Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Лукашенко вступил в должность президента Белоруссии
Правительство одобрило проект бюджета на 2021 год
Есихидэ Суга стал новым премьером Японии
Главная страница » Список тем -> Просмотр темы "Горизонты атома"
 Страница 1 из 8   1 2  3  4  5  6  7  8 >Последняя страница » 
Список тем   Предыдущая тема   Следующая тема
 Горизонты атома
Размещение комментариев доступно только зарегистрированным пользователям
Клаузевиц, RU   23.09.20 22:15            
Наши разработали плавучий атомный энергоблок для жарких стран. То есть не нужно замарачиваться и строить АЭС на территории другой страны. А просто к берегу подгоняется плавучий атомный энергоблок. И питает электричеством город. Крупных городов на берегах - пруд пруди. При этом энергоблок остаётся нашим, наши его эксплуатируют, и продают только электричество - https://tass.ru/ekonomika/9510905

Конструкторы ЦКБ "Айсберг" завершили эскизный проект оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ), который сможет работать в жарких странах. В сравнении с первым плавучим энергоблоком "Академик Ломоносов", который работает на Чукотке, оптимизированный блок будет конструктивно проще и с более долгим сроком службы, сообщает корпоративное издание Росатома "Страна Росатом".

"По сравнению с "Академиком Ломоносовым" ОПЭБ конструктивно проще, оптимизирован состав вспомогательного оборудования и судовых устройств, сокращена численность персонала. Срок службы и межремонтный период основного оборудования будут существенно увеличены. При этом ОПЭБ мощнее, за счет чего его экономическая эффективность тоже будет выше", - цитирует газета главного конструктора Глеба Макеева.

Так, на ОПЭБ планируется установить два реактора РИТМ 200М, спроектированные в ОКБМ им. Африкантова, что позволит выдавать потребителям 100 МВт электрической мощности. Мощность "Академика Ломоносова" составляет 70 МВт, при ее снижении первая в мире плавучая АЭС сможет поставлять населению тепловую энергию. Но в оптимизированной версии плавучего энергоблока выдача тепловой энергии не предусмотрена.

"[Оптимизированный] блок предназначен для эксплуатации в условиях тропического и субтропического климата, при температуре забортной воды до 40°C и температуре наружного воздуха до 47°C", - отмечает издание.

Также немаловажно, что реакторные установки РИТМ-200М, которые планируется установить на оптимизированном плавучем энергоблоке, не нуждаются в перегрузке топлива в течение 10 лет, в том время как "Академик Ломоносов" будет требовать перегрузки ядерного топлива каждые 3-4 года.

"Страна Росатом отмечает", что общий срок эксплуатации ОПЭБ составляет до 60 лет.

П.С. Надеюсь, вопрос безопасности наши также продумали (ют).


Изменен: 23.09.20 22:17 / Клаузевиц

Клаузевиц, RU   16.09.20 10:54            
Ядерный космический буксир получил имя "Нуклон". Сегодня представитель Роскосмоса объявил, что до конца года будет подписан контракт на создание данного комплекса. Атомный космический буксир согласно планам должен полететь в 2030 году. Планируется, что за одну миссию он вначале слетает к Луне, затем к Венере, а затем к спутнику Юпитера. К Нуклону будет пристыкован модуль полезной нагрузки, а по пути он оставит пару спутников на орбитах Луны и Венеры - https://topwar.ru/175137-v-roskosmose-nazvali-sroki-poleta-atomnogo-kosmicheskogo-buksira-k-jupiteru.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

В предыдущем моём посте в данной ветке я привёл ссылки на утёкшие на днях в сеть фото из цеха собираемого в КБ "Арсенал" Нуклона.
Изменен: 16.09.20 10:55 / Клаузевиц

Клаузевиц, RU   16.09.20 07:33            
Коллеги, тут по-видимому безопасники КБ Арсенала не доглядели и кто-то сфоткал в цеху собираемый ядерный космический буксир. Я провёл небольшое расследование. Фотки первоначально появились на дваче вот тут 30 августа - https://2ch.hk/spc/res/597749.html#597868 Почему именно там - вопрос, один комментатор на Новостях космонавтики сказал, что по-видимому, чтоб соблюсти анонимность. Потом фотки перевыложили на форуме на "Новостях космонавтики" в разделе "ядерный двигатель" - https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=11908.10340

Затем в своём ЖЖ, посвящённом космонавтике фотки с анализом что на них изображено опубликовал german-kmw - https://german-kmw.livejournal.com/112316.html?embed С названием "Ядерный космический буксир в металле". Вот эту ссылочку рекомендую посмотреть, там подписи под картинками что изображено.

И оказывается есть такой блогер Дмитрий Конаныхин, который на ютубе давно исследует тему ядерных движков в космосе, он оперативно сослался на Германа и выложил ролик с анализом утёкших в сеть снимков. Я ролик посмотрел, очень интересно, рекомендую - https://www.youtube.com/watch?v=1pRcIStdFbw Там под видео ссылки на материалы Дмитрий опубликовал. А под видео у демшизы и щеневмерликов прям приступ обострения.

Прислал вчера материал из блога Германа в Новости ВиМа - жаль, похоже не опубликуют. Ну тогда хоть здесь.
Клаузевиц, RU   08.05.20 08:42            
"Роскосмос" продолжит создание космического буксира с ядерным двигателем - https://rg.ru/2020/04/29/roskosmos-prodolzhit-sozdanie-kosmicheskogo-buksira-s-iadernym-dvigatelem.html

"Роскосмос" продолжит создание космического буксира с ядерным двигателем в рамках новой опытно-конструкторской работы позже в этом году. Ранее из материалов, опубликованных на сайте госзакупок, следовало, что "Роскосмос" приостановил создание транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) на основе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса вследствие недостроенного стенда для его испытаний, сообщает РИА Новости ​​​.

"Контракт на опытно-конструкторскую работу (ОКР) "ТЭМ" мы вынуждены были расторгнуть на последнем этапе, при этом основной объем работ был выполнен и принят. Тематика ТЭМ будет продолжена в этом году в рамках другой ОКР", - цитирует информационное агентство представителя пресс-службы "Роскосмоса".

Надо сказать, что космический "буксир" c ядерным двигателем - один из самых амбициозных проектов не только российских ученых, но и в мире. Как рассказал в январе на традиционных "Королёвских чтениях" первый заместитель гендиректора "Роскосмоса" Юрий Урличич, летные испытания намечены на 2030 год.


Клаузевиц, RU   29.11.19 23:09            
Заказан на годы вперёд: кобальт с российских АЭС идёт нарасхват -

https://finobzor.ru/87115-zakazan-na-gody-vpered-kobalt-s-rossiyskih-aes-idet-narashvat.html

С 2016 года Россия в форсированном порядке развивает производство одного из наиболее востребованных в мировом хозяйстве продуктов атомной энергетики. Радиоактивный кобальт является побочным результатом протекающих в реакторах ядерных процессов, пользуясь при этом высоким спросом в медицине и индустрии. Учитывая это, было решено использовать огромный потенциал российских АЭС для его получения в промышленных масштабах.

"Добывается" этот элемент благодаря дополнительным кобальтовым поглотителям (ДПК), которые загружаются в реактор. Очередной из них был размещен на Смоленской АЭС. Теперь все ее три блока оснащены данным оборудованием. С их учетом ДПК оборудованы семь реакторов, в частности, на Курской и Ленинградской АЭС.

Весь предполагаемый объем Со-60, произведённый до окончания эксплуатации энергоблоков, уже законтрактован

- пояснили в "Росатоме".

Период получения кобальта-60 занимает пять лет, после чего ДПК изымается из реактора и ценнейший радиоизотоп становится доступен заказчикам, среди которых он идет нарасхват, в связи с чем очередь на него выстраивается на годы вперед. Данный элемент используется при проведении лучевой терапии, стерилизации медицинских инструментов, пастеризации продуктов питания, для повышения производительности растениеводства, при обезвреживании промышленных стоков.

