Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Ответы на вопросы журналиста Павла Зарубина (по интервью Т. Карлсону)
Интервью Такеру Карлсону
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Россия в больших цифрах. Часть 2-А. Структура расходов федерального бюджета
28.02.12 13:30 В России

Что определяет развитие государства и его граждан в целом? Что заставляет экономику работать? Ответ прост: бюджет.

Существует два вида бюджета в стране: федеральный и консолидированный (сумма региональных бюджетов). Ранее мы уже познакомились со структурой и динамикой Валового Внутреннего Продукта (для тех, кто не читал, настоятельно рекомендую пройти по ссылке). А сегодня я бы с вами хотел поговорить о федеральном бюджете. Что он из себя представляет? ФБ, фактически, является кровеносной системой всего государства. Если бюджет и не самый главный в жизнеспособности страны, то входит в первую тройку по части важности как минимум. По этой причине всё, что связано с казной, необходимо предельно аккуратно рассматривать и всегда проверять, способен ли бюджет выдержать те или иные заявления или нет. Ведь мы все прекрасно знаем, что если где-то пришло, то где-то обязательно ушло. И это правило в отношении федерального бюджета работает на все злополучные 147%

Начнём со злободневного, с доходов.

Есть расхожее мнение, что зависимость ФБ от выручки от продаж за рубеж нефти и газа приближается к критической. В большинстве случаев, как и с ВВП, множество людей даже не представляют, к каким цифрам апеллируют, называя или "много" или "очень много". Некоторые называют более точные цифры: "40-60% доходов  бюджета составляют нефтегазовые поступления" или около того. Итак, давайте разберёмся, где правда, а где ложь.

Хочу сделать небольшое отступление: точные данные по исполнению федерального бюджета за прошедший 2011 год на момент написания этой статьи не опубликованы. Министерство Финансов пока лишь опубликовало предварительные данные по расходам/доходам, которые вызывают определённый оптимизм. С чего бы? Дело в том, что в начале финансового года принимают проект бюджета, но его исполнение в итоге может отличаться от плана (предупреждаю, по ссылкам огромный массив данных с сайта Мин.Фина). И в 2011 году факт от плана отличается в положительную сторону. Давайте быстренько пробежимся по федеральному бюджету на 2011 финансовый год по тем цифрам, которые мы имеем:

По цифрам видно, что 2011 год закрыли без дефицита и сверх плана. Но давайте обратимся к динамике исполнения доходов/расходов федерального бюджета за период 1999 по 2011 годы, чтобы понять, что в этом было хорошего (бюджеты можно найти на сайте Министерства Финансов и Казначейства РФ):

Маленькая ремарка: я взял исполнение федеральных бюджетов, а не планы, как это часто делают по ошибке, потому что последние легче найти.

Для наглядности приведу цены на нефть:

Охвата ранее 2000 года нет, извиняюсь, но приведу отдельно средние цены на баррель нефти:
1997: 14$
1998: 13,3$
1999: 16,9$

Для бОльшей наглядности давайте переведём федеральные бюджеты в доллары США по текущим курсам и сравним со средними ценами на баррель нефть:

ну, или так:

В целом можно провести параллель роста доходов федерального бюджета с конъюнктурой цен на нефть, но не везде и не всегда. Обращаю ваше внимания на период с 1997 по 1998 годы, с резким обвалом бюджета страны, хотя нефть похудела всего на 5%. Даже не смотря на повышение цен на нефть, бюджет к 2000 году продолжал падение. В конце 1999 года Министерство Финансов проделало титаническую работу, чтобы исправить положение дел, и в 2000 году наконец-то обозначился подъём, не без помощи цен на нефть, естественно. На следующие два года (2001 и 2002) цены даже упали, но поступления денег в казну от этого не уменьшилось, а наоборот — увеличилось. Это объясняется проведенной налоговой реформой, которая в итоге позволила увеличить собираемость налогов, а также дало стимул для дальнейшего развития экономики страны, и к концу 2003 года обозначился серьёзный профицит.

Высвобожденные деньги были направлены в Стабилизационный Фонд, который позволил нам сбалансировать федеральный бюджет в 2009 и 2010 годах, покрыв серьёзный дефицит, а также спасти банковскую систему и промышленников в 2008 году. Но о нём [Стабилизационном Фонде] более подробно поговорим чуть позже.

Но вернёмся к вопросу о сильной зависимости федерального бюджета от цен на нефть. Чтобы лишний раз не приводить множество букв и цифр, я лучше дам такой график на основе вышеприведённого:

Мощный подъём в 2005 году обуславливается в первую очередь тем, что в 2004 году 74% активов Юганскнефтегаза (дочка ЮКОСа) были, фактически, переданы Роснефти, а также введена совокупная рента на нефтегазовую отрасль  примерно в 84% . Про то, что крупный бизнес наконец-то соизволил полностью выплачивать налоги в казну, я промолчу.

