Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
В России зафиксирован рост промышленного производства
29.07.21 12:31 В России

В июне промышленное производство в России выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10,4%. За полгода рост составил 4,4% к январю-июню 2020 года, свидетельствуют последние данные Росстата.

Рост объемов промышленного производства к июню 2020 года показали: добыча полезных ископаемых - на 13,8%, обрабатывающие производства - на 7,7%, энергетический сектор, тепло- и газоснабжение - на 8%, а также отрасли, связанные с водоснабжением и водоотведением, утилизацией отходов и ликвидацией загрязнений, - на 32,3%. Высокие темпы роста частично объясняются тем, что в июне 2020 года еще действовал ряд ограничений, связанных с пандемией.

По сравнению с первым полугодием 2020 года рост зафиксирован: у обрабатывающих производств - на 6,4%, в энергетическом секторе - на 8,6%, в сфере водоснабжения, водоотведения и утилизации отходов - на 21,9%. Несмотря на июньский рост, индекс производства за первое полугодие в сырьевом секторе оказался нулевым.

Нефте- и газодобыча в июне увеличилась на 12,8%, что легко объяснимо, поскольку на июнь прошлого года приходился пик сокращения добычи нефти в сделке ОПЕК+ и падение спроса на углеводороды из-за пандемии. Добыча нефти в июне этого года по сравнению с июнем прошлого года увеличилась на 11,8%, а газа - на 25,5%. Добыча угля в июне увеличилась на 2,5%, добыча металлических руд сократилась на 2,4%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нефти и газа в июне в действующих ценах отгружено было на сумму - 1,3 трлн рублей (увеличение на 86,2%), угля - 144 млрд рублей (82,3%), металлических руд - 201,6 млрд рублей (68,4%), других полезных ископаемых - 62,4 млрд рублей (99,7%).

В обрабатывающей промышленности наибольший рост зафиксирован в производстве мебели - 32,1%, производстве компьютеров, электронных и оптических изделий - 27,4%, а также автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - 31,5%. Наибольший объем отгруженных товаров в обрабатывающем секторе в действующих ценах дали: производство кокса и нефтепродуктов - 975,1 млрд рублей, металлургия - 915,9 млрд рублей, а также производство пищевых продуктов - 662,3 млрд рублей.

 
29.07.21 12:31
Российское авиастроение осваивает новые супертехнологии

По оценкам экспертов, МАКС-2021 стал по-настоящему масштабным, богатым на премьеры и продуктивным для отраслевого сообщества.

"Ростех" представил на авиасалоне около 500 образцов продукции, в том числе 50 новинок - самолеты, вертолеты, БПЛА, авионику, двигатели и многое другое. В их числе новый тактический самолет "Сухого" Checkmate, презентация которого стала событием мирового масштаба. Результаты авиасалона превысили все ожидания.

Эмоций добавила интрига с новейшим истребителем-невидимкой Checkmate. Даже ушлые журналисты до последнего только гадали, что за "шахматный конь" скрывается под черным чехлом. Как говорят ученые авторитеты, в названии машины отражена философия проекта: новый самолет - этакая легкая "конница", способная совершать неожиданные ходы и решать ход партии.

Во время презентации Checkmate ("Шах и мат") был озвучен ряд характеристик этой новейшей машины. Самолет может оснащаться пятью ракетами класса "воздух - воздух". Его скорость составит 1,8 Маха, а боевой радиус - 3 тыс. км. Он может нести полный спектр вооружений номенклатуры авиационных средств поражения, которыми оснащается истребитель пятого поколения Су-57.

Одной из самых ярких российских новинок стал МС-21-310 с российским двигателем ПД-14. Когда он поднялся в небо, оставалось только аплодировать: на такие воздушные маневры выводили воздушную махину моторы, полностью созданные в нашей стране. Как рассказали специалисты, опыт, полученный при разработке отечественного движка для МС-21, планируется в полной мере применить и в следующем проекте - двигателе ПД-35. Сегодня более 80 процентов комплектующих МС-21-300 производится в России. Ожидается, что в 2023 году лайнер - один из флагманов импортозамещения - взлетит уже с отечественными композитными крыльями. В ближайшие десять лет самолет сможет составить серьезную конкуренцию компаниям Airbus и Boeing. Речь идет не только о внутренних маршрутах, но и международных направлениях.

Долгожданной премьерой МАКС-2021 стал легкий самолет ЛМС-901 "Байкал". Замена работяге малой авиации - легендарного Ан-2. Эта машина как универсальный и надежный связной: он создан для решения проблемы транспортной доступности отдаленных российских регионов. Включая территории Арктики: специальные "Байкалы" на лыжах и поплавках там - самое оно.

Показали российские конструкторы и еще одного "связного" - новый турбовинтовой Ил-114-300. Этот региональщик придет на смену Ан-24 и Ан-26 и станет альтернативой импортным аналогам. Его тоже очень ждут в Сибири, на Дальнем Востоке и в северных регионах.

Специалисты утверждают: какой будет гражданская авиация завтра, определяют супертехнологии. И они тоже были в полной мере представлены в Жуковском. Мировые нормы и стандарты к новой авиационной технике резко ужесточились. По словам генерального директора Национального исследовательского центра "Институт им. Н.Е. Жуковского", доктора технических наук Андрея Дутова, мы прежде всего идем к экологичности. Есть требование Международной организации гражданской авиации (ИКАО): после 2030 года выбросы СО2 при полетах самолетов должны быть уменьшены на 80 процентов. Снижение шума от летательных аппаратов - на 50 процентов. Четко прописана еще одна важнейшая цель, связанная с безопасностью полетов, - ноль погибших. Это три принципиальных показателя. А чтобы их добиться, нужны новые технологии.

Прежде всего, что касается двигателей, - это электричество. На МАКСе была представлена летающая лаборатория на базе Як-40 с первым в мире электрическим авиадвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт. И это настоящий прорыв. Если не вдаваться в подробности, то в носовой части самолета установлен воздушный винт, который приводится в движение электродвигателем. В основе технологии лежат сверхпроводящие материалы обмоток. Они находятся в состоянии 77 градусов по Кельвину, внутри - жидкий азот, благодаря чему сопротивление на этих обмотках "нулевое". Это позволяет реализовывать огромные мощности при сравнительно небольших размерах. И здесь мы опережаем мир где-то на 2-3 года, потому что подобный подход еще никто не демонстрировал и такие технологии не показывал.

Летающая лаборатория, простите за тавтологию, вовсю летала на авиасалоне. И летала отлично. Ученые надеются, что к 2026-2027 году получат полностью весь набор технологий, который позволит создать к 2030 году региональный самолет на гибридной схеме. Но они намерены идти еще дальше, а именно использовать в двигателе в качестве хладагента не азот, а сжиженный водород, который будет и топливом. И он фактически вообще не дает никаких выбросов. Это еще более сложная схема - она годится для больших самолетов, для дальней авиации. Однако это уже перспектива 2035 года и дальше.