Клаузевиц, RU   14.11.19 19:51            
Хороший ролик о позициях России в атомной отрасли - https://www.youtube.com/watch?v=p7RYyQ0JUyA


Клаузевиц, RU   26.10.19 22:40            
Наши ребята из Росатома работают над созданием так называемого "толерантного" ядерного топлива, которое уже по своей конструкции должно стать намного безопаснее того, что есть сейчас. Уже идёт исследование этих видов топлива в реакторах. Если всё пройдёт успешно, то наши реакторы станут ещё безопаснее. Подробнее о чём идёт речь - можно посмотреть в видеоролике "Каким будет ядерное топливо будущего?" - https://www.youtube.com/watch?v=25BeqVUTuC8
Клаузевиц, RU   23.08.19 13:11            
Коллеги, почему-то в голову пришёл такой вопрос. Если всё удачно получится с ЯЭДУ, то мы получим не только космический буксир, который позволит на много быстрее достигать Луны, Марса и прочих планет Солнечной системы, но мы получим и намного более мощный источник питания для спутников, чтобы контролировать пуски любых ракет на этом шарике, не говоря уже об авианосных группировках. Как считаете, в этих мыслях есть резон?
faraon, RU   05.03.19 05:03            
...Вопрос пока так и остался для меня открытым...
Очень грубо я понял так: "плазма" /или бяка, которой всё так добиваются/ будет проходить внутри "как бэ обмотки" некого "статора", наводя в них ЭДС бесконтактным способом.
Никакого вращения.
Клаузевиц, RU   04.03.19 19:22            
Опередить конкурентов Запада: РФ готовит прорыв с новым ядерным топливом...

Источник: https://politexpert.net/143504-operedit-konkurentov-zapada-rf-gotovit-proryv-s-novym-yadernym-toplivom?utm_source=finobzor.ru

Генеральный директор АО ВНИИНМ Леонид Карпюк рассказал об успехах России в области создания инновационного толерантного топлива, необходимого для создания безопасных атомных реакторов.

Своим мнением эксперт поделился в интервью РИА Новости. По словам Карпюка, все ведущие мировые компании, занимающиеся выпуском ядерного топлива, стремятся завершить разработки толерантного топлива (ATF). Это новое слово в энергетике, позволяющее избежать тяжелых аварий на АЭС. Страна, которая первой сможет решить проблему создания такого вида топлива, устроит настоящую революцию и потеснит на рынке всех конкурентов. В данном вопросе Россия набрала хороший ход и готовит прорыв, сообщил специалист.

По словам Карпюка, сейчас ученые активно занимаются созданием оболочки тепловыделяющих элементов (твэл) из карбида кремния. Данный материал имеет хорошую устойчивость при температуре до 2500 градусов, при этом не вступает в реакцию с паром при температуре до 1300 градусов. Карбид кремния способен добиться необходимых показателей в рамках захвата нейронов, получая меньше, чем популярный элемент цирконий. Однако в работе испытываемого материала существуют практические сложности. Одними из основных являются низкая пластичности оболочки твэла и отсутствие отработанной технологии герметизации.

Главной проблемой использования карбида кремния эксперт назвал отсутствие в РФ производства волокна из этого материала. В заключение специалист заявил, что Россия должна раньше конкурентов выйти на рынок со своим толерантным топливом, ведь для этого есть подспорье. Если оценивать сроки разработки, на опережение конкурентов возлагаются большие надежды. Всего за один год ученые смогли от состояния идеи дойти до экспериментальной сборки. Если такие темпы сохранятся, РФ устроит настоящий прорыв и обеспечит себе лидерство на рынке....

Клаузевиц, RU   05.02.19 12:32            
Недавно читал информацию о строительстве термоядерных реакторов. Отметил для себя один комментарий. Человек спрашивал, дескать, ну допустим придумают термоядерный реактор. А энергию-то как снимать? В обычном реакторе - вода булькает, пар лопасти турбины крутит. А в термоядерном как? Посёрфил интернет на эту тему, так и не нашёл ничего. Вопрос пока так и остался для меня открытым.
Клаузевиц, RU   04.01.19 21:44            
Нашёл классный фильм по российскому атому, называется: "Русский атом. Новая жизнь." Документальный фильм - https://www.youtube.com/watch?v=f01MWU3AmbQ&t=123s

Один момент просто шокировал. В фильме рассказывается, как в начале 2000-х в нашей стране с трудом (!!!) нашли человека, который помнил как надо запускать реактор! С тех пор страна просто сделала невероятный прорыв в атомных технологиях. В общем, фильм очень интересный, всем интеллектуалам-патриотам очень рекомендую.

Клаузевиц, RU   02.01.19 19:31            
В Сибири начнут эксперименты, позволяющие создать плазменный двигатель
https://ria.ru/20190102/1548981297.html

Ученые Института ядерной физики сибирского отделения Российской академии наук начнут в январе еще одну серию экспериментов на новейшей установке по удержанию термоядерной плазмы с параметрами, пригодными для создания ракетного двигателя, сообщил журналистам замдиректора организации Александр Иванов.
Первые эксперименты уже подтвердили такую возможность, отметил он.
В конце 2018 года институт запустил уникальную научную установку СМОЛА (Спиральная Магнитная Открытая ЛовушкА), приближающую Россию к созданию термоядерного реактора. Это плазменная ловушка, которая позволит проверить принципиально новую концепцию улучшенного удержания термоядерной плазмы в линейных магнитных системах. Установка ориентирована на решение нескольких задач, в том числе на создание прототипа двигателя для космических перелетов.
В октябре холдинг "Энергомаш" сообщил, что планирует создать макет безэлектродного плазменного ракетного двигателя большой мощности и стенд для его испытаний, такие двигатели хорошо могли бы себя проявить в космосе.
Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН
Сибирские физики подтвердили возможность создания плазменного двигателя
"Первые эксперименты показали, что эффект существует. И космический мотор работает, и средство для уменьшения потерь плазмы тоже. Сейчас установлено штатное оборудование. Мы готовимся к началу экспериментов на ней в январе 2019 года, которые должны в полном объеме продемонстрировать возможности", — сказал Иванов.
Он пояснил, что эта установка — демонстратор технологий. Ученым удалось достичь в ней температуры плазмы в 100 тысяч градусов и добиться достаточно большой плотности, то есть получить параметры, пригодные для создания ракетного двигателя.
Предлагаемый принцип работы двигателя основан на новом способе ускорения потоков плазмы, который связан со специальной конфигурацией магнитного поля, где плазма приводится во вращение. При этом в зависимости от направления вращения плазма либо тормозится, либо ускоряется, что создает реактивную тягу.

Клаузевиц, RU   30.12.18 22:54            
Нашёл ещё несколько интересных моментов по ЯЭДУ. Во-первых, говорят, что космический ядерный реактор весит порядка 3 тонн, то есть его вполне по силам забросить на орбиту современными средствами выведения, имеющимися у России. Во-вторых, в ролике Науки 2:0 говорится, что разрабатываемая ЯЭДУ может долететь до Плутона всего за 2 месяца, а до звёздной системы Альфа-Кентавра за 12 лет (4,37 световых года), а до Эпсилон-Эридана - за 25 лет (10,5 световых лет).

Ролик - https://www.youtube.com/watch?v=TTGW1jZ90XE

Смотреть с 20:30

Zmey, Moderator   17.12.18 08:34            
Интересно, для чего эти трубки? Тара под ТВЭЛы? Или что-то другое?
ТВЭЛы, судя по всему. Только этой новости уже почти 5 лет Ссылка

Клаузевиц, RU   16.12.18 20:23            
По ЯЭДУ есть ещё небольшая информация. В частности, что в недалёком будущем Россия сможет уже производить не 1-мегаваттные, а 10-мегаваттные ЯЭДУ: "что подразумевает практически неограниченные возможности энергетики для космоса" - https://russian.rt.com/science/article/568763-yadernaya-dvigatel-kosmos

Из этого же источника добыл ещё одно интересное сведение:

"В процессе работы над космической атомной установкой специалисты ФГУП "НИИ НПО "Луч" (Подольск) впервые в мире разработали промышленную технологию создания монокристаллических длинномерных трубок из тугоплавких металлов (молибден, вольфрам, тантал, ниобий) и сплавов. Данное изобретение позволяет изготавливать агрегаты двигателей, способных работать при температуре 1500 °C."

Я так понимаю технология получения монокристаллических длинномерных трубок из тугоплавких металлов довольно близка к технологии получения лопаток для двигателей реактивных истребителей, которые тоже являются монокристаллами. Интересно, для чего эти трубки? Тара под ТВЭЛы? Или что-то другое?

Клаузевиц, RU   22.11.18 09:55            
В России прошли наземные испытания системы охлаждения космической ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. Это серьезный этап проекта по созданию космического транспортного комплекса нового поколения.


Когда и куда полетим на ядерном "движке"? Зачем нужен ракетный двигатель на метане и… йоде? Какие агрегаты двигателей можно "вырастить" с помощью 3D-технологий?

Об этом "РГ" беседует с генеральным директором "Центра Келдыша" доктором технических наук Владимиром Кошлаковым.

Владимир Владимирович, как вы прокомментируете испытания?


Владимир Кошлаков: Прошли успешно. Создан хороший задел, чтобы двигаться дальше.

Какие возможности открывает ядерный двигатель? Он нужен для полетов к Марсу?


