Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Иран ускорит рассмотрение проекта об активизации ядерной деятельности
СМИ: разведка США считает Израиль виновным в убийстве иранского ученого
Под Тегераном убит «куратор» иранской ядерной программы: Быть конфронтации
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Кто стоит за "реформами" по ликвидации всеобщей грамотности в стране
10.04.11 10:46 Наука, техника, образование

В январе страна в очередной раз встала на дыбы, ознакомившись с новым образовательным стандартом, предлагаемым старшей школе. Ориентированный на некие "компетенции" вместо традиционных знаний и оставивший обязательными всего четыре сомнительных предмета, стандарт подвёргся критике абсолютно со всех сторон.

Посыпались обвинения в намерении оболванить школьников, ликвидировать федеральную общегосударственную программу школьного образования. Кульминацией явилось открытое письмо  учителя Сергея Волкова Президенту и премьер-министру по поводу содержания Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), вконец прорвашее плотину народного возмущения: "Мы считаем, что вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору её главных дисциплин"!

"Перестарались…" – укорил Владимир Владимирович разработчиков.

"Исправим!" – с готовностью отозвались те.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал лечь костьми, но не допустить одобрения "этих стандартов" до того момента, пока они не получат достаточно широкую общественную поддержку. Страна вздохнула с некоторым облегчением – начали "широко" обсуждать и исправлять.

Но сквозь шум и гам всё чаще раздаются недоумённые голоса: а почему вообще нужно обсуждать и исправлять то, что является абсолютно гибельным для российского образования?

Представители Российской академии образования называют предлагаемый стандарт "примером откровенной халтуры, убедительным свидетельством непрофессионализма и безответственности", не подлежащим доработке. Санкт-Петербургское и Московское математические общества призывают признать проект негодным, а авторов – "дискредитировавшими себя составлением столь безграмотного и вредного документа". Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Олег Смолин расценивает возможное утверждение документа как "резкое ограничение прав человека в области образования", а спикер Совета Федерации Сергей Миронов громогласно заявляет: "Новые школьные стандарты подорвут основы государственности".

Действительно – премьера, казалось бы, откровенно провалена. Почему стандарту не дают "отвод"? Накинувшись на руководителя разработчиков стандартов Александра Кондакова, многие забывают, что данный проект является неотъемлемой и важной частью образовательной стратегии России, именуемой "модернизацией". И каждому, кто попытается проследить историю выраженных в стандарте идей, понятно, что этот документ только оформил и детализировал некие модели, вызревшие намного раньше. Бронепоезд уже давно в пути.

Одна из основополагающих идей, закладываемая еще с начала 2000-х, заключается в том, что детям не нужны излишки знаний, поскольку жить они будут в постиндустриальном обществе – обществе услуг. Эту идею еще в 2007 году внятно транслировал нынешний министр образования Андрей Фурсенко: "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя".

Школа, согласно новой модели, должна быть профильной и ориентированной на потребности рынка. "Ключевое слово здесь — избыточность" – объясняет один из лидеров инновационного образования Александр Адамский: "Общеобязательных предметов, пронизывающих весь образовательный путь, должно быть не так много, может быть, всего два-три". "Мы знаем, к чему приводит обязательное изучение, например, курса литературы, – продолжает он. – Ничего, кроме отвращения, это не приносит".

Стремление максимально разгрузить объём программ преследует еще одну важнейшую цель – высвобождение часов для платных школьных курсов. По прогнозам цглавного идеолога модернизации образования ректора Государственного университета Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослава Кузьминова, данным ещё в 2003 году во время дискуссии "Образование в 2013. Тенденции и вызовы", это дало бы возможность получить от российских семей дополнительных 7 млрд долл.

"Социализм в школьном образовании закончился", – убеждал нас в те же годы гуру модернизации Анатолий Пинский. – "Школа должна зарабатывать". А как зарабатывать, если базовый учебный план полностью исчерпывает часы, разрешённые санитарными нормами?

Сегодня борцы за модернизацию во главе с Ярославом Кузьминовым твердят нам о том, что "школа перегружена фактурой традиционных предметов". Новый стандарт реформаторы называют "шагом вперёд" – "у субъектов образовательной политики впервые появился рельный выбор".

"Выбор", "вариативность", "компетенции" – оказывается, эти идеи взращивались в нашем обществе уже более 10 лет. На этом фоне проходило внедрение всех инноваций в образовании – ЕГЭ, реструктуризация сельских школ, введение подушевого финансирования и проч.

Взращивались – кем? Министры образования сменяли один другого, но дело модернизации оставалось живее всех живых…Пристальный взгляд обязательно обнаружит, что все идеологические, кадровые и финансовые пути реформ образования так или иначе проходили через Высшую школу экономики, вокруг которой в 2000-е годы начинает кучковаться сплоченная группа "модернизаторов".

Оппоненты модернизации не устают удивляться поразительной влиятельности этой группы. Например, в мае 2009 года декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков в открытом письме к президенту Медведеву пытался обратить внимание общественности на "непомерно завышенные амбициозные претензии" на особую роль в системе российского образования ГУ-ВШЭ, которая "откровенно лоббирует свои интересы в Правительстве РФ". Ключевой вопрос письма: "Почему с таким упорством, такими темпами демонтируется прежняя, казалось бы, отработанная система стандартизации образования и внедряется новая, грантово-тендерная и зависимая от произвольных решений Минобрнауки?.."


"Крёстный отец" модернизации

Как начиналась "модернизация образования"? В декабре 1999 года Высшая школа экономики наряду с четырьмя другими лицами-учредителями создает фонд "Центр стратегических разработок", который и приступает к разработке стратегии развития России, и в первую очередь – программы реформы образования. Организацию возглавляет Герман Оскарович Греф, а вице-президентом фонда оказывается супруга г-на Кузьминова Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, будущий министр экономразвития.

Воистину, эта супружеская чета внесла неоценимый вклад в дело модернизации российского образования. "Всё это время Набиуллина умудрялась держаться в тени, – писали журналисты, – а ведь она была и остается главной "рабочей лошадкой" грефовского штаба реформ". Самого же Ярослава Кузьминова называют "крёстным отцом" модернизации, главным её идеологом и разработчиком.

Готовились реформы тихо, если не сказать – келейно. Ни "широкую общественность", ни профессиональное сообщество, ни даже Министерство образования к ней постарались не подпустить. В результате были определены первоочередные меры – проведение экспериментов по ЕГЭ, по реструктуризации малокомплектных сельских школ, по переходу на финансирование высшей школы с использованием "образовательных ваучеров" – ГИФО (государственных именных финансовых обязательств) – последний из экспериментов денег стоил немалых, но, к счастью, был признан несостоятельным.

