Регистрация / Вход
текстовая версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

За одной войной прячется другая: После Халифата Роджава
Коалиция США прекратила удары в районе Дейр-эз-Зора
80% города Ракка освобождено от боевиков ИГИЛ
Израиль против появления военно-морской базы Ирана в Сирии
Главная страница » Аналитика » Просмотр
Версия для печати
Нефть укрепляется в ХХI веке благодаря низким ценам
04.09.17 22:19 Экономика

Три года назад обвалились цены на нефть и ожидалось, что это ненадолго. Но с тех пор странности в нефтянке затянулись и всё напоминает приключенческую игру: кто-то собирается в клан и продвигает свои правила, некоторые отшельники ведут себя тихо и медленно наращивают добычу. А кому-то не повезло и их локации исчерпали запасы чёрного золота. Параллельно в игровое пространство пытается вторгнуться раса хипстеров, угрожающих тонкому балансу игры электромобилями.

За последние три года одни тренды и принципы канули в лету, другие появились из ниоткуда, ну а что-то неизменно. В целом, диспозиция в нефтяной игре такова:

ОПЕК и Ко

Самый сильный клан, соответственно и методы просты, грубы, но не менее эффективны - берут осадой на истощение и картельным сговором. Несмотря на собранность и стабильность, отдельные выскочки наращивают добычу нефти и нервируют остальных членов клана: Ливия и Нигерия не дают подняться ценам на нефть и за последний год увеличили добычу на 1,2 миллионов баррелей в сутки (МБ/д), что эквивалентно самим сокращениям добычи нефти странами ОПЕК. Таким образом, две страны нивелировали усилия остальных:

3e01596fa33cccb04697e74a5f2cd51f.png

Впрочем, их можно понять - соглашения ОПЕК заключались в период нестабильности и низкого уровня добычи в этих странах и теперь они лишь возвращаются к предыдущим уровням. Судя по объёмам, Ливия и Нигерия сейчас генерируют около 40% проблем на нефтяном рынке, остальные страны тоже вносят свою лепту, но поменьше.

Также интересно отметить и пополнение в клане нетрадиционной нефти: вдобавок к США и Канаде, Бразилия стала третьей страной, где нетрадиционная нефть составляет половину добычи и более.

Бразилия

Её особенность это гигантские буровые установки на сверхглубоководную нефть - подсолевую. Вот такие конструкции:

Oil_platform_P-51_(Brazil).jpg

Получаются редкие и дорогие скважины (порядка $100 млн за штуку), зато 70 таких скважин эквивалентны добыче Норвегии. Подсолевая нефть это новая страница в истории нефтедобычи Бразилии (а то и мира), за несколько лет уровень добычи достиг 1,35 МБ/д и продолжает увеличиваться, что по объёму опять же сопоставимо с сокращениями ОПЕК. Правда, такая добыча требует огромных капитальных расходов и чуть не обанкротила национальную нефтяную компанию — Petrobras. Подсолевая нефть образовалась благодаря расколу Гондваны на Африку и Америку около 150 млн. лет назад и добывать её можно и у африканского побережья, но там дело идёт медленно.

a7e44539b9056e16c9dd696faa79029c.png

Канада

Современная добыча нефти это квест. В случае Бразилии до неё нужно добираться через километры морской воды и солевых отложений, "сланцевую" нефть приходится “выжимать” из непроницаемой породы с помощью гидроразрыва пласта, а канадская нефть битуминозных песков хоть и лежит на поверхности в прямом смысле этого слова, но её нужно греть / растворять / смешивать / перерабатывать:

tar-in-hand.jpg

Кусок нефти (битуминозного песка)

Несмотря на трудоёмкость и дороговизну процесса, такая добыча удобна в определённом финансовом плане: благодаря стабильному притоку нефти из скважин (стабильнее, чем из традиционных) разовые капитальные инвестиции приносят стабильный доход десятилетиями и такой способ вложений многим по вкусу. Что важно для обсуждаемой темы, добыча нефти из канадских битуминозных песков тоже растёт и достигает 3 МБ/д. Среднесрочные прогнозы говорят о том, что рост продолжится. Также, Канада добывает и 1.5 МБ/д нефти других типов, ниже на графике серыми оттенками отмечена добыча нефти из битуминозных песков:

88cf80cb9869f10e85b9e1f01d4c860b.png

На данный момент из-за низких цен на нефть рост замедлился, но нефтяники во всём мире снижают издержки и канадцы не исключение, поэтому в будущем ожидается рост добычи из битуминозных песков.

