Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
Маленький трактат о свободе (2)
15.08.13 12:32 В России


Первая часть: Маленький трактат о свободе

Остроменский М.П.

МОО "Вече", "Альтернатива"

"Ведь воля наша не была бы волей, не будь она в нашей власти.

Ну а если она в нашей власти, то она у нас – свободна."

блаж. Августин

Книга вторая. Свобода духа

"Знай себя и будет с тебя."

преп. Амвросий Оптинский

1.

В первой статье [1] мы, разбирая логос "свобода", пришли к выводу, что свобода для своей явленности требует наличия специфического желания, а именно – желания свободы. При том такого специфического желания, которое не опосредуется обычными природными инстинктами. Следовательно, свобода может быть атрибутом только того существа, которое обладает разумом способным к саморефлексии, другими словами, свобода - атрибут личности.

Затем, рассматривая "внешнюю свободу", под которой обычно понимают свободу слова, собраний, вероисповедания и т. п., мы установили, что таковую нельзя считать свободой в том смысле, что она как бы представляет собой необходимый и даже неотъемлемый атрибут личности. "Внешняя свобода" есть требование личности к организации социума определённым, наиболее устраивающим личность образом, и только в этом смысле с ней связана. Вышеназванные "свободы" однозначно определяются границами и вне границ их нельзя помыслить. Эти границы и составляют содержание "внешней свободы". Но поскольку границы, по сути, есть условность, они есть предмет переговоров и торга, есть результат исторического развития социума и вне конкретного социума не имеют смысла, то и говорить о свободе такого рода как безусловно присущему личности свойстве бессмысленно. Если не более того! В категорической форме мы заявили, что "внешней свободы" как свободы вообще не существует. Это нонсенс, дань традиции, нелепица, бессмыслица и оксюморон. А борьба за "внешнюю свободу" - это лишь борьба за формальное равенство условий и к свободе ни имеет никакого отношения. Здесь нет места личности. Таким образом, мы поняли ещё и то, что "внешняя свобода" не нуждается в нравственности и морали.

В этой связи можно вспомнить другую сторону "внешней свободы" - столь любимую либералами "свободу возможностей" или "возможность делать что-либо", которую они противопоставляют одновременно и равенству как таковому, понимаемому в коммунистическом или социальном плане, и любым ограничениям, компенсирующим априорные неравенства возможностей различных людей, т.е. тому, что можно обозначить как "быть способным делать что-либо". Постулируется, например, отсутствие запретов, ограничений и преференций на учёбу или лечение граждан с одновременной защитой платности всех услуг, т.к. таковая естественно следует из либеральной парадигмы Laissez-faire.

Обратимся в этой связи к Г. Спенсеру и прочтём у него в "Надлежащей сфере государственного управления" замечательное место: "Отсутствие бесплатной системы публичных школ не наносит ущерба свободе любого ребёнка получать образование и развивать свои способности, даже если его родители не способны оплачивать школьные расходы". Понятно, что большая часть населения при таком подходе будет иметь лишь декларативную возможность получить лечение или образование, но в реальности никогда не в силах будет этим воспользоваться за отсутствием средств. Тем не менее, такого рода "внешняя свобода" почему-то объявляется невесть каким достижением и даже доказывается, что именно только такая свобода и есть свобода в собственном её натуральном виде.

Далее нами показано, что сведение свободы к одной лишь "свободе внешней" и как результат этого – центрирование мира на "Я" человека влечёт личность к постепенной элиминации этого самого "Я", истончение которого современный человек пытается компенсировать направлением внимания на максимизацию в удовлетворении своих материальных потребностей. Возникает положительная обратная связь. Сосредоточение внимания человека и его желаний на материальном, плотском, сиюминутном для уравновешивания происходящего забывания духовного воспоследует к ещё большему отстранению, закрытию духовного и к росту зависимости от материального.

Поэтому можно утверждать, что "внешняя свобода", как бы её не называли и как бы ей не поклонялись, с очевидностью, не в состоянии оправдать возлагаемые на неё надежды. Она суррогат свободы, что мы и показали в первой части работы. Она - не путь к совершенству. Но ведь "внешняя свобода" и не может быть совершенной, ибо она вторична и есть производная от внутренней свободы. Она дериват от свободы и способности обращения со своими желаниями и порождаемыми теми страстями. "Внешняя свобода" не может ни появиться, ни существовать сама по себе, вне связи её с внутренней свободой.

Итак, совершенной свободы можно достичь только внутри себя. Но как? И что это такое – совершенная свобода?

2.

Теперь вполне определённо можно положить, что источник свободы располагается внутри самого человека, конкретнее - в его личности. Но к этому мы ещё вернёмся. Здесь нам необходимо лишь согласиться, и в этом мы не одиноки, а имеется в целом довольно стройное единомыслие основной массы философов и социологов, что без личности говорить о свободе не имеет смысла, ибо не ясно – чего тогда и свобода?

Т.о. свобода неоспоримо признаётся неотъемлемым агрегатом личности. Но свобода начинает отличаться от инстинкта только после того, как она если и не отрефлексирована, то хотя бы становится осознаваема. Иначе, только существо наделённое разумом может стать свободным. А коли разум есть непременное условие свободы (о чём мы так же говорили в первой части), то как результат этого можно заключить, что одним из непременных следствий свободы является осознание личностью последствий своих действий. Если же кто-либо не в состоянии осознавать эти последствия, то невозможно говорить о нём как о личности и, следовательно, не встаёт вопрос и о его свободе. Ведь без личности свобода становится не различима от инстинкта.

Ценность свободы т.о. определима только в отношении личности. Существо, не являющееся личностью либо являющееся неполноценной личностью, станет конечно испытывать дискомфорт или страдание из-за невозможности исполнить возникающие в нём желания и удовлетворить потребности, возбудившие эти желания. Но свобода как таковая, свобода в потенции не имеет и не может иметь для такого существа какой-либо ценности, поскольку его действия здесь суть неуправляемый голый инстинкт сродни половому влечению во время гона.

В таком поведении нет принципиальной разницы между действиями амёбы, стремящейся убежать из кислотной среды, действиями слабоумного, мучающегося от заключения в сумасшедшем доме или поведением тетерева на токовище. Все эти действия интенсивны и целенаправленны, но не осознаваемы, не контролируемы сознанием, не отрефлексированы. Они направлены к уменьшению страдания или к удовлетворения желания, но не к свободе, как это часто ошибочно понимается. Исчезает раздражитель, например, проходит время полового влечения, регламентированное инстинктом, который запускается и останавливается извне ежегодными климатическими изменениями, и исчезает у такого актора потребность в "свободе". В таких случаях для существ важна не возможность или невозможность когда-либо исполнить желание и даже не само желание, как таковое, а только потребность в его достижении сию минуту, сразу после появления оного. Нет ни рассуждения, ни осознания его необходимости или цели такого порыва. Действия здесь вообще не связаны с желанием, как таковым, есть только голое инстинктивное стремление – удовлетворить голод, половое влечение, избегнуть опасности. Такой актор не рефлексирует возможность или потребность в достижении цели сейчас, в будущем или вообще абстрактно, вне конкретного беспокоящего его сегодня желания.

