События в Эстонии и недавний пиар-марш несогласных опять затуманивают текущий реальный политический расклад в мире. Не сочтите за цинизм, но оба события не тянут на что-то большее, чем информационная дымовая шашка. Про марш несогласных на наших страницах уже много написано, животрепещущая же тема эстонской эскапады в преддверии празднования Дня Победы представляется мне столь актуальной не в разрезе реалполитик, а с точки зрения статусного положения. А это целиком и полностью лежит в информационной и даже в виртуальной плоскости. То есть является делом пресc-служб (или МИДов) заинтересованных сторон. Что, конечно, не отменяет значимости статуса как такового. При всем стремлении наших российских политиков делать так, как полагается на Западе, между нами и ими существует одно кардинальное отличие, а именно – концепция статуса. В просторечии это выражается банальной и безумно раздражающей нашу доморощенную интеллигенцию сентенцией: «Всяк сверчок знай свой шесток». Секрет раздражения прост: сентенция, очевидно, отражает реальность так, как она есть: от конфуцианского благородного мужа через брахманов с кшатриями Индии и баев с дехканами Средней Азии до Кремля, который и определяет в конечном итоге жизнь и благоденствие каждого конкретного интеллигента. На личном же уровне концепция статуса не может нравиться российской интеллигенции по причине недостаточного времени собственного существования (даже 150-ти лет не набирается), чтобы как-то вклиниться в устоявшийся за пару тысячелетий азиатский табель о рангах. Тем и манит их молодая и в последние несколько сотен лет неуклонно возвышающаяся Европа, что обещает интеллигенту вожделенный статус и независимый источник существования. Впрочем, я отвлеклась, это совсем другая тема. Если мы применим эту простонародную максиму «Всяк сверчок знай свой шесток» в области международных отношений, то нарисуется нам некоторая геополитическая картина. Возьмем в качестве элементов нашей мысленной мозаики из «сверчков» Японию, Китай, Индию, Пакистан, Казахстан и Россию. Очевидно, что для простоты нашей модели мы опускаем довольно сложные регионы, но будем считать это первым приближением. На данный момент «сверчками», уверенно занимающими положенные им шестки, можно назвать Японию и Пакистан, возможно, Индию. Все трое не стремятся к изменению текущего статуса, чего нельзя сказать об остальных. Обращаю внимание, что более шустрые «сверчки» успели создать свою общую организацию по имени ШОС, но это к слову. Япония – одна из существенных сил в азиатском регионе, обладающая не только мощным экономическим потенциалом, но и всемерной военной поддержкой США, что, несомненно, экономит ее бюджетные средства. Впрочем, и там ветер перемен навеял парламенту мысль об изменении мирной конституции, а правительству – о создании собственного министерства обороны. Говорят, что это из-за КНДР, но пара территориальных конфликтов с неуклонно меняющими свой статус соседями делает это утверждение похожим на такую же утку, как всемирный джихад неуловимого бен Ладена. Другими словами, шесток вроде всем хорош, но пошатывается. Следом идет Индия, которая в силу своего колониального прошлого и сохранения в неприкосновенности языка бывшей метрополии (кстати, на заметку государствам на территории СНГ, из которых только Казахстану пришла в голову аналогичная светлая мысль) сохранила свою сопричастность к традиционному миру высоких технологий (сиречь «золотому миллиарду»), при этом нисколько не теряя собственную самобытность и дружбу с Советским Союзом. В свое время, возглавив движение Неприсоединения, Индия умело позиционировала себя как нейтральное государство, что обеспечило ей время и возможность без внешнего вмешательства неторопливо завершить первый этап ядерной программы, получив вместе с тем и соответствующий статус. Который ее вполне устраивает в настоящий момент, если бы не два территориальных конфликта: «горячий» с Пакистаном и умеренный с Китаем. Пакистан является примером азиатского игрока, чьи попытки обрести статус проваливаются шаг за шагом. Следуя нашей аналогии, он не является «сверчком», а всего лишь муха в альбоме энтомолога: приколот, распялен, и каждый сустав лежит отдельно. Другими словами, этот азиатский игрок несвободен в своих действиях. А как все хорошо начиналось! Практически одновременно с Индией он получил статус ядерной державы, что было немаловажным фактором в отношениях двух стран: непрекращающийся пограничный конфликт в Джамму и Кашмире в полном смысле этого слова является непрекращающимся кошмаром. Наличие ядерных бомб у обеих сторон немного охладило горячие головы и