Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Комиссия ООН признала действия Израиля в секторе Газа геноцидом
СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
НАТО проведет операцию по усилению обороны восточного фланга
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Северный морской путь снизит до минимума действие санкций на экспорт нефти из России
28.07.23 01:39 Экономика и Финансы
Круглогодичная навигация по Северному морскому пути (СМП) на восток снизит до минимума влияние санкций на российский нефтяной экспорт. Речь идет не только о поставках арктической нефти через северные порты, но и с Балтики. Первые нефтяные танкеры уже отправились по этому маршруту из Приморска и Усть-Луги через Северное море и Арктику в Китай.

Даже в этом случае время в пути танкеров короче, чем южный маршрут в обход Европы через Суэцкий канал (30-35 дней против 45), и пролегает он в основном через нашу территорию, сводя к минимуму заходы в порты недружественных стран или вовсе без них. То есть отправка нефти из портов Балтики или Арктики на восток снижает возможности третьих стран контролировать эти поставки во время транспортировки. Исчезают риски проверок груза, задержки, а тем более ареста судна в иностранных портах. Если груз был застрахован российской компанией или страховщиком из страны, не поддерживающей санкции, то выполнение их условий становится личным делом покупателя. Вернее, его возможностями и желанием пренебречь ими.

Другое дело, что для того же Китая и Индии потолок цен на нашу нефть (60 долларов за баррель) прекрасный повод добиваться дополнительных скидок на нее. Но в период роста мировых котировок барреля и пусть слабого и искусственного, но дефицита сырья, как сейчас, отказ из-за санкций от российской нефти, например, по 70 долларов за баррель, когда другие продавцы предлагают свою нефть по 83 доллара, не выглядит прагматичным решением. А китайские компании славятся своим прагматизмом.

Не случайно, как отмечает старший партнер Группы "Деловой профиль" Армен Даниелян, Китай проявляет высокую заинтересованность в совместной реализации проектов расширения использования СМП. В этом году китайская компания NewNew Shipping Line выделит пять судов ледового класса, которые будут перевозить грузы по СМП.

Аналогичное преимущество есть у нефти, отправляемой в АТР по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и из порта Козьмино на Дальнем Востоке. Суммарно этим путем можно экспортировать до 80 млн тонн нефти в год. Еще около 10 млн тонн поставляется в Китай через Казахстан. Но весь наш нефтяной экспорт в прошлом году равнялся 242 млн тонн. После эмбарго ЕС на импорт нашей нефти в декабре 2022 года поставки из западных портов также переориентировались в основном на страны АТР, но логистика стала очень дорогой. Путь из Балтики через СМП позволит снизить затраты, даже с учетом ледокольной проводки.

Как отмечает эксперт "Яков и Партнеры" Геннадий Масаков, использование СМП не только уменьшит время доставки грузов в восточном направлении, приблизительно на 30%, но и снизит стоимость фрахта судов, что, разумеется, повлияет на конкурентоспособность российской нефти.

С этим согласен аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет примерно 14 тыс. км, а через Суэцкий канал больше 23 тыс. км, уточняет он. Компании могут экономить на логистике, а в частности на топливе, оплате труда команде и фрахте судна за счет более короткого и быстрого маршрута. При этом проход через Суэцкий канал оплачивается отдельно, а иногда приходится простаивать в очереди. Но самое главное, это отсутствие каких-либо санкционных рисков, связанных со страховкой судна. Если говорить о поставках в Китай, то загрузка СМП будет рентабельной даже при дополнительной оплате фрахта ледокола.

Проблема высокой стоимости доставки нефти из западных российских портов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) возникла одновременно с перенаправлением нашего экспорта из Европы на восток. И если стоимость доставки из Черноморских портов в Индию еще не оказывала серьезного воздействия на доходы компаний, то логистика поставок из Балтийских портов в Китай через Суэцкий канал была очень дорогой. Схожие проблемы возникли у наших угольщиков после введения эмбарго ЕС на покупку угля в РФ. В перспективе экспорт угля в АТР также может быть организован через СМП.

Как уточняет Даниелян, в этом году планируется осуществить экспериментальный рейс по доставке 30 тыс. тонн угля из Кузбасса в Китай. Но для массовых поставок угля, особенно с применением крупнотоннажных судов, инфраструктура СМП пока не предназначена.

Естественно, наличие этих экспортных возможностей у России прекрасно осознают на Западе. Просто запретить судоходство по СМП не в силах даже США и ЕС, поэтому заход сделан с экологии. По данным Bloomberg, изменение климата уменьшает плотность льдов в Арктике. Регион постепенно становится более доступным для судоходства и добычи ресурсов, в том числе нефти, редкоземельных металлов и графита. Активное освоение Арктики, в том числе рост грузопотока по СМП, увеличивает экологические риски в регионе.

При этом в отношении наших нефтяных танкеров, курсирующих из Балтики в Китай, в материалах агентства сказано, что они не самые современные, их возраст составляет от 13 до 18 лет, но все они рассчитаны на работу в ледовых условиях, то есть повышенного риска разлива нефти нет.

Но пока навигация по СМП в восточном направлении ограничена недолгим летним периодом, приблизительно с середины июня до ноября. То есть продолжается менее пяти месяцев. В 2024 году навигация станет круглогодичной, но будет ограничена количеством ледоколов и танкеров ледового класса. Планируется, что в первую очередь на восток пойдут танкеры с сжиженным природным газом (СПГ) с проектов "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ 2", первая линия которого должна заработать до конца этого года. В прошлые годы проходы судов в сопровождении ледоколов по СМП в восточном направлении зимой были разовыми и производились в тестовом режиме.

Но, по словам Даниеляна, российский ледокольный флот уже способен вести навигацию по СМП круглогодично. К 2024 году планируется довести количество рейсов по СМП до 1747 и вывести грузопоток на уровень 80 млн тонн. Три из восьми ледоколов "Атомфлота" способны проходить по льду толщиной до 3 метров. До 2035 года планируется нарастить количество атомных ледоколов до 15, а рост грузопотока до 220 млн тонн уже к 2035 году.

Значительно менее оптимистичен аналитик ФГ "Финам" Андрей Маслов, который считает, что для полноценной круглогодичной навигации у нас пока нет нужного количества ледоколов, а также не готова портовая инфраструктура.

Но даже с учетом этих проблем начало поставок нефти по СМП из портов Балтики - знаковое событие. Маршрут не контролируется странами, вводившими против нас санкции. Здесь уже мы сами себе хозяева, и все будущие успехи или неудачи зависят только от наших собственных усилий.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Крейсер "Адмирал Нахимов" завершил первый этап заводских испытаний
» Франция будет основным конкурентом России по экспорту оружия
» В России разработали дрон, способный висеть в воздухе сутки
» Путин проследил за ходом учений "Запад-2025" на полигоне Мулино
» Эстония приступила к строительству оборонительных сооружений близ границы с РФ
» На учениях "Запад-2025" отработали планирование применения "Орешника"
» Rzeczpospolita: У нас в жилой дом попала ракета с F-16, а не русский БПЛА
» Фон дер Ляйен без согласования усилила меры, лишающие Россию экспорта технологий

 Репортаживсе статьи rss

» "Новый законопроект изменит саму культуру правосудия". Профессор Гасан Мирзоев - об изменениях в работе адвокатов
» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи

 Комментариивсе статьи rss

» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией
» Федор Лукьянов: Идея "не против Запада, но без него" обретает смысл и перспективу
» Наши «пропавшие» АПЛ, самолеты «судного дня» E-6B ВС США, и при чем тут Венесуэла?

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"