Однако великое ли дело – сесть компанией и придумать стратегию развития страны? Куда труднее встроить в государственную машину новую программу и заставить общество ей следовать. Для этого одного "Центра стратегических разработок" было уже недостаточно.

В 2001 году по инициативе Ярослава Кузьминова создается Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО), признанный одной из самых авторитетных дискуссионных площадок. Главные функции РОСРО – определять приоритеты развития образования и "выбивать" на них из бюджета дополнительные средства, задавая финансовым потокам нужные направления.

Так, в 2004 году г-н Кузьминов представляет на обсуждение РОСРО фундаментальный доклад о совершенствовании структуры образования в России (документ был одобрен и направлен Президенту России Владимиру Путину).

В докладе говорилось ни больше ни меньше – о необходимости реструктуризации всей системы российского образования. Три важнейших принципа образования – всеобщность, бесплатность и фундаментальность – подвергались полному пересмотру как нерентабельные.

По мнению г-на Кузьминова выходило, что страна у нас слишком образованная. Где это видано – "в нищей России учится 98,6% подростков в возрасте 16 лет, на среднее образование тратится больше, чем на высшее"! Специалистов с высшим образованием – также переизбыток… А сколько средств оседает на программах ПТУ?..

 Деньги государства, по мнению г-на Кузьминова, уходят сквозь пальцы: содержание и питание детей в детских садах, содержание воспитанников профтехучилищ, поддержание малокомплектных сельских школ… Отдельный возмутительный факт – стандарт не позволяет школам России предоставить платные образовательные услуги за пределами учебного плана. Всё это следует в корне переменить.

Куда же стоило бы направлять бюджетные средства, по мнению членов РОСРО и г-на Кузьминова? Например, на информатизацию российского образования.

Напомним, еще в 2001 году родилась федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)": Интернет – в каждую деревню… Дело благое. Однако деньги в бюджете на его реализацию предусмотрены не были. Какой там Интернет, если школы разваливаются и мела не хватает.

Ситуация вызвала взрыв возмущения в РОСРО: опять "капремонты" – кто тут против модернизации? В результате средства в размере 1748,9 млн руб, предназначенные на насущные нужды российского образования, были перераспределены на "Прочие нужды", то бишь на "развитие информационной среды".

Министерством образования РФ был объявлен открытый конкурс на поставку компьютерной техники в сельские школы (приказ от 11 января 2001 года № 89). Контроль за проведением конкурса осуществляло Министерство экономического развития и торговли, руководимое в то время Германом Грефом, 1-м замом которого, как мы помним, являлась Эльвира Набиуллина. А заключения по конкурсу давал "Институт госзакупок" Высшей школы экономики, руководимой ее супругом Ярославом Кузьминовым.

Чем закончилась эта история? В ходе Международного исследования SITES-2006 на тему "Готова ли система общего образования в России к всеобщей информатизации?" были обнаружены ошеломляющие факты: 70% из 4000 опрошенных российскими экспертами представителей 800 российских школ, расположенных в 45 регионах России, в 2006 году были все также не обеспечены компьютерами. Техника ржавела на складах либо не была заполнена необходимыми программами. Только 15% учителей смогли похвастаться: Интернет оказывает существенное влияние на учебный процесс….

До информатизации ли было учителям? Тем более, что принятый в 2001 году Закон "О реструктуризации малокомплектных школ", разработанный ГУ-ВШЭ и лоббируемый РОСРО, закрывал уже сами школы...

Но главный вопрос теперь в другом: как вообще могли появиться столь разрушительные идеи? Действительно ли все эти масштабные начинания являлись плодом измышления творческих коллективов ГУ-ВШЭ, РОСРО или, скажем, лично г-на Кузьминова?


Нанотехнологии в сфере образования

В 2001 году в небольшой заметке с говорящим названием "Заседает штаб модернизации" реформатор Александр Адамский разъяснил читателям, как был создан РОСРО: "И только когда в 1997 году начались организованные попытки системного реформирования отрасли и в образование стали поступать серьёзные деньги, стало очевидно, что без влиятельного института продвижения политических решений относительно образования не обойтись".

Разберёмся – о каких "организованных попытках" и "серьёзных деньгах" идет речь? Дело в том, что именно в этот период в российское образование начинают вливаться потоки внешних займов со стороны Всемирного банка (МБРР).


9 октября 1997 года между Правительством РФ и Международным банком реконструкции и развития (МБРР, входит в группу Всемирного банка) было подписано соглашение о займе №4183-RU на финансирование "Инновационного проекта развития образования" на общую сумму 68 млн долларов (сроки реализации – 1998 – 2004 гг.). В рамках Инновационного проекта реализуются два блока программ – "Высшее образование", "Учебное книгоиздание".

19 июля 2002 года вступило в силу Соглашение о займе №4605-RU между Российской Федерацией и МБРР для финансирования проекта "Реформа системы образования" на сумму 49,85 млн долларов (сроки реализации 2002-2006 гг.).

28 февраля 2005 года вступило в силу Соглашение о займе №4726-RU между Российской Федерацией и МБРР для финансирования проекта "Информатизация системы образования" на сумму 100 млн долларов (сроки реализации 2005-2008 гг.).


По решению Правительства РФ создается Национальный фонд подготовки финансовых и управляющих кадров (НФПК) – "для реализации масштабных проектов в сфере образования". Как объяснял в интервью журналу "Человек и труд" (№6, 2002 г.) президент НФПК, бывший министр образования РФ Александр Тихонов, "роль НФПК сводится к тому, что он выступает как операционно-бухгалтерская дирекция по управлению полученными от МБРР средствами. Если Мировой банк прекратит выдачу займов, НФПК перестанет существовать".

Итак, бухгалтерия – есть, в роли исполнительной дирекции выступило Минобразования (кстати, ответственность за общую координацию работ по реализации проектов была возложена на Александра Михайловича Кондакова, разработчика сегодняшних стандартов).

А роль Высшей школы экономики была, можно сказать, наиболее ответственной – это роль "транслятора идей". Не зря же руководителем образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка оказывается научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ Исак Фрумин.

Именно в этот период закладываются основные понятия модернизации образования (как выясняется, вовсе не плод воображения г-на Кондакова – "компетенции" появляются уже в аналитических записках г-на Фрумина). И стратегия развития образования в нашей стране начинает удивительным образом совпадать с пожеланиями Всемирного банка – как в целом, так и в деталях.

