Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Морской потенциал страны - это не только военный флот
05.06.22 16:45 Армия, ВПК, спецслужбы

Президент Российской Академии наук Александр Сергеев в своем докладе на общем собрании академии, говоря о научных достижениях российских ученых за последние два года, имеющих мировое значение, назвал создание Индекса Морской Мощи учеными ИМЭМО РАН имени Примакова. Благодаря этой разработке, сказал он, можно сделать сравнительный анализ морского потенциала ста ведущих морских держав.

Руководитель группы ученых, разработавших этот метод, ведущий научный сотрудник Института Александр Поливач рассказал нашему специальному корреспонденту Вячеславу Терехову значение этого метода для определения уровня морской мощи , которым обладают различные страны мира.

Экономику определяет показатель ВВП, а морскую мощь?

- Зачем вообще понадобился этот сравнительный анализ?

- Как мы определяем экономическую мощь страны? По данным ВВП. Например, у США показатель ВВП за 20 триллионов долларов, у Китая , по-моему, 17. Вот и ясно все. А когда мы говорим, какая страна является крупнейшей морской державой, то у нас нет такого единого показателя. Мы можем посчитать сколько авианосцев, танкеров и т.д. у страны, но единого показателя не было. Поэтому мы и решили разработать единый показатель, который бы в цифровом виде отражал какая страна какую роль играет в Мировом океане. В каком-то смысле индекс морской мощи - это некий аналог показателя ВВП для экономики.

- Насколько я знаю, всегда морское хозяйство всех стран определялось по количеству судов и по общему тоннажу. В чем суть и значение вашего метода?

- Данные, о которых вы говорите, не характеризуют степень развития морского потенциала страны во всей совокупности, а только в отдельно взятых сегментах. Чтобы сделать картину более полной, и была разработана система индексов, основанных на категориях видов деятельности на море. Мы определили 40 таких категорий. Они отражают три составляющие морского потенциала: морские ресурсы, инструменты морской мощи и масштаб морской деятельности. Вместе взятые, все эти результаты и определяют полный индекс морской мощи (ИММ) страны. То есть ИММ состоит из трех суб-индексов: индекс морских ресурсов, индекс морских сил и индекс морской деятельности.

- Каждый из них уточняет составные части, вроде бы хорошо и давно нам известных понятий. Например, что такое морские ресурсы, нам это ясно. Но возникает вопрос - индекс морских сил это Военно-морской флот?

- Это его главная составляющая. Инструменты морской мощи - это все морские силы и средства, которые позволяют стране владеть морскими пространствами, исследовать и защищать их, а также осуществлять там свой правовой режим. Индекс морских сил состоит из 18 разработанных нами статистических категорий, из них 14 касаются Военно-морского флота. В остальные четыре входят Береговая охрана, Научно-исследовательский флот, с помощью которого мы исследуем океан и только затем можем им пользоваться. Сюда входит и ледокольный флот, без которого невозможно попасть в некоторые части Мирового океана. Но, конечно, Военно-морской флот - это главный инструмент морской мощи.

Наши индексы рассчитываются по долевому принципу. То есть в каждой выделенной нами категории определяем 100 ведущих стран. Например, категория вылов водных биоресурсов - мы берем годовой вылов рыбы и морепродуктов в море по официальной статистике в 100 ведущих рыболовных странах мира. Затем рассчитываем долю каждой из этих стран и за каждый процент в доле начисляем стране 1000 баллов. И так по каждой категории. Напомню, что мы определили 40 категорий. Все данные, которые мы используем, исключительно из открытых источников.

Есть простые категории, состоящие из одного ряда данных. Например, добыча нефти или производство электроэнергии на шельфе. Но есть, например, Научно-исследовательский флот. В этой категории надо учитывать и количество научно-исследовательских судов, и их суммарное водоизмещение, потому что у страны может быть несколько больших судов или, наоборот, много маленьких. В этой категории мы рассчитываем среднюю долю страны по двум рядам данных: количество судов и их суммарное водоизмещение. Конечно, еще сложнее определять состояние Военно-морского флота. У каждой страны свой набор кораблей различных размеров и с различным вооружением. Поэтому каждая категория ВМФ сложная и может включать до 9 рядов данных.

