Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

В МИД рассказали, к чему приведет вступление Украины в НАТО
Владимир Путин ответил на вопросы журналистов стран БРИКС. Главное
Силуанов подтвердил новые правила ухода иностранного бизнеса из России
Путин внес в ГД проект ратификации договора о партнерстве России и КНДР
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Вспомнить о парусниках заставляют две основные причины: экология и мировой энергетический кризис
04.07.24 07:32 Наука, техника, образование
Недавно в прессе прошло любопытное сообщение: в Британии построено грузовое судно, оснащенное парусами для экономии топлива. Впереди у него первый испытательный рейс в Бразилию. Можно бы порадоваться за создателей этого ветрохода. А мне стало очень грустно. Потому что подобное судно много лет назад могло появиться в Советском Союзе. Его проект представили в 1980 году на первом Всесоюзном симпозиуме по исследованию, проектированию и постройке современных парусных судов, который прошел в Николаеве.

Город корабелов с тремя мощными судостроительными заводами, строящими самые современные корабли, авианосцы и подводные лодки, и вдруг проектирование парусников?..

- Да не вдруг, - сказал мне тогда Юрий Крючков, доктор технических наук, профессор НКИ - Николаевского кораблестроительного института, организатор симпозиума.

Помимо преподавательской деятельности Крючков создал в институте на общественных началах лабораторию, сотрудники которой не только занимались исследованиями и разработкой судов с экологически чистыми двигателями, но и координировали работу советских энтузиастов парусного флота - одиночек и целых коллективов. И вот многие из них приехали в Николаев на свой первый симпозиум. Привезли свои работы. Обсуждение было бурным, интересным. Каких только проектов парусников не представили: туристические, в том числе и тримараны, пассажирские, каботажные...

Но наибольший интерес у собравшихся вызвал уникальный проект сотрудников лаборатории НКИ Владимира Щередина и Вадима Шостака.

Крылатый рудовоз

Проект молодых ученых был выполнен на базе рудовоза "Зоя Космодемьянская", уже построенного на николаевском заводе "Океан". Это огромное судно водоизмещением 60 тысяч тонн. Длина его - 215 метров, ширина - больше тридцати. Громадину планировали вооружить парусами из дакрона максимальной площадью 14 тысяч квадратных метров, которые должны были вздыматься на семи 70-метровых консольных мачтах. 25 этажей белоснежной ткани! И никаких особых трудов во время подъема и спуска парусов. Надо было только нажать на кнопку, и они должны были автоматически спрятаться во внутреннюю полость мачты или выйти из нее, как складывается и разбирается любительский киноэкран.

Было просчитано: при ветре в 10 баллов крылатый рудовоз должен развивать скорость до 23 узлов - отличный показатель! На случай штиля был предусмотрен дизель отечественного производства мощностью 6100 л.с. - намного меньше установленного на теплоходе, что дало бы появление дополнительной площади для груза. Грузы планировалось засыпать в трюмы или вкатывать через бортовые или кормовые "ворота" - лацпорты, как у специализированных теплоходов с горизонтальным способом погрузки. Остойчивость судна, несмотря на впечатляющие размеры, обеспечивалась без приема балласта.

И что самое интересное: специалисты завода "Океан", с которыми был согласован удивительный проект, выразили желание претворить его в жизнь. Работой ученых заинтересовались и в Министерстве морского флота СССР. Поручили ленинградским сотрудникам ЦНИИМФ - Центрального научно-исследовательского института морского флота - выяснить реальные возможности и целесообразность оснащения парусами рудовоза "Зоя Космодемьянская".

- Две основные причины заставляют нас вспомнить о парусах: необходимость оздоровления морей и воздуха и мировой энергетический кризис, - сказал мне тогда руководитель отдела исследования новых типов судов доктор технических наук Илья Мирошниченко. - Считаю, что парусники списаны в архив незаслуженно. Суда, использующие бесплатную энергию ветра, необходимо возродить. Но учесть многие ошибки прошлого.