Как мы видим, прямая зависимость от цен на нефть проявилась лишь в 2009 году, когда сильное падение цен на нефть в совокупности с падением пром.производства и кризиса в банковской системе (произошедшие в 2008 году, но отразившиеся в 2009 и 2010 годах), уронили доходы к предыдущему году аж на 48,3%.

А что же насчёт структуры доходов, которая нас собственно  интересует? На данный момент есть только предварительные данные за январь-ноябрь 2011 года, по которым какую-либо чёткую картину выстроить пока невозможно. Но "краем глаза" взглянуть всегда можно (по текущим данным Министерства Финансов на 24 февраля 2012 года):

Как мы видим, доходы от внешнеэкономической деятельности и вправду в структуре бюджета составили 41%. Очень многие по незнанию считают, что вся эта позиция состоит из нефтегазовых доходов. Но это преувеличение. К сожалению, подробный разбор налоговых сборов от Казначейства за 2011 год пока ещё не опубликован, и придётся обратиться к структуре экспорта страны в 2011 году. Но хочу сразу предупредить, что структура экспорта и структура внешнеэкономической деятельности в бюджете может кардинально отличаться по объективным причинам. Однако всё равно давайте взглянем на неё:

Итого нефтегазовая доля в экспорте страны в 2011 году составила 45% от 516 млрд.$. или 232 млрд.$ в абсолютных цифрах. Но, как мы знаем, не все эти деньги идут напрямую в федеральный бюджет страны, и для того, чтобы узнать конкретные цифры за 2011 год, нам необходимо подождать публикации отчётов Казначейства РФ об исполнении федерального бюджета, дабы сейчас тут не пытаться "рисовать" ничем не подкрепленные цифры.

Но мы можем пойти другим путём: все отчёты Казначейства за 2008 год присутствуют, и мы можем смело разобрать их, а далее сопоставить с цифрами 2011 года, верно? Почему именно 2008 год, а не 2010 год? Для начала давайте вспомним, что 2009 и 2010 годы для федерального бюджета были кризисные и закрыли их с дефицитом. А ещё средняя цена на нефть в 2008 году была примерно такая же, как и в 2011 году. Что означает некую справедливость сравнения. При этом вы и сами должны уже были вспомнить, что ВВП страны в 2008 году и 2011 схожи в ценах всё того же 2008 года. Разобрались? Ну что ж, поехали.

Итак, давайте сначала взглянем на основные данные федерального бюджета за 2008 финансовый год:

А теперь давайте взглянем на структуру доходов Федерального бюджета 2008 года:

В данном случае нас интересуют "доходы от внешнеэкономической деятельности (39% или 3.6 трлн. рублей)" и "налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами (18% или 1.6 трлн. рублей)". Если с последним всё ясно, ибо в этой графе львиная доля составляют налоги на добычу непосредственно углеводородных ресурсов (нефти и газа, в итоге составляя 1590 млрд.рублей), то вот с первым немного сложнее. Давайте разберёмся поподробнее.

"Доходы от внешнеэкономической деятельности" состоят из ввозных и вывозных пошлин:

Как вы понимаете, нас конкретно сейчас интересуют вывозные таможенные пошлины, которые составили в 2008 году 2860 млрд.рублей в абсолютном значении. Давайте разбирать ещё более подробнее:

ну или так:

Да, вы не ошиблись. Судя по данным Казначейства РФ, ощутимые пошлины при вывозе товаров из страны накладываются только на углеводороды и продукцию из углеводородов.

А теперь сложив пошлины на углеводороды (2178,5 млрд. рублей) вместе с налогами за пользование природных ресурсов (1580 млрд. рублей), то мы получим в итоге следующий график:

Почему графу "товары, выработанные из нефти" включил в прочие доходы, а не причислил к "углеводородам"? С моей точки зрения топлива (бензин, дизель, авиационное топливо и прочее) и различные нефтепродукты всё-таки являются готовой продукцией и относятся скорее к промышленному производству, чем к продаже сырой нефти.

Для некоторой наглядности, хотя весьма спорной, можно посмотреть на динамику подобной структуры доходов федеральных бюджетов за 1999-2010 годы:

А вот так выглядит динамика доходов от углеводородов в федеральном бюджете в абсолютных цифрах:

По этим двум графикам прекрасно видно резкое увеличение, в особенности с 2005 года, доли нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета. В первую очередь это объясняется ранее упомянутыми налоговыми реформами вместе с увеличением пошлин на экспорт сырой нефти. Перенастройка механизма экспортных пошлин и введение НДПИ позволили увеличить долю нефтегазовой ренты, получаемой госбюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году.