США

Самый нестабильный игрок - отвлекается во время игры, а иногда даёт отпор - "сланцевая" нефть. Когда цены снижались, добыча резко пошла на спад. Но при последующем росте цен побила собственный рекорд двухлетней давности. На данный момент ситуация такова, что бурение скважин выросло примерно в 2 раза по сравнению с недавним минимумом и остановилось на этом уровне - на $50 за баррель не разгуляешься. Обилие статистических данных по “сланцевой” нефти позволяет хорошо моделировать динамику добычи в зависимости от цен или бурения и мы по традиции обновляем нашу модель в соответствии с новыми статистическими данными (положительный опыт в моделировании и прогнозировании есть в наших предыдущих статьях по теме: 1,2,3,4). При прочих равных, добыча всё-таки продолжит увеличиваться, хотя уже медленнее. Результаты моделирования при сценарии стагнации буровых установок (51% от максимума) и их продуктивности:

shale.png

Как видно из первого графика, в ближайшие два года от добычи “сланцевой” нефти можно ожидать роста на 1,5 млн. баррелей в сутки - до 7 МБ/д. При этом, мировая добыча превысит 100 МБ/д. Цифры несопоставимы, но “сланцы” тоже держат и будут держать нефтяной рынок в напряжении. В целом, в мировой отрасли аналогичное настроение по “сланцам” и прогнозируется рост. Смоделировать добычу при других сценариях можно в нашем боте в мессенджере “телеграм”.

Низкие цены на нефть логично трактовать в минус нефтяникам, но если попробовать взглянуть на это стратегически, то видны и плюсы.

Стратегия: продлить нефтяной век

Десять лет назад у нефти не было альтернатив и когда в 2008 году цены достигли $130 за баррель - её покупали. Звучали прогнозы о $150 и даже $200 за баррель - всё равно купили бы. Вариант, что весь мир отказывается платить и обрекает себя на транспортный и нефтехимический коллапс звучит маловероятно. Но сегодня “нефтянке” брошен вызов индустрией электромобилей. Пока электромобили это лишь капля в океане машин, грузовиков и автобусов, но исход противостояния предрешён - рано или поздно почти весь сухопутный транспорт будет электрифицирован, а передвижение за счёт последовательности взрывов под капотом станет анахронизмом.

Вторая проблема состоит в том, что “нефтянка” начнёт испытывать трудности раньше, чем мир перестанет в ней нуждаться. Сегодня спрос на нефть растёт и для его обеспечения приходится по земным сусекам разведывать новые запасы и бурить новые скважины - под водой (глубоководная), далеко за полярным кругом (арктическая), среди непроницаемых пород (“сланцевая”) и так далее. Всё это, и тем более последующая разработка, стоит денег, которые включены в цену на нефть. Но если потребление нефти начнёт снижаться, то хватит ранее разработанных месторождений и пробуренных скважин, добыча с которых будет относительно дёшева. Потребление нефти будет всё ещё высоким и даже выше чем сейчас, но цены перестанут радовать.

Поэтому перед нефтянкой логично поставить задачу отодвинуть момент, когда потребление начнёт снижаться - пик спроса на нефть. Мы уже предпринимали попытки примерно оценить дату “пика нефти” и оба раза получали 2030-е годы. В историческом и государственном масштабе “через 15 лет” - это совсем близко, можно сказать на пороге. А значит, уже следует готовиться и что-то предпринимать.

В данном контексте обвал нефтяных цен это хороший удар по электромобилям. Мир при $150 за баррель и бензине по 100 рублей за литр выглядел бы как-то так: об электромобилях начали бы писать даже в “одноклассниках”, акции Теслы взлетают и Илон Маск увеличивает продажи на миллион-другой, попутно строя заводы для десятка миллионов. Остальные автопроизводители срочно пытаются сесть на уходящий поезд и даже Автоваз анонсирует электромобиль “Лада Ампер”. Государственные регуляторы встают на сторону электромобилей и вставляют палки в колёса производителям авто с двигателем внутреннего сгорания, что, кстати, уже сейчас происходит в Китае. В общем, при $150 музыка будет играть недолго…

Низких цен на нефть хватило чтобы разогнать спрос на два года - в 2015 и 2016 годах рост превышал среднестатистические 1,5%. В 2017 году ожидается лишь умеренный рост спроса и логично ожидать дальнейшего замедления, если цены вырастут, например, в два раза до $100 за баррель.

d7e90816c405da47a665f4383b56db14.png

Таким образом, низкие цены на нефть отдаляют светлое будущее электромобилей и предоставляют дополнительные несколько лет на перестройку экономики тем государствам, которые сильно зависят от цен на нефть. Что ж, надо провести их с пользой!

