Принцип оптимального соотношения численности классов у людей так же всесилен и безжалостен, как соотношение этажей пищевой пирамиды в природе. У людей есть ещё та особенность, что внутри классов нет солидарности. Если, скажем, в лесу стало слишком много волков, друг друга пожирать они не станут! Они начнут умирать от недостатка добычи. У людей же, когда какой-то класс становится слишком велик, он начинает междоусобную войну. Начинается анархия вплоть до революции... Поскольку человек - существо биологическое, вполне допустимо провести аналогию между человеческим обществом и животным миром. Сравнение пресловутой "эксплуатации человека человеком" и природной пищевой пирамиды представляется весьма интересной. Против такой постановки вопроса можно возразить, что человек - не только биологическое, но и разумное, и духовное существо. С этим я согласен, но как это влияет на эксплуатацию? Лев Гумилёв весьма удачно связывал разум со способностью человека приспосабливаться к самой разной природной среде. Человек может жить повсюду на Земле, и даже в ближнем космосе, если нужно. Применительно к эксплуатации, разум делает её более изощрённой и рациональной. Людей обеспечивают в рамках социальной системы необходимым потребительским минимумом и даже развлечениями. Можно сказать, что разум делает процесс антропофагии менее болезненным. Духовность проявляется, когда человек совершает усилия для реализации своих желаний, не связанных с теми физиологическими отправлениями, которые есть и у животных. Например, Чингиз-хан объединил сибирские народы, занятые бессмысленными войнам между собой, и повёл их на новые земли. Пока сохранялся авторитет его закона, распри прекратились, и татаро-монголы - так их принято называть - были самой могучей силой в мире. То есть, эксплуатация для Чингиз-хана не была самоцелью и привела в среднесрочной перспективе к резкому улучшению жизни народов, последовавших за ним. Словом, духовность проявляется в сдерживании своих рефлексов. Человек может не только тупо присваивать всё, до чего он способен дотянуться, но и перенаправить эти ресурсы для достижения иных целей - высших, как он считает. Это свойство отдельных людей, реже - групп людей, "пассионариев", как называл их Лев Гумилёв. Сейчас речь не идёт о концепции Гумилёва, но огромный исторический материал, которым он обосновывал свои идеи, свидетельствует: духовность-пассионарность характерна для людей лишь в отдельные периоды и в определённых местах. В конечном итоге, духовность - свойство отдельных лиц, тогда как для "больших чисел", для общества в целом характерна эксплуатация как природы, так и индивидов. Можно много говорить о соотношении духовности-эксплуатации в природе человека, о влиянии разных факторов, но вернёмся к "пищевой пирамиде". Упрощённая пищевая пирамида состоит из трёх этажей: растительного мира, травоядных животных и хищников. В разных природных условиях "меню" этой пирамиды может очень сильно различаться как разнообразием "блюд", так и "размером порций", но всегда есть оптимальное численное соотношение между "этажами". Если под влиянием каких-то факторов численность одного этажа вдруг изменится, то вскоре соответственно изменится численность и других этажей. Всё это мы помним ещё со школы, и не стоит даже пояснять картину на примерах. Думаю, и в человеческом обществе действует тот же закон оптимального соотношения этажей общественной пирамиды, которую тоже поделим на три уровня, что представляется не упрощением, а точным изображением реальности. Есть три класса: низший ("угнетённый"), средний (региональный) и высший (глобальный или, лучше сказать, универсальный). Поясним определения. В нашей традиции, заложенной, опять же, ещё в школе, класс - понятие политическое. На Западе же значение термина может меняться в зависимости от того, в какой сфере он применяется. Например, модный термин "инклюзивность" в педагогике означает "совместное обучение лиц с ограниченными возможностями с лицами без ограничений". Но когда политик призывает "принять решение на инклюзивной основе", это не всегда означает, что он хочет отдать решающий голос каким-нибудь дебилам или другим "лицам с ограниченными возможностями"... На Западе понятие "класс" чаще всего применяется в потребительском смысле. Наличие и численность того или