Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Школьники обсуждают СССР
21.04.11 09:36 Наследники СССР сегодня

Наталья Конрадова

Московские школьники обсуждают СССР

Через двадцать лет после того, как закончилась история СССР, мы исследуем, что думают про Советский Союз современные старшеклассники. Первая школа — московская. Выпускной класс на моих глазах выяснил отношения с советским прошлым.

Главное — не включать "училку". Так я думала на подходе к лицею "Вторая школа", что за универмагом "Москва". Мои задачи, напоминала я себе, исследовательские.

Советский Союз — времена для этих детей исторические, зато для их родителей — значительная часть биографии. Папы и мамы моих старшеклассников не могут быть младше меня. Значит, их детство пришлось на Брежнева, их точно принимали в октябрята и пионеры, им всю среднюю и старшую школу полоскали мозги, потом они поступали в университеты, а некоторые успели стать "молодыми специалистами" к тому моменту, когда история СССР закончилась. Что же их дети? Знают ли они хотя бы, когда началась и как закончилась та страна?

Ученики 11 "В" собираются поступать в МГУ, на математический и экономический факультеты. Они быстро отвечают на первый вопрос: история СССР началась в 1922 году, хотя иногда отсчет ведут от 1917-го ("Это неправильно, — говорит Даниил с первой парты, — тогда появилась только Советская Россия"). А закончился в августе 1991 года. С этим все согласны. Уже в августе, считают абитуриенты, из СССР вышел Казахстан, а за ним и другие республики.

У меня нет задачи гонять по датам. Однако симптоматично, что августовский путч в их головах сливается с декабрьским Беловежским соглашением. И по сути мои школьники, конечно, правы: СССР закончился тогда, когда люди вышли к Белому дому, чтобы повлиять на ход событий.

Мой следующий вопрос: что вы расскажете об СССР человеку, который впервые о нем слышит?

— Что это величайшее государство мира, — говорит Илья. Потом поясняет: речь идет о советской военной мощи.

— Что это закрытое государство, где ты не знаешь правды и где у тебя нет никаких прав и никаких свобод: ни слова, ни даже мысли, — это версия Никиты.

— Зато была свобода выбора будущего.

Прошло всего две минуты после начала разговора, но Илья уже не следит за моими вопросами, он развернулся в сторону Никиты:

— Ты мог получать образование, если хотел. Даже если у тебя не было денег.

И вот уже говорят все сразу. Молодые люди воспроизвели матрицу кухонных разговоров гораздо быстрее, чем я успела сориентироваться. Одни доказывают, как хорошо в стране советской жить, другие настаивают на правах и свободах. Некоторое время мне не удается привлечь их внимание. Но в какой-то момент мои отчаянные прыжки замечены и наступает подобие тишины. Тогда "демократ" Никита производит над собой заметное усилие и тихо, но отчетливо говорит: "Я точно знаю, что сложно было поступить в МГУ, если ты... еврей. Без шуток. На полном серьезе". Видимо, предполагалось, что поверить в это трудно. И действительно, его сообщение вызывает недоверчивый смех.

У Даниила другая версия советской национальной политики: "Евреям грех жаловаться на Советский Союз, потому что именно здесь появилось первое территориальное образование — Еврейская автономная область. Там было много земли, и они с удовольствием туда ехали, даже из-за границы". Позже Даниил признался, что является "патриотом русского народа", а одна из главных проблем современной России — демографический кризис и иммигранты с Кавказа. Его прабабушка и прадедушка — крестьянские дети и интеллигенты в первом поколении. Он считает, что СССР хорош тем, что в нем работали "гигантские социальные лифты": "Сегодня ты на комбайне собираешь урожай, а завтра ты защищаешь докторскую диссертацию".

Мы не без труда договорились, что проще всего в СССР карьера давалась членам партии. Поэтому, если тебе не нравилась советская идеология и ты не хотел врать и вступать в партию, приходилось отказываться от социальной и гражданской жизни в пользу личной и узкопрофессиональной. Опоздавший к началу разговора Николай вдруг возмутился: "А сейчас что, лучше что ли?" Пожалуй, это был единственный вопрос, по которому у моих школьников не возникло расхождений: они считают, что сегодня у них точно так же нет свобод, как и у их родителей при СССР. Тут и включилась моя "училка":

— То, о чем мы сейчас говорим, будет опубликовано. Тридцать лет назад это было бы невозможно. Не значит ли это, что мы уже не в СССР? — спрашиваю.

— Был самиздат! — Даниил всеми методами защищает советскую систему.

— У нас все-таки не самиздат, — я почти обиделась. — А довольно большой тираж и высокая посещаемость на сайте.

— А если бы мы стали говорить не о Советском Союзе, а о том, что происходит сейчас, вы бы ни за что не смогли это опубликовать. Давайте ругать Путина! Путин плохой, — экзаменовал меня Николай. — А можно про Медведева? Он врет. Он все время врет. Говорит, что к 2012 году мы победим коррупцию. Часа три в день у него уходит на ложь, это точно.

Последнее, что я хотела выяснить: какое отношение история СССР имеет к этим мальчикам. "Нам говорят: вот, вы не жили в СССР и ничего не понимаете. Но на самом деле все осталось так же, только нам теперь можно носить цветную одежду и кричать. Политическая элита осталась, экономика осталась. В СССР я был бы так же недоволен, как и сейчас", — говорит Никита. Почему-то его никто не перебивает. Советская ментальность, боязнь власти, сами люди, которые стоят у власти, — перечисляют мне школьники доставшееся им советское наследие. Спрашиваю, как от этого наследия избавиться? Этот вопрос не вызывает никакого энтузиазма. Тогда до меня вдруг доходит. И я прошу поднять руки тех, кто собирается жить в этой стране. Из одиннадцати человек — трое. Ярослав собирается поступить на госуправление, чтобы менять страну "сверху". Еще двоих все и так устраивает. "Патриота" Даниила среди них нет. "Я собираюсь вернуться потом, — говорит он. — Поучиться, поработать пару лет и вернуться. Я по-любому буду жить в России. Но через какое-то время".

Разговор фактически закончен. Скоро я поеду в Вильнюс, Минск, Киев и Тбилиси, чтобы и там разговаривать со старшеклассниками о Советском Союзе. Я благодарю своих собеседников, но они не двигаются, и я начинаю судорожно соображать, какие волшебные слова мне нужно сейчас сказать: "урок закончен"? И вдруг Даниил громко произносит: "Сейчас ты можешь достать все: деньги, секс, наркотики. Но не можешь получить самого главного — великой идеи, ради которой стоит жить. Оценивая СССР, каждый выбирает, что ему больше нравится: великая идея или мещанское счастье". С Даниилом согласен даже Никита.

Вильнюсские школьники обсуждают СССР

В продолжение своего небольшого исследования, как старшеклассники бывших советских республик воспринимают СССР, я приехала в самую старую школу Вильнюса, гимназию Витаутаса Великого, что в Старом городе, рядом с огромным собором Святого Казимира.

Пока мы идем к старшеклассникам, директор госпожа Дануте Пуховичене и учительница русского языка госпожа Анна Янкелевич рассказывают, что в гимназии большой конкурс. И что советский период отечественной истории гимназистам "дают в большом объеме" и, прежде всего, по документам.

Разговор начали с дат. "Для России СССР начался в 1917 году и существовал до начала 1990-х годов. Для Литвы — с 1944 года. Это был второй этап советизации", — таков первый ответ Адомаса и Айвараса, которые сидят ко мне ближе всего. Они и потом будут давать один ответ на двоих, то хором, то дополняя друг друга. После некоторого замешательства (эти дети явно воспринимают ситуацию как тестирование, которое можно провалить) Лукас выдает точные даты: "10 октября 1939 года был подписан акт о взаимопомощи Литвы и СССР. 11 марта 1990 года Литва вышла из Советского Союза". Потом я узнаю, что 11 марта — нерабочий день в стране, праздник Восстановления независимости Литвы.

Никто не назвал ни 1922 года (формальное начало СССР, тогда еще без Прибалтики), ни 1991-го, что, впрочем, и неудивительно.

Как начался советский период для Литвы? Несколько человек одновременно дают быстрый и жесткий ответ: "Оккупация". В самом конце гимназисты еще добавят: "Литовцы хотели вернуть Вильнюс". А директор подытожит: "Цена Вильнюса — 50 лет оккупации". Но пока мы переключаемся на сочинение истории.

