Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
Давайте попробуем порассуждать…(II) О демократии
16.07.15 17:46 Экономика и Финансы

Остроменский Михаил Петрович

Исследователь, Участник МОО "Вече", ВПП "Партия Дела", МОО "Альтернатива"

"Слова

у нас

до важного самого

в привычку входят,

ветшают как платья.

Хочу

сиять

заставить заново

величественнейшее

слово…"

В.В. Маяковский "В.И. Ленин"

Демократия – настолько привычное, расхожее и широко употребляемое понятие, что мы, не задумываясь, полагаем, что оно нам ясно само по себе. Да и не только нам самим, а и всем людям вокруг. Ну, по крайней мере, людям свободным, "людям доброй воли". Интересоваться о том, какая она – демократия, это как вопрошать о том, какое оно – солнце? Пустое дело. Посмотри сам. Конечно, можно спорить о формах демократии, о конкретной реализации демократии в отдельно взятой стране, об эволюции демократии, о её истории и т.п. Но что такое есть демократия кажется ясным, как день. Да и странно было бы, если как-то сложилось всё иначе.

Ведь такой форме государственного управления, как демократия, уже не одна тысяча, а то и десятков тысяч лет. Более того, сегодня стало общим местом утверждение о безусловной прогрессивности демократии как форме государственного управления в сравнении с прочими, о том, что демократия есть магистральный путь человечества, на котором и реализуются, в конечном итоге, все мечты его о свободе и процветании. И на "благолепном" этом фоне правящие группы стран, в которых, как они полагают, имеется настоящая "нормальная демократия", начинают усиленно учить другие страны, в которых, как кажется, отсутствует настоящая демократия, как оную учредить. Правда порою "учёба" происходит весьма кроваво, учиться хотят далеко не все, да и результаты весьма спорные. Но сам посыл, сам порыв к свету демократии представляется миру совершенно верным. Надо лишь слегка, кое-где поправить, подрихтовать и надавить…

Но вот что интересно. Есть регионы и огромные, где демократия как форма правления за всю историю так ни разу и не наблюдалась. Однако есть другие регионы, где она нет-нет, да и появлялась на свет и существовала достаточно длительное время. Потом уходила со сцены исторической. Однако, спустя столетия, а то и тысячелетия возникала вновь.

Давайте же попробуем порассуждать о демократии и поглядим, куда эти рассуждения нас заведут.

Начнём с определений. Просто договоримся, в самом общем виде, что мы будем понимать под "демократией" – политический режим в государстве, характеризующийся, по крайней мере тем, что народ в нём является единственным легитимным источником власти. Отсюда вытекают и другие, близкие к этому определения демократии в рассматриваемом нами ключе. Как-то: демократия – это режим, при котором граждане сами выбирают себе тех, кто будет ими руководить, как руководить и сколько или демократия – это самоуправляющееся общество и т.д.

Однако не ясен вопрос: кто такой этот народ, который самоуправляется? Ответ, впрочем, кажется понятным сам по себе. Поскольку демократия есть политический режим государства, то под народом во всех таких определениях подразумеваются граждане этого самого государства. По-иному демократию можно определить как политический режим государства, в котором единственным источником власти являются граждане этого государства. Т.е. те люди, которые на основании определённых правовых или традиционных форм цензуры признаются государством его гражданами. Это и понятно, ибо государство есть некое сообщество, отличное от других таких же сообществ, отнесённых к той же категории. А коли это отличное сообщество, то человеку необходимо иметь некоторые признаки, чтобы быть причисленным именно к нему, т.е. быть гражданином этого государства, а не другого.

Подчеркнём: не все проживающие на территории, контролируемой государством, а только граждане оного могут участвовать в установлении конкретного характера управления, выбирать начальствующих и судящих. Однако эти установления относятся ко всем проживающим на территории государства, даже если они не граждане его. Более того, вы как гражданин можете жить и давно заграницей, по сути, не иметь к государству никакого отношения кроме паспорта, а иной уже десятилетия находиться на территории государства и трудиться здесь, при всём при том, именно вы будете устанавливать для этого "временно проживающего" правила его проживания. И такое положение есть всеобщее, всегдашнее и на сегодняшний день никем не оспариваемое.

Почему так? Зачем не определить как допущенных до голосования всех проживающих в данный момент на данной территории, а в следующий момент других? Это логично и демократично. Для чего это явно не демократическое ограничение – требование наличия гражданства для участия в выборах и недостаточности для этого просто самого факта нахождения на территории государства?

Но здесь не просто историческая странность, отживающая век несуразность или дань "традиции омертвелой". Дело в том, что вопрос о власти, а именно этот вопрос решают граждане, приходя или не приходя на демократические выборы, есть вопрос о распределении ресурсов, контролируемых обществом через государство. А общая и неотъемлемая характеристика всех ресурсов есть их ограниченность (в противном случае не было бы необходимости в перераспределении и власти). Эта ограниченность принципиально не устранима и проистекает уже из того факта, что сам век человека на Земле ограничен. Человек смертен, и с этим ничего поделать нельзя.

Итак, любая форма политического режима есть способ определения круга лиц, допущенных до распределения, а значит, и владения, ресурсами. Отнесение государства к демократии должно говорить о том, что к распределению и владению допущены все граждане данного государства. Как в случае аристократического политического режима – это семейства, признающиеся аристократическими. И демократия в современном мире пропагандируется как наиболее совершенная форма политического устройства именно на том основании, что она якобы максимизирует количество лиц, участвующих в распределении ресурсов. Что предполагает их более справедливое и, как думают многие, более равномерное распределение.