иного потребительского класса определяет номенклатуру товара и линейку цен. Грубо говоря, если "средний класс" пьёт коньяк и хорошее вино, то низший - пиво, водку или хлещет дешёвое винище. Поэтому всяк у нас относит себя к среднему классу. Попробуй запиши кого-нибудь в низший!.. Но в статье класс - сугубо политическое понятие. Средний класс - региональная элита, политики и бизнесмены, которые реально кое-чем управляют и даже способны влиять на решения государственного уровня. Высший класс - объединения "игроков" на некой универсальной основе. Такой основой может быть, например, либеральный миф с его правами человека, свободой, равенством и братством. Или пресловутое масонство. Или какой-нибудь Интернационал, или сообщество спецслужб: они, похоже, давно не стремятся друг друга победить, а ведут между собой что-то вроде бесконечного шахматного турнира... Бывает, какая-нибудь региональная элита, объединённая своим замкнутым мифом, тем не менее, набирает такую силу, что становится глобальным фактором. Словом, отношения в человеческом обществе очень интересны, разнообразны. Но принцип оптимального соотношения численности классов у людей так же всесилен и безжалостен, как соотношение этажей пищевой пирамиды в природе. У людей есть ещё та особенность, что внутри классов нет солидарности. Если, скажем, в лесу стало слишком много волков, друг друга пожирать они не станут! Они начнут умирать от недостатка добычи. У людей же, когда какой-то класс становится слишком велик, он начинает междоусобную войну. Начинается анархия вплоть до революции... Да, я помню, в школе нам говорили, что предпосылки революции создаёт "развитие производительных сил" - такой объективный процесс. Это верно, но противоречия здесь нет, потому что новые производительные силы являются также одним из факторов, нарушающих оптимальное соотношение классов. Важно понять, что этот фактор не единственный!.. Итак, "уровень развития производительных сил" в момент времени, понимаемый в широком смысле, задаёт число - оптимальное соотношение численности общественных классов. Когда реальное положение не соответствует этому числу, в обществе начинается брожение. Так работает революционная механика. А теперь перейдём к конкретным примерам. Речь Посполитая: излишняя элита В XVIII веке Польша была страна довольно таки нищая, со слабой промышленностью. Главной статьёй экспорта был хлеб. Польша не имела выхода к морю, точнее, не имела ни одной приличной гавани. Экспортный товар уходил по рекам, устья которых контролировали немцы. Колоний страна не имела, точнее, её православные колонии на востоке были такие же нищие. В Польше не было ни крепостей, ни приличной армии. Наёмная армия стоит денег, а брать в военное сословие крепостных, как в России, не позволяли их хозяева-шляхтичи. Собственно, страна могла содержать лишь кучку магнатов, олигархов, как говорят теперь. Польские олигархи, в соответствии со стилем того времени, объединились в масонском формате. Они ориентировались на Россию и свою ложу назвали "Екатерина под северной звездой". Европа развивала промышленность, вела колониальное строительство, и экономическое значение польского сельского хозяйства падало. Между тем, численность помещиков, шляхты только росла: после Северной войны жизнь стала относительно спокойной. Крупные войны прекратились, набеги татар и казаков слабели. Лев Гумилёв сказал бы: "Нет оттока пассионарной энергии!" Но точнее будет сказать: численность среднего класса превысила оптимальную и возник его излишек. Шляхта беднела; эти люди уже ничем не управляли: некоторым даже приходилось самостоятельно пахать землю. При этом они не расставались со знаком дворянского достоинства: на боку такого хлебопашца висела сабля, порой, правда, деревянная, так как на настоящую уже не было денег. Самолюбие шляхты жестоко страдало, и она отыгрывалась на холопах, особенно не католического вероисповедания. Шляхтичи-голодранцы обогатили язык человечества понятием "быдло" - реакцией "гонора", ущемлённого нищетой. Тем временем, в соседней Пруссии возник вопрос о расширении жизненного пространства. Закончившаяся недавно Семилетняя война показала, что односторонние решения этого вопроса в центральной Европе более невозможны. Нужно придумать что-то новое. Пруссия была образцовой масонской страной, где