Мое предложение рассказать об СССР марсианам вызывает совершенно школярский смех. Сочетание с идеальной дисциплиной, поднятыми руками и шепотком между вопросами наводит на мысль, что гимназия Витаутаса Великого гораздо больше похожа на советскую школу, чем московская "Вторая". (Эту тему мы обсудили потом с Анной: она полагает, что я наблюдала "проявление литовского характера, которому свойственны эмоциональная сдержанность и самодисциплина".) В любом случае, пока я соображаю, почему вильнюсские гимназисты не ведут себя так же, как москвичи, госпожа Пуховичене открывает привезенный мной журнал "Сноб" на большой фотографии свадьбы нудистов и немедленно поворачивается к детям, чтобы поделиться с ними своей неожиданной находкой. Пожалуй, не такая уж и советская эта школа.

Юноша Никита говорит по-русски, поэтому я мысленно записываю его в защитники Советского Союза: "СССР — это союз стран, которые ведут себя так, как будто они единая страна". Этот момент мог бы быть ключевым — дисциплинированные гимназисты вдруг оживились и начали недовольно жужжать. Однако я ничего не понимаю: весь разговор с литовского переводит Анна. Приходится останавливать спонтанную дискуссию. Дануте "шикает" и просит выступать по очереди. Тогда слово берут Адомас и Айварас: "Это просто тоталитаризм. Репрессии. Культ личности". А Марюс добавляет: "Это приостановило развитие литовской культуры, экономики. Появилось много чужого в нашей стране. Был закрыт доступ ко всему новому с Запада".

Я еще несколько раз услышу о литовской культуре, но пока не обращаю на нее внимания и прошу продолжить тему Запада. Никита разрушает образ защитника СССР и жалуется: "Нас и сейчас на Западе воспринимают как часть Советского Союза. Советская история испортила отношение к нам европейцев".

Было ли что-нибудь хорошее в СССР? Не было безработицы; не было бездомных; было бесплатное образование; билеты в кино стоили копейки — перечисляют с разных концов класса. Потом кто-то добавляет: "Можно было бесплатно ездить по СССР". На мгновение Советский Союз превращается для вильнюсских гимназистов в их собственную утопию: кино за копейки и путешествовать бесплатно. "Значит, все было хорошо?" — пытаюсь обмануть их на те самые копейки. Снова следует быстрый и жесткий ответ: "Это цена за свободу".

То ли у этих детей и впрямь нет никаких сомнений, то ли до меня их сомнения не доходят через отточенные формулировки Анны. Скорее первое. В литовском обществе существует внятная концепция советской истории, которую мне дружно излагают гимназисты. Хотя, может, и слишком дружно. После нашего разговора с детьми Анна сказала: "По-моему, наши дети не зомбированы". Трудно понять. Они едины в оценках. Признак ли это зомбированности?

Обсуждают ли старшеклассники историю СССР со своими родителями? Московские не признались в семейных разговорах на эту тему. Литовские кивают: конечно, обсуждаем. Юнита сообщает, что ее дедушка был сослан в Сибирь, поэтому в ее семье хорошо помнят, как страшно было жить в СССР. Правда, в каком году и надолго ли сослали дедушку, Юнита не знает.

Марюс говорит, что при равных возможностях в СССР у всех был определенный потолок — реализоваться было невозможно. Тут я вспоминаю москвичей, которые перечисляли разные карьерные варианты: быть романтиком и верить в идею; быть "гнилью" и делать циничную карьеру; быть честным эскапистом и ограничить свои амбиции личной жизнью ("просто жить", сказал тогда Даниил). Спрашиваю у литовцев, как насчет карьеры по партийной линии. "Если ты литовец, ты не будешь делать партийную карьеру", — ставит точку Марюс.

Какое отношение к этим школьникам имеет история СССР? "Нам досталось наследие, мы от него успешно избавляемся". Снова Никита, которого интересуют "маленькие радости", рассказывает про тематический парк Груто. В нем стоят советские памятники, играет советская музыка, а в кафе можно выпить водки и закусить ее селедкой. Адомас, как обычно, анализирует: "Мы удачно уничтожаем материальные реликты советских времен, но психологически еще связаны с Советским Союзом. У людей есть фобии. Цинизм. Пассивность". Значит ли это, что молодые литовцы готовы активно изживать советское наследие? Спрашиваю, что нужно, чтобы от него избавиться. В ответ звучит пассивное: "Только время".

Разве что Айварас, друг Адомаса, считает, что нужна инициатива, чтобы искоренить советскую ментальность. Как это сделать? Айварас лаконичен: "Культура".

Прежде чем поехать в Литву, я спросила у учительницы литовской школы в Москве, как мне найти школьников, которые лет через десять будут активными гражданами своей страны. Она-то и посоветовала мне гимназию Витаутаса Великого. Только предупредила: "Найти в Литве умных школьников, которые не собираются уезжать в Европу, невозможно. Найдете — киньте адресок". Вооруженная этим знанием, а также опытом разговора с московскими школьниками, которые уже сидят на чемоданах, я подготовила гимназистам "каверзный" вопрос. Прошу поднять руки тех, кто останется жить в этой стране. Сейчас пара-тройка, ну пусть пять человек расскажут мне о своей любви к родине, а остальные парируют: мол, Литва — часть Европы, и отъезд на учебу в Германию или Англию еще не есть признак отсутствия патриотизма. Мой сценарий с треском провалился. Лес рук: они все остаются в Вильнюсе. "А мне обещали, что вы все уедете". — "У вас выборка неправильная. Выпускники нашей гимназии хотят жить в Литве". Присутствие директора их так мобилизовало или они действительно хотят остаться? Вот и "Литовский курьер" сообщает, что за последний год из страны с населением в три миллиона уехало 90 тысяч человек. Спустя два часа в поезде на Минск мой попутчик приведет еще одну цифру: 300 тысяч — с момента вступления в Евросоюз. Из его троих сыновей двое давно в Европе.

Прошла всего половина урока, а я уже получила ответы на все мои вопросы. Анна рассказывает школьникам, как на прошлой неделе посетила Герценовский университет в Питере и старушка-гардеробщица с ужасом спросила ее: "А это правда, что у вас в Литве говорят, будто мы вас оккупировали?" Все посмеялись, разговор, очевидно, подошел к концу, и я уже приняла торжественную позу, чтобы поблагодарить за встречу, но тут гимназисты поменяли выражение лиц и... неожиданно перешли в наступление. "Нам очень интересно было бы узнать, как в России относятся к Литве? И как воспримут наш ответ про оккупацию? Вы что, сможете его свободно опубликовать? Как в России объясняют советизацию Прибалтики? Есть ли в сознании россиян синдром России как супердержавы"? Пришлось отдуваться и за родину, и за учебники по истории. До конца урока оставалось еще 20 минут — давно я так не ждала звонка.

Минские школьники обсуждают СССР

Когда я шла в лицей Белорусского государственного университета — огромное здание на целый квартал, идеально чистое, с зимним садом внутри и государственным флагом у входа, — меня мучил вопрос. Как разговаривать об СССР со школьниками, которые живут в атмосфере его разлагающегося трупа? В стране, где "порядок и чистота" оказываются на самой вершине системы ценностей? 

С первой минуты мы как будто принимаем участие в съемках программы "Самый умный". Учащиеся лицея Белорусского государственного университета отвечают на вопросы о начале и конце СССР ("1922!", "1991!"), соревнуясь на скорость. Они недавно прошли XX век, явно налегая на даты.

Следующий вопрос по моему плану: как бы они рассказывали об СССР тому, кто ничего не знает? "Равенство всех, отсутствие классов!" — "Союз государств!" — "Самая большая страна в истории!"

Девочка с третьей парты дает чуть более развернутый ответ: "Коммунистическая партия была главной, все ходили в одинаковой одежде, и мышление было одинаковым". Я вспоминаю московского школьника, который назвал самое очевидное отличие современной России от СССР: "Нам можно ходить в цветной одежде" (остальное, полагает он, осталось неизменным). В этот момент юноша с задней парты громко говорит: "Тоталитаризм!" Спрашиваю: "А что это?" — "Контроль над всеми сферами общества. Так и было!" Я бы хотела продолжить разговор с юношей, но он слишком долго думает. Остальные его не ждут, продолжают выкрикивать. "Культ личности!" Они явно раззадорены игрой, которую сами и придумали. Требуется усилие, чтобы остановить процесс. Что такое культ личности? "Сталин был как бог. Его даже за хороший урожай благодарили", — говорит юноша слева. Он сидит в непосредственной близости от завуча Елена Павловны — она пришла на эту встречу, потому что "интересно посмотреть, как история, которую ты пережил, превращается в миф прямо на твоих глазах". Я опасаюсь, что они будут "хорошо вести себя" при завуче и нормального разговора не получится. Но никаких признаков страха у лицеистов нет. Они наперебой говорят что-то не очень связное про урожай и Сталина-бога. Девушка, сидящая прямо передо мной, развивает культурологическую концепцию: "Его возвели в божество, потому что религия не поддерживалась, а люди привыкли, что существует кто-то всесильный".