Тут возникает другая проблема. Мы расширили количество лиц, кто допущен до дележа ресурсов, но мы не расширили количество ресурсов! Т.е. конечно, таким образом, теоретически получаем более однородное распределение богатства. Мы вроде исключаем нищих и совершенно обездоленных. Но поскольку объём ресурсов так и остался прежним, а голоса в распределении получили гораздо большее количество жаждущих, то одновременно встаёт вопрос об ограничении потребления каждым. Хотя бы с целью избежать коллапса экономики и наступления голода. Ранее распоряжение ресурсами концентрировалось лишь в верхней небольшой страте владеющих, теперь, при широкой демократии, это право распространяется на большую часть населения. В пределе на всё. У всех теперь есть право есть-пить, как "власть имеющие". Но где взять столько хорошего вина и даже просто обычной еды? Чтобы от живота. Вдосталь. А социальные услуги государства? Пенсионное и медицинское обеспечение? Кто будет прислуживать каждому? Кто вывозить "золото"? Кто охранять покой граждан?

Но и более того, есть ресурсы, объём которых настолько мал, что никак не может удовлетворить даже весьма скромные запросы всех граждан. Ну, те же алмазы. Или дорогие автомобили. Хорошие и большие квартиры. Дома в курортной местности. Роскошные наряды. "Севрюга с хреном…" Даже свободное время, и то является дефицитным, сиречь, ограниченным ресурсом. Кто-то должен работать и создавать то, что все хотят потреблять. Как быть? Как распределить? Понимая проблему, коммунизм, для своего явления в натуре, непременно требовал перевоспитание человека. Создание новой личности, главным мотивом жизни которой, доминантой и интересом было бы не потребление, а производительный труд. Личность, которая, сверх того, была бы способна на добровольное, но более точно – свободное, осмысленное и осознаваемое ею самоограничение в потреблении.

Однако если даже забыть вообще о драгоценностях, духах и хамонах, то и с обычным молоком и хлебом не всё так просто. Бертран де Жювенель в середине прошлого века на примере статистики Великобритании показал, что если у богатых всё отобрать и распределить эти средства среди неимущих, то выйдет, что уровень доходов каждого британца лишь в два раза превысит уровень необлагаемого налогами минимума! Тогда как в обществе было распространено мнение, по которому достойная жизнь человека начинается от дохода в четыре раза большего минимального необлагаемого. По сути, простое перераспределение вело (с точки зрения тогдашнего общества) ко всеобщей бедности.

Произведём прикидочный подобный подсчёт для России, ориентируясь на данные Росстата. Жителей РФ, относящихся к "самой верхней" страте и имеющих ежемесячный подушевой доход свыше 50 000 рублей, у нас 12.5% или чуть больше 18,25 млн. человек. Они все вместе зарабатывают 1,458 трлн. рублей в месяц. Если теперь изъять, к примеру, налогами всё, что они зарабатывают сверху среднедушевого дохода (в 20014 году это было 27 754 рубля), то для распределения между остальным населением останется 951 млрд. рублей или 7 444 рубля на нос. Это если поровну. Как-то маловато будет и не решает проблемы беднейших слоёв населения. Вы не находите?

Если же задаться целью уровнять всех вообще, то необходимо будет через налоги отобрать деньги у тех "богачей", кто имеет среднедушевой доход более 30 000 рублей и распределить "вырученные средства" среди остальных, обратно пропорционально сегодняшним их доходам. Иначе равенства не выйдет никак. В результате мы установим планку всеобщих доходов на уровне около 25 000 рублей на душу в месяц. Однако и это, как видим, не верх мечтаний! Заметьте, отбирать мы будем не столько у толстосумов, сколько у простых, прилично зарабатывающих граждан, которые составят 40% населения или 58,5 млн. человек. Таким образом, мы отнюдь не достигнем того эффекта благополучного сытого равенства, на какое все рассчитываем нонче. Впрочем и того, на которое рассчитывали в момент упразднения нами СССР, тоже. Любопытно, что согласно опросу "Ромира" в 2014 году, нормальный доход семьи из 3-х человек должен составлять, по мнению граждан РФ, в среднем 78 500 рублей или чуть больше 26 000 рублей на человека. Да важно: на меньшее согласны лишь 7 % опрошенных, но живут так 60%. Похоже придётся таки браться за дело настоящим коммунистам-большевикам. Огромный ресурс имеют! Почему сегодня не используют? Ненастоящие коммунисты?

Из предшествующих рассуждений сделаем первый вывод относительно демократии: демократия равномерного распределения ресурсов, которая возникает естественным путём при допуске всех к участию в распределении, при отсутствии дополнительных условий, неизбежно приводит нас к "демократии бедности" (демократии первого типа). Именно такова она была везде, начиная с Лакедемона, христианских республик и кончая социалистическими странами в ХХ-ом веке. И сегодня она продолжает оставаться такой в КНДР и на Кубе. Конечно тут бедность условная (смотрите предшествующие расчёты). Это не нищета. Но такая неудовлетворённость населения уровнем жизни в СССР относительно представления людей о том, каким доход должен быть, и явилась важнейшим фактором падения этого великого государства. Именно мечта о "о кисельных берегах на молочных реках" и сподвигает народ на революции. Нам тут "путеводной звездой" сияет Евромайдан. На Украине население, увлечённое фантазиями о наступающем назавтра после Евроинтеграции "рае", в демократическом либеральном угаре учинило революцию. Народ, что твоё дитя: не купил жвачки – в слёзы, отобрал консоль от компьютерной игры – истерика и агрессия. Это если он предоставлен сам себе.

Заметим попутно, что институт гражданства дополнительно существенно урезает круг лиц, между которыми перераспределяются ресурсы. Например, пенсии или медицинская страховка. Потому ЕС так нервно и недемократично реагирует на приток мигрантов из Африки и всеми силами ограничивает его. США, Израиль и некоторые страны Евросоюза даже выстраивают вдоль своих границ настоящие "китайские" стены, "трояновы и адриановы валы" с целью предотвратить вторжение на свою территорию желающих поучаствовать в делёжке общественного богатства.