Интересно, что при смене внешних условий, например, закончился период спаривания, цель – продолжение рода - может либо исчезнуть вовсе, либо замениться даже на противоположную – убийство детёнышей, каннибализм новорождённых и т.д. Или происходит полное забвение желания и всего с ним связанного, объекта желания в том числе. Забвение до такой степени, что если ранее актор и о жизни своей не думал, пробиваясь к этому объекту, то теперь, хоть тот и стал доступен для него, равнодушен к нему совершенно. Видим, в таком случае сама цель для актора вообще не имела самостоятельного смысла вне контекста инстинкта. Он идёт к удовлетворению желания прямо. Оно должно быть погашено здесь и сейчас – принцип жизни неразумного, не рефлексирующего, а значит и не свободного существа. Можно назвать его – аффектирующее существо.

И правда, у всех народов мира, считается, что тот, кто не в состоянии отвечать за свои поступки по причине не осознания им последствий оных, не является полноценной личностью. К таковым относятся слабоумные, дети и не прошедшие инициации члены общества, по статусу относимые к детям, иногда немощные старики. Все эти категории людей выведены за общую область социума, над ними признаётся необходимым установить патронат как естественное следствие их неполной разумности. Им отказывается в способности быть личностями, ответственными и свободными.

Но из этого факта имеется побочное, но важное для нас следствие. А именно, если человек не могущий предвидеть свои действия, иначе, не могущий действовать разумно, не есть свободный, то по причине объективной невозможности любого человека предсказать и предвидеть все последствия своих внешних действий нельзя быть по настоящему свободным вне себя. Это ещё один аргумент в пользу нашего утверждения о принципиально не устранимой неполноценности "внешней свободы". Данная неопределённость в последствиях действий человека так же оправдывает, задаёт необходимость сторонней регламентации границ самостоятельных его действий и постулирует требование внешнего контроля поведения человека обществом и государством. Поскольку мы до конца никогда не знаем к чему они, наши действия, приведут, постольку над нами надо установить патронат, ибо мы не являемся, с этой точки зрения, "полноценными" личностями, способными отвечать за все последствия своих поступков.

Заметим, что чем инфантильнее тип личности считается нормой в обществе, тем большую заботу о себе он предполагает со стороны социума и государства. Что сегодня и происходит, когда вместе с ростом "внешней свободы" наблюдается расширение зоны контроля над личностью и его углубления. Например, внедрение "ювенальной юстиции" - яркий пример такого изменения в социуме, когда публичным и подверженным внешнему контролю становится то, что испокон века составляло очень интимный и закрытый процесс внутри семьи. Аналогичные тенденции демонстрирует ширящееся социальное нормирование сексуальных перверсий, когда уже на международном уровне слышны требования к обязательной "манифестации", публичной "свободной демонстрации" сексуальных предпочтений неестественного характера как критерий цивилизованности общества и государства.

В отличие от "внешней свободы" внутренняя свобода есть полностью достояние и состояние личности. Только она, сама личность, там хозяин. Все последствия внутренней свободы контролируемы и определимы и относимы к самой личности и и вовне не исходят, ни извне не наблюдаемы и не ревизируемы, иначе как единственно свободным волением этой личности.

Внутренняя свобода, в отличие от внешней, безгранична и беспричинна, она в воле только самого человека, ибо является самоуправной способностью личности действовать, сообразуясь исключительно внутренними своими мотивами, опосредованными её, личности, естеством.

Для своего явления внутренняя свобода не требует понятия "граница". Поскольку что есть граница внутри человека и кто в состоянии её там установить? И с кем граница? И чего граница? Личность есть территория самовольного её, личности, действия и только такого действия и только так она определима и представима. Для распознавания внутренней свободы нет необходимости в другом. Внутри ему нет места, а значит и нет даже потенциальной возможности для конкуренции. Так зачем границы внутри? Что они там?

Именно к внутренней свободе в полной мере относимы все те определения (восходящее ещё к Плотину), которые говорят, что свобода есть способность осознанно поступать по правилам, определяемым исключительно внутренней природой существа. Человек же здесь самовольно устанавливает внутри себя не границы своих или чужих возможностей (ибо свои беспредельны, а чужие не действенны), а пределы своих дерзновений. И свобода эта человеческая распространяется до того, что личность в состоянии взлететь до высоты обожения или, напротив, упасть до того, что ад исторгнет её из себя…

Следовательно, внутренняя свобода для своего возникновения и существования не нуждается не только в другом, но и вообще во внешнем относительно самого человека бытии. Оно может как иметь место, так и не иметь место. На свободу воления личности это никак сказаться не в состоянии, поскольку лишь природа самой свободной личности определяет её поведение.

Но что значит – действовать согласно собственной своей природе? Это значит, во-первых, по крайней мере, что источник, причина и ресурс действия, источник, причина и ресурс свободы подвластны только и исключительно воле человека. Ведь реальность любого влияния, не подвластного воле личности, умаляет её свободу, устанавливает её предел, вводит границы. А это значит, что размещаться такой источник может только и исключительно в самом человеке. Во-вторых, даже если вы контролируете это всё, вы ещё должны контролировать самого себя. Контроль себя состоит из двух частей – осознание этой необходимости и собственно сам контроль, способность и возможность его осуществления. Эта часть подразумевает в первую очередь управление своими страстями. Управление страстями происходит от способности контроля над желаниями, как проистекающими от естественных потребностей организма (голод, жажда, половое влечение, сохранение жизни и т.п.), так и от социальной сущности личности. В последнее входят желания признания, власти, отнесения к определённой социальной или этнической группе, исполнения какой-либо значимой роли в обществе и т.д.

Т.о. свобода зиждется на способности осознанного контроля личности над всем комплексом своих желаний, которые суть контроль над потребностями. Не можете вы этого делать – не можете быть свободным человеком. Ибо в таком случае не вы сами определяете свои действия, а делают это ваши потребности, которые производят желания, из которых рождаются страсти. Последние и захватывают личность, диктуя ей всё вплоть до ценностей. Потребности, особенно материальные, с очевидностью не находятся и не могут находиться под контролем личности в достаточной мере, следовательно тот, кто контролирует источники удовлетворения потребностей в состоянии контролировать и того, кто не смог обуздать потребности-страсти, поставив их под надзор собственной воли.

Значит, свобода предполагает для своей явленности укрощение материальных и духовных желаний, полное подчинение их воле и разуму личности.

3.