Огромное внимание было привлечено к демонстратору модели сверхзвукового пассажирского самолета. Специалисты утверждают: теоретически такую машину сделать не так сложно. Все знания, которые можно реализовать в качестве технологий, на сегодняшний день есть. Кроме борьбы со звуковым ударом, который весьма негативно воздействует и на человека, и на все живое, и на окружающую среду. Сейчас норм по звуковому удару в рамках ИКАО пока нет. Наши специалисты участвуют в их разработке. Создание демонстратора "Стриж" - первый серьезный шаг в этом направлении. И его делает Россия.

Работу над проектом второго поколения СПС ведут специалисты Научного центра мирового уровня "Сверхзвук". Сейчас перед ними стоит непростая задача: необходимо решить целый спектр физико-технических вопросов - от создания силовой установки до улучшения весовых характеристик пассажирского сверхзвуковика нового поколения. Он должен быть не только экологичным, но и экономически выгодным. Над решением этих вопросов совместно работают специалисты пяти лабораторий центра. Настолько масштабные научные работы ранее не проводились: перейти к конструкторской работе планируется после достижения 6-го уровня технологической готовности.

"К 2025 году будет создана научная инфраструктура мирового уровня, параллельно ведется разработка демонстратора - опытного образца, прототипа. Он будет готов в 2024 году, после двух лет испытаний мы приступим к созданию полноценного судна. К 2035 году планируется наладить выпуск сверхзвуковых пассажирских самолетов для бизнес-авиации. Следующий шаг - пассажирские перевозки", - рассказал Кирилл Сыпало, генеральный директор ФГУП "ЦАГИ", член-корреспондент РАН.

Уровень безопасности полетов должен соответствовать показателям перспективных гражданских самолетов. Ученые НЦМУ "Сверхзвук" планируют разработать инновационные системы управления, которые снизят количество возможных ошибок пилота в четыре раза. В будущем одного из пилотов заменит искусственный интеллект и будет создано единое информационное управляющее поле. Новые решения позволят, к примеру, формировать прогноз развития траектории, что вдвое снизит вероятность неверного решения пилотов.

Для разработки двигателя с низким уровнем звукового удара будет создана особая лаборатория. Подобных площадок в России ранее не было, в мире их всего две. Полученные в ходе испытаний данные имеют общемировое значение - они помогут ИКАО принять нормы по звуковому удару.

Что еще интересно? Остекления в кабине пилота сверхзвуковика не будет. Все внешние источники информации - телевизионные, инфракрасные, радиоэлектронные и т.д. - выводятся на компьютеры. Будет исключительно техническое зрение, которое принципиально лучше, чем глаз человека.

Активный интерес посетителей и участников авиасалона вызвал сверхлегкий пилотируемый самолет "Сигма-4" с полностью электрической силовой установкой. Представленные технологии, демонстрируемые нами на первых отечественных "электросамолетах", являются перспективными для будущего всей авиаотрасли, которая крайне заинтересована в выполнении жестких экологических требований и снижении издержек.

По ряду направлений, в частности, использованию высокотемпературных сверхпроводников, Россия не только не отстает от зарубежных стран, но и опережает их, - уверен генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Михаил Гордин.

Еще одна премьера международного авиационного салона - вертолет "Ансат-М". Впервые поднявшийся в небо в 2020 году, он получил увеличенные топливные баки. Эта "вертушка" разрабатывалась специально для туризма. Может нести груз до 3,8 тонны и без дозаправки преодолевать 800 км. Что очень важно: если плохая видимость, то новая авионика и автопилот обеспечат машине возможность выполнять полеты по приборам.

Мы увидели и новый вертолет Ка-62. Уже осенью должны завершиться его испытания. Как говорят эксперты, в ближайшее время должна появиться военная модификация, но основная модель разрабатывалась как многоцелевая машина для выполнения самых разных заданий вне зависимости от условий.

Вопрос ребром

Какие прогнозы делают ученые по развитию малой авиации? Каким они видят модельный ряд самолетов, облики?

Вот что сказал "РГ" генеральный директор Национального исследовательского центра "Институт им. Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов:

- Я бы начал не с модельного ряда, а с постановки задач. Есть региональная политика страны, которая решает триединую задачу, необходимую для обеспечения транспортными услугами население Российской Федерации: безопасность границ, транспортная доступность территории и подвижность населения. Очень характерный пример. Сейчас Европа активно занимается электрическими самолетами, где они полностью будут летать на аккумуляторах. Не так, как мы делаем гибридный двигатель, а именно аккумуляторы. Почему? Да потому что расстояние в Европе, необходимое для перелета, - 200-500 км. А нам нужно уже начинать с тысячи. Аккумулятор не дает возможности лететь на тысячу, а вот "гибрид" - дает. И мы занимаемся именно гибридным двигателем, потому что понимаем: это отвечает именно нашим, российским интересам.

На нынешнем МАКСе был представлен самолет "Байкал", который идет на замену Ан-2. Здесь главное - вопрос безопасности, и я бы даже сказал - дешевизны. Задача - обеспечить массовое производство дешевой техники высокой надежности, чтобы она могла обеспечить транспортную доступность удаленных районов России.

Между тем

Аналитики ОАК представили новый долгосрочный прогноз рынка самолетов гражданской авиации "Обзор рынка 2021-2040", который учитывает существенные изменения в отрасли, происходящие на фоне пандемии COVID-19.

Согласно прогнозу ОАК, в ближайшие двадцать лет среднегодовые темпы роста мирового пассажирооборота составят 9,0% (с учетом итогов 2020 г.). Суммарный спрос на новые пассажирские самолеты вместимостью от 30 кресел за двадцатилетний период оценивается в 38,1 тыс. воздушных судов (ВС). В сегменте узкофюзеляжных самолетов ожидается поставка 27,1 тыс. ВС. При этом основу ожидаемого спроса составят узкофюзеляжные самолеты вместимостью 166-200 кресел (сегмент МС-21-300/310) в количестве 17,7 тыс. ВС, или 46% от всего мирового спроса на новые пассажирские самолеты. В сегментах широкофюзеляжных, региональных реактивных и турбовинтовых самолетов расчетный спрос составит 5,6 тыс., 3,6 тыс. и 1,8 тыс. ВС соответственно.

Прогноз был представлен на конференции "Рынки будущего", проведенной Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК, входит в Госкорпорацию "Ростех") в рамках авиасалона МАКС-2021. Основной темой обсуждения стали новые вызовы, тенденции и возможности на рынке гражданской авиации, которые могут существенно повлиять на деятельность российского авиастроения и необходимые ответные действия отрасли.