Итак "демократия бедности" есть демократия перераспределения существующих у государства собственных ресурсов. Своего собственного "пирога". И никакой другой она быть не может. И тут не важен строй. Мы видим, что и Великобритания, и СССР, и Лакедемон одинаково вынуждены были, в теории (как Великобритания) и на практике (как социалистические страны), ограничивать и регулировать потребление для контроля доступа к ресурсам со стороны граждан.

Но приглядевшись к классическим современным демократиям, например, США и Великобритании, мы обнаружим, что там нет никакого особого материального равенства, а перераспределение ресурсов от богатых к бедным минимизировано и относится только к крайним случаям жизненных обстоятельств: безработица, потеря кормильца, инвалидность. Что было всегда и ранее, при других, недемократических, политических строях. Однако уровень жизни в США даже "идеологами" СССР признавался более высоким. Там было лучшее обеспечение среднестатистического гражданина бытовой техникой, автомобилями, жильём, одеждой и т.д. Мы не обсуждаем некоторые особенности конкретных исторических обстоятельств жизни этих государств, например того, что в течение первой половины ХХ-го века материальные и людские ресурсы Российской Империи подверглась дважды чудовищному опустошению, тогда как в США ничего подобного не было. Но имеются более чистые примеры: ФРГ и ГДР, КНДР и Южная Корея.

Таким образом, вопрос действительно существует: чем обеспечен более высокий уровень жизни стран, не практикующих широкое перераспределение ресурсов внутри общества, в сравнении с теми, что практикует? Иначе, мы видим, что "демократия бедности" – не единственный путь демократии. Но и более того, существуют же такие страны как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, которые имеют сравнительно высокий уровень перераспределения и зажиточное население. Есть даже такое понятие как "Шведский социализм".

Ответ на данный вопрос дадут нам два наблюдения. Первое. "Демократии бедности" есть достаточно замкнутые образования, рассчитывающие почти исключительно на внутренние ресурсы и слабо представленные на мировом рынке что товаров, что услуг, что капитала, что инвестиций. "Демократии богатства" (демократии второго типа), напротив, очень широко используют торговлю, являются всегда активными рыночными агентами и пропагандистами свободного рыночного обмена. Второе. "Демократия богатства" вырастает в тех случаях, когда его обществу, в первую очередь, за счёт торговли удаётся обеспечить огромный приток внешних ресурсов внутрь, такой, что он позволяет допустить до распределения последних широкие слои собственного населения.

Последнее мы наблюдали даже у себя в РФ в период тучных "нулевых", когда огромный поток валюты в страну, вызванный небывало высокой стоимостью на мировых рынках сырья – нашего основного экспортного товара – позволил правящей группе спокойно отделять поступающие доходы и вниз "по пищевой цепочке". Денег было столько, что их не впитал даже продолжавшийся вывоз финансовых ресурсов из страны.

Эта связь "демократии богатства" с притоком ресурсов извне наблюдается неизменно на протяжении всей истории человечества. Так, в Древних Афинах настоящий расцвет демократии (возможность участвовать в перераспределении ресурсов самых широких слоёв населения) начинается лишь с момента получения полисом контроля над ресурсами почти всего Эгейского и Чёрного морей и эксплуатации соседних греческих же городов. В Европе о демократии начали вспоминать со времени получения контроля над торговлей сначала Византийской Империи (итальянскими морскими республиками). Затем, после открытия пути в Индию, вытеснения арабских и китайских купцов и упадка торговли на "Великом Шёлковом пути". Наконец, с получения дармовых ресурсов Американского материка и создания мировых колониальных империй. Хорошим примером тут будут и города "Ганзейского союза", имевшие вследствие большого притока денег от монополизированной ими торговли в Северном и Балтийских морях возможность установить у себя демократию.

А например, в 90-х годах происходило "освоение" демократиями Запада ресурсов социалистического лагеря, в первую очередь СССР. О какой "демократии богатства" можно говорить, например, у нас в России, если чистый вывоз капитала из страны в прошлом 2014 году составил 72,9 млрд. долларов или более 3,6 триллионов рублей? Доходы бюджета страны в том году – 14,238 триллионов рублей… Т.е. в чистую вывезли заграницу четверть, а, в целом, половину всех доходов государственного бюджета! Это те ресурсы, которые не инвестированы и не потрачены здесь, в России, где они были получены. Это не построенные заводы, дороги, линии электропередач, не финансированная наука, низкий уровень доходов населения, маленькие пенсии, дорогое жильё и еда. Этими ресурсами приросло богатство Запада. Всего же, согласно статистике ЦБ РФ, за период с 1992 по 2014 год вывезено из страны, без возврата, более 750 млрд. долларов (консервативная оценка). В таких условиях разве корректно сопоставлять уровень жизни в РФ и в ЕС? Как можно говорить о социальном государстве, сравнивать размеры пенсий и зарплат? Вопросы риторические.

Таким образом, богатство "демократии богатства" базируется на притоке (читай, ограблении, неравномерном обмене) огромного количества ресурсов извне. Без такого притока она быть установлена не может. Нет для "демократии богатства" ресурсов внутри государства. Хорошим подтверждением этого тезиса является бесконечная свара древнегреческих демократических полисов между собой (к слову о том, что демократии между собой не воюют) за гегемонию на Пелопонесе, за которой следовала и гегемония в Эгейском и Чёрном морях и сытая "демократия богатства".

Всякий же раз, как иссякал извне приток ресурсов, пир "демократии богатства" заканчивался. Она хирела и либо эволюционировала в монархию и тиранию (пример Древнего Рима наиболее показателен), либо поглощалась более сильными соседями, отнюдь не всегда демократическими. Тут примеров ещё больше. Греческие полисы, легко завоёванные Македонским царством и быстро променявшим свою демократическую "свободу" на монархическое "рабство". Итальянские города-республики, выродившиеся в ничтожные городишки (как Амальфи, Анкона или Гаэта). Ганзейские города, легко ставшие королевскими и имперскими подданными.