Владимир Кошлаков:Не только. Сегодня космические аппараты летают либо на двигателях, работающих на химическом топливе, либо на маломощных электроракетных двигателях, питаемых от солнечных батарей. Но с помощью таких систем к тому же Марсу лететь очень долго.
Для пилотируемых полетов это плохо: человек не должен находиться в космическом пространстве больше, чем год-два. А ядерные энергодвигательные системы позволят долететь достаточно быстро. И, что самое главное, вернуться назад.
Эти системы особенно перспективны для межорбитальных, межпланетных перелетов, освоения дальних планет.

Говорят, на ядерном движке до Марса можно долететь едва ли не пулей — за полтора месяца?
Владимир Кошлаков: Это преувеличение. Несколько дней до Луны — да, а до Марса полет займет 7-8 месяцев.
Ваш прогноз: когда это все-таки может осуществиться?


Владимир Кошлаков:Технически это осуществимо в ближайшее время, однако полет на Марс не самоцель. Создаваемые энергодвигательные системы могут быть основой для целого ряда миссий в космосе, которые сейчас кажутся фантастическими.

А когда начнутся летные испытания? Была информация, что чуть ли не в конце этого года?
Владимир Кошлаков: До этого еще далеко. Мы ведем проект с 2009 года. Он уникальный, уникальные технологии.

Требовалось решить огромное количество научно-технических и технологических задач, которые не решил еще никто в мире. Это создание высокотемпературных систем сброса тепла в космическом пространстве, систем преобразования энергии, электроплазменных двигателей больших мощностей, высокотемпературных элементов и материалов…
На сегодняшний момент сделано многое. Самое принципиальное: мы показали, когда ставишь такие высокие планки, то результаты обязательно будут. И, поверьте, они превысят современный уровень развития науки и техники.
Испытания проходят на базе Центра?


Владимир Кошлаков:Да. У нас создана стендовая база, аналогов которой нет в России. Она позволяет проводить отработку всех ключевых элементов энергодвигательных систем и космических аппаратов в целом.

Что называется, на пальцах можете объяснить, из чего состоит ядерный двигатель?


Владимир Кошлаков:Прежде всего из источника энергии — это ядерный реактор, который нагревает рабочее тело. Нагретое рабочее тело поступает на турбину, на одном валу с которой находится электрогенератор.

Вращая турбину, мы генерируем электрический ток, который необходим для обеспечения работы космического аппарата в целом и электроплазменных двигателей в частности.

Тяга электроплазменного двигателя — это движущая сила космического аппарата как транспортной системы.

А что за уникальный теплоноситель используется?


Владимир Кошлаков:Гелий-ксеноновая смесь. Его основное преимущество — химическая нейтральность по отношению к материалам. Ведь аппарат должен длительное время работать при запредельно высоких и низких температурах.

Плюс ряд других теплофизических характеристик, которые позволяют создавать оптимально эффективный контур, снизить массу и габариты реактора, теплообменных агрегатов.

Какими еще перспективными ракетными двигателями занимаются конструкторы?


Владимир Кошлаков:
У нас ведутся научно-исследовательские, поисковые работы по созданию перспективных ракетных двигателей всех типов. Не только жидкостных, но и электроплазменных, гиперзвуковых и других.
Например, много говорят о кислородно-метановом двигателе или просто метановом. Эти работы также зарождались в нашем институте. Проведен большой комплекс экспериментальных исследований различных физических процессов.
И на сегодняшний момент Россия близка к созданию метанового двигателя.
А зачем он нужен?


Владимир Кошлаков:Метановый двигатель перспективен с нескольких точек зрения. Прежде всего в отличие от керосина он содержит в себе меньше связанных углеродсодержащих веществ. То есть практически не выделяет сажи. Если мы говорим про многоразовые системы, то это очень важно: двигатель не нужно перед каждым циклом включения очищать, промывать.

Еще одно преимущество — температура криогенного метана и криогенного кислорода примерно одинакова. Поэтому можем упрощать конструкцию ракет, создавая совмещенные баки, когда между двумя компонентами всего одна стенка.

В кислород-керосинной ракете две стенки, поскольку температура керосина примерно плюс 20 градусов Цельсия, а жидкого кислорода — минус 170. Поэтому ее конструкция и тяжелее, и сложнее. Кроме того, метан — достаточно дешевое топливо. Тоже большой плюс.

На каких ракетах будет устанавливаться этот ракетный двигатель?


Владимир Кошлаков: На новых, перспективных ракетах, проработки которых еще только ведутся.
А на ракете "Союз-5", которая должна быть создана к 2022 году? На "сверхтяже", первый запуск которой планируется в 2028 году?


Владимир Кошлаков: Нет. На ракете "Союз-5" и "сверхтяже", в котором будут использованы элементы и технологии "Союза-5", планируется устанавливать двигатели, которые уже есть либо имеют значительный задел по основным элементам.

Когда реально может появиться метановый двигатель?
Владимир Кошлаков: Опытно-конструкторские работы должны завершиться в течение пяти лет. Они сейчас ведутся в воронежском КБ химавтоматики.
А что за первый в мире электроракетный двигатель с замкнутым дрейфом электронов, известный также как холловский двигатель, на 800 вольт разработан в "Центре Келдыша"?

Владимир Кошлаков:Электроплазменными двигателями мы занимаемся давно. Не только разрабатываем, но и производим. Они летают и на отечественных, и на зарубежных космических аппаратах.

Так вот исследования показали: повышение напряжения в электроракетном двигателе с традиционных 300 вольт до 500 и 800 позволяет существенно улучшить его энергетические характеристики.
И мы сейчас проводим работы по созданию двигателей, работающих при больших напряжениях. Фактически электроракетные двигатели холловского типа с таким напряжением приближаются к ионным.
Насколько я знаю, интерес к плазменным двигателям огромный во всем мире?


Владимир Кошлаков: Они наилучшим образом отвечают современным задачам в космосе.

Интересно, а у каких из альтернативных ракетных топлив наиболее "светлое" будущее?


Владимир Кошлаков:Альтернативы электрическим двигателям для космических аппаратов, наверное, все-таки нет. Сегодня, кроме ксенона, рассматриваются различные топлива.
Конечно, аргон — как наиболее простой и дешевый. Криптон, который по своим характеристикам лучше ксенона, но тоже не дешевый. Ведутся проработки по использованию в качестве ракетного топлива йода.
Здесь преимущество в том, что йод можно хранить в твердом состоянии. Это компактнее — меньше масса. Но эти работы также находятся в стадии научно-исследовательских работ для создания задела.
Проектов много. Повторюсь, на острие — ядерная тематика. Это самое перспективное направление. И мы здесь не на последних ролях.

Кто главные наши конкуренты: Blue Origin, SpaceX?..


Владимир Кошлаков: Пожалуй, только США. Если говорить про жидкостные ракетные двигатели, то, конечно, большой задел в США, Китае. Хотя те же США покупают эти двигатели у нас.
РД-180 разработки "НПО Энергомаш", на мой взгляд, лучшие в мире: линейка этих двигателей покрывает весь рынок таких двигателей по своим характеристикам и цене.
Но мир на месте не стоит. Новые материалы, технологии и конструкторские решения появляются и за рубежом. Конкуренция растет. Поэтому у нас ведутся проработки по созданию дешевых коммерческих носителей, которые бы по своей стоимости и надежности не уступали западным. Это одна из основных задач, поставленных перед нами руководством "Роскосмоса".


Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Юрий Медведев

Вопрос ребром

Новые российские двигатели изначально разрабатываются как многоразовые?


Владимир Кошлаков:Многоразовость ставится во главу угла. Однако требуется рациональный подход. Двигатели должны быть ремонтопригодными, иметь большое количество включений без вмешательства человека.

Фактически, создав двигатель, мы могли бы "прокатать" его столько, сколько надо, на экспериментальном стенде. Подтвердить его надежность. И все.

Двигатель консервируют: больше доступа человека к нему не должно быть. Это одно из требований, которое мы рассматриваем при создании новых двигателей.

Сколько включений самое оптимальное?


Владимир Кошлаков: Вопрос открытый. На днях у нас прошла конференция по актуальным проблемам ракетного двигателестроения. Выступал генеральный директор S7 Space г-н Сопов.

Он сказал: мне нужны двигатели, которые могли бы включаться 100 раз. При этом межполетный интервал — каждые десять включений. То есть десять раз отработал — специалисты посмотрели, провели регламент, пошли дальше. А время между двумя включениями не должно быть больше 48 часов.
То есть ракета улетела, вернулась — и через 48 часов ее можно заново пускать с тем же двигателем. Вот те планки, которые ставит перед нами рынок.
Они достижимы?


Владимир Кошлаков: Они реализуемы. Надо работать.

