Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

В МИД рассказали, к чему приведет вступление Украины в НАТО
Владимир Путин ответил на вопросы журналистов стран БРИКС. Главное
Силуанов подтвердил новые правила ухода иностранного бизнеса из России
Путин внес в ГД проект ратификации договора о партнерстве России и КНДР
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Каспийские желания: кто «толкает» Туркмению на поставки газа в Европу
20.09.16 16:18 ШОС и ситуация в Азии

Туркмения обсуждает поставки газа в Европу. Как утверждает азербайджанское информационное агентство Trend, возможности транспортировки "голубого топлива" в страны ЕС сейчас обговариваются с Азербайджаном, Турцией, Грузией и Еврокомиссией. Речь идет о поставках в 10−30 млрд. кубометров в год. Любопытно, что подхваченную СМИ информацию невозможно найти на сайте "Нефтегазового комплекса" Туркмении, на который ссылается Trend. Более того, последняя новость, связанная с поставками газа в Европу, опубликована на туркменском портале в середине лета со ссылкой на азербайджанское информагентство. В ней говорится о том, что до конца года в Туркмении планируется провести саммит глав Туркменистана, Азербайджана и Турции, на котором обсудят перспективы строительства газопровода из Туркмении в Европу. Напомним, что Баку активно уговаривает Ашхабад на этот проект для того, чтобы расширить "Южный газовый коридор", по которому с 2019 года смогут ежегодно поставлять в Европу всего лишь 10 млрд. кубометров газа. Газопровод станет альтернативой российским трубопроводным поставкам в Европу и его активно поддерживает Евросоюз.

Впрочем, пока речь идет лишь о подписании рамочного соглашения о поставках природного газа в Европу из Туркмении. А президент страны Гурбангулы Бердымухамедов, как сообщает в одной из последних своих новостей "Нефтегазовый комплекс", заявил, что приоритетными газотранспортными проектами для страны являются вторая нитка газопровода в Иран и строительство газовой магистрали Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. Ее возведение сейчас активно идет по территории страны.

Поэтому, похоже, педалирует в информационном пространстве идеи поставки туркменского газа в Европу Азербайджан, объемы газа которого из Каспия не смогут составить конкуренцию российскому "голубому топливу", однако другие добывающие страны пока не спешат присоединяться к проекту.

"Туркмения вряд ли отказалась от идеи поставок газа в Европу. Однако есть факторы, которые препятствуют этому. И они только усилились, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового институт при правительстве РФ Игорь Юшков. — С одной стороны, неурегулированный статус Каспия дает возможность Ирану и России блокировать строительство морского газопровода в Азербайджан, как бы его не называли — межпромысловый или как-то иначе. Более того, Иран вышел из-под санкций и не скрывает своего собственного желания поставлять газ в Европу. Этим Тегеран делает строительство морского газопровода из Туркмении в Азербайджан еще менее реальным. Иран однажды уже показал, на что он готов, когда отстаивает свои интересы. Во время попытки исследования будущей трассы газопровода в Каспийском море Тегеран прислал корабль в район работ и тот произвел выстрел в сторону исследовательских судов, после чего проект остановился".

Еще один вариант — сухопутные поставки газа в Европу, однако, как говорит эксперт, он предполагает транзит по территории Ирана и, соответственно, Тегеран не позволит его осуществить. "Сейчас из-за неразвитой газотранспортной инфраструктуры страны Иран сам импортирует газ из Туркмении", — рассказывает Игорь Юшков. В прошлом году частные турецкие компании договорились о поставках 2 млрд. кубометров туркменского газа через Иран, но там речь идет о свопе — Ашхабад поставляет "голубое топливо" в Иран, а тот взамен — свой газ в Турцию.

Вторым фактором, который, по мнению эксперта, может препятствовать экспорту газа из Туркмении в Европу, является экономика проекта.

"В России все экспортные тысячекилометровые газопроводы прямо с месторождений строили еще во времена СССР. Тогда денег не считали. Сейчас же из-за большого „транспортного плеча“ строительство Транскаспийского газопровода может оказаться слишком дорогим и невыгодным проектом, — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. — Еще одно „но“ — газ с действующих месторождений уже законтрактован и под поставки „голубого топлива“ в ЕС необходимо осваивать новые. Насколько это выгодно Туркмении, сложно сказать, так как страна очень закрытая. Но нынешние цены на газ не сулят рентабельности".