Вячеслав Лактюшкин, специально для "Селадо"

 

 

 

Система Orphus: Если вы замeтили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
mesozoic_2, RU05.09.17 06:12

Попытке создания емкого и дешевого аккумулятора лет более, чем попытке создать экономически целесообразную термоядерную электроэнергетику. С отменой АЭС (из-за аварий на Чернобыле, на Фукусиме, и готовящейся аварии в Бельгии) альтернативной энергетики так же не проглядывается (ветряки и солнечные панели на дотации, они политическая экономика, впрочем, как и вся сегодняшняя экономика ЕС, она давно не рыночная).

Братец Лис, RU05.09.17 20:17
Все.ведь нормально было, вполне нормальная кратенькая обзорная статейка по нефтянке... ну так скопипастили с трех-четырех тематических журналов выжимки... но как только пошла отсебятина начиная про электромобили, все...
Сразу же захотелось кое-кого отправить учить матчасть! Слабенько((

Ковыль, RU05.09.17 20:23

Я завидую таким людям, как этот Лактюшкин. У таких голова не болит. А нечему болеть.


Чашка Петри, остров Пасхи, остров Науру, это те самые классические места, где как только кончается "нефть", так буйным цветом расцветают "электромобили".

ti-robot, RU06.09.17 09:26
Причина и следствие поменял местами:
Экономический кризис привел к снижению потребления массового потребителя, не затронув элитный сегмент потребления, что привело к снижению цен на нефть, что приводит к кризису в отраслях, обслуживающих нефтянку и нефтепереработку, что снижает потребление массового потребителя, что так же давит на цену нефти.
В итоге цена резко упала, потребление немного подросло относительно уровня после падения, что не решает системной проблемы - основа кризиса это финансовая часть экономики, превратившаяся в набор пузырей, которые впитывают все возможные ресурсы.
HaxyxoJIb, ru11.09.17 17:42
> mesozoic_2


Попытке создания емкого и дешевого аккумулятора лет более, чем попытке создать экономически целесообразную термоядерную электроэнергетику. С отменой АЭС (из-за аварий на Чернобыле, на Фукусиме, и готовящейся аварии в Бельгии) альтернативной энергетики так же не проглядывается (ветряки и солнечные панели на дотации, они политическая экономика, впрочем, как и вся сегодняшняя экономика ЕС, она давно не рыночная).



1. частично решено литиевыми аккумуляторами. Правда безопасность и цена остаются вопросами


2. электромобиль не для путешествий. Но основная часть авто эксплуатируется офисными хомячками по маршруту дом-офис, в худшем случае дом-школа-офис-магазин-дом. Все это в пределах города, причем часто небольшого. Для этого в общем возможностей современных электромобилей достаточно


3. слабым местом остается создание инфрастрктуры и прежде всего унифицированных зарядных станций. И дело тут в общем не в том, чтобы развесить розетки на парковках и заставить производителей электромобилей принять какой-то стандарт на зарядку. Никто мне пока не объяснил откуда в городах появятся дополнительные электрически мощности для зарядных станций. Так экспресс зарядка для Теслы жрет сотни киловатт. А теперь представьте, что человеку чтобы попить чаю надо 1,5 кВт, посмотрить телевизор 0,1 кВт, включить компьютер 0,5 кВт, кондиционер 1-2 кВт а поставить вечером машину на зарядку после трудового дня - сотни киловатт. И это в вечерние часы пика, когда городская сеть и так работает на пределе. Хорошо, можно заряжаться не на экспрессзарядках а растягивать зарядку на всю ночь и программировать максимальный ток заряда на ночь когда потребление в городе минимально и есть свободные мощности. Но все равно по самым скромным прикидкам потребность города в электричестве как минимум удвоится при полном переходе на электротранспорт.


4. В свою очередь сам по себе электротранспорт вовсе не гарантирует, что для генерации той же электроэнергии перестанут применять ископаемое топливо.

mesozoic_2, RU11.09.17 18:46
HaxyxoJIb
+
1. С литием проблемы в его ограниченном количестве, годным для коммерческой добычи. Если все перейдут на электромобили = литиевые аккумуляторы, то лития хватит не на долго.
2. Для Токио (с его новой инфраструктурой) электромобиль отличное решение, а вот американские города придется основательно перепланировать (конференции уже собирались, но по теме пересадки на общественный транспорт), и изменять образ жизни, отменять поездки на природу. Американцы бунтовали (коррупция) даже во время Второй мировой из-за режима экономии горючего – что угодно, но только не отказ от образа жизни.
3. Электростанций придется строить в 2-а раза больше. И кто это будет делать и когда? Ведь для запуска проекта нужен избыток электрических мощностей, рыночными методами этого нельзя добиться.
+
На мой взгляд, это все надувательство. Причина? А как и с альтернативной энергетикой – занять население, обеспечив рабочими местами, создать рынок сбыта компаниям. Капитализм то давно искусственный.