Знаю, что у вас в институте функционирует Центр по применению нанотехнологий в энергетике и электроснабжении космических систем. Что делается для повышения надежности космической техники?


Владимир Кошлаков:У наших ученых есть возможность достаточно глубоко заглянуть в физические процессы, которые протекают в двигателях. Приведу пример: при нанесении покрытия на огневую стенку камеры сгорания произошло отслоение покрытия. Запас работоспособности двигателя при этом, естественно, снижается.

Оказалось, был секундный перебой с электроэнергией, и процесс образования защитной пленки прекратился. Электричество включилось, но внутри покрытия образовалась граница раздела. Она-то и стала причиной отслоения. Исследование объектов размерами с нанометр, определение структурного и фазового состояния материала, анализ межкристаллитных процессов — далеко не полный перечень возможностей оборудования.
Лазерное зажигание — еще одно из направлений повышения надежности. Кроме того, мы активно развиваем программно-методическое обеспечение, которое могло бы смоделировать работу двигателя и найти узкие места еще до постановки в ракету.
Насколько снижает вес мотора применение композитов?


Владимир Кошлаков:Очень серьезно. Чтобы было понятно: плотность углеродных материалов — 1,2-1,4 грамма на кубический сантиметр. Плотность алюминия — 2,7, а стали — 7,8. Считайте. Меньше плотность — соответственно, меньше вес.

Дело еще в том, что при высоких температурах прочностные характеристики металлов снижаются, поэтому мы вынуждены дополнительно утолщать стенки, что тоже ведет к повышению веса. А у углеродных материалов с повышением прочности физико-механические характеристики только становятся лучше.

Много говорят об аддитивных технологиях. Скажите, где их применение актуально?


Владимир Кошлаков:Практически в любых изделиях. Например, изготовление форсуночной головки двигателя с помощью аддитивных технологий позволяет сделать целиком одну деталь. А традиционные методы включают более 200 элементов! И все надо отдельно изготовить, спаять, сварить, собрать. Что тоже ограничивает пределы работоспособности двигателя.

Правда, к аддитивным технологиям надо относиться аккуратно. Об этом говорят исследования: мы заглянули внутрь как самих изделий, так и каждой "порошинки". Иногда "порошинки" между собой не свариваются, не сплавляются — надо подбирать правильный режим работы, будь то лазерный пучок или электронный луч в этих станках.
Но вообще аддитивные технологии очень перспективны: способствуют цифровизации производства, ускоряют процесс, устраняют человеческий фактор.
Сколько времени уходит на создание "звездного мотора"?


Владимир Кошлаков:В среднем на создание опытного образца — 5-7 лет.

У американских частников дело быстрее идет?


Владимир Кошлаков:Если вы имеете в виду Илона Маска, то он создал свою ракету на базе старых, давно разработанных и использованных двигателей.

Он поступил как коммерсант: взял готовое отработанное решение и успешно его применил. При этом хотел бы отметить, что без поддержки государства не обошлось.

P. S. "Центру Келдыша" исполнилось 85 лет. Это одно из ведущих предприятий "Роскосмоса", работающее в области ракетного и спутникового двигателестроения, космической энергетики. Поздравляем!

Источник: Ссылка
Клаузевиц, RU   13.11.18 21:43            
В "Роскосмосе" показали облик космического аппарата с ядерным двигателем - https://www.youtube.com/watch?time_continue=38&v=E3sC4ZwJh7M
Клаузевиц, RU   29.10.18 20:56            
В России испытали ключевой элемент ЯЭДУ - Ссылка
Клаузевиц, RU   30.05.18 17:59            
Зрада: Сотрудники украинских АЭС массово эмигрируют в Россию и Белоруссию - Ссылка

Нардеп Верховной рады Виктория Войцицкая обратила внимание на крайне неприятную для "незалежной" тенденцию: сотрудники украинских АЭС массово увольняются и уезжают работать в Россию, Белоруссию и Турцию.
О проблеме она узнала в ходе заседания оперативного штаба по внедрению пресловутого ядерного топлива производства Westinghouse на энергоблоках АЭС Украины, во время которого имела возможность пообщаться с руководителями Запорожской, Ровенской и Южно-Украинской АЭС.
"Один из ключевых вызовов (отрасли), по словам руководителей АЭС, — массовое увольнение кадров: от водителей тепловозов, монтажников, экскаваторщиков, до инженеров управления реакторами и другого высокотехнологического оборудования.
Люди эмигрируют в Россию, Белоруссию, Турцию", — написала Войцицкая на своей странице в соцсети, подчеркнув, что отрасль "критически недофинансирована" и тарифную политику в атомной энергетике необходимо срочно менять.

Zmey, Moderator   28.04.18 14:46            
В субботу, 28 апреля, плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов" распрощался с набережной "Балтийского завода в Петербурге" и с помощью пяти морских буксиров отправился по Неве в давно ожидаемый переход – через Балтийское море, вокруг Скандинавии, к месту промежуточного базирования в Мурманске. Ссылка
Николай, RU   08.04.18 22:35            
Вот смотрю я на эту картинку, и вспоминаю как ...дцать лет тому назад мастерил точно такую установку школьником, готовясь к научной олимпиаде. И исследовал принцип образования и разделения капель в струях. И мастерил термоэлектрические преобразователи, способные влить максимум заряда в конденсатор от энергии горящей ровно минуту свечки.

Тогда это казалось абстрактными задачками, которые преподаватели высасывают из пальца. Абсолютно не связанные друг с другом.

А выходит, что нас готовили решать задачи полета к дальним планетам, а может и звездам. Ведь вот - решение этих задачек позволяет делать космические ЯЭДУ. Первая - эффективное турбомашинное преобразование. Вторая - капельный холодильник. Третья - исследование альтернативных способов получения электичества от реакторов.

И что самое поразительное для меня сейчас, что эти задачи решаются десятилетиями. Даже в самый развал страны над ними думали и готовили наследников для решения.

Клаузевиц, RU   08.04.18 09:13            
Появились новости о ЯЭДУ (ядерной энергодвигательной установке). "Центр Келдыша представляет инновационное техническое решение для ядерных энергодвигательных установок – вихревую трубку Ранка-Хильша – для увеличения эффективности охлаждения рабочего тела в замкнутом турбомашинном цикле Брайтона." - https://www.roscosmos.ru/24868/

О вихревом эффекте Ранка-Хилша в Википедии говорится следующее:

"Вихревой эффект (эффект Ранка-Хилша, англ. Ranque-Hilsch Effect) — эффект температурного разделения газа при закручивании в цилиндрической или конической камере при условии, что поток газа в трубке проходит не только прямо, но и обратно. На периферииобразуется закрученный поток с большей температурой, а из центра — в противоположную сторону выходит охлажденный поток. "
Tube de Ranque-Hilsch.png

Клаузевиц, RU   31.03.18 21:20            
Коллеги, прошёл слушок, что возможно Локхид Мартин в следующем году сможет представить компактный термоядерный реактор.

Отсюда - https://aftershock.news/?q=node/630708

Говорить о том, что это ответ, на презентацию новых видов российского вооружения, не получится, патент полученный Локхид Мартин, датирован 15.02.2018 года. Называется он "Инкапсулирующие магнитные поля для ограничения плазмы" (Encapsulating Magnetic Fields for Plasma Confinement), для простоты, его назвали компактным термоядерным реактором, или CFR (Compact Fusion Reactor). Как заявляет разработчик, если проект пойдет по графику, то в следующем году, компания может дебютировать с прототипом системы, размером с транспортный контейнер, которая способна обеспечивать энергией авианосец класса Нимиц или 80 000 домов
"Главный оборонный Подрядчик" подал предварительную заявку 3 апреля 2013 года. Тогда доктор Томас Макгуайр, руководитель разработки компактного термоядерного реактора, сказал, что их цель разработать реактор в течение пяти лет и получить готовый образец в пределах 10 лет.