Требования явленности свободы в миру – необходимость личностью осознавать её, осмыслить её, отрефлексировать её - ставит нас перед интересным и далеко идущим заключением о том, что свобода возможна только в условиях разумения насущности контроля. Причём контроля не со стороны самой личности, как это не парадоксально и как это не противоречит предшествующим нашим рассуждениям. Иначе, свобода как ценность открывается только тому, кто не имеет её и осознаёт это. Т.е. надо приобрести свободу, понять это и потерять ее снова. Причём абсолютное знание свободы может развернуться только перед тем, кто абсолютно лишён свободы и постиг это. Не зная крайностей, мы не постигнем середины, в которой и собственно размещена крайность в смысле полноты и качества рассматриваемой сущности.

Здесь можно привести ту аналогию, что понять, что такое боль можно только её испытав. Объяснить это невозможно, представить, не прочувствовав предварительно, тоже. Постижение приходит одновременно с самой болью. И чем полнее и значительнее ощущение было испытано, тем больше знания (осознания) в душе человека этого феномена. После чего уже нет потребности в воображении и стороннем объяснении. Достаточно воспоминаний и рефлексии.

Так и свобода – ценность и надобность её может быть понята и принята, если она отрефлексированна, осознана. До конца эта процедура может быть пройдена только через понимание ценности свободы при её обретении, осознании жизненной потребности в ней при сравнении с её прежним отсутствием, а затем утери её. Теоретически свободу нельзя ни любить, ни понять, ни постигнуть, только и исключительно пропустив её через себя посредством опыта.

Следовательно, абсолютно может быть свободен тот, кто осознанно и добровольно стал абсолютно несвободен. Иначе, в одном из опытных ключей: по своей воле предался в волю другого. В этом, например, видит путь к совершенству, даруемому постижением свободы, религиозный аскетизм, в первую очередь христианский. Так согласно христианскому практическому учению, один из вернейших способов снискания внутренней духовной свободы монахом – полное подчинение им воли своей воле духовного отца. Обязательное смирение себя. Смирение до того, что и себя считает за ничто. Смирение - это царский путь к укрощению своих страстей, желаний и научение регулировки потребностей, сведение их к минимально необходимым для исполнения воления личности и, как следствие, доступ к дороге ведущей к свободе. По сути, это единственный путь. Тесные врата, но врата к свободе.

Как его пройти, путь этот? Требования к достижению свободы выходят уж больно выдающиеся.

"А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных." (Св. Ев. от Матф. 5:44,45) и далее: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный." (Св. Ев. от Матф. 5:48). Ну, собственно вся Нагорная проповедь есть описание пути личности к совершенной внутренней свободе. А христианство, особенно раннее, является образцом борьбы человека за свободу внутреннюю, духовную, истинную при полном равнодушии к свободе внешней, иллюзорной. Именно поэтому оно было столь гонимо, ибо равнодушно взирало на славу царей и на силу сильных. Оно знало и указывало настоящий путь к свободе, где ни герои, ни знатные, богатые, ни властью наделённые не имели за собой ни какой привилегии и славы. Слава бралась свободными силою, духом их.

На этом же пути мы находим решение проблемы внутренней пустоты современного человека, понимающего свободу только как свободу скорейшего и полнейшего удовлетворения телесных желаний своих, отмеченную нами в первой статье. Человек, полностью контролирующий свои желания, являясь абсолютно свободным внутри себя, становится и абсолютно устойчивым, абсолютно бесстрашным. Он сам заполняет своей свободой всю пустоту do kamo, так что не нуждается более во внешних социальных поддержках для оформления своего "Я" (таково было стремление христианских подвижников в пустыни, удалённые скиты, леса и безлюдье). С момента постановки под контроль человеком своих желаний и производных от них страстей он становится свободным, полностью свободным, истинно свободным, абсолютно и совершенно свободным.

Я понимаю, что представленные выводы и указанные решения отдают лицемерием и законно будет возражение: "Врач исцели сперва себя сам!". Но размер статьи и сугубая её тема, увы, не позволяет большего. Потому прошу, если не принять, то снизойти… Да и то ли ещё будет далее. А пока продолжим.

4.

Теперь видим, что свобода - очень энергетически затратный атрибут личности. Она требует ежеминутной о себе заботы, внимания и постоянных значительных усилий со стороны подвизающегося. Но откуда может взяться такой масштаб в человеке? Что может быть источником сил в свободе?

Совершенно понятно, что эту энергию не могут предоставить инстинкты. Последние более мешают свободе, чем помогают. Они требуют от человека отдельного внимания к себе и строго неослабного контроля за собой, в противном случае порабощают человека, отнимают силы, потребные для движения к свободе. Они энергетически ненасытны, они отнимают всё время, претендуют на всю жизнь человека. Они присваивают будущее, волю и собственно саму свободу.

Это явно не эмоции. При всей значимости и мощи их, для эмоций необходимо наличие причины, часто внешней, с исчезновением которой сходят на нет и эмоции. Они сами гаснут, паля энергию, породившую их. Эмоции суть сжигатели сил и энергии, но никак не источник оных. Свобода же требует для себя такого же бесконечного и безграничного источника, как и она сама – не имеющая предела ни во времени, ни в пространстве… Эмоции же, как бы не были велики, полностью могут рассеяться с момента исчезновения причины своего появления.

Источник мы не найдём и в воле, хотя значение оной в достижении свободы невозможно переоценить. Но одна лишь воля иссушивает свободу, омертвляет её, лишает жизни. Одна воля – да, способна привести человека к "свободе", но что эта будет за свобода? Свобода беззакония, самочиния, самоуправства.

Не подойдёт и разум. Последний имеет врождённый порок; сам по себе разум, без особых уз, через знание ведёт к гордыни. Ну, а гордыня не совместима со свободой. Гордыня подчиняет человека, и тот начинает действовать не по своей разумной природе, не самовольно, а исключительно движимый страстью гордыни, питая её, испепеляя в ней свою жизнь и волю и, наконец, сам разум. Более того, для существования разума необходимо его выделение из окружающего, необходимо противопоставление. По крайней мере, продуктам разума. А противопоставление вводит понятие границы, что само по себе предопределяет необходимость внешнего независимого контроля и лишает свободу её сути. С этим мы разбирались в предыдущей статье.

Но, тем не менее, такой источник энергии имеется у человека, в противном случае и самой свободы не было бы. И такой источник есть только у человека, единственного из тварного сущего. Он не связан ни с эмоциями, ни с инстинктами, ни с интеллектом. Он есть – Любовь.

Любовь не нуждается ни в каких внешних источниках энергии. Она сама есть бесконечная воплощённая энергия, она наполняет светом и мощью и жизнью не только тело, но и душу, и всё вокруг преобразует, и возрождает и она даёт, даёт, даёт… Не иссякает и не кончается.

Любовь не нуждается ни в причинах для себя, ни в предметах, на которые она должна быть направлена, ни в побудительных мотивах для своего возникновения или длительности. Она может быть направлена на всё что угодно: на материальное и нематериальное, на сущее и не-сущее, на себя и на другого. Она и направлена сразу на всё, на весь мир.