Чем сейчас может быть интересна идея обсуждения поставок газа в Европу для Туркмении, так это возможностью влиять на уже существующих и потенциальных клиентов в Азии.

"Ашхабад сможет увереннее себя чувствовать на переговорах о цене на туркменский газ с Китаем, который является его крупнейшим потребителем, — предполагает Игорь Юшков. — Кроме того, это может быть сигналом Индии, совместно с которой осуществляется проект ТАПИ (газопровод Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия — прим. ред.). Да, в его осуществлении сейчас есть большие риски из-за обострения ситуации в Афганистане. Однако есть и другой фактор, затрагивающий интересы Ашхабада. Индия не хочет подписывать долгосрочных контрактов на поставку газа, так как уже обожглась с Катаром: контракт подписали, а после этого рухнули цены на газ и его поставки оказались дорогими. Поэтому тема транспортировки газа в Европу может быть хорошей возможностью для Туркмении показать, что конкуренция за ее газ существует, и для Индии вариант долгосрочного контракта будет выгодным".

Реальные же перспективы поставок туркменского газа в Европу, очевидно, будут во многом зависеть от результатов борьбы за влияние в регионе между Ираном и Россией, с одной стороны, и США и ЕС, с другой. В сентябре на сайте The Heritage Foundation вышла статья директора Центра Дугласа и Сары Эллисон по внешней политике, сотрудника Института национальной безопасности и внешней политики США Люка Коффи. В ней эксперт четко указывает на то, что споры о правовом статусе Каспийского моря прямо влияют на экономические интересы США, а запасы нефти и газа региона способны надежно обеспечить энергетические потребности Европы. Поэтому, делает вывод Люк Коффи, разграничение Каспия должно пройти с соблюдением интересов американцев и европейцев и США должны обеспечить политическую поддержку Транскаспийскому газопроводу.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» "Военная хроника" рассказала об универсальной тактике ВС РФ по обхвату городов
» Минобороны Южной Кореи пригрозило России из-за отношений с КНДР
» Премьер Словакии: Принятие Украины в НАТО будет угрожать всему миру
» Военные корабли США и Канады прошли через Тайваньский пролив под прицелом НОАК
» Краснов: РФ подготовила для стран БРИКС соглашение о возврате преступных доходов
» В Аральском море поднялся уровень воды
» Шеф Пентагона не будет объявлять в Киеве о дополнительной помощи Украине
» Медведев об угрозах Трампа: Никому он не угрожал — он шелковый на переговорах

 Репортаживсе статьи rss

» Как будет работать беспилотная «летающая «Газель»
» Михаил Симонов и его самолеты: 19 октября 95 лет со дня рождения создателя одного из самых совершенных истребителей
» Как Казань готовится к саммиту БРИКС и чем удивит его гостей
» СВР рассекретила документы "Кембриджской пятерки"
» Конец террориста: как был ликвидирован Степан Бандера
» Чистая польза
» Марат Хуснуллин: «Льготная ипотека на новостройки полностью выполнила свою задачу»
» S7 Airlines переходит на отечественную систему цифровой связи «борт-земля» ACARS

 Комментариивсе статьи rss

» Сербский локомотив. Как Вулин стал движущей силой отношений России и Сербии
» Одиночество стало угрозой национальной безопасности США
» Великий Израиль становится реальностью?
» Интересная история с Россией
» Что означает для экономики Европы перенос производств в США
» Олег Одинцовский: Разочарование
» Как создать спрос на российский интернет в космосе
» Великая дилемма ЕС: спасти свой автопром или подарить рынок Китаю

 Аналитикавсе статьи rss

» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
» А. Роджерс: Метафизика войны (ч. 1 и 2)
» Бесконечность — это время ожидания до момента, когда экономика России лопнет
» Спонсоры Трампа и Харрис: кто они?
» Как развиваются межконтинентальные ракеты КНР
» Cовременная «наука» о международной политике может крайне мало дать её пониманию, и слава Богу
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"