С 1920-х годов, ученые работают над концепциями небольших термоядерных реакторов, но к сожалению большинство действующих образцов были неэффективны, а большие – как правило, были размером с небольшой дом, а также чрезвычайно дороги. Например, Международный экспериментальный термоядерный реактор, который строит международный консорциум во Франции и будет готов, как ожидается к 2021 году, по оценкам, его общая стоимость $50 млрд и весит он около 23.000 тонн.
С 1920-х годов, ученые работают над концепциями небольших термоядерных реакторов, но к сожалению большинство действующих образцов были неэффективны, а большие – как правило, были размером с небольшой дом, а также чрезвычайно дороги. Например, Международный экспериментальный термоядерный реактор, который строит международный консорциум во Франции и будет готов, как ожидается к 2021 году, по оценкам, его общая стоимость $50 млрд и весит он около 23.000

В отличие от ядерного деления, где атомы сталкиваются друг с другом выделяя энергию, термоядерная реакция включает нагревание газообразного топлива до момента, когда атомы распадаются на ионы и электроны от давления, а затем свободные ионы сливаются в более тяжелые ядра, за счёт кинетической энергии их теплового движения.Процесс включает в себя освобождение большого количества энергии, в миллионы раз больше, чем в обычной химической реакции, как при горении ископаемого топлива. Но для этого вы должны быть в состоянии удерживать газ, который в конечном итоге переходит в перевозбужденное Плазменное состояние, в течение длительного периода времени при температуре в сотни миллионов градусов по Фаренгейту, сказал Макгуайер.В интервью 2014 в Aviation Week, Макгуайр упоминал токамаки, магнитные устройства, впервые изобретённые учеными СССР, в 1950-х годах, в качестве примера, заявив, что они имели низкий магнитный предел давления, при которых они могли спокойно работать.Если проект заработает, сложно сказать, насколько кардинально он может изменить не только будущее войны, но саму природу человеческого существования. По оценкам Локхид Мартин, запущенный, примерно, на 25 килограммах топлива (смеси изотопов водорода, дейтерия и трития), условный реактор смог бы проработать целый год, без остановки. Устройство будет способно генерировать постоянные 100 мегаватт электроэнергии, в течение этого периода.Применяя такую систему в авиации, в зависимости от размера реактора, самолет не нужно будет заправлять за весь его жизненный цикл, лимит будет лишь в пище и других системах жизнеобеспечения экипажа. Высотный БПЛА с возможностью находиться в воздухе в течение нескольких месяцев или даже лет, может потенциально занять место спутников для военного и гражданского применения.Те же преимущества могут применяться для транспортных средств на суше, кораблей в море, аппаратов в космосе, обеспечивая почти неограниченную энергию в компактной форме, что позволяет расширить поле деятельности. Опять же, по заявлениям военных, беспилотные наземные транспортные средства и корабли могли бы патрулировать неограниченно далеко от традиционных логистических цепочек.В этом и заключаются, пожалуй, наибольшие потенциальные выгоды от ядерного синтеза. Не будет никаких опасных выбросов и в случае сбоя системы, не будет угрозы крупномасштабного радиологического инцидента. Дейтерий и тритий относительно безвредны в малых дозах. Небольшое количество топлива, необходимое для термоядерного реактора, снижает шансы на то, что утечка негативно повлияет на большую территорию, в случае аварии.И поскольку термоядерному реактору не нужен особый расщепляющийся материал, его гораздо сложнее, использовать для отправной точки при создании программы ядерного оружия. Это в свою, очередь, говорит, о том что его будет легко экспортировать.Топлива также будет достаточно, и оно сравнительно легкодоступно, так как морская вода является практически неограниченным источником дейтерия. Работа с отходами производства, также упрощается, так как они разлагаются за сотни, а не тысячи лет.Система все равно работает путем генерации тепла и использует эту энергию, чтобы приводить турбину в движение для выработки электроэнергии, это означает, что "Локхид Мартин" может предложить разработку для замены существующих энергоустановок, работающих на угле, газе и нефти.Конечно, пройдёт ещё много времени как термоядерный реактор от Локхид Мартин станет реальностью. Многие другие компании и учреждения пытались в течение почти столетия, создать работоспособную термоядерную установку.Правительство США оставляет за собой право засекречивать патенты, если считает раскрытие информации угрозой национальной безопасности. В данном случае информация не была закрыта и это оставляет место для раздумий, насколько реалистично реализовать данный проект.Фото, что бы определиться с размером агрегата

Изменен: 31.03.18 21:23 / Клаузевиц

Клаузевиц, RU   27.03.18 14:15            
Путь к банкротству Вестингауз - Ссылка
Борис Марцинкевич

C конца прошлого года компания Westinghouse и ее материнская фирма Toshibaнаходятся в крайне сложном финансовом положении. Американская корпорация вынуждена была пойти на процесс добровольного контролируемого банкротства, предусмотренного действующим законодательством США, головная компания на заседании своего совета директоров это решение поддержала. Не является секретом и то, что основные проблемы Westinghouse получил в результате реализации проектов строительства своих новых реакторов АР-1000, все остальные структуры были и остаются прибыльными, а вот новое строительство год за годом приносило компании все новые и новые убытки. Как и почему это происходило?Давайте внимательно рассмотрим один из проектов строительства, чтобы в общих чертах увидеть, каким образом возникали убытки, по каким причинам Westinghouse не смог справиться с их ростом и как происходил процесс возведения станций. В качестве примера рассмотрим строительство третьего и четвертого блоков АЭС Vogtle на территории США проекта АР-1000, после чего, возможно, будет легче ответить на вопрос "А каким же образом Westinghouse держался на плаву так долго?".1
Осенью прошлого года "Геоэнергетика" уже рассказывала некоторые подробности того, как происходило лицензирование проекта, как развивался проект на территории Китая, а теперь мы предлагаем присмотреться к тому, как шли дела в самих США. Тут-то все "по домашнему", тут проблем должно было быть в разы меньше. Казалось бы.
Особенности проекта реактора АР-1000Для начала надо оценить особенности проекта реактора, сертификат на который был выдан NRC (комиссия по ядерному регулированию США) в теперь уже далеком декабре 2005 года. Ранее, в 1999 году аналогичный сертификат на проект NRC выдала на реактор АР-600, который, по мнению Westinghouse, оказался недостаточно конкурентноспособным на энергетическом рынке США. По оценке проектировщиков, для того, чтобы выдерживать конкуренцию против газовых и угольных электростанций на американском рынке, стоимость 1 мВт установленной мощности АЭС, должна была находиться в пределах 1’000-1’200 долларов, а для проекта АР-600 она была вдвое выше. Поэтому и был разработан проект АР-1000, чтобы за счет большей мощности снизить себестоимость вырабатываемой электроэнергии. По оценкам аудиторов из компаний Bechtel (США) и Obayashi (Япония), капитальная стоимость АР-1000, начиная с третьего блока, при условии, что на площадке уже работает АЭС, не должна была превысить 1’200 долларов за 1 мВт установленной мощности в ценах 2001 года, что позволяло энергетическим компаниям иметь 15% прибыли после уплаты налогов. Увеличение стоимости самой АЭС удалось минимизировать путем жесткого подхода к сохранению проектных решений АР-600 в максимально возможном объеме.4
Снижение затрат было достигнуто за счет внедрения пассивных систем защиты вместо активных, использования модульных конструкций при сооружении АЭС и за счет связанного с этим сокращения сроков строительства. Большая роль отводилась и компьютеризации технологий проектирования и планирования строительства. План строительства, созданный при помощи программы Primavera, предусматривал, что при 50-часовой рабочей неделе с момента начала закладки первого бетона до начала загрузки ядерного топлива должно было пройти не более 36 месяцев. Программа CAVE, созданная специально для проекта АР-1000, по замыслу ее авторов, должна была позволить не только наблюдать за ходом строительных работ в реальном режиме времени при трехмерном изображении – она могла использоваться при эксплуатации самой станции для контроля за "грязными" работами при минимизации дозовых нагрузок на персонал. С учетом всего перечисленного, проект АР-1000 был анонсирован как дающий снижение капитальных затрат при большей безопасности и упрощающий процесс лицензирования.