Но тут опять у нас выходит затыка. Ведь, если наши выводы верны, то в случае постепенного расширения демократии на весь мир, на весь земной шар, как о том печётся Запад, очевидно, что может произойти учреждение только всемирной "демократии бедности". И ни какой другой. Если речь идет демократии, конечно. И чтобы она, демократия, явилась и имела хотя бы ту тень справедливости, что наблюдалась в СССР, то потребуется и глубокое перераспределение ресурсов, и ограничение индивидуального потребления, и контроль за рождаемостью… Никуда от воспитания личности в духе умеренности потребления не деться.

В этом, в манкировании воспитанием, собственно, и была основная причина знаменитого товарного дефицита в СССР периода "развитого социализма". Все граждане хотели румынских и польских стенок, венгерских и болгарских консервов, чешских люстр, китайских термосов и полотенец, волжских машин. Денежные доходы населения позволяли, но не было ресурсов. Так, чтобы всем и всё. Как хотелось. Возникал дефицит – недостаток товара. Далее, граждане видели и слышали, что в капстарнах напротив, в магазинах товара навалом. Простой обыватель, воображение которого распалялось, в том числе, словами об "удовлетворении всё возрастающих материальных потребностях советского человека" как основной задачи партии и правительства, несущимися с самых высоких трибун, ничтоже сумняшеся рассуждал так: "Деньги в кармане и на сберегательной книжке имеются. При капитализме есть в магазинах всё. При социализме мало чего. Оно, конечно, не голодаю и даже сыт, но хочется большего. Вона, денег скока у меня есть." И стал он прислушиваться к диссидентам, к "вражьим голосам", сам размышлять, как умел, иронизировать над сутью социализма, говорить о бездельниках в институтах и "номенклатурных спецпайках". О себе же всегда думаешь хорошо, другие виноваты. Подсказать и объяснить ему-"дураку", было некому. А тут некоторые трудности в экономике начались… Ну, дальше вы все сами знаете. Ежели забыли, опять обращу ваше внимание на Украину. И ещё на Ливию.

Итак, выходит, что во всемирном масштабе о "демократии богатства" не может быть и речи, т.к. ограблять и непропорционально обмениваться будет не с кем? Ведь станет весь мир един и демократичен. Кого же обирать?

Впрочем, правовое демократичное государство – "демократия богатства" – допускает и некоторые отклонения. В демократиях Древней Греции, США, в английских колониях по всему свету это были рабы. В европейских колониальных демократических империях – это туземцы: индийцы ли, малайцы ли, китайцы ли, население Африки ли. Их бесправие не особенно затрагивало демократические устои Европы и США, поскольку аборигены, в полном соответствии с законом, не были полноценными гражданами или даже вообще не были гражданами и не имели право на участие в распределении ресурсов этих государств. Что, как мы видели, не только демократично, но и легитимно и законно. Вам же, в конце концов, не приходит в голову учитывать мнение коровы? Вы просто её за кормёжку доите, забирая всё производимое ею: и молоко, и телят, и мясо, и шкуру…

По какому пути пойдёт человечество? Судя по тому, что во всём мире устанавливается как незыблемый, даже "священный" принцип "неприкосновенности права частной собственности", то по второму. Но об этой коллизии – демократии и абсолютизации права частной собственности порассуждаем в следующий раз.

Статья прислана автором по элктронной почте

 

SergejL17.07.15 09:43
В чем ущербность любого научного анализ? В том, что любой логический вывод начинается с фразы: "предположим что ...."т.е. с веры. Автор изначально закладывает неправильные постулаты о "демократии бедности" и "демократии богатсва" - страшилки людей с "буржуазным" типом сознания. Если вернуться к усиленно осмеиваемому всеми "буржуинами" тезисе - "свобода есть осознанная необходимость" (Б. Спиноза), то можно провести параллель с восточным учением о "разрушении ложного я". Нас с Вами не напрягает необходимость дышать, протреблять пищу, оправлять естественные надобности и даже - при движении по улице придерживааться правой стороны. Они приняты нами как необходимость и исключены из набора целевых функций. И это никак не сказалось на качестве нашего существования и даже облегчило его. В процессе развития социализма был обоснован тезис об ограниченности физиологических (материальных) запросов человека. Он был сформулирован в понятии - "научно-обоснованные нормы потребления". Для нормального, полноценного существования человеческому организму необходимо определенное, конечное количество пищи, одежды, жилплощади и прочих материальных благ. Если эти нормы не выполняются, то человек испытывает физиологический дискомфорт и непреодолимую потребность в их удовлетворении. При достижении этих норм, они переходят из разряда физиологических потребностей в психологические, т.е. могут быть исключены из набора целевых функций, способствующих Вашему выживанию. В буржуазном обществе они определяют "статус" человека. Т.о. желание получать больше нормы есть результат неправильного воспитания, т.е. образования в человеке "ложного я". Поскольку эти установки не способствуют выживанию то они являются ложными и с научной и с религиозной точек зрения. Можно утверждать, что на нынешнем этапе развития человеческого общества возможна реализация популяции численностью 5-6 млрд, в которой будут обеспечены научно обоснованные нормы потребления, а это уже не "демокрания бедности", а - "демократия здравого смысла"
Zmey17.07.15 13:30
Для нормального, полноценного существования человеческому организму необходимо определенное, конечное количество пищи, одежды, жилплощади и прочих материальных благ.
И как определить эти нормы "нормального, полноценного"? Двести лет назад "нормальным полноценным" был свой дом, туалет во дворе и колодец на улице. Лошадь, корова и участок земли - уже за счастье. А теперь для нормального-полноценного нужны электричество, горячая вода, связь, телевидение-радио, вывоз мусора и услуги культуры. Не так давно стали звучать призывы внести в мимнимальные потребности на уровне ООН мобильную связь доступ в интернет.
Минимально-минимальное для человека - еда, одежда и жилье - это казарма или тюрьма. Причем в самом худшем их представлении. Разве казармы достаточно, что бы человек чувствовал себя человеком?
Настасья17.07.15 15:40

Чума. Автор дал ошибочное определение демократии. Потом запугал читателя. Потом нес пургу. Потом снова запугал, чтоб закрепить эффект.

nonliquid17.07.15 15:50
Интересно. От себя добавлю, что, по-моему, "демократия бедности" - система очень неустойчивая и требует силовых мер для поддержания.