На пятой минуте мы уже выяснили, как страшно жить в СССР. За любую оплошность могли сослать в Сибирь. В искусстве был "сплошной соцреализм" и "светлое будущее". Цензура не позволяла рисовать и писать то, что ты хочешь. "Художнику сказали: нарисуй, как люди едут на целину. Если откажется, его могут расстрелять. Было очень страшно". 

Интересно, какие, на их взгляд, существовали пути для человека, не желающего следовать приказаниям партии? У меня все не выходит из головы разговор с москвичами о трех вариантах карьеры: искренне верить в советскую идею, цинично идти по партийной лестнице или убегать в относительно автономные профессии. Версии минчан: "делать то, что говорят", "сменить профессию". Неужели никто не сопротивлялся? "Все боялись НКВД и ссылки. В Советском Союзе не ценилась жизнь, поэтому сопротивляться было бессмысленно. Могли расстрелять". Картина, описанная лицеистами, оказалась беспросветной. Поэтому я задаю незапланированный вопрос: знает ли кто-то о диссидентах? Нет. Слово "самиздат" слышали? Нет.

Репрессии и тоталитаризм — первое, что им приходит в голову при словах "Советский Союз" ("Потому что это пик советской истории", — снова подводит итоги девушка с первой парты, автор концепции обожествления Сталина). Про Хрущева и XX съезд тоже знают, выдают заученные формулировки: "сделал доклад", "осудил", "десталинизация". Из повседневности вспомнили про стиляг, которые "сопротивлялись советскому образу жизни" ("но их очень жестоко наказывали — стригли и отовсюду выгоняли").

Ни Сталина, ни Хрущева, ни даже стиляг нет в биографии их родителей — последнего советского поколения (и моего тоже). Что же говорят родители? "Что при СССР было лучше!"

У этих детей как будто две истории. В одной, явно из учебников, СССР предстает успехами в экономике, гонкой вооружений и ужасами сталинизма. В другой, семейной, — низкими ценами в магазинах и приятной стабильностью. "На машине можно было проехать всю Белоруссию и потратить на бензин треть стипендии", "люди перебрались из бараков в хрущевки", "нельзя было ездить за границу, зато отдыхать в Крыму — бесплатно". Елена Павловна, до того молчавшая, поясняет: бабушка школьницы, которая вспомнила про Крым, ездила туда по дефицитным профсоюзным путевкам.

Мой вопрос о том, какое отношение СССР имеет к ним, сегодняшним, не был воспринят минскими лицеистами. В смысле они его вообще не поняли. Долго переспрашивали. Жаловались на учебники, в которых "все врут", так что остается идти за правдой к телевизору. Зато из телепередач они узнают тайны, которых так много в истории СССР. Например, что Сталин тоже готовился напасть на Гитлера — об этом рассказывали на НТВ. И о том, что в СССР производили незаконные эксперименты над людьми, скрещивая их с обезьянами, чтобы получить совершенное существо. Тут я вспоминаю одну знакомую бабульку в городе Ржеве. Она мне рассказывала, что воду из Волги больше не берет, потому что в ней водятся мурены — фотографию в газете видела. Обе истории выглядят как характерный сюжет бульварной прессы — "шокирующие фото Франкенштейна"! На всякий случай я все же телеграфирую о человекообезьянах Илье Колмановскому. Выясняется, что такие эксперименты действительно проводились. Теперь думаю, может в Волге все же плавает мурена?

Тайны тайнами, но мы никак не могли перейти к обсуждению того, что именно досталось молодым белорусам от Советского Союза. Перечисляют БелАЗ, братские отношения с Россией, потерянный белорусский язык ("До СССР все говорили по-белорусски", — сообщил один мальчик. Остальные с ним согласны. Им не рассказали, что белорусский всегда был языком деревень, что в Минске жили евреи и поляки и что литературный белорусский появился в начале XX века стараниями интеллигенции). А больше минчане не назвали ни одной советской проблемы.

Это единственный момент за все время разговора, когда я вспоминаю о своем страхе — говорить об СССР с теми, кто не пережил его. Дети отказываются понимать, что такое "советское наследие". Одна часть их "раздвоившейся" истории — семейная, с дешевой едой и уверенностью в завтрашнем дне — вызывает у них умиление и не является проблемой. Другая — официальная, со сталинизмом и цензурой — настолько чужая, что и унаследовать ее невозможно. Никакого отношения ни Сталин, ни пытки в НКВД к этим детям не имеют.

Традиционное голосование, кто собирается оставаться в Белоруссии, а кто уедет, не принесло сюрпризов: 3 против 11. Банальный вопрос, зачем уезжать, я задаю для проформы. Но именно этот вопрос наконец-то дает возможность высказаться мальчику с задней парты, тому, который в самом начале выкрикнул: "Тоталитаризм!" Промолчав все остальное время, сейчас он говорит быстро, размахивая руками, как будто уже находится в самом разгаре какого-то спора: "Белоруссия как нация сформировалась в начале XIX века. Мы все время были частью какого-то образования. Сначала Великим княжеством Литовским (он говорит: "ВКЛ"), Речью Посполитой, потом вошли в СССР, а сейчас мы отделились и остались одни! Так что вы хотите?! Центром была Москва, а тут ее не стало. Многие ворчат: мы отсталые..." Я еще не понимаю, к чему он ведет, но весь класс уже развернулся в его сторону, а некоторые даже начали возмущаться: они заранее знают, что он скажет? Этот разговор уже происходил? Постепенно отдельные возгласы превращаются в настоящий шум — качественный, почти театральный. Иногда до учительского места долетают ошметки пламенных речей: "Ну так вперед, давайте что-то делать! Так зачем вы уезжаете? Оставайтесь здесь и меняйте все! Зачем говорить, что в Белоруссии хуже всего?" — "Потому что хуже только в Нигерии!" — "На этой земле жили наши предки!" — "А теперь будут жить китайцы!" — "Значит что, белорусы тупо исчезнут?"

Елена Павловна сообщает, что звонок прозвенел уже 15 минут назад, а меня ждет такси, аэропорт и киевская школа. Я не успеваю ни записать имена лицеистов, ни оставить им свой электронный адрес (у меня есть адрес завуча, но она не отвечает на электронные письма). Впрочем, скорее всего, он им и не понадобится: недаром никто не назвал интернет альтернативным источником информации о тайнах СССР. Спишемся, когда переедут в Европу.

Киевские старшеклассники обсуждают СССР

Вообще-то я планировала поговорить с учениками одной сильной школы для умных детей в центре Киева. Но завуч не захотела, "чтобы с детьми говорили на острые политические темы". Тогда я обратилась в "Эконад" — тридцатую гимназию, ассоциированную с ЮНЕСКО. От ЮНЕСКО мне пользы мало, но директор сказала по телефону ключевые слова: "Я всегда за то, чтобы наши дети общались с людьми не из школы". Такая прогрессивность даже настораживала.

И вот я на левом берегу Днепра, в квартале бывших советских "новостроек". На фоне скромной вильнюсской школы в старом городе и официозной минской длиной в квартал киевская выглядит не особенно перспективно, как обычная районная. Я жду запаха столовки, злобных училок и равнодушных детей.

Пока ученица, откомандированная директором, проводит экскурсию по школе ("Это фрески наших выпускников... Здесь наши медалисты... Я счастлива, что учусь в этой школе..."), в актовом зале уже составили стулья в кружок и пригнали старшеклассников. Все заинтригованы, но напряжения вроде бы не испытывают. И столовкой не пахнет.

С датами начала и конца СССР никаких заминок. Называют 1917-й, 1922-й и 1991-й. В качестве значимых событий советской истории сначала указывают Вторую мировую (одна девочка поправляет — "Великая Отечественная"), но потом выстраивают целый рейтинг: на втором месте — коллективизация, затем Чернобыль, освоение космоса.

Как рассказать об СССР тому, кто ничего о нем не знает? Начинает Женя. "Это обман народа. Идеи были хорошие, но получилось все наоборот". Саша подводит теоретическую базу: "Общество, в котором все должны были быть равными, — это утопия". И добавляет: "Все-таки главная характеристика СССР — это обман". Все с ним согласны.