существовали некоторые либеральные свободы, в частности, свобода вероисповедания. Да и другие страны проявляли интерес к идеям Просвещения. И в 1766 году послами Пруссии и России при поддержке посланников Англии, Голландии и Швеции было сделано представление о правах польских "диссидентов" - этим словом тогда называли религиозные меньшинства. О равноправии религий в Польше вопрос не ставился, речь шла лишь об уравнивании в некоторых правах православных и протестантов с католиками. Польский король Станислав-Август, как масон, после некоторых колебаний поддержал сию либеральную идею, но в целом шляхта выступила резко против любых послаблений "быдлу". Главным исполнителем решения о правах диссидентов стал русский посол князь Репнин (из старой масонской семьи). Шляхта составила так называемую "Барскую конфедерацию" и начала военные действия против русских. Постепенно анархия нарастала. Конфедераты имели базу за границей, пользовались поддержкой французских спецслужб, а в Польше заняли города Краков и Бердичев. Против них воевала небольшая армия польского короля и 16 000 русских войск. В конце 1770 года в Пруссии решили, что можно уже ставить вопрос о разделе Польши. Брат короля Фридриха II принц Генрих приехал с этой инициативой в Петербург, но пока не встретил одобрения: у России и без того дел хватало. И тогда некий конфедерат пан Стравинский (не композитор) с группой шляхты похитил на дороге короля Станислава-Августа. Конфедераты разогнали слуг и повезли короля в неизвестном направлении. Затем случилось нечто странное!.. Похитители так торопились скорее уехать, что стали терять друг друга, группа распалась, пока, наконец, с королём остался лишь один шляхтич, который "поддался красноречию пленника", и Станислав-Август вернулся в свой дворец. После этого и случился первый раздел Речи Посполитой. Помимо Пруссии и России, к разделу привлекли Австрию, которая тогда была главным противником Пруссии и не потерпела бы её одностороннего усиления. То есть, раздел осуществили на инклюзивной основе. В период между первым и вторым разделом Польши Пруссия ухитрилась стать главным союзником этой страны. Пруссаки умело провоцировали анархию, разжигая антироссийские настроения... Вообще, действия Пруссии производят очень сильное впечатление. Это нечто непревзойдённое в смысле изощрённого цинизма. Более тонкой политической игры я не знаю. Революционный "средний класс" Польши создал предпосылки второго раздела страны. Потом он устроил так называемое "восстание Костюшко", хотя сам Костюшко, будучи не глупым человеком, был против безнадёжного выступления. Восстание привело к окончательному третьему разделу Польши. Значительная часть польского "среднего класса" ушла за границу и примкнула к революционному движению: после Великой французской революции пылала половина Европы. Поляк представляется нам как убеждённый католик и ревнитель свободы, "нашей и вашей". Но в составе французский войск польские легионы участвовали в таких, например, акциях, как оккупация Папской области с последующим арестом Папы, оккупация Испании и жестокая война с восставшим католическим испанским народом. Таким образом, часть поляков стала своеобразным интернационалом XVIII века, наряду с представителями других наций. Этот интернационал под разными "крышами" продолжил свою деятельность и в новом XIX веке. Восстания и революции не затихали, сплошь и рядом видную роль играли в них поляки. Особенно велика их роль была в Венгерской революции 1848 года. Массовое революционное движение характерно для ряда европейских стран XIX-го века. С помощью этого движения проходил переход от устройства государств и народной жизни на основе Божественного права к национальным государствам, чьё законодательство стало продуктом "общественного договора". Кардинальной "перестройке" подверглась Италия и Германия, где были созданы единые национальные государства. Эта "перестройка" постепенно заканчивалась. Последним её мероприятием стало создание единой Италии под властью пьемонтской королевской династии. В 1870 году началась франко-прусская война. Интернационал поддержал Францию. В страну прибыл виднейший "борец за свободу" и масон 33-й степени Джузеппе Гарибальди, возглавивший одну из французских армий. Но скоро он покинул "милую Францию"... Это был очень