Реактор AP-1000, Рис.: atomic-energy.ru
В 2005 году казалось совершенно закономерным, что АР-1000 стал первым проектом АЭС поколения III+, получившим сертификат NRC. С этого момента подрядчики для будущих американских АЭС получили возможность подавать в NRC заявки на получение Combined Construction and Operating Licence – комплексной лицензии на строительство и эксплуатацию.
Первые сложностиОднако достаточно быстро стало очевидно, что Westinghouse несколько поторопился с проектом. Первые коррективы в него внесли уже в 2007 году – тогда по требованиям заказчиков было разработано усиление бетонной конструкции вокруг реактора. Кроме того, были внесены изменения в Блочный Щит Управления и модифицирован ряд позиций по оборудованию.
В самом начале 2008 года в процессе переговоров с Progress Energy Florida впервые заговорили о росте сметной стоимости АР-1000.
"На стоимость реактора повлияли рост цен на бетон, сталь, медь, трудовые ресурсы и изменение стоимости самих реакторных технологий".
Так прозвучало официальное объяснение роста сметной стоимости от самой Westinghouse.
Сведения были весьма противоречивыми, назывались суммы от шести до девяти миллиардов долларов вместо первоначально планировавшихся трех. В том же 2008 году начались переговоры Westinghouse со вторым потенциальным американским заказчиком – Georgia Power, дочерней компанией концерна Southern Corporation, о строительстве двух блоков АР-1000 на площадке действующей АЭС Vogtle. Тогда же Southern Corp подала заявку на получение комбинированной лицензии в NRC, хотя уже было очевидно, что цена 1 мВт установленной мощности на блоках будет колебаться от 2’500 до 3’000 долларов. При этом официальное объяснение Westinghouse, каким бы благозвучным оно не казалось – всего лишь хорошая мина при плохой игре. 2007 год был временем разгара мирового экономического кризиса, а тут вдруг – рост цен на стройматериалы. Извините, но это ведь откровенный дым в глаза, за которым не особо пристрастные наблюдатели не должны были увидеть настоящие проблемы.1
В мае 2007 года Westinghouse подала на лицензирование в NRC проект АР-1000 с порядковым номером 16, в котором постаралась учесть все замечания, сделанные надзирающим органом по усилению защиты контайнмента до такой степени, чтобы внешняя защитная оболочка (а именно так на русский переводится этот самый "контайнмент") выдерживала прямое падение на нее пассажирского авиалайнера. Теперь внешняя оболочка должна была стать составной конструкцией из слоев предварительно напряженного бетона, покрытыми изнутри стальными листами. Каким образом вот это, не столь значительное изменение могло вызвать двукратное подорожание всего проекта? По каким таким причинам NRC изучало эти "самолетные поправки" целых пять лет? В предыдущей статье мы не обратили на этот феномен особого внимания, но за минувшее время постарались провести некое подобие "следствия". На допрос, правда, вызвать никого не удалось, а очень хотелось.
Сплав-600Судя по всему, в бухгалтерии Westinghouse в то время была крайне популярна ария со словами "Люди гибнут за металл". Но – не из-за золота, а из-за стального сплава с аббревиатурой I-600 – Инконель 600 или просто "сплав 600". Инконель – это целое семейство никель-хромовых жаропрочных сплавов, в 600-м содержание никеля составляет 72%, хрома – от 14 до 17%, от 6 до 10% железа. Сплав 600, как говорят нам справочники, имеет высокую коррозионную устойчивость в сочетании с жаропрочностью. Чего еще надо, спрашивается? "Да ничего!" – радостно воскликнули проектировщики атомных реакторных установок и стали использовать его едва ли не повсеместно. Сплав-600 на большинстве западных АЭС использован во втулках, штуцерах, гильзах, на различных стыковках всевозможных паропроводов. В тоталитарном СССР до такого не додумались, у нас в ход шла нержавейка. Почему? Да, наверное, потому, что наши металлурги знали что-то такое нехорошее про сплав-600, но никому не рассказывали, потому как многократно обогнавшие нас по технологиям западные проектировщики и не думали спрашивать.
А знали наши металлурги вот что: коррозионная устойчивость сплава-600, устойчивость к агрессивным жидкостям от температуры и правда не зависела. А вот от радиационной нагрузки, которая на АЭС неизбежна – зависит, причем очень сильно. Гром начал греметь уже в 70-е годы. В 1971 были зафиксированы первые течи в парогенераторах западных реакторов, чуть позже скорродировал патрубок на компенсаторе объема на блоке №3 АЭС San Onofre в Америке, в 1987 такая же проблема возникла на блоке АЭС в Арканзасе, в 1987 появились первые сведения о коррозии сплава-600 на французских реакторах. Чуть позже коррозию стали замечать на крышках реакторов, потом стали корродировать стыковые швы, поскольку для них использовался сварной материал на основе все того же сплава-600. Выскочить из всего этого безобразия успели только немцы, которые отказались от использования в атомном машиностроении сплава-600 сразу после первых коррозионных инцидентов.
16 февраля 2002 года в США был внепланово и экстренно остановлен единственный реактор на АЭС Davis-Besse – из-за интенсивного забивания фильтров бором. Расследование показало, что: а) реактор находился в шаге от катстрофы; и что б) проблема возникла из-за коррозии втулки крышки реактора, изготовленной из все того же плава-600. А вот для наглядности – чертеж проекта реактора АР-100, на котором красным отмечены узлы, в которых планировалось использование сплава-600:2

Проект реактора АР-100, Рис.: voprosik.net
И вот в проекте АР-1000 сплава-600 больше нет, удалили его конструкторы. В таком случае все становится на свои места. Перепроектирование корпуса реактора на новые сплавы не могло не вызвать роста сметной стоимости. И медлительность NRC тоже понятна – комиссии нужно было время, что узнать у немецких атомщиков и у специалистов нашего Росатома, на что можно заменить сплав-600, потом перепроверить полученные сведения. Ну, а что творилось со сметой из-за 5-летнего ожидания решения NRC можно только вообразить. Срыв сроков ввода в эксплуатацию не по вине заказчика оплачивает исполнитель. Новый проект – это новые человеко-часы от конструкторов, инженеров, это новые эксперименты, необходимые, чтобы в этот раз не ошибиться с выбором сплава. Затраты, затраты и снова затраты. На проект АР-1000 в Штатах была сделана очень серьезная ставка, но сроки сооружения неумолимо скользили из десятых годов в двадцатые, а в далекой России в это же время – 2007 год – в маленьком городке Нововоронеже начиналась заливка первого бетона на месте строительства ВВЭР-1200. Не было шумных рекламных компаний, не было прекрасных картинок в 3D, начиналась тяжелая, серьезная работа.
Да, что касается рекламных компаний и звонких слоганов. Проблемы со сплавом-600 никогда не были засекречены, вся информация по инцидентам была опубликована в докладе NUREG-1823 и в документе MRP-111 (Materials Reliability Program Resistance to Primary Water Stress Corrosion Cracking of Alloys 690, 52, and 152 in Pressurized Water Reactors). Никогда о таких не слышали? Само собой – ведь пресса в такие "дебри" никогда не лезла, не интересна такая информация СМИ. Это в России многие любят громко, заливисто, взахлеб рассказывать о наших проблемах, а вот в Штатах как-то так сложилось, что негатив о Штатах – не, не интересно. Если про проблему промолчать – про нее никто и не узнает, можно и дальше делать вид, что ее не существует.
За роскошь "ничего не знать" в данном конкретном случае рассчитываться пришлось Westinghouse, вот только сочувствия эти страдания не вызывают. Большая часть реакторов на территории США была возведена именно этой компанией, потому и проблема сплава-600 должна была в первую очередь интересовать именно их, и решать ее нужно было куда раньше. В Германии был ровно один коррозионный инцидент с этим сплавом – на АЭС Obrigheim, после чего решение о переходе на сплав Incoloy-800 было принято быстро и навсегда. А американцы решили действовать по схеме, которую и они, и мы сами приписываем именно России – "авось само рассосется". Не рассосалось.
Следите за узкоспециализированной литературой, дамы и господа, требуйте того же от журналистов – только тогда появится знание о том, насколько безопасны используемые в атомном проекте технологии. Известно, к примеру, что за время, прошедшее между подачей в NRC 16-го проекта и вынесением надзорным органом окончательного решения, в адрес Westinghouse поступило более 80 дополнительных запросов информации, и что на "почти все" были получены ответы проектировщиков. А вот что хотели дополнительно уточнить в NRC и как понимать туманную формулировку "почти все" – нет информации в СМИ. Но запросы – были, ответы – тоже, то есть в данном случае это было нормальное общение между проектировщиками и специалистами надзорного органа.
Консорциум исполнителей проекта АР-1000Время шло, энергетические компании готовились к инвестициям – договаривались с банками, решали вопросы с государственными гарантиями. Надо отдать должное господину Бушу и его администрации, кстати. Последний на сегодня атомный реактор на территории США был построен в 1979 году, это все более явно вело к потере престижа страны в таком высокотехнологичном секторе, как атомная энергетика, и администрация Буша приложила максимум возможных для этого государства усилий, чтобы поддержать своих атомщиков. Но бюрократия – она и в Америке бюрократия, выдача государственных гарантий и там процедура длительная и мучительная.
Энергетики для того, чтобы справиться с таким объемом инвестиций и разработать порядок действий, необходимый для их окупаемости, организовали консорциум в составе четырех компаний: Southern Nuclear Company – 45.7% акций (которые она чуть позже передала своей дочерней компании Georgia Power Company); Oglethorpe Power – 30%; MEAG Power – 22.7%; Dalton Utilities – 1.6%. На получение государственных гарантий претендовали три из них. За исключением Dalton Utilities – три заявки, слушания в Конгрессе и прочая волокита привели к тому, что поддержка была оформлена уже при администрации Обамы, в 2011 году. Развитая демократия – дело такое. Это в России есть государственный концерн Росатом, а все наши АЭС управляются не менее государственным концерном Росэнергоатом, а в передовитой Америке все куда как интереснее. Увидев перед собой квартет заказчиков, Westinghouse возразить ничем не мог, поскольку и со стороны исполнителей уже действовал консорциум из трех компаний. Подозреваем, что и это для многих новость, мы ведь привыкли видеть слова только о Westinghouse, а реально в попытках реализовать проект АР-1000 замечены еще двое – американская инжиниронговая компания Shaw Group Inc. и японцы из Mitsubishi Heavy Industries. Консорциум был образован еще в 2005 году, и на то имелись веские причины.