Почему исчезли парусники

Тысячи лет служит парус людям для передвижения по морям и океанам. И в зависимости от целей мореплавателей - торговли, рыбной ловли, военных операций, географических открытий - появлялись суда с разным парусным вооружением. ХVII век - период расцвета парусного флота и парусного судоходства, когда морские империи - Великобритания, Франция, Испания, Португалия - соревновались за господство в мировом мореплавании. На штормовых дорогах совершали свои подвиги самые разные типы парусников - галеоны, бригантины, барки, фрегаты, каравеллы, корветы... ХIХ век отмечен рождением быстроходных трехмачтовых клиперов, скорость которых достигала 15 узлов. А были среди них и рекордсмены. Например, чайные клиперы "Катти Сарк" и "Фермопилы", соревнуясь друг с другом в гонках из Шанхая в Лондон, достигали и рекордной скорости 17 узлов!

А самыми совершенными парусниками в истории судоходства считаются винджаммеры - выжиматели ветров. Но на их долю выпала плачевная участь, так как появились они в начале ХХ века, когда мировой флот стал переходить на двигатели Дизеля и паровые турбины. Но приверженцы парусного флота не сдавались, стараясь доказать, что нельзя отвергать даровую энергию ветра, а необходимо создавать такие парусники, которые смогут успешно конкурировать с пароходами. И такие суда - исполины-винджаммеры - были построены. В 1902 году был спущен на воду немецкий пятимачтовый корабль "Пройссен". Его длина - 120 метров, ширина - около 17 метров. Размер французского парусника "Франс" был еще больше: длина - почти 140 метров. Шесть тысяч квадратных метров парусов несли суда со скоростью до 20 узлов!

И все же эти великолепные корабли вынуждены были сойти с дистанции. Многие специалисты называют основные причины ухода ветроходов. Первая из них - непродуманность маршрутов. На голубых просторах с попутными ветрами пенители океанов оставляли далеко за собой чумазые пароходы. Но в узкостях, во внутренних морях, при заходах в порты первенствовали суда с паровыми двигателями, они обходились без буксиров, легко маневрировали. И с погрузкой ветроходы уступали.

Еще недостаток: у парусников был многочисленный экипаж. А как иначе? Шутка ли, убрать вручную такую массу парусов, да еще в шторм на огромной высоте! Поистине каторжная работа. Но, проигрывая в соревновании с пароходами по доставке грузов и пассажиров, судовладельцы стали приспосабливать парусники для учебы курсантов.

Сейчас в мире осталось два самых известных и самых больших винджаммера - "Седов" и "Крузенштерн", ставших учебными парусниками России. У обоих очень солидный возраст - одному уже сто лет, а другой этот юбилей отметит на следующий год.

Парусники города корабелов

Первым парусным кораблем, построенным в Николаеве, стал 44-пушечный трехмачтовый фрегат "Святой Николай". Его заложили в 1789-м и спустили на воду всего через полгода - в августе 1790 года. Название парусника, а позже и название города дал князь Григорий Потемкин в честь святого Николая, покровителя моряков. Это он, Потемкин, выбрал место на берегу реки Ингул и заложил там Николаевскую верфь для строительства кораблей Черноморского флота. Екатерине Великой сообщил: "Место идеальное!" И был прав. Место защищено от нападений, Ингул впадает в полноводную реку Южный Буг, а тот через Днепровско-Бугский лиман соединяется с морем. Фарватер для построенных кораблей не заиливался, в отличие от устья Днепра, на котором уже десять лет стоял Херсон с его верфью.

Потемкин полюбил Николаев. По его замыслу город должен был стать "южной столицей России", но стал колыбелью Черноморского флота. Князь много сделал для города и однажды сказал: "Потомство отдаст мне справедливость!" Он построил для себя на берегу Южного Буга летний дворец в мавританском стиле. Планировал там доживать свой век. Но в октябре 1791 года, по дороге из Ясс в Николаев, Потемкину стало плохо. Перед смертью он сказал: "Хочу умереть в моем Николаеве". Но умер в степи. Екатерина, непонятно почему, похоронила его не в Николаеве, а в Херсоне.