29.07.21 12:31
Рождается новый материал для самолетов

Сделать самолет легче и дешевле поможет разработка ученых Университета Лобачевского. Дело в том, что многие ответственные узлы машины изготавливают из титана. Если их сделать намного прочней, то самолеты будут легче, дешевле, компактнее. Как результат увеличится дальность полетов, снизится расход топлива.

Нижегородские ученые научились изготавливать рекордно твердые титановые сплавы. Новая технология выглядит так: титановые порошки сжимают под высоким давлением, одновременно пропуская через них мощнейшие разряды тока, напоминающие молнии. При этом происходит интенсивное и самопроизвольное легирование титановых порошков углеродом. А легирование с использованием дорогих металлов, как в традиционных методиках, исключается.

Какой результат дает новая технология? В кристаллической решетке титана появляются внутренние напряжения, что существенно повышает прочность сплава. Кроме того, при таком легировании меняется химический состав не только титана, но и оксидного слоя на его поверхности. Он становится намного более стойким к кислотам и к коррозии в целом.

По словам Алексея Нохрина, который руководит лабораторией диагностики материалов в Научно-исследовательском физико-техническом институте (структура Университета Лобачевского), с помощью нового метода удалось сформировать однородную высокоплотную структуру в трех видах титановых сплавов, применяемых в биомедицине, атомной энергетике и в авиации. Подверженность коррозии у новых сплавов в несколько раз меньше, чем у ныне существующих, а пределы прочности и твердости в 1,5-2 раза выше.

Элементы конструкций, сделанные из таких сплавов, подойдут для работы в условиях агрессивных сред и повышенных нагрузок, а также для изготовления протезов и имплантов.

Справка РГ

Из титана изготавливаются корпуса сверхзвуковых самолетов, эти же сплавы применяют в конструкциях шасси, узлах крепления закрылков, в силовых элементах. В реактивных двигателях из титана изготавливают детали, подвергающиеся высокотемпературным нагрузкам: лопатки компрессоров и диски компрессоров второго контура, кожухи камер сгорания, сопла реактивных двигателей. Общая доля титановых деталей в самолете может доходить до 20 процентов. Для примера: компания Boeing получает из России 35 процентов титана для гражданских самолетов, стоимость ежегодных закупок достигает 27 млрд руб.

29.07.21 12:31
Авиадвигатель на сверхпроводниках: демонстратор уже на самолете и проходит испытания

Премия правительства России в области науки и техники для молодых ученых в ноябре 2020 года была присуждена за важные результаты, которые достигнуты в инновационном проекте "Контур".

И это тот случай, когда работа с получением награды и признания в профессиональном сообществе не заканчивается, а только набирает обороты, переходя на новый уровень.

В феврале нынешнего года результаты проекта были представлены публике уже в виде натурного образца-демонстратора и поступили на испытания в ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА, входит в Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского").

Речь о гибридной силовой установке, в основе которой электродвигатель мощностью 500 кВт на отечественных высокотемпературных сверхпроводниках второго поколения (ВТСП). Такой двигатель создан в рамках совместного проекта Фонда перспективных исследований и компании "СуперОкс". А сам проект, как уже сказано, получил символическое название "Контур".

Минус 196 по Цельсию

Уже на старте, в 2016 году, цель была сформулирована предельно четко: создание электроэнергетических систем на основе принципа сверхпроводимости и разработка технологии производства высокотемпературных сверхпроводников в виде ВТСП-ленты.

В 2018-м пошли дальше - задались целью создать электроэнергетическую систему на основе единой сверхпроводниковой платформы. Как пояснили "РГ" кураторы проекта в Фонде перспективных исследований, единая платформа - это техническое решение, в котором все электротехнические изделия выполнены на сверхпроводниках и замкнуты в единый криогенный контур.

"Разработка подобного электрооборудования является актуальной научно-технической и конструкционной задачей, - утверждается в отчетах ФПИ. - А созданный в рамках проекта "Контур" научно-технический задел позволяет обеспечить создание безредукторных электромеханических приводов большой мощности, систем электродвижения (СЭД) и электроэнергетических комплексов (ЭЭК) для авиационной и морской техники".

Добавим: существующие в этой сфере разработки и решения имеют в своей основе традиционные медные проводники, которые обладают ограниченной проводимостью, и как следствие ограничивает предельную силу тока на единицу площади сечения проводника. В этой логике и при такой технологии всякая попытка увеличить на выходе мощность установки, ведет к пропорциональному увеличению массы и габаритов электрооборудования. Именно это становиться главным барьером-препятствием на пути создания полностью "электрических" летательных аппаратов и морских СЭД.

А с применением сверхпроводников в виде ВТСП-ленты все кардинально меняется. Эффект сверхпроводимости возможен только в особых материалах, из которых изготовлены обмотки электродвигателя. И достигается он только с помощью азота, охлажденного до температуры 77 градусов по Кельвину или - "всего" минус 196 по Цельсию, что совсем немного для достижения эффекта сверхпроводимости. По этой причине ее и называют высокотемпературной, а порог - точка кипения азота, те самые 77 по Кельвину…

- В результате сопротивление на таких обмотках двигателя нулевое, - пояснил, не вдаваясь в детали, главное ноу-хау этой разработки глава совета директоров компании "СуперОкс" Андрей Вавилов во время испытаний в Новосибирске. И тогда же заключил: это позволяет реализовывать огромные мощности при сравнительно небольших размерах. Что для авиации критически важно, ведь полет - всегда борьба с весом…

С ледокола на самолет

Что показали испытания двигателя-демонстратора, проведенные в СибНИА? Отметим, что их первый этап проводится пока на земле - ограничились выкаткой и пробежкой самолета-лаборатории по взлетной полосе. На этот момент на борту летающей лаборатории установлена гибридная силовая установка: электродвигатель мощностью 500 кВт совмещен в ней с газотурбинным. Первый отвечает за взлет и разгон, второй обеспечивает полет. Вторая часть гибридной установки - газотурбинный турбовальный двигатель с генератором - создана Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) совместно с Уфимским государственным авиационным техническим университетом (УГАТУ).

Как сообщалось, Як-40 смог разогнаться до 140 километров в час, но не это главное. "Была подтверждена правильность выбранных электротехнических, прочностных и компоновочных решений, отмечена корректная совместная работа самолетного оборудования и ВТСП-электродвигателя. Исследованы условия электромагнитной совместимости бортового и ВТСП-оборудования, основные режимы работы электродвигателя и его систем: захолаживание, пуск, остановка, работа под нагрузкой".

Это цитата из комиссионного заключения. А вот суждения непосредственных участников проекта и тех, кто следил и продолжает следить за его развитием.