Казалось бы, чем плохо, что такая известная финансовая организация помогает умственно отсталой стране выстраивать её образовательную политику? Дело в том, что репутация у Всемирного банка не слишком хороша. "Единственное, что остается после них [МБРР и ВМФ] – это огромный долг", – утверждают члены Инициативной группы против экономической глобализации "Прага-2000". Кредиты выдаются на вполне определенных условиях: государство-заемщик должно выполнить некие нормативы и провести некие реформы.

С характеристикой общей стратегии банка мы можем познакомиться в исследовании И.В. Жуковского "Всемирный банк в современной образовательной политике", хотя она прекрасно знакома нам из выступлений "модернизаторов". Ослабление государственного влияния, сведение образования только к его экономическому значению (школьная программа служит формированию знаний и навыков, требуемых рынком труда)... В дальнейшем – приватизация среднего и высшего образования. Цель – ослабить конкурента, каким является, например, Россия.

Общие слова, конспирология? Если бы – во множественных докладах Всемирного банка поступали вполне конкретные указания, разумеется, в виде "рекомендаций".

С одним из документов ("Россия: образование в переходный период" с грифом "Конфиденциально. Документ Всемирного банка. Только для служебного пользования") нас знакомит доктор философских наук, ректор Московского гуманитарного университета Игорь Михайлович Ильинский.

Главная задача реформы российского образования в докладе ставится так, как позже нам транслировал её г-н Кузьминов: "реструктуризировать эту, добившуюся больших достижений в прошлом, систему…, чтобы она могла удовлетворить новые потребности непланового рынка и открытого общества".

Вот некоторые из пунктов:

 "закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов";

 "закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку" (там же: 49);

 установить "минимальные стандарты гражданственности", которые сводились авторами доклада к "способности правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций… этот список может также включать способность воспринимать русское искусство и литературу, а также терпимость к другим социальным группам" (там же: 51);

 ввести "подушевое финансирование школ, исходя из уровня расходов на одного ученика" (там же: 57);

 "не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объеме ВВП, если они до этого не будут серьёзно реструктуризированы" (там же: 58);

 "передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам" (там же: 74).

 Устранить "несправедливость и неэффективность экзаменационной системы" (там же: 41).

Посмотрим, какие из рекомендаций оказались выполненными?

Сегодня в стране идёт массовое сокращение педагогических институтов (закрыто уже около 40 (г-н Кузьминов убеждает нас в том, что действующая система подготовки кадров устарела).

Система профтехучилищ фактически разрушена, а к 2013 году они будут окончательно ликвидированы как тип учебного заведения (г-н Кузьминов называет их "изжившими себя" и "ущербными")

К "минимальным стандартам гражданственности" наша школа уже идёт ("ключевая компетенция", которой должна учить сегодня школа, по мнению г-на Кузьминова, – "умение жить в гражданском обществе").

"Несправедливая" экзаменационная система заменена на ЕГЭ – "справедливую" (несмотря на полный провал ЕГЭ, г-н Кузьминов "видит за ним будущее" и сравнивает его по масштабу с гайдаровскими реформами – разумеется, исключительно в позитивном ключе)...

Заслуживает особого внимания упомянутая в докладе Всемирного банка система подушевого финансирования – серьёзнейшее нововведение последних лет, споры о котором не стихают (г-н Кузьминов, разумеется, ярый его сторонник). Оно принципиально меняет ситуацию на образовательном рынке: учебные заведения теряют гарантированность сметного финансирования, получая теперь конкретную сумму на каждого учащегося, а посему вынуждены вступать в опасную за него "борьбу".

Как внедрялась в России эта система? Рассмотрим ещё один из директивных документов по модернизации школ – аналитическую записку Всемирного банка №29943 "Механизмы финансирования школьного образования в Российской Федерации: опыт и проблемы" (2004 г.) Документ подготовлен сотрудником ГУ-ВШЭ и Всемирного банка Исаком Фруминым вместе с другими специалистами.

Анализируя опыт внедрения системы подушевого финансирования в Самаре, Чувашии и Ярославле за период с 1997 по 2003 гг., авторы свидетельствуют о "неоднозначности" попыток введения подушевых нормативов – фактически констатируют, что эксперимент оказался несостоятельным. Выделяют и "побочный эффект": переход на новую схему финансирования неизбежно приведёт к банкротству и закрытию ряда школ.

Тем не менее авторы тут же предлагают "разработать план реализации, чтобы обеспечить гладкое внедрение системы в Российской Федерации". Это будет трудно – потребуется внести изменения в Бюджетный кодекс РФ. Однако "разработка таких национальных рекомендаций, – настаивают специалисты Всемирного банка, – должна стать неотложной задачей. Без них будет значительно труднее сдвинуть с мертвой точки систему подушевого финансирования"…

Сегодня, как это ни печально, мы можем констатировать, что все рекомендации Всемирного банка выполнялись очень последовательно. Разумеется, не сразу – для всего нужно время. Не просто разрушить мощную систему – нужно подготовить к этому общество, и роль Высшей школы экономики, как и РОСРО, в этом является определяющей.

В одном из интервью замечательный филолог Галина Андреевна Белая недоумевала:

"…от нас Всемирный банк требует (я читала подготовленный им доклад о проблемах образования в России), чтобы мы отказались от спецшкол, гимназий и лицеев, так как это, якобы, недемократично, и свернули преподавание гуманитарных и фундаментальных наук, потому что для такой нищей страны, как Россия, это непозволительная роскошь. И, представьте себе, наше Министерство образования и науки идёт на поводу у этих советчиков".

Но, может быть, "советчики" правы, руководствуются самыми благими целями и ведут нас к светлому будущему? У нас есть возможность оценить результаты.


Цена эксперимента

В 2003 году Счётная палата РФ начинает проводить проверки эффективности государственных расходов при реализации проектов Всемирного банка (Бюллетени СП РФ №3 (75), 2004 г., №5 (125) за 2008 г., материалы с официального сайта СП). Оказывается, мы немногое можем сказать о том, что хорошего принесли эти миллионы российской школе. Как явствует из Бюллетеня СП РФ за 2008 г., "за весь период использования заёмных средств в сфере образования российской стороной оценка эффективности ни одного из проектов МБРР не проводилась". Особого внимания заслуживает тот факт, что погашение и обслуживание займов осуществлялось за счёт средств федерального бюджета.

Кстати, по признанию президента Высшей школы экономики Александра Шохина, до 2/3 сумм, получаемых Россией от Всемирного банка, уходили на оплату самой же дающей в долг стороны (её консультантов, советников и пр.). Оставшаяся треть пошла на эксперименты, там и сям оседая в широких карманах.

