран.
Или же, на БендерАббас круглогодично по опять же железной дороге. Через Баку или же через Туркмению.
Каспий если и замерзает у Астрахани, так ведь намного меньше, чем Енисей. Ну а железной дороге невеликая разница лето или же зима.

Вопрос не в судоходстве.
Вопрос в цене и сроках доставки. И доле цены доставки в цене продажи у покупателя.
Сможем мы отладить поставку в .... На берега Индийского океана готовых лесокомплектов? Открывай контейнер и доставай готовые детали под сборку невесть чего?
ОДИН вариант. И не важно, по Енисею он шёл, или через Иран.
Не получится по какой то причине? Другой варирант.
Опора нужна в регионе-потребителе. И вопрос - а чего такого Россия сможет поставлять из условного Красноярска в мировой океан.
И уже второй вопрос - собственно как это транспортировать ин е разориться на транспорте.
Третий вопрос - как всё это сделать именно во время фактической войны против России. Она выглядит необъявленной, но ведётся именно войной и во всех отношениях.

Вопрос всех вопросов, высшая ценность, как продавать с выгодой товары, которые в самой России делаются относительно недорого и при этом не разорить ни одно звено поставок?
Хорошо военному производству! Им сказали, ЧТО нужно и в каком количестве. И никто не может надавить из Брюсселя на покупателя да заставить отказаться от покупки.
Для мирной продукции - всё сильно-сильно по другому.
NRoss11.03.23 14:50
Никто не говорил, что будет вот на раз-два.
При этом, естесственно, нужно оставить позади Казачинские пороги и строить судоходство уже после Стрелки. Т.е. нужно начинасть с серьёзного логистического хаба в р-не Енисейска.
Современные суда RSD 34, к примеру, вполне могут работать как речные, и брать на борт не 1000, а 3тыс. тонн., ну а в рамках большого проекта возможны и более серьёзные решения.
Но таки да, сезонность в 6-7 мес судоходства накладывает свои особые режимы работы на подобный проект. С др. стороны это даёт и некоторые преимущества: наличие складских запасов первочного аллюминия и пшеницы позволит более динамично работать с поставщиками, и, о боже-святотатство, может Россия даже созреет на собственную товарно-сырьевую биржу?
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Бен-Гвир: Иран уничтожил две военные базы
» Подполье сообщило об ударе по аэродрому в Николаевской области
» В иранском Исфахане не зафиксировали повреждений после срабатывания ПВО
» Турки обошли британские санкции за перевозку российской нефти: танкеры пошли дальше
» Daily Mail: Британии указали на зияющую брешь в национальной ПВО
» Иран, Ирак и Сирия договорились о сотрудничестве в борьбе с терроризмом
» Польша отказалась поставлять Украине системы ПВО Patriot
» Россия успешно обходит санкции США — новые нефтетрейдеры появляются каждый день

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"