Чтобы такой двигатель пошел в дело, замечает гендиректор ЦИАМ Михаил Гордин, очень много еще нужно узнать и отработать: как ввести в систему аккумуляторы? как использовать электродвигатель? Есть много неопределенностей и вопросов, на которые должна ответить авиационная наука.

По словам директора СибНИИ Владимира Барсука, большие токи, которые возникают в обмотках двигателя на сверхпроводниках, могут создавать разного рода наводки, влиять на авионику самолета и бортовые приборы. Это надо учесть и тщательно исследовать - на земле и, что самое главное, в полете…

Гибрид - это временно

Пока, как уже сказано, самолет-лаборатория Як-40 работает "на гибридной тяге". Если все пойдет по плану, через пару лет намереваются запустить летающую лабораторию на базе Ил-114 - уже исключительно с электрическим двигателем мощностью в 1 мегаватт, что вдвое больше нынешнего.

Генеральный директор ФПИ Андрей Григорьев, не загадывая далеко вперед, в диалоге с "РГ" констатирует то, что уже реально сделано.

- За четыре года, которые прошли с момента запуска проекта "Контур", нашим ученым удалось в четыре раза увеличить токонесущие способности и в восемь раз - критическую силу тока высокотемпературной сверхпроводниковой ленты, которая используется в обмотках двигателя. Это позволило значительно снизить габариты силовой установки и добиться качественно новых результатов.

А Сергей Кравченко, руководитель проекта "Контур" в том же ФПИ, заглянуть вперед не против. В его планах - разработка демонстрационных образцов и технологий для создания полностью электрического самолета и вертолета. Своим мнением на этот счет поделился и генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" Андрей Дутов. Создание электрического самолета, полагает он, может стать своего рода технологическим драйвером и вывести нашу авиацию, российское авиастроение на передовые позиции.

- Разрабатываемые нашим центром технологии позволят примерно к 2030 году представить полностью электрический самолет - с принципиально иными экономическими и экологическими показателями, в том числе по шумности и выбросам, - заявил собеседник "РГ". - Кроме того, в связи с тем что авиационные требования к технологиям наиболее жесткие, это дает возможность их использования в других отраслях промышленности при создании новой техники.

29.07.21 12:31
Воздушный флот стремительно обновляется

Несмотря на то, что пандемия коронавируса ударила и по авиапромышленности, выпуск новых моделей летательных аппаратов даже увеличился.

Можно говорить о том, что отечественная авиация постоянно обновляется. В воздух поднимаются не только большие лайнеры, но и те, что предназначены для местных авиалиний, возрождение и обновление которых - требование времени.

Ожидается, что авиаторы наконец-то определятся с обликом самолета, который должен прийти на смену Ан-2. Различные варианты аналогов этого "кукурузника" демонстрируются на авиасалонах МАКС многие годы. Но дальше выставочных показов дело не продвигается. Сейчас ожидается новая премьера - многоцелевой легкий самолет "Байкал". Его основные характеристики: количество пассажиров до 12 человек, дальность полета до 1500 километров, двигатель - их может быть два - отечественный ВК-800 производства ОДК-Климов.

Еще один конкурент Ан-2 - разработанный еще в социалистической Чехословакии Л-410. Сейчас он стал российским и выпускается на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). Его отличает способность, как и у Ан-2, взлетать практически с любых, в том числе грунтовых, аэродромов и полос. Л-410 способен перевозить до 19 пассажиров на расстояние 675 километров. Немаловажно и то, что этот самолет сертифицирован для полетов в России, Европе и США.

Еще одна новинка отечественного авиастроения - производство на том же УЗГА Diamond DA42Т. Это легкий двухдвигательный четырехместный самолет, разработанный австрийской компанией Diamond Aircraft Industries GmbH. Его особенность - максимально возможное использование композитов в конструкции.

Самолет может применяться как патрульный и как учебно-тренировочный. Министерство обороны уже проявило к нему повышенный интерес. Подписан контракт на 35 самолетов Diamond DA42Т в варианте учебно-тренировочных. На них станут учиться летать будущие летчики военно-транспортной авиации.

Одной из сенсаций 2021 года станет Ил-114-300. Правда, сенсация эта очень запоздалая. Самолет был спроектирован, полностью испытан и даже запущен в серию еще в СССР. Сегодня Ил-114-300 - совершенно новая полностью модернизированная версия советского прототипа. Технические характеристики таковы: количество пассажиров: 52-68, дальность полета до 1400 километров, двигатели ТВ7-117СТ-01 производства "ОДК-Климов". Первый полет Ил-114-300 выполнен 16 декабря 2020 года.

Продолжаются работы по совершенствованию пассажирского ближнемагистрального SSJ 100. Это первый после распада СССР лайнер, разработанный в России, но при очень широкой международной кооперации. Сейчас, как сообщается, идет работа над вторым поколением самолета, которое будет почти полностью избавлено от зарубежных комплектующих и, соответственно, санкционных рисков.

Настоящей сенсацией в секторе гражданской авиации станет среднемагистральный МС-21. Он может быть реальным конкурентом лучших зарубежных лайнеров Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Количество пассажиров МС-21: до 211, дальность полета до 6000 километров. Двигатель российский ПД-14 производства "ОДК-Авиадвигатель" и "ОДК-Пермские моторы". МС-21-310, оснащенный новейшими российскими двигателями, хорошо показал себя в перелетах по маршрутам Иркутск - Ульяновск и Ульяновск - Жуковский. На аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова он начнет полеты по программе летных испытаний.

Продолжаются работы над совместным российско-китайским широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетом CR929. Количество пассажиров CR929 - 250-320 человек, дальность полета до14 000 километров. Двигатель пока не выбран. Возможен российский ПД-35.

В отличие от отечественной гражданской авиации военная обновляется достаточно активно. Наибольший интерес представляют поставки серийных истребителей пятого поколения Су-57. Эти самолеты уже поставляют в войска. Известно, что войскам уже передали первый ракетоносец Ту-160М в совершенно обновленной комплектации. Их планируется запустить в серийное производство, за счет чего в будущем дальняя авиация может получить не менее пятидесяти хорошо известных, но, по сути, совершенно новых стратегических ракетоносцев, способных нести и гиперзвуковое оружие.

В минувшем году авиационная промышленность завершила выполнение нескольких долгосрочных контрактов на производство фронтовых самолетов разных типов. В ходе форума "Армия-2020" было объявлено, что за этими контрактами последуют новые. Уже в 2021 году ожидается появление заказов на следующие партии истребителей Су-30СМ и Су-35С, бомбардировщиков Су-34 и учебно-боевых самолетов Як-130.

В интересах военно-транспортной авиации начато серийное строительство самолетов Ил-76МД-90А. В прошлом году в воздух подняли три такие машины, в ближайшее время все они поступят в состав ВКС.

