Сергей Митрошин – проректор по конвенционной подготовке и международной деятельности Волжского государственного университета водного транспорта и участник рабочей группы по разработке проекта "Речные магистрали"."Эта программа направлена на развитие скоростных межрегиональных перевозок, то есть на объединение разных субъектов РФ через речные пути, – рассказал "РГ" Сергей Григорьевич. – Проект включает не только пассажирские, но и грузовые перевозки внутри страны. "Речные магистрали" предусматривают строительство хабов, перегрузочных терминалов. Цель проекта – повысить мобильность населения. Два основных направления: развитие туризма и улучшение транспортного обслуживания". Программа стартовала в 2019 году в Нижегородской области. Сейчас в проекте задействованы уже Чувашия, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия и Пермский край. "Сначала, – продолжает Сергей Митрошин, – планируется использовать основное течение Волги. На следующем этапе – более масштабно выйти на Каму и расширять географию проекта, охватывая новые регионы. Сейчас уже и на Дону пассажирские перевозки осуществляются с помощью нескольких скоростных судов, но они пока не выходят за пределы пары регионов. В планах на 2026-й – доходить на крыльях до Перми. А не позднее 2030-го – и до Астрахани". Такие маршруты рассматривают как магистральные, а не внутрирегиональные. "Мы провели огромную работу, – заметил Митрошин, – по выработке общей методологии расчетов себестоимости и эффективности работы скоростных судов". Как это возможно? К примеру, Кама полгода во льду, а в Астрахани река не замерзает. "Все возможно, – ответил на это Митрошин. – Пришлось сравнить все возможные способы поездок: на автобусе, поезде или самолете. Учли стоимость поездки, километраж и количество остановок и пересадок, время в пути, субсидии из бюджета, доходы перевозчика. Сопоставили цены для всех видов транспорта. При авиаперевозках добавляются еще контроль на посадке и удаленность аэропорта от города. Есть издержки содержания и техобслуживания особых судов с мощным мотором и, по-самолетному, алюминий-магниевым корпусом, расходы на содержание команды зимой и ремонт судна. Все это входит в себестоимость перевозок. Наши методики оказались точны почти на 100 процентов". Выяснилось, что и экономика линий скоростных судов на подводных крыльях на Волге отлично, "бьется", как выразился собеседник "РГ". "Теперь надо строить больше судов и совершенствовать технические характеристики, – сказал проректор. – И нужны кадры, много кадров, судоводителей, механиков. А нашему университету надо готовить все больше речников". |