HaxyxoJIb, ru12.09.17 17:04

1. Я и писал про цену. По мере роста популярности возникнет рост потребностей что подстегнет цену на литий. С другой стороны на мой взгляд тема утилизации аккумуляторов еще не достаточно освоена. То есть если в развитых странах существуют пункты прием бытовых аккумуляторов, то для сервисов наладить сбор и переработку автомобильных аккумуляторов не должно быть проблемой. Правда сам вопрос переработки литиевых аккумуляторов я не изучал.


2. А вот тут тоже вопросы. С одной стороны в США вполне себе набирают обороты электромобили. С другой начался сдвиг в общественном сознании и постепенная реанимация ОТ, в том числе электрического. Как минимум в центре крупных городов. А вот в Японии по крайней мере 1-20 лет назад большой проблемой было то, что люди часто на работу ездили в другие города что вызывало перегрузку железных дорог. Так или иначе применительно к японским мегаполисам более востребованным будет общественный транспорт нежели личный электрический. Хотя возможно получится развить либо двухколесный электрический либо четырехколесный ультракомпактный.


3. Применительно к России вопрос не столько в количестве электростанций сколько в развитости распределительных сетей. В Москве дефицит мощности не потому что в стране электростанции кончились. В том числе поэтому активно застраивались промышленные площадки - это не только земля но и подстанция. А вот с застройкой новых районов сложнее. Для США примерно так же но там в зависимости от штата и местности могут быть проблемы и с генерацией и с распредсетями или не быть проблем вообще, но можно вспомнить знаменитые веерные отключения. А вот для Азии дефицит и в сетях и в генерации. В Европе по-разному.

Yar_d, RU13.09.17 04:56
Так экспресс зарядка для Теслы жрет сотни киловатт.
откуда такие чудовищные цифры. в нашем городке гибридные и электромобили просто заряжают от бытовых розеток на работе. Розетка это 16 А. Помножте на 220 вольт да на 8 часов рабочего дня - откуда там сотни киловатт. А/м самые заурядные - Prius и Nestia

ti-robot, RU13.09.17 08:18
2 Yar_d.
Экспрес-зарядка это не 8 часов, а 30 минут, и, соответсвенно - 120 кВт мощности. А это больше 150 А трехфазной сети.
iz09, RU13.09.17 12:09
Цена на нефть зависит не от запасов а от идеологии мега-банкиров. Об этом говорили многие, однако ожидали, что цена нефти зависит от каких-нибудь новых месторождений. Сейчас мега-банкиры идут игру на понижение цены нефти, что они делали в конце 1980-х в СССР.
HaxyxoJIb, ru15.09.17 12:38
> Yar_d

Так экспресс зарядка для Теслы жрет сотни киловатт.
откуда такие чудовищные цифры. в нашем городке гибридные и электромобили просто заряжают от бытовых розеток на работе. Розетка это 16 А. Помножте на 220 вольт да на 8 часов рабочего дня - откуда там сотни киловатт. А/м самые заурядные - Prius и Nestia

Время зарядки Tesla Model S
Рассмотрим необходимое время зарядки для батареи с максимальной мощностью 85 кВт⋅ч.



Зарядное устройство Mobile Connector - 29 часов
Mobile Connector с использованием специального адаптера, розетки стандарта NEMA 14-50 имодификации электросети - 9 часов



Зарядное устройство High Power Wall Connector (необходима модификация электросети) - 9 часов
High Power Wall Connector + Twin Chargers* (необходима модификация электросети) - 4,5 часа


*Twin Chargers - двойное зарядное устройство. Расположено непосредственно в автомобиле, позволяет ускорить время зарядки в два раза. Опция доступна при заказе автомобиля.



На зарядной станции Supercharger все как дома. Подъехали к посту, вставили зарядное устройство в отсек, и все. Осталось только подождать.
Примерно 20 минут потребуется для зарядки 85 кВт⋅ч батареи вашего электромобиля на половину! За 40 минут пополнится 80%, а за полтора часа - Tesla Model S 85 кВт⋅ч зарядится полностью.



Итак первые 40 кВтч заряжаются за 20 минут. Это средняя мощность заряда 120кВт. С учетом того, что заряд идет не равномерно, то в момент, когда вы втыкаете зарядку ток еще больше.