Спрашиваю, было ли что-нибудь положительное в советские времена? Рассудительный Максим объясняет, почему все неоднозначно: "Мы получили сверхдержаву — могущественную и развитую страну. С другой стороны, это было достигнуто большими жертвами". Остальные перечисляют положительное: полет в космос, хорошее кино. В предыдущий день минчане рассказывали мне, как все было плохо в советском искусстве, поэтому я прошу перечислить хорошие советские фильмы. "Москва слезам не верит", "Королева бензоколонки", "Ирония судьбы", "Молодая гвардия", "В бой идут одни старики". Вряд ли это настоящие предпочтения моих 16-летних украинцев. Скорее, актуальная программа телепередач: слишком часто показывают по телевизору советские фильмы, как они сами мне потом рассказали. Я, правда, так и не спросила, по каким каналам.

Дима вдруг возвращается к науке, технике и полетам в космос: "Прогрессом мы обязаны холодной войне. Так часто бывает, что война становится причиной для технических достижений. Так было и во время Второй мировой".

Что думают родители? "Моя мама сказала: если честно, я скучаю по тем временам. Мороженое было по 50 копеек, — говорит Женя. — А мне самому хотелось бы все-таки попить той газировки. Как в "Ну погоди!"". "Качество продуктов было выше. А сейчас сплошная химия", — продолжает перечислять родительские недовольства Оля. Кто-то еще вспоминает про дефицит и очереди. Дети подводят неожиданный итог: плохо жилось тем, кого затронули репрессии и голодомор.

Произнесено ключевое слово, и в ближайшее время разговор пойдет о главной для Украины исторической теме, а дети вместо коротких реплик про кино и космос начнут выдавать целые рассказы из истории семей. "У меня бабушка пережила голодомор. Когда она была маленькая, ее родного брата расстреляли за то, что он украл пшеничный колосок. Иногда она вдруг начинает рассказывать, что в СССР было хорошо. Я ее спрашиваю: "Это ты мне про расстрелянного брата рассказываешь? Почему хорошо?" "Даже не знаю", — отвечает. Им настолько вбили в голову эту мысль, что избавиться от нее уже невозможно", — говорит Дима. Как и остальные, он произносит "эсэрэсэр" — трудная аббревиатура. "Моя бабушка пережила все голодоморы. Она видела, как соседи едят детей. Однажды ее и саму хотели убить, чтобы съесть, но она вырвалась", — рассказывает Ангелина.

Еще четыре истории о бабушках и дедушках, которые чудом спаслись от расстрела и людоедства (а один не спасся), и я пытаюсь вернуться в наши дни: какое отношение СССР имеет к этим детям? Какие проблемы им достались и как они их готовы решать?

"СССР — это ретро. Мы воспринимаем его не как страну, а как стиль", — Женя оказывается самым разговорчивым. Родители многих рассказывают, что не было такого засилья "американского империализма", и что в те времена политиков уважали, и что даже Сталин, хотя многих погубил, много хорошего для страны сделал. Неожиданно говорит Андрей: "Мой дед был в интервенционных войсках в Праге, и для него СССР был позором". Его единственная за все время разговора реплика звучит в полной тишине.

"Вы люди другой эпохи?" — спрашиваю. "Мы вообще не понимаем, как жить в СССР. Мы не осознаем, как это держать язык за зубами и почему нельзя пошутить про политиков". А как же анекдоты? Оживляются: да, анекдоты знаем. Но вам не можем рассказать: они неприличные. "Особенно Хрущев хорошо в ООН пошутил. С ботинком", — говорит Саша, и все веселятся. В контексте СССР как "ретростиля" этот исторический эпизод тоже становится анекдотом.

Наконец, киевляне находят самое очевидное последствие СССР: "Мы все говорим на русском языке". Обсудили московский акцент ("успокоили": у меня его нет), политику Ющенко и Януковича (Янукович хуже), как они сами могут повлиять на ситуацию ("разве что революцию на Майдане устроить") и наконец дошли до вопроса, кто хочет остаться жить на Украине. Такой результат я получила впервые: ни одного человека. Однако их мучает совесть. Я рассказываю, что Москва и Минск тоже не собираются сидеть на месте. "Значит, мы не сволочи?" Учительница, которая присутствует на беседе — просто так, для порядка, — не может не вступиться за честь школы и страны: "Вы лучше попросите проголосовать, кто любит свою родину! Они же не поэтому уехать хотят. Это просто интеграция!" Хотя первые руки уже потянулись вверх, от голосования удается их удержать. Любовь к родине — слишком интимная тема.

Тбилисские старшеклассники обсуждают СССР

Попасть в тбилисскую школу было непросто.

Сначала я поговорила с директором школы номер двадцать один по телефону, из Москвы. Услышав кодовое слово, директор неожиданно закричал: "Какой Советский Союз? При чем тут наша школа?!" — и бросил трубку. Директор другой сильной школы, номер шесть, попросила выслать письменные объяснения. Ответ пришел через две недели: в школе в эти дни тестирование, они не смогут меня принять. Дойдя сложным путем до пресс-службы Министерства образования Грузии, наконец получила заверения, что в школу попаду. "В какую? Узнаете, когда приедете". Наконец, я в Тбилиси, и у меня три дня, чтобы успеть пройти все инстанции. Сутки на переговоры с министерством, и я получаю доступ: "Какую школу вы хотите?" Пожалуй, я хочу в первую — в школу с историей, самую главную среди государственных.

Дружественные местные интеллигенты рассказали мне, что в каждой школе работает специальная структура, которая контролирует учеников и учителей и докладывает обо всех нарушениях в министерство образования. Администрация школ боится разговаривать с журналистами (особенно с русскими, добавляю я). А если допустит, то наверняка детей сначала "обработают".

Наконец я попадаю к большому зданию, прямо у Дома правительства на Руставели. Школа была разрушена во время гражданской войны 1991 года, отстроить заново ее помог Юрий Лужков. Над входом написано: "Тбилисская классическая гимназия". Позже завуч Майя Апхаидзе рассказала, что исторически школа называлась "публичной", но многим не нравится это слово, поэтому назвали "классической". Это произошло за неделю до моего появления.

Звуки грузинской перемены слышны, кажется, на другой стороне Руставели. Мне потом рассказали, что так кричат во всех грузинских секторах школ (бывают еще русские секторы, но в них тихо). После подробных расспросов о том, как я собираюсь разговаривать с детьми, нас с учительницей русского языка Лией Надаришвили ("Вам нужен переводчик! Я уже все организовала", — говорит завуч) отправляют в аудиторию. После нас туда громко заваливаются три десятка старшеклассников.

Даты начала и конца СССР они называют быстро, но неохотно. Главное событие советской истории тоже ("Вторая мировая", без вариантов). Среди других значимых событий — потеря Абхазии и Осетии (говорят просто "Абхазия", "Осетия") и раздел Грузии 1921 года ("хотя это называют переворотом, на самом деле была аннексия").

Как рассказать об СССР тем, кто ничего не знает? Елена сидит на первой парте, и пока, кроме нее, никто не собирается говорить: "Это был союз "братских" (показывает кавычки руками, по-американски) республик. По своей воле они были объединены или силой, но у всех была одна идея: общая собственность и никакой частной собственности".

Остальные молчат. Спрашиваю: не знаете или не хотите говорить? "Не хотим!" До меня постепенно доходит, что они боятся "русского журналиста" точно так же, как и я их. Мне хочется это выяснить, но Лия уже наводит порядок: "Они хотят. Ну-ка отвечайте! Можно по-грузински".

Чтобы от них отстали, продолжают Ираклий и Нино, дополняя друг друга: "Это противоречило законам природы. Не может быть равенства во всем: для нормальной жизни нужна конкуренция. Это была утопия". Только что киевские школьники мне рассказывали, что советская идея была неплохая, просто всех обманули. Спрашиваю: ее в принципе невозможно реализовать? Ираклий считает, что идея Маркса и Энгельса была ущербной с самого начала.

Елена гнет свою линию про 15 республик: "Они объединились по принципу свободного выхода — по Конституции. Но оказалось совсем наоборот. Когда республика захотела выйти из Союза, мы получили 9 апреля 1989 года".

Потихоньку подключаются остальные. Снова звучат "Абхазия", "Осетия" и "9 апреля".  Тянутся руки, и вот уже Лия не успевает переводить: "все, у кого было другое мнение, были в тюрьме или расстреляны"; "русский язык стал вытеснять национальные языки"; "все движения и мысли были одинаковые; даже аплодисменты проходили под управлением "дирижера" — это видно по документальным фильмам"; "если писатель или художник осмеливался говорить то, что думает, его слова доходили до общества совсем в другом виде из-за цензуры"; "с древних грузинских церквей соскабливали украшения и красили в белый цвет, чтобы не было видно национальных отличий"; "была создана атмосфера недоверия и все боялись доноса: одного сапожника расстреляли за то, что он случайно проколол иголкой газету с портретом Сталина".