Любовь не нуждается в границах, разделении и выделении. Напротив, она сносит все границы, объединяя всё своим всеохватывающим действием. Одновременно оставляя каждому его собственные характерные свойства и особенности. Объединенные любовью акторы нераздельны, но они не объединены во что-то среднее и не перемешаны, они не объединены в систему, они не лишаются своих собственных, только им присущих черт, они не сливаются.

Любовь не имеет и не нуждается ни во временных, ни в пространственных границах. Любовь единственное, что в состоянии заполнить собою всё. Только любовь способна существовать вечно. В Китае при выражении очень большой любви говорят: "Я буду любить тебя 10 000 лет!". По сути говоря – любить бесконечно долго. Но разве 10 000 лет для любви это много? Ведь даже в несовершенном человеческом обличии она удобно остаётся столь же значимой и мощной, и определяющей, и всё собой наполняющей, и всему дающую жизнь уже после смерти предмета любви, когда тот становится недосягаем физически. Экзистенционально же он остаётся столь же близок, как и был при жизни.

Любовь не требует своего конца. Именно любовь не позволяет свободе окуклить личность, замкнуть её на самоё себя, ибо для любви мало вечности и бесконечности, мало "Я".

Прочтём знаменитый гимн Любви Апостола Павла: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится." (1-й Кор. 13:4-8, выделено нами) и станет ясно, что свободу человек если и способен получить, то только через Любовь.

5.

Мне опять зададут вопрос о том, что я, предлагая чрезмерно большие требования к свободе, таким образом, отсекаю от обычного человека эту свободу. Мол, я выдвигаю неприемлемые и невозможные условия. Надо проще и доступнее. Так мы отрезаем всем путь к свободе, никто не будет к ней стремиться. Все удовлетворятся какими-то побочными паллиативными решениями. Которые и решениями-то не являются, если уж серьёзно… Да и вообще. Кто тогда свободен? И нет у нас свободных людей… И что в таком разе нет и надежды? И покориться злу? Сложить ручки, глядя на несправедливость?

Постойте, постойте, постойте уважаемые мои оппоненты. Опять начинаются разговоры по поводу, а не по сути? Разве ж где-то у меня есть хоть строка, хоть слово о том, что свобода это так – журавль в небе? Да и не журавль вовсе, а облако какое-то, гонимое ветром… Вот оно красиво и белоснежно и оп… нет его. Развеяно. Я спокойно рассуждал о свободе. О свободе как неотъемлемом атрибуте личности! Неотъемлемом! Таком атрибуте, без которого и представить себе и помыслить личность нельзя! Свобода она одновременно и дар человеку, и необходимость понуждения себя для проявления её. Разве для альпиниста не стоит достижение вершины горы – огромного труда её покорения? Разве не стоит победа спортсмена "ада" тренировок и титанических усилий на самих соревнованиях? Разве не стоит ваша жизнь – Свободы?

Сделаем выводы по этой книге:

– Свобода - это не следование желаниям, не стремление его удовлетворить скорейшим образом, а способность самовольно определить малейшие движения души, т.е. не поддаваться страсти. Не желание ведает человеком, а сам он определяет какое, когда, в каком объёме и каким образом желание удовлетворить, да и само желание возникает только по воле человека.

– Для превращения свободы в настоящую ценность необходимо не только её приобретение и осознание этого, но по-настоящему принять её можно только потеряв. Или отдав. Осознано. Абсолютное знание свободы открывается только тому, кто абсолютно её лишён по своей воле.

– Только любовь есть основание и исток свободы, ибо только любовь не имеет пределов, границ пространства и времени… И только любовь даёт достаточно ресурсов для явленности свободы миру. "Свобода - это способ жизни, присущий любви" (И.А. Ильин)

– Из всего вышеизложенного можно заключить что, по сути, свобода - это столь же внеестественное или сверхъестественное явление, как и любовь. Ни та, ни другая не выводима рационально и умственно. Слишком сложный атрибут личности – свобода, слишком много он требует от человека, слишком много даёт ресурсов и сил и слишком большое необходимо умение и способности для управления свободой, чтобы это было просто результатом какой-то естественной эволюции.

– Совершенная свобода возможна. Это свобода духа человеческого, приобретаемая любовью. Она не даётся человеку, а только берётся им силою. Силою укрощения своих страстей. И плотских и душевных.

Ну хорошо, свободы внешней нет, достижение свободы внутренней трудно, ежели вообще возможно. Может ну её эту свободу? На что она нам? Бремя, да и только… Да нет, дамы и господа, увы, товарищи, свобода это такой дар, что и отказаться от него не можем и нести кажется тяжело… Кажется…

Так каковы они дары свободы? Рассмотрим в третьей части нашего маленького трактата.

Статья прислана автором по электронной почте.

 

Mad Alex15.08.13 15:51

Думаю, что все немного проще. И Эффективнее.

Допустим, мне три года. Сознание. Ура. Вот оно. Большое, черное, до чего я смог дотянуться. Уши: мама: айайай. Горячо. Руки: Блин, больно. Подсознание сознанию: ты че дурак? Говорили же, что горячо...

Вот так и формируются ограничения Свободы на начальной части жизни...

iz0915.08.13 23:23
То что ожидалось. Гражданские свободы - не свободы.

"Рассматривая "внешнюю свободу", под которой обычно понимают свободу слова, собраний, вероисповедания и т. п., мы установили, что таковую нельзя считать свободой в том смысле, что она как бы представляет собой необходимый и даже неотъемлемый атрибут личности. Вышеназванные "свободы" однозначно определяются границами и вне границ их нельзя помыслить. ...говорить о свободе такого рода как безусловно присущему личности свойстве бессмысленно. Если не более того! В категорической форме мы заявили, что "внешней свободы" как свободы вообще не существует. А борьба за "внешнюю свободу" - это лишь борьба за формальное равенство условий и к свободе ни имеет никакого отношения. Здесь нет места личности".

Это если считать внешнюю свободу возникшую саму собой. На деле же человек - личность, стремящийся к свободе, стремится и к установлению этих условий "внешних свобод", так что внешняя свобода - продукт свободы внутренней.

vktik15.08.13 23:27
Автору желаю всего самого доброго на поприще однобокого, а потому глубоко противоречивого и непонятного разбирательства со значением слова "свобода". Вам, уважаемый автор, уже был дан намёк Роком, что нет смысла всё время повторять слово "свобода", так как вы об обладателе "свободы" - человеке, ничего не знаете. Есть смысл говорить о степени свободы, которая всё время расширяется с приобретением знаний, т.е. понимания причинно-следственных связей окружающей его действительности. Чтобы поставить под контроль свои чувства, нужна мотивация, т.е. понимание, что хорошо, а что плохо.

"– Из всего вышеизложенного можно заключить что, по сути, свобода - это столь же внеестественное или сверхъестественное явление, как и любовь. Ни та, ни другая не выводима рационально и умственно."