Продолжается несколько крупных программ модернизации авиационной техники. Одна из основных - капитальный ремонт и обновление перехватчиков МиГ-31 по проекту "БМ". Нынешние работы проводятся по контракту 2019 года, выполнение которого продолжится до 2023 года и приведет к полному обновлению парка перехватчиков. Как известно, только эти боевые самолеты способны нести гиперзвуковые ракеты "Кинжал".

Качественно меняется вертолетный парк Вооруженных сил. Одной из самых интересных новинок станут транспортно-боевые вертолеты Ми-8АМТШ-ВН, которые ВКС будут использовать для обеспечения деятельности Сил специальных операций. Новое прицельно-навигационное оборудование позволяет работать в темное время суток и в сложных погодных условиях. Вооружение вертолета значительно усилено пушками в подвесных контейнерах, пулеметами, управляемыми и неуправляемыми ракетами. От ответного огня стрелкового оружия кабина пилотов и важные агрегаты защищены титановой и армидной броней.

По нарастающей в войска поступают ударные вертолеты "Ночные охотники" нового поколения - Ми-28НМ. Модернизированный вертолет отличают новые двигатели и дублированная система управления, позволяющая двум членам экипажа управлять машиной. "Ночной Охотник" получил надвтулочную РЛС Н025 и новый комплекс вооружения с легкой многоцелевой управляемой ракетой. С 2019 года машина проходила испытания в Сирии, которые признаны успешными. До 2027 года планируется выпустить 98 вертолетов Ми-28НМ.

Расширяется производство ударно-разведывательных Ка-52 "Аллигатор", создан и испытан его морской вариант Ка-52К "Кайман".

Началось серийное производство модернизированного военно-транспортного вертолета Ми-26Т2В, который остается крупнейшим вертолетом в мире. Новинка получила новую электронику, включая комплекс бортового радиоэлектронного оборудования НПК-90-2. Система облегчит пилотирование в светлое и темное время суток, а заход на посадку и полет по проложенному маршруту смогут проходить в автоматическом режиме. Для обороны вертолета установлена система "Витебск", препятствующая поражению ракетами с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения. Кстати сказать, "Витебск" стали устанавливать практически на все вертолеты, работающие в "горячих точках".

Настоящий бум показа на МАКС-2021 пришелся на беспилотные летательные аппараты. Впервые были представлены не только небольшие дроны, предназначенные для мониторинга, но и большие ударные аппараты. Сенсациями стали тяжелый "Охотник" от компании "Сухой" и боевой "Иноходец" от компании "Кронштадт".

29.07.21 12:31
Беспилотные вертолеты помогают сельхозпроизводителям

На смену привычным пилотируемым крылатым "кукурузникам", опрыскивающим сельхозугодия удобрениями и ядохимикатами, должны прийти винтокрылые беспилотные летательные аппараты.

Для оптимизации фитосанитарной обстановки на территории России, по словам специалистов, мероприятия по защите и подкормке растений нужно ежегодно проводить на площади 80 миллионов гектар, из них с применением авиации должно обрабатываться около 20 миллионов гектар. Сегодня эту работу выполняют древние Ан-2 и более новые, в основном импортные самолеты.

Не так давно был разработан и предложен для реализации проект беспилотного воздушного судна (БВС). Аппарат представляет собой беспилотник вертолетного типа соосной схемы с взлетной массой 280 килограмм и полезной нагрузкой до 100 килограмм, нормой внесения рабочей жидкости пестицидов 10-20 л/га и азотных удобрений 30-120 л/га.

На вопрос, зачем это надо, ответ простой. Ядохимикаты, которыми опыляют поля, по самому своему названию - яды. И несмотря на то, что пилот воздушного судна, ведущего химобработку, облачен в специальный защитный костюм, токсичные пестициды и гербициды в его организм попадают, а это чревато развитием серьезных заболеваний, вплоть до онкологических. Соответственно роботизация химической обработки полей и лесов значительно снижает для человека риск непосредственного соприкосновения с ядохимикатами.

Не менее важно и существенное повышение эффективности химобработки. При опылении с помощью самолетов вполне естественно сбрасываемые вещества ложатся не совсем равномерно. На некоторые участки они вообще не попадают, на других образуется их избыток. Использование вертолетных систем позволяет вести распыление более точно и дифференцированно - на какие-то участки сбрасывать больше, а на какие-то меньше удобрений или ядохимикатов.

Представленный на выставке "Золотая осень-2019" макет БВС получил диплом министра сельского хозяйства о награждении золотой медалью.

Реализации систем точного земледелия является частью цифрового сельского хозяйства. Такое понятие, как цифровизация, появилось в отрасли сравнительно недавно благодаря созданию глобальных систем позиционирования, геоинформационных и автоматизированных систем управления процессами, наличию программного обеспечения. Беспилотное воздушное судно вертолетного типа полностью просчитано и может быть передано в серийное производство. Называется БВС-137ВИМ. Это небольшой беспилотный вертолет, выполняющий автоматический полет по заданной траектории и осуществляющий технологический процесс дифференцированного внесения рабочих жидкостей пестицидов и удобрений на каждый элементарный участок сельскохозяйственного поля в соответствии с электронной картой-заданием, составленным с учетом внутрипольной вариабельности фитосанитарного состояния посевов и азотного питания растений.

Это новый уровень развития беспилотников для сельского хозяйства и, как следствие, новый тренд развития роботизированных систем в цифровом сельском хозяйстве.

Несущая система БВС-137ВИМ выполнена по соосной схеме с двумя двухлопастными несущими винтами диаметром 5,3 метра без оперения. Лопасти имеют прямоугольную форму и сделаны из полимерных и композиционных материалов. Фюзеляж БВС-137ВИМ выполнен полусферической формы радиусом 0,625 метра и состоит из обшивки и каркаса (балок, пола и шпангоутов). Выбор такой аэродинамической компоновки воздушного судна диктуется необходимостью реализовать имеющиеся у соосной схемы потенциальные возможности при висении, перемещении и маневрировании в диапазоне углов скольжения плюс-минус 180 . Фюзеляж включает в себя отсеки: редукторный, моторный, для электрооборудования. Главный редуктор, привод генератора с постоянным током, трансмиссия, агрегаты управления несущих винтов, топливный бак и блок оборудования расположены в редукторном отсеке. Моторный отсек изолирован от остальных частей фюзеляжа специальными перегородками противопожарного типа. Отсек главного оборудования размещен в центральной части фюзеляжа. Шасси сделано четырехопорное с рессорами для подпружинивания при посадке. Опорные узлы крепления расположены в местах, где состыковываются силовые балки и шпангоуты. Для стоек шасси использовали композиционные материалы. Двигатель двухтактный, инжекторный, жидкостного охлаждения.