И здесь Китай будет впереди планеты всей

- Можете вы назвать какие страны по вашей классификации обладают крупнейшим морским потенциалом?

- Согласно Индексу Морской Мощи-2021, это США, Китай, Россия. Затем идут Япония, Республика Корея, Великобритания, Индонезия, Норвегия, Индия и Франция. У США основной составляющей их морского потенциала является Военно-морской флот, также как и у России. А у Китая, который по индексу морской мощи стоит на втором месте, основной вклад в морской потенциал вносит именно морская деятельность, а не военный флот. Морская деятельность является главной составляющей морского потенциала и у таких стран, как Япония, Республика Корея и Великобритания. Хотя они также располагают крупными военными флотами.

Темпы роста морской мощи Китая превосходят таковые у США и в недалеком будущем, по нашим расчетам, КНР обгонит США и станет крупнейшей морской державой. Причем будет это преимущественно за счет гражданских компонентов морского потенциала.

Южная Корея, по нашим данным, развивается в морской сфере быстрее Японии и, возможно, также в ближайшем обозримом будущем обгонит ее.

Часто звучали и звучат дискуссии на тему, чей военный флот сейчас сильнее - китайский или американский. Причем для сравнения берут только количество кораблей и начинают превращать эту цифру в фетиш. Но корабли бывают, мы уже говорили, большие и маленькие, и с различным вооружением. Вот поэтому мы и попытались все разнородные данные свести в систему, чтобы получить более взвешенную оценку. И пришли к выводам, что пока военный флот КНР уступает американскому в 2,3 раза.

- Основной вклад в морской потенциал Китая, располагающего вторым в мире ВМФ, вносит морская деятельность. Это торговля?

- Индекс морской деятельности страны рассчитывается по 18 категориям. К ним относятся, например, размер торгового флота, количество моряков из страны, занятых в торговых флотах всего мира, портовая деятельность, размер вылова рыбы, ее экспорт, добыча нефти и газа на шельфе, производство электроэнергии на шельфе, и даже развитие парусного спорта. То есть, как видите, охватывается вся мирная деятельность, при помощи которой океан используется для получения дохода или для развлечения.

Короче говоря, Индекс морской деятельность - это то, что делает на море человек. Понятно, если Китай строит все больше и больше коммерческих судов, устанавливает все больше ветряных электростанций в море, то естественно, он развивает свою морскую деятельность быстрее, чем другие страны.

Поэтому мы и предполагаем, что в ближайшем обозримом будущем он станет морской державой номер один. Но пока это место занимают США.

Советское наследие помогает до сих пор

- Каково положение России?

- По показателям индекса морской мощи мы входим в тройку стран лидеров. Однако опережающие нас США и особенно Китай заметно больше, чем РФ, вовлечены в освоение, использование и эксплуатацию пространств и ресурсов мирового океана.

Среди наших основных преимуществ - огромные морские ресурсы, по индексу которых Россия поднялась с четвертого места в индексе морских ресурсов-2020 на второе в индексе 2021 года.

- Увеличились морские ресурсы?

- Перемещение на два места произошло за счет опережающего по сравнению с другими странами прироста запасов нефти и газа на шельфе, что и вывело Россию на второе место в мире по запасам газа и на седьмое по запасам нефти. Однако показатель разведанных запасов на шельфе не очень стабильный и имеет свойство год к году изменяться как в сторону увеличения, так и уменьшения.

По площади морских зон, где осуществляется наш суверенитет, Россию превосходят только Индонезия (за счет архипелажных вод) и Канада (внутренние воды Канадского арктического архипелага), а по исключительно экономической зоне - США , а Франция - за счет своих заморских территорий.