А что же николаевское потомство? Дворец князя разрушили. Ни одного памятника Потемкину в городе не поставили, ни одну улицу не назвали его именем. Лишь несколько лет назад переименовали Плехановскую, не имевшую никакого отношения к Николаеву, в Потемкинскую. Вот такая справедливость. Правда, в 1900 году в Николаеве построили броненосец "Князь Потемкин Таврический". Вспомнили все-таки Григория Александровича!

Итак, Николаев начался со строительства парусного фрегата - его изображение на гербе города. Фрегат победно участвовал в знаменитом сражении у мыса Калиакрия. С конца ХVIII века до начала века ХIХ на николаевских эллингах перед Крымской войной 1854 года было построено 270 боевых парусных кораблей, составляющих основу Черноморского флота парусного периода города.

В наших кинофильмах не раз показывали эпизод, когда Потемкин в Крыму неожиданно для Екатерины, откинув штору на окне дворца в Севастополе, показывает императрице выстроившиеся в море новые корабли... Зрелище впечатляющее! Но многие николаевцы, я знаю, слышала, сокрушались, почему же не сказали, а где были построены эти замечательные корабли?!

Некоторые из них стали выдающимися образцами деревянного парусного судостроения. Например, 130-пушечный парусник "Двенадцать апостолов" - самый крупный линейный корабль Черноморского флота. Длина - около 65 метров, ширина - почти 18, площадь парусов достигала 4 тысяч квадратных метров. Скорость - 12 узлов. Экипаж - 1000 человек. Корабль был так красив, что его первый командир вице-адмирал Владимир Корнилов воскликнул: "Он так хорош, что трудно лучше!" Парусник участвовал во многих морских сражениях, но был затоплен в 1855 году вместе с другими черноморскими парусными кораблями, преграждая путь в Севастопольскую бухту во время первой обороны Севастополя. Там погиб весь парусный Черноморский флот России. Погиб и Корнилов.

В 1904 году на этом месте был поставлен знаменитый памятник, созданный скульптором Амандусом Адамсоном. Назывался он тогда: "Памятник николаевским кораблям, затопленным в Севастополе". Позже почему-то слово "николаевским" убрали.

- Конечно, обидно, что об этом у нас в стране мало кто знает, как и о многом другом, - сказал профессор Крючков. - Почему-то город всегда оставался "незамеченным". Я давно пытаюсь возместить этот пробел, пишу книгу о Николаеве. Город пережил немало потрясений, взлетов и падений. У него непростая, удивительная история! Надеюсь, когда мы поставим на наш рудовоз паруса, его история станет еще интереснее.

Увы!.. Книгу Юрий Крючков написал. Но у рудовоза крылья не выросли. Слишком долго шли всякие согласования между ведомствами. А тут наступили другие времена. Развалилась страна. Украина устремилась на Запад. Ее жителям оказалось намного важнее получить "безвиз" и уехать за границу, чем развивать свою промышленность. Прославленные судостроительные заводы оказались никому не нужны. Их растаскивали, разрушали. Город корабелов потерял свое название. Судостроители разъезжались кто куда. Высокая стела у реки с изображением красивых парней-судосборщиков и стихами местного поэта: "Твои корабли, Николаев, просторы морей бороздят" вызывала неподдельную печаль. Нигде они теперь не бороздят...

Завод "Океан" стал пристанищем для натовских наемников. Бывшие цеха перестроили в казармы для головорезов, где их обучали, как воевать с жителями Донбасса и России. А на стапелях завода стали строить морские беспилотники для нападения на Крым. Об этом узнали николаевские подпольщики... И теперь на бывшем заводе "Океан" нет больше ни казарм, ни беспилотников, ни стапелей. Конечно, будет очень трудно восстановить заводскую верфь после освобождения города. Но возможно. Как и возможно будет, наконец, осуществить мечту николаевских энтузиастов парусного флота: на рудовоз поставить паруса. Город, который в свое время построил лучший на Черном море парусный флот во славу России, должен продолжить эту традицию с новыми современными кораблями.