Причина простая- так устроен человек. Это на уровне инстинкта установлено, судя по всему, что успешен тот, кто поднялся выше среднего уровня, независимо от абсолютной величины этого уровня.

Поэтому стремление к неравенству - видимо, органически присущая черта человеческого общества.

В СССР это была возможность получения дефицита, в Северной Корее - возможно, повышенного пайка, в капстранах - предметы и услуги роскоши.

Стремление выделиться успехом настолько сильно, что требует подавления на уровне государства.
jingl17.07.15 16:30
"демократией" – политический режим в государстве, характеризующийся, по крайней мере тем, что народ в нём является единственным легитимным источником власти.
Это определение неверно. Нигде и никогда народ не являлся источником власти. Народ это толпа, как утверждал Ле Бон, - капризная, эмоцинальная, трудно управляемая, подверженная внушению.
"Толпа любит сильных мужчин. Толпа как женщина" /Ле Бон/
Наполеон: "У меня только одна страсть, одна любовница — Франция. Я ложусь с ней"
Власть всегда иерархична. Она может быть явной или скрытой, действующей через подставных лиц, управляемых марионеток. Управляет тот, кто хорошо знает природу человека, его привычки, повадки, желания скрытые и явные, отличия женской и мужской психологии.
Timmer17.07.15 16:38

Прочитал, ужаснулся. Автор вам не нужно было учиться грамоте, совсем, вам и так было бы хорошо.

1. Демократия это форма легитимизаци власти тех, кто владеет продуктом производимым обществом. В первобытном, это власть охотников и шаманов, в рабовладельческом,- власть рабовладельцев, в феодальном,- высокое собрание землевладельцев хотя это скорее исключение, очень уж источник богатства и соответственно власти специфический.

В буржуазном это власть буржуев легитимизируемая через так называемыми демократические выборы, да и то работает пока подачек хватает всем, а то глядишь, здравствуй фашистская диктатура.

2. Проблема буржуазного общества не в том, чтобы справедливо разделить, - чушь, чушь и чушь, а в том что буржуй использует полученные материальные ценности не в интересах общества, а в интересах своей задницы, а задница хочет простого. В тоже время в обществе может существовать голод на врачей, учителей, детские сады и т.д. ит.п., а у нас яхта с восемью бассейнами, смысл в которой только в том, чтобы ласкать комплексы задницы. В этом несправедливость.

3. Цель капиталистического хозяйства прибыль, нет прибыли и все свободны, могут демократическим образом выбрать себе забор под которым можно сдохнуть. Спасибо. А вот нету больше прибыли и не будет,- рынок больше не растет. Кто под забор пойдет 12% или 88%, - риторический вопрос.

Автор убей себя ап стену!

PS А, да, я завидую.

Timmer17.07.15 17:08
> nonliquid
Timmer

Слишком эмоционально.
Буржуй не тратит деньги в никуда. Они уходят на оплату труда строителей яхт и жопочесалок. Проблемы начинаются, когда буржуй откладывает деньги на счёте, выключая их из оборота в обществе.
Зависть учителей к яхте с 8-ю бассейнами - проблема учителей.
Демократия - приемлемая форма диалога властей имущих с плебсом, чтобы первые не зарывались, а вторые не устраивали революции с голодухи.

Деньги потраченные на жопочесалку я считаю выброшенными деньгами, они больше не создадут ничего. Что вы скажете об отце семейства, который на "честно" заработанное, покупает скажем "Hennesy" и сигары, но считает, что платить за учебу младшего накладно, пускай сам уж как-нибудь, когда вырастет.

" Не может быть равноправного диалога между голодным и сытым, просто по тому, что когда один согласен на все, второй может и подождать!" И.В. Сталин

_STRANNIK17.07.15 17:36
Остроменский - в своем стиле . Галопом по верхам и европам... ИМХО. Не говоря о куче натяжек , есть просто откровенные ляпы типа : "А тут некоторые трудности в экономике начались… Ну, дальше вы все сами знаете. Ежели забыли, опять обращу ваше внимание на Украину. И ещё на Ливию." Пример когда на одну доску поставлены страны не имевщие ничего общего (ни в экономике ни в политическом устройстве). Насчет демократии - не помню кому из американских политологов (еще прошлого века ) принадлежат слова : говорить , что народ избирает себе власть путем демократических выборов в корне не верно . Правильнее говорить , что люди которым власть принадлежит по факту, избирают своих представителей в структуры власти с помощью "демократических" процедур при участии граждан в качестве инструмента для голосования...
SergejL, RU
............................
""свобода есть осознанная необходимость" (Б. Спиноза)"
Вас обманули . Эта мысль принадлежит Гегелю. А Спинозе ее приписал кто-то из "остроменских"...
По большому счету Остроменский - платный п.......р. Который отрабатывает заказ. Тестируя наличие определенных настроений в обществе с помощью обсуждения своих опусов. При этом ничего не предлагая по существу и тщательно обходя острые углы.ИМХО.
Бог ему судья...
jingl17.07.15 17:42
"У всех, кто своих же братьев-бедняков грабит, у всех на башке рога вырастут" (c)
chep-6517.07.15 18:13
Пан Остроменски феерически балаболист.
Присоединяюсь к критике предыдущих сокнижников.
nonliquid, RU, не надо заниматься социальным дарвинизмом - это пошло. Ваша логика в сухом остатке сводится тому, что существуют лучезарные светонесущие полубоги-буржуа и тупое быдло, которое по факту должно быть до смерти благодарно первым, сидеть на попе ровно и не чирикать. Вы-то сами не иначе как из потомственных рюриковичей, ротшильдов или сразу происходите от Заратустры?
kragl17.07.15 23:07
Всякий раз, когда кто-то с вами заводит разговор о демократии и особенно о равенстве, нужно сразу проверить карманы - вас хотят обчистить, потому что демократия просто среда, режим отношений, создаваемый людьми, а равенство от природы не только не возможно, а и не полезно, потому что только разность потенциалов движет всеми процессами.