принудило к переговорам, которые, хоть и прерываются периодически, но все же идут. Что касается изменения статуса (а мы говорим о повышении, разумеется), то недавний демарш президента Мушараффа, направленный на американского патрона, был связан с его недовольством откровенными заигрываниями вашингтонской администрации с Индией, причем в чувствительной сфере ядерных технологий. Но на трепыхнувшуюся муху спустили аналогичное создание без статуса, т. е. Афганистан. А это серьезный знак в мире азиатских статусных отношений. На данный момент Пакистан можно назвать государством без статуса. Мы еще вернемся к вопросу о его статусе, где его можно обрести. И три страны, уверенно повышающие свой статус: Китай, Казахстан и Россия, члены Шанхайской Организации Сотрудничества, связанные общими сухопутными границами и урегулировавшие все свои территориальные конфликты. Уже интересно, не правда ли? Стремительно меняющий (или, если учитывать его хорошую память, восстанавливающий) свой статус Китай предпринимает весьма серьезные усилия по решению всех своих территориальных конфликтов: улажены все проблемы с Россией и среднеазиатскими республиками СНГ. На фоне открытия новых пограничных пунктов идут интенсивные переговоры с Индией, и даже бурная информационная кампания прошлого года по поводу посещения экс-премьера Коидзуми японского храма Ясукуни не пропала втуне. После смены премьера, который отменил этот правительственный обычай, Китай с готовностью пошел на переговоры, увязывая в один прочный букет и проблемы с отражением истории, и спорные острова сиречь нефтеносный шельф. Занозой сидит Тайвань, но только ленивому не очевидно, что тайваньская проблема решается только на фоне решения проблемы американского присутствия в Тихоокеанском регионе. Но решение этой проблемы, в связи с иным культурным полем противника, лежит уже не в статусном поле, а реальном военном строительстве – в частности, авианосцев. Чем Китай и занят, прикидываясь бедным родственником, который совсем, совсем, ну, ни капельки! не стремится к расширению сферы своего влияния. Надо только отделять зерна от плевел: Китаю реально нужен Тайвань, Тайвань реально поддерживается США, когда Китай получит Тайвань, статус США в регионе будет равен нынешнему пакистанскому. Военное усиление Китая в этом случае никоим образом не направлено против Индии, которая тоже с удовольствием вооружается во избежание каких-либо недоразумений (кстати, из публикаций в отечественной прессе до обидного мало можно себе уяснить, откуда такие деньги?). Противоборство между этими двумя странами лежит как раз в плоскости «всяк сверчок». И это немаловажный стабилизирующий фактор Большой Игры в регионе. Обе региональные сверхдержавы трогательно обходят острые углы взаимоотношений, похваляясь друг перед другом экономическими достижениями на уровне: «А у нас миллионеров больше! Ага! А зато у наших миллионеров долларов больше, чем у ваших!» и т.д. Казахстан – единственная из стран СНГ, которой удалось стабилизировать внутреннюю ситуацию и обратить себе на пользу внешнеполитические расклады последних 10 лет. Единственное, чего ему не хватает – это правильного статуса. Статус молодому государству надо откуда-то взять, но в Азии все шестки уже заняты. Потому наш «сверчок» столь заинтересованно косится в сторону Европы, вожделея шапки председателя ОБСЕ, которая бы достойно увенчала процесс обретения государственности и своего самостоятельного места среди гигантов Азии. Благо, все остальное уже у Казахстана есть: и прочные дружеские связи с соседями, и расходящиеся многовекторно трубопроводы, и отсутствие тяжелых территориальных конфликтов, способных в будущем серьезно дестабилизировать обстановку. И, наконец, Россия в этом собрании «сверчков» в настоящий момент при благосклонном внимании всех игроков возвращает себе утерянный было после распада СССР статус. Благосклонное внимание определяется не особой сердечной или экономической склонностью кого-то из партнеров по Азиатским Большим Играм, а скорее здоровой консервативностью в вопросах статуса: шесток не может оставаться без хозяина, а за 15 лет никому так и не удалось его занять. Тем более по многим причинам, и не в последнюю очередь из-за азиатской неписаной табели о рангах, Россия – гораздо более предпочтительный арбитр в разрешении региональных конфликтов, чем кто-либо другой. Но только после полного восстановления в правах, если можно так выразиться. Из сказанного вовсе не следует, что у России будут какие-то привилегии на евразийском геополитическом поле после того, когда она займет подобающее ей место. Помимо нее и помимо ВМФ США на азиатской шахматной доске играет еще Британия, которая хоть и утратила свой статус метрополии в регионе гораздо раньше, чем Россия статус империи, но вряд ли разучилась играть в тонкие восточные статусные игры. Впрочем, это совсем другая тема. Что можно увидеть из предложенной картинки? Во-первых, нарушена стандартная чересполосная картинка «друг-враг», которая выглядит примерно так: Россия vs Япония vs Китай vs Индия vs Пакистан vs Казахстан. Читается цепочка просто: Россия дружит с Китаем, Китай с Пакистаном, Пакистан с Россией, а Япония дружит с Индией, Индия с Казахстаном, Казахстан с Японией. (Я напомню, что у нас всего лишь первое приближение, мы намеренно упростили азиатскую мозаику, выбрав только шесть государств). Но в реальности это, конечно, не так. В сбое виноваты и среднеазиатские республики, которые после обретения независимости никак не могут найти свое место в табели о рангах. И Китай, который умудрился наладить почти дружеские отношения с Индией, ловко перенаправив внимание индийских «ястребов» на своего же, между прочим, союзника – Пакистан. Впрочем, исходя из логики статусных отношений, наличие или отсутствие Пакистана на политической карте Евразии не играет никакой роли, из Китая пограничный конфликт между Индией и Пакистаном вполне может выглядеть как внутренний… Во-вторых, отчетливо выделяется тот факт, что отсутствие территориальных претензий и пограничных конфликтов очень способствует устойчивому сидению на шестке. Именно поэтому состоящие в общей региональной организации Китай, Казахстан и Россия имеют более широкие перспективы для экономического развития, обезопасив тыл надежными мирными договорами. И именно поэтому Япония не форсирует уже сколько десятков лет урегулирование спора с Россией. Ни той, ни другой стороне никогда не хватало несколько баллов до обретения превалирующего статуса, чтобы просто сказать: «Это мое, потому что мое». Столь же мудро мурыжатся и взаимные территориальные претензии Китая и Японии. Но нет ничего вечного под Луной, и эти споры могут привести к борьбе, в которой никто не пожелает отступить. В-третьих, во всей этой мозаике нет места для других игроков. Или другими словами, количество шестков строго ограничено. Чтобы получить свой статус в Азии, надо кого-либо этого статуса лишить. Отсюда и неутихающий конфликт между Индией и Пакистаном. И агрессором, исходя из нашей модели, можно смело называть Пакистан, именно он борется за статус, но как мы уже видели, пока это ему плохо удается. Если в Большую Азиатскую Игру хотят вступить США, то им необходимо «ссадить с шестка» не самого слабого «сверчка» в Азии, поскольку в данный момент, невзирая на все авианосцы, доллары и самомнение, статус претендента равен круглому нулю. Как можно заметить, последнее десятилетие США активно пытались забраться на шесток России. Но это тема для совсем другой модели, которую условно можно назвать «Идеология элиты или клубные интересы». Та самая идеология, что так манит нашу ориентированную на западные демократические ценности интеллигенцию, поскольку избавляет их от тщетных попыток соорудить свой собственный шесток на азиатской родине. И возвращаясь к истории с переносом «Бронзового солдата». Я почти уверена, что существуют достаточные технические обоснования этого переноса, я почти уверена, что несколько предварительных книксенов со стороны эстонского правительства в сторону Кремля сделали бы всю историю будничной и незаметной, я почти уверена, что Кремль при этих условиях вполне мог бы оплатить все работы по переносу памятника и останков… Но этого не случилось, потому что Эстония действовала не «по чину». Членство Эстонии в ЕС не является основанием для чрезмерного повышения собственного статуса этого совсем юного государства. Если в глазах азиатских «сверчков» даже Пакистан с ядерной бомбой недостоин своего отдельного от Индии шестка, то Эстония – тем более. Жесткая и тяжеловесная реакция Кремля может подвергаться справедливой критике в смысле ухудшения имиджа в Европе, но в азиатских глазах это выглядит справедливым деянием «по сопатке». И не перед Европой играет мускулами Кремль, как спешат уверить публику заинтересованный англоязычные американо-британские СМИ. Незначительные события в незначительной Эстонии – всего лишь знак азиатским партнерам. Правда, я не могу с уверенностью сказать, проводит ли Кремль эту политику осознанно, или это само получается под восхищенные аплодисменты населения, которое устало жить в непривычном состоянии вне табеля о рангах. Первое было бы предпочтительнее, конечно. © Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна. |