тонкий намёк, по-видимому, никем тогда не понятый. Интернационалисты остались во Франции, после её поражения захватили власть в Париже, установив знаменитую Парижскую Коммуну. Но Коммуну жестоко разгромили, десятки тысяч интернационалистов были убиты в боях или расстреляны. Судебные репрессии тоже были жестокими, но дожить до суда для коммунара было большой удачей. Никогда ещё Интернационал не подвергался столь жуткой резне. И с тех пор все массовые политические движения в Европе проходили в партийном формате. Возможно, этих людей собрали в Париже, чтобы покончить с ними ввиду их дальнейшей не надобности. Идея эта "сырая", я сам в ней не уверен. Факты таковы, что после 1871 года в Европе бесконечные походы вооружённых "борцов за свободу" ушли в прошлое. Россия: плодовитая элита Нам говорили, будто революция в Российской Империи свершилась ввиду ужасной нищеты народа. Но "нищета никому не нужна" (с). Статистика показывает: на рубеже XIX-XX веков Россия переживала бурный экономический рост. Численность среднего класса России росла столь же бурно. Зачастую эти люди хотели не только иметь политический вес, но и устранить "отсталость" политического строя: интегрировать страну в "мировое сообщество", унифицировать законодательство с мировым либеральным трендом. Таким образом, в России возник теневой "высший класс" В 1904 году началось наступление либералов на власть. Оно резко усилилось после пресловутого "Кровавого воскресенья". В итоге в октябре 1905 года Царь был вынужден дать Манифест о даровании разных либеральных свобод. Но этого показалось мало. Всю страну захлестнули манифестации, которые приветствовали Манифест и шли дальше, пытаясь даже кое-где захватить власть. Как далеко они бы зашли, не понятно, поскольку почти сразу и совершенно неожиданно они встретились с контр-демонстрациями "реакционно" настроенного народа. Произошли кровавые столкновения, кое-где, к сожалению, выродившиеся в еврейские погромы. Несколько тысяч человек погибло. Либералы потерпели поражение на улицах, и Революция остановилась. В СССР эти события сначала осуждались, а потом замалчивались. О них я узнал лишь году в 1998-м из книги В. Кожинова. Думаю, под влиянием этого неудачного октябрьского побоища революционеры решили максимально увеличить массовость своего движения. На любой вкус создавались партии, которые стремились овладеть волей народа: большевики и меньшевики, эсеры левые и правые, анархисты, максималисты, какие-то трудовики, украинские "борьбисты" - более глупого названия не придумать, но такая партия была, как и многие другие национальные и общероссийские партии. После Февральской революции рост "среднего класса" резко усилился. Появились советские органы власти, солдатские, флотские, рабочие, потребительские объединения. Люди, говоря словами одного литературного героя, массово бросают "чистку сараев - свою прямую обязанность" и идут во власть. Вот уже их так много, что войны между ними не избежать. Но и после окончания Гражданской войны в России всё ещё слишком много политических активистов и всяческих "выдвиженцев". Не верно мнение, будто власть большевиков была абсолютна. В стране осталось множество представителей других партий, обладавших серьёзным влиянием. Мне известны биографии нескольких сотен участников революционного процесса; в ходе Гражданской войны погибли очень немногие. Гораздо больше революционеров эмигрировали или были высланы, но большинство осталось в СССР, и работали там отнюдь не в подполье. Огромное число как новых, так и старых революционеров жили в Советской стране. В качестве примера я рекомендую посмотреть биографии таких известных лиц, как министр Временного правительства Некрасов или зампред Петросовета Скобелев. Их жизнь в СССР не проста, но им есть чем заняться!.. Вопреки сложившемуся мнению, такие люди не всегда сидят за решёткой, "в лагерях" и т.п. местах. Весьма замечательна биография профессора С.