В то же время Россия слабо вовлечена в процесс освоения этих пространств или ресурсов. Например, по добыче нефти на шельфе мы занимаем пятнадцатое место. Значительно уступаем Саудовской Аравии - в шесть раз, Бразилии - в пять раз, Норвегии и США - в 3,5 раза. По добыче газа на шельфе мы занимаем восемнадцатое место, уступая в 10 раз Ирану, в 9,5 - Катару, в семь раз - Норвегии и в 6,5 раз - Австралии. Среди причин отставания не только сложные условия разработки на российском шельфе, но и юридический режим, исключающий частные компании из его освоения. Конечно, на отставание влияет и недостаток российских технологий и оборудования, которые нелегко заменить иностранными из-за антироссийских санкций.

По размеру инструментов морской мощи, находящихся в ее распоряжении, РФ уверенно занимает третье место, опережая идущую следом Японию в 2,3 раза, хотя уступает КНР в 1,2 раза и США - в 2,6 раза.

При этом Россия - безусловный лидер в категории флота ледовитых морей, владея свыше 46% всего мирового тоннажа этих судов.

СССР владел крупнейшим в мире научно-исследовательским флотом, и советское наследие позволяет России сохранять второе место в этой категории. Однако слабые темпы строительства новых судов данного класса, вероятно, приведут к тому, что в ближайшие годы РФ окажется позади идущей сейчас на третьем месте Норвегии. Также шестое место России в категории сил, обеспечивающих поддержание национального правового порядка на море, куда входят Морская пограничная служба, Береговая охрана и Рыбоохрана, явно не соответствует общему второму месту нашей страны в индексе морских ресурсов.

По индексу Военно-морского флота Россия входит в тройку лидеров, что также обусловлено не до конца растраченным советским наследием. Особенно это заметно в категории боевых кораблей ближней зоны, где РФ занимает первое место. Однако по совокупному индексу ВМФ наша страна уже уступает Китаю в 1,84 раза, а лидеру - США - в 4,2 раза.

С учетом небольшого отрыва от идущей на четвертом месте в этой категории Японии это не позволяет надеяться, что третье место России в совокупном индексе ВМФ устойчиво.

Так что мы делаем на море?

- С военным флотом - ясно. Наследие помогает. Но помимо военного флота?

- В индексе морской деятельности Россия по итогам 2020 года вошла в десятку ведущих стран, однако отставание России от безусловного лидера КНР огромно - в 8,6 раза. В данном индексе неплохие позиции РФ имеет в категории вылова в море водных биоресурсов (пятое место) и их экспорта - четвертое.

При этом очень негативная ситуация в отрасли разведения аквакультуры в море: Россия занимает 24 место! Она отстает от лидера - КНР - в 566 раз! В этой области значительно обгоняют РФ такие страны, как Индонезия, Южная Корея, Филиппины, Норвегия, Япония и Вьетнам.

Впрочем, у этого факта есть и объективная причина - климатические условия в морях, окружающих указанные страны, более подходящие для разведения аквакультуры, чем в российских.

Заметна роль российских моряков в мировом торговом флоте. По их количеству РФ занимает второе место (категории как командного состава, так и рядового), но по размеру торгового флота наша страна занимает лишь восемнадцатое место, отставая от лидера, Греции, в 16 раз, а по размеру зарегистрированного под российским флагом торгового флота мы лишь на 23 месте. И по темпам пополнения своего торгового флота новыми судами РФ занимает пятнадцатое место.

Как понимаете, это не дает оснований ожидать заметного увеличения роли России в мировой индустрии морского транспорта в ближайшие годы.

По объемам гражданского судостроения РФ отстает от лидера (КНР) в 88 раз, значительно уступая следующим за ней Южной Кореи и Японии.

Лидерские позиции России в ледокольном флоте и подъем за последние пять лет на второе место в категории моряков торгового флота явно связаны с государственной политикой в морской сфере, в выработке которой ведущую роль играет Морская коллегия при правительстве РФ.