В нижней части фюзеляжа закреплен модуль опрыскивателя, который включает бак для рабочей жидкости, насос с электроприводом, блок электрогидравлического пропорционального управления расходом рабочей жидкости, трехсекционную штангу с форсунками для распыления рабочих жидкостей пестицидов.

Бортовое оборудование БВС-137ВИМ включает систему автоматического управления взлетом, полетом и посадкой, интегрированную навигационную систему, контроллер управления работой модуля опрыскивателя, комплексированный с автопилотом.

Симметричная аэродинамическая соосная схема несущих винтов в отличие от традиционной схемы исключает протяженную механическую трансмиссию рулевого винта и, как следствие, сам рулевой винт. Это позволяет БВС-137ВИМ взлетать с площадок небольшого размера при ветровой нагрузке с любого направления, обеспечивает высокую маневренность и стабильность на полетах на разных высотах, что, в свою очередь, повышает безопасность применения БВС-137ВИМ.

Беспилотное воздушное судно может работать на малой высоте полета 1,0-5,0 метра с небольшой рабочей скоростью полета до 60 км/ч, что обеспечивает качественное распределение пестицидов и удобрений, минимизирует риски загрязнения окружающей среды пестицидами.

Определено, что с уменьшением скорости полета вертолета направление образующейся воздушно-капельной волны препарата приближается к отвесному, при этом вертикальная составляющая скорости осаждения капель рабочей жидкости при малых скоростях полета вертолета (30-40 км/ч) становятся значительной и способствуют лучшему осаждению распыляемой рабочей жидкости пестицида на обрабатываемую площадь.

Появление первого в отечественной, а возможно, и в мировой практике беспилотного вертолета сельскохозяйственного назначения - поистине революционный шаг в направление максимальной цифровизации сельского хозяйства и повышению экологичности химических работ.

Результаты внедрения цифровой технологии в агропромышленные холдинги трудно переоценить. Теперь слово за ними.

29.07.21 12:31
На МАКС-2021 показали уникальные разработки

Комплексы средств связи для самолетов и вертолетов, представленные на МАКС-2021, обеспечивают высокоскоростную передачу информации, а система обмена данными имеет повышенную крипто- и помехозащищенность.

В частности, немалый интерес, особенно у иностранных специалистов, вызывал комплекс средств связи С-111 из состава многоцелевого истребителя пятого поколения Су-57. Это оборудование обеспечивает телефонную радиосвязь и обмен данными самолета с другими летательными аппаратами различного назначения, а также с наземными, воздушными и надводными пунктами управления. В аппаратуре применяется новейшая технология высокоскоростной передачи информации и передовые сетевые решения. Комплекс глубоко интегрирован с другими радиоэлектронными системами Су-57, что позволяет реализовать дополнительные функции и возможности.

Также впервые открыто показывался комплекс средств связи и обмена данными С-108 из состава многоцелевого сверхманевренного истребителя Су-35. Он обеспечивает помехоустойчивый закрытый обмен данными и голосовой информацией по линиям "воздух-воздух" и "воздух-земля".

Впервые на салоне МАКС демонстрировалась неуправляемая авиационная ракета С-13Б повышенной эффективности. Боеприпас объединяет в себе возможности нескольких ракет из системы неуправляемого авиационного ракетного вооружения С-13 калибра 122 мм.

Основная задача ракеты - поражение как легкоуязвимой техники, так и военной техники в железобетонных укрытиях. С-13Б способна насквозь пробить до 6 метров грунта или метр железобетона, засыпанный грунтом толщиной 2-3 метра. Ракета может разрушить до 20 квадратных метров взлетно-посадочной полосы.

По сравнению с С-13Т и С-13ОФ в авиационной ракете С-13Б установлен переключаемый перед полетным заданием блок инициирования на три положения, который позволяет получать мгновенный и с двумя замедлениями - малым и большим - подрыв боевой части.

Впечатлили и бомбовые боеприпасы. Например, унифицированная планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБЭ-К. Изделие предназначено для круглосуточного всепогодного применения без захода самолета в зону действия огневых средств объектовых ПВО и доставки к цели с высокой точностью самоприцеливающихся боевых элементов. Другой образец - объемно-детонирующая авиационная бомба ОДАБ-500 ПМВ, которая превосходит все существующие в мире образцы аналогичного вооружения в этом калибре. Она поражает сооружения, боевую технику и живую силу противника и обеспечивает разминирование противопехотных и противотанковых минных полей.

29.07.21 12:31
Корпорация "Иркут" подписала новые контракты и соглашения на авиасалоне МАКС-2021

Авиационно-космический салон МАКС-2021 завершил свою работу. По данным дирекции авиасалона, на форуме подписано соглашений на 265 миллиардов рублей.

Практически половина из них - контракты и соглашения на поставку 58 самолетов "Суперджет 100". Контракт на пятнадцать лайнеров заключила компания "Россия". Двадцать пять машин в ближайшие полтора года будет поставлено авиакомпании "Ред Вингc", на 10 самолетов увеличит свой парк "Азимут".

Все три компании имеют опыт эксплуатации "Суперджетов". Россия - самый крупный эксплуатант этих самолетов. "Азимут" уже четыре года летает только на "Суперджетах" и демонстрирует рост перевозок даже на фоне пандемии. Авиакомпания "Ред Вингс" активно развивается как региональный перевозчик, и в 2020-2021 годах открыла на отечественном лайнере более 40 маршрутов в обход Москвы.

Соглашение на восемь самолетов было также подписано с новым эксплуатантом "Суперджетов" - авиакомпанией "Аврора". Дальневосточный эксплуатант будет развивать сеть авиаперевозок и обеспечивать мобильность россиян в регионе.

Подписания состоялись в первый день работы авиасалона в авиационно-техническом комплексе "Региональных самолетов" - филиала Корпорации "Иркут", который расположен на территории ЛИИ им. Громова.

Контракты и соглашения были подписаны в присутствии министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова.

- Подписанные соглашения... подтверждают, что "Суперджет 100" - востребованная машина, - заявил на церемонии подписания контрактов министр Денис Мантуров. - Парк гражданских воздушных судов в российских авиакомпаниях обновляется, и правильно, что это происходит за счет лайнеров отечественного производства.

Глава минпромторга отметил, что благодаря господдержке в 2020-2021 годах на "Суперджетах" открыто более 200 новых маршрутов в обход Москвы.

Министр также привел данные из июльского опроса ВЦИОМ: шесть из десяти россиян, совершавших авиаперелеты за последние два-три года, поддерживают открытие новых прямых маршрутов между городами страны в обход Москвы на самолетах "Суперджет".