Значит "свобода" теперь стало явлением, да ещё не выводимым рационально и умственно!!! Тогда каким языком и что вы хотите до нас донести?

"Слишком сложный атрибут личности – свобода, слишком много он требует от человека, слишком много даёт ресурсов и сил и слишком большое необходимо умение и способности для управления свободой, чтобы это было просто результатом какой-то естественной эволюции."

А здесь "свобода", это атрибут личности, да ещё очень много требует от человека!!! Вы уверены, что рационально и умственно не выводимый атрибут личности чего-то требует от этой личности, и при этом ей даёт слишком много каких то ресурсов и сил? Вы откуда это взяли? Путём логических размышлений или это ваш жизненный опыт?

"– Совершенная свобода возможна. Это свобода духа человеческого, приобретаемая любовью."

А это вы с помощью каких ресурсов вывели?

"Она не даётся человеку, а только берётся им силою. Силою укрощения своих страстей. И плотских и душевных."

А не подскажите, почему произходит такая дискриминация - вот всяких плотских и душевных страстей человеку дано вдоволь, а "свободы" почему-то не додали? Это кто так распределяет? А вам лично нужна "абсолютная свобода", если да, то зачем?

Скажите, а вот сама жизнь, это проявление свободы или несвободы? Рождение или смерть, как составляющие периоды жизни, это проявление свободы или несвободы?

Жаль, что автор лично не хочет отстаивать в дискуссии свои представления о непонятном слове "свобода". Отсюда можно сделать вывод, что статья имеет скрытый смысл троллинга.
Mad Alex16.08.13 05:24
Имхо.
Автор пытается решить задачу в базисе, в котором нет ее решения. Можно, конечно, разделять свободу внутреннюю и внешнюю. Но строить Систему для народа на этом разделении нельзя. Замучаешься обеспечивать. Хотя требовать от верхней части Элиты такое разделение, наверное, можно и нужно.
Вообще Свобода совпадает с Либерализмом и Справедливостью типа денег. Устойчивой такая система может быть только на острове. На континенте - неизбежно приводит к проблемам внутри общества и сносу общества в соответствующей части дарвинского отбора. Так что "Свобода, равенство, братство" - на континенте базис, являющийся откровенно антиобщественным в п.1. И любая революция, пришедшая к власти на этом лозунге, в конце концов либо погибала, либо отменяла в какой то части разрушительное действие нэшевского человека со своей свободой.
Собственно, на Континенте устойчивостью и непротиворечивостью обладает следующая конструкция:
1. Справедливость типа взаимодействия (она же - любовь).
2. Свобода в той части, где она необходима и не разрушает основы общества - а это свобода творчества.
хунта16.08.13 10:20

Уважаемый vktik, я не отмалчиваюсь я выжидаю... В засаде...


А по существу, могу сообщить следующее.


1. Нет ни какого смысла говорить о степени свободы, ибо у вас нет не было и ни когда не будет ни какой стационарной или хоть приемлемо медленно меняющейся шкалы свободы. Особенно, это относиться к внешней свободе.
Всё что вы можете говорить, это только о себе и в сегодняшний день. Завтра не то, что всё вокруг может перемениться и что считалось свободным вдруг станет не свободным. Может вообще тема свободы уйти совсем из области ваших рассуждений. особенно тема свободы внешней.


Яркий пример поздний СССР. Для простых людей, до определённого момента, тема свободы личности, совести, слова и прочего была совсем не на первом месте и даже не на десятом. Но колесо истории сделало маленький поворот и всё понеслись мы в свободный мир! Вдруг стало интересно и актуально и модно - свобода слова, собраний, митингов, вероисповеданий, социальная свобода... да какой только мы не стали интересоваться свободой...


Аналогично и один из важнейших принципов исторической науке - адекватность ваших заключений времени и месту события. О событии вы не должны судить с точки зрения сегодняшнего дня иначе вы не сможете ни когда понять ни его, ни то почему люди действовали так, а не иначе...


Именно потому свобода внешняя есть ситуация сегодняшнего дня и оценить её можно, только с точки зрения вашего или принятого в обществе сегодня нормативного уровня свободы... Её границ.
Следовательно и о расширении внешней свободы не может идти речь. Мы сегодня свободнее чем 30 лет назад? Человек современный привязанный в своих самых насущных потребностях ко всему, начиная от электричества и кончая сотовому телефону, необходимости купить очередной гаджет или айфон - он свободней чем какой-нибудь батыр степной или насельник монастыря?

2.Абсолютная внутренняя свобода мен нужна без сомнения. Только достигнуть её я вряд ои смогу. Путь труден и длинен и жизни моей не хватит. А абсолютная внешняя свобода - да мне как-то пофиг. Мне внешней свободы много и не надо. Оно конечно мне она нужна и очень, потому лишь только что внутренней свободы у меня с гулькин нос.... Но если смогу внутреннюю свободу свою я расти, добиваться и увеличивать, то и внешней мне нужно будет для счастья меньше и меньше. По сути требование внешней свободы происходит от недостатка внутренней (хотя и тут не всё так просто), но в целом для общества думаю справедливо именно такая зависимость. Вернее так, неспособность побороть страсти внутри и порабощение своего я страстями ведёт к требованию большей внешней свободы, для выхода удовлетворения этих страстей. Иначе они разорвут личность...

хунта16.08.13 10:25
> Mad Alex
Имхо.
Автор пытается решить задачу в базисе, в котором нет ее решения.
Извини,Mad Alex , но это вы очень странно рассуждаете.
Бессмыслица — искать решение, если оно и так есть.
Речь идёт о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет.
Это глубоко принципиальный вопрос

(С) Стругацкие
Mad Alex16.08.13 10:45
>>Хунта.

Ну, собственно, Вы не сильно правильно меня поняли. Не бессмыслено искать решение. Бессмыслено искать решение, основанное на принципе, обеспечивающем в своем пределе разрушение общества - Свободе. Нельзя провозглашать одновременно и Свободу, и борьбу со Страстями. Не срастется. Не достаточно понятий (размерности) в этом базисе. Свобода должна быть ограничена, поэтому и не может быть первична. С моей точки зрения - в русском мире таким ограничителем может быть Справедливость (что естественно требует расширения базиса понятий и размерности). Которая имеет большее отношение к взаимодействию и любви. Именно об этом и был пост. Впрочем, здесь на местном форуме я достаточно много писал об этом.

USSR216.08.13 13:42
Т.е. Свобода разрушать и убивать, это тоже Свобода?
Mad Alex16.08.13 15:06

>>Хунта

А что должно быть в следующих частях? Что типа Элиту должно отдельно воспитывать с разным пониманием внутренней и внешней свободы? Но тогда это продолжение Олсона в части его неполноты. Опять же - не дополненного до уровня Континента. При том, что почти 800 лет назад нам было дано решение Задачи. Ченгисханом.

argus9816.08.13 15:40

В своё время Толстой в "Войне и мире" призывал историков придумать методы анализа бесконечных малых (в математике - интегрирование/дифференцирование) для понимания исторических процессов.