Елена Василькова

 

Аяврик, RU06.07.24 20:43
Ну, так и о галерах вспомнить (и обосновать практичность) вполне можно!
;-)
XP Best, GH07.07.24 03:48
Сейчас в мире осталось два самых известных и самых больших винджаммера - "Седов" и "Крузенштерн",
Парусников осталось гораздо больше. И называют их не windjammer, a talls.
Винджаммер - это специфическая группа кораблей типа чайных клиперов, технически созданных для мах.скорости и парусов там было за глаза, плюс обводы. Бывало, что клипперы переворачивались от сильного порыва ветра иза громадной парусности и высоких мачт.

"Крузенштерн" вроде тоже заложен был в 1905 г. И рангоут у него стальной, а не деревянный. Получен из Германии по репарациям после 1945г.
NRoss, RU07.07.24 16:54
> XP Best
Сейчас в мире осталось два самых известных и самых больших винджаммера.
А почему именно "винджаммер", а не , к примеру, "parusnik" или там "parusnaya gaera" или иначе - "katorga".
Зачем эти англицизмы сегодня?С Петра и до Александра, возможно, это и имело место быть необхождимым - латинизация терминов по-голландски всей флотоводческой школы, но мы, вродь как уже больше века не с ними....
Аббе, RU07.07.24 18:05
Ээээээ.....
Если строго парусник - отстой.
Если парусник плюс двигатель - куда девать сопротивление неподвижного винта? Когда хороший ветер - винт превращается в тормоз.
Или же продолжайте его вращать и тратить топливо.
Варианты решения проблемы?
1) Винт изменяемого шага.
2) Винт, который можно закрыть какими то заслонками.

То и другое - как то сомнительно и явно не дёшево.
Agronom, RU08.07.24 10:32
Ну как вариант
3) Винт крутится, вращая генератор.
mcf, RU08.07.24 11:41
> Аббе
Ээээээ.....
Если строго парусник - отстой.
Если парусник плюс двигатель - куда девать сопротивление неподвижного винта? Когда хороший ветер - винт превращается в тормоз.

Мдааа.... Иногда лучше жевать, чем говорить.
Сопротивление винта, по сравнению с сопротивлением всего корабля ничтожно мало.
Аббе, RU08.07.24 12:56
> mcf
> Аббе
Ээээээ.....
Если строго парусник - отстой.
Если парусник плюс двигатель - куда девать сопротивление неподвижного винта? Когда хороший ветер - винт превращается в тормоз.

Мдааа.... Иногда лучше жевать, чем говорить.
Сопротивление винта, по сравнению с сопротивлением всего корабля ничтожно мало.