Конечно, этих денег было недостаточно: ещё в 2004 году г-н Кузьминов объяснил корреспонденту "Коммерсанта", что один только ЕГЭ обходится государству порядка 800 млн рублей в год. (В 2006 году, как мы видим в бюллетенях СП, эта сумма составляет 1,4 млрд рублей – аппетиты выросли вдвое).

Поэтому с 2001 года Минобразования "пришлось", забыв о Федеральной программе развития образования, бросить все средства на проведение экспериментов (ЕГЭ, ГИФО, реструктуризации сельских школ и т. д.). При этом, как свидетельствуют материалы Счётной палаты, РАО от разработки основных направлений развития образования фактически отстраняется: "разработка научных проектов поручалась организациям… не имеющим необходимого для такого уровня разработок научного потенциала".

Каким именно? По крайней мере, Высшая школа экономики фигурирует в материалах отчета с завидным постоянством. Идеолог модернизации г-н Кузьминов, разумеется, не забывает о себе. Только по одному эпизоду относительно малозатратного проекта ГИФО, конечный результат которого квалифицируется Счётной палатой как "отвлечение бюджетных средств", Высшей школе экономики было направлено 9,5 млн рублей. А сколько их было, этих проектов…

Главное понять: согласно материалам Счётной палаты, все указанные образовательные эксперименты проводились с многочисленными законодательными нарушениями – в нарушение Федеральных законов, Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса. Получается, обсуждение мер по модернизации российского образования из области общественных дискуссий должно было бы перейти в область соответствующих ведомств – например, Генеральной прокуратуры…

Именно от этого факта всё время пытаются отвести российские реформаторы: вся модернизация российского образования – это один большой рискованный и абсолютно незаконный эксперимент, за который никто, по сути, ответственности не несёт. Эксперимент, ведущий к понижению общего уровня обучения, его научных основ, фундаментальности; разрушению единства и общедоступности образовательного процесса; окончательному разрушению традиционных духовно-нравственных основ школы.

И пусть сравнительно не так велики суммы, заложенные Всемирным банком в российское образование, зато направлены были метко и попали в нужные руки.


"Давайте перестанем врать!"

Но вернемся, наконец, к теме Федерального государственного образовательного стандарта. "Давайте перестанем врать и позаботимся о реальном изменении образования в старшей школе!" – раздался на январском круглом столе революционный призыв председателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослава Кузьминова, неравнодушного к дальнейшей судьбе проекта. И все начали заботиться.

По предложению разработчика стандарта Александра Кондакова и Ярослава Кузьминова сформирована Группа мониторинга доработки проекта стандарта. Как объяснил Александр Кондаков ведущему программы "Угол зрения" Александру Привалову, вместе с разработчиками эта группа отслеживает все высказывания по стандарту, учитывая пожелания. Что захотят – учтут и к середине мая представят итоги на окончательное утверждение общественности. С поистине космической скоростью принимаются очередные меры по всеобщей ликвидации грамотности в стране.

А пока в дело вступили многочисленные клакеры (так называют в театральных кругах группу лиц, способствующих искусственному успеху или провалу постановок). "Новые стандарты соответствуют чаяниям современных старшеклассников и современной науки. Единственные, кто этого не понимает, – это учителя и ряд других взрослых людей", – убеждает нас член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ефим Рачевский. "Стандарт… отвечает реальному запросу современного общества", вторит ему член той же комиссии Любовь Духанина.

Работа клакеров – аплодировать, не забывая упоминать о некоторых недоработках. Внимание "зрителей" рассеивается – вопрос о необходимости принципиальных изменений заминается и сводится к обсуждению уступок. "Назвать это дискуссией уже не получается: идёт игра в одни ворота" – так характеризует сегодняшнее обсуждение стандарта член-кор. РАО Александр Абрамов:

Новому стандарту – быть. "Модернизаторы" стараются – как мы помним, эта работа хорошо оплачивается. Ведь только по займам Всемирного банка на реформы было направлено более 200 млн долларов.

Подминающая под себя всех и вся лавина преобразований, за которыми сегодня трудно уследить даже более или менее компетентному человеку, уничтожает массовое высшее образование, всеобщее среднее образование, в принципе лишает основную массу населения России права на образование, что уж говорить о его качестве.

Вот уже более 10 лет общество как будто проверяют на остойчивость – есть такой термин в кораблестроении, означающий способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия.

Происходит тихая и бескровная революция: всего лишь направляемое "серыми кардиналами" ведомство устраняет от управления образованием государство и общество. И в результате этой "модернизации" последнее, возможно, будет окончательно и безнадежно разделено на "быдло" и выпускников "Наивысшей школы экономики".

Сегодня государство развивает два взаимоисключающих проекта: "модернизацию" образования и "Сколково". Интересно, какие цели на самом деле ставит перед собой Ярослав Кузьминов, успешно завершивший первый проект и возглавивший разработку Стратегии инновационного развития России до 2020 года?



Из бюллетеней Счётной палаты:

"В нарушение Федерального закона (ФЗ) "Об утверждении Федеральной программы развития образования (ФПРО)" средства федерального бюджета в сумме 453,9 млн рублей отвлечены Правительством РФ от мероприятий ФПРО… и направлены на проведение эксперимента по внедрению ЕГЭ… Затраты на проведение ЕГЭ должны будут покрываться из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ… в 2006 году без учета инфляции это составит 1463 млн рублей (расчётно)".

"В нарушение ФЗ… Минобразование России проводило совершенно другое по социально-экономической сути мероприятие, а именно эксперимент по переходу на нормативно-подушевое финансирование высшего образования с использованием ГИФО…. Фактически установлен новый механизм получения бесплатного и частично-платного образования, который выходит за рамки ФПРО, но финансируется за счёт средств, предусмотренных на её реализацию".

"В нарушение ФЗ… Минобразованием России на проведение эксперимента по внедрению ГИФО и его научное обеспечение за счёт средств ФПРО по статье "Прочие нужды" вместо статьи "НИОКР" направлено 14 млн рублей. Из них 9,5 млн рублей направлено Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) на выполнение научных разработок по тематике ГИФО". …Конечный результат внедрения научной разработки квалифицируется Счетной палатой как "отвлечение бюджетных средств от студентов, зачисленных в вуз на бесплатной основе, … и, как итог, невыполнение статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании".