Мы живем каждый сам по себе, видя разумным вкладываться только в своих детей и помогать родственникам в расчете на ответную помощь, а с другими соплеменниками мы согласны что-то делать вместе только на заранее оговоренных условиях, как правило что-то общее - дороги, колодцы, и т.п., вот из этого и нужно исходить, а не врать хотя-бы себе.
86868618.07.15 00:50
Деньги потраченные на жопочесалку я считаю выброшенными деньгами, они больше не создадут ничего.

Откуда вам знать на что потратит деньги продавец жопочесалок, а затем, производитель жопочесалок? Если во всем искать сухую практичность, то для подавляющего большинства людей интернет средство тупого балабольтства в одноклассниках, вконтактах и прочих фейсбуках. А в телевизоре - так вообще никакой практичности. Нефиг сидеть глядеть в ящик и забивать голову всякой ерундой, надо идти и создавать продукт... Вы это так же можете подвести "Деньги потраченные на интернет-телевизор я считаю выброшенными деньгами..."

Автора еще с первой части о пенсионерах я увидел сферическим конем в вакууме, вторая часть не оставила в этом сомнений. Третью даже читать не стану...
Timmer18.07.15 10:42
> 868686
Деньги потраченные на жопочесалку я считаю выброшенными деньгами, они больше не создадут ничего.

Откуда вам знать на что потратит деньги продавец жопочесалок, а затем, производитель жопочесалок? Если во всем искать сухую практичность, то для подавляющего большинства людей интернет средство тупого балабольтства в одноклассниках, вконтактах и прочих фейсбуках. А в телевизоре - так вообще никакой практичности. Нефиг сидеть глядеть в ящик и забивать голову всякой ерундой, надо идти и создавать продукт... Вы это так же можете подвести "Деньги потраченные на интернет-телевизор я считаю выброшенными деньгами..."

Автора еще с первой части о пенсионерах я увидел сферическим конем в вакууме, вторая часть не оставила в этом сомнений. Третью даже читать не стану...

Ну-да, вы совершенно правы будет производство жопочесалок, причем в лучшем случае, но внутренний гадский голос говорит мне, что жопочесалка будет импортная. Выглянте на улицу, убедитесь, а ведь это чей-то труд, нефть и газ.
novl200019.07.15 02:07
Толковая статья. Основная мысль о необходимости людей другого типа для настоящей демократии - верная. И то что это нужно добиваться воспитанием, тоже верно.
И самое пожалуй важное, что другого пути не просматривается, если человек не ограничит свое потребление и охотничьи инстинкты, то мир природы перестанет существовать уже через 30 лет.
Хотя, как показывает история природа восстановится, так как человеческий социум менее устойчивая конструкция, загнется первым.
jingl19.07.15 10:40
> хунта
Я чё-то не понял, тут клуб монархистов? А почему все так против демократии-то? Что предлагам взамен? Нутка оторвёмся от своих пупков!
ссылка

За понимание сути т.н. "демократии". Власти, если она справедливая, нет необходимости прятаться за подставными.
taurus19.07.15 10:40
> Zmey
Минимально-минимальное для человека - еда, одежда и жилье - это казарма или тюрьма. Причем в самом худшем их представлении. Разве казармы достаточно, что бы человек чувствовал себя человеком?
Нет, конечно недостаточно, но нельзя забывать, что когда чувствуешь себя человеком (имея больше), то это за счет кого-нибудь, кто чувствует себя намного хуже, чем в казарме :-) Это не очень комфортно, но верно.
knolur19.07.15 11:22

Буржуа может работать и себе в убыток - демпинг называется. Пока конкуренты не вымрут. Или ( иногда ) заниматься благотворительностью :)

А каким продуктом, производимым обществом, владеют шаманы? Даже интересно.

Или они владеют информационными технологиями своего общества?

Корректор19.07.15 11:35

Демократия бывает только двух видов: "прямая" и "никакая". Доказано историей. Например, прямая военная демократия безусловно работает, поскольку "голосовал мечем – плати кровью". Во всех остальных случаях нет меры ответственности, а это уже безответственная власть. Не просто так все демократии заканчиваются авторитарной властью, или заканчивалось государство. Но не нужно мешать в одну кучу политическую систему и экономическую систему, это разные явления и разные принципы функционирования систем. Нельзя легитимность и мотивацию измерить в денежном эквиваленте. Тут автора понесло, путает причины и следствия. Неизбежный дефицит внутренних ресурсов, есть результат безответственной "демократий". Что неудивительно, безответственная власть всегда расточительна по ресурсам.

_STRANNIK19.07.15 12:00
Корректор, RU
"Демократия бывает только двух видов: "прямая" и "никакая". Доказано историей"
.............................................................
Историю вообще то делают люди. Вполне конкретные люди ,что характерно. И ваша "прямая демократия" в итоге всегда приводит к ситуации, когда ее решения в жизнь проводятся конкретными людьми коим делегируется власть как представителям этого самого народа...
В чистом виде прямая демократия сохранилась (в очень ограниченном объеме) в виде института референдума...
kragl19.07.15 12:24
> хунта
Я чё-то не понял, тут клуб монархистов? А почему все так против демократии-то? Что предлагам взамен? Нутка оторвёмся от своих пупков!
Чуть выше об этом. Демократия - это выдумка для простудушных дурачков с улицы.
У нас люди даже для управления собственным многоквартирным домом с трудом организовываются, кто-то потому что ленится, кто-то потому что наоборот - времени нет, соответственно на политику, которая, заметьте, должна быть непрерывной и приемственной, реально возможностей просто нет, поэтому мы всегда выбирали из своей среды вождя для организации общих дел вскладчину, на что выделяли ему взносы из своих денег, так и появилось государство в том виде как мы его знаем.