Дааааа....?
Странные люди в конце 19-го века делали зачем то съёмный винт. И колодец над винтом дабы поднимать его из воды.
За 100-150 лет что то изменилось в законах гидродинамики?
Опять же. При какой такой скорости сопротивление винта ничтожно по сравнению с СУДНОМ?
Обычным гражданским сухогрузом, для которого критически важно доставить груз вовремя? Не когда то там через неделю, а день в день и час в час?
Можно снизить приемлемую для заказчика скорость с 16 узлов до 14 узлов. (вроде бы такую штуку сделали для экономии топлива).
Но.
Что делать дальше? Качающиеся плавники в передней части корпуса - как делали в ГДР? Использование энергии волн?
Может поставим водомётный двигатель на танкер в 100 000 тонн? Есть ветер - закрываем входное окно и рвёмся вперёд на парусах?
Тогда зачем же диаметр винта танкера делают..... БОЛЬШИМ? ссылка
Может от снижения нагрузки на квадратный метр винта увеличивается КПД?
Может экономится топливо?
Вариант, KZ08.07.24 15:09
Еще интересные парусники середины и конца 20 века ссылка
Аббе, RU08.07.24 17:37
> Вариант
Еще интересные парусники середины и конца 20 века ссылка
Статистка покажет, что хорошо и что плохо.
Пока что - извините. Реальный на сегодня вариант - вспомогательные мачты, паруса в виде вспомогательных силовых установок. Дай то Бог получить от них экономию топлива в 10-15%.
Это НЕ МАЛО. Это полезно.
Но?
Остались сущие пустяки. Убедитьв этом судовладельцев и судостроителей.
delta09.07.24 19:08
Сомнительно это все как - то. Вот соображение, лежащее на поверхности: экономия 10 - 15 % топлива - это хорошо. Но, снижение скорости перевозок, и соответственно, увеличение продолжительности рейсов, приведёт к росту расходов на зарплату экипажам... Как быть с этим?
Alanv, RU09.07.24 19:23
Компьютерное механизированное точное управление парусами должно сильно повысить эффективность. Ну и есть же другие работающие на энергии ветра - ветротурбины - те же Кустовские.
Сэкономить можно 100% топлива - парусники пересекали океаны вообще без двигателей и винтов.
ale19547797, RU09.07.24 19:30
Соглашусь с первым комментарием - а давайте еще галеры вспомним. Экологично и дешево. Любой регресс (а это именно регресс) не может быть оправдан.
Если речь идет просто об экологичности - то надо не парусники строить, а те же самые газоходы (суда с двигателем на СПГ), от которых выбросов фактически нет. Или в конце концов хорошие фильтры ставить на суда, использующие уголь или мазут.
Alanv, RU09.07.24 21:04
Галеры ХУЖЕ нежели любое более современное судно. Там надо малоэффективно содержать и кормить кучу гребцов, и скорость мала. Ну не собираетесь же вы возрождать рабство.
Аббе, RU09.07.24 21:07
> Alanv
Галеры ХУЖЕ нежели любое более современное судно. Там надо малоэффективно содержать и кормить кучу гребцов, и скорость мала. Ну не собираетесь же вы возрождать рабство.
Рабство - запросто. Вот что делать с запасами воды на борту? По малым морям вдоль берега - запросто. Что делать в океанах и без пресной воды, дров для приготовления пищи и так далее?
ale19547797, RU09.07.24 22:03
> Alanv
Галеры ХУЖЕ нежели любое более современное судно. Там надо малоэффективно содержать и кормить кучу гребцов, и скорость мала. Ну не собираетесь же вы возрождать рабство.
Зато как Экологично!! Заодно и проблема перенаселения будет решаться быстрее.
Ровно так же и с парусниками. Возможно в какой-то очень узкой нише они еще и могут поспорить по экономичности с современными судами, но даже это сомнительно. А учитывая явные трудности с обслуживанием всей этой системы парусов и такелажа (даже если она вся супер-пупер автоматичная), а также явные немаленькие затраты на изготовление, обслуживание (ремонт явно будут делать не на коленке, а специально обученные профи высокого класса, иначе на подобных штучных объектах просто не бывает - Ягуары не чинят в подворотных мастерских))), амортизацию этих систем... Ну не верю я в их рентабельность.
Аяврик, RU10.07.24 10:27
2 Alanv

-- Ну не собираетесь же вы возрождать рабство.

Да нет, конечно! Зачем такие организационно-правовые сложности!
Достаточно возродить каторжные работы (для праздношатающихся бомжей и оборзевшего уголовного элемента - коих там, в прибрежных странах, как собак нерезанных нынче).

;-))
Alanv, RU10.07.24 18:57
"А учитывая явные трудности с обслуживанием всей этой системы парусов и такелажа (даже если она вся супер-пупер автоматичная), а также явные немаленькие затраты на изготовление, обслуживание (ремонт явно будут делать не на коленке, а специально обученные профи высокого класса, иначе на подобных штучных объектах просто не бывает - Ягуары не чинят в подворотных мастерских))), амортизацию этих систем..."