А. Котляревского - одного из руководителей "Тактического центра", чудовищной антисоветской организации времён Гражданской войны. Котляревский был арестован, затем освобождён под подписку о невыезде, которую приговором суда ему заменили на расстрел. Но расстрел отменили, заменив его на условный 5-летний тюремный срок. Вскоре Котляревский был полностью реабилитирован и работал на руководящих экономических и научных должностях. В СССР относительно спокойно жили даже те деятели периода Временного правительства, кто обвинял большевиков в шпионаже в пользу Германии и хотел судить их за это: от министра юстиции Малянтовича до следователя Александрова, "шившего дело" на немецкого шпиона Ульянова-Ленина. Правда, Александров года два в тюрьме просидел, но с 1920 года жил на воле, и лишь в 1939-м большевиков осенило, что такой злостный фальсификатор и враг народа ходит спокойно у них по улицам!.. И таких биографий сотни. Они похожи друг на друга и содержат аресты, не долгие тюремные сроки, ссылки, работу в советских структурах, в экономике, преподавание, - никто не становится маргиналом, не скрывается в подполье. Вследствие репрессий в 20-е годы расстрелян лишь один крупный революционер не большевик: инженер П.И. Пальчинский в 1929 году. Большевики честно пытались трудоустроить всю эту ораву. Повсеместно возникали параллельные управленческие структуры: в армии, например, как все знают, наряду с командной вертикалью возникла комиссарская, рядом со штабами - Реввоенсоветы. Менее известно, что государством управляла такая же пара: Совнарком во главе с Лениным и ЦК РСДРП (б). Их функции концептуально не были разграничены!.. А был ещё Высший совет народного хозяйства, т.е., Госплан. Те персонажи, кто совсем не умел работать, устраиваются в Наркомпрос - безобразно раздутое ведомство Луначарского. Наконец, главные вожди заводят вокруг себя более-менее крупный двор приближённых. Поэтому проблемы в стране Советов не переводятся, а политическая жизнь кипит, не утихая ни на миг. Поводы всегда находятся: то ввод НЭП-а, то его отмена, то "политика партии в деревне", борьба фракций, сражения вокруг амбиций партийных вождей, а также денежные аферы, про которые мы знаем не так много. Сколько копий было сломано вокруг иностранных концессий!.. А "паровозная афера" дедушки Ленина!.. Между тем, назревает война, которая превратит СССР в колонию Запада. Товарищ Сталин и многие другие понимают это. В начале 30-х есть ещё надежда, что всё как-то рассосётся: очередной вал репрессий крайне редко приводит к расстрелам. Убивают только простых людей: "кулаков", "черносотенцев" и т.п. Но в 1934 году Сталин всерьёз беспокоится за свою жизнь. Ситуация настолько опасна, что он отказывается от поста Генерального секретаря партии и делит власть на 4 части, как бы назначив себе трёх соправителей: Жданова, Кагановича и Кирова. Тем не менее, 1 декабря того же года убит Киров - один из "тетрархов". И затем происходит истребление излишнего политического актива. В 1936-38 годах расстреливают уже сотнями тысяч. Я не имею цели описать в двух-трёх строках "загадку 37-го года", но объясняю другое: почему репрессии прекратились и затем даже те чудовищные военные катастрофы 1941-42 годов не привели к какому-либо расколу или заговору среди элиты СССР. После репрессий численность элиты достигла оптимальной, и всякий понимал: поражение или даже неудача в войне только ухудшит моё положение. Совсем иная ситуация в том же СССР спустя 50 лет. Элита опять разрослась: есть партийная вертикаль, есть национальная, есть и группа, стоящая на позициях универсализма. Развал Союза создал множество новых вакансий, позволивших трудоустроить всех этих персонажей. Само собой, не без проблем. Так, немедленно началась борьба между старой и национальной элитами. И если в Прибалтике всё разрешилось почти мирно, на Украине "разборку" отложили до времён майдана, то в других местах (Приднестровье, Закавказье, Средняя Азия) дело дошло до настоящих войн... Украинский миф Автор является аполитичным человеком и полностью разделяет мнение, что "политика - деградировавший вид культуры.., такая же часть масс-медиа, как и всё остальное. Любой политик - та же самая "говорящая голова" на телевидении или медиа-звезда в прессе" (с). Поэтому об украинских событиях 2013-14 годов, продолжающихся и по сей день, автор говорить не будет. Для статьи эти события не имеют самостоятельного значения: шумиха последних 6 лет -прямое следствие "майдана", этой украинской технологии по умножению политического актива. Интерес представляет первый майдан, который нарушил баланс и создал излишек среднего класса. Говорят, большую роль в нём играли выходцы с западных областей Украины, из Галиции... Собственно, добавить к этому нечего. Едва ли на Украине мы найдём что-то такое, о чём не говорилось бы в прошлых примерах. Скажем только о происхождении того украинского мифа, который упорно ведёт страну "в Европу", поскольку феномен это удивительный... Снова вспомним разделы Речи Посполитой. Ряд территорий, в том числе и Галиция, вошли в состав Австрии, что стало большим благом для народа. Полностью прекратился религиозный и культурный гнет. Более того!.. Положение крестьян в Австрии было весьма благоприятным, а крепостное право - самым мягким в Европе. Крестьяне получили свободу, вчерашнее "быдло" могло даже судиться со своим паном с помощью бесплатного государственного адвоката. Жители Галиции стали самыми преданными подданными австрийского императора. Хотя их уровень жизни и по европейским, и по австрийским меркам был не высок, что дало повод Ярославу Гашеку в своей бессмертной книге указать на "безнадёжно спившийся гарнизон в грязной галицийской дыре" как на худшее место ссылки для провинившегося офицера. В ходе войн Наполеона европейские границы многократно перекраивались. Польский город Краков получил независимость. В 1846 году в Кракове случилась революция. Тайная организация польских и интернациональных революционеров, так называемая "Централизация", готовила широкое восстание. Шляхта восстала в Галиции. В ответ австрийцы обратились к крестьянам, и те начали войну с поляками. Силы были не равны, поляки терпели поражения. К сожалению, бои выливались в погромы, погибли многие невинные люди. Огромные толпы победоносных крестьян с небольшим числом австрийской кавалерии двинулись на Краков. Навстречу им революционеры отправили... крестный ход!.. Главный революционер Эдуард Дембовский лично нёс крест. Сей перфоманс имел ограниченный успех: хоть Краков избежал экзекуции, крестный ход был разгромлен, и Дембовский погиб. Когда в 1848 году революция накрыла уже всю Австрию, в Галиции царило спокойствие. Надо сказать, к России галичане относилось очень дружелюбно: русский Царь был союзником их любимого государя императора. Есть, например, очень ценные мемуары офицера Лихутина, участника похода в Венгрию в 1849 году. Он свидетельствует: все галичане снимали шапки и при упоминании императора, и в присутствии русского офицера, а при виде польского пана немедленно одевали их обратно. Вопрос Лихутина, не хотели бы они жить под русской властью, галичане воспринимали спокойно и отвечали, что в Австрии им лучше. Не думаю, что после 1849 года тут что-то изменилось. Но не трудно представить, каким же шоком для жителей Галиции стала Первая мировая война, крушение Австрии и возвращение Польши!.. Они пытались вести против неё партизанскую войну, в частности, знаменитый Степан Бандера изначально был именно таким партизаном. Образы друзей и врагов менялись не раз, и в конце концов сформировался тот миф, который мы знаем сегодня: миф о человеке с Запада, который придёт и молча исправит всё. Как же трогательна эта простая вера галицийских крестьян, возникшая около 250 лет назад и живущая до сих пор, вопреки стольким бурям прошедших веков!.. Наше время Нестабильность является очевидной приметой наших дней. Самые старые и привычные структуры вдруг дают трещину, и будущее повсюду непредсказуемо. В последние десятилетия баланс классов явно нарушается, этот процесс нарастает, чем и обусловлены современные проблемы. Как именно сместился баланс, и почему же это случилось? Не буду оригинален: виной тому "объективный процесс развития производительных сил", только понимать его нужно не в примитивном, сугубо материальном аспекте, а шире. Представьте себе древний город с населением тысяч 10, которым правит некий деспот. Ему необходимо содержать человек 300-400 вооружённых холопов, чтобы люди его не прогнали, и ещё какое-то число фискальных и полицейских служащих. Но если это не деспот, а царь, чья власть имеет, например, какое-то религиозное обоснование, то орду продажных холопов можно разогнать и ограничиться, скажем, дружиной человек в 50 - я называю примерные цифры. В целом, экономия колоссальная, хотя что-то придётся дать тем жрецам, поддерживающим формат легитимности. То есть, внедрение определённых социальных технологий позволяет сократить нужное число "среднего класса". Несомненно, современные