Так может автору имеет смысл задуматься о применении законов термодинамики к заданной теме (типа - "свобода" молекулы в ионизированном газе, или смеси газов)?

PS автору - слишком много букаф :((

Mad Alex16.08.13 15:54

>>Argus

Дифференциальные меры в исчислении применительно к обществу сопряжены со слишком большим возникающим поти белым шумом. А вот интегральные меры и в социологии и в экономике крайне важны - хотя бы в смысле описания качества связей в обществе.

argus9816.08.13 16:06

> Mad Alex

По поводу дифференциалов/интегралов - это к Толстому. Мне интересней использование термодинамики применительно к взаимоотношениям в человеческом обществе.

PS анализ бесконечно малых == синтез системы дифф. уравнений с последующим их интегрированием

хунта16.08.13 16:36
> Mad Alex

Отчего же не срастётся свобода с борьбой со страстями? очень даже срастётся и только так и срастаится. В проитвном случае выход одни - границы и стандартизация, за которой будет ликвидация понятия свободы - как лишнее. Можно и другой путь, впрочем это тот же путь - свобода в рассматриваемом вами контексте, для маньшинства - оно свободно, и несвобода, принципиальная для большинства. Но всё это псевдосвобода т.к. на этих путях внешнего осовбождения нет решения проблемы свободы.
В этом вы правы, но это не значет, что решения этого нет вообще.
Просто, ещё раз подчеркну, если решать только проблему внешенй свободы, не затаргивая, игнорируя или, в лучше случае, выводя внутреннюю свободу из внешеней, то таки да свобода должна быть ограничена и как следствие - потеря её самостоятельного смысла и значенния. Границы же можно провести где угодно...
iz0916.08.13 18:28
> mcf
> iz09
На деле же человек - личность, стремящийся к свободе, стремится и к установлению этих условий "внешних свобод", так что внешняя свобода - продукт свободы внутренней.
Сегодня прямо день открытий в философии. И давно это у вас ?
Наблюдаю после "реформ", как люди, потерявшие внутреннее стремление к свободе, быстро лишились внешних свобод.
vktik17.08.13 00:58
>> хунта, RU
" Уважаемый vktik, я не отмалчиваюсь я выжидаю... В засаде..."

А вот за то, что вы вышли из засады, большое спасибо, а то игра в одни ворота совершенно не интересна! Теперь у меня, наверно, есть шанс понять вас немного лучше. Хотя ни на один, поставленный мной вопрос, вы не ответили. Жаль, придётся задавать вопросы иначе, так как всё что вы до сих пор написали, включая ваши комментарии, насквозь пронизано противоречиями. Конечно, это только лично моё мнение.

И так, вы по существу сказали следующее:

"Нет ни какого смысла говорить о степени свободы...." - у вас, значит, есть смысл говорить о "внешней свободе", которой по-вашему же и нет, а мне, всего лишь, о некоторой степени свободы порассуждать смысла нет? На мой взгляд, утверждение не логично.

"....ибо у вас нет не было и ни когда не будет ни какой стационарной или хоть приемлемо медленно меняющейся шкалы свободы. Особенно, это относиться к внешней свободе."

Иными словами, вы хотите сказать что это у вас нет, не было и ни когда не будет ни какой стационарной или хоть приемлемо медленно меняющейся шкалы свободы? Я правильно вас понял? Здесь я хочу отметить ваше желание думать за меня, иначе кто вам сказал, что у меня нет шкалы свободы? Шкала свободы у меня, безусловно, есть, только я эту шкалу не рассматриваю отдельно от личности, как, на мой взгляд, это делаете вы, несмотря на то, что вы утверждаете, что это атрибут личности. Предположим, я с вами согласен, что свобода, будь она, по-вашему, внутренней или внешней, это атрибут личности. Возникает вопрос, какой личности? Ведь личности все разные, значит и эти атрибуты будут все разные, иными словами, у каждой личности своя степень свободы. Но чтобы дальше в дебри не лезть с разборками о свободе, предлагаю сначала порассуждать о личности. Что же это такое личность и откуда она берётся? Не разобравшись в этом, мы не поймём друг друга, так как мы не можем судить об "атрибуте", не понимая сути носителя этого атрибута. И так, человек, это существо, наделённое разумом, душой и телом, т.е. это "синтез" нематериального и материального. У человека есть такой, ещё более интересный атрибут, чем свобода, это жизнь. Предположим, что личностью человек становится тогда, когда он начинает осознавать себя и кружающий мир. Предположим, годам к трём-четырём. Насчёт возникновения личности вопрос может быть спорным, но не принципиальным для моего доказательства начала шкалы свободы. Некоторые утверждают, что личность уже возникает в утробе матери. Так вот, вполне условно и вполне логично началом шкалы свободы можно считать момент рождения. После рождения человек набирается жизненного опыта всю жизнь!!! И именно жизненный опыт и является той личной шкалой, тем личным атрибутом свободы личности. На основе жизненного опыта, на основе знаний и анализа и возникает у личности понимание свободы или несвободы, иными словами, понимание о степени свободы и о своих возможностях управлять этими степенями свободы. На мой взгляд, сам факт рождения души в материальном обличии, говорит о добровольном желании отказаться от той свободы, где была душа до момента рождения в ограниченном человеческом обличии. Я надеюсь, вы понимаете зависимость свободы человека от его жизненного опыта, умения анализировать и принимать решения, а самое главное, свобода человека зависит от понимания кто он есть. Почитайте диалог Ешуа с Понтием Пилатом в "Мастере и Маргарите" Булгакова.

"Всё что вы можете говорить, это только о себе и в сегодняшний день. Завтра не то, что всё вокруг может перемениться и что считалось свободным вдруг станет не свободным."

Я прошу вас не сомневаться в моих способностях!!! Я могу говорить о себе в прошлом, настоящем и будущем. Могу говорить о своих детях, родителях, да и вообще обо всём, в чём я действительно разбираюсь. То что будет завтра, может и не зависит от меня, но и не накладывает на меня никаких ограничений. Если на вас накладывает, то это ваши проблемы. Как говориться - не обобщайте, или не судите по себе.

"Яркий пример поздний СССР. Для простых людей, до определённого момента, тема свободы личности, совести, слова и прочего была совсем не на первом месте и даже не на десятом."

Это яркий пример того, что жизнь познаётся в сравнении. Вы не познаете света, пока не познаете тьму.

"Именно потому свобода внешняя есть ситуация сегодняшнего дня и оценить её можно, только с точки зрения вашего или принятого в обществе сегодня нормативного уровня свободы... Её границ.
Следовательно и о расширении внешней свободы не может идти речь."