Десять лет в полете

В апреле этого года исполнилось десять лет с начала поступления "Суперджетов" в авиакомпании. На авиасалоне руководители филиала "Региональные самолеты" подвели итоги эксплуатации самолета и рассказали о перспективах программы. Директор филиала Олег Гуляев провел подробную экскурсию по современному авиационно-техническому комплексу. Именно в нем новые лайнеры готовят к передаче заказчикам и проводят техническое обслуживание самолетов. Также здесь находятся склад запасных частей (более 15 тысяч позиций), пилотажный тренажер, на котором 20 часов в сутки готовятся экипажи, и цех по ремонту компонентов самолета.

Авиационный технический комплекс в Жуковском специализируется на самых сложных видах ремонта и переоборудовании салонов. В настоящее время здесь обеспечивается ремонт более 340 российских и зарубежных компонентов.

Поддержка гарантирована

В ходе экскурсии и пресс-конференции специалисты компании подробно отвечали на вопросы представителей СМИ. В том числе и на вопросы, связанные с послепродажной поддержкой самолета. Недостатки в послепродажной поддержке, особенно в первые годы эксплуатации самолетов, сегодня открыто признают в корпорации. Директор по послепродажному обслуживанию гражданской авиатехники корпорации "Иркут" Дмитрий Борисенко отметил, что принципиально новую систему поддержки эксплуатации самолета пришлось создавать фактически с нуля, параллельно с развитием программы. Процесс шел непросто - не хватало опыта, специалистов, оборотных средств. Но в последнее время благодаря государственным субсидиям и усилиям производителя самолетов удалось добиться прогресса на этом направлении.

Ежегодно на 10-15 процентов возрастают объемы работ по техническому обслуживанию в авиационно-техническом комплексе в Жуковском. Это происходит и за счет увеличения парка самолетов в эксплуатации, и благодаря расширению возможностей комплекса.

Введен в строй новый автоматизированный склад в Шереметьево, запчасти из которого доставляются на перрон менее чем за 4 часа. Для эксплуатантов восточных регионов организован новый центр технического обслуживания в Комсомольске-на-Амуре.

Рост парка "Суперджетов" и интенсивности их полетов стал стимулом для независимых провайдеров технического обслуживания начать работу с "Суперджетами". На МАКСе было объявлено о том, что "ОАК" развернет в Шереметьево новый комплекс для обслуживания российских самолетов. Это весьма актуально в условиях предстоящего поступления в парк авиакомпании "Россия" новых лайнеров МС-21 и дополнительных "Суперджетов".

"Масштабные инвестиции в систему послепродажного обслуживания дали свой результат, - отмечает генеральный директор "ОАК" Юрий Слюсарь. - У нас нет проблем с поставкой запасных частей, сейчас у нас обеспечены и авиакомпании, и производители".

Двадцать пять миллионов пассажиров

Сегодня лайнеры эксплуатируются в девяти авиакомпаниях России, в ближайшей перспективе их число возрастет до десяти за счет поступления новых "Суперджетов" в создаваемую объединенную Дальневосточную авиакомпанию. С начала эксплуатации на "Суперджетах" перевезено уже более 25 миллионов пассажиров. В 2020 году, по данным Транспортно-клиринговой палаты, "Суперджеты" в России перевезли больше пассажиров, чем все остальные региональные самолеты вместе взятые. Постепенно самолет становится основой парка региональных авиаперевозок.

Если же считать только реактивные региональные самолеты российских эксплуатантов - бразильские "Эмбраеры", канадские "Бомбардье" и устаревающие советские "Яки", то на долю "Суперджетов" пришлось 53 процента выполненных рейсов, 62 процента перевезенных пассажиров и 67 процентов выполненного пассажирооборота.

Перевозки на этих самолетах устойчиво росли до пандемии с 646 тысяч пассажиров в 2013 году до 5 миллионов 687 тысяч в 2019-м. Более того, в прошлом году именно на них авиакомпании менее всех сократили полеты в условиях пандемии. Пассажирооборот упал на 52,5 процента, аналогичный показатель внутренних перевозок сократился на 22,3 процента. А вот пассажирооборот парка "Суперджетов" снизился всего на 19 процентов.

Летать напрямую

Сочетание дальности, вместимости и комфорта самолета оказалось оптимальным для организации новых маршрутов между городами России в обход Москвы.

Сеть новых маршрутов на "Суперджетах" постепенно будет покрывать всю территорию страны. Тысячи пассажиров теперь могут летать прямыми рейсами, не проводя десятки часов в залах ожидания московских аэропортов.

Рост внутренних перевозок способствует увеличению спроса. Как сообщил Олег Гуляев, в 2021 году заказчикам будет передано 23 новых самолета. В прошлом году было поставлено 12 машин. К концу года в российских компаниях будет летать больше 180 самолетов, заявил Юрий Слюсарь.

Новые решения

За десять лет уже разработано несколько вариантов самолета и компоновок салона. Сегодня авиакомпании могут выбрать между тремя версиями самолета. Базовый "Суперджет 100B" имеет дальность свыше 3000 км. Версия "Суперджет 100В-100" оснащена двигателями с повышенной взлетной тягой для эксплуатации в условиях коротких ВПП и/или высокогорья. "Суперджет 100LR" имеет повышенную дальность - более 4000 км. Заказчики имеют возможность заказать один из 4 вариантов одноклассных и 10 вариантов двухклассных компоновок.

МЧС России эксплуатирует медико-эвакуационную версию самолета, способную вести мониторинг окружающей среды и выполнять поисковые работы. На МАКСе президенту России была представлена новинка - бизнес-джет SBJ с увеличенной дальностью полета. Благодаря усовершенствованной топливной системе лайнер способен преодолеть более 7 тысяч километров, что позволяет без посадки долететь из Москвы до Владивостока. Самолет оснащен законцовками крыла Saberlet, которые по желанию заказчика устанавливаются и на пассажирские версии самолета.

Олег Гуляев на встрече с журналистами впервые рассказал о проработке грузовой версии "Суперджета". Интерес к самолету есть со стороны "Почты России" и ряда эксплуатантов, которые ориентированы на растущую интернет-торговлю.

Приоритетное направление работы - разработка новой версии самолета "Суперджет NEW". Основные инновации этой машины связаны с установкой российских систем, в том числе перспективного российского двигателя ПД-8. Внедрение новых отечественных систем расширяет возможности заказчиков по выбору вариантов комплектации самолетов.

29.07.21 12:31
Итоги МАКС-2021 превзошли достижения авиасалонов прошлых лет

Пятнадцатый Международный авиационно-космический салон (МАКС-2021) состоялся на фоне сохраняющейся в мире сложной эпидемической обстановки.