Подъем по итогам 2020 года с восемнадцатого на девятое место в категории гражданское судостроение произошел благодаря усилиям крупных российских компаний, создавших Дальневосточную верфь "Звезда". Рост портфеля заказов этой верфи позволяет ожидать, что РФ может выйти на четвертое место в гражданском судостроении в ближайшие годы, однако, чтобы побороться за третье место, необходимы на два порядка более интенсивные меры.

Эпилог

- Таким образом, несмотря на достаточно высокое место в общем индексе, Россия занимает данную позицию в значительной степени благодаря своему ВМФ, ледокольному и научно-исследовательскому флоту, а также обладаемым морским ресурсам.

В тоже время ее вовлеченность в процессы освоения и использования пространств и ресурсов мирового океана, роль и место в международной морской экономике остается у нас намного скромнее, уступая ряду более мелких стран или странам, имеющим небольшие морские ресурсы, таким, как Южная Корея, Япония, Норвегия, Греция или Сингапур.

Здесь еще есть над чем работать и что развивать.

 
05.06.22 16:45
Когда-то ВМС сделали Америку сверхдержавой. Смогут ли снова?

Foreign Policy приводит мнение американских экспертов об упадке военно-морской мощи США. Автор сетует на количественное и качественное сокращение ВМС США и называет его роль в мире не решающей, а "фрагментарной".

Пол Кеннеди (Paul Kennedy) сделал себе имя, оплакивая упадок Америки. Теперь он размышляет, можно ли повернуть его вспять.

В 1987 году после публикации своей книги "Взлеты и падения великих держав" (The Rise and Fall of the Great Powers) историк Пол Кеннеди вызвал бурю негодования в свой адрес. Его прегрешение состояло в предсказании упадка Соединенных Штатов. Дурная слава сделала его книгу бестселлером, а с Кеннеди впоследствии консультировались кандидаты в президенты США. Экземпляр этого труда даже попал на книжную полку основателя "Аль-Каиды" (организация признана террористической; ее деятельность на территории РФ запрещена — Прим. ИноСМИ) Усамы бен Ладена. Однако критики предсказуемо набросились на очевидное пораженчество Кеннеди. Рецензия военного стратега Эдварда Люттвака называлась "Взлет и падение Пола Кеннеди".

"Победа на море" (Victory at Sea) — это не "Взлет и падение великих держав" — она не потрясает основы и вряд ли вызовет споры. Вместе с тем она является отзвуком книги того же автора "Взлет и падение британского военно-морского владычества" (The Rise And Fall of British Naval Mastery) по части его излюбленной темы о том, что морское могущество тесно связано с экономической мощью и промышленным потенциалом державы. Кеннеди, профессор истории в Высшей школе им. Дж. Ричардсона Дилуорта и директор по исследованиям в области международной безопасности в Йельском университете, с самого начала ясно дал понять, что книга начиналась как краткий текст, сопровождавший картины с изображением военных кораблей известного художника-мариниста Яна Маршалла. Из этого текста она и выросла. (А картины эти потрясающие: если вас не взволновал "портрет" итальянского линкора "Витторио Венето" в Специи, синтез стиля художника Клода Моне и рисунков капитана Альфреда Тайера Махана, возможно, эта книга не для вас.) В результате получилась отчасти книга для журнального столика, отчасти широкое однотомное исследование. Масштабностью описания этот труд Кеннеди больше всего напоминают труд историка Крейга Саймондса 2018 года "Вторая мировая война на море: глобальная история" (World War II at Sea: A Global History).
В "Победе на море" есть двойственная ностальгия. С одной стороны, Кеннеди как бы обращается к своему раннему творчеству, когда он публиковал работы, посвященные военно-морской истории. В более широком смысле, это ностальгия по восходящей Америке. В 1938 году в составе ВМС США было 380 боевых кораблей. К концу 1944 года их насчитывалось уже 6 084 единицы. Но "Победа на море" рассматривает не только восхождение Соединенных Штатов на стальных корпусах военных кораблей до статуса сверхдержавы: она также исследует и пять других военно-морских держав Второй мировой войны — Великобританию, Францию, Германию, Италию и Японию. Повествование начинается с 1936 года, когда началось повсеместное перевооружение мировых флотов, и ведется вплоть до всемирной морской демобилизации по окончании войны.