"В ходе проверок установлено, что научную разработку проблем развития образования на селе осуществляют по поручению Минобразования России РАО (с 1999 года) и ГУ-ВШЭ

(с 2001 года). Анализ основных положений выполненных ими работ показал принципиально различный подход разработчиков к исследованию данной проблемы.

Исходя из основных положений Концепции ГУ-ВШЭ, реструктуризации подлежат 5952 школы, что составляет 13,6 % от общего количества школ, расположенных в сельской местности, в результате чего существенно снизится доступность в получении среднего (полного) образования для значительной части сельских детей школьного возраста, а около 2859 деревень останутся вообще без образовательных учреждений. Причем концепция предполагает экономическую эффективность выявить в ходе намеченных экспериментом преобразований в сельской местности"... и пр. и пр.


Виктория СОКОЛОВА, "Совершенно секретно", #4, апрель 2011 г."
 

 Страница 1 из 3   1 2  3 >Последняя страница » 
Аббе10.04.11 11:36
Есть целый континент, где население рассеяно по территории. Образование по РАДИО? Австралия. Есть Канада. Кто ни будь слышал о выдающихся или систематических успехах именно австралийской, канадской науки? И есть пример Германии. Она началась с создания ШКОЛЫ. Может вспомним старую формулировку? Звучит она примерно так: "Победы Германии созданы ШКОЛЬНЫМ УЧИТЕЛЕМ". Такая вот демократическая загогулина. Есть ЖЕЛАНИЕ сделать великую страну, великое общество, - есть и усилия в ЭТОМ направлении. А есть избыток предателей - есть катастрофа. То есть перестройка и демократизация. Кто то побежит защищать идеалы 1991 года? Да не вопрос. Бегите. Вопрос как обычно в другом. Не смотри на кличку, смотри на ПТИЧКУ. Гнилая птичка, совсем гнилая. Искренне завидую Тянь Ань Мэню.
Flammenmeer10.04.11 12:32
Ну все, пропал дом... (с) из к/ф "Собачье сердце"

Вот такие кузьмины, грефы, набиуллины, федотовы и карагановы с юргенсами и иже с ними и есть враги народа, явная пятая колонна и агенты влияния.

От себя хотел бы добавить, что есть простой индикатор чья у нас власть - компрадорская или нет. Пока не погонят эту шушеру поганой метлой с их инициативами и реформами, по этому и будет видно. По делам узнаете их.
Comnislasher10.04.11 12:35

Я вот чего не могу понять. Вся эта эпопея с реформой идет уже достаточно давно. Против высказываются всякие академики и так далее. Так что им мешало свою программу реформ подготовить? Ведь, ИМО, совершенно другой бы разговор был. Не просто критикуют, а предлагают лучший вариант. Но все почему то ограничиваются разговорами "реформа это плохо, ой плохо".

Иногда возникает впечталение что и критикам по сути глубоко пофиг на образование, а только хочется немного попиарится.

tux10.04.11 12:46
Comnislasher



А какая нужда в реформах? Вы (как понимаю) за них - обоснуйте. По мне советская система хороша была и не считаю я, что нужны какие-то реформы.

ЗЫ Ессно программы по отдельным предметам должны быть скорректированы - под современные представления. Однако база должна остаться неизменной.

Comnislasher10.04.11 13:10

Вы (как понимаю) за них - обоснуйте.

С чего вы взяли что я за реформу? Разговор о другом. О том что многочисленные противники реформы большей частью только треплются. Если она не нужна - доказать что она не нужна, составить документ, в котором расписать почему она не нужна, и уже с ним актовать позиции реформистов. Если они счиают что реформа нужна, но не такаая - составить свою, и, опять же, с ней идти против реформистов. А пока я только треп вижу.

Нет, может быть я и ошибаюсь, и противники реформы не только треплются... Но лично я пока других действий от них не видел.

Yukon10.04.11 13:20

**Так что им мешало свою программу реформ подготовить?**

Вам настойчиво предлагают поджечь свой дом путем , а потом прыгнуть с крыши. Вы возражаете что вам это совсем не нужно, а а вам говорят "А вот вы предложите свой способ разрушения дома и альтернативный способ убиться насмерть, а то вы только трепетесь, никаких конкретных действий" )))

tux10.04.11 13:21
Comnislasher

Как я понимаю, противников реформ просто не слушают. Банда реформаторов у власти. И в статье пишут - план у них такой, продвигать не смотря на возражения. Необходимость они не доказали - треп один.
Главный Злодей10.04.11 13:22

По мне советская система хороша была и не считаю я, что нужны какие-то реформы.
Советская система привела к тому, что сонмища с дипломами инженеров не могли найти работу, а ПТУ вместо пролетариев выпускали полупьяное быдло, которое уже в перестроечные времена умело только гнать брак, и хорошо, если вообще что-то гнать. А про уровень знаний и тех, и других ходили только печальные легенды.

Однако база должна остаться неизменной.

Что, по-вашему, есть база? То, что есть сейчас - не база, а оставшаяся с советских времён кормушка для разнообразных функционеров образования, причём очень удобная, т. к. не требует с них за реальный результат. Как все завопили-заверещали, когда ЕГЭ показал более реалистическую картину положения дел - штамповку "советской системой" фактических двоечников. С воплями вообще уморительная ситуация: основной аргумент против ЕГЭ - что это, мол, тесты для дебилов, все жалуются, как резко потупел контингент после введения ЕГЭ, и т. д. А повод для стояния визгов - что эти тесты для дебилов оказались непосильными для умных детишек, тщательно образованных школой советского образца. И нисколечко не стесняются, что сам собой напрашивается вопрос: если продукт советского образования не смог справиться даже с тестами для дебилов, то что же это за продукт, и что же это за советское образование?

Иногда возникает впечталение что и критикам по сути глубоко пофиг на образование, а только хочется немного попиарится.

А так оно и есть. Плюс свербящее желание "ничего не трогать" (понимай, сохранить для себя хлебные должности и удобную кормушку). Образование и наука - один из немногих гнойников, оставшихся с советских времён в нереформированном виде. Их не трогали до последнего в надежде, что хоть как-то, но работает, и лучше не трогать. Но всё более и более очевидно, что не работает даже хоть как-то, а, в лучших позднесоветских традициях, создаёт видимость работы. Очевидность тем более назрела, что всё более даёт о себе знать дефицит качественных кадров, за подготовку которых оная система вроде бы обязана отвечать. Собственно, на примере критиканов мы и видим, какие именно кадры сия система нам дала: из "критикуя, предлагать" они умеют только критиковать, а собранные из них институции - запущенные ещё с советских времён отборные гадюшники, справляющиеся только с освоением народных денег, а взамен дающие только охи и мрачные пророчества (вот уж, действительно, только жрут и гадят).