Демократию с отчуждением народа от своего государства путем забалтывания и запутывания всех отношений, начали продвигать те, кто хотел встроится в денежный поток взносов на эти самые общие - государственные дела или агенты иностраннных выгодоприобретателей, по понятным причинам. Яркий пример этого, продвижение по частям законов, которые нам не нравятся, потому что они принимаются мелкими частями в разных законодательных актах, внешне безобидных, но потом выясняется, что в результате ваша страна вам не принадлежит, вы не можете пользоваться своим огородом для выращивания продовольствия, а ваших детей у вас можно отнять в любое время.
Корректор19.07.15 12:40
> _STRANNIK
Корректор, RU
"Демократия бывает только двух видов: "прямая" и "никакая". Доказано историей"
.............................................................
Историю вообще то делают люди. Вполне конкретные люди ,что характерно. И ваша "прямая демократия" в итоге всегда приводит к ситуации, когда ее решения в жизнь проводятся конкретными людьми коим делегируется власть как представителям этого самого народа...
В чистом виде прямая демократия сохранилась (в очень ограниченном объеме) в виде института референдума...

Прямая демократия отлично существует и процветает. Вот только да денег ее часто не допускают. Пример повсеместной прямой демократии – самоуправление. Другой вопрос, как теперь к демократии относится вообще. Давно были на собрании жильцов дома? Отличный показатель отношения.

Корректор19.07.15 13:07
> kragl
Уважаемый Корректор, при всем уважении, но вас опять заносит, потому что демократия - это политическая среда, которую нужно поддерживать всеобщей гражданской активностью, т.е. без обязательного условия - гражданской активности, любая демократия будет использована мошенниками для узурпации власти и отъема вашей собственности.
А теперь честно, сами себе ответьте - вы давно в последний раз участвоваали в гражданских самодеятельных организациях, каких то мероприятиях или просто ходили на выборы - во-от..., абсолютное большинство не ходит и не участвует и лиш изредка ходит на выборы. Вот поэтому, английская монархия, которая на самом деле никакая неконституционная, просто потому что конституции там нет и не было и никакая не формальная, потому что монарх там имеет всю полноту власти, может быть демократической, потому что отвечает запросам граждан, а Советы бывшего СССР, имитирующие полную демократию, тем не менее выглядят как злостная автократия, в которой рулили первые секретари компартии.
Когда мы желаем отремонтировать кран, мы вызываем сантехника, вылечить зуб - идем к стоматологу, на войну - готовим и оплачиваем бойцов (армию), ну а свои политические запросы традиционно реализовывали через доверенных и потомственных вождей народа, но, заметьте своего народа а не чужого.
Пока это было так, наш народ рос численно и территориально, а как только агенты Англии и сионистского подполья Ротшильдов, выступавшие под видом "социалистов" и опиравшиеся на национальные меньшинства и староверов, убили всю русскую верхушку и начали продвигать антирусские интересы под видом интернационализма, тут все и закончилось, после этого русский мужик работал уже на "того парня", за его счет строили заводы в Индии, плотины в Египте, поднимали коммунистическое движение в Африке

Давайте уже по абзацам.

Почему именно ее нужно поддерживать? И что такое гражданская активность? Вот мне частное слово не понятно. Что значит поддерживать, а если не поддерживать гражданской активностью, то граждане сами во всем виноваты и обязаны нести ответственность за все решения принятые "народными избранниками"? А как же "народные избранники", они как бы априори невиновны за свою деятельность? Вам это странным не кажется?

А что это вы так на собственность налегаете? Да и вообще вопрос собственности, уже заезжен до невозможности. В реальности, собственности без обременения почти не бывает.

Если говорим о прямой демократии, то постоянно, поскольку многие решения в работе при недостаточности знаний ситуации приходится принимать голосованием. Лучший способ самоуправления, если и ответственность "за всякую глупость" есть.

Согласен, что через доверенных, но и легитимность их применительно к своему времени была оправданной в большей степени, чем сегодняшние "народные избранники". Оправданной, поскольку всегда была мера ответственности, и эта мера формировала мораль. Легитимность была даже у королей прошлого. А что сегодня?

О каком периоде компартии говорим? До Великой отечественной войны или позже? Это важный момент. Политрук поднимающий в атаку последних бойцов в место мертвого командира, безусловный довод легитимности. Но это крайности. Но крайности отлично определяют границы легитимность, поскольку предопределяют моральные правила.

Мне сложно разделять националистические взгляды. Но это не важно, важно то привязка к нациям мешает видеть цивилизации. А Россия, это цивилизация, цивилизационная модель, а не национальность. И это действительно важно, поскольку понимание цивилизационной модели, позволяет видеть суть процессов, без привязки к "демократии" или "капитализму" или "социализму".

Корректор19.07.15 13:24
> kragl
В общем ясно - вы пытаетесь заболтать и запутать, вот только не понятно, что вы в итоге хотите получить.

Не могли бы вы объявить просто свою точку зрения, но кратко, тезисно, а не в стиле Горбачева.

Пожалуйста. Демократия бывает только двух видов: "прямая" и "никакая". Любая политическая система должна иметь механизм ответственности действенный и простой. Без механизма личной ответственности не будет морали власти. Представительная демократия – аморальна.

Не верите, читайте римских авторов. Чем они хороши, они всегда называют вещи своими именами, без современной демагогии.

kragl19.07.15 15:17
Но вам же ответили, что люди не могут "кратить" в силу множества причин, что хорошо видно хотя-бы на примере управления собственным многоквартирным домом, куда невозможно никого собрать, а ведь государственная власть еще должна быть непрерывной и преемственной, а некоторые ее задачи вовсе не распаралеливаются, т.е. возможны в каждый отдельный момент только в одной голове и достаточно долгое время, что полностью исключает демократию, если это не мошенничество.