Самый пик пришёлся на 2006 год, когда доходы от углеводородов составили немалые почти 42%. В среднем, после реформ в начале нулевых, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете колеблется в районе ~35-37%. Много это или мало? Определённо меньше, чем принято считать. Но в то же время достаточно много, чтобы негативно влиять на федеральный бюджет в случае падения цен на нефть, как подобное произошло в 2009 и 2010 годах.

Но если мы вспомним анализ структуры ВВП, где чётко видно, что доля нефтегазовой промышленности сокращается в экономике страны, то назревает закономерный вопрос: почему подобное не происходит с федеральным бюджетом? Во-первых, это объясняется тем, что у нас в стране относительно низкие налоги, такие как налог на доходы физических лиц (13% ставка) и налог  на прибыль организаций (20%), которые в основном уходят не в федеральный бюджет, а в региональные (то есть в консолидированный бюджет страны). Тогда как нагрузка на промышленность, занимающуюся углеводородным сырьём, не сравнимо больше, и подавляющая её часть уходит именно в ФБ, а не в КБ. Во-вторых, из-за высоких цен на нефть рентабельность добычи и продажи углеводородного сырья по-прежнему остаётся очень высокой.

Маленькое отступление: давайте быстренько пробежимся по доходам консолидированного бюджета в 2008 году, который составил в общей сложности 6198,8 млрд. рублей:

Если всё это "безобразие" сложим вместе с федеральным бюджетом, то мы получим общий бюджет в 15474,7 млрд.рублей с вот такой диаграммой:

Можно также построить динамику изменения этой структуры за 2005-2010 годы:

Итого доходы от углеводородов варьируются в пределах 21-24% от всех совокупных доходов во всех бюджетах страны за последние 5-6 лет. Много это или мало? Решать вам.

В общей сложности мы имеем то, что Россия на данный момент в некотором роде зависима от углеводородов. Это будет продолжаться до тех пор, пока мы не сможем восстановить потенциал промышленного производства. Хочу сразу предупредить:

1) От зависимости от углеводородов мы никогда не уйдём, потому что в любом случае страна имеет своё внутреннее потребление, которое со временем будет только нарастать. Из примерна 500 млн.тонн нефти, добытых в 2008 году, лишь половина ушла на экспорт. Внутреннее потребление страны составляет около 220-240 млн.тонн нефти в год, и, как я уже сказал выше, оно [потребление] будет только увеличиваться с восстановлением пром.производства.

2) Восстановление производства — это долгий и кропотливый труд, на которое придётся затратить не одно десятилетие, какая бы ни была власть в стране. Если судить по структуре ВВП, которую мы разбирали ранее, в последние несколько лет пром.производство идёт именно в этом направлении, развиваясь медленнее лишь оптовой и розничной торговли.

Но об этом всём поговорим чуть позже. А следующую статью я постараюсь посветить расходам как Федерального, так и Консолидированного бюджетов.

Надеюсь, вам было интересно читать.

—HolyReverend, Глобальная Авантюра

 

MinMong28.02.12 13:50

Нельзя ли включить "www.vmestepobedim.org" в список рекомендованных ресурсов, хотя бы на время вакханалии?

acprog28.02.12 17:03
Спасибо автору! Хорошая статья =)
uszver28.02.12 20:59
Статья хорошая, интересная.
Но мне не онятно одно, у нас что добыча и поставка нефти и газа потребителям, что не считается производством? Откровенно говоря удивлён. Мне кажется, что это очень высокотехнологичное производство, которое, к тому же, тащит за собой всё остальное.
Alex_Canada28.02.12 22:22

Если цель автора - найти реальную зависимость бюджета России от экспорта углеводородов, то нужно было обязательно выявить в налоге на прибыль и налоге на доходы физ лиц ту часть (особенно в налоге на прибыль), которая связана с экспортом углеводородов: прибыль и зарплаты в нефтегазовом секторе, очевидно, заметно выше средних по стране. Если цель - выявить зависимость бюджета от цен на энергоносители, то нужно было включить доходы от торговли продуктами переработки, т.к. их цена (и прибыль бюджета) напрямую зависит от мировых цен на нефть.

Получилось так, что данный обзор показывает только прямую зависимость консолидированного бюджета от налогов на продажу за рубеж нефти и газа. Не считая себя экономистом, всё же полагаю, что даже у государства, которое вообще ничем, кроме нефти и газа, не занимается, приведенная автором цифра вряд ли зашкалила бы за 50%, т.к. газовикам-нефтянникам платят зарплату, они её частично оставляют в магазинах, что учитывается в налогах с торговли, они закупают оборудование, что учитывается в налогах с прибыли продавцов, либо растаможке, либо в налогах с прибыли производителей оборудования, а также у наладчиков и обслуживающих компаний и т.п. Но! Если нефть/газ упадет в цене, то провал в бюджете этой гипотетической страны будет не 50% от падения цены, а почти 100%.