Перечисление происходит минут пятнадцать, и нет никаких признаков, что дети иссякнут. Я вынуждена уточнить, было ли при СССР что-нибудь хорошее. Анано рассказывает: "Жизнь была красивая и розовая. Даже рост цен на продукты сдерживался, чтобы создать у советского человека ощущение, будто он живет в самой хорошей стране". "Жили хорошо, но во лжи, — продолжает Саломе. — Люди были счастливы". Пытаюсь смухлевать: "Лучше быть несчастным, но в реальности?" Все дружно кивают, но Лука неожиданно отвечает на мой идиотский вопрос: "Потому что реальность ты можешь менять. У тебя есть выбор". Это его единственная фраза за все время разговора.

Высказываю наблюдение: "Ваш СССР больше всего похож на виртуальную реальность из фильма "Матрица"". Тбилисские школьники дружно смеются и кивают. Неужели расслабились?

Наконец, Георгий (назовем его Вторым) вспоминает хорошее: "Пятнадцать республик жили дружно, ездили друг к другу и любили друг друга. Не было национальной розни". С ним не согласен Ираклий: рассказывает, как русские про грузин сочиняли мифы, будто они все в кепках и с большими носами, как Мимино. Мне не терпится узнать, какой был миф о русском человеке в Грузии. "Любили выпить, а потом валялись под забором". Подозреваю, что Лия еще смягчила ответ в переводе. Анри пытается переключиться на приятное: "У русских были красивые "девочки" (он произносит это слово по-русски). Когда они сюда приезжали, мужчины теряли головы и забывали о своих семьях".

Потом Георгий (он будет Третьим) сознается, что старики скучают по СССР. "Им это нравится, потому что тогда все было дешево. И транспорт, и хлеб, и поездка в Москву. Очень трудно убедить такого человека, что он жил во лжи". Это почти буквальное повторение тезиса школьников из Вильнюса, только у тех место "лжи" занимала "несвобода".

Какие проблемы СССР придется решать этим старшеклассникам? Перечисляют: вернуть территории, которые потеряла Грузия; закрыть армянскую АЭС; ликвидировать все "жигули" и "волги", которые еще ездят по Тбилиси. Теперь уже мы все согласно киваем, но тут вступает Георгий Первый: "Так как Россия — без обид (он делает в мою сторону останавливающее движение рукой) — объявила, что она отвечает за все последствия Советского Союза, это и есть самая большая проблема, которую нам придется решать". Без обид! Я — не Россия, сообщаю я грузинам. И в этот момент понимаю, в чем самая большая разница между нами. Они — Грузия, и готовы отвечать за свою страну.

Мы еще обсудили советский менталитет, который достался им по наследству ("мы до сих пор боимся звонить в полицию"; "у нас рабская психология, и мы станем полностью свободными, только когда уйдет предыдущее поколение"). После чего настала моя очередь отвечать на вопросы. И хотя это, как и в Вильнюсе, было не слишком приятно ("в России кто-нибудь верит в то, что русский солдат в Абхазии или в Осетии был миротворцем?"), я уж точно перестала чувствовать их настороженность.

Последний вопрос: кто уедет из Грузии? Три человека. Лия объясняет: "В Грузии сейчас принято получать образование на Западе. Они все вернутся". Георгий говорит: "Если я смогу помочь Грузии оттуда, то останусь". Я собираюсь уходить. Неожиданно благодарят: "Было интересно". Мне — тем более.

 

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
nonliquid21.04.11 10:57

Хорошая статья.

Вывод простой - мозгомойка работает хорошо во всех странах. Но суровая реальность тоже умеет промывать мозги (это я на тему вопроса "кто собирается сбежать из страны?")

gromov21.04.11 11:15
— То, о чем мы сейчас говорим, будет опубликовано. Тридцать лет назад это было бы невозможно. Не значит ли это, что мы уже не в СССР? — спрашиваю.

---------------------

Именно так и было бы. Кто читал бы журнал под названием- "Сноб". Кому этот "журнал" был бы нужен ? И тем более статьи в нем на высосанные из пальца темы.

Были "Техника Молодежи", "Наука и Жизнь", "Моделист Конструктор" - миллионными тиражами для молодежи тогда.

сноб, вог, космополитан, ванити фер миллионными тиражами сейчас.
Ingenieur21.04.11 12:40
Забавнее было бы составить список вопросов относительно не реального СССР, а их(школьников) "настоящего" и сравнить с воспоминаниями родившихся и учившихся в СССР.
nonliquid21.04.11 12:44

Ingenieur

Забавнее - возможно, но цель статьи - экспресс-исследование на тему восприятия недавного прошлого под действием превзятой идеологической обработки. А если Вам сравнения хочется - загляните в комментарии любой статьи про СССР на ВИМ :-)

land_er21.04.11 12:52

На ВиМ старшеклассники не водятся. Но, в конце концов - не в этом дело. Опрос, пусть и репрезентативный, не затронул одну из главных тем - а что же тогда делает бывшая метрополия? В плане просвещения "московских школьников"? Ибо, если уж в златоглавой, этом "несостоявшимся Третьем Риме" об относительно недавних перипетиях великого прошлого начали подзабывать - что ж тогда требовать от "вильнюсских тбилиссцев"?

Zmey21.04.11 13:11
На ВиМ старшеклассники не водятся.
Ну почему же. Были.
А вообще, довольно интересно. Сходства мнений маловато. Все одинаково признают достижения, но мнения о проблемах СССР разные. Кому что вдолбили в голову. Потому что достижения были достаточно материальны и неоспоримы. А большая часть претензий к Союзу - либо надуманы, либо субъективны, либо преувеличены. Большей частью, конечно, субъективны. Для кого-то большей ценностью является причастность к чему-то великому (всем нам говорили, что мы граждане великой страны, и мы этому верили), для кого-то - цветная одежда (без цветовой дифферентации штанов...).

Тем не менее, дети пытаются соображать. Это видно.
nonliquid21.04.11 13:21

Zmey

Простите, но где они пытаются соображать? Они пытаются примирить инофрмацию об "аде на земле", которую получают официально, со значительно менее негативной информацией, которую получают от старшего поколения.

А насчёт субъективности - согласен полностью. Пассажи об ущемлении евреев у отца вывзвают удивление, для опровержения он мне как-то раз назвал фамилии как учёных, так и главных разработчиков военной техники. Евреев - не меньше трети. Они в заметном количестве учились на "закрытых" специальностях (70-е годы).

Zmey21.04.11 13:37
А разве это не признаки мышления?

А если бы мы стали говорить не о Советском Союзе, а о том, что происходит сейчас, вы бы ни за что не смогли это опубликовать. Давайте ругать Путина!
Советская ментальность, боязнь власти, сами люди, которые стоят у власти,
Оценивая СССР, каждый выбирает, что ему больше нравится: великая идея или мещанское счастье
"Его возвели в божество, потому что религия не поддерживалась, а люди привыкли, что существует кто-то всесильный".
Мы все время были частью какого-то образования. Сначала Великим княжеством Литовским (он говорит: "ВКЛ"), Речью Посполитой, потом вошли в СССР, а сейчас мы отделились и остались одни! Так что вы хотите?! Центром была Москва, а тут ее не стало.
"Это обман народа. Идеи были хорошие, но получилось все наоборот"
самое очевидное последствие СССР: "Мы все говорим на русском языке".
"Лучше быть несчастным, но в реальности?" Все дружно кивают, но Лука неожиданно отвечает на мой идиотский вопрос: "Потому что реальность ты можешь менять. У тебя есть выбор"
"Им это нравится, потому что тогда все было дешево. И транспорт, и хлеб, и поездка в Москву. Очень трудно убедить такого человека, что он жил во лжи".