Yukon10.04.11 13:30

2ГЗ

К сожалению, ваши познания о социализме в целом и СССР в частности, которые вы принимаете за абсолютную истину, ограничены впечатлениями вашего раннего детства, прошедшего в условиях перестроечного бардака. )))

Comnislasher10.04.11 13:31

Yukon, вы вообще прочитали что я написал? Я специально для вас еще раз напишу:

Если она не нужна - доказать что она не нужна, составить документ, в котором расписать почему она не нужна,

tux10.04.11 13:37
ГЗ

Советская система образования была хороша. А про диспропорции в инженерах и птушниках - это уже политика в сфере образования, ее я не касался и она мне не кажется хорошей, да ее и нет уже давно. А школьные программы и требования - совсем другое.
Yukon10.04.11 13:38

**Если она не нужна - доказать что она не нужна, составить документ, в котором расписать почему она не нужна,**

Я - читаю. А вы? Ведь tux вам еще раз пояснил мои слова более развернуто?

Доказывать должен утверждающий или предлагающий решение. Если он не доказал - его утверждение остается недоказанным, а решение - необоснованным. Опровергать его для этого или предлагать альтернативу можно, но необязательно. Сторонники "реформ", считающие, что "высшее образование убивает креативность", и что в старших классах нужны только четыре ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ предмета (я по простоте душевных думал, что это будет математика, физика, русский язык + литератураистория, иностранный язык), НИЧЕГО не доказали, кроме только тупого упрямого стремления к разрушению. Нужно ли говорить, какое "место России в мире" (обязательный предмет по фурсенко) они этим уготовили.

Сколько не объясняли, к чему приведет введение акциза на бензин, все равно было принято. Сколько не возражали насчет переименования милиции в полицию, результат известен. Еще в древности сказано - не мечите бисер перед наглыми и упрямыми животными.

Yukon10.04.11 13:50
Я бы с вами согласился, что нужно разрабатывать альтернативный план реформы, но только в случае, если эти планы будут ДЕЙСТВИТЕЛЬНО альтернативными и рассматриваться лицами принимающими решения на равноправной основе и непредвзято. А в текущих условиях разработка альтернативного плана просто отнимет силы нужные на прямой протест и время, за которое сторонники разрушительных реформ проведут их, пользуясь тем, что их противники в это время пишут планы и спорят с ними.
gekkon10.04.11 14:14
Yukon, власти ничего не обязаны интернет-анонимам вроде вас. Граждане делегируют властям полномочия проводить разные реформы. Если гражданам не понравится, как власти это делают, граждане перестанут за них голосовать. Являетесь ли вы гражданином России - большой вопрос :)
Фыва10.04.11 14:17
Yukon и Comnislasher, не стоит переходить на личные выпады.
Comnislasher10.04.11 14:26

А в текущих условиях разработка альтернативного плана просто отнимет силы нужные на прямой протест и время, за которое сторонники разрушительных реформ проведут их

Так протестующих вроде не пять человек. Организовались, решили кто протестует, кто свою реформу делает. Учитывая что, ЕМНИП, реформисты уже пару раз применяли "Не нравится? Сделайте лучше!" - это был бы довольно сильный ход. Да хотя бы и не саму реформу, а свое общее видение будщего образования и его основные положения.

legat_UR10.04.11 14:38

Есть схема, позволяющая не потерять ни одного золотого зерна из нашей молодёжи в курсе следования склонностям и особенностям каждого индивидуума.

Эта схема заключается в полномасштабном гарантированном но НЕОБЯЗАТЕЛЬНОМ высшем техническом образовании. Нам не нужны высшие гумманитарии за наши налоги. От них толку для экономики как от козла молока. Какую долю в ВВП несут шуты и сценовопители? Никакой ...

Схема обучения должна идти по курсу 8 лет, 10 лет, 13 лет. После первого же уровня молодой человек может уйти в свободное плавание.

На уровень 8 лет долхжен входить уровень подготовки базовых дисциплин - математика, химия, физика, биология, астрономия, география (И НИКАКИХ ОМЕРЗИТЕЛЬНЫХ головозабивающих и ассоциациаломающих ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ - об этой грязи нужно навсегда забыть, отдав навеки эту услугу машинам) к владеню всеми станками и видами оборудования. Дети его осваивают с лёгкостью недоступной взрослым. Просто играючи ...

В следущие 2 года должна даваться высшая физика и высшая математика в купе с материаловедением, режущие свойства резцов, пил, лазеров, свойства и физика этих процессов и структуризация всех видов материалов вплоть до полимеров. А так же законы развития общества на основе изложения религий и Общей Теории (ДОТУ).

В следущие три года должна быть предоставлена возможность изученя макро и микро, нано- миров, структур и их известных и доказанных законов, участие в научной экспериментации, в теоретический работе и практической деятельности в формировании математических моделей процессов и теорий, их практического применения в создании новых материалов и новых свойств у старых материалов ...

Это должны быть СВОБОДНЫЕ УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТЕХ КОМУ ОНИ ИНТЕРЕСНЫ.

Всё прочее паразитарное образование типа театрального, литературного, лепить фигурок и кривляться на сцене - должно быть платным. Лимиты этих паразитариев по ценам можно не граничить. Идиотия за собственные деньги - право каждого.

........

Можно конечно спорить ...

land_er10.04.11 14:54

Защитникам "реформы" - а вы собственно текст-то статьи читали? Придётся напомнить

"В январе страна в очередной раз встала на дыбы, ознакомившись с новым образовательным стандартом, предлагаемым старшей школе. Ориентированный на некие "компетенции" вместо традиционных знаний и оставивший обязательными всего четыре сомнительных предмета, стандарт подвёргся критике абсолютно со всех сторон."

Как видите, дорогой мой Comnislasher, вы уже лукавите, говоря о "всего-то лишь интернетных анонимах"

"Против высказываются всякие академики и так далее"

Что это за метод ведения дискуссии? Что значит это ваше "всякие академики"? Вы, извиняюсь, на базаре что-ли? Но ваша реплика показательна. В том числе она неплохо характеризует и ненавидящих советское прошлое вообще, и образование в частности. Однако, об этом ниже.