Mitrofan29.02.12 02:31
"Если всё это "безобразие" сложим вместе с федеральным бюджетом, то мы получим общий бюджет в 15474,7 млрд.рублей"

Ладно, не вдаваясь в разные "безобразия", можно получить ответ на один вопрос? Как бюджет(даже и консолидированный) может равняться всей денежной массе, тем более её превосходить? Вот даже сегодня денежная база ЦБРФ до таких объемов не дотягивает ссылка
artyom29.02.12 07:10
> Mitrofan
"Если всё это "безобразие" сложим вместе с федеральным бюджетом, то мы получим общий бюджет в 15474,7 млрд.рублей"

Ладно, не вдаваясь в разные "безобразия", можно получить ответ на один вопрос? Как бюджет(даже и консолидированный) может равняться всей денежной массе, тем более её превосходить? Вот даже сегодня денежная база ЦБРФ до таких объемов не дотягивает ссылка

Попытайтесь нагуглить "скорость оборота денег". Вы будете удивлены, но одна и та же денежная масса успевает за год "обслужить" сделок в разы (или даже десятки раз) больше самой себя! Вот чудо то...
Mitrofan29.02.12 12:00
Да, да. Может(размер бюджета равняться денежной массе). Поздно уже было, вот от полусонья и перемкнуло.
Но плутанина тут тоже есть. Сразу не понятно что он с чем складывает. Доходы консолидированного(нужно тогда отметить, что субъектов) за 2008 у него 6198,8 а то по ссылке это 16169,1. Так что сходу не стыкуется.
Но за материал спасибо, надо на досуге посидеть посверять-посчитать-подумать.
Hol29.02.12 14:15
Автор подсчитал только прямейшие доходы и в этом он преуспел, при этом пошлины на нефтепродукты выкинул несмотря на то, что 55% там мазут. Есть еще налоги на нефтепродукты, продаваемые внутри страны, а это до 15 р с литра, есть доля нефтегаза в налоге на прибыль и НДФЛ, совсем уж тяжело подсчитать эффект от генерируемого нефтянкой внутреннего и внешнего спроса(импортные пошлины) . Без преувеличения это становой хребет экономики и пытаться его как-то статистически принизить глупо.
Потом, он почему-то смешал внутреннее потребление нефти и внутреннюю переработку. Реальное внутреннее потребление в районе 100 млн тонн или 20% от добычи, остальное экспорт, причем экспорт певого передела нефти - мазут и солярку.
Crezol05.03.12 16:06

Cтатья очень хорошая и полезная.

по п. 2) Восстановление производства.

Конечно это будет решенте очеь трудной задачи НО:

- структура бюджета показывает что с базовой металлургией, химической, нефтеперерабатывающей все нормально -это очень серьезныйфактор... удалось сохранить, а если есть база то есть реальная возможность миновать либеральную модель управления экономикой и перейти к жесткому госкапитализму, вообще принципиально разделив модели управления для базовых отраслей промышленности/// мелкого и среднего бизнеса как по форме так и по содержангию.

для мелкого и среднего -либеральная модель, налог с оборота и регулировать здесь ничего не надо

для базовой промышленности -централизованное управление и планирование

Crezol05.03.12 16:06

Cтатья очень хорошая и полезная.

по п. 2) Восстановление производства.

Конечно это будет решенте очеь трудной задачи НО:

- структура бюджета показывает что с базовой металлургией, химической, нефтеперерабатывающей все нормально -это очень серьезныйфактор... удалось сохранить, а если есть база то есть реальная возможность миновать либеральную модель управления экономикой и перейти к жесткому госкапитализму, вообще принципиально разделив модели управления для базовых отраслей промышленности/// мелкого и среднего бизнеса как по форме так и по содержангию.

для мелкого и среднего -либеральная модель, налог с оборота и регулировать здесь ничего не надо

для базовой промышленности -централизованное управление и планирование

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Китай ответит на размещение американских ракет на Филиппинах — Минобороны КНР
» СМИ: Британия передаст Украине высокоточные управляемые бомбы Paveway IV
» Вьетнам не признает запреты Китая на вылов рыбы — МИД
» NYT раскрыла число ракет ATACMS, которые передали Украине
» ХАМАС готов на 5 лет перемирия с Израилем при условии создания палестинского государства
» Ситуация с продовольственной безопасностью в мире продолжает обостряться
» ВС России создадут над Запорожской областью защитный купол
» Из Литвы планировались удары дронами по Минску — глава КГБ республики

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"