электронные технологии служат этой цели. Они не только упрощают процесс управления людьми, но и развлекают их. Этот фактор настолько очевиден, что пояснять его не стоит. Другой технологией, нарушающей стабильность, оказывается, как ни странно, медицина. Элита теперь "уходит на пенсию" позже. В последние годы нас покинули несколько королей и диктаторов в возрасте около 100 лет, им наследуют принцы, которым уже за 60, а то и больше... О таких ли принцах принято мечтать?!.. Но самым показательным примером неожиданно оказываются США. Трампу за 70, но и всем его конкурентам из Демократической партии тоже сильно за 70. Вот теперь, когда я пишу эти строчки, проходит попытка импичмента президенту, которой руководит Н. Пелоси, стоящая на пороге 80-летнего юбилея. Вся эта демонстрация успехов геронтологии и патологическая свежесть участников праймериз не что иное как аспект серьёзной глобальной проблемы излишка элиты. Вчера я услышал, что в спортивной федерации одной из европейских стран стало известно о сексуальных домогательствах тренеров к спортсменам. Новость закончилась предложением создать "ассоциацию жертв". Какая по счёту будет эта ассоциация, хотел бы я спросить?! Сколько их уже в мире: тысячи, десятки тысяч? Вокруг любого исторического события можно создать ассоциацию жертв, любое "меньшинство" автоматически является "жертвой" большинства. Думаю, со временем всякий человек будет числится в десятке ассоциаций и как жертва, и как угнетатель. И каждая подобная организация создаёт свою элиту: руководителей и активистов. Перечень факторов, умножающих элиту, можно продолжить. Но и сказанного довольно, чтобы признать проблему серьёзной. Несомненно, нас спасает рост производительности труда, позволяющий кормить всю эту ораву. Только поэтому они редко прибегают к насилию, ведь весь исторический опыт свидетельствует: когда элиты слишком много, начинаются брожения, войны и революции. Думаю, всё сказанное не является открытием. Если мне это ясно, то и "наверху" ситуацию понимают, может, "там" есть даже математическая модель, позволяющая рассчитать оптимальное соотношение общественных классов. Но что тут можно предпринять? Радикальный сталинский метод ушёл в прошлое, кое-где проворовавшегося "элитария" из холопов могут ещё привлечь к уголовной ответственности, но, в целом, силовые методы решения проблемы не распространены. Хотя народ и любит, когда "боярина" прилюдно бесчестят и запирают "в острог". Элиту у нас не отправляют на пенсию, а пересаживают в другое кресло, не смотря на недовольство народа. Ведь ясно, что элитариев на пенсии, как и разведчиков, не бывает: они всё равно какой-нибудь "политикой" займутся, скорее всего, в "оппозиции", будучи обижены на выгнавшую их власть. Поэтому приходится придумывать для "задвиженцев" новые должности. Целые общественные институты появляются ради этой благой цели!.. Членство в таких организациях как ПАСЕ тоже оказывается весьма полезным, ведь и туда можно трудоустроить с полсотни важных персон. Люди, родившиеся в СССР при Брежневе, будут даже считать такую работу престижной... В данном случае можно математически рассчитать, как пойдут дела. Но я это сделать не могу: у меня нет всех исходных данных, нет и матмодели. Поэтому прогнозов я делать не буду: глупо прогнозировать в ситуации, которая поддаётся расчёту. Очевидно, процесс умножения элиты нарастает и не выливается во взаимную резню, поскольку растёт производительность труда, и элита может так или иначе устроиться. Возможно, мы присутствуем при новом витке эволюции человека, когда зависимость от материальной основы существования падает. Умножение элиты - лишь один аспект такого явления как умножение людей, чья работа на самом-то деле полностью бесполезна. "Человек разумный" в своей эволюции стал клоуном, который всё время кем-то прикидывается и несёт бред. Конечно, процесс это противоестественный, и хочется думать, что клоун - лишь промежуточный этап нашей эволюции. Раз материальная сторона деятельности человека, по большому счёту, себя исчерпала, человек будет развивать другую свою сторону, духовную. И со временем в миллионных толпах клоунов начнут появляться люди, смывающие со своих лиц нарисованную улыбку, чтобы мы увидали под ненужным больше гримом печать истинного просветления... Teichmann |