Это очень показательные фразы. И они показывают мысль, наверное, даже самостоятельную. Я бы сказал, что только в Вильнюсе и правда дети зомбированы действительно серьезно. Остальные вполне адекватны, насколько это возможно в условиях пропаганды.
nonliquid21.04.11 14:18

Zmey

"Его возвели в божество, потому что религия не поддерживалась, а люди привыкли, что существует кто-то всесильный".
Это - точно не своя мысль. Я сам такое где-то услышал, когда был в их возрасте. У нас в школе в своё время были интересные перепирательства на тему СССР (время действия примерно 1995-1998 годы). Наши споры я вспоминаю как ответы одними цитатами на другие. Конечно, мы эти цитаты принимали за собственные мысли :-)
Ну, а анализ утверждений в целом присутствует, согласен.
Аббе21.04.11 19:11
Вот именно ЗДЕСЬ то и нужно работать. Помилуйте, перед нами - материал за 20 000 лет. Арал/Каспий/Волга/Донные реки/Индоевропейцы/Славяне/кельты/германцы/прибалты. Ну....Это - работа для АКАДЕМИЧЕСКОЙ серии фильмов. Есть здесь о чём поработать. Ничего казалось бы особенного, но БАЗИС - нужно закладывать. Это - опора для дня завтрашнего. Стилистика должна быть примерно как у "живой планеты".
*Вторая часть, уже исторческие фильмы в большой округе. Радиус - 2000 километров. Здесь есть что показать. Не беспокойтесь, есть чём показать. История вполне интересная, опять же полезна для освещения прошлого и главное - настоящего и будущего. Про Аргонавтов - можно снять сильный как бы сказать "экшен". Оно и расследование, и моделирование ТОЙ ситуации. Поверьте, может выйти красиво.
*Третья часть, уже для нас весьма интересная. Здесь - можно и нужно работать очень плотно. Эта серия фильмов должна быть напряжённее рвущегося стального троса. Эти фильмы должны иметь энергию подкалиберного снаряда. ТАКИМИ быть должны, что бы их невозможно было игнорировать. И невозможно было опровергнуть.
*Впрочем, чего это я размечтался. Здесь нужна прежде всего - политическая воля. Как говорят индийские арии - ЖЕЛАНИЕ есть основа вселенной. Ну а если желания нет, то всякая /////// будет писать свою историю. Всякий ********** будет отравлять прошлое что бы уничтожать будущее.
*Помечтал и хватит. Спасибо за квалифицированные комментарии. Из них я воспринимаю Вас, присутствующие. Ваше мнение (пишущих) - во многом определяет мою оценку тех, кому я пишу.
mmihail21.04.11 19:27
>Иногда она вдруг начинает рассказывать, что в СССР было хорошо. Я ее спрашиваю: "Это ты мне про расстрелянного брата рассказываешь? Почему хорошо?" "Даже не знаю", — отвечает. Им настолько вбили в голову эту мысль, что избавиться от нее уже невозможно", — говорит Дима.

---------------

ето не им вбили эту мысль ето ты тупое креведко не жил там и не можешь понять почему лучше ! а я жил

счас походу поколение Фомы неверующего выросло и им уже не выйдет обьяснить нормально

тут вопрос в том выбрать ли красивый фантик а внутри ничего ( кормить толстопузов местных и не только всю жизнь)

либо пусть не оч и красивую но надежную вещь (и все равно средства пойдут не тебе но все большая часть по назначению а не в карман буржую)

а в етой уравниловке были и полезные моменты

по кр мере почти равная зп снижала негатив в обществе все видели что получают примерно столько же (для основной туповатой массы а таких всегда большинство в любом обществе это оч важно я считаю чтобы видели что все честно и что у другого не больше чем у тебя)

зп хоть и маленькая но дорогие и необходимые вещи типа квартиры тебе давали БЕСПЛАТНО

а счас я всю жизнь на нее горбатился например (вывод этот вариант ничем для меня был бы не худше)

поетому может и не было такого что человек человеку волк как счас ....может при етом тебя считали РАВНЫМ

старая идеология рулит кароче а счас ето что ? ШЛАК да и нет ее впринципе пока толком

ну ет оч трудно обьяснить ет можно только прочувствовать скорее всего всю атмосферу иначе не понять будет молодняку

ЗЫ немного огорчен что на Украине все уже так запущено

Xaoc22.04.11 00:46
Главное обвинение СССР, как я заметил, заключается в том, что "все ходили в одинаковых одеждах". И оно самое нелепое, потому что именно в СССР одевалось весьма разнообразно, если сравнивать с той же США, где все классы общества ходили похожие как клоны - синие воротнички, белые воротнички... У каждого был свой классовый стандарт, фасон шляпы, костюма. Вряд ли можно было найти в США парня в нелепой белой ветровке с надписью "я люблю СССР!". А вот в годы моей молодости один фрукт ходил в чем-то подобном, толдько там естественно было написано "USA". И никто его за это не тащил в тюрьму и даже на комсомольское собрание...
yuri22.04.11 01:21
Знаете ,я подумал , а если бы в СССР спросили школьников : - кто хочет уехать ? - что бы они ответили ? ...и что бы подумали? ...так вот я думаю что и тогда и теперь -большинство хотят рвануть.. ето возраст , когда охота пойти по миру , познать и сравнить . И в сравнении приходит понимание.А выяснять что вдалбливают им в головы ? ну и так знаем , пусть едут, помыкаются -поймут - вернутся....Русские- да,литовцы-нет ,хохлов-депортируют, а грузины в Европе- недоразумение.
tirl22.04.11 03:46

Вывод один: ни в одной республике школьники ничего не знают про СССР.

Элиты в любой из республик и России из кожи вон лезут и не жалеют денег, чтобы запугать детей Советским Союзом. Их интересы понятны. Разве бы при СССР они так жили: яхты, виллы, девочки? Если дети узнают правду про СССР, то это станет опасным для элит, а вдруг захотят вернуть и нынешние элиты всё потеряют. Вот такая ситуация, вполне естественная для существующего англо-саксонского миропорядка...

25074622.04.11 09:52

Помню, помню развал Союза. Давно это было.

Сначала была зависть, как же так мы работаем больше а дома, продукты, машины, да что там говорить общей уровень жизни у хохлов, прибалтов несоизмерим с нашим. Потом была злоба на прибалтов и хохлов. Как же так они оставляют нас, а сами в светлое будущее. Потом была некоторое злорадство, что запад их кинул и не стал разбрасывать доллары с вертолетов. Потом некоторое что-ли менторское отношение - все знают что у них плохо, а они доказывают, что все в шоколоде.

А потом мне стало пох. Все ясно и понятно. Хохлы с прибалтами конкретно облажались. Псевдо государства почти разрушены, этнос деградирует и эммигрирует, остатки промышленности не пройдут цикл модернизации и умрут. Впереди только DOWN. В этой жизни, такой шары как раньше у них уже не будет. Более того и государств этих не будет. Весь вопрос кто заселит эти территории черные или арабы.

KrokoDil22.04.11 10:32
> 250746

... Потом была злоба на прибалтов и хохлов. Как же так они оставляют нас, а сами в светлое будущее...

Для начала неплохо бы разобраться. Они отделились, или их отделили?
PiterSKY22.04.11 10:59
"Сейчас ты можешь достать все: деньги, секс, наркотики. Но не можешь получить самого главного — великой идеи, ради которой стоит жить. Оценивая СССР, каждый выбирает, что ему больше нравится: великая идея или мещанское счастье". С Даниилом согласен даже Никита.

мальчик долеко пойдет по партийной леснице ))) если найдет идею ))
sh0tek22.04.11 15:12
...Мой сценарий с треском провалился. Лес рук: они все остаются в Вильнюсе. "А мне обещали, что вы все уедете"...

60% молодых литовцев хотят бежать из страны
Нагнетание нездоровой атмосферы, когда повсюду идут поиски "врагов", вкупе с экономическими проблемами и уровнем образования, привели к такой массовой эмиграции из Литвы, что она напоминает бегство. Согласно одним лишь официальным данным Департамента статистики, в 2001-2010 гг. из Литвы эмигрировали 204.700 жителей.

В 2010 году о своем отъезде сообщили 83.200 жителей, это на 61.200 больше, чем в 2009 году. Правда, на количестве эмигрантов в 2010 году сказалось обязательство платить обязательный налог на здравоохранение. Поэтому все те, кто уехал раньше, но не декларировал свой отъезд, сделали это в прошлом году.