Президент США 2009-2017 Барак Обама, Фото: biography.com
Во-первых, почему не только Westinghouse? Да потому, что все, что они намеревались сделать самостоятельно при возведении блоков из всего объема работ – это всего две позиции, всего две компетенции. Ну, не умеют они больше ничего – вот так сложилось! Они умеют делать и делать качественно привода для системы управления защиты реактора и у них в штате прекрасные программисты, способные обеспечить цифровую систему безопасности. И – все. Это и есть "ведущая американская атомная корпорация" не на бумаге или в телевизоре, а на строительной площадке. Инжиниронговой компании Shawпринадлежали 20% акций Westinghouse, и если отбросить словесную шелуху, такую долю запросили реальные инженеры за свои услуги по необходимым консультациям и за доведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) до стадии производства. Mitsubishi получили всего 3% акций, зато гарантировали немалый сбыт своей продукции. Почему японцы, зачем они понадобились? Тоже ничего секретного.
Американское атомно-энергетическое машиностроение без прикрасПосле того, как проект был сверстан, Westinghouse начал присматриваться, кто же в Штатах способен на подрядных основаниях изготовить необходимое оборудование. Для этого ведь профессионалы требуются с хорошим опытом работы, заводы требуются с соответствующим оборудованием. И неформальный аудит промышленности США показал, что после отказа от использования сплава-600 производить сталь для трубопроводов первого контура – некому, производить компенсаторы объема и парогенераторы – некому. В Америке, как выяснилось, никто не способен изготовить корпус реактора, а так же заготовки для него и для парогенераторов. Вот 3D модели всего этого – это в Америке запросто, а чтобы "в железе" – это не к нам, мы вам лучше менеджеров и адвокатов предоставим. Что, они вам не надо? Ну, тогда "Чемодан, вокзал, Япония".
Конечно, владелец 70 с лишним процентов акций Westinghouse, компания Toshiba, в отличие от своей "дочки", в "железе" умеет многое, и про оборудование для энергетики там не только по радио слышали. Разумеется, чем могли – помогли, но АР-1000 это ведь атомная энергетика, тут куда как более серьезные компетенции требуются. Toshiba взяла на себя турбогенераторы и главные конденсаторы, а многое прочее пришлось передать на усмотрение Mitsubishi.
Не будем вдаваться в подробности, но различные японские компании стали подрядчиками заготовок для корпусов реакторов и парогенераторов, стальных плит для контейнмента (есть подозрение, что все это – "привет" от сплава-600), труб для парогенераторов. Южнокорейская Dasoon взялась изготовить из японской стали для американского реактора корпус реактора и парогенератор. Мало того – пришлось привлекать еще и пару итальянских компаний, чтобы они отлили сталь для трубопровода первого контура и изготовили компенсаторы объема, пассивные системы теплоотвода, аккумуляторы и баки первого контура.
Для реализации проекта АР-1000 Westinghouse привлек шесть американских компаний, одна из которых, правда, называется Siemens – это немецкий завод на территории США, который взялся изготовить частотно-регулируемые приводы. Обязательно отдельно отметим компанию Chicago Bridges & Iron, покупка которой, если вы помните, и стала той самой "последней соломинкой, переломившей хребет верблюда" – формально причиной банкротства Westinghouse стала покупка этой компании. Чикагцы из японской стали делали тот самый контайнмент, о котором так долго думала NRC. Итого – в проекте участвует 12 подрядчиков, не считая Toshiba.
Вот теперь вернемся к тому восторженному описанию причин "дешевизны проекта АР-1000", в котором прописан главный принцип – модульность всего комплекта оборудования. Простите, а как впихнуть в один модуль оборудование, которое производится в разных концах земного шара? В корейский корпус запихнуть итальянский трубопровод первого контура, присоединенный к американскому главному циркуляционному насосу – где и как? Правильно – непосредственно на строительной площадке, часть которой приходится превращать в сборочный конвейер, где под наблюдением инженеров из Shaw и скручивали те самые модули. О приключениях с американскими главными циркуляционными насосами (ГЦН) мы уже писали в прошлогодней статье – разумеется, все эти проблемы коснулись не только китайских проектов, но и АЭС Vogtle. Росли сроки, росли штрафы, многократно оплачивались неудачные попытки создания ГЦН и росли, росли, росли убытки Westinghouse.
Строительство АЭС по-американскиВ конце 2011 года комбинированная лицензия на строительство и эксплуатацию была получена, NRC признала проект №19 удачным, и сборная команда атомных звезд США вышла на строительную площадку АЭС Vogtle. Восторженные зрители, однако, не долго в воздух чепчики бросали. Котлованы вырыли удачно, спору нет, а дальше настала пора арматурное поле расставить и залить бетон. В апреле 2012 года атомный надзор внезапно оторвался от лицезрения 3D картинки и явился на площадку… В официальном акте – ни одного матерного слова, но любой человек, знакомый со строительными делами способен представить, какие слова были "переведены" во фразу:
"установленная не должным образом арматура имеет значительные отклонения от проектной документации"
Подробности не раскрывались со ссылкой на коммерческие секреты, но вот, ей-богу, причина наверняка была в том, что подробности были слишком уж нецензурными. Три месяца – три месяца, Карл! – это м-м-м… мастера высокой квалификации ставили арматуру по новой. Сроки, штрафы, убытки – Westinghouse платил и платил.
С арматурой выдающиеся во всех отношениях профессионалы управились, в декабре 2012 настала пора доставки на стройплощадку оборудования. Сказано – сделано, морем из Южной Кореи в порт Саванна штата Джорджия в январе приплыл корпус реактора весом 330 тонн. Дальше надо было его перегрузить на железнодорожную платформу, что и сделали. И – тронулись в путь.

Корпус реактора на железнодорожной платформе, Фото: southern.railfan.net
Проехали почти милю, Карл! За один день – и почти милю! "Паровозик, который смог" – была у нас в детстве такая песенка, а вот рок-баллады или рэп-симфонии про "Большой локомотив, у которого не вышло" до сих пор нет, что странно. Так-так-так, что там было официально-то… А, вот:
"Платформа, на которой крепился корпус, стала несоосной по отношению к вагону-транспортеру".
Непонятно? Ну, тогда переходим на суровый атомный слэнг от Nuclear Intelligence Weekly от 15 января 2013 года:
"Во время перевозки платформа с реактором сильно перекосилась и накренилась вбок, почти достав землю. Это случилось сразу же после начала движения поезда".

Намеренный наклон, Фото: ogaugerr.com
Как в таких случаях говаривают в стельку пьяные участники ДТП – "Не, нуачо, она сама". Интересно, были ли трезвы сотрудники Westinghouse, когда выдавали вот такие перлы при попытке объяснить происшедшее:
"Наклон корпуса был сделан намеренно в ходе попыток выровнять платформу"?
Нет, то, что корпус накренили – это заметно, вообще-то. Но – зачем?! Хорошо еще, что пострадавших не было. Ну, нашли трезвых грузчиков, перегрузили, вернули в порт. Осматривать в порту вообще не стали, представителей производителя не вызывали. Почему? Так понятно – предстояла вторая попытка доставить груз на место и кто мог угадать – получится или нет… Грохнули бы еще разика 3-4 – вот тогда бы и осмотрели, чего торопиться раньше времени-то. Вот вам фотография из порта – корпус кое-как укрыт тряпочками, не охраняется, ждет продолжения издевательств.