Государство в моем представлении классическое - по Юстиниану, т.е. это организация народа для решения общенародных дел вскладчину, что-то типа большого дачного товарищества, где тоже охрана границ, дороги, вода и взносы, собираемые избранным председателем товарищества на эти цели.
Я не готов жить общим кошельком даже с соседом по площадке, поэтому не готов отдать на государство какие-то функции сверх остро необходимых вопросов обороны, правопорядка, режима собственности, дорог, почты и тому подобного, что я готов оплачивать своими налогами, поэтому мне выгоднее один раз избранный монарх, как в Англии, Канаде, Австралии, Швеции, Дании и тому подобных успешных странах, а не постоянную борьбу "демократов" за содержимое моего кошелька.

Вот ответьте - кто вам обеспечит ту самую демократию, где вы найдете сменных демократов, которым можно доверять, кто их предложит, кто их будет контролировать и почему я должен вам доверять, если мне проще один раз выбрать одного человека из моего народа, которому я доверяю или доверяют люди, которым доверяю я. Зачем мне вообще этот геморрой, ведь я не выбираю раз в 4 года ни врача, ни оперную приму, ни художников или архитекторов ?

Корректор19.07.15 21:18
> kragl

Вот ответьте - кто вам обеспечит ту самую демократию, где вы найдете сменных демократов, которым можно доверять, кто их предложит, кто их будет контролировать и почему я должен вам доверять, если мне проще один раз выбрать одного человека из моего народа, которому я доверяю или доверяют люди, которым доверяю я. Зачем мне вообще этот геморрой, ведь я не выбираю раз в 4 года ни врача, ни оперную приму, ни художников или архитекторов ?

Государственная власть должна быть непрерывной и последовательной, а не преемственной. Но главная она должна быть ответственной. Разделите задачу на части. И для каждой части есть свое решение. На местах реальное самоуправление. На государственном уровне для каждого типа задач государства тоже должно быть свое решение и своя система. Где-то профессиональный подход, а где-то и традиционный, а где-то и демократия. Подпирайте решение по задаче, универсальных решений не существует. Но главное все субъекты власти должны быть связаны единой идеологией и единой моральной системой.

Да посмотрите сами, у нас сегодня корпорации имеют более эффективные систему управления чем государство, и демократия там тоже часто встречается, но только прямая или например процедура "ринги". Вам это странным не кажется?

jingl19.07.15 21:51
> knolur

А каким продуктом, производимым обществом, владеют шаманы? Даже интересно.
Или они владеют информационными технологиями своего общества?

Врядли шаманов интересует продукт, производимый обществом, т.к. один из принципов, необходимых для шаманского ведения это нестяжание. Это примерно как мародер никогда уже не станет воином.
Более того, "вещи, которыми ты владеешь, в конце концов овладевают тобой" (c)
Владение информацией налагает ответственность за ее применение или не применение, ибо неприменчемое знание становится обузой и вызывает душевные страдания, боль, которую сознание стремится вытеснить в бессознательное. Ответственность это обратная сторона свободы, о которой так любят говорить. То есть хочешь больше свободы - берешь на себя больше ответственности.
"Главное это не то, что у тебя есть, а то от чего нужно избавиться"(с)
Овладение информация предполагает определенный уровень нравственности, чтобы защитить незрелые умы от ее неправильного понимания и применения, для собственной же безопасности. Соответственно, шаманы работают над решением задач, о которыми большинство понятия не имеет. "Меньше знаешь - крепче спишь" (с)

Настасья20.07.15 09:40
> kragl
Англии, Канаде, Австралии, Швеции, Дании и тому подобных успешных странах,

Вот оно чо. То есть Англия и Швеция процветают из-за королей, а не из-за того что одна была крупнейшей колониальной державой, а вторая нажилась на Второй мировой. Жалко что с французской, испанской, португальской, итальянской, немецкой, австрийской, сербской, болгарской, турецкой, иранской, российской, китайской, корейской, японской монархиями, множеством африканских и императором Мексики не сработало.

kragl21.07.15 20:13
> Корректор

Государственная власть должна быть непрерывной и последовательной, а не преемственной.

Ох, Корректор, Корректор..., у вас сложности с русской речью, а вы о материях - вот вам из словаря:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — связь между различными этапами или ступенями
развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию.
Корректор21.07.15 21:44
> kragl
> Корректор

Государственная власть должна быть непрерывной и последовательной, а не преемственной.

Ох, Корректор, Корректор..., у вас сложности с русской речью, а вы о материях - вот вам из словаря:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ — связь между различными этапами или ступенями
развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию.

Это вы про наследование власти? :))))))))))))))

kragl29.07.15 10:38
Нет, уважаемый Корректор, там речь о том, что вы словоблудите, так как преемственность, в русской речи и означает непрерывность и последовательность
Корректор29.07.15 13:44
> kragl
Нет, уважаемый Корректор, там речь о том, что вы словоблудите, так как преемственность, в русской речи и означает непрерывность и последовательность
Читаем здесь: ссылка
Если проще, это перенос признаков присущих системе, в новую систему. Ну чем вам не наследование власти. :))))))))))
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Economist: Украина получила дроны, способные долететь до Сибири
» "Волнорез" не дал дронам поразить оставленный в поле на ночь "Солнцепек"
» Минобороны Индии раскритиковало предложение оппозиции уничтожить ядерное оружие
» Бен-Гвир: Иран уничтожил две военные базы
» Подполье сообщило об ударе по аэродрому в Николаевской области
» В иранском Исфахане не зафиксировали повреждений после срабатывания ПВО
» Турки обошли британские санкции за перевозку российской нефти: танкеры пошли дальше
» Daily Mail: Британии указали на зияющую брешь в национальной ПВО

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"