В последние два года каждый второй эмигрант был в возрасте 20-34 лет. К примеру, в 2010 г. 18,2% (15.100) эмигрантов были в возрасте 20-24 лет, 22,3% (18.500) - 25-29 лет, 14,4% (12. 000) - 30-34 года. Опрос, проведенный Международной организации по миграции (МОМ), показал, что эмиграционный потенциал растет. О том, что хотят уехать, говорят 29% жителей. Среди молодежи этот показатель составляет 60%.
ссылка
iz0922.04.11 15:56
Да, полное зомбирование не достигнуто, большая часть молодежи знает правду. И если в Москве, буквально заваленной деньгами, так думают дети, то что же скажут в небольших городах России?
PiterSKY22.04.11 16:39
ну в москве все завалено деньгами для посвященных, вся страна работает на Москву.
есть над чем подумать ссылка
выдержка от туда же:

"Я видел нас всех в поле, где мы, сыновья Иакова, все вместе убирали пшеницу. Но это было не наше поле, а другое, удивительно чужое. Но мы об этом не говорили. Мы молча работали, сначала жали, а потом вязали снопы". Очень символичный и показательный момент — чужое поле! И далее: "Когда мы связали свои снопы, каждый по снопу, мы оставили их и, словно нам больше нечего было делать, пошли прочь, ничего друг другу не говоря. Не успели мы, однако, сделать двадцать или, может быть, сорок шагов, как Рувим оглянулся и молча указал рукой на то место, где мы вязали снопы. Да, Рувим, это был ты. Мы все остановились и, заслонясь от солнца, стали глядеть туда. И что же мы видим? Мой сноп, совершенно прямо, стоит посредине, а ваши — стоят кругом и кланяются моему снопу, да, да, они все кланяются и кланяются, а он все стоит и стоит".
iz0922.04.11 19:18
Дети к прошлому обычно относятся более разумно, чем родители.

Мне одна знакомая твердила, что их в школе (о ужас!) заставляли после уроков маршировать! Поэтом она ненавидит советскую школу! Ах-ах-ах!

Я спросил: вы голодали, просили милостыню в дестве?

Нет, конечно, но нас заставляли маршировать ах-ах-ах?

Вы спасались от обстрелов, боялись терактов, боялись изнасилований?

Нет, конечно, но маршировать, это так ужасно... Ах-ах-ах!

А дети оценивают время именно по тому, что видели они в нынешней жизни и чего не боялись дети советской страны.

victor22.04.11 23:24
"Школьники обсуждают СССР" - КОНГЕНИАЛЬНО (как сказал бы Остап Бендер)...
Зачем, вообще, школьникам обсуждать то, о чём они не имеют абсолютно никакого представления?
С таким же успехом Ксения Собчак могла бы порассуждать, скажем, о квантовой физике...
Я был школьником в СССР и могу рассказать, что мы обсуждали. В школе мы обсуждали произведения советских, русских, зарубежных классиков, но никто не просил нас обсуждать "дореволюционную Россию"...
"Школьники обсуждают СССР" - это и есть самая настоящая "промывка мозгов", это и есть самое настоящее "зомбирование".
Но что ещё можно ожидать от "СНОБА" а точнее от "СНОБОВ":

Сноб ( ссылка snob) — ссылка , изначально характеризовавший людей неблагородного происхождения (обычно термин употреблялся в ссылка среде), стремящихся "пролезть" в ссылка . Snob — во многих языках мира это слово неизменно пишется именно так.

Сноби́зм заключается именно в том, что сноб ценит предметы и явления не за их качества, а только за то, что эти предметы и явления ценят представители элиты, к коим сноб хочет быть причастным. Сноби́зм отличается от ссылка тем, что сноб, до конца не отдавая себе отчета, искренне считает себя ссылка , в чем его убеждают манеры и вкусы сноба.

mcf23.04.11 00:21
> victor
"Школьники обсуждают СССР" - КОНГЕНИАЛЬНО (как сказал бы Остап Бендер)...
Зачем, вообще, школьникам обсуждать то, о чём они не имеют абсолютно никакого представления?
Если вы не очень умны, это не повод трубить об этом для всех читателей ВиМа.
Смысл всей этой затеи посмотреть, что они об этом думают, что думает новое современное поколение о своем прошлом, о нашем прошлом.
Это очень много. Эти люди будут дальше жить и у них м мозгах вот это. Нам нужно это знать, чтобы подготовиться к обороне, к тому, что нас, старшее поколение не поймут.
Этим вьюношам, хоть они и проходили историю, настоящее понимание истории так и не дали, или они его не поняли (правда там были персонажи, которые мыслят здраво).
И наша задача вот этим вьюношам разьяснить, коль им в школе не пояснили что есть что в этом мире и почему все так, а не иначе.
sattva23.04.11 09:14
> mcf
> victor
"Школьники обсуждают СССР" - КОНГЕНИАЛЬНО (как сказал бы Остап Бендер)...
Зачем, вообще, школьникам обсуждать то, о чём они не имеют абсолютно никакого представления?
Если вы не очень умны, это не повод трубить об этом для всех читателей ВиМа.
Смысл всей этой затеи посмотреть, что они об этом думают, что думает новое современное поколение о своем прошлом, о нашем прошлом.
Это очень много. Эти люди будут дальше жить и у них м мозгах вот это. Нам нужно это знать, чтобы подготовиться к обороне, к тому, что нас, старшее поколение не поймут.
Этим вьюношам, хоть они и проходили историю, настоящее понимание истории так и не дали, или они его не поняли (правда там были персонажи, которые мыслят здраво).
И наша задача вот этим вьюношам разьяснить, коль им в школе не пояснили что есть что в этом мире и почему все так, а не иначе.

Соглашусь с эмоциональностью вопроса Виктора, которая как раз соответствует эмоциональным наблюдениям автора статьи. Если весь смысл "затеи посмотреть, что они об думают", то стоит разобраться а как "смотрят". Материал статьи, как я вижу :), выражение впечатлений автора статьи, того, что она почувствовала проводя это журналистское обозрение, и всё, более ничего. Школьники 4 "классов", и всё? Подростков поставили в ситуацию ценностного анализа, сравнения. Пускай каждый из читающих вспомнит себя в этом возрасте, и как бы "я сам ответил и анализировал?" Может дело не в результатх "смотрения" автора статьи (нужно ли ей было это вообще?), а реакция читающих людей и ect...
iz0923.04.11 09:38
>mcf

Старшее поколение школьники и поймут, они отвергнут антисоветизм Млечиных и Сванидзе.

Большевиков 1917 г. потом отвергла их же молодежь. Помните "Слепящую тьму" Кестлера?

Аббе23.04.11 12:02
У меня одна надежда, на Солженицына. Сказать, что я его читал всего? Нет. Много? Тоже нет. Кусками, типа обзора Февральской революции, типа Август 1914. В сочетании с сегодняшними "цветными" революциями это даст им злую затравку для рамышления. О жизни в СССР им будут трындеть на всех уроках, дескать плохо было. Ну....Или не на всех, на малом количестве. Но я надеюсь на КОЛИЧЕСТВО облучаемых. Из них 99% пропустят мимо ушей. Они - правы. 0,9% - задумаются. И, я надеюсь, что же ещё делать, на 0,1%, на 0,01%. Вот они, едва ли один из тысячи, один из десяти тысяч - они может быть возьмутся за дело всерьёз. Может быть из них уже десятая чать захочет и сможет использовать такой материал как СЫРЬЁ для своих работ.
*Будет ли у них время? Хватит ли этого времени? Хватит ли у них таланта? Не знаю. Важны по моему несколько тезисов, до которых нужно созреть, принять их как неотъемлемую часть мира.
*Человечество в принципе не уравновешено. Оно существует в процессе движения, расширения. Ресурсом всякий раз оказывается кто то, не делавший шага к власти над миром, или не преуспевший в том.
*Ресурсы - практически кончились.
*Война - естественная часть разрешения проблем человечества, к которым приводят ЕСТЕСТВЕННЫЕ, простые, жизненные потребности человека.
*Права человеков, составляющих человечество, не могут в сумме превышать суммы обязанностей человечества. Раздувание суммы прав - есть перегрузка обязанностей. Это - прямой путь к разрушению и страны и государства и общества.
*Пропаганда неограниченного расширения прав, без предъявления источников обеспечения таковых, есть разжигание войны.
*Далее сделают умозаключения уже иные люди. Те, кто захочет пойти глубже. Те, кто захочет и сможет думать.
*Единственное, что мы сможем сделать - попробовать дать действительно ШИРОКУЮ картину мира.
iz0923.04.11 22:27
>Аббе

Если Вы не читали всего Солженицына, то рекомендую прочесть почти неизвестную у нас брошюру "Россия в обвале", в которой он описал разгром страны "реформаторами" в середине 1990-х.

Тем не менее, у меня малые надежды на Солженицына. Нельзя считать беспристрастной, а тем более компетентной точку зрения человека, прошедшего ГУЛАГ и уехавшего из страны.Он же не видел нашей жизни 1980-х на 90%.

Сами школьники понимают величие СССР, когда просто читают учебники и видят научные и технические достижения советского государства.

А придумать научных достижений РФ пока не удалось даже для образцовых учебников.