Укрытый тряпочкой корпус реактора для АЭС Vogtle, Фото: wp.com
Железнодорожники посматривали на железяку, задумчиво скребли затылки. "Везти или ну его? Грохнем ведь опять…".
В феврале из Кореи прибыла крышка реактора весом 160 тонн – ее доставили до стройплощадки с первого раза. "Везти или не стоит?" – продолжали мыслить железнодорожники, шурша листами газеты Augusta Cronicle и просматривая небольшое такое сообщение:
"Тесты на наркотики и алкоголь в 2012 года на площадке возведения АЭС Vogtle не прошли 158 рабочих".
Эй, кто там пытается криком кричать на нашенских строителей? Не про тех работяг кино снимала "Наша Раша", ой, не про тех…
Летом 2013 года прорабы на площадке стали прикидывать график работы в две смены – отставание от сроков другим способом наверстать уже не получалось. Выглядывали из кустов несоосные железнодорожники, не всегда аккуратно перешагивавшие тела усталых работяг, из бытовок инженеров-проектировщиков валил густой дым от сигарет – строительный атомнадзор заметил проблемы в проектной документации, которую приходилось переделывать прямо на ходу… Шли в бой новые субподрядчики, светили по ночам прожектора – эпичной была картина ударной стройки американского атомного проекта. Корпус реактора со второй попытки удалось дотолкать до площадки, дополнительные проверки его целостности шли около года – только после этого атомнадзор согласился с тем, что все в полном порядке.
Финансовые неурядицы или "разборки" по-американскиВ 2015 году неизбежное не избежалось – срок сдачи объекта передвинули на 18 месяцев. Рано поседевшие бухгалтера Westinghouse глотали валидол и платили, платили, платили. Подрядчикам и субподрядчикам, окрестным вытрезвителям и заказчикам. Месяц задержки – это 40 млн долларов, 18 месяцев – и 720 миллионов долой. Кто должен платить – вот в чем вопрос.
Конфликт вокруг переноса сроков пусков начался ещё раньше, а в публичную плоскость перешёл 16 декабря 2014 года. В этот день Georgia Power уведомила энергорегуляторов штата Джорджия о том, что генподрядчик (Westinghouse и его партнёры) отказывается передавать заказчику обновлённую редакцию графиков строительства блоков. Заказчик к тому моменту добился от Westinghouse только плана работ на 2015 год. Естественно, заказчика подобное упорство сильно взволновало. Потому что, на самом деле, первоначально было оговорено, что третий блок пустят в апреле 2016 года, и отставание от соответствующего графика достигло 21 месяца. В Georgia Power забеспокоились, не грозит ли отказ Westinghouse новым переносом. Свои вопросы появились и у энергорегуляторов Джорджии. Их интересовало, кто же, в конечном итоге, командует парадом? Заказчик, платящий астрономическую сумму порядка 14 миллиардов долларов, или его генподрядчик?

Фото: associationserviceswa.com
Надо сказать, что плохие предчувствия полностью оправдались. Когда новая версия графиков была, наконец, представлена, то выяснилось – да, пуски вновь перенесены, на сей раз на 2019-2020 годы. Таким образом, стало возможным говорить о трёхлетней задержке с пусками по отношению к первоначальным планам. В возникший спор была вынуждена вмешаться Southern Nuclear как головная компания для Georgia Power. В заявлении, распространённом 29 января 2015 года, Southern высказалась в выражениях. Президент компании Том Фэннинг был непреклонен:
“Мы не станем платить эти деньги. Их заплатят подрядчики”.
Выражения Фэннинга получили могучий отпор от Westinghouse:
"Проект продвигается хорошо… Обновлённая редакция рабочего графика отражает реалистичные и достижимые сроки и опирается на имеющуюся информацию".
Правда, солидно прозвучало? Закончим цитатой все из той же питтсбургской газеты:
"Пресс-служба Georgia Power в своих комментариях более конкретна – задержки вызваны “продолжающимися проблемами с модулями и общей эффективностью генподрядчика".
Зная нравы американской глубинки, можно составить те "конкретные комментарии", которые были сделаны не для прессы… Конкретные такие комментарии в ответ на предложение подождать пару лет и при этом раскошелиться на 720 миллионов. В общем, "не прокатило" – платил Westinghouse.
Вишенка на торт11 июня 2016 года бухгалтерский отдел Westinghouse вновь опустел – сотрудники выпрыгивали в окна и скрывались в туманной дали. Нет, конечно, это только наше вольное предположение, что могло произойти после вот такого официального сообщения:
"Сроки пусков блоков №№3/4 АЭС Vogtle (США) с реакторами AP-1000 будут вновь сдвинуты. Об этом заявил представитель комиссии по коммунальным услугам штата Джорджия (США) на недавней конференции в Париже".
К этому времени общая смета двух реакторов доросла до 14,79 миллиарда долларов, из которых на саму стройку и оборудование приходилось 8,1. До начала банкротства сроки сдачи были установлены на декабрь 2019 года для блока №3 и на сентябрь 2020 для блока №4, но в самом конце февраля, буквально за пару недель до подачи Westinghouseдокументов на добровольное банкротство, появились сообщения о том, что и эти сроки будут перенесены. Причина – некачественный, не соответствующий спецификации бетон на некоем неназываемом объекте, который "не критичен для поддержания уровня безопасности станции".
Дальнейшие события мы уже описывали – банкротирующий Westinghouse при огромной финансовой поддержке Toshiba перекладывает свои обязанности генерального подрядчика на консорциум энергетических компаний, выступавший заказчиками сооружения этой АЭС. Стороны пришли к согласию, и теперь уже самим энергетикам и их подрядчикам предстоит разбираться, что и как строил Westinghouse. А у редакции "Геоэнергетики" ответа на вопрос, каким образом Westinghouse не стал банкротом на несколько лет раньше – нет. Мы не будем публиковать рассказ о том, что происходило на строительной площадке АЭС Virgil C. Summer, где шло и идет сооружение еще двух блоков АР-1000, поскольку принципиальное отличие только одно – там вагоны с корпусами реакторов под откосы не валились. Одновременно, напомним, еще 4 блока с АР-1000 возводились и возводятся в Китае, потому проблемы, описанные в этой статье, предлагаем умножить на 4. Так как, каким таким образом Westinghouse разорился только в этом году?.. Компания была несоосна взятым на себя обязательствам, итог мы видим: компания сильно накренилась и перекосилась вбок. Удастся ли ее поднять и поставить на рельсы, сможет ли она после этого продолжить свое движение – покажет ближайшее время.

 Страница 1 из 8   1 2  3  4  5  6  7  8 >Последняя страница » 
 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Алексей Скрипалевич Навальный
» Дж.Сорос о "доктрине Сороса" и препятствующей глобализму политике США
» История в стиле минимализм
» Исраэль Шамир о феномене и опасности «мирового еврейства». Компиляция.
» Дискурс драпировки Мавзолея
» Ковид-19. Что же все таки происходит. Мнение почти участника событий.
» Законность ограничительных мер в связи с КОВИД-19. Вопросы без ответов
» Технические работы на сервере

 Новостивсе статьи rss

» Украина может остаться без урожая озимых из-за нашествия грызунов
» В России все социальные выплаты переводят на платежную систему «Мир»
» Иран намерен сотрудничать с Россией по производству вакцины от COVID-19
» Новый премьер Японии намерен провести телефонные переговоры с Путиным
» В России придумали уникальный метод проверки материалов для реакторов АЭС
» В Швейцарии пройдет референдум о лимите присутствия мигрантов
» Миссия ЕС в Косово передает командиров АОК суду в Гааге
» Минфин хочет создать в "русских офшорах" условия привлекательнее, чем на Кипре

 Репортаживсе статьи rss

» Подходы к Крыму с моря и воздуха заблокированы, Шойгу вылетел на полуостров
» Сергей Аноприенко: Лес горит даже за Полярным кругом
» Украинский государственный концерн "Ядерное топливо" будет ликвидирован
» Путин рассказал о роли США в создании российского гиперзвукового оружия
» Федор Конюхов поможет создать на Эльбрусе курорт мирового уровня
» За пять лет доступ к чистой воде получат более пяти миллионов человек
» Всемирный банк поставил цель к 2030 году победить нищету
» Индо-Тихоокеанская доктрина Синдзо Абэ — основа будущей внешней политики Японии

 Комментариивсе статьи rss

» Элксниньш: Латвия так увлеклась «войной» с Россией, что сгубила экономику
» Global Times: Обвинения в адрес Москвы в том, что она нанесла Китаю «удар в спину», несправедливы и безосновательны
» Тёмная сторона европейской луны- малоизвестные стороны деятельности ЕСПЧ
» Брюссель отказался прикрывать Меркель, если та не выполнит обещания Москве
» National Interest рассказал о «ночном кошмаре» США в Арктике
» Полетят ли японские ядерные ракеты в сторону России?
» Коррупция, по-видимому, является атрибутом любой быстрорастущей экономики
» Дешевый средиземноморский газ может означать конец для НАТО

 Аналитикавсе статьи rss

» Банк России пока перестал снижать ключевую ставку
» Про демографию, пенсионную реформу и демагогию радетелей за благо народное
» Сменяемость власти. Истоки. Сущность. Практический смысл
» Зачем Саудовской Аравии поддерживать Палестину в борьбе с Израилем
» США формируют военную составляющую холодной войны с КНР
» Госсобственность на вынос: Россия утрачивает контроль над своим имуществом
» Названы регионы, лидирующие по индексу рынка труда
» Канадский военный аналитик: над кем американцы одерживали военные победы?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2020 Inca Group "War and Peace"