В своем официальном комментарии пресс-служба компании Tesla отказалась подтвердить редакции Авторевю планы и места перспективной установки станций, предложив следить за их появлением по факту. А в московской сетевой компании МОЭСК пояснили, что для организации сети Supercharger в России тесловцам сперва придется либо зарегистрировать официальное представительство, либо найти партнера, так как оформить техническое присоединение к электросети столь мощной станции может только юридическое лицо.
Кроме того, замдиректора компании МОЭСК Сергей Степнов пояснил нам, что сети, способные обеспечить зарядку мощностью 120 кВт, доступны далеко не в любой точке и такое присоединение потребует серьезных технических работ и финансовых вложений даже в том случае, если они будут совмещены с действующими топливозаправочными станциями. По предварительным оценкам Степнова, создание одной такой станции может обойтись в сумму более 20 млн рублей. Если учитывать, что Supercharger предполагает свободный доступ и бесплатную раздачу электричества тесловодам, то станет ясно: осилить такие вложения в нашей стране сможет либо сама Tesla, либо очень могущественные инвесторы-энтузиасты вроде владельцев гольф-клуба в Сколково.
Есть и бюрократический нюанс: согласование и исполнение заявки на техническое присоединение энергопотребителей большой мощности может затянуться на несколько месяцев. При этом МОЭСК и опрошенные нами основные энергосетевые компании Московской и Ленинградской областей заявок на подобные зарядные станции ни от Теслы, ни от гипотетически связанных с ней партнеров пока не получали. А отсюда вывод: несмотря на объявленные планы и появление частных Суперчарджеров, официальный приход Теслы со своей сетью экспресс-зарядок в Россию пока, видимо, откладывается.

Это что касается суперчарджеров - то есть сети зарядок сродни заправком где вы можете за вменяемое время зарядить электромобиль по ходу поездки. Конечно можно создать сеть базовых зарядных станций где заряжать электромобили ночью или во время работы. Здесь электромобиль может стоять продолжительное время и требования к пиковым мощностям в разы меньше. Но с учетом их потребного количества (предположим что в Москве 1 млн электромобилей) масштаб проблемы гигантский.

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» 36: Месье, же не манж па сис жур
» Манифест беспартийного россиянина
» 35: Свет мой, зеркальце, скажи...
» 34: Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего
» 33: Не грози, если не можешь исполнить — это демонстрация слабости
» 31: Куда ни кинь, всюду клин
» Правда и ложь о курдо-американских отношениях в Сирии
» 30: С волками жить — по волчьи выть

 Новостивсе статьи rss

» Польша планирует отказаться от российского газа в 2022 г
» Выборы в Германии подвергаются вмешательству, но это не Россия, а американские правые
» Промышленность Украины вернулась к росту в августе в годовом выражении -- Укрстат
» СМИ отследили передачу данных о российских военных в Сирии от США к боевикам
» Коалиция США прекратила удары в районе Дейр-эз-Зора
» EASA готовит ограничения на авиационное движение на востоке Украины
» "Нафтогаз Украины" подал иск к РФ за активы в Крыму
» На Чернобыльской АЭС закончилось место для хранения РАО

 Репортаживсе статьи rss

» ВВС Греции: путь предательства
» Русский bond
» Шестая "Астана" увенчалась деэскалацией в сирийском Идлибе
» Каспийское море – лучший вариант для «Одного пояса, одного пути»
» Mazda планирует отказаться от бензина и дизеля‍
» Берлин борется с ЕС за "Северный поток — 2"
» Борьба за справедливость: Чарли Чаплин и американская «демократия»
» Стратегия экономического развития "Один пояс - один путь"

 Комментариивсе статьи rss

» За одной войной прячется другая: После Халифата Роджава
» Американский эксперт: на Украине явно происходит что-то неладное
» Самый богатый и бедный континент
» «Друзья Украины» рискуют повторить сирийскую ошибку Пентагона
» Российская стратегия стабилизации в Южной Азии
» Настоящая сенсация БРИКС
» Эммануэль Макрон: эпоха народовластия закончилась
» Враг консервативной Америки назван по имени

 Аналитикавсе статьи rss

» Для дела, для семьи: Бизнес как фамильная ценность
» На что рассчитывают в Татарстане, саботируя указания Путина: мнение
» Амбиции и просчеты. Куда завела Турцию ее политика на Ближнем Востоке
» Почему Восточная Европа не хочет евро
» Неконкурентная демократия. Авторитарные США вчистую проигрывают в споре с народовластием КНР
» Нефть укрепляется в ХХI веке благодаря низким ценам
» Трамп и "глубинное государство"
» Мыслить, как русские

 

 

 
текстовая версия © 2006-2017 Inca Group "War and Peace"