Некий провокатор уже набубнил чушь про " советскую пэтээушную пьянь", но вы же, судя по постам, человек вменяемый, зачем же такое писать? Если вы действительно желаете ПОФАМИЛЬНО ознакомиться с позицией тех , кто не приемлет хамского наезда на ПРАВИЛЬНУЮ ( сиречь СОВЕТСКУЮ) систему образования - наберите в гугле - Кто выступает против реформы образования - и читайте. Так что, там ДОКАЗЫВАТЬ ДОЛЖНЫ "реформаторы". Что им, кстати и было высказано

"Мы считаем, что вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору её главных дисциплин"!

"Перестарались…" – укорил Владимир Владимирович разработчиков.

"Исправим!" – с готовностью отозвались те.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал лечь костьми, но не допустить одобрения "этих стандартов" до того момента, пока они не получат достаточно широкую общественную поддержку. Страна вздохнула с некоторым облегчением – начали "широко" обсуждать и исправлять.

Что тут неясного? О советской системе уважаемый Тукс высказался предельно чётко - добавить особо нечего. Про необходимость "доказывать неправоту горе-реформастов" - уважаемый Юкон очень точно написал про поджог дома. Да её, неправоту то бишь, похоже и доказывать-то не нужно. А хотите мою версию происходящего? Извольте, по пунктам

sh0n10.04.11 14:56
Мне тут один термин в статье понравился... Не будучи заядлым театралом, я о нем ранее не слышал.
В общем, Клакер. Клакер (клакёр) ( Ссылка claqueur, от Ссылка claque "хлопок ладонью") — Ссылка человека, который занимается созданием искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Уже в 3 веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакёров. Группу профессиональных клакёров называют клакой. Используя эффект " Ссылка ", они стараются заставить публику в театрах вместе с ними аплодировать, кричать "Браво!" или проявлять недовольство.

Ссылка


Клака ... Как звучит-то, а, граждане? :) Конечно же, это оффтоп, и он не имеет никакого отношения ни к предмету обсуждения, ни к обсуждающим её лицам. Так что извините:)

Да, по теме-то. Приплюсуйте к статье: упорный курс на вступление в ВТО, продолжение приватизации, федотовскую десталининзацию, откровения Поповкина & Постникова, полицию, ювенальную юстицию, реформу здравоохранения. Ну и кому что не понятно? Все по плану. Модернизация. Зачем? Потому что надо.

legat_UR10.04.11 15:03

2sh0n

Как это не имеет? Очень даже имеет. Если мы будем делать героев из таких Квакеров, то всё общество захочет ими стать. Представьте себе только такой мир. Как в своё время после Маленькой Веры все девочки хотели стать проститутками, И прочие аналоги порождённые в социуме деятельностью гуммантарных паразитов.

Вот вам рьяный пример "пользы" от этих гумманитариев, выращенных на наши же деньги. Пусть растут, только за свои. И если в ВВП у гуммантитария нет никакого цифрового эквивалента, то пусть его общественная значимость будет как у этого Клакера ...

land_er10.04.11 15:05

1. Нужны бездумные исполнители. Иди, к примеру, выучись три кнопки нажимать - и забудь об остальных. Твоё дело - обслуживать элиту. Та будет учиться в лондОнах, поэтому ИМ никакие реформы не грозят. А с "кнопокодавами" делай, шо хошь. Пример - Америка. Отчасти - Европа.

2. Нужно плить бабло. Бюджетное. Хотите ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПРИМЕР? Пожалуйста. Ссылка

Моё мнение - оставить образование в покое. Скорректировать Историю России (уже корректируют "антисталинисты") - остальное оставить, как есть.

legat_UR10.04.11 15:08

2land_er

Не правильная позиция.

Всё требует развития и прогресса во времени. Всё изменяется. Изменяются условия и знания. Без учёта этих изменений, коррекции в планах и действии - путь к деградации. Как и в костности и в постоянстве.

Весь мир находится в процессе энтропии (взаимопроникающем движении) ...

tux10.04.11 15:12
> legat_UR

2tux

Так рассуждают только гуманитарии. Стандартная переоценка своей значимости в пустоте реальной общественной ценности (жиды всегда любят слово фашистский при отрицании своего паразитизма - знакомо) ...

Не, ну .. конечно же можно спорить ... У нас же - СВОБОДА ... даже для паразитов ... , но их размножение за мои же налоги - ФИГ-ВАМ! ...


Вы бред пишите. "Инженеры человеческих душ" - так Иосиф Виссарионович отнюдь не жидов и паразитов называл. Он этих инженеров очень даже ценил и поддерживал.
ale1954779710.04.11 15:15
> Главный Злодей

Хорошо, Вы считаете, что Советская система образования - хуже некуда. Тогда логичный вопрос - то, что планируется сделать, лучше что ли? То есть Вы ЗА эту реформу и хотите, чтобы Ваши дети по ней и учились? По мне, так предлагаемая реформа как раз и приведет к полному обыдлению населения и взращиванию "потребителя".
Yukon10.04.11 15:35

Насчет критики "реформаторов" -

По стране ходит анекдот: ФСБ накрыло сеть подпольных кружков. В них изучали физику, химию, математику и другие школьные предметы!

Ссылка

legat_UR10.04.11 15:35

2tux

Ну конечно, ваша же душа получила полную инженерию и Вы всеми силами славите продвижение картиночности этой бездуховности и скотства в возрение всеми массами ( а ведь его усвоение строго индивидуально, в зависимости на какую это ложится почву). Нынешнее телевидение только этим и занимается.

Как типично для Вас подобных. И жаль, что именно подобная позиция привела к деградации уникального советского общества. МЕТОДОМ ПРОДВИЖЕНИЯ ШУТОВ И ПАРАЗИТАРНЫХ ГУММАНИТАРИЕВ В МАССЫ ( ОДИН ФИЛЬМ "Прихиндиада или Бег на месте" чего стоил).

Но мы учимся и делаем соответствующие выводы. Они Вас не обрадуют ...

зы.Сарказам ваш о моём детстве пахнет переходом на личность. Держите себя в рамках придуманных вами же правил. А то ведёте себя как Пиндостан в Ираке (впрочем это же ваше душевное кредо) ...

Yukon10.04.11 15:40

Ключевая ошибка советского образования была в том, что откровенных гоблинов слишком много учили думать (и выучили, на свою голову). Пора начинать учить их работать.

Правильно, ГЗ!

"Думать некогда, работать надо!" (армейский афоризм)

"У вас есть план? - Какой план - работать надо!" (Черномырдин)

"Совместный труд (для моей пользы) - облагораживает!" (Матроскин)

"В мои лета не должно сметь свое суждение иметь" (Молчалин)

Yukon10.04.11 15:45

2тукс

Имхо, Легат имел ввиду не "Маленькую Веру", а "Интердевочку".