Кеннеди посвящает несколько страниц подробному описанию иногда забываемого рейда японского флота в Индийском океане в апреле 1942 года, в ходе которого были потоплены корабли и разбомблены береговые сооружения в современной Шри-Ланке, а на море был посеян всеобщий ужас. Он предполагает, что могло бы произойти, если бы адмирал Тюити Нагумо продвинулся бы дальше на запад, создав реальные угрозы Адену, Йемену и Суэцкому каналу, и как это могло повлиять на сухопутные операции Великобритании на Ближнем Востоке и ее способность удерживать Мальту, стратегическую твердыню и колючий камень в "итальянском ботинке". Существует множество книг о морских сражениях Второй мировой войны, в которых основное внимание уделяется промахам адмирала Уильяма Хэлси-младшего, плохим торпедам, достоинствам деревянных взлетных палуб авианосцев по сравнению с бронированными, а также историям, описывающим погоню за немецким линкором Бисмарк, как если бы он был бегущим от полицейских грабителем Клайдом Бэрроу. Но вот что именно Кеннеди делает мастерски, так это на высоком исследовательском уровне объединяет экономику, технологию и стратегию, чтобы объяснить, почему сражения на море во Второй мировой войне пошли именно так, а не иначе. Он подробно описывает разветвленные причинно-следственные связи, а не "зацикливается" на том, кто что потопил, на чем сосредоточены многие другие популярные военно-морские труды. В качестве примера Кеннеди рассказывает о том, как сырье из бокситовых гор в Суринаме в конечном итоге стало алюминием, имевшим решающее значение для скорости и боевой прочности чрезвычайно успешного истребителя ВМС США Grumman F6F Hellcat.

Англия, к счастью или нет, и несмотря на множество отдельных серьезных проблем, сохраняла свое господство на море более 200 лет. Вторая мировая война стала потрясающим дуэтом, когда Великобритания и Соединенные Штаты объединились, что в истории делали немногие военно-морские державы. Британский Королевский флот, все еще могущественный, но уже демонстрировавший серьезные трещины, полагался на помощь США для защиты атлантических конвоев. Пошатнувшийся флот США будет рассчитывать на Британию в свой самый темный час в Тихом океане.
Повествование книги "Победа на море" создает ощущение хорошего темпа и напряженности от убеждения Кеннеди в том, что до 1943 года война на море больше напоминала прятки и догонялки. А вот с середины 1943 года, как утверждает автор, с прибытием в мировой океан целого флота новых массивных американских авианосцев, она приобрела характер полномасштабных эпических морских сражений. Конгресс тогда заказал 32 авианосца класса Essex (24 были построены), а также принял решение переоборудовать девять крейсеров в легкие авианосцы и начал программу строительства 122 эскортных авианосцев. А японцам во время войны удалось построить или переоборудовать только полдюжины авианосцев, и большинство из них вошли в состав императорского флота слишком поздно, чтобы повлиять на исход морских сражений.
Но это были не только боевые корабли. Кеннеди представляет в своей книге хронику того, как каждой из крупных военно-морских держав удалось сохранить действующими— даже в стесненные договорами времена 1920-х и 1930-х годов — большое количество национальных судоверфей. Большая часть их работы заключалась в строительстве торговых судов. Именно сохранение верфей и их квалифицированной рабочей силы в "голодные годы" после Первой мировой войны стало ядром обширных программ военного судостроения, в результате которых, например, только в США было построено более 2,7 тысячи кораблей класса Liberty ("Либерти" — тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве — всего построено 2751 судно — в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок — Прим. ИноСМИ).