Аббе24.04.11 04:43
Тем не менее, у меня малые надежды на Солженицына. Нельзя считать беспристрастной, а тем более компетентной точку зрения человека, прошедшего ГУЛАГ и уехавшего из страны.Он же не видел нашей жизни 1980-х на 90%.

*

*Понимаете, читать его мне - тяжело. То фактология (вроде неплохая), то ТАКИЕ обобщения, что хоть стой, хоть падай. Читать его - большая затрата сил. Школьникам его вкачивают ВСЕМ. Они моложе, им многое виднее в сравнениях СССР и РФ сегодняшней. И вот здесь, на контрасте плюс поливание заведомым неадекватом - здесь то и есть моя надежда. Разумеется, Вы правы. Надеяться на ДЕЯНИЯ можно только от тех, кто и УМНЫЙ и СИЛЬНЫЙ. Кроме того, человек ещё должен для себя решить, что РОССИЯ - его родина, а не бог весть что. Не берусь судить, много ли таких. Но настойчивость МинОбра даёт мне надежду. Никого не обойдут.

*А придумать научных достижений РФ пока не удалось даже для образцовых учебников.

*Ну как же Вы не заметили? Где ШОК, там и трепет. В россии - шоковая терапия, кувадой по голове. А в СЛОВАКИИ - вывернулись.

25074624.04.11 12:19

Вы знаете развернутая полемика не отражает сути вопроса. Может ли школьник в почти тоталитарном государстве в элитной школе под присмотром учителя дать правдивые ответы представителю почти враждебного государства. Конечно же нет. Единственное что я увидел правдивое - это то что грузинам не нравятся "Волги" и "Жигули".

PS. В 1982г в Калининграде на одном из главных зданий города был вывешен нацисткий флаг. Когда начали разбираться, то выяснилось, что флаг вывешен школьниками элитной школы спортивного класса (родители которых кстати состояли в КПСС).

olapti24.04.11 17:59
Малограмотные обсуждают обсуждение обсуждения "обсуждаемого объекта".
Вывод: 50% ошибок на первом уровне, 50% - на втором....
Иллюзия ума и обсуждения.
Кстати, как на большинстве сайтов, живущих информативностью.
Информации хоть жо..м ешь, но ведь не хватает, для ..удаков никогда не хватает - все пытаются понять, что думает руководство.
Первый раз смотришь, вроде сайты, вроде люди, затем фикция информпространства - ни одного личного мнения.
А если личное, то лично-коллективное или главно легато-злодейское (здесь), на других те же крутые яйца - вид сбоку.
Здесь, кстати, самая приличная подборка новостей, не поганьте ее своим дурацким пояснением. Ну и... хоть что-то читайте кроме текущей инфопрессы... хотя бы справочники что ли?!
Ну хотя бы Арнольда про школу...или анекдоты про америкосов....
RocK24.04.11 19:12
Конкретизирую olapti. ссылка Для подумать.
iz0924.04.11 23:44
>Аббе

Один из жутких парадоксов истории заключается в том, что за вину периода 1920-1950-х расплатились люди 1970-х-1980-х. В это время не было никакого ГУЛАГА! Количество политзаключенных было два десятка и то о них все время твердили по "голосам".

Никаких массовых респрессий не было, и вот это время обливается грязью, постоянно.

Солженицына вообще трудно читать: его псевдостаринный стиль "Красного колеса" скрывает иногда пустоту. Он такой же догматик, как Сахаров. Кого он из политиков возлюбил, того возносит. Вкусовщина необычайная. Ситуация как с Герценом в 1861-1870-е гг. Его запрещали критиковать, поэтому многие утопии Герцена затем аукнулись при крестьянской реформе.

Возвращаясь к школьникам: они, читая про Гулаг, в воспоминаниях отцов и матерей о последнем периоде СССР его просто не находят, поэтому у них формируется совсем другое отношение к СССР.

iz0925.04.11 00:09
>olapti

Повторение про "незнание" школьниками СССР вызывает лишь усмешку. Неужели кто-то думает, что великую державу помнят по учебникам, которые перекраивают политические ловкачи? Конечно, нет. Ее помнят по рассказам родных, которые не все еще вымерли. Народная память сохраняет все: и плохое и хорошее. Я вообще не помню учебников по современной истории 1970-х, они были изданы, да потом не изучались. Всегда новое поколение полагается на народную память.

А школьники просто видят, что их дедушки с бабушками живут дольше, чем сейчас в РФ, рассказывают про времена без войн, терактов и безработицы. У них остались марки с изображениями космонавтов, советские журналы, то есть целый пласт культуры. Они могут сравнить ее с нынешней.

Главный Злодей25.04.11 01:11

А школьники просто видят, что их дедушки с бабушками живут дольше, чем сейчас в РФ

Вы хоть сами-то поняли, что сказали? Или это пример того самого расщепления пространства и времени в пораженческом сознании, о котором многие давно подозревали - вот именно сейчас есть некая РФ, где школьники, ад и израиль, и одновременно с ней - некий параллельный СССР, в котором живут бабушки и дедушки, общаясь с этими школьниками?

Аббе25.04.11 07:07
Главный Злодей25.04.11 01:11
А школьники просто видят, что их дедушки с бабушками живут дольше, чем сейчас в РФ
Вы хоть сами-то поняли, что сказали? Или это пример того самого расщепления пространства и времени в пораженческом сознании, о котором многие давно подозревали - вот именно сейчас есть некая РФ, где школьники, ад и израиль, и одновременно с ней - некий параллельный СССР, в котором живут бабушки и дедушки, общаясь с этими школьниками?*
*Да, Вы абсолютно правы. Историческое сознание часто бывает не просто расщеплённым, а ложным. Вот здесь и есть моя надежда. На тупость развращённых грантами чиновников, которые будут гнать дешёвое дерьмо. На дорогие штучки у них не хватит денег и мозгов. Деньги - в ЛондОне, мозги лжецам достались лживые. И вот здесь то и нужно воткнуть нож до затылка спииноо мозга. Самое главное - даже не правда как таковая. Вот у меня на это, для всей страны просто не хватит денег. И на город - не хватит. Значит - нужно запустить ВИРУС искания логики.
*Есть статья о Троянской войне, которую греки ПРОИГРАЛИ? Значит эта статья - уже сама по себе ОРУЖИЕ. Есть работы, которые заставляют думать и смеяться? Эти работы - ОРУЖИЕ.
*Даже не совсем оружие сами по себе. Это провокация умным, показное выступление. Призыв - ДУМАЙТЕ. Это - наждак в смазку лживых пророков 1991 года. Они лгали, им хотели верить. Но в час, когда верить НЕ захотят, ни Вы, здесь присутствующие, ни я, да и никто не сможет оказаться рядом с каждым, кто будет принимать решение, как жить дальше, как думать дальше, какое миропонимание правильное.
*Когда эта ситуация созреет? Мы не знаем. может завтра рухнет доллар и мир попробует одуматься? Может в иное время? Но в ту минуту, когда обстоятельства окажутся благоприятными, люди должны уже иметь и вкус и навык МЫШЛЕНИЯ. И вот эти старшекласники - тоже.
*Тупое восхваление героев 1991 - это БЛАГО. Лошадиная морда дочери отца основателя российской демократии? Её мерзкие привычки? ВЕЛИКОЛЕПНО. И как полезнейшая часть миропонимания - рядом дожна быть готовность думать.
*Вот здесь и понадобится системный анализ истории. Лёгкий в понимании, основанный на проверяемых фактах из биологии, климатологии, геологии, физики, просто увлекательный. Если человек знает основы сегодняшнего бытия на основе тысячелетий, ему много труднее морочить мозги.
*Задача номер раз. Помочь людям научиться думать. Помочь им знать. Задача номер два. Увеличить трудоёмкость обмана до нерентабельности процесса. Первое - надеюсь реальность. Второе - мечтание.
 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Выступление Александра Лукашенко на Всебелорусском народном собрании: Главное
» Сокрушительное падение прибыли Tesla произошло в первом квартале 2024 года
» На случай войны в Европе: Швеция реанимирует электростанцию в Мальмё
» Комплексы РЭБ в зоне СВО эффективно перехватывают переговоры ВСУ и глушат связь
» ЦАР изучает российскую военную практику на Украине, заявили в Банги
» В МИД рассказали, как Россия ответит на конфискацию ее активов
» Россия заблокировала в СБ ООН резолюцию США по ядерному оружию в космосе
» Пентагон подтвердил тайную передачу ATACMS Украине

 Репортаживсе статьи rss

» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию

 Комментариивсе статьи rss

» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"