Когда цена российской нефти снизилась ниже потолка «Большой семерки», к ее перевозкам вернулись греческие танкерные империи. Глава крупнейшей судоходной компании России считает, что те создали несправедливую конкуренцию, так как не находятся под санкциями. «При падении цены ниже price cap (потолка цены „Большой семерки“) конкуренция на рынке перевозок возрастает. Что мы увидели в первом квартале? На рынок вернулось много иностранных судовладельцев из недружественных стран, которые в 2024 году не занимались перевозками российской нефти и нефтепродуктов. Это обостряет конкуренцию и усложняет нашу работу. Поскольку флот иностранных компаний никак не аффектирован санкциями, они намеренно создают несправедливую конкуренцию для флота, контролируемого Россией», — заявил глава «Совкомфлота Игорь Тонковидов в интервью «Интерфаксу». По его словам, российский флот перевозит сейчас менее 10% экспортных грузов. «Надеемся, что тема транспортного суверенитета страны и импортозамещения в области морских перевозок каким-то образом начнет продвигаться. Один из ключевых вопросов — предоставление судам под государственным флагом РФ приоритетного доступа к российской грузовой базе. Я напомню, что по поручению президента проект соответствующего федерального закона о преференциальном доступе российского флота к российской грузовой базе был внесен в Госдуму осенью 2023 года и был принят в первом чтении», — заметил Игорь Тонковидов. Он считает, что отрасль находится в сложном положении, и законодательная поддержка ей просто необходима. «Внешняя торговля нашей страны находится в критической зависимости от иностранных морских перевозчиков, на оплату их услуг экономика России ежегодно тратит более $20 млрд, это вымывает из страны инвестиционный потенциал для развития отечественного торгового флота и судостроения. Мы экспортоориентированная страна, и впадать в такую глубокую зависимость от иностранных судовладельцев, которые в любой момент могут развернуться и уйти, крайне опасно. Поэтому нужны определенные меры поддержки, нужна транспортная и логистическая политика», — продолжил глава «Совкомфлота». Он пожаловался на то, что санкции Запада иногда хорошо соблюдаются внутри самой России. «Смысл этого законодательного акта в том, что российскому судовладельцу дается приоритетное право перевозки, если он может выполнить такую перевозку. То есть право первой руки. Сейчас для наших грузовладельцев перевозка на судах российского флота выглядит более рискованной из-за санкций, а иностранные суда этих ограничений не имеют, поэтому часто выбирают их. По факту, это приводит к тому, что эффективно начинают соблюдаться санкции внутри страны против российского же флота», — сказал Игорь Тонковидов. По его оценке, «Совкомфлот» перевозит 15% всего объема экспортных отгрузок нефти и нефтепродуктов, которые экспортируются из российских портов. «Думаю, что в этом году наша доля будет близка к этому показателю», — добавил глава судоходной компании. 5 декабря ЕС запретил импорт российской нефти и вместе с «Большой семеркой» установил потолок цены на нее для третьих стран в $60 за баррель. Выше этой цены компаниям ЕС запрещено перевозить российскую нефть и оказывать услуги по транспортировке. Весной этого года из-за снижения мировых цен подешевела и российская нефть. И на рынок ее перевозок вернулись греческие танкеры. Их доля выросла выше 20%, как писало EADaily со ссылкой на данные АИС судов. В то же время все танкеры, подконтрольные «Совкомфлоту», оказались под санкциями США. Это заставляет российских поставщиков пересматривать фрахт, так как клиенты, включая индийские и китайские НПЗ, могут отказаться принимать груз на судне под ограничениями. Это грозит им вторичными санкциями. Еще больше нефти из России перевозят суда «теневого флота», которыми считают танкеры старше 15 лет с неизвестными собственниками. Эксперты полагают, что танкеры принадлежат как бизнесменам стран Ближнего Востока и Азии, так и самим российским компаниям, чтобы обходить потолок цены Запада. Как сообщало EADaily, по результатам первого квартала «Совкомфлот» сообщил о первом убытке — в 1 $млн. Компания пояснила, что причиной стали санкции. «Нижняя точка в первом квартале была пройдена, и текущие данные оперативного учета дают нам основания говорить о начале восстановления операционных показателей. Хочу подчеркнуть, что даже в условиях тотального санкционного давления компания показала околонулевой чистый убыток на скорректированной основе. Мы находимся в стабильном финансовом положении, учитывая сбалансированную структуру капитала и высокий запас ликвидности», — сказал «Интерфаксу» Игорь Тонковидов. |