Дело в том, что ситуация сегодняшнего дня возникла не на пустом месте, а произошла из вчера. Занимаясь анализом событий, рассматривая причинно-следственные связи, мы, безусловно может судить о чём угодно с определённой степенью точности. И тем более, мы говорим о расширении свободы - ведь мы же считаем себя разумными.

"Мы сегодня свободнее чем 30 лет назад?" - однозначно, так как ваш жизненный опыт стал намного богаче, т.е. вы приобрели знания, как не надо делать. Теперь вы знаете, как надо - разве это не расширение степени свободы.

"Человек современный привязанный в своих самых насущных потребностях ко всему, начиная от электричества и кончая сотовому телефону"

Согласитесь, находясь на современном векторе развития, иметь сотовый гораздо удобнее, чем его не иметь. Ваша степень свободы с сотовым на несколько порядков выше, чем без сотового. Если вам это не нравится, то пишите письма или ходите в гости, чтобы поговорить или поделиться информацией. ИЛИ... меняйте вектор развития человечества в сторону телепатии. Но дело в том, что развитие технотронной цивилизации и, в частности, телефонов и интернетов совершенно не случайно. Это способ управления в сторону, противоположную познания человеком самого себя. Ведь если люди будут обладать телепатией, а они это вполне могут, т.е. читать мысли на расстоянии, то никакие телефоны и интернеты не нужны. Но тогда это общество будет абсолютно честным, так как твоё враньё будет сразу известно всем. Т.е. это абсолютно другой вектор управления. Тоже самое можно сказать и о медицине. Развейте свои способности, или хотябы узнайте, как функционирует ваш организм и вы никогда не будете болеть или будете выздоравливать в течении пары часов. Когда человек знает кто он такой, ему в голову не придёт говорить о свободе вообще и, тем более, об абсолютной свободе - только о степени свободы, в соответствии со своими знаниями и уровню развития, которое, на мой взгляд, безконечно. Но даже, если мы выберем другой вектор развития, т.е. нравственный и в гармонии с природой, то нас будет ограничивать наша совесть.

"Абсолютная внутренняя свобода мне нужна без сомнения."

Значит вы хотите избавиться от всяких зависимостей внутри себя от страстей и думаете, что будете внутренне абсолютно свободны? Иными словами вы не хотите страдать?!!! Я правильно вас понял? Но мастерство жизни вырабатывается только в борьбе с самим собой. Вы не хотите быть мастером? Но даже мастер внутренне не может быть абсолютно свободным, так как по достижении абсолютной свободы, по логике, заканчивается путь развития, а это находится в противоречии с теорией безконечного развития, заключающегося в борьбе и единстве противоположностей.

"Только достигнуть её я вряд ои смогу. Путь труден и длинен и жизни моей не хватит." - по знаниям вашим, вам и дано будет. Но могу дать вам маленький совет - познакомтесь поближе с самим собой через книгу М.Норбекова "Опыт дурака или ключ к прозрению" или через метод Сильва www.metodsilva.ru.

"А абсолютная внешняя свобода - да мне как-то пофиг." - не понимая, что это такое, мне тоже пофиг.

" Мне внешней свободы много и не надо. Оно конечно мне она нужна и очень, потому лишь только что внутренней свободы у меня с гулькин нос...."

Внешняя свобода, это следствие внутренней свободы - по вере вашей вам и дано будет. Я бы лучше сказал, по знаниям вашим, ибо нет смысла верить, если знаешь. А внутренняя свобода, это следствие знаний и, в первую очередь, о самом себе. Вот и выходит, что не разобравшись в самом себе, смысла говорить о какой-либо свободе, нет. А когда разберёшся, то становится очевидно, что ты обладаешь только степенями свободы, которые можно "безконечно" развивать.

A вообще, все разговоры о свободе, это от лукавого. Надо говорить о том, что такое человек и тогда всё автоматически становится на своё место.
Mad Alex17.08.13 03:05

>>Хунта

Внутренняя и внешняя свобода - диалектика весьма слабенькая. Можно сказать - для избранных. Не каждый ее поймет и воспримет. Типа интеллигентских страданий крокодила. А вот если тебе Свободному в рамках разбоя будут потом отрывать голову в рамках Справедливости - диалектика возникает куда более серьезная. Поэтому и возникает Бритва типа Свобода-Справедливость с нормальной серьезной диалектикой.

>>vktik

Если основным различием между стаей и обществом назвать передачу информации о прошлом и будущем (в религиозно-технологическом плане), то отсчет существования общества можно начинать с возникновения религии. Необходимой для того, чтобы носителя информации не съели в первую очередь, и, соответственно, процесс был просто возможен. Так что в начале было Слово.

vktik17.08.13 09:49
>> Mad Alex

"Если основным различием между стаей и обществом назвать передачу информации о прошлом и будущем (в религиозно-технологическом плане), то отсчет существования общества можно начинать с возникновения религии."

Дело в том, что общество, это ещё более сложная система, чем человек. Нам бы с ним сначала разобраться. Когда разберёмся с ним, разберёмся и с обществом.

"Так что в начале было Слово." - ну если уж совсем точным быть, то вначале была мысль. В статье, в основном, говорится о свободе, как атрибуте личности. Вот личность и давайте рассматривать на основе тех знаний, которые накопились на сегодняшний день. А элементарная шкала измерения свободы личности, это его жизнь, которая имеет начало и конец в виде материального тела.
vktik17.08.13 12:15
Анализ диалога Ешуа и Понтия Пилата ссылка

Прокуратор уже склонен доверять заявлению Иешуа, что тот не призывал толпу разрушить ершалаимский храм, но просит его поклясться, что таких призывов действительно не было- " — Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? — спросил, очень оживившись, развязанный.
— Ну, хотя бы жизнью твоею, — ответил прокуратор, — ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это
— Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? — спросил арестант — Если это так, ты очень ошибаешься. Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
— Я хочу перерезать этот волосок.
— И в этом ты ошибаешься, — светло улыбаясь и заслоняясь рукой о г солнца, возразил арестант, — согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?"

Настасья17.08.13 13:38
> vktik
Дело в том, что общество, это ещё более сложная система, чем человек. Нам бы с ним сначала разобраться. Когда разберёмся с ним, разберёмся и с обществом.

)))))) Не имеет смысла рассматривать человека отдельно от общества. Вне общества человека нет, он просто не появится. Мы и говорить-то выучились, чтобы друг с другом общаться.

Mad Alex17.08.13 14:59
>Вначале была Мысль (Смысл)
А вот нисколько не возражаю. Можете проверить на форуме. И передача Информации в Обществе (о глубоком прошлом и связанным с этим будущем) и есть основной атрибут Человека. В отличие от "человеков", которые мыслят себя и других стаей крыс или даже просто крысами.
>>Настасья
передавать информацию о сейчас умеют и животные. А вот о прогнозах на будужее - обломись.
vktik17.08.13 15:35
>>Настасья

"Не имеет смысла рассматривать человека отдельно от общества. Вне общества человека нет, он просто не появится. Мы и говорить-то выучились, чтобы друг с другом общаться."