И как только до появления паровых машин во всём мире люди справлялись с описанными вами ужасами постройки, обслуживания и эксплуатации океанских парусных судов... И это ещё без электричества, станков и современных систем управления. И не штуками считали.
Даже Америку с Австралией смогли из Европы открыть и заселить. Кругосветки забацать...
Аббе, RU10.07.24 19:15
> Alanv
"А учитывая явные трудности с обслуживанием всей этой системы парусов и такелажа (даже если она вся супер-пупер автоматичная), а также явные немаленькие затраты на изготовление, обслуживание (ремонт явно будут делать не на коленке, а специально обученные профи высокого класса, иначе на подобных штучных объектах просто не бывает - Ягуары не чинят в подворотных мастерских))), амортизацию этих систем..."

И как только до появления паровых машин во всём мире люди справлялись с описанными вами ужасами постройки, обслуживания и эксплуатации океанских парусных судов... И это ещё без электричества, станков и современных систем управления. И не штуками считали.
Даже Америку с Австралией смогли из Европы открыть и заселить. Кругосветки забацать...
И как вышло, что паруса взяли, да и закончились?
Может были какие то причины?
Alanv, RU10.07.24 20:01
Дешёвая нефть и независимость от ветра. До повсеместной авиации - ещё и скорость. А вот экономику судов стали серёзно считать после подорожания нефти.
mcf, RU11.07.24 00:51
Для танкеров главнейшим свойством является нормальная крейсерская скорость. Важнейшим. Потому что главное доставить груз вовремя с точностью до часов. Экономия тут вылезает боком и никому нафиг не нужна. А все эти псевдопарусники за счет копеечной экономии теряют это свойство, поэтому никому не нужны.
Alanv, RU11.07.24 11:47
По сути "псевдопарусниками" являются и ветровые ЭС. И они несмотря на все минусы ветрозагрузки довольно широко распространяются. Так что и для парусников найдётся своя область применения. Само собой, всё они не заменят.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» "Военная хроника" рассказала об универсальной тактике ВС РФ по обхвату городов
» Минобороны Южной Кореи пригрозило России из-за отношений с КНДР
» Премьер Словакии: Принятие Украины в НАТО будет угрожать всему миру
» Военные корабли США и Канады прошли через Тайваньский пролив под прицелом НОАК
» Краснов: РФ подготовила для стран БРИКС соглашение о возврате преступных доходов
» В Аральском море поднялся уровень воды
» Шеф Пентагона не будет объявлять в Киеве о дополнительной помощи Украине
» Медведев об угрозах Трампа: Никому он не угрожал — он шелковый на переговорах

 Репортаживсе статьи rss

» Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
» Михаил Симонов и его самолеты: 19 октября 95 лет со дня рождения создателя одного из самых совершенных истребителей
» Как Казань готовится к саммиту БРИКС и чем удивит его гостей
» СВР рассекретила документы "Кембриджской пятерки"
» Конец террориста: как был ликвидирован Степан Бандера
» Чистая польза
» Марат Хуснуллин: «Льготная ипотека на новостройки полностью выполнила свою задачу»
» S7 Airlines переходит на отечественную систему цифровой связи «борт-земля» ACARS

 Комментариивсе статьи rss

» Сербский локомотив. Как Вулин стал движущей силой отношений России и Сербии
» Одиночество стало угрозой национальной безопасности США
» Великий Израиль становится реальностью?
» Интересная история с Россией
» Что означает для экономики Европы перенос производств в США
» Олег Одинцовский: Разочарование
» Как создать спрос на российский интернет в космосе
» Великая дилемма ЕС: спасти свой автопром или подарить рынок Китаю

 Аналитикавсе статьи rss

» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
» А. Роджерс: Метафизика войны (ч. 1 и 2)
» Бесконечность — это время ожидания до момента, когда экономика России лопнет
» Спонсоры Трампа и Харрис: кто они?
» Как развиваются межконтинентальные ракеты КНР
» Cовременная «наука» о международной политике может крайне мало дать её пониманию, и слава Богу
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"