Легат, вы по моему, боретесь не с причиной, а со следствием. Не будет "общественного" спроса на шутов (а на самом деле заинтересованности элиты и следовательно, власти в наличии шутов для дебилизации населбения), не будет и желающих на них учиться. Тем более, что спецобразования там как правило, необязатяльно - Задорнов закончил двигателестроительный факультет МАИ к примеру. А МЭИ вышло столько "шутов", что вам будет трудно себе представить. Надеюсь, у вас нет претензий к качеству образования в этих ВУЗах.

dimc10.04.11 15:50

Я инженер. Математика была любимым предметом в школе, отлично помню курс в 9-10 классе. Такая математика совсем не нужна юристам/экономистам, тем более гуманитариям. Она и технарям большинству не нужна.

Отлично помню курс вышки на первом курсе - совсем мне не пригодился. Слишком углубленно.

Сейчас эту вышку на первом курсе учит моя племяшка - она политолог!

Эту систему надо допиливать, допиливать и допиливать.

Yukon10.04.11 15:52

Насчет "Горя от ума"

"Я вас обрадую: всеобщая молва.

Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий".

Насчет Интердевочки - тут парадокс. Вместо критики получилась романтизация и как следствие, подражание у молодежи. А если кому удалось в свое время увидеть "Площадь Сан-Бабила, 20 часов" - вместо развенчания неофашизма молодежь в СССР кое-где тоже начала им подражать. Никто не ведает, чем наше слово отзовется.

tux10.04.11 15:55
dimc

Такая математика политологу или экономисту нужна хотя бы для грамотного статистического анализа или для прогнозирования. Если убрать из школы или ВУЗа - как они будут это делать?
Yukon10.04.11 15:55

2Эту систему надо допиливать, допиливать и допиливать.

В 1970-1980 вообще к примеру школьная программа была экспериментальная и переусложненная, многие слишком сложные вещи давали без особой нужды и как общее правило - без объяснения, для развития каких качество они нужны. НО! Допиливать не означает рубить под корень или рушить до основанья, а затем...

kouroush10.04.11 16:01
tux legat_UR

не надо переходить на личности, п.2.4 правил
legat_UR10.04.11 16:09

2Yukon

Не соглашусь с Вами на счёт взаимопоследовательности причины и следствия. Их всегда можно взаимоменять местами в зависимости от нужной трактовки. Вы нивелируете факт придавая ему признак следствия по отношению к факту, который именуете причиной. Это подход - заблуждение.

Давайте выделим основополагающие предметы в обучении которые способствуют главному в развитии человека - способности к самостоятельному мышлению в познании и рассуждениях. Сделаем на них ставку. Создадим именно из них и причину и следствие. И именно тогда мы получим нужный результат. Нужный ОБЩЕСТВУ, а не социальной инженерии, которая работает по заказу в узком пучке социальноупёртых правил (для узкого круга владетелей).

Будет или то или другое ...

Yukon10.04.11 16:14

**Даваете выделим основополагающие предметы в обучении которые способствуют главному в развитии человека - способности к самостоятельному мышлению в познании и рассуждениях.**

Без проблем.

- Русский язык + - Русская и мировая литература

- Математика

- Физика

- История России и Мира

- Химия

- ЗоологияБиология

- Иностранный язык

- Физкультура

Плюс возрождение сети кружков, секций и тп. при поддержке и за счет Государства. Надеюсь, вы не будете спорить насчет роли Языка, Литературы и Истории в развитии личности. Кем бы мы сейчас были и как говорили без Пушкина и Грибоедова, к примеру.

 Страница 1 из 3   1 2  3 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Девятое криптопослание Блинову, Фридману и... Глазьеву.
» Алексей Скрипалевич Навальный
» Дж.Сорос о "доктрине Сороса" и препятствующей глобализму политике США
» История в стиле минимализм
» Исраэль Шамир о феномене и опасности «мирового еврейства». Компиляция.
» Дискурс драпировки Мавзолея
» Ковид-19. Что же все таки происходит. Мнение почти участника событий.
» Законность ограничительных мер в связи с КОВИД-19. Вопросы без ответов

 Новостивсе статьи rss

» Главный инженер ракетных двигателей SpaceX покинул компанию Илона Маска
» «Ростелеком» покупает отечественную СУБД Postgres Pro на 257 миллионов
» В Минобороны России рассказали о работах по разминированию Степанакерта
» Антонов допустил возможность оперативного продления СНВ-3
» Путин предложил Куликову возглавить Роснано
» Склоняя головы: Россия чтит подвиг Неизвестного Солдата
» "Геноцида советского народа не было!": Сванидзе обрушился на Бастрыкина
» Ракета-носитель "Союз-2.1б" со спутниками связи стартовала с Плесецка

 Репортаживсе статьи rss

» Новое небо: как в России за одну ночь изменилась схема воздушного движения
» «Концепция сетецентрической войны»: что может стоять за учениями НАТО Steadfast Jupiter-Jackal 2020
» Обзор Аравии: кем может «пожертвовать» король Салман; зачем КСА поворачивается к Турции; чего боится кронпринц в отношениях с Израилем; и многое другое за октябрь-ноябрь 2020
» "Они шли как зомби": добровольцы рассказали, с кем столкнулись в Карабахе
» Битва титана: российские ученые разработали новое средство для очистки сточных вод
» НАТО готово противостоять Трампу в его афганской стратегии
» Высокие технологии изменят жизнь российского села
» Синтез с опытом деления. "Росатом" углубляет базовые компетенции, развивает новые и меняется сам

 Комментариивсе статьи rss

» Армяне еще не осознали, что произошло
» Гипотетические вопросы
» "Русские сделали это": построена мировая тоталитарная держава
» Разведка газа на шельфе Черного моря – это пустые хлопоты?
»  Наступление в войне идей. Оборонительная традиция неуместна в нынешнем мире
» «Логика мышления в ЕС остается «антисоветской»
» Демократия может быть не только либеральной: ответ Орбана на кляузу Сороса
» «Турецкая мечта»: Анкара борется за влияние в республиках бывшего СССР

 Аналитикавсе статьи rss

» Россия как камень преткновения в военном сотрудничестве Индии и США
» На мировом рынке золота подули новые ветры
» Современная Турция повторяет путь Германии Кайзера
» Восьмое криптопослание Госдуме
» «Прощай, Америка»: китайский вариант Евросоюза
» Трамп показал Америке правду, которую она не сможет перенести
» Есть ли у Европы альтернативы российскому газу
» Взломанная демократия Америки
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2020 Inca Group "War and Peace"