Именно здесь повествование Кеннеди о Второй мировой войне, хотя и весьма качественное само по себе, приобретает актуальность и связь с настоящим. Если морские сражения той войны находят отклик и сегодня, то это потому, что война на море 1945 года намного ближе к 2022 году, чем все, что бывший французский император Наполеон Бонапарт или бывший американский генерал Джордж Паттон сделали для современной наземной войны. Авианосец по-прежнему остается основным боевым кораблем, а эсминцы и крейсеры — по-прежнему кораблями эскорта. У Соединенных Штатов по-прежнему есть если не самый большой, то самый мощный военно-морской флот. Районы плавания ВМС США — Атлантический океан, Средиземное море и западная часть Тихого океана — сегодня такие же, как и были раньше.

Разница в том, где сейчас находятся в мире главные судостроительные мощности. Вот здесь-то и произошли исторические перемены. У Китая сегодня есть крупнейший в мире военно-морской флот с лавиной все более совершенных надводных кораблей. Он также поддерживает масштабную программу гражданского судостроения. Около 90% мировых торговых судов построены в Китае, Японии и Южной Корее. Соединенные Штаты и Европа находятся здесь в "самоволке", нервно куря в сторонке.

За свой бестселлер 1980-х годов Кеннеди получил ярлык "пораженца". Его нельзя обвинить в том же самом в связи с последним его творением. Но любой, кто прочитает "Победу на море", может почувствовать то же ощущение упадка американской мощи, сравнивая перспективы морской безопасности тогда и сейчас. В 1930-х годах союзники отказались от более чем десятилетия самостоятельно наложенных на себя ограничений, чтобы, хотя и с опозданием, начать активное строительство своих военных флотов. Сегодня ВМС США говорят о росте, в то же время сокращая американский военно-морской потенциал. Согласно последнему проекту бюджета, к 2027 году уже сократившийся сейчас американский военно-морской флот будет насчитывать не сегодняшние 297 боевых кораблей, а только 280. В Соединенных Штатах снижается количество судостроителей и не хватает мощностей верфей. Корабли годами стоят в сухих доках, прежде чем их начинают ремонтировать. Сравните это с тем, как в битве в Коралловом море в 1942 году авианосец "Йорктаун" (Yorktown) получил почти катастрофические повреждения. Адмирал Честер Нимиц сказал тогда, что ремонт займет не менее трех месяцев, и дал судостроителям три дня. "Йорктаун" сражался — и выиграл — в битве за Мидуэй несколько недель спустя.
В Конгрессе появилось новое поколение ветеранов войны. Однако большинство из них были выкованы в ходе наземных войн в Ираке и Афганистане. Выходцев из нынешних ВМС США среди них значительно меньше. Такое положение сильно отличается от Второй мировой войны, когда и у президента США Франклина Рузвельта, и у премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля была "морская соль в крови". Оба в прошлом курировали военно-морские дела — Рузвельт в качестве помощника министра военно-морского флота, Черчилль в качестве первого лорда адмиралтейства. И оба предпочитали совершать свои служебные зарубежные вояжи на крупных военных кораблях. Черчилль подписывал свою переписку с президентом США во время войны так: "Бывший военно-морской деятель".

В опубликованных историях прошлых военно-морских войн недостатка нет. В том числе и о сражениях на море в ходе Второй мировой войны. Однако новая книга Пола Кеннеди предлагает более широкий взгляд на ту роль — порой решающую, а порой и фрагментарную, — которую военно-морской мощи США предстояло сыграть не только в разрушении могущества империалистической Японии, Италии и нацистской Германии, но и в установлении продолжительного мира.

Александр Вули — журналист и экс-офицер Королевского ВМФ Великобритании


argus9805.06.22 19:09
"Президент Российской Академии наук Александр Сергеев в своем докладе на общем собрании академии, говоря о научных достижениях российских ученых за последние два года, имеющих мировое значение, назвал создание Индекса Морской Мощи"(с)

Вот чего нам (и Миру) только не хватало для полного счастья, так это "индекса морской мощи"(с)...

