Для жителей региона это - историческое событие. Трасса впервые соединила всесезонным сообщением запад и восток округа. Кроме того, связала столицу региона с основной сетью дорог.
Отметим, раньше с наступлением холодов между Надымом и Салехардом можно было проехать только по зимнику. Но пользоваться им удавалось максимум 131 день в году. В межсезонье и летом наземного сообщения между городами не было вовсе.
Старт движению автомобилей дал губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.
- Жители западной части округа очень долго ждали этого события. Открытие проезда обеспечит новое качество жизни северян, непрерывное безопасное транспортное сообщение. И экономический эффект трасса дает тоже выраженный. Это новые возможности для бизнеса - новые рабочие места, открытие на Ямале магазинов крупных сетевых компаний и развитие конкурентной среды. Это замечательный общий результат, который делает Ямал сильнее, а его жителей - ближе друг к другу, - отметил глава региона.
Проехать по новой трассе можно на любом автомобиле, в том числе легковом. Причем, время в пути сократится в три раза: с 15 часов по зимнику до 4-5 часов по дороге.
Разрабатывать проект начали в 2005 году, строительство началось в 2011-м. Как отмечают специалисты, дорога от Надыма до Салехарда - технически очень сложный проект. Так, на 344 километрах трассы сооружено 53 моста и 46 оленьих переходов. Чтобы на болотистой местности построить надежную дорогу, потребовалось более миллиона самосвалов грунта для отсыпки и асфальтобетонной смеси, уложено четыре миллиона квадратных метров щебня. В строительстве было задействовано более 25 дорожных организаций. В пиковый период на объекте работало более 2000 специалистов и более 300 единиц техники.
Часть дороги - 183 километра, пока останется в щебеночном покрытии, не заасфальтированной. Но сделано это умышленно.
- Мы видим, что климат меняется, дорога деформируется. Мы специально привлекали специалистов из проектных институтов, которые изучали процессы, происходящие с вечно мерзлотными почвами. Рельеф, к сожалению, подвижен, - отметил Дмитрий Артюхов. -Но есть инженерные решения, как это минимизировать. Мы обязательно построим дорогу в твердом покрытии. Но специалисты советуют сделать паузу на год-два, определить слабые места трассы, усилить их. И думаю, в 2023-24 годах мы вернемся к строительству твердого покрытия.
Сквозной проезд между двумя городами даст новые возможности для ведения бизнеса в западной части региона. Грузы можно будет перевозить без перерывов, возникавших весной и осенью, и риска задержать поставку.
- Дорога открывает новые перспективы. Мы используем в производстве очень много сырья из западной части округа, теперь доставлять его будет проще, - рассказала предприниматель из Надымского района Жанна Гусак, занимающаяся изготовлением экологически чистых продуктов из оленины, ягод и грибов. Кроме того, расширяются возможности для экспорта за пределы округа, открывается постоянный доступ к железной дороге в Лабытнанги.
Отметим, отсутствие дороги долго сдерживало приход в Салехард и ближайшие муниципалитеты крупных федеральных торговых сетей. Еще до запуска движения по трассе ряд компаний выразили готовность открыть свои магазины в столице округа. Для северян открытие крупными ретейлерами торговых точек фактор очень важный, он означает, что в них будет расширен ассортимент товаров и установлены сбалансированные конкурентные цены.
По замыслу, новая транспортная артерия должна соединить несколько экономически развитых регионов страны и принять транзитные грузы между Востоком и Западом.
Основой маршрута станет современная скоростная трасса М12 "Москва - Казань". В федеральном проекте "Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай" прописаны девять ее этапов, включая участок обхода Балашиха - Ногинск, а также строительство обхода города Тольятти. Сейчас уже заключены контракты по восьми этапам на принципах "проектирование плюс строительство". А по обходу Тольятти концессионер уже прошел Главгосэкспертизу на внеклассный мостовой переход через Волгу, идет подготовка территории строительства.
Общее финансирование этого федерального проекта составит 705 млрд рублей, в том числе 332 млрд рублей в 2021-2023 годах за счет федерального бюджета.
Открытие движения по новой автодороге сократит время в пути от Москвы до Казани в два раза - с 12 до 6 часов - и позволит повысить уровень безопасности в пути.
Трасса протяженностью 729 километров пройдет по территории пяти регионов - Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана. Стройка серьезно подтолкнет развитие экономики регионов. Непосредственно на строительстве трассы будут заняты около 30 тысяч специалистов и рабочих, еще около 130 тысяч рабочих мест появится в смежных отраслях экономики.
Трассу построят на основе государственно-частного партнерства. Проезд для легковых автомобилей будет стоить около 1,6 тысячи рублей.