Ну в общем это так, но давайте не нарушать принцип от простого к сложному. Ваше утверждение, что человека нет без общества, соответствует уровню понимания о человеке только на материальном уровне. Но человек, это не только материальное существо. Придёт время когда мы поймём, что мы все едины, мы все являемся маленькими частицами одного целого. А это уже совершенно другое понимание, в том числе и общества.

Но в принципе, я с вами согласен, мы можем познать себя только через отношения с другими людьми. Но так как общество является намного более сложной системой, чем человек, то и надо начинать с малого.

kouroush17.08.13 20:58
vktik

о булгаковских персонажах: чем читать школьные сочинения, лучше прочесть Кураева ссылка
vktik17.08.13 22:39
Наверно я действительно зря дал ссылки на анализ книги Булгакова, ведь речь была не о нём, а об отношении и понимании свободы. Я сотру эти ссылки.
Вам спасибо.

PS. Стереть не получается, так как доступ к данному комментарию, отсутствует.
Главный Злодей18.08.13 14:52

Трактатов-то, трактатов-то развели... Всё гораздо проще и категоричнее. Свобода - это когда "хочу" совпадает с "а придётся" (на всех уровнях, начиная с физики и заканчивая обществом). Не больше и не меньше. ("Свобода выбора" - это когда некое конкретное "придётся" не абсолютно жёсткое, и изменение ситуации в некоторых определённых направлениях укладывается в усилие индивидуума, но непосредственно к "свободе" это не относится, и слово "свобода" в данной ситуации, объективно говоря, выбрано неудачно.) Степень свободности измеряется именно тем, сколько из "хочу"-х индивидуума совпадает с его "надо"-хами.

Отсюда очевидно и то, почему понятие "свободы" столь мило нашему сердцу и почему мы склонны считать его за цель. Потому что сердцем-то мы это всё прекрасно понимаем безо всяких трактатов. (Только вот разум доселе пребывал в заблуждении, ибо всякие манипуляторы пытаются называть "свободой" различные искажения этого понятия в выгодном для себя направлении. Но теперь вы просвещены.)

Плохо или хорошо, что свобода есть написанное выше? Само по себе - не хорошо и не плохо. Хотелки у человека могут быть позитивные и деструктивные. Принуждения среды, соответственно, тоже. И совпадать они, естественно, не обязаны.

Путь, которым можно стремиться к достижению свободы, теперь можно очевидным образом сформулировать: стремиться к тому, чтобы хотение совпадало с необходимостью. Но это только звучит просто. Как минимум, просматривается 2 направления этого пути: пытаться прогибать мир под свои хотелки и пытаться прогибаться своими хотелками под надобности мира. Сегодня модно считать, что первое - путь грубой силы и тупиковое направление, а второе - путь мудрости и за ним будущее. Но, как обычно, всё совсем не так просто. Проблемы на пути силы понятны - на тупое прогибание мира не хватит силёнок. Но кто сказал, что оно должно быть тупым и грубым? История неоднократно намекает, что пистолетом и добрым словом почти всегда удаётся добиться значительно больше, чем только пистолетом. Проблемы на "пути мудрости" тоже существуют. Хотя, казалось бы, что проще - сел на попу, смотри на мир да приучай себя радоваться, что происходит именно так, как должно. Ан нет. Во-первых, приучить себя радоватся чему-то, внезапно не менее сложно, чем прогибать окружающий мир. Во-вторых, кто сказал, что происходит "именно так, как должно"? Не слишком ли мы переоцениваем своё понимание, что в этом большом и сложном мире должно, а что нет? Именно "пути мудрости" и обязаны появлением самые уродливые отрыжки человеческой цивилизации - мальтузианство, марксизм-ленинизм, дарвинизм и прочий национал-социализм (а также комплементарные им явления - толстовство, псевдобуддизм, движения за "возврат к природе" и прочее). Сперва сон разума порождает дикую химеру. Затем принимает собственное порождение за "да это же так и должно быть!", и потом, уверовав в то, что нашёл вселенскую истину, пытается творить всякие дела, которые ему даже и не хочется - но "закон природы, против науки не попрёшь". Ну и, наконец, стоя у разбитого корыта, выясняется, что "закон природы" оказался всего лишь химерой глупого разума, и наступает разочарование, многократно более жестокое, чем могло бы возникнуть на пути силы.

Поэтому важнейшим элементом стремления к свободе является ориентиров, внешних и внутренних, которые позволяют различать между "я подумал, что так надо" и "так действительно надо". И, конечно, усилия по их сохранению в работоспособности и правильному использованию. Тут можно (и нужно) вспомнить про заповеди. Тот, Кто нам их дал, уж всяко больше понимал в том, как нужно, чем ограниченный и подверженный заблуждению человеческий разум.

Вот, собственно, и всё.

Teichmann21.08.13 00:35
Гм... По-моему, первые 2 вывода можно записать короче: "Свобода это осознанная необходимость". Формула Энгельса, если не перепутал. И дальше переход к любви, понимаемой на основе цитат из нового Завета. Действительно! Почему это коммунисты так ополчились на религию. В марксизме-ленинизме заменить материализм православием - может, не так плохо получится. По меньшей мере, занятная химера.
BarCode21.08.13 03:51
Свобода - это статуя. Любой американский школьник знает.
uszver26.08.13 01:17
Интересно, под таким углом на "свободу" я не смотрел. Автору спс. Иными словами, Православная вера наша ведёт человека к подлиной свободе, которая есть дар Божий.
Вот только мне кажется, что цель западной цивилизации дать человеку свободу внешнюю, полностью лишив внутренней. То есть заменить свободу на сурогат. Хотя только ли свободу, продукты они заменили на фаст фуд и прочее гмо, любовь на секс, богатство на виртуальный счёт в банке. Не в этом ли фундаментальное различие наших цивилизаций?
А любовь не тонет, любовь не горит....
Sibtek26.08.13 01:54
Именно "пути мудрости" и обязаны появлением самые уродливые отрыжки человеческой цивилизации - мальтузианство, марксизм-ленинизм, дарвинизм и прочий национал-социализм (а также комплементарные им явления - толстовство, псевдобуддизм, движения за "возврат к природе" и прочее).

А современные либерализм/толеразм/сионизм не отрыжка цивилизации?

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Реактивный ответ: новая ракетная бригада защитит Северо-Запад
» Украина остановила закачку газа в хранилища: все топливо уходит на потребление
» В России растет количество осужденных за коррупцию
» Экспорт газа РФ по «Турецкому потоку» в страны ЕС остался рекордным
» В WADA сообщили о невыплате Россией обязательных взносов за 2023 год
» США подстрекают страны мира к всеобщей экономической войне против Китая
» НАТО запускает свои щупальца в Индо-Тихоокеанский регион
» Цена на золото превысила 2,4 тысячи долларов

 Репортаживсе статьи rss

» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"