Дяденьки академики, вам что, заняться совсем нечем? Лавры британских "учёных" не дают покоя?!
Аббе06.06.22 05:49
Аквакультура? В России ею лучше заниматься там, где не образуется ледяного покрова. Таких земель в России не много. А водные просторы - вообще то Каспий.
Так что, извините, но удобнее выйдет аквакультурить вокруг АЭС. Залили поле водой, дали там пару лет рыбоводство. А уже рыбы то фекалиями удобрят почву.
Слили воду, засеяли культурами, которые очистят грунт от бактерий, которые вредоносны для рыбы. Год, два, три года. Потом снова вода и рыба.
Опять же. Если работать изрядными объёмами пресной воды - можно будет распреснять засолённые участки. И не факт, что для растениеводства нужны обязательно продовольственные культуры. Что то, заведомо стойкое к избытку соли из технических культур в качестве решения этой проблемы.
Одно дело аквакультура в воде с температурой тропиков и совсем другое дело, когда рыбе просто неоткуда взять кислород для д
дыхания!
Насчёт мощи ВМФ? А у нас штаны не порвутся? Обеспечивать четыре никак не связанных между собой, изолированных флота?
Тут нужнее возможность резерва, возможность перенести личный состав и дефицитное оборудование с одного флота на другой авиацией и железной дорогой.
Что там с Японией - нам поровну. У нас своя география. И флот тяжёлых грузовых самолётов "с герметичной грузовой кабиной" может оказаться не менее важен, чем какое то количество кораблей.
XP Best07.06.22 00:25
размер вылова рыбы
Найдите в критериях академика упоминание развития рыболовного флота, транспортировки биопродуктов большим рефрижераторным флотом и рыбопереработки, что не менее важнее лова.
СССР ловил во всем Мировом океане вплоть до Анрактики. И ловили экспедиционными группами, поделив весь океан на промысловые районы с назначением начальников промрайонов. Имели отлаженное снабжение флота водой, запчастями, орудиями лова, тарой, топливом, продуктами и пр. на промысле и вывоз выловленной рыбы и изготовленной в море рыбопродукции. Всей системой управлял Минрыбхоз с территориальными производственными объединениями, включая специализированные рыбпорты.

количество моряков из страны, занятых в торговых флотах всего мира, - не будет удивительно, что это филиппинцы, чей флот в основном малого каботажа между островами. Поэтому масса моряков с Филиппин работает по найму на исностранных судах. Похожее явление и с российскими моряками - большая часть работает на иностранные компании. Такая численность не может включаться в национальное морское достижение, а вернее наоборот, как признак утечки мозгов.
Недостаточный критерий у академика.

Также не сказано о развитии прозиводства судового оборудования и независимисть от импорта. Верфь прозиводит только корпуса и монтаж блоков (секций). и оборудования. Остальное - удел машинсторительных заводов и р/электронного прома. Пока 90% судового оборудования импортное.

Также невнятно обозначено прибрежное развитие - средств и оборудование морской наигации (буи, маяки, створные знаки и пр.), фарватеры, портовая деятельность, контроль за пространствами с целью обнаружения загрязнений и их локализации и очистки. Готовность к спасательным операциям - спасательные буксиры. противопожарные суда, морские вертолеты.

И вообще, размах морской деятельности является одним из важнейщих критериев Державы, а не только пресловутый ВВП, который может быть даже у колоний.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Греция категорически отказалась отдавать Киеву системы ПВО
» Главы энергокомпаний: за энергопереход Европе придется хорошо заплатить
» Первые истребители Rafale прибыли в Хорватию
» Замглавы Пентагона признал провал с поставками американских бомб Украине
» Литва решила вернуть военнообязанных украинцев на родину
» Китай предостерег США от пересечения красных линий
» CNN: Украина запретила оказание консульских услуг мужчинам призывного возраста за границей
» Экспертизы не подтвердили взрыва на борту Ту-154 Леха Качиньского

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"