Тем не менее по основным показателям выставка превзошла салоны прошлых лет. Премьеры мирового масштаба, насыщенная деловая программа, взрывной интерес к онлайн-трансляциям и достойные показатели по объему подписанных соглашений - таким мы запомним юбилейный МАКС.

Подготовка к проведению авиасалона проходила в сложных условиях: мировая авиакосмическая индустрия оправлялась после шока 2020 года, международное авиасообщение оставалось фрагментарным. Организаторы выставки поставили перед собой амбициозную задачу: переформатировать салон, ответив на вызовы времени, и поднять на новый уровень деловую составляющую, несмотря на противоэпидемические ограничения. По мнению президента Российской Федерации Владимира Путина, открывшего работу авиасалона, сделать это удалось в полной мере. "Важно, что организаторы юбилейного авиасалона смогли совместить прямое общение и работу на стационарных стендах с видеомостами и виртуальными экспозициями. Все это открывает новые перспективы для презентации достижений в авиации и авиастроении, для новых контактов и интересных дискуссий", - подчеркнул он.

Концепция МАКС-2021 предусматривала акцент выставочной и деловой программы на трех составляющих. Во-первых, необходимо было продемонстрировать позиции авиации и космонавтики в новых экономических реалиях. Общемировые тенденции - переход от продуктов к сервисам, укрепление взаимодействия промышленности и финансовых институтов, реализация масштабных межотраслевых проектов - нашли отражение на полях авиасалона. Участники многочисленных конгрессов, конференций и круглых столов представили свое видение рыночных перспектив, возможных ниш для российских производителей.

Во-вторых, на фоне откровенно недружественной риторики ряда западных политиков Россия выстраивает новые альянсы, укрепляет существующие связи. Неслучайно страной-партнером МАКС-2021 выступила Республика Казахстан, с которой Россия уже реализует ряд масштабных проектов. Авиасалон дал старт новому партнерству: самолет "Байкал", идущий на смену легендарному Ан-2, компании двух государств будут создавать вместе.

В-третьих, МАКС-2021 стал и взглядом в будущее. В обширных экспозициях научных институтов были представлены технологии, которые определят облик авиации и космонавтики будущего. Электрические, водородные и гибридные силовые установки, сверхзвуковые гражданские самолеты, новые материалы и производственные технологии, искусственный интеллект и беспилотные авиационные системы - это далеко не полный перечень прорывных направлений, в которых ведет поиски и исследования наша наука. Достижения, вышедшие на этап создания демонстраторов и натурных образцов, стали шоу-стопперами выставки.

Говоря о будущем, организаторы мероприятия первостепенное внимание уделили кадровому вопросу. Раздел Future Hub, организованный на МАКС во второй раз, представил разработки школьников, студентов и молодых ученых. Ведущие компании отрасли провели мастер-классы и лекции, профориентационные мероприятия и ярмарки вакансий. Зародив в юных посетителях любопытство, интерес к авиации и космонавтике, авиасалон стал важным элементом в построении цепочки от школы к профильному вузу и далее - к науке, разработке и производству.

МАКС-2021 запомнится целой россыпью новинок, в том числе мировых премьер. Совершенно новый военный самолет, анонсом показа которого "Ростех" интриговал авиационное сообщество, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Легкому тактическому самолету эксперты прочат блестящее будущее в части поставок как в Воздушно-космические силы РФ, так и на экспорт.

Самолетостроители представили новинки сразу в нескольких классах воздушных судов: среднемагистральный МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14, региональный турбовинтовой Ил-114-300 и легкий многоцелевой самолет "Байкал". Холдинг "Вертолеты России" продемонстрировал новейший оффшорный Ми-171А3, модернизированные Ка-32А11М и "Ансат-М". "Объединенная двигателестроительная корпорация" впервые показала двигатели ПД-8, ВК-1600В и ВК-650В.

Достижение 2021 года - самая масштабная деловая программа, включавшая более ста конгрессов, конференций, "круглых столов" и презентаций. Уровень участия мероприятий беспрецедентный. Только на МАКС проходят события, участие в которых принимают академики РАН, ректоры вузов, генеральные конструкторы аэрокосмических компаний. Примета времени - пять тысяч делегатов посетили мероприятия на площадке выставочного комплекса, 33 тысячи человек просматривали онлайн-трансляции на сайте салона.

Похожая ситуация сложилась и с посещением выставки. Ключевым вызовом для организаторов мероприятия было выполнение строгих требований по противоэпидемической безопасности, предъявленных Роспотребнадзором. МАКС прошел с соблюдением беспрецедентных мер: от посетителей требовалось предъявить QR-код либо отрицательный ПЦР-тест.

В кратчайшие сроки была доработана информационная система, переформатированы билетная и демонстрационная программы, была проведена информационная кампания. Гостями выставки стали 135 тысяч человек. При этом 328 тысяч посетителей следили за событиями и новостями авиасалона на официальном сайте, а охват социальных сетей МАКС превысил 2,1 миллиона пользователей. Намного большую аудиторию охватили 485 российских и 94 зарубежных издания, освещавших МАКС-2021.

Выставки принято ранжировать по разным показателям, в том числе по объему заключенных контрактов и соглашений. В 2021 году, вопреки негативным ожиданиям, сумма сделок превысила показатель 2019 года и достигла 265 миллиардов рублей. Производители гражданской и боевой авиатехники смогли сформировать хороший задел на несколько лет работы.

А участники и гости авиасалона получили отличное известие от российского правительства: в 2023 году очередной международный авиасалон пройдет на традиционной площадке в подмосковном Жуковском.

Международный авиасалон-2021 говорит: до свидания, до новых встреч в 2023 году!


Giotoo05.08.21 13:04
Развитию гражданского авиатранспорта очень сильно препятствует один фактор...
Почему то... практически совсем не разрабатываются и не внедряются системы спасения пассажиров в воздухе...
Объяснение типовое... не рентабельно...
Это очень странно и не понятно...

Ведь абсолютно надежной техники не бывает...
А подобные системы спасения относительно недороги и просты...
Просто нужно несколько изменить подход к концепции самолета...

Ведь, тот, кто первый внедрит подобные системы... на первом этапе займет значительную долю рынка...
И со временем самолеты с системами спасения вытеснят обычные самолеты совсем...
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» СМИ: Аббас отверг просьбу отложить голосование о членстве Палестины в ООН
» Военнослужащий ВВС США попросил конгресс помочь в выводе войск из Нигера
» Иран пригрозил ударом по ядерным объектам Израиля в случае агрессии
» Российский суверенитет над Южными Курилами неоспорим — Захарова
» В МИД России прокомментировали отказ возмещать ущерб по "Северному потоку"
» Украина получила от Германии три системы ПВО IRIS-T
» В зоне СВО начали применять новый ударно-разведывательный коптер МиС-35
» Страны G7